Кое-что о таланте

Каждый мыслящий родитель, глядя на своего ребенка, задает себе вопрос: «Есть ли у него талант? Если есть, то в какой области и как его раскрыть?» Есть и другая позиция, в которой главное – заботиться о своем малыше, вовремя его накормить, одеть, обуть, а уж прорежется талант или нет – не наше дело, ребенок вырастет и сам выберет себе дорогу в жизни.

По общепринятым рассуждениям, талантливым можно назвать только того ребенка, который, как только научился держать спину, сразу же садится за рояль, только научился водить карандашом по бумаге, сразу же пишет великие формулы. Талант мыслится как некая неординарность, как исключение из правил, которое дается природой только избранным детям, одному из миллионов. Остальным можно не беспокоиться. Ведь если вы сами – простой рабочий, ваш дед был рабочим и ваши предки не отличались ничем таким особенным, откуда в вашей семье может появиться чудо природы? – рассуждают такие родители.

Я вам скажу, что это один из наиболее вредных стереотипов в родительском воспитании.

Действительно, существуют дети, которые очень рано проявили невероятные способности, к примеру, в одиннадцать – двенадцать лет окончили школу с золотой медалью, в 15 лет защитили кандидатскую диссертацию или, будучи школьником, решили задачи, над которыми безуспешно бились взрослые умы. Но, как показывает практика, ранние проявления таланта в большинстве случаев не подтверждаются в дальнейшей жизни. Единицы из этих вундеркиндов действительно становятся выдающимися личностями, способными использовать преимущества раннего старта. Многих же ранняя слава безнадежно губит, и они вырастают самодовольными эгоистами, ждущими прежнего поклонения, но не способными показать реальных весомых достижений. Более того, они оказываются совершенно неприспособленными к взрослой жизни, потому что они не встречались с затруднениями и не знают, как их преодолевать.

И, напротив, история знает немало случаев, когда человек, чьи способности в детстве оценивались как средние и даже ниже, становился выдающейся личностью. Множество таких имен вписано золотыми буквами в историю человечества.

Посмотрите, с чем приходится сталкиваться человеку, вынужденному идти иногда против всего мира, чтобы иметь право заниматься своим любимым делом.

Великого Бетховена учитель музыки называл самым бездарным учеником.

Создателя прекраснейших мультфильмов в мире Уолта Диснея в юности уволили с должности газетного художника «за отсутствие таланта».

Майкла Джордана, величайшего спортсмена, не взяли в школьную команду за отсутствие способностей.

Эйнштейн начал разговаривать с трудом в четыре года, и до девяти лет все окружающие считали его слабоумным ребенком, инвалидом.

Михаил Ломоносов впервые сел за парту только в двадцать лет.

Томаса Эдисона считали умственно отсталым ребенком.

Эдит Пиаф – одна из величайших певиц – тысячу раз слышала, что у нее нет голоса и она бездарна.

В большинстве случаев эти люди смогли состояться только благодаря моральной поддержке своих родных, вере в них матерей и отцов, пронесенной ими через годы неудач.

Но иногда сами родители ставят препятствия на пути развития своего ребенка. Это происходит по разным причинам: желанию направить детей по проторенному пути своего личного опыта, презрительному отношению к неподобающей, по их мнению, профессии, собственной ограниченности или неуверенному шаткому положению в социуме. Практически всегда за этим стоит невнимательное, недальновидное отношение к тому, что ребенок считает важным для себя, неуважение к маленькому человеку как к отдельной самостоятельной личности. Такие родители не могут понять своего ребенка, и вместо того, чтобы защитить его от агрессии окружающего мира, дать ему всемерную поддержку, напитать его своим уважением, они присоединяются к когорте высмеивающего, критикующего окружения.

По сути, сами того не осознавая, они предают своих детей. И это, к сожалению, одна из самых больших и распространенных ошибок родительского воспитания.

Великий скульптор Роден с трех раз не смог поступить в академию художеств. Его отец сокрушался: «Мой сын – идиот!» Отец Дарвина очень беспокоился: «Мой сын – бездарь. Кроме собак его ничто в жизни не интересует». Отец «автомобильного короля» Генри Форда очень хотел, чтобы тот стал фермером и пошел по его стопам. Для того чтобы выбить из Форда «чудачества» с непонятными механизмами, он частенько брался за ремень.

Гениального композитора Петра Ильича Чайковского в десятилетнем возрасте отдали учиться в училище правоведения, которое готовило чиновников юстиции. Композитор вспоминал эти годы с горечью, так как по прихоти родителей в течение долгих девяти лет был оторван от серьезных занятий музыкой.

Старший брат Иоганна Себастьяна Баха мнил себя единственно стоящим учителем для маленького мальчика, оставшегося на его попечении после смерти родителей. Девятилетний Иоганн был вынужден тайком брать из запертого шкафа ноты с произведениями прославленных композиторов и ночами при лунном свете переписывать их в свою тетрадь. Эта работа серьезно повредила зрение будущего композитора. Но однажды брат застал его за таким переписыванием и грубо отобрал тетрадь – плод шестимесячного труда. Бах избавился от его опеки только в пятнадцать лет.

Отец Микеланджело называл сына ленивым и нерадивым, потому что мечтал вырастить из него хорошего чиновника. Один Бог знает, сколько усилий потребовалось приложить мальчику, чтобы отец смирился с его художественными наклонностями и отправил учиться живописи.

«Отец» современной книги, изобретатель печатного станка Иоганн Гутенберг по настоянию своего отца – потомственного чеканщика монет – получил образование золотых дел мастера. Когда вместо этого прибыльного занятия молодой человек начал заниматься собственным печатным станком, его отец настолько воспротивился этой глупой, на его взгляд, затее, что Гутенберг на долгие годы рассорился с ним и даже отказался от фамилии отца – Генцфлейш фон Зульчелох.

Здесь приведены примеры людей, которые сумели выдержать напор критики и неверия в них даже со стороны близких и добились воплощения своих замыслов. Они стали знаменитыми, стали известными. Но сколько огорчений и душевного разлада принесло им это ненужное противостояние! Насколько выше они смогли бы подняться, если бы родные относились к ним с вниманием и заботой, ободряли в нелегкие моменты, помогали в их движении вперед!

Оглянитесь вокруг, сколько рядом с нами живет людей, которые не смогли преодолеть это сопротивление, это неприятие инертной массы общества, воздвигающего барьеры из устоявшихся воззрений и стереотипов? Людей, которые не захотели огорчать своих родителей и послушно оставили путь своего призвания ради их спокойствия?

Не вы ли, читатель, один из них?

Родительская любовь – очень сложное явление. Она должна быть и безрассудной, безоглядной, когда речь идет о спасении жизни или здоровья ребенка, и достаточно мудрой, чтобы суметь отойти на второй план, когда ребенок становится самостоятельным, дать ему возможность самому определить жизненные приоритеты.

Но я глубоко уверен, что первое и непременное условие в воспитании ребенка – это заботливое и бережное отношение к его личности.

Мы не имеем права диктовать ребенку, не имеем права отбирать его призвание, каким бы смехотворным и абсурдным нам оно ни казалось. И, напротив, даже если мы уверены в таланте ребенка, принудительное, эксплуататорское отношение к нему может только навредить.

Людвига Ван Бетховена отец вынуждал просиживать за упражнениями по семь-восемь часов. Ему не давала покоя слава маленького Моцарта. Он будил мальчика по ночам и, несмотря на уговоры испуганной матери, заставлял сонного малыша проигрывать сложнейшие произведения на память. Только сильнейшее влечение к музыке не отпугнуло сына и не отвратило его навсегда от искусства.

Мать Никколо Паганини увидела во сне ангела, который возвестил, что ее сын будет великим музыкантом. Отца – предприимчивого и практичного торгового агента – этот сон обрадовал: если его сын будет знаменит, значит, принесет семье много-много денег. И он взялся за дело со всей энергией: уверившись в таланте Никколо, он практически лишил его детства. Маленького мальчика запирали в чулан, и отец следил, чтобы он играл непрерывно. Если Никколо не слушался, его лишали еды. Эти занятия подорвали здоровье великого музыканта и добавили немало трагических ноток в его творчество.

Каждый человек рождается талантливым.

В каждом из нас скрыта божья искра, бездна талантов и способностей, реализовать которые нам мешает даже не общество, даже не отсутствие средств, а именно неверие в свои силы. Неверие, воспитанное в нас нашими родителями.

Психологи говорят, что самую главную, фундаментальную роль во взаимоотношениях человека и общества играют события первого года жизни. Именно в этот период закладывается база, определяющая будущее место человека в социуме. И только родительская любовь способна заложить прочный фундамент доверия к миру. Если малыш изначально доверяет миру, он вырастает уверенным человеком. Если нет – всю жизнь ему придется преодолевать в себе страх неприятия, страх отверженности.

Я не прошу вас любить своего ребенка. Без этой любви вы не читали бы этих страниц. Но я просто хочу вам напомнить, что каждым своим сомнением, каждой мелочной придиркой вы можете поколебать в нем этот фундамент, вызвать душевный разлад, который затем отзовется в его взрослой жизни.

Я глубоко убежден, что каждый родитель просто обязан говорить своему ребенку, что он талантливый, одаренный человек.

Искать в нем будущее дарование, давать ему пробовать себя в разных направлениях, поддерживать в нем стремление к развитию. Неважно, чем он занимается – игрой на скрипке или рисованием, пишет стихи или фотографирует. Пусть его опыты, на ваш взгляд, изобилуют ошибками, пусть его каракули не предвосхищают появления будущего Шишкина или Айвазовского. Откуда вам знать, может, в вашем ребенке живет Пикассо! Главное – ваше поощрение, восхищение и поддержка будут ему стойкой опорой в будущем.

Только вера в себя поможет ребенку обнаружить свои способности и выдержать затем сотни падений и неудач, сотни порицаний и злобных отзывов сторонних наблюдателей.

Только самораскрытие, самореализация человека способны подарить ему смысл в жизни, сделать его счастливым. Когда это произойдет, во сколько лет – неважно. Он может найти свой единственный путь и в пять, и в сорок пять лет. Но однозначно – раскрытие таланта состоится.

Поль Гоген был банковским служащим, отцом троих детей, владельцем большого дома. Но его работа и респектабельный образ жизни не давали выхода горящему в нем огню самовыражения, он был несчастен. Он решился на отчаянный шаг: оставив семью и работу в тридцатипятилетнем возрасте, Гоген уехал в Париж, а затем – на Таити. Он жил в простой хижине в крайней бедности, но благодаря ему мир увидел невиданное сочетание красок и линий. Его картины сказали новое слово в живописи, Гоген стал одним из прославленных импрессионистов, заложил основы живописи XX века.

Так стоит ли судить о наличии или отсутствии таланта только по нашим несовершенным меркам образовательной, воспитательной системы, по отзывам критиканов, исходя из собственного ограниченного жизненного опыта и общепринятых точек зрения?

Стать родителем, дать миру новую жизнь суждено далеко не каждому человеку на земле. По статистике, двадцать процентов всех супружеских пар в мире так и остаются бездетными. По какой-то причине Бог не дает им возможность увидеть свое продолжение, испытать ни с чем не сравнимое ощущение чуда рождения новой жизни. Каждый человек – уникален, природа выбрала его из трехсот миллионов возможных генных комбинаций. Задача каждого родителя – с благодарностью принять божественный дар и сделать все, чтобы помочь ему состояться в этой жизни.

Помните, на Земле нет ни одного неспособного, неталантливого ребенка. Есть только невнимательные родители.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх