• Пример: предыдущий транс
  • Прерывание паттерна рукопожатия
  • Пакетирование реальностей
  • Вложенные циклы
  • 13. Сохраненный в памяти покой: доступ к предыдущим трансам

    Индукция предыдущего транса и проста, и универсальна, поскольку каждый человек когда-либо испытывал измененное состояние сознания, и вход в него вызывает почти идентичную нейрохимическую и поведенческую реакцию. Еще один способ заключается в следующем: чем больше чувств мы используем, вызывая в памяти конкретный опыт, тем более «реальным» станет это воспоминание.

    Индукции предыдущих трансов могут быть связаны с конкретным случаем (с которым гипнотерапевт, естественно, должен быть знаком очень хорошо) или использовать универсальные ситуации, как в приведенном ниже примере.

    Чтобы овладеть этой и другими формами индукции, необходимы изучение и практика. Модель Милтона (см. Приложение 5) построена на языковых паттернах, которые индуцируют измененные состояния. Вы можете попрактиковаться в создании собственных индукций, записать их, испытать на других людях и даже на себе (разумеется, сначала индукции нужно записать на магнитофон).

    Начиная изучать гипноз, я копировал сотни и сотни индукций настоящих специалистов, таких, как Милтон Эриксон. Я не просто слепо копировал их, но еще и выявлял паттерны. Они отпечатывались в моем подсознании и оказывались под рукой, когда были мне нужны.

    Вот так я создаю индукции, подобные описанной ниже. Я использовал ее уже несколько раз.

    Пример: предыдущий транс

    Когда вы начинаете возвращаться и вспоминать тот конкретный случай... который мог происходить, когда вас гипнотизировали ранее, или даже... когда вы были у дантиста, и, возможно, он дал вам в качестве наркоза закись азота... понимаете, от этого газа вы... почувствовали себя по-настоящему хорошо... или какой-то другой случай, когда вы начинали чувствовать себя по-настоящему комфортно и расслабленно... вспомните... самый первый услышанный вами звук... и свое первое ощущение... а теперь вспомните, что вы услышали потом... и что почувствовали потом... итак... идем дальше... Вот вы сидите здесь, смотрите на меня... на минуту закройте глаза и вспомните, каково это было — находиться в том месте...

    И... может быть, если вы погрузитесь в медитацию, то сможете подумать о том, какие ощущения возникают в состоянии глубокой медитации... в какой точке тела они зарождаются? И как двигаются... по мере того как вы расслабляетесь все больше и больше? А теперь, в буквальном смысле слова, возьмите это ощущение и расширьте его, чтобы оно закрутилось быстрее... и я имею обыкновение... дышать точно так же, как и человек, который сидит пере- до мной... и просто расслабляться... Я скажу вам, что как только я расслаблюсь... вы расслабитесь, и вы будете сидеть здесь... и вам будет интересно, что же случится дальше...

    И вы можете обнаружить в себе склонность разговаривать с самим собой... и... если вы должны это сделать... то разговаривайте с собой медленно... низким голосом... или просто считайте... 20... 19... 17... и с каждым счетом говорите все медленнее и... зевайте... мед-лен-но зевайте... и если почувствуете себя расслабленным, просто скажите: «А-а-а-ах!»... и почувствуйте, что расслабились еще больше...

    И если вы почувствовали легкое головокружение, не беспокойтесь об этом... просто плывите по течению... потому что вы понимаете разницу между расслаблением и отсутствием расслабления... это как находиться в воде и просто дрейфовать по течению... и вы знаете разницу между верхом и низом, поэтому просто позвольте себе... опуститься...

    И чем больше вы будете пытаться остановиться... и волноваться, и думать, правильно ли вы поступаете... если вы волнуетесь о том, удастся ли вам расслабиться... это неправильно, поэтому вам осталось только... погрузиться все глубже и глубже... еще глубже... вы все понимаете... вспоминаете о расслаблении с каждым своим вздохом... вдох и выдох... подумайте об этом слове... мягкость... и мне нравится это слово, потому что... если вы смягчитесь рос-кош- но... то можете смягчить все свои мышцы... сделать мягкими свои мысленные образы... вы можете смягчить внутренний диалог и можете зевать еще сильнее... и погрузиться в глубокий, глубокий покой... то, что вы делаете, даже не понимая, происходит в глубинах, в самых глубинах абсолютно расслабленного состояния... то, что находилось на задворках вашего разума, выходит на передний план, а то, о чем вы раньше беспокоились, и то, что вас волновало, может просто исчезнуть...

    И если перед вами стоит мысленный образ, развейте его, отодвиньте от себя, и... если с вами говорит внутренний голос, пусть он удалится дальше... а вы просто плывите по течению... к состоянию комфорта... Вы слушаете мой голос, и каждое слово имеет собственное значение... потому что в этом и заключается чудо речи — мы можем все понять... еще до того, как поймем реальное значение каждого слова... поэтому, когда я говорю слово «мягкость», вапю тело уже понимает его смысл... и когда я сейчас произношу слово «спать», вы понимаете, что это означает...

    И когда я говорю, что ваше подсознание сейчас хочет помочь вам... вашему подсознанию нужно сделать нечто определенное... ваше подсознание всегда защищало вас... если что-то приближается к вам, вы моргаете... если кто-то приближается к вам, периферическое зрение извещает вас об этом... вы входите в состояние полной активности... и когда вы это сделаете, то расслабитесь, по-настоящему расслабитесь... в вас возникает растущее ощущение комфорта... и чем глубже вы погружаетесь, тем комфортнее себя чувствуете... и помните, что нужно улыбаться, потому что так приятно знать... что ваше подсознание сейчас помогает вам справиться с тем, с чем вы в других обстоятельствах ни за что не справились бы... вы словно погрузились в сон, потому что во сне вы не всегда знаете, что спите... поэтому вы сейчас должны увидеть сон... в котором клубятся ваши надежды... клубятся ваши желания... в котором ваши беспокойства и страхи уходят на задний план, потому что... когда вы отступаете, то погружаетесь все глубже и глубже, в глубину самого себя... прямо сейчас ваше подсознание... поможет вам справиться с этим мыслями... и вы перейдете от ощущения комфорта к одному непрерывному наслаждению... потому что в этом состоянии вы должны знать только одно — что... в конце туннеля вас ожидает бесконечное наслаждение.

    УПРАЖНЕНИЕ Индукция предыдущего транса

    Выберите три универсальных примера из повседневной жизни, в которых люди полностью расслаблялись.

    Используя модель Милтона (Приложение 5) в качестве руководства, создайте три 10-минутные индукции, направленные на создание и углубление ощущения комфорта, спокойствия и расслабления. Связывайте «искусно уклончивые» предложения друг с другом с помощью союзов, временных фраз и других способов, о которых мы говорили раньше. Ваша речь должна быть неконкретной. Не диктуйте человеку, что он должен чувствовать, а вместо этого создавайте варианты и возможности, из которых он сможет выбрать.

    Наложите все сенсорные модальности друг на друга, чтобы углубить и обогатить опыт.

    Проверьте индукцию на партнере или на самом себе (для этого запишите ее текст на магнитофон).

    Примечание. Обязательно четко призовите клиента к выходу из транса, к полному пробуждению и бодрости.

    14. Творчество из путаницы: прерывание паттернов, пакетированные реальности и вложенные циклы

    Прерывание психомоторных паттернов может полностью лишить человека ориентации, а когда он дезориентирован, то воспринимает любое следующее утверждение как имеющее смысл. В лингвистическом отношении я часто пакетирую отрицания или пресуппозиции, чтобы перегрузить сознание и доминирующее полушарие мозга. Это позволяет получить доступ к бессознательному и к недоминирующему полушарию.

    Но прерывание паттернов может иметь разные формы. Этот прием чрезвычайно эффективен. Впервые я использовал его при работе с феминисткой по имени Филлис. Она хотела быть эмансипированной женщиной, но продолжала жаловаться своим коллегам по группе на то, что практически все вокруг пытаются использовать ее в своих интересах. Соседка по комнате постоянно заставляла ее мыть посуду, никто, кроме нее, в квартире не убирался, никто ее не ценит — и бла-бла-бла!

    Естественно, я повернулся к ней и спросил: «В чем же проблема? Разве вы не можете просто сказать «нет»?»

    Она посмотрела на меня и страшно побледнела. «Нет, — ответила она, — я не могу говорить «нет» людям». Я спросил: «Что вы имеете в виду?», а она ответила: «Если я скажу кому-нибудь «нет», этот человек умрет».

    Филлис буквально воспринимала эту идею. Она поняла это, пройдя курс психоанализа и открыв, что в ее детстве мать решила уйти от отца-алкоголика. Отец умолял жену остаться, но она ушла и забрала дочь с собой. Когда они вернулись домой, то нашли отца мертвым в трех дюймах от телефона. Он умер от кровотечения, у него открылась прободная язва желудка.

    Конечно, Филлис пришла к выводу, что если бы они с матерью не отказались остаться, то могли бы вызвать «Скорую помощь» и спасти жизнь отца... и так далее и тому подобное,..

    Но факт оставался фактом: она позволяла окружающим относиться к себе, как к половой тряпке. Она никогда никому не отказывала. Это было настоящее безумие! Я посмотрел ей прямо в глаза и сказал: «Ну, давайте, скажите же мне «НЕТ»!. Она взглянула на меня и ответила: «Нет, я не могу этого сделать». Я тут же рухнул со своего кресла прямо на пол.

    Филлис посмотрела на меня, а я сказал: «Скажи мне «нет»! Скажи мне «нет» еще раз! Скажи мне «нет». Скажи мне «нет» прямо сейчас!» Филлис твердила: «Нет, нет, нет, нет, я не могу...» И чем больше она твердила свою фразу, тем сильнее хохотала, потому что из этой ситуации не было выхода. Абсолютно никакого! Она попала в замкнутый крут. Произошла путаница понятий.

    Вербальная путаница понятий приводит к тому, что, если заставить людей смеяться, они начинают здраво оценивать собственное поведение. Я часто пользуюсь этим приемом, поддразнивая людей, и это заставляет их смеяться над собственной глупостью.

    Я поведенчески использую квантор общности (ем. Приложение 4). В тот раз я сказал: «Хорошо, Филлис, я скажу, чего хочу от вас. Я хочу, чтобы вы легли перед входной дверью в мой дом, и люди могли вытирать о вас ноги».

    Она ответила: «Это невозможно. Я не собираюсь этого делать». Тогда я сказал: «Значит, вы говорите мне «нет»? Вы пытаетесь убить меня. Вы ненавидите меня. Вы хотите убить меня. Пожалуйста, лягте перед моей дверью прямо сейчас...»

    После этого занятия, когда кто-нибудь просил Филлис что-то сделать и ей хотелось отказать, она начинала хохотать. Раньше в ее подсознании жил страх убить человека, теперь же ее реакция была вызвана одновременно и сознанием, и подсознанием. Когда человек сознательно хочет сказать «нет», а его бессознательное подсказывает, что он в опасности, возникает конфликт, который парализует человека. Только когда сознание и подсознание действуют рука об руку и движутся в едином направлении, люди в полной мере осознают собственное поведение.

    Я помню, как встретился с Филлис несколько лет спустя. Она была одета вовсе не как феминистка. Скорее она походила на руководителя среднего звена, и оказалось, что она действительно занимает этот пост. Она осталась феминисткой, но совсем другого толка. Раньше она не могла сказать «нет», теперь же стала начальницей. Уверен, что ей приходилось отказывать множеству людей, особенно, когда речь заходит о повышениях.

    Некоторое время я активно изучал прерывание паттернов, поняв, что все эти прочные убеждения в определенный момент времени превращаются в безвыходные круги. Люди, которые утверждают, что ни в чем не могут быть уверены, абсолютно в этом уверены. Люди, которым свойственна медлительность, никогда не медлят с промедлением. Во всех подобных паттернах всегда присутствует элемент парадоксальности.

    А лучший способ разрешения парадокса — заставить человека смеяться.

    Прерывание паттерна рукопожатия

    Милтон Эриксон использовал прерывание паттерна и прием путаницы очень часто. Где бы я ни преподавал искусство гипноза, меня всегда просили продемонстрировать его индукцию «прерывание паттерна рукополштия». Однако я должен признаться, что он никогда не использовал этот прием именно так, как демонстрировал его я: Милтон был парализован и просто не мог выполнять движения так гладко и быстро, как это было необходимо.

    Тем не менее он подсказал мне прекрасную идею. Я видел, как однажды его представляли весьма самоуверенному молодому человеку, который был уверен в том, что знает о гипнозе абсолютно все. Он считал, что Милтон не может ничему его научить.

    Во время знакомства Милтон поднял свою парализованную руку здоровой и толкнул ею своего гостя как раз на том уровне, где обычно происходит рукопожатие. Толчок парализованной руки был настолько неожиданным, что молодой человек сразу же смутился. Милтон обожал смущать людей и часто делал это намеренно, чтобы индуцировать транс. Пока молодой человек открывал и закрывал рот, будучи не в силах ничего произнести, Милтон наклонился вперед и произнес свою классическую фразу:

    «Атеперь... поговори со мной, как ребенок...»

    Шок от жеста Милтона и неопределенность его слов были настолько сильны, что молодой человек мгновенно вошел в глубокий транс и погрузился в возрастную регрессию. А Милтон получил возможность жестко отчитать его за плохие манеры.

    Причина смущения этого молодого человека совершенно ясна. Во всех культурах существуют определенные психомоторные паттерны, некоторые из них мы называем «традициями» и следуем им автоматически.

    Рукопожатие ^—одна из самых распространенных западных традиций, реакция на стимул в чистом виде. Если кто- то протягивает нам руку, мы автоматически ее пожимаем. В программе между протягиванием руки и ее пожатием нет ничего другого. Мы и миллионы других людей строим подобные обобщения и живем в соответствии с ними вполне счастливо.

    Пока программа выполняется с начала и до конца, никаких проблем не возникает, но если она неожиданно прерывается, возникает путаница. А при возникновении путаницы тут же индуцируется транс, потому что мозг ищет инструкций, что ему делать дальше.

    Прерывание паттерна рукопожатия в своей окончательной форме сознательно разрывает процесс реакции на стимул. Перед закрытием процесса путем завершения рукопожатия можно вставить другие, неожиданные внушения и инструкции. Клиент почти всегда забывает о том, что происходило между началом и завершением рукопожатия.

    Даже если вы никогда не использовали прием прерывания паттерна рукопожатия в такой форме, как описано ниже, я предлагаю вам попрактиковаться в нем с партне- ром, пока он не станет для вас совершенно привычным. Это повысит вашу способность к индукции или распознаванию легкой путаницы и позволит творчески использовать ее для индукции транса.

    УПРАЖНЕНИЕ Прерывание паттерна рукопожатия

    Протяните правую руку партнеру, словно хотите пожать ему руку. Сделайте это уверенно, постоянно сохраняя зрительный контакт.

    Когда его рука протянется для рукопожатия, скользните вперед левой рукой и возьмите его протянутую руку. Большой палец должен лежать на тыльной стороне его ладони, а остальные пальцы — обхватывать запястье.

    Сразу же начните вращать его руку против часовой стрелки. Поднесите его кисть прямо к его лицу, остановившись всего в нескольких дюймах.

    Одновременно указательным пальцем правой руки укажите на его ладонь и командным тоном произнесите: «Смотрите!»

    Пока он будет пытаться сосредоточиться на кисти, слегка отодвиньте ее и придвиньте обратно. При этом продолжайте говорить: «...на свою руку... обратите внимание на то, как меняется четкость вашего зрения... вы продолжаете внимательно рассматривать свою кисть, а ваша рука начинает опускаться...»

    В этот момент совершайте незаметные, неуловимые движения кистью партнера, пока не почувствуете, что его мышцы напряглись. Теперь отпустите его руку и продолжайте:

    «...легкими, незаметными движениями... обратите внимание на то, что, пока это происходит, ваши веки начинают смыкаться... и ваша рука свободно опускается, а ваши глаза полностью закрываются, но только так быстро или так медленно, как вы будете готовы перейти в расслабленное и комфортное состояние...»

    Продолжайте говорить гипнотическим языком, усиливая опускание руки партнера и углубляя его состояние путем подкрепления даже мельчайших признаков формирующегося транса. Убедитесь, что его движения абсолютно бессознательны. Движения должны быть мелкими и прерывистыми, а не стремительными и непрерывными. Если его рука опускается слишком быстро, поймайте ее своим указательным пальцем и скажите: «Не так быстро. Я сказал «легкими, незаметными движениями...» При этом слегка покачивайте его руку. Почувствовав каталептическую реакцию, усильте ее, сказав: «Это правильно», а затем продолжайте диктовать инструкции. В любой момент вы можете приказать партнеру остановить опускание руки, а в это время сделать ему определенное внушение или отдать необходимую команду. Затем просто скажите ему, что он может продолжать опускать руку, «пока она не коснется моей, и мы сможем пожать друг другу руки, словно ничего не происходило».

    Когда его рука достигнет уровня талии, крепко пожмите ее, встряхните несколько раз и прикажите партнеру открыть глаза... прямо сейчас!

    В свое время прерывание паттерна рукопожатия считалось самой быстрой индукцией. Впоследствии я разработал еще более быстрые методы, но все они зависят от способности гипнотерапевта распознавать естественные признаки транса и соответственно изменять собственное вербальное и невербальное поведение.

    Некоторые методы путаницы могут показаться тревожащими и дезориентирующими. Другие же гораздо мягче, но при этом не менее эффективны.

    Пакетирование реальностей

    Один из паттернов, описанных мной в книге «ТРАНСформация», назывался «Пакетирование реальностей». В ходе этого процесса одна история встраивается в другую, из-за чего слушатель теряет уверенность в том, какой факт принадлежит какому уровню. Возникает легкая путаница. Подобный прием в зависимости от природы историй оказывает очень успокаивающее воздействие.

    Простейший способ пакетирования реальностей заключается в следующем. Для начала скажите: «Однажды у меня была клиентка, в точности, как вы...» (это должно успокоить слушателя, поскольку история связана с кем-то другим) «...у которой была аналогичная проблема...» (подстройка) «...из-за которой она не спала ночами...» (дополнительная подстройка) «...пока не встретила подругу. И она сказала: «Знаешь, беспокойство не решит твою проблему...» (внушение) «...моя мать всегда говорила: «Реши, что ты можешь изменить, и измени это. Прими то, чего ты изменить не в силах, расслабься и продолжай жить своей жизнью...» (внушение) «...и она поняла, что сосредоточивалась на том, чего не хотела, и сказала: «Гораздо важнее решить, чего ты хочешь на самом деле...» (внушение) «...и тогда она сказала...»

    К этому моменту слушатель теряет нить повествования и уже не понимает, о какой реальности мы говорим. Возникает состояние легкой путаницы.

    Как только вы пройдете через несколько уровней реальности, можете начинать встраивать инструкции обработки, связанные с тем, что клиент должен сделать. Можно использовать любые подходящие языковые паттерны, в частности «паттерн цитат» модели Милтона (см. Приложение 5), а также другие приемы, описанные в этой книге. Клиент, скорее всего, будет полностью податлив. Почти с полной уверенностью можно сказать, что он забудет, в чем точно заключались ваши инструкции. Но будьте готовы к тому что его убеждения и поведение изменятся — почти спонтанно.

    УПРАЖНЕНИЕ Пакетирование реальности

    Заранее решите, какого результата хотите добиться. Убедитесь, что он отвечает всем критериям хорошей формулировки.

    Постройте последовательность историй или анекдотов, встроенных друг в друга, как показано ранее. Используйте «паттерн цитат» модели Милтона, а также другие паттерны, отвечающие вашим требованиям.

    Внутрь одной или нескольких историй встройте инструкции обработки. Самый легкий способ — это просто произнести: «И он сказал: «Сделайте то-то и то-то...»

    Проверьте свои пакетированные реальности на партнере.

    Вложенные циклы

    Поскольку основное внимание в своей работе я уделяю обучению, то всегда ищу более быстрые способы усвоения информации и предлагаю их людям, которые ко мне обращаются. Я был пионером процесса «бессознательной уста- новки», который наряду с другими приемами многоуровневой коммуникации, слишком многочисленными для того, чтобы перечислять их в этой книге, использует прием «вложенных циклов». Циклы — это очень мощные приемы быстрой индукции измененных состояний. Когда информация и инструкции правильно расположены внутри вложенных циклов, клиент зачастую даже не сознает, что получает их. Позже он с удивлением обнаруживает, что его мысли, чувства и поведение изменились.

    Вложенные циклы могут быть и простыми, и сложными. Тут все зависит от вас. В начале изучения этого мощного способа коммуникации вам понадобится тщательно продуманный план. Однако регулярная практика сделает этот процесс гораздо проще, в чем вы уже убедились на примере всех остальных усвоенных навыков.

    Принципы, на которых строятся вложенные циклы, — это тяга сознания к «осмыслению» полученной информации, способность подсознания выявлять множественные нити входной информации и его потребность искать завершение любого незавершенного дела или «цикла».

    Открытие и закрытие цикла — это суть рассказа. Дети автоматически реагируют на незавершенные истории. Классический способ открытия обучающего цикла для ребенка — это традиционное начало: «Когда-то, давным-давно...» Мне кажется, что это еще одна область, которой обучение пренебрегает. То, что мы пытаемся научить человека чему- либо, вовсе не означает, что его не следует развлекать. Я называю такой процесс «обучением с развлечением».

    Вложенные циклы могут использоваться в самых разных целях.

    Во-первых, такой цикл привлекает внимание слушателя и не позволяет отвлечься раньше времени. В тот момент, когда кто-нибудь скажет: «Да, да, я это знаю», донести дополнительную информацию будет уже невозможно. «Угу...» — это сигнал того, что разум слушателя закрылся.

    Во-вторых, вложенные циклы могут также связывать или «строить цепочки» различных состояний у слушателя. Вызывая на разных этапах различные эмоциональные реакции, вы можете направить слушателя в нужном вам направлении.

    В-третьих, информация или инструкции обработки встраиваются внутрь циклов, и, когда очередной цикл завершится, информация останется в подсознании слушателя, но при этом он напрочь забудет об имевшей место реальной «установке».


    Встроенные инструкции обработки


    На этом рисунке изображен паттерн простого цикла: история или утверждение начинаются, потом прерываются для передачи информации или инструкций обработки, а затем история или утверждение завершаются.

    Вложенные циклы, как ясно из названия, более сложны. В них используется множество историй. Первая история прерывается на середине, и начинается следующая. Вторая, в свою очередь, тоже остается незавершенной, и начинается следующая. Слушателю становится все больше и больше любопытно. Он испытывает легкое раздражение, не зная, чем закончатся все эти истории. Информация или инструкции встраиваются на каждом уровне процесса. Впрочем, их можно поставить прямо перед началом закрытия циклов в обратном порядке.

    Следовательно, процедура (с использованием трех циклов) такова: начало истории 1 (возможно: встроенная информация), прерывание для начала истории 2 (возможно: встроенная информация), прерывание для начала истории 3 (встроенная информация). Затем завершение истории 3, завершение истории 2, завершение истории 1.

    В упражнении, описанном ниже, используется пять циклов, но по мере приобретения опыта их количество можно увеличивать. Все мои ученики используют множество, множество циклов, причем каждый приводит к собственному результату. Циклы можно закрывать в рамках беседы, или через несколько часов, или через несколько дней. На некоторых моих семинарах циклы завершаются спустя несколько недель.

    Конец истории 1 Конец истории 2 Конец истории 3 Конец истории 4 — Конец истории 5

    Начало истории 1 « - —

    I Встроенные инструкции обработки

    Начало истории 2 I —

    \ Встроенные инструкции обработки

    Начало истории 3 V

    \ Встроенные инструкции обработки

    Начало истории 4 -V — —

    Встроенные инструкции обработка

    Начало истории 5 V

    Встро^кые инструкции обийогки

    На рисунке вы видите паттерн вложенных циклов «Пять входов, пять выходов». На каждом этапе история начинается, прерывается для передачи информации или инструкций обработки, а затем начинается следующая история. Процесс повторяется для всех пяти историй 1, 2, 3, 4, 5, которые затем завершаются в обратном порядке, т. е. 5, 4, 3, 2, 1.

    УПРАЖНЕНИЕ Вложенные циклы «Пять входов, пять выходов»

    Для начала выявите пять инструкций обработки или блоков информации, которые вы хотите донести до партнера. Это могут быть встроенные команды, прямые инструкции или упражнения, созданные для целей обучения.

    Теперь найдите пять анекдотов, каждый из которых создает у слушателя нужное настроение или вызывает требуемое состояние (т. е. любопытство).

    Постройте собственный паттерн «Пять входов, пять выходов», испепьзуя в качестве руководства рисунок, приведенный выше.

    Проверьте свой паттерн на практике — с партнером или с помощью магнитофона.

    Примечание 1. Помните, что при использовании нескольких уровней инструкций обработки устанавливать их нужно в обратном порядке — от последнего к первому.

    Примечание 2. Новичкам часто бывает сложно построить плавный переход от одной истории к другой. Вы можете использовать фразы типа «Это напоминает мне...» или подхватывать слово или выражение из последнего предложения и использовать его как начало следующего утверждения. Попрактиковавшись, попробуйте применять различные переходы, благодаря которым ваша речь будет звучать гибко и уверенно.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх