• Приложение 1. Развитие четырех видов интеллекта/способностей — практическое руководство
  • Приложение 2. Обзор литературы о теориях лидерства
  • Приложение 3. Авторитетные высказывания о лидерстве и менеджменте
  • Приложение 4. Высокая цена низкого доверия
  • Приложение 5. Применение четырех видов дисциплины исполнения
  • Приложение 6. Результаты исследования по методу xQ
  • Приложение 7. Подход компании FranklinCovey
  • Приложения

    Приложение 1. Развитие четырех видов интеллекта/способностей — практическое руководство

    РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА — PQ

    Начнем с тела, с физического интеллекта (PQ), поскольку тело — это инструмент ума, сердца и духа. Если человек сможет подчинить тело духу, т. е. физиологические потребности и страсти — совести, он станет хозяином самого себя. Люди, чья жизнь зависит от физиологических потребностей и страстей, а не от совести, не способны жертвовать собой. Промежуток между стимулом и реакцией у таких людей заужен — они теряют личную свободу, хотя все время считают, будто пользуются ею. Тело — хороший слуга, но плохой хозяин.

    В словах греческих философов «Познай себя, управляй собой, реализуй себя» заключена великолепная последовательность. Предлагаю вам три основных способа развития своего физического интеллекта. Во-первых, это рациональное питание; во-вторых, постоянные сбалансированные занятия физкультурой; в-третьих, правильный отдых, релаксация, управление стрессом и профилактика.

    Современные исследования свидетельствуют, что неспособность рационально управлять собой ведет, к преждевременному старению, снижает ясность ума и даже затрудняет доступ к присущим нам врожденным интеллектуальным способностям. Верно и обратное: увеличение внутренней согласованности ведет к повышению продуктивности всех физиологических систем, творческих способностей, приспособляемости и гибкости[112].

    (ДОК ЧИЛДР И БРЮС КРАЙЕР)

    Рис. П. 1.1

    Большинство людей, живущих в цивилизованном обществе, повсеместно понимают и принимают эти три способа развития физического интеллекта. О них говорит нам здравый смысл. Однако обычная практика не всегда соответствует здравому смыслу. Очень немногие практикуют все три способа.

    В своей книге «Сила полного участия» (The Power of Full Engagement) Джим Лоэр и Тони Шварц подчеркивают, что секрет высокой активности и личного обновления кроется в управлении энергией, а не временем. Естественно, они с уважением относятся к управлению временем, однако считают, что главным критерием при определении того, как человек управляет временем, является то, как он управляет своей энергией. Изучая природу и естественные законы, которым подчиняется все человечество, они подчеркивают важность соблюдения цикла, колеблющегося между активностью/деятельностью и отдыхом/обновлением. Авторы применяют подход целого человека: тело, ум, сердце и дух. Их внимание сосредоточено на важности привычек, которые они называют ритуалами, для увеличения нашей энергии и работоспособности.

    Рациональное питание

    Большинству из нас известно, что следует есть, а чего не следует. Ключ рационального питания в его сбалансированности. Я с готовностью признаю, что не являюсь специалистом в области диетологии, однако, подобно большинству из нас, имею определенные знания о том, что наше тело и системы организма, включая иммунную, лучше всего укрепляются тогда, когда мы едим больше цельного зерна, овощей, фруктов и белковой пищи с пониженным содержанием жира. Если мы едим мясо (лучше в небольших количествах), оно должно быть постным. Все больше исследований свидетельствуют о пользе регулярного потребления рыбы. Пищу с высоким содержанием насыщенных жиров и сахара (включая многие продукты быстрого питания, продукты, прошедшие технологическую обработку, и сладости) следует потреблять очень редко или вообще от нее отказаться. Всегда следует помнить, что секрет — в сбалансированности и умеренности. Научитесь не потакать своим слабостям и не объедаться. Другими словами, научитесь вовремя останавливаться — когда вы уже почувствовали насыщение, а ваш желудок пока еще не переполнен. Наконец, пейте больше воды — от шести до десяти стаканов в день. Это оптимизирует работу организма и способствует поддержанию физической формы и нормального веса.

    Я также убедился в эффективности регулярного голодания, когда вы раз или два пропускаете прием пищи, чтобы дать отдохнуть пищеварительной системе и очистить организм. По своему опыту могу сказать, что основную пользу от голодания вы получите даже не физически, а умственно и духовно. Посту как средству выхода на более высокий уровень самосовершенствования и самоконтроля, а также более глубокого осознания того, насколько зависимыми мы на самом деле являемся, учат практически все основные религии мира.

    Я твердо убежден: если вы должным образом контролируете свои физиологические потребности, это увеличивает вашу способность контролировать свои страсти и очищать свои желания. Это помогает вам обрести ощущение подлинного смирения и позволяет составить более точное представление о том, что в жизни по-настоящему важно.

    Мне самому пришлось пережить негативные последствия переедания, экстремальной диеты и бездумного поедания неполноценной пищи.

    С самым большим искушением я сталкиваюсь, находясь в пути, когда к концу дня ощущаю огромную усталость, прихожу в отель и заказываю еду в номер. Я понял, что, когда я поступаю неблагоразумно и потакаю своим прихотям, это сказывается на моем уме и духе и даже на качестве сна. Легендарный тренер Винс Ломбарди любил говорить: «Усталость делает всех нас трусами». Это абсолютно верно в моем случае, поскольку, когда я по-настоящему устаю, я склонен пускаться по пути потакания своим прихотям, в результате мой ум и дух выходят из равновесия на день или два. Если вы подчиняете свое тело уму и духу, то благодаря такой дисциплине и самоконтролю обретаете огромное спокойствие и уверенность. Про себя могу сказать, что, испытывая голодные боли, которые на самом деле связаны не с истинным голодом, а являются следствием отказа от пристрастия к сладкому, я говорю себе: «Нет ничего сладостнее, чем быть худым». Я также наглядно представляю себе, как эти голодные боли пожирают жировые отложения. Если мы подчиним свое желание ощущать приятный вкус необходимости правильного питания, то постепенно научим свои вкусовые рецепторы прислушиваться к голосу триллионов клеток, которые требуют рационального питания.

    Но, собственно говоря, это дело личное, и каждый должен сам решить, какое питание является разумным для него. Однако уверен, что практически все могут ощутить невероятную пользу от личной победы над своим собственным телом. Эта победа, кроме того, влияет на нашу способность добиваться общественных побед в отношениях с другими людьми и в переориентации себя в направлении жизни служения и вклада в окружающий мир.

    Постоянные сбалансированные занятия физкультурой

    Регулярные занятия физкультурой — упражнения для сердечно-сосудистой системы, на силу и гибкость — значительно повышают как качество нашей жизни, так и ее продолжительность. Опять же секрет в сбалансированности. Нашему обществу свойственен малоподвижный, неактивный образ жизни. Однако существует огромное количество различных возможностей регулярно заниматься физкультурой. Начните с малого, с того, что вы можете выдержать. Делайте что-нибудь ежедневно или, по крайней мере, три-пять раз в неделю. Выберите то, что вам нравится и что соответствует вашим личным потребностям и условиям. Проконсультируйтесь с врачом. Варьируйте выполняемые упражнения, чтобы тренировать разные системы организма и избежать излишних перегрузок. Многим нравится ходьба, если есть возможность, то энергичная. Другие бегают, плавают, работают в саду или катаются на велосипеде. Многие занимаются в спортзалах на тренажерах, предназначенных для тренировки различных групп мышц, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, например на «бегущих дорожках», велотренажерах, степинговых, эллиптических, гребных и других тренажерах.

    Подъем тяжестей, а также другие силовые упражнения приносят большую пользу людям любого возраста, делая их сильнее, улучшая осанку, заряжая энергией, замедляя и прекращая разрушение костей и улучшая сжигание калорий.

    Моего личного опыта недостаточно, чтобы проиллюстрировать все результаты постоянных, сбалансированных занятий и тренировок. Для меня важнее польза для умственной и духовной, нежели для физической сферы, хотя и впечатляют ошеломляющие данные исследований, свидетельствующие о пользе регулярных занятий для тела. Основой моей программы всегда были аэробные упражнения, позволяющие благодаря работе мышц ног укрепить сердце и кровеносную систему и повысить эффективность процесса поглощения кислорода организмом.

    Из всех аэробных упражнений я лично предпочитаю бег, однако, занимаясь разными видами спорта, я повредил себе колени, и теперь мне приходится упражняться на велотренажере. Я обнаружил, что на велотренажере я могу одновременно делать что-нибудь еще: разговаривать по телефону и отдавать распоряжения, даже несмотря на то, что дышу в это время, как неистовый Дарт Вейдер[113]. Я могу смотреть образовательные или развлекательные телепередачи. Я веду содержательные беседы со своей женой или детьми, которые тоже тренируются в это время. Мы подбадриваем друг друга или делимся интересными идеями.

    Кроме того, я убедился в том, насколько важны упражнения на повышение тонуса мышц и на гибкость. Помню, как однажды тренер подошел ко мне, когда я, лежа на скамье, поднимал штангу для укрепления пресса. Он сказал, чтобы я сделал максимальное число упражнений, на которое только хватит сил, а потом — еще одно. Я поинтересовался, зачем это нужно, и он ответил, что наибольшая польза достигается в самом конце занятий, когда мышцы уже устали и находятся в крайнем напряжении (боль), а потом в течение сорока восьми часов восстанавливаются и укрепляются. Для меня это было потрясающим открытием, поскольку я всегда старался закончить занятия, почувствовав усталость и боль. Но тренер встал надо мной и сказал: «Я возьму штангу, как только вы не сможете продолжать». Этот принцип подходит и для трех остальных измерений нашей жизни. По мере достижения предела возможностей наша способность к действию повышается. Эмерсон выразил это так: «Если мы настойчиво продолжаем что-то делать, нам становится легче, и происходит это не потому, что изменяется характер того, что мы делаем, а потому, что повышается наша способность делать это».

    Я стараюсь пять-шесть дней в неделю выполнять аэробные упражнения, три дня в неделю — упражнения на повышение тонуса мышц и шесть дней в неделю заниматься упражнениями на растяжку и/или йогой, чтобы улучшить свою гибкость. Я получил большую пользу, ознакомившись с методикой Пилатеса по укреплению внутренних мышц тела. Каждому следует проанализировать свою собственную ситуацию и определить, что для него является самым благоразумным. Однако хочу еще раз подчеркнуть: я убежден, что упражнения повышают самоконтроль и степень владения собой, что увеличивает, и очень существенно, промежуток между стимулом и реакцией.

    Когда я преподавал в университете, я просил своих студентов сформулировать ряд конкретных целей, которых они хотят добиться за семестр. Наладить правильное питание и регулярные занятия физкультурой — эти цели включало в свой список подавляющее большинство студентов. Это было своего рода соглашением в духе «Выиграл/Выиграл» со студентами, после заключения которого они несли ответственность и отчитывались за исполнение. Кроме того, я просил их делиться своими открытиями и новыми знаниями, полученными благодаря этому опыту, а также оценивать свои достижения по тем задачам, которые они перед собой поставили. Поскольку такая оценка постепенно стала в немалой степени определять оценку, которую они получали за прослушанный курс, у них была как внешняя, так и внутренняя мотивация. Некоторые студенты не хотели брать на себя обязательства в этой чисто физической области, и я с этим соглашался. Тогда они ставили перед собой другие задачи, которые, по их мнению, им следовало решить, и отчитывались за их выполнение.

    Вы не можете себе представить, каких результатов смогли добиться студенты, поборовшие в себе пристрастие к сладкой или неполноценной пище и начавшие заниматься физкультурой как минимум по тридцать минут три раза в неделю. Развитие этих новых навыков и отказ от старых привычек оказались настолько впечатляющими, что изменили их отношения с другими людьми. Достигнутые результаты повлияли на работоспособность, остроту ума, способность к учебе и самоконтроль. В конце семестра те студенты, которые не взяли на себя обязательств по воспитанию тела, пожалели об этом, услышав рассказы тех, кто это сделал и достиг поставленных целей в физической сфере.

    Задумайтесь над этим. В неделе 168 часов. Если вы будете затачивать пилу на физическом уровне с помощью регулярных сбалансированных упражнений в течение, скажем, всего двух-трех из этих 168 часов, эти два или три часа окажут настолько существенное положительное воздействие на ваше здоровье, включая улучшение сна, что вы начнете замечать значительные результаты и ощущать огромный прилив жизненных сил, которые обретете благодаря подобному контролю над собой.

    Дух побеждает плоть.

    Правильный отдых, релаксация, управление стрессом и профилактика

    Первооткрыватель и лидер в области исследований стресса доктор Ганс Селье утверждает, что существует два вида стресса: дистресс и эустресс. Дистресс имеет место в том случае, если вы ненавидите свою работу, возмущаетесь многочисленными тяготами жизни и чувствуете себя жертвой. Эустресс возникает в результате положительного напряжения, которое вы испытываете в период движения от своего нынешнего состояния к тому, чего хотите достичь. Это может быть какая-нибудь значимая цель, проект или дело, которые по-настоящему вас вдохновляют, задействуют ваши способности и разжигают энтузиазм; одним словом, это ваш голос. На основе практических исследований доктор Селье показал, как эустресс помогает укрепить иммунную систему, увеличить продолжительность жизни и получать от нее радость. Короче говоря, не следует избегать стресса, если это хороший стресс — эустресс. Он укрепляет нас и расширяет наши способности. Естественно, все должно быть сбалансировано и смягчено надлежащим отдыхом и релаксацией или так называемым «управлением стрессом», точнее говоря, «управлением эустрессом». Селье объяснял, что женщины живут приблизительно на семь лет дольше мужчин по психологическим/духовным, а не по физиологическим причинам («женские заботы не кончаются никогда»).

    В профессиональных кругах широко распространено мнение о том, что две трети всех заболеваний обусловлено образом жизни человека. Это касается неправильного питания, курения, недостаточного отдыха и релаксации, безрассудного растрачивания здоровья и многих других случаев плохого отношения к своему телу. Многие связывают различные заболевания с генетическими факторами, однако, как уже говорилось выше, между стимулом и реакцией всегда есть промежуток, и если людям известно о нем, а также о своей способности совершать выбор, основываясь на принципах, они не обязательно заболеют тем, к чему у них есть генетическая предрасположенность. Даже большинство видов рака можно излечить, если выявить на первой или второй стадии, пока он не перешел в агрессивную форму.

    Внимание современной западной медицины сосредоточено главным образом на лечении, а не на профилактике, а лечение, как правило, осуществляется с помощью химических препаратов или хирургии. Хотелось бы, чтобы парадигма медицины стала шире, глубже и включала различные взаимодополняющие элементы, в том числе альтернативные способы лечения, действенность которых доказана на практике.

    Я считаю, что очень важно проходить медицинский осмотр, хотя бы раз в год, чтобы различные проявления или симптомы заболеваний могли подсказать мудрый выбор. У меня самого есть как лечащий врач, так и врач, занимающийся вопросами профилактики, и я с огромным уважением отношусь к обоим. Я понял, что фундаментальный принцип жизни состоит в том, чтобы взять на себя ответственность за свое здоровье. Нужно задавать вопросы, принимать активное участие в процессе лечения и профилактики, изучать и проверять возможные варианты и рассматривать альтернативные формы лечения, вместо того чтобы просто перекладывать ответственность за свое здоровье и хорошее самочувствие на кого-то другого.

    Пренебрежение развитием и здоровьем тела

    Подумаем, что происходит с остальными тремя измерениями нашей природы, когда мы пренебрегаем телом. Мы можем не только утратить свое здоровье, но и пострадать на ментальном уровне — потерять сфокусированность, креативность, выносливость, твердость, смелость, способность к обучению и память. А тренируя свое тело, отдыхая и правильно питаясь, мы сохраняем концентрацию и ясность ума, а также стремление узнавать новое.

    Что происходит с нашим эмоциональным интеллектом, с нашим сердцем, когда мы пренебрегаем телом — попадаем в зависимость от своих физиологических потребностей и страстей? Терпение, любовь, понимание, эмпатия, способность слушать и сопереживать оказываются в подчинении — становятся просто словами, не наполненными «плотью и кровью».

    Я на собственном опыте понял, что, взяв на себя обязательство или дав обещание самому себе соблюдать диету или заниматься физкультурой (или любое другое) и не сдержав его, я определенно становлюсь менее чувствительным к нуждам и чувствам других людей. Я ощущаю разочарование и злюсь на себя за то, что утрачиваю свою цельность. По сути, я не могу отвлечься от самого себя и испытать искреннее сочувствие к другим людям до тех пор, пока не вернусь к своим обещаниям, не дам их снова, не приму должного решения и не сдержу их.

    Человек, который поддается искушению через пять минут, просто не имеет представления, о том, что он почувствовал бы через час. Вот почему плохие люди в определенном смысле очень мало знают о том, что такое «плохо». Они всю жизнь защищаются от этого знания тем, что всегда уступают искушению[114].

    (К.С. ЛЬЮИС)

    Что происходит с нашим духом, со спокойствием нашей души? Пренебрежение телом влияет на наше желание служить другим, вносить вклад в общее дело, на нашу готовность идти на жертвы, подчинять свои интересы высшему благу; наша совесть притупляется, уступая практически любому искушению. Утрата личной цельности в любом случае делает меня более сконцентрированным на себе, более эгоистичным. Однако я обнаружил, что, если я принимаю решение жить в соответствии с принципами и в согласии с совестью, моя решимость служить другим и вносить свой вклад в значимые дела возвращается.

    Владение собой и развитие на физическом уровне помогают нам заложить основу всего остального. Работа с телом — это нечто очень конкретное, то, к чему мы можем приступить непосредственно, поскольку имеем к нему прямой доступ и можем его контролировать. По мере обретения контроля над потребностями тела и укрепления его интеллекта мы начинаем замечать, как промежуток между стимулом и реакцией увеличивается, со всеми вытекающими позитивными последствиями на ментальном, эмоциональном и духовном уровне.

    На мой взгляд, большинство людей признаются, что время от времени сбивается с верного пути. Но, если искренне прислушаться к ответной реакции своего тела, ума, сердца и духа и сделать необходимые изменения, можно вновь взять правильный курс. Этот процесс напоминает полет на самолете. Большинство самолетов почти всегда отклоняются от намеченного курса, но благодаря постоянному получению пилотом обратной связи с помощью различных приборов, помогающих вернуться на заданный курс, практически все рейсы прибывают в пункт назначения, установленный в плане полета.

    Совесть человека, если он к ней прислушивается, ведет его по всем трем из указанных направлений. Чем больше он ее слушается, тем сильнее она становится, таким образом давая ему возможность все больше и больше продвигаться в сторону самоотдачи. Разумное питание, физические упражнения, отдых и релаксация помогают нам усилить свою работоспособность, укрепить иммунную систему организма и его способность перестраиваться. Но самое важное в том, что это позволяет нам высвободить остальные виды интеллекта, заключенные в уме, сердце и духе.

    Развитие ментального интеллекта — IQ

    Предлагаю вам три способа развития IQ, или интеллектуальных способностей. Во-первых, систематическое, дисциплинированное обучение и образование, включая получение знаний, выходящих за рамки вашей области специализации; во-вторых, развитие самопознания, позволяющего человеку выявлять скрытые предпосылки и мыслить нетрадиционно, за пределами своей зоны комфорта; в-третьих, получение знаний через обучение других и через действия.

    Рис. П. 1.2

    Постоянное, систематическое, дисциплинированное обучение и образование

    Способностью меняться, приспосабливаться и проявлять гибкость по отношению к изменяющимся жизненным реалиям, а также иметь основные средства производства в любой сфере жизни обладают те люди, которые поставили перед собой задачу постоянно учиться, расти и совершенствоваться. Наша подлинная экономическая безопасность состоит в способности удовлетворять потребности человечества. Чем хуже условия, тем более очевидными становятся эти потребности. Наша безопасность не связана с нашей организацией и работой; подрывные технологии могут привести к тому, что все это просто утратит всякое значение. Однако, обладая сильным, активным, живым, развивающимся и познающим умом, мы сможем «приземлиться на все четыре». Идея о том, что умственные способности являются неизменной величиной, давно опровергнута. Чем больше мы используем свой ум, тем сильнее он становится; чем больше отзывается ум на голос совести, тем он мудрее.

    Я глубоко убежден в том, что мы должны пересмотреть роль телевизора в нашей жизни и вновь обратиться к чтению — к углубленному чтению литературы по самому широкому кругу вопросов, лежащих за пределами нашей зоны комфорта и области профессиональной специализации. Например, среди прочих журналов я люблю читать Scientific American, The Economist, Psychology Today, Harvard Business Review, Fortune, Business Week. Моя жена постоянно советует мне читать больше художественной литературы, биографий и автобиографий, которыми интересуется сама. На мой взгляд, это мудрый совет. Мне присылают множество книг — узнать мое мнение и получить поддержку, и я научился выделять суть, читая содержание и знакомясь со стилем автора, чтобы найти места, в которых сформулированы основные идеи. Таким образом мне удается ухватить смысл нескольких книг за день или два.

    Еще один интересный и полезный способ учиться заключается в том, чтобы разбивать выступления, которые вы прослушиваете, или книги, которые читаете, по четырем пунктам: во-первых, цель; во-вторых, основная идея; в-третьих, обоснование — иными словами, доказательства; в-четвертых, применение — т. е. примеры и случаи из жизни. Я пришел к выводу, что, приучая свой ум мыслить подобным образом в процессе прослушивания докладов или чтения, можно удивительно хорошо и точно ухватить и понять содержание материала — почти до такой степени, что вы можете сделать сообщение на эту тему так, как если бы потратили на его подготовку время, в несколько раз больше того, что потребовалось для достижения подобного понимания.

    Каждый должен, по существу, определить для себя наилучший способ непрерывного образования. В эпоху работника интеллектуального труда это жизненно необходимо. Следует тщательно проанализировать, на что вы тратите время и сколько времени теряете, а затем установить для своего ума строгую дисциплину. Страница прочитанного текста способна принести огромные дивиденды. Большинство людей говорит, что из-за сильной занятости у них нет времени не только на чтение, но даже на своих детей. Однако имеются поразительные свидетельства, что примерно половину своего времени люди тратят на дела не важные, хотя и срочные. Однако чем более дисциплинированным становится человек в отношении фокусирования на жизненно важных вещах, чем сильнее ощущение слова «да» в его душе, тем легче, улыбаясь, радостно и бодро сказать «нет» всем многочисленным отвлекающим вещам, столкновение с которыми неизбежно.

    Развитие самопознания (выявление скрытых предпосылок)

    Самопознание охватывает все четыре вида интеллекта и является уникальным даром человека. Именно самопознание имеется в виду, когда мы говорим о промежутке между стимулом и реакцией — том времени, когда вы можете подумать, прежде чем сделать выбор.

    Развитие самопознания в результате стремления к пониманию и выявлению скрытых предпосылок, теорий и парадигм, безусловно, относится к той категории работы над собой, которая способна вывести нас на новые, значительно более высокие уровни. Поскольку мы всегда исходим из допущений и поскольку они имплицитны (мы не осознаем того, что делаем эти предположения), выражая их явно, мы можем продвигаться вперед семимильными шагами. Мы можем научиться мыслить нестандартно.

    Позвольте проиллюстрировать это на примере упражнения под названием «Девять точек». Даже если вы уже проводили этот опыт, советую еще раз его сделать, теперь с целью подтверждения важности выявления скрытых предпосылок и нестандартного мышления. Не отрывая ручку или карандаш от бумаги, соедините девять точек, изображенных ниже, четырьмя прямыми, связанными между собой линиями (см. рис. П. 1.3).

    Рис. П. 1.3

    Возникли проблемы? Если да, попытайтесь еще раз, но теперь попробуйте мыслить нестандартно. Вероятно, вы исходили из того, что все линии должны находиться внутри намеченного четырехугольника. Обратите внимание, чем вы сейчас занимаетесь. Вы думаете о своем собственном мышлении. На это неспособно ни одно животное. Поэтому животные не могут создавать себя заново. А вы можете. Почему? Потому, что мы способны изучать свои предпосылки. Теперь попытайтесь решить задачу еще раз.

    Подумаем, что происходит, когда мы начинаем мыслить нестандартно. Итак, проведите первую линию так, чтобы она выходила за рамки четырехугольника (см. рис. П. 1.4).


    Рис. П. 1.4

    Теперь проводите вторую, третью и четвертую линию (см. рис. П 1.5).

    Рис. П. 1.5

    Хорошо. Задам вам еще одну задачку. Проведите одну прямую линию через все девять точек. Теперь проанализируйте ход своих мыслей. Из каких предпосылок вы исходите? Одна прямая линия через все девять точек. Переставлять их нельзя. Линия должна проходить через те же самые точки. Каковы ваши предположения?

    Разгадка в толщине линии (см. рис. П 1.6).

    Рис. П. 1.6

    Позвольте предложить вам несколько других подходов к развитию самопознания. У моей дочери Коллин, наверно, не меньше семидесяти дневников, заполненных ее мыслями, предназначенных только для нее самой. Ведение дневника позволило ей наблюдать за событиями своей собственной жизни, а также делать выбор, основываясь на этих наблюдениях. Она развила в себе способность создавать себя заново практически моментально только благодаря глубине и силе самопознания. Я видел, как она принимает важные решения, исходя из того, что подсказывает ей совесть (духовный интеллект), подчиняя ей и IQ, и EQ, а позже выяснялось, что все три составляющие находятся в гармонии.

    Изложение мыслей на бумаге может показаться утомительным занятием, однако оно оказывает мощное воздействие на человека и помогает ему прояснить многие вещи. Неудача, которая научила вас чему-то, становится успехом. В этом смысле неудач просто не существует — мы всего лишь получаем поучительный опыт, который впоследствии должны правильно использовать в жизни.

    Еще один эффективный способ понять себя и других и научиться явно формулировать имплицитные предпосылки — получение обратной связи от окружающих. У всех нас есть «белые пятна». Некоторые из них подавляют нашу эффективность. Однако, развив в себе привычку стремиться к получению формальной или неформальной обратной связи с людьми, которые нам дороги и среди которых мы живем и работаем, мы сможем ускорить свой рост и развитие. Этот процесс напоминает проведение маркетинговых исследований, в которых ваша компания сравнивается с мировыми лидерами, а не с местными или региональными конкурентами. Часто обратная связь помогает нам получить информацию о наших «белых пятнах», которые также не видны и другим людям.

    Многие люди, и я в том числе, прислушиваются к голосу совести и начинают относиться к жизни как к миссии, ответственности и возможности внести свой вклад в окружающий мир с помощью искренней молитвы, молитвы-размышления, позволяющей прислушаться к голосу вечности. Молитва также может придать сил и смелости, чтобы отступить, признать свои ошибки перед другими, извиниться, взять на себя новые обязательства и вновь выйти на правильный курс.

    Получение знаний через обучение других и через действия

    Вернемся к главе 3. Практически каждый согласится с тем, что максимальных результатов от учебы можно добиться, передавая свои знания другим, и что новые знания усваиваются, когда вы воплощаете их в жизнь. Знать и не делать — все равно что не знать. Учиться и не делать — все равно что не учиться. Другими словами, понять что-то и не применить это на практике — на самом деле все равно что не понять. Усвоить знания и достичь истинного понимания можно только посредством действий и применения знаний на практике.

    Пренебрежение развитием ума

    Мы живем в стремительно усложняющемся мире компьютерных скоростей. Рынки и технологии приобретают глобальный характер. Новый вид терроризма, способный произвести опустошительные действия на мировом уровне, зарождает страх в душе практически каждого человека. Значительные группы населения переживают смятение и потерю ценностных ориентиров. Семьи испытывают небывалый стресс. Противостоять этим испытаниям нам помогает разум — способность к мышлению. Если им пренебрегать, начнет страдать тело. Кто-то сказал: «Если вы считаете, что образование слишком дорого, тогда попробуйте, почем невежество». Моральный императив жизни — развиваться или умереть. Период возникновения и отмирания многих профессий составляет всего несколько лет. Перекладывая ответственность за свое интеллектуальное развитие на организацию, в которой вы работаете, вы попадаете во все большую зависимость от нее и теряете квалификацию. Зарабатывать на жизнь становится труднее, и вы можете лишиться работы. Тело разрушается быстрее; смерть наступает раньше.

    Каковы последствия пренебрежения умом и его постоянным развитием для сердца и взаимоотношений? Мы начинаем все больше поддаваться своей невежественности, предрассудкам, стереотипному мышлению и навешиванию ярлыков. Это может привести к ограниченности мышления, даже к самолюбованию и паранойе; мы начинаем смотреть на жизнь близоруко, сквозь узкую щелку сосредоточенности на себе.

    Что происходит с духом, когда мы перестаем учиться? Совесть вначале теряет чувствительность, затем притупляется и, наконец, замолкает, поскольку обычно она постоянно говорит нам о необходимости учиться и расти. Мы теряем как ощущение видения в жизни, так и настрой на борьбу за обретение своего голоса, которые являются основными источниками нашего энтузиазма в жизни. Литература о мудрости начинает казаться скучной и неинтересной, даже ненужной.

    Развитие эмоционального интеллекта — EQ

    Внимательное изучение литературы об эмоциональном интеллекте позволяет сделать любопытный вывод. В этих работах говорится, во-первых, об огромной значимости EQ для обеспечения долгосрочной эффективности и, во-вторых, о том, что EQ можно развивать. Интересно, однако, что литература дает относительно немного информации о том, каким образом его можно развить.

    Рис. П. 1.7

    Существует пять основных компонентов эмоционального интеллекта. Во-первых, это самопознание — способность анализировать свою жизнь, накапливать знания о самом себе и использовать их для самосовершенствования и преодоления либо компенсации собственных слабостей; во-вторых, личная мотивация, которая воплощает в себе то, что по-настоящему волнует людей, — видение, ценности, цели, надежды, желания и увлечения, составляющие основу их приоритетных целей; в-третьих, саморегуляция — способность руководить собой, стремясь к воплощению своего видения и ценностей в жизнь; в-четвертых, эмпатия — способность видеть то, что видят и чувствуют другие люди; в-пятых, навыки общения, связанные с умением людей находить общий язык, несмотря на существующие между ними различия, творчески решать проблемы и оптимально взаимодействовать друг с другом, чтобы продвигаться в реализации общих целей.

    Я пришел к глубокому убеждению, что лучшим способом развития этих пяти составляющих EQ является применение Семи навыков высокоэффективных людей. Как уже было сказано в главе 8, в рамках данной книги не представляется возможным подробно и максимально эффективно рассказать о действии этих Навыков. Однако хочу представить таблицу, в которой указан основной принцип, или сущность, каждого из Семи навыков. Вы можете также еще раз ознакомиться с краткой информацией о них в главе 8.

    Развитие четырех измерений EQ с помощью Семи навыков

    Рассмотрим связь пяти составляющих эмоционального интеллекта с Семью навыками (рис. П 1.8).

    Рис. П. 1.8

    Самопознание

    Познание себя, своей свободы и права выбора представляет собой суть навыка 1 — Будьте проактивны. Другими словами, вам известно о промежутке между стимулом и реакцией, вы осознаете свою генетическую и биологическую наследственность, свое воспитание, а также воздействие факторов окружающей среды. В отличие от животных вы обладаете способностью совершать разумный выбор в отношении этих вещей. Вы чувствуете, что являетесь творцом своей собственной жизни или можете им стать. Данное решение является самым основным.

    Личная мотивация

    Личная мотивация составляет основу выбора, который вы совершаете. Это означает, что вы сами решаете, в чем заключаются ваши важнейшие приоритеты, цели и ценности. По сути, к этому сводится навык 2 — Начинайте, представляя конечную цель. Решение направлять свою жизнь самостоятельно представляет собой первичное решение.

    Рис. П. 1.9

    Саморегуляция

    Саморегуляция отражает навык 3 — Сначала делайте то, что необходимо делать сначала и навык 7 — «Затачивайте пилу». Другими словами, определив свои приоритеты, вы начинаете жить в соответствии с ними. Это навык цельности, самосовершенствования, навык делать то, что вы намерены сделать, и навык жить согласно своим ценностям. Кроме того, необходимо постоянно обновлять себя. Стратегии исполнения и тактические решения представляют собой вторичные решения.

    Эмпатия

    Эмпатия отражает первую часть навыка 5 — Сначала стремитесь понять, потом — быть понятым. Эмпатия сводится к тому, чтобы научиться выходить за рамки своего опыта и стремиться к постижению умов и душ других людей. Чтобы быть понятым, оказывать влияние на других, принимать решения или давать оценку, вы должны первым делом как следует прочувствовать и осознать ситуацию на межличностном уровне.

    Навыки общения

    Навыки общения представляют собой комбинацию навыков 4, 5 и 6. Вы мыслите в духе взаимной выгоды и взаимоуважения (навык 4 — Думайте в духе «Выиграл/Выиграл»), стремитесь к взаимопониманию (навык 5 — Сначала стремитесь понять, потом — быть понятым), чтобы добиться творческого взаимодействия (навык 6 — Достигайте синергии).

    Еще раз хочу подчеркнуть, что связи между Семью навыками и развитием пяти составляющих эмоционального интеллекта приведены здесь чисто схематически. Если вы серьезно заинтересованы в развитии своего EQ, очень советую вам внимательно изучить и постараться применять на практике принципы, изложенные в книге «Семь навыков высокоэффективных людей». Мой совет обусловлен никак не желанием разрекламировать свою собственную работу, а скорее убежденностью в силе универсальных, вечных и самоочевидных принципов, которые в ней представлены, — принципов, которые не могут быть поставлены мне в заслугу, поскольку принадлежат всему человечеству и существуют в каждом устойчивом и преуспевающем государстве, обществе, религии или сообществе.

    Пренебрежение эмоциональным интеллектом

    Какие последствия для тела имеет пренебрежение разумным голосом сердца? Вот что думают по этому поводу Док Чилдр и Брюс Крайер: «Под воздействием разочарований, беспокойства или внутреннего смятения способности разума уменьшаются. Подобное эмоциональное состояние вызывает сбои в работе сердечно-сосудистой системы. Это одна из причин, того, почему умные люди иногда делают глупости. Сделав достижение согласованности своей приоритетной задачей на каждый день, вы сможете сэкономить время и силы». Далее авторы замечают: «Наша иммунная система ослабляется, если мы действуем вразрез со своими внутренними ценностями и совестью, и, наоборот, укрепляется, если мы чувствуем и выражаем искреннюю любовь или заботу. Институт математики сердца HeartMath научными методами продемонстрировал эту зависимость на уровне иммунитета отдельного человека — возможно, вам самим случалось заболеть после какой-нибудь крупной ссоры или после того, как закрывался проект, над которым вы работали несколько месяцев, — и даже на уровне организации. Этот феномен можно назвать эмоциональным вирусом, поражающим дух, жизнеспособность и моральный настрой организации»[115].

    Если мы пренебрегаем развитием своего эмоционального интеллекта (то есть не соблюдаем внутреннюю дисциплину, направленную на личные победы, которые ведут к общественным победам), мы испытываем эмоциональные потрясения, стресс и такие негативные и разрушительные эмоции, как гнев, зависть, жадность, ревность и чувство вины. Если какие-нибудь важные для человека отношения вызывают напряжение, разрываются или нарушаются, это сказывается на теле и ослабляет иммунную систему. Люди мучаются головной болью и разнообразными психосоматическими заболеваниями. Их ум часто угнетен, расфокусирован, и они теряют способность к абстрактному, углубленному, аналитическому и творческому мышлению. Дух тоже находится в подавленном состоянии. Люди начинают ощущать свою беспомощность, теряют надежду, чувствуют себя жертвой, а иногда приходят в такое отчаяние, что у них возникают мысли о самоубийстве. Именно поэтому так важно постоянно заботиться о поддержании отношений с другими людьми и с самим собой.

    Развитие духовного интеллекта — SQ

    Цель образования — достичь цельности человека как с точки зрения компетентности, так и совести, ибо создание силы компетенции без создания соответствующего направления использования этой силы — это плохое образование. Более того, компетентность в конечном итоге выхолащивается, если не связана с совестью.

    (ДЖОН СЛОУН ДИКИ)

    Предлагаю три направления развития духовного интеллекта: во-первых, цельность — верность своим высочайшим ценностям, убеждениям и совести, а также связь с Бесконечностью; во-вторых, смысл — ощущение своего вклада в судьбы других людей и в дела; в-третьих, голос— согласование работы, которой вы занимаетесь, с вашими уникальными способностями, талантами и призванием.

    Рис. П. 1.10

    Цельность — способность брать на себя обязательства и выполнять их

    Самый верный способ развития цельности — начать с малого, принимая и выполняя обязательства. Дайте обещание, которое может показаться незначительным другим, но для выполнения которого от вас потребуются заметные усилия. Например, десять минут заниматься физкультурой, не есть сладкого, смотреть телевизор на один час в день меньше, а вместо этого прочитать главу какой-нибудь книги, написать письмо со словами признательности, поблагодарить кого-нибудь лично, ежедневно молиться, просить прощения или посвящать десять минут в день чтению духовной литературы.

    Суть в том, что, когда вы принимаете обязательство и выполняете его, ваша способность давать и выполнять более значительные обязательства возрастает. Продолжайте работать в этом направлении, и вскоре чувство чести станет сильнее ваших настроений. Вы разовьете в себе личную цельность, которая станет для вас огромным источником силы. Поддерживайте маленький, слабый огонек, пока он не превратится в мощный внутренний огонь.

    Цельность — воспитывайте свою совесть и подчиняйтесь ей

    Вероятно, лучший способ развивать духовный интеллект — воспитывать свою совесть и подчиняться ей. Вот что говорит на эту тему мадам де Сталь: «Голос Совести настолько слаб, что его легко заглушить, но при этом он настолько отчетлив, что его ни с чем нельзя спутать».

    Изучая существующую в вашей культуре литературу о мудрости, или жизнеописания людей, которые вдохновляют и ведут вас вперед, вы почувствуете, что голос совести начинает руководить вами и указывать верное направление; это тихий, приглушенный голос. И тогда произойдет то, о чем говорил К. С. Льюис: «Чем больше вы прислушиваетесь к голосу своей совести, тем больше совесть от вас требует». Однако совесть не только предъявляет к вам требования, но и расширяет ваши способности, ваш интеллект во всех его проявлениях и ваш вклад в окружающий мир. Если мудро распорядиться тем, что вам дано, ваши таланты удвоятся.

    Обретение смысла и своего голоса

    Это ключевая тема данной книги, связанная со всеми остальными обсуждаемыми здесь проблемами. Простой способ обрести свой голос, как уже говорилось — это спросить себя: «Чего в настоящий момент требуют от меня жизненные обстоятельства; что мне следует делать, чтобы выполнить существующие обязанности и обязательства; какие разумные действия я могу совершить?» Если мы живем в согласии с нашей совестью, пространство между стимулом и реакцией расширяется, а голос совести начинает звучать громче.

    Цель моей жизни — соединить
    Мое предназначение и мое призвание,
    Подобно тому как два глаза создают единый образ.
    Только когда любовь и потребность едины,
    А работа — игра не на жизнь, а на смерть,
    Совершается настоящее дело
    Во имя всего святого и будущего[116].

    (РОБЕРТ ФРОСТ)

    Еще один способ обрести собственный голос или призвание — выбрать карьеру, работу или дело, которым вы готовы полностью себя посвятить. Не забывайте задавать себе основные вопросы, отражающие четыре вида интеллекта — интеллекта тела, ума, сердца и духа. Чем мне действительно нравится заниматься и что мне удается хорошо? Следует ли мне этим заняться? Смогу ли я заработать себе этим на жизнь? Могу ли я усовершенствовать свое умение? Готов ли я сделать все, что потребуется для получения этих знаний? В своей замечательной книге От хорошего к великому Джим Коллинз советует людям, а также организациям задавать себе еще один вопрос: «В чем я могу быть лучше всех в мире?» Я знаю по крайней мере один верный ответ на этот вопрос, который применим ко всем, у кого есть дети. Приняв необходимое решение, мы можем лучше всех в мире воспитать своих детей. Никого они не волнуют так, как нас.

    Через сто лет будет неважно, на каком автомобиле я ездил, в каком доме жил, сколько у меня было денег в банке и какую одежду я носил. Однако мир сможет стать немного лучше, если я сыграю важную роль в жизни какого-нибудь ребенка.

    (НЕИЗВЕСТНЫЙ АВТОР)
    Пренебрежение духовным интеллектом или действие вопреки ему

    Что происходит с телом, когда мы действуем вопреки своей совести и цельности? Как правило, результат можно увидеть на лицах людей, в их глазах. Обычно они пренебрегают своим телом; они измучены, а то и истощены до предела. Их ум, как правило, рационалистичен, что на самом деле означает рациональный самообман. Они чувствуют вину, и когда вы не в ладу с собственной совестью и цельностью, вина — здоровое чувство. Им недостает спокойствия; их способность здраво рассуждать ослаблена. В Калифорнийском университете в Беркли было проведено исследование, его результаты, обобщенные в бюллетене, ознаменовала следующая фраза: «Благополучие благодаря благодеяниям».

    Что происходит с сердцем? Те же самые люди теряют контроль над своими эмоциями, способность понимать других, сочувствовать другим. Они теряют способность сопереживать другим и любить других.

    По мере того как человек становится лучше, он яснее видит то зло, которое еще остается в нем. Когда человек становится хуже, он все меньше и меньше замечает плохое в себе. Тот, кто не слишком плох, знает, что не очень хорош, а вот человек, насквозь испорченный, думает, что с ним все в порядке. О том, что это так, говорит нам здравый смысл. Вы понимаете, что значит спать, когда бодрствуете, а не когда спите. Вы обнаруживаете арифметические ошибки, когда ваша голова работает четко и ясно; делая ошибки, вы их не замечаете. Хорошие люди знают и о пороке, и о зле; плохие не знают ни о том ни о другом[117].

    (К. С. ЛЬЮИС)

    Приложение 2. Обзор литературы о теориях лидерства

    В XX в. появилось пять основных подходов, прослеживаемых в теориях лидерства. Это теории личных качеств, поведенческие, влияния, ситуационные и интегрированные. Преобладавшие до 1900 г., теории лидерства, в центре которых находилась великая личность, дали толчок развитию теорий личных качеств. Потом теоретики начали делать упор на ситуацию и окружающую среду. Наконец, принимая во внимание все: личность, ситуацию, психоанализ, роли, изменения, цели и зависимость от обстоятельств — ученые разработали интегрированные теории. Начиная с 1970 г. теории лидерства развивались на основе какой-либо из этих основополагающих концепций.

    Таблица 12

    К сожалению, из-за низкого качества скана, даже распознать таблицы оказалось невозможно. (прим. букмейкера)

    Список использованной литературы

    Bass, В.М. Bass and Stogdill's Handbook of Leadership: Theory, Research, and Managerial Applications, 3d ed. London: Collier Macmillan, 1990.

    Bennis, W.G. An Invented Life: Reflections on Leadership and Change. Reading, Mass.: Addison-Wesley, 1993.

    Buckingham, M., and D.O. Clifton. Discover Your Strengths. New York: Free Press, 2001.

    Buckingham, M., and C. Cofftnan. First, Break All the Rules: What the World's Greatest Managers Do Differently. New York: Simon & Schuster, 1999.

    Collins, J.C. Good to Great: Why Some Companies Make the Leap… and Others Don't. New York: HarperCollins Publishers, 2001.

    Fairholm, G.W. Capturing the Heart of Leadership: Spirituality and Community in the New American Workplace. Westport, Conn.: Praeger, 1997.

    Fairholm, G.W. Perspectives on Leadership: From the Science of Management to Its Spiritual Heart. Westport, Conn.: Quorum Books, 1998.

    Gardner, J.W. On Leadership. New York: Collier Macmillan, 1990.

    Jaques, E., and S.D. Clement. Executive Leadership: A Practical Guide to Managing Complexity. Arlington, Va.: Cason Hall, 1991.

    Kouzes, J.M., and B.Z. Posner. The Leadership Challenge: How to Keep Getting Extraordinary Things Done in Organizations. San Francisco: Jossey-Bass, 1995.

    Renesch, J., ed. Leadership in a New Era: Visionary Approaches to the Biggest Crisis of Our Time. San Francisco: New Leaders Press, 1994.

    Senge, Р.М. The Fifth Discipline: The Art and Practice of the Learning Organization. New York: Currency Doubleday, 1990.

    Ulrich, D., J. Zenger, and N. Smalhvood. Results-Based Leadership: How Leaders Build the Business and Improve the Bottom Line. Boston: Harvard Business School Press, 1999.

    Vaill, P.B. Managing as a Performing Art: New Ideas for a World of Chaotic Change. San Francisco: Jossey-Bass, 1989.

    Wheatley, M.J. Leadership and the New Science: Learning about Organization from an Orderly Universe. San Francisco: Berrett-Koehler, 1992.

    Wren, J.T. Leader's Companion: Insights on Leadership through the Ages. New York: The Free Press, 1995.

    Yuki, G. Leadership in Organizations, 4th ed. Upper Saddle River, N.J.: Prentice-Hall, 1998.

    Приложение 3. Авторитетные высказывания о лидерстве и менеджменте

    Таблица 13

    К сожалению, из-за низкого качества скана, даже распознать таблицы оказалось невозможно. (прим. букмейкера)

    Этот проект напомнил мне о том, что подчас мы лучше всего усваиваем новые знания с помощью сравнения. Рассмотрим краткую сводку различий между лидерством и управлением (см. рис. П 3.1):

    Рис. П. 3.1

    Приложение 4. Высокая цена низкого доверия

    Писатель, мой коллега и консультант Махан Кхалса разработал потрясающий метод, позволяющий вызвать у группы руководителей компании желание измениться. Если вы хотите вразумить представителей организации так, чтобы сотрудники получили возможность инициировать изменения и обеспечивать их устойчивость, необходимо, чтобы они ощутили силу обстоятельств. Для этого можно задать ряд вопросов, которые покажут силу обстоятельств и подготовят умы людей к переменам.

    Процесс предполагает два вида вопросов, которые направлены на выявление самой сути проблемы: 1) вопросы о фактах (как, что, где, какой, кто и когда… конкретно), позволяющие установить необходимые факты о ситуации, даже если они и являются второстепенными, и 2) вопросы о последствиях, которые позволяют выявить суть дела. Один из самых сильных вопросов этой категории звучит так: «Что происходит в результате этого?»

    Приведенный ниже возможный разговор между вами, и вашим коллегой — специалистом, менеджером или руководящим сотрудником компании — представляет собой пример, как использовать данный диагностический инструмент для установления высокой цены низкого доверия (тот же самый процесс может быть использован людьми на любом уровне, имеющими доступ к необходимой информации).

    Коллега: «Наши сотрудники не доверяют друг другу».

    В этот момент вы можете задать дополнительные вопросы о фактах, например «Какие конкретно люди не доверяют друг другу? Когда недоверие друг к другу действительно проявляется? Что заставляет вас думать, что доверие низкое?» В конечном итоге, если ваша цель — обнаружить последствия низкого доверия в организации, вам придется задать и вопрос о последствиях.

    Вы: «Что происходит, когда люди не доверяют друг другу?»

    Коллега: «Люди перестают делиться друг с другом информацией».

    Вы вновь можете задать дополнительные вопросы о фактах, например «Какие конкретно люди не делятся друг с другом информацией? Какой информацией они не хотят делиться? Откуда вам известно, что они не делятся информацией?» Однако в определенный момент вам приходится подойти ближе к уровню последствий, поэтому вы спрашиваете:

    Вы: «Что происходит, когда люди не делятся друг с другом информацией?»

    Коллега: «Их проекты и деятельность не согласованы с хозяйственными целями компании».

    Вы можете опять задать вопросы подтверждения, например: «С какими конкретно целями они не согласованы? Какие конкретно проекты и направления деятельности вы имеете в виду? Что заставляет вас думать, что они не согласованы?» После этого вы задаете еще один вопрос о последствиях.

    Вы: «Что происходит, когда действия людей не согласованы с хозяйственными целями компании?»

    Коллега: «Это ведет к повышению затрат на разработку новой продукции».

    Теперь ваш коллега назвал некое последствие низкого доверия, которое вы действительно можете измерить, — повышение стоимости разработки новой продукции. Увидев измеримый показатель, вы задаете пять «золотых» вопросов:

    1. Каким образом можно его измерить?

    2. Каково его значение в настоящий момент?

    3. Какого значения вы бы хотели достичь?

    4. Какова разница между существующим и желаемым значением?

    5. За какой срок вы хотите добиться изменений (строится соответствующий временной график)?

    Итак, после заявления вашего коллеги о повышении затрат на разработку новой продукции, вы задаете эти пять вопросов.

    Вы: «Каким образом можно измерить затраты на разработку новой продукции?»

    Коллега: «Это можно сделать, оценив объем проектных средств, израсходованных на один новый продукт, выпущенный на рынок».

    Вы: «Чему равна эта сумма на данный момент?»

    Коллега: «Пятистам тысячам долларов».

    Вы: «Какого значения вы бы хотели достичь?»

    Коллега: «Мы считаем, что эта сумма должна составлять примерно триста пятьдесят тысяч».

    Вы: «Итак, имеем разницу в размере ста пятидесяти тысяч долларов. Сколько новых продуктов вы выпускаете в год?»

    Коллега: «Двадцать».

    Теперь необходимо произвести расчеты совместно с коллегой или членами рабочей группы.

    Вы: «Итак, умножаем 150 000 долларов, требуемых для выпуска одного нового продукта, на 20… Получаем примерно три миллиона в год. По вашему мнению, это верная цифра?»

    Коллега: «Да, возможно, даже больше».

    Вы: «То есть если затраты останутся на неизменном уровне, за ближайшие три года мы можем потерять девять миллионов долларов, я прав?»

    Коллега: «Думаю, да».

    Задав вопросы о последствиях, вы обнаружили, что всего одно измерение «низкого доверия» может стоить компании девяти миллионов долларов за три года. Вам, конечно, потребуется провести дополнительную работу, чтобы проверить эту цифру, однако по крайней мере вы получили некий измеримый показатель, и ваши дальнейшие действия будут сосредоточены на чем-то конкретном. Если ваши коллеги посмотрят на проблему с точки зрения затрат в денежном выражении, они начнут осознавать необходимость в изменениях.

    Обратите внимание на то, что следует задавать вопросы обоих видов — и о фактах, и о последствиях — до тех пор, пока вместе со своим коллегой вы не обнаружите суть проблемы. После этого задаются вопросы о последствиях. Другой человек или рабочая группа выступает в роли интеллектуальной силы. Вы же действуете только в качестве направляющей силы — наставника. В результате коллеги, являющиеся главной действующей силой, получают знания под руководством наставника, который не угрожает их внутренней безопасности. Данный набор вопросов позволяет людям глубоко проанализировать и объективно определить личные и организационные издержки, связанные с проблемами организации, которые сильно вас волнуют.

    Самое главное, этот процесс позволяет не только сформировать культуру открытости внутри рабочей группы и организации, но и укрепить узы доверия между людьми.

    Дополнительную информацию можно найти на сайте www.franklin-covey.com/letsgetreal.

    Приложение 5. Применение четырех видов дисциплины исполнения

    Четыре вида дисциплины исполнения» — это курс продолжительностью от одного до трех дней, предназначенный для всех сотрудников организации. Занятия могут быть организованы для групп руководителей высшего звена, рабочих групп, менеджеров или отдельных сотрудников и проводятся силами консультантов компании FranklinCovey. Кроме того, клиенты могут получить лицензию и сертификат на самостоятельное проведение курса. В ходе занятий по этой теме участники под руководством преподавателя определяют свои основные цели, разрабатывают показатели и создают Систему показателей в соответствии с этими целями, устанавливая новые направления деятельности и изучая процесс подотчетности за соблюдение взятых на себя обязательств по достижению поставленных целей. Мы помогаем организациям в вопросах реализации стратегии и быстрого распределения целей по всем уровням организации, обеспечивая более четкое понимание основных целей и стратегий и готовность к их реализации. Мы оказываем помощь по внедрению данной методики организациям любых форм и размеров, включая организации, входящие в список Fortune 100. Дополнительную информацию о курсе «Четыре вида дисциплины исполнения» можно получить по телефону 1-888-868-1776 или 1-801-817-1776 либо на нашем сайте www.franklincovey.com.

    Приложение 6. Результаты исследования по методу xQ

    Тест xQ помогает оценить способность организации добиваться основных целей. Подобно тому как тест IQ позволяет выявить пробелы в интеллектуальных способностях, оценка xQ отражает «пробел в исполнении», т. е. пробел между установленными целями и достижением их на практике. «xQ» — это сокращенное обозначение термина «execution quotients — коэффициент эффективности.

    Обследовав около двух с половиной миллионов человек с точки зрения эффективности их менеджеров, компания FranklinCovey совместно с Harris Interactive (инициатором проведения опросов Harris Poll) разработала метод оценки способности добиваться поставленных целей.

    Результаты исследования по методу xQ ошеломляют и вызывают тревогу. Как свидетельствуют данные опроса, во многих организациях существует серьезный пробел в исполнении.

    Таблица 14

    Показатели исполнения (1): ЯСНОСТЬ ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ: Все ли сотрудники сфокусированы на целях организации?

    Процент ответивших на вопрос утвердительно (2): 22%


    1: КАЧЕСТВО ЦЕЛЕЙ КОМАНДЫ: Имеют ли рабочие группы четкие, измеримые цели?

    2: 9%


    1: ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КОМАНДЫ: Составляют ли рабочие группы совместными усилиями планы по достижению своих целей?

    2: 16%


    1: КОММУНИКАЦИЯ В КОМАНДЕ: Существует ли внутри рабочих групп взаимопонимание, ведется ли конструктивный диалог?

    2: 17%


    1. ДОВЕРИЕ ВНУТРИ КОМАНДЫ: Обеспечены ли внутри рабочих групп благоприятные условия работы в духе «Выиграл/Выиграл»?

    2. 15%


    1. ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: Обладают ли рабочие группы необходимыми ресурсами и свободой для выполнения своей работы?

    2. 10%


    1. ПОДОТЧЕТНОСТЬ ВНУТРИ КОМАНДЫ: Обеспечивают ли члены рабочей группы взаимную подотчетность за выполнение своих обязательств?

    2. 10%


    1. ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМАНДЫ — КАЧЕСТВО: Ведется ли четкое и открытое отслеживание показателей успеха?

    2. 10%



    1. ЦЕЛИ РАБОТЫ ОТДЕЛЬНЫХ СОТРУДНИКОВ: Имеют ли сотрудники четкие, измеримые цели своей работы, увязаны ли они со сроками их достижения?

    2. 10%



    1. ВОВЛЕЧЕННОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ СОТРУДНИКОВ: Мотивированы ли сотрудники? Чувствуют ли они, что их ценят?

    2. 22%


    1. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ОТДЕЛЬНЫХ СОТРУДНИКОВ: Занимаются ли сотрудники регулярным составлением графиков работы по выполнению своих приоритетных задач?

    2. 8%


    1. ИНИЦИАТИВНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ СОТРУДНИКОВ: Проявляют ли сотрудники личную инициативу, несут ли ответственность за результаты?

    2. 13%


    1. НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ: Имеется ли четкое понимание стратегии и целей организации у каждого?

    2. 23%


    1. СОТРУДНИЧЕСТВО ВНУТРИ ОРГАНИЗАЦИИ: Существует ли слаженное взаимодействие между между рабочими группами, выполняющими разные функции?

    2. 13%


    1. ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ: Соблюдает ли организация свои собственные ценности и обязательства?

    2. 20%


    1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ: Существует ли последовательный системный подход?

    2. 13%


    1. ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ СОТРУДНИКОВ: Привержены ли сотрудники общему направлению развития организации?

    2. 39% очень высоко или высоко


    1. ПОДДЕРЖКА ВНУТРИ ОРГАНИЗАЦИИ: Осуществляет ли высшее руководство активную поддержку рабочих групп при достижении ими своих целей?

    2. 45% очень высоко или высоко


    1. ФОКУС КОМАНДЫ: Постоянно ли моя рабочая группа сконцентрирована на достижении своих основных целей?

    2. 14%


    1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ОТДЕЛЬНЫМИ СОТРУДНИКАМИ: Сколько времени наши сотрудники реально тратят на работу по достижению основных целей?

    2. 60%.

    Основные выводы исследование FranclinCovey по методу xQ

    Таблица 15

    Ключевая информация (1): Только треть опрошенных заявила о наличии четкого представления о том, чего пытаются добиться их компании.

    Данные расчетов (2): 37% выбрали вариант «Я четко понимаю причины по которым наша организация выбрала именно такое направление стратегического развития».


    1. Только примерно каждый шестой должным образом сфокусирован на важнейших задачах.

    2. 14% выбрали вариант «Мы постоянно и должным образом сфокусированы на достижении своих важнейших целей».


    1. Доносит ли руководство информацию о достижении своих важнейших целей до сотрудников?

    2. 44% заявили, что в их организациях информация о важнейших целях доносится до сотрудников.


    1. Имеют ли работники четкое представление о связи между выполняемыми ими задачами и целями своей компании? Утвердительный ответ дает каждый десятый.

    2. 9% выбрали вариант «Очень высокий уровень активизации и приверженности целям компании».


    1. Только каждый третий имеет четко определенные цели работы.

    2. 33% заявили что цели работы «записаны на бумаге».


    1. Работники тратят каждый четвертый час на выполнение срочных, но не важных задач.

    2. По оценкам респондентов, 23% своего времени они тратят на выполнение работы, которая практически не связана с достижением основных целей, однако требует немедленных действий.


    1. Работники тратят примерно каждый пятый час на вопросы, связанные с политикой и бюрократией.

    2. По оценкам респондентов, 17% своего времени они тратят на непроизводительные действия, например решение внутренних бюрократических вопросов, внутренние распри, укрывательство и т. п.


    1. Только около половины работников считает, что работа позволяет им полностью реализовать свои способности.

    2. 48% согласились со следующим утверждением: Большинство людей в нашей организации обладает бóльшими талантами, умственными и творческими способностями, чем требует от них или даже позволяет реализовать работа, которую они выполняют в настоящее время.


    1. Только трое из пяти ощущают возможность открытого самовыражения на работе.

    2. 58% согласились со следующим утверждением: Я могу спокойно и открыто выражать свои мнения, не опасаясь наказания.


    1. Примерно двое из пятерых утверждают, что работают в атмосфере «Выиграл/Выиграл»

    2. 43% согласились с утверждением: «мы живем по принципу ваш успех — это мой успех»


    1. Менее половины минимум раз в месяц встречаются со своими руководителями, чтобы проанализировать успехи по достижению целей своей работы.

    2. Об этом заявили 48% опрошенных.


    1. Лишь половина отчитывается за свои бюджеты.

    2. 50% ответили на следующее утверждение «согласен» или «полностью согласен»: Мы сами несем ответственность за соблюдение бюджета.


    1. Три важнейших препятствия к эффективному исполнению: огромная нагрузка, нехватка ресурсов и отсутствие четких приоритетов в работе.

    2. На вопрос «Назовите три препятствия к эффективному исполнению» 31% опрошенных выбрали «огромную нагрузку», 30% — «нехватку ресурсов» и 27% — «нечеткие или изменяющиеся приоритеты в работе».


    1. Примерно каждые трое из пяти утверждают, что их работодатели выполняют свои обязательства перед сотрудниками.

    2. 43% заявили, что их работодатель «постоянно выполняет свои обязательства перед своими сотрудниками».


    1. Рабочие группы работают изолировано; наблюдается очень низкий уровень сотрудничества между различными отделами.

    2. На вопрос о взаимодействии с другими рабочими группами внутри организации, 28% опрошенных согласились со следующим утверждением: Мы активно помогает друг другу в достижении соответствующих целей.


    1. Лишь около трети опрошенных подтвердили наличие четких указателей успеха по достижению своих целей.

    2. 35% согласились со следующим утверждением: Показатели являются четкими.


    Если вам интересно провести опрос по определению xQ, чтобы самостоятельно оценить способность вашей рабочей группы и организации фокусироваться на важнейших приоритетах и реализовывать их, вы можете сделать это, посетив сайт www.The8thHabit.com/offers. Там вы найдете соответствующие указания в режиме онлайн. Вы сможете пройти тест бесплатно. Ответив на все вопросы, вы получите Отчет по xQ, в котором будут обобщены ваши результаты и приведено сравнение с совокупной средней оценкой многих тысяч других респондентов. Кроме того, вы получите дополнительную информацию о том, как можно оценить свою рабочую группу или организацию в целом.

    Приложение 7. Подход компании FranklinCovey

    Устойчивые превосходные результаты…

    Это самая сложная задача любого бизнеса и практически любой организации. Естественно, почти каждый может добиваться результатов в течение квартала или двух. Однако настоящая задача — сформировать культуру организации, способную год за годом обеспечивать достижение устойчивых результатов.

    Удивительно, что на это способны очень немногие организации. Рассмотрим статистические данные, представленные в авторитетных работах по бизнесу:

    • «Прибыль от ключевых компетенций» (Profit from the Core): только 111 из 1854 компаний (13%) смогли за десять лет добиться устойчивого роста прибыльности.

    • «От хорошего к великому» (Good to Great): только 126 из 1435 компаний (9%) за десять или более лет смогли превысить средние показатели фондового рынка. Кроме того, только 11 из 1435 компаний (менее 1%) удовлетворяют критериям устойчивых превосходных показателей деятельности, установленных в исследовании.

    • «Созидательное разрушение» (Creative Destruction): только 160 из 1008 компаний (16%), обследованных за период более тридцати лет, смогли выжить.

    • «Точки стопора» (Stall Points): только 5% компаний из списка Fortune 50 смогли обеспечить устойчивый рост.

    Получение превосходных результатов и создание условий для достижения все новых и новых успехов — отличительная черта великой организации. При этом большинство организаций и их руководителей не справляются с данной задачей. Причина их неудач заключается в подходе, который они применяют.

    Басня Эзопа

    Бедный крестьянин в один прекрасный день увидел, что его гусыня снесла сверкающее золотое яйцо. Подумав, что это розыгрыш, он, прежде чем выбросить яйцо, решил все же отнести его к ювелиру. Каково же было его изумление, когда оказалось, что яйцо сделано из чистого золота! Крестьянин не мог поверить своему счастью. Но еще больше изумился он на следующий день, когда все происшедшее с ним накануне повторилось. После этого каждое утро, едва открыв глаза, крестьянин спешил к гусыне и находил очередное золотое яйцо. Вскоре он стал сказочно богат. И все это происходило как в волшебном сне. Однако вместе с богатством пришли алчность и нетерпение. Крестьянин уже не мог ждать целый день, чтобы получить очередное золотое яйцо. И он решил убить гусыню и получить все яйца разом. Но когда он разрезал живот гусыни, внутри оказалось пусто. У крестьянина больше не было золотых яиц и не было возможности получить их в будущем. Он убил гусыню, которая несла золотые яйца.

    В этой басне заключен основной принцип результативности организации. Устойчивые превосходные показатели деятельности зависят от двух факторов: конечного результата (золотые яйца), ресурсов и средств (гусыня).

    Если организации фокусируются только на производстве «золотых яиц» (достигать результатов сегодня) и не уделяют должного внимания «гусыне» (создание мощностей для производства завтра), вскоре они останутся без ресурсов, производящих «золотые яйца». В то же время, если организации заботятся только о «гусыне», не думая о «золотых яйцах», через какое-то время они не смогут прокормить «гусыню». Секрет в сбалансированности.

    Не исключено, что вашу организацию можно описать следующим образом:

    Мы делаем все, что только возможно, чтобы добиться результата. Мы разрабатываем специальную программу управления и подталкиваем каждого к достижению срочных целей. Один раз это может быть цель в области сбыта. В другой раз кризисная ситуация может диктовать цель сокращения затрат. В следующий раз будет что-нибудь еще. Мы постоянно реагируем на новые обстоятельства, переходя от одной «критичной цели» или «срочной инициативы» к другой. Проблема в том, что мы всегда вкладываем недостаточно средств в развитие кадров, процессов или оборудования, необходимых для того, чтобы действительно усовершенствовать свое предприятие. В результате нам не удается достичь устойчивых показателей деятельности.

    А может быть, ваша организация выглядит так:

    Многие годы мы вкладывали огромные средства в развитие сотрудников и построение культуры. Мы исходили из того, что великие, талантливые люди, владеющие лучшими системами и технологиями, смогут автоматически производить устойчивые превосходные результаты. Условия работы в нашей компании были просто потрясающими, но вот настали тяжелые времена. Мы обнаружили, что не обладаем жестко запрограммированной способностью добиваться результатов перед лицом суровой конкуренции и неблагоприятных экономических условий. Мы были вынуждены урезать все вложения, к которым привыкли сотрудники за «золотые годы». Люди разочарованы, моральный дух сломлен, а многие лучшие специалисты уходят из компании.

    Компании FranklinCovey этот урок дался непросто, поскольку какое-то время мы тоже колебались между результатами и способностью их добиваться. Мы приобрели эти знания, заработав их потом и кровью, и в основе нашего подхода лежит нечто большее, чем просто убежденность.

    В FranklinCovey мы подходим к решению задачи обеспечения устойчивых превосходных результатов с обеих сторон уравнения. Мы помогаем организациям концентрироваться на конкретных результатах и достигать их. Кроме того, мы помогаем им создавать больше средств достижения результатов — воспитывать лидеров и профессиональных сотрудников, способных давать результаты на новых уровнях.

    В этих двух областях (Достижение результатов и Создание средств достижения результатов) FranklinCovey работает с клиентами над тремя четкими «заданиями». Они отражают три основные области величия, воплощенные в Восьмом навыке: организационное величие, лидерское величие и личное величие.

    Задание 1. Реализация основных приоритетов. Мы помогаем клиентам достичь конкретных результатов, например увеличения объема продаж, реализации конкретных проектов или повышения качества, за счет повышения приверженности и прояснения основных приоритетов, а также построения процессов исполнения на основе этих приоритетов Это позволяет обеспечить организационное величие.

    Задание 2. Развитие навыков лидерства и управления. Мы помогаем клиентам развить устойчивые лидерские способности на основе качеств характера, построения команды и способности достигать превосходных результатов. Это позволяет обеспечить лидерское величие.

    Задание 3. Личная эффективность. Мы помогаем организациям повысить уровень знаний, умений и результатов работы их сотрудников с целью достижения более высоких показателей как на личном уровне, так и на уровне рабочей группы. Это позволяет обеспечить личное величие.

    Рис. П. 7.1

    Подумаем, как сформировать команду спортсменов для участия в чемпионате. Можно создать хорошую команду, вкладывая средства в повышение уровня мастерства и поддержание формы спортсменов, — лучшие команды состоят из лучших игроков. В то же время, независимо от качества отдельных игроков, команда побеждает только в том случае, если все ее члены способны совместными усилиями достигать поставленных целей и блистательно проводить одну игру за другой.

    Вам нужны хорошие игроки и хорошее исполнение. В этом случае команда сможет сезон за сезоном добиваться превосходных результатов и получить особое право на победу. В этом суть подхода FranklinCovey: трансформировать возможности организации в реальные достижения, в результате чего организация становится победительницей.


    Примечания:



    1

    Rogers, C.R., On Becoming a Person (Boston: Houghton Mifflin, 1961), p. 26.



    11

    Henry David Thoreau, Walden (Boston: Beacon Press, 1997), p. 70. (Рус. пер.: Генри Дэвид Торо. Уолден, или Жизнь в лесу. Серия «Литературные памятники». — М.: Наука, 1980.]



    112

    Doc Childre and Bruce Cryer, From Chaos to Coherence (Boston: Butterworth-Heinemann, 1999), p. 23.



    113

    Герой фильма Джорджа Лукаса «Звездные войны». — Прим. пер.



    114

    C.S. Lewis, Mere Christianity (New York: Simon & Schuster, 1980), pp. 124–125.



    115

    Childre and Cryer, p. 69.



    116

    Robert Frost, «Two Tramps in Mud Time», The Poetry of Robert Frost, Edward Connery Lathem, ed. (New York: Henry Holt and Co., 1969).



    117

    Lewis, p. 88









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх