• ЛЕКЦИЯ 27
  • Первая книга Маккавейская

    ЛЕКЦИЯ 27

    Книга разделяется на несколько частей, повествует о борьбе Маккавеев против Антиоха IV Епифана и его преемников в период времени, обнимающих 41 год. Это примерно 175–134 годы до Р. Х. Книга делится на 4 части. 1 и 2 главы описывают эпоху эллинизации Иудеи и говорится о походах Александра Македонского и того, что за этим последовало — восстание Маттафии. С 3 главы по 9-ю — подвиги Иуды Маккавея, его героическая борьба против языческого владычества. С 9-й главы 23 стиха по 12 главу — это подвиги Ионафана Маккавея, его брата и с 13 по 16 главу — это подвиги Симона Маккавея.


    Первая Книга Маккавейская начинается с периода эллинизации времени Александра Македонского.


    «После того, как Александр, сын Филиппа, Македонянин, который вышел из земли Кеттим, поразил Дария, царя Персидского и Мидийского, и воцарился вместо него прежде над Елладою, — он произвел много войн и овладел многими укрепленными местами, и убивал царей земли»

    (1 Мак1:1–2).


    Сейчас знаменитая гробница Александра Македонского находится в археологическом музее в Стамбуле. Она туда перевезена и восстановлена — величественный саркофаг из гранита и белого камня и мрамора, который украшен различными барельефами, повествующими о завоеваниях Александра Македонского, о его походах, его славных делах.

    После завоевания Александром Македонским почти всей видимой вселенной, он разделил свою империю. Он удивительно рано скончался. Кто-то говорит, что он был отравлен, кто-то, что убит, кто-то говорит, что он погиб от своей нечестивой жизни. Но он скончался и его империя была разделена на три части: греческую, сирийскую и египетскую, где все его военачальники получили управление.


    По свидетельству блаж. Иеронима и Оригена, 1 Маккавейская книга в оригинале была написана на еврейском языке, но до нашего времени она дошла только на греческом, латинском и сирийском языках. Время происхождения книг можно определить по стихам (1 Мак 16:23 и 24) , которые содержат замечание о правлении Иоанна Гиркана. Это годы 135–105 до Р. Х. Не говорится о его смерти, следовательно книга была написана ранее 105-го года до Р. Х. Писателем книги безусловно был палестинский еврей, который о своей личности не оставил воспоминаний. Он подражал методу написания древних хроник, описывал исторические события, но своей главной целью считал их религиозную интерпретацию.

    Бедствия своего народа, которые постигли иудейский народ, он целиком относил за счет греховности народа, когда народ отходил от Бога, а победы объяснял помощью Божией. Автор книг был человек, ревнующий о Боге, в полной мере сознающий, что борьба между языческими влияниями и обычаями Израиля ведется за то, чтобы восторжествовало истинное богопочитание. Поэтому он выступает, как противник всякой эллинизации, восхищается теми людьми, которые отдают свою жизнь за закон, за Храм и отвоевавшие религиозную свободу. Он своего рода летописец; борьбы, который описывает то, как народ Божий очищался перед пришествием в мир Мессии.


    Александр Македонский царствовал 12 лет и умер и слуги его были владыками каждый в своем месте. И по смерти его возложили на себя венцы, и после смерти их сыновья их и, как сказано, умножили зло на земле.


    «И вышел от них корень греха — Антиох Епифан, сын царя Антиоха, который был заложником в Риме, и воцарился в сто тридцать седьмом году царства Еллинского»

    (1 Мак1:10).


    1 и 2 глава говорят о том, что после завоевания Александра Македонского и разделения монархии сразу приходит гонение Антиоха Епифана. Описывается история иудеев в годы 324 по 176, т. е. в период подчинения Птолемеям, а десятилетие подчинения Селевкидам опускается. Автор начинает повествование с религиозно нравственной характеристики иудеев накануне восстания. Согласно этому описанию, религиозное общество, многие иудеи приняли нравы и обычаи эллинизма. В Иерусалиме образовалось греческое училище и многие оставили обряд обрезания. Когда воцарился Антиох Епифан, он решил совсем уничтожить все негреческие религии, в том числе иудейскую религию своей монархией.

    Возвращаясь из похода на Египет, он занял Иерусалим и разграбил все сокровища храма. Это 170-й год до Р. Х. А через год один из его начальников вновь осаждает Иерусалим, берет его штурмом и вновь предает грабежу и насилию. Иерусалим запустел, Храм был осквернен. Затем вышел указ Антиоха о введении единой греческой религии у всех, подвластных ему народов. Многие из иудеев, предав закон Моисея, приняли эти языческие обычаи, а надзиратели начали повсеместно возводить алтари греческим богам.

    Наконец, в 15-й день месяца хаслева в 168 году был осквернен жертвенник Иерусалим{59}ского храма и сам храм в честь Живого Бога Яхве был обращен в языческое капище Зевса Олимпийского. Все эти постройки — великолепны, большие амфитеатры, шикарные бани, площади с колоннадами и анфиладами. Когда видишь пергамский алтарь, поражаешься великолепию белого мрамора, хотя все это в полу-руинированном состоянии и воздвигается из небытия, их вид поражает.


    Иудеи имели только свой Иерусалимский храм и вокруг них была эта обстановка древнего Востока. К ним приходит эта культура: новый культ — прекрасный человек, в нем гармония, начиная от лучезарных камней, до неба. И эллины предложили поклоняться своим культам, потому что этому поклонялись их предки и весь цивилизованный мир. С их точки зрения, если иудеи этого не понимают, то они просто варвары. Таким образом, многие не устояли.

    В это время в городе Модин, небольшом городе к северо-востоку от Иерусалима на защиту истинной религии восстает священник Маттафия вместе со своими сыновьями. Когда в Модин явились царские полномочные с целью понуждать город к идолопоклонству, по их приказанию был воздвигнут жертвенник Зевсу. Маттафия отказался подать пример языческого приношения, (т. е. они должны были есть свиное мясо, которое приносилось в жертву) и громко исповедовал свою религию, как повелевал закон (Втор 23).


    «В те дни восстал Маттафия, сын Иоанна, сына Симеонова, священник из сынов Иоарива из Иерусалима; жил он в Модиме. У него было пять сыновей: Иоанн, прозываемый Гаддис, Симон, называемый Фасси, Иуда, прозываемый Маккавей, Елеазар, прозываемый Аваран, Ионафан, прозываемый Апфус. Видя богохульства, происходившие в Иудее и Иерусалиме, он сказал: горе мне! для чего родился я видеть разорение народа моего и разорение святого города и оставаться…



    Храм его сделался, как муж бесславный, драгоценные сосуды его унесены в плен, младенцы его избиты на улицах, юноши его пали от меча врага… И разодрал Маттафия и сыновья его одежды свои и облеклись во вретища, и горько плакали»

    (1 Мак2:1–14). Он умертвил на месте иудея, который принес жертву Зевсу, затем убил царского посланника и разрушил жертвенник, чем подписал себе смертный приговор.


    Обратившись с воззванием к народу, Маттафия скрылся со своими сыновьями в горах вместе с другими патриотами, стали хасидеями, или по-современному, хасидами. Началась партизанская война, которая шла в защиту закона и восстановление национальных обычаев, которые были попраны эллинистами. После нескольких месяцев борьбы, священник Маттафия умирает и завещает своим сыновьям продолжить дело защиты закона, Симона назначает советником, а Иуду — главным военачальником.


    Следующий раздел книги повествует о подвигах Иуды Маккавея. Именно он получил название Маккавея, или молота. Был храбрым воином, талантливым полководцем. В его планы входило не только восстановление закона, но по всей вероятности, также восстановление независимого государства, по крайней мере, на правах частичной автономии. Он возглавляет борьбу против Селевкидов, одерживает ряд побед над полководцами Антиоха Епифана и Димитрия Сотера: сначала над войсками Апполония, военачальника в Иерусалиме, затем в Вефороне над многочисленными войсками Сирона.

    После этих неудач Антиох IV поручил подавление восстания своему наместнику Лисию, который направил в Иудею 47-тысячное войско под предводительством трех полководцев: Птолемея, Никанора и Горгия. Вскоре передовой отряд этого войска, который возглавлял Горгий, потерпел полное поражение в районе Еммаума. Такая же участь постигла армию Лисия, которая насчитывала 65 тысяч человек в сражении при Ефроне в 164 году. После этого сражения и отправления Лисия в Антиохию, Иуда занял Иерусалим. Храм был очищен, обновлен и заново освящен. После трехлетней мерзости запустения в нем снова стали совершать богослужения. Это одно из прообразовательных мест, которое говорит о том, что Антихрист будет три года попирать святыни христиан, после которого придет новое очищение.

    В память обновления храма был установлен новый восьмидневный праздник 20-го хаслева 164 года. Продолжая очищать страну, Иуда вместе со своими единомышленниками воевал против Идумее, которые были отчасти их родственниками и приняли эллинистов, Аммонитян и других народностей и довольно успешно. После смерти Антиоха IV Епифана в Вавилоне в 164 году Лисий провозгласил царем его сына Антиоха V Евпатора. Годы правления 164–152, а Иуда, поставивший своей целью изгнание неприятеля, осадил неприступную крепость Давидову, находящуюся в руках врагов. Это крепость — Сионская цитадель.

    На помощь осажденным поспешил новый царь и Лисий, который повел с собой 120 тысяч войска и 23 слона. В битве погиб один из Маккавеев — Елеазар. Существует знаменитая иллюстрация Гюстава Доре — «Битва Елеазара», он там стоит под слоном, пронзая его брюхо копьем. Слон на него падает, Елеазар совершает героический поступок. Иуда был разбит в этом бою и вынужден был отступить и укрыться в храме. Неожиданно пришло спасение. Антиох V, услышав о намерении Филиппа воцариться в Антиохии, предложил иудеям мир и религиозную свободу.

    {60}

    Однако, настроенный про-эллинистически, первосвященник Менелай был увезен в Антиохию и там казнен, как виновник беспорядка. В 162 году в Антиохии воцарился, бежавший из Рима, сын Селевка IV Димитрий Сотер. («Сотер» — в переводе «спаситель») вместо Антиоха V некий Алким из рода Ааронова, домогавшийся первосвященства. Он вошел в сговор с царем и получил от него первосвященнический пост и военную помощь, чтобы подавить сопротивление Иуды. После неудач Алкима Димитрий выставил против восставших крупные военные силы под руководством полководца Никанора. Но тот пал в битве при Вефароне, а войско его было истреблено.

    После этого события Иуда фактически возглавляет страну и пытается сделать очень важный политический шаг — заключить союз с римлянами. Впервые мы видим, что посылается делегация (8 гл). Но к сожалению, в 160 году Иуда пал смертью храбрых в битве с превосходящими силами военачальника Вакхида.


    Следующий период книги — события после смерти Иуды Маккавея, когда борьбу против Селевкидов возглавил Ионафан Маккавей. В это время погибает старший брат Иоанн Маккавей и Ионафан с братом Симоном вновь возглавляют государство, которое им досталось. Они борются против первосвященника Алкима, который с помощью войск сумел занять Иерусалимский храм. Алким вскоре умер, возможно после инсульта, а Вакхид потерпел поражение и вновь заключил мирный договор с Ионафаном.

    Происходят постоянные междоусобные войны между иудеями, настроенными против эллинистов и теми, которые были вместе с ними. Была настоящая гражданская война и храм переходил из рук в руки. Мира не было очень долго. Началась борьба за Сирийский трон. Димитрий I и Александр Валлос считали Ионафана своим союзником и делали ему выгодные предложения. Ионафан предпочел Александра Валласа, последний разбил своего противника и стал царем, а Ионафана сделал первосвященником, сирийским князем, военачальником и гражданским правителем Иудеи. Это произошло примерно в 145 году. Во главе Иудеи становится первосвященник, он считался царем и гражданскими, и церковным.

    Почти до падения Иерусалима власть такой и оставалась. Христа повели на суд к Анне и Каиафе, Ирод был номинальным владыкой, потому что первосвященник был с этих времен авторитетом и его слово было законом. Когда Александр Валлас был разбит, царем стал Димитрий II Никанор и Ионафан осадил крепость Давидову в Иерусалиме, которая все еще находилась в руках сирийцев. Димитрий II не был достаточно сильным и искусным военачальником, поэтому он осаду эту снял и присоединил к Иудее некоторые области Самарии и уменьшил подати.

    Первосвященник Ионафан стал поддерживать Димитрия II и даже давал ему свои войска, когда тому было совсем худо. Спасенный воинами Ионафана, Димитрий II не выполнил того, что обещал, а именно, вывести гарнизон сирийских войск из Иерусалима. Тогда Ионафан присоединился к его соперникам, к Трифону и юному Антиоху VI Епифану, который объявил себя царем. Используя волнения в империи Селевкидов, Ионафан завоевал многие города на приморской равнине и на юге Иудеи и усилил обороноспособность Иерусалима, отделив сирийский гарнизон от Иерусалима высокой стеной, которая оставалась очень долго.

    В поиске союзников Ионафан возобновил мирные переговоры с Римом и Спартой. Это уверенное движение полной независимости было приостановлено предательством, захватом Ионафана союзным полководцем Трифоном, который был опекуном юного Александра Антиоха VI Епифана, который хотел стать во главе всего и боялся, что Ионафан будет его противником. Последним из живых остается Симон Маккавей.

    Симон — последний брат, признается повсеместно вождем Израиля. Он вступает в борьбу с Трифоном, намереваясь захватить страну врасплох. Хитрый Трифон требует от Симона сто талантов серебра и двух сыновей Ионафана, обещая отпустить последнего. Симон, к сожалению, удовлетворяет эти требования (странная наивность). Однако, Трифон не исполняет своего обещания и не сумев завоевать Иудеи, предал смерти Ионафана и возвратился в свою страну. Он объявил себя царем вместо убитого Антиоха VI. Тогда Симон, используя благоприятные условия, так как была борьба за царский престол, входит в сношения с царем Дмитрием II Никанором. Он получает от него грамоту, в которой освобождает иудеев от дани царем Антиохии.

    Симон стал единоличным правителем страны в 150 год эры Селевкидов или 143 год до Р. Х. Этот год стал годом новой эры у иудеев. В официальных документах стали так писать: «1-го года при Симоне, великом первосвященнике (он стал первосвященником, когда был Ионафан), вожде и первосвященнике Иудеев». В этот же год Симон завоевал крупный город Газу и наконец-то изгнал из Сионской крепости языческий гарнизон сирийцев. На великом собрании священников народа и князей страны в мае 140 года Симон был избран первосвященником, военным и гражданским правителем «на век, доколе восстанет Пророк верный» (1 Мак 14:41–42), т. е. до пришествия Мессии. Вольно или невольно они были пророками.

    Они пророчествовали сами о себе. Т. е. как только жезл отошел от Иуды, потомки Маккавея перестали быть во главе государства, вла{61}стителем стал идумеянин и пришел Спаситель. Антиох, которого прозвали Седет 138–129, сын Дмитрия II Никанора, признает полную независимость Иудеи, предоставив им право чеканить монету в своей стране.

    Антиох VII представлял Симону претензии на город Иоппию, но посланные войска были разбиты Иудой Симоновым (его сыновья были воинственны). В 135 году Симон коварно умерщвлен своим зятем Птолемеем, который пытался узурпировать власть и место Симона, как первосвященника, занимает его сын — знаменитый Иоанн Гиркан. Годы его правления 134–104 год до Р. Х.


    Общий вывод об этих книгах прежде всего тот, что книги Маккавейские представляют нам несомненную ценность для изучения истории того времени. Это великолепная хронология, говорящая о том, что и как происходило. Важно так же, что автор в этой книге много цитирует официальных документов, которые больше нигде не сохранились. К более десяти документам можно отнестись с полным доверием. Книга изобилует описанием точности событий, местности, всех естественных мест, которые подтверждаются и раскопками и наличием тех городов. Хронология ведется по греческому летоисчислению. Исходная точка — 312 год до Р. Х. Но события, которые связываются с храмом, с иудейской историей датируются по иудео-вавилонскому календарю. Исходная точка — нисан (апрель) 311 год.

    Есть многочисленные сведения о других народах, которые больше нигде не встречаются, кроме этой книги. Важно то, что упоминается об Александре Македонском, о делении монархии, т. е. то, что определяется реальностью. В книге почти не упоминаются имена Божии, что однако не умаляет ее религиозного характера и можно объяснить тем, что в духе книжников своего времени, в употребление термина «небо» подразумевалось имя Божие.

    По мнению отцов и учителей церкви, 1 книга Маккавейская проникнута духом истинного благочестия. В ней очень много поучительного, того, чтобы нам понять, что нужно для исполнения закона, о том, как нужно защищать свою веру, свою независимость.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх