54. «Хроники российской саньясы» и «режиссура жизненного пути» В. Лебедько

Владислав Лебедько родился в 1966 году. В 1989 году окончил Ленинградский институт точной механики и оптики по специальности «лазерная физика». В 1990 году стажировался в МГУ на факультете общей физики. В 1992 году окончил СПБГУ, факультет психологии по специальности «практический психолог». С 1983 года учился у многих замечательных российских мистиков и психологов.

Разработал новый уникальный метод исследования и коррекции архетипических сюжетов – магический театр, также несколько новаторских психотехнологий и направление в развитии личности – «Режиссура жизненного пути».

Автор книг «Хроники российской саньясы» (Т. 1-4, 1999-2002) [156], «Режиссура жизненного пути» (2003), «Магия в профессии и творчестве» (2003) и около 20 статей.

С 2000 года активно исследует методы актерского мастерства. Создал творческую студию «Joker», где ставит и играет пьесы, акцентированные на раскрытие тех или иных аспектов мажорных арканов Таро. Изучает алхимию, древний мистицизм, классическую и современную философию, метафизику, герметизм. С 2002 года в работе и исследованиях Лебедько начинают соединяться методологические аппараты древней алхимии и герметизма и современной философии экзистенциализма, постмодернизма, постструктурализма и деконструктивизма, в результате чего сейчас кристаллизовывается методология так называемой постструктурной алхимии.

Как пишет Лебедько в предисловии к книге «Осознание. Мастерство. Психотерапия?», «…одно из самых глубоких устремлений человека – это устремление к самопознанию, к осознанию и реализации уникального смысла своего Бытия. В разные эпохи люди, в которых голосу этого устремления удалось пробиться сквозь многочисленные наслоения повседневных проблем, пытались обобщить и систематизировать свой опыт, найти язык для передачи невыразимых Откровений, найти способы, позволяющие идущему за ними нащупать тропинку. В результате усилий каждого, кто прошел такой путь, появились системы Знаний, которые нельзя назвать ни наукой (потому что невозможно отделить себя от изучаемого предмета и исследовать некие «объективные» закономерности), ни религией (потому что знания эти требовали предельной трезвости и бесконечного экспериментирования). Такую систему Знаний можно назвать просто практикой. Отличительные особенности ее в том, что Знания эти невозможно передать ни через книги, ни даже через инструкции к упражнениям, а только через живой опыт удивительно сложного и многогранного взаимодействия между тем человеком, который такой опыт имеет, и тем, кто хочет его обрести».

Ниже приводятся фрагменты введения из книги В. Лебедько «Хроники российской саньясы», т. 1. [156].

«…Жизнь настоящего духовного искателя, Подвижника не вписывается ни в какие ниши массовые культуры, это всегда уникальный, непредсказуемый, «штучный» Путь. Такие люди являют своей жизнью некую инаковость, не подходят ни под какие мерки. Причем инаковость эта не способ выделиться, выпендриться или противопоставить себя другим. Только будучи непредсказуемым, неуловимым, неопределимым, текучим и постоянно меняющимся, человек может получить какой-то шанс на реализацию своей духовной сущности. Инаковость эта часто внешне совершенно неприметна, будучи же замеченной, вызывает у «здоровой части социума» в большинстве случаев напряжение и непонимание…Вот как раз о том, как живут люди, целиком посвятившие себя духовному поиску (и не ушедшие в монастыри, ашрамы и прочие заведения), пойдет речь в данной книге. Случилось так, что мне повезло встретить нескольких таких людей, замечательных, самобытных российских Мастеров и Учеников. Кто-то из них известен в определенных кругах, большинство же – безымянные Мастера, которые просто делают свое дело, не претендуя на известность или рекламу. У одних мне посчастливилось учиться несколько лет назад, у некоторых я учусь по сей день, встречи с иными были короткими, но все равно произвели на меня неизгладимое впечатление. А в последнее время, задумав эту книгу, я стал целенаправленно искать встреч с такими людьми, открывая для себя удивительный и самобытный мир людей Пути.

Мне довелось встречаться с российскими мистиками в самых разных условиях. Это могли быть психотерапевтический кабинет, прокуренная кухня, офис крупной фирмы, баня, футбольное поле, купе поезда, дом отдыха, поляна у лесного костра, квартиры, улицы, парки…

Замечательные люди, судьбы и ситуации, совершенно непохожие ни на какие образы, описанные в многочисленных восточных и западных текстах, производили потрясающее впечатление, иногда переворачивая мое мировосприятие буквально с ног на голову.

По ряду социально-исторических обстоятельств в России 1960-1990-х годов сложились уникальные условия, в которых произошло становление особого, самобытного поколения духовных искателей, поколения, которое с легкой руки моего Учителя мы стали называть российской саньясой. «Железный занавес» эпохи «застоя», запрет на все, что могло бы быть связано с самопознанием, вызвали, как противовес, потрясающий интерес и устремленность многих людей к этим вещам. Дефициту информации оказалась противопоставлена фантастическая творческая активность, результатом которой стало появление совершенно парадоксальных методов, средств и стилей обучения. Очень небольшое количество (буквально единицы) живых носителей Знания было существенным препятствием для ищущих, не нашедших к ним доступа; возникало множество тупиков, для многих трагических, но зато те, кто нашел своего Учителя, работали с колоссальной самоотдачей и вдохновением.

Я выступаю в приводимых ниже историях в качестве рассказчика и одного из основных действующих лиц не потому, что я – один из главных российских саньясинов, отнюдь; мой Путь начался сравнительно недавно. Просто, во-первых, к описаниям каких-то внешних событий я могу добавить более-менее подробный отчет о внутренних переживаниях в тех случаях, когда мне доводилось в этих событиях участвовать; во-вторых, моя история представляет собою также пример одного из вариантов Пути. Кто-то проходит весь свой Путь легко и весело, а для кого-то, наоборот, поиск Истины становится трагедией, оборачиваясь суицидными попытками, тяжелыми расстройствами здоровья и психики, а иногда и гибелью. Для кого-то Путь разворачивается сплошной серией остросюжетных ситуаций и приключений, а для других – это абсолютно внешне бедная событиями и сюжетами будничная работа. Моя история проходит где-то посередине всех этих крайностей, и на ее примере можно наглядно показать многие метаморфозы, происходящие с современными искателями Истины. Надеюсь, что читатель найдет для себя кое-что поучительное, а местами и забавное, если сможет увидеть в приводимом ниже тексте нечто большее, нежели просто демонстративное описание автором невротических переживаний – своих и тех людей, с которыми он общается…».

Приведем также чрезвычайно важные для понимания мира и концепций Лебедько фрагменты его интервью с Сириным.

Вопрос. Ну, во-первых, простите меня за невежество, но что такое саньяса? И зачем вам понадобилось именно это иноязычное слово?

Ответ. Слово «саньяса» в данном случае я использовал в достаточно вольном переводе. На протяжении книги оно используется как своего рода жаргон. Смысл, который я в него вкладываю, – Духовный Путь. Название «российские хроники Духовного Пути» звучит достаточно тяжеловесно, вот и появилось слово «саньяса», действительно малознакомое русскому читателю, но, как мне кажется, красивое. Кстати, это слово в своих текстах часто употребляет Раджниш, но «Хроники российской саньясы» с Раджнишем и его последователями не связаны.

Вопрос. Расскажите в двух словах, как бы вы определили тематику книги.

Ответ. Книга – о настоящих российских мистиках. Книга рассказывает о подвижническом пути, о Духовном Поиске совершенно непохожих, подчас противоречащих друг другу людей, которых объединяет главное – искреннее, дерзновенное искание Истины.

Вопрос. Ну, я имею в виду Тень даже не в том смысле, что мы ее не осознаем, а то, чего, даже осознавая, не приемлем, к чему мы прикладываем усилие, чтобы побороть. В том смысле, что эти качества тоже зачем-то нужны… Впрочем, вы уже ответили на этот вопрос. Знаете, меня смущает соединение понятий «профессиональность» и «творчество». По моему глубокому убеждению, истинное творчество не имеет ничего общего с профессионализмом. Ведь было бы смешно назвать соловья профессионалом пения. Может быть, я вас неправильно поняла…

Ответ. По моему глубокому убеждению, истинное творчество невозможно без профессионализма и, я бы даже сказал, без высшего проявления профессионализма – мастерства. Пример с соловьем здесь, на мой взгляд, не подходит – соловей творчеством не занимается. Он реализует генетическую программу, не внося ничего, что выходило бы за ее пределы. К вопросу о профессионализме и мастерстве, я надеюсь, мы еще вернемся.

Вопрос. Если можно, обозначьте поконкретней круг интересующих вас тем.

Ответ. Основной доминантой в моей работе является исследование механизмов мотивации человека на работу над собой и на поиск Истины. Соответственно и усилия мои направлены на ориентацию людей с позиции «сделайте со мной что-нибудь» на самостоятельную работу над собой и обучение их методологии такой работы. Основные инструменты этой работы - движение, дыхание и внимание. Упражнений и методов, оперирующих с этими инструментами, существует неисчислимое множество, они благодаря различной литературе (часто некачественной) общедоступны, и людей, занимающихся чем-то подобным и ведущих семинары и обучение, много; но вот людей, осознающих многогранные механизмы воздействия той или иной техники или последовательности техник и методов, владеющих методологией, то есть знающих, что необходимо в данный момент данному человеку (группе), в какой последовательности и дозировках (с учетом видения всей жизни данного человека, группы людей), и главное – зачем, – таких людей на территории России, да и всего мира, единицы. Мне посчастливилось стать учеником одного из таких людей…

Вопрос. Точно! Такую работу мой знакомый как-то назвал «сбор инсайтов, как грибов»…

Ответ. Моя позиция такова: работа и (что наиболее важно) жизнь каждого человека в каждый момент времени может быть трансперсональной, то есть выходящей за пределы индивидуальности и соединяющейся с жизнью мира и в переживании и (что очень значимо) в поступках. Позиция действительно трансперсональной работы такова: «Моя работа с другим человеком – это, прежде всего, часть моей собственной жизни. Для меня важно прожить этот отрезок жизни максимально внутренне честно и безупречно. Для меня важно то, будет ли на каждый мой шаг Благословение (иными словами, соответствую ли я тому, что заявляю и делаю)? Если нет – зачем мне делать это? Трансперсональная работа – это когда специалист переживает и знает по самому большому счету (то есть в масштабе вечности), что же он на самом деле творит и зачем. (Не слабый масштаб, не правда ли? Ну и кто ему реально соответствует, не заблуждаясь в умственных построениях и «медитациях»?)

Вопрос. Насчет «зачем» я абсолютно с вами согласна. Но мне кажется, что трансперсональная работа – это удел не немногих, а абсолютно всех. Я имею в виду, что мы все сидим в виртуальном казино за игорным столом и в той или иной степени вовлечены в игру. Не все осознают, что это лишь игра, и, как правило, люди сидят за теми столами, куда их мама с папой посадили. Очень мало людей понимает, что можно перейти от одного стола к другому. Каждый из нас может иметь (и имеет, только не всегда осознает) опыт вставания из-за стола и наблюдения за игрой извне. При этом по выходе из игры наши фишки обесцениваются, чего многие так боятся. И это их право, и их выбор, и это вовсе не значит, что они менее «продвинуты», чем те, кто не играет вообще (а такие есть?). А вот выйти из казино совсем – это безвозвратно…

Ответ. Все зависит от позиции внимания. Хотим мы или не хотим, но мы все равно по факту живем в масштабе звезд, в масштабе Вселенной, в масштабе Вечности. Если все время осознавать это – в трамвае, на работе, на кухне… – то это будет совершенно особая жизнь, жизнь, в которой вообще невозможна фальшь, неискренность, корысть, подлость… Ведь если ты все время воспринимаешь себя на фоне Вечности, то и каждый свой поступок ты с Вечностью соотносишь. Но это очень и очень сложно.

Вопрос. Вы уже не раз заявляли о своем профессионализме на ниве Духовного Поиска. А как вы распознаете шарлатанов?

Ответ. Как я распознаю шарлатанов? Достаточно просто. Так же, как любой профессионал в своей области распознает дилетантов. Кстати, на днях я видел одну книгу, автор которой претендует на очень высокую планку, не имея на то никаких оснований, кроме эпатажных заявлений. Жанр своей книги он определил как «эзотерический триллер». Чернухи там действительно предостаточно. И перемешана эта чернуха с надерганными вперемешку терминами и пересказами из Кастанеды, Мантака Чиа и других Мастеров. В одну кучу свалены скоморохи – офени, забайкальские шаманы, Махатмы из Шамбалы, чакры, кундалини, «пузыри восприятия», нагвали-тонали (подобная окрошка уже говорит о дилетантизме – как если бы математик попытался решать какую-то задачу, смешав сразу несколько систем координат, – такая ошибка даже для первокурсника непростительна), к этому примешивается «национальный колорит» – «зэковские», «братковские», «дурдомовские» сюжеты, порнография, – и автор провозглашает себя новым русским просветленным… Жалко, что подобной дешевке могут поверить легковерные читатели, – ведь многие слова там вроде бы правильные написаны. Но для профессионала очевидно, что это махровое дилетантство (по поводу упомянутой книги – это не только мое мнение, но и еще нескольких профессионалов). Если вернуться к вашему вопросу, то о шарлатанах я не пишу и писать не намерен. Хотя если сильно будут проситься с рекламными или иными целями на страницы книги, то можно сделать назидательную главку с названием типа «Клоуны». Может быть, это и было бы полезно для читателя – научиться разделять профессионалов и дилетантов, правда, суметь дать критерии такого разделения, причем не по форме, а по сути, – задача предельно сложная. Я-то могу отличить профессионала от дилетанта, но как сделать подобные критерии доступными для читателя? Краткий ответ дать не могу. Если был бы на то читательский запрос, можно было написать учебник по распознанию дилетантов. А дать какие-то простые ориентиры не берусь. Все не так просто…

Вопрос. А что такое, на ваш взгляд, творчество?

Ответ. Вопрос, попадающий, можно сказать, в эпицентр моих исследований. Этому вопросу я посвятил статью «Мотивация. Творчество. Предназначение». Мне кажется, что мне удалось в ней достаточно удачно выразить свою позицию по этому вопросу, так что ничего в дополнение к этому приписать не могу. Попробую сделать «выжимку» из текста статьи, чтобы в нескольких предложениях ответить на ваш вопрос. Итак, начнем с первого тезиса, который звучит так: существует по большому счету только две вещи, которыми человек в своей жизни занимается. Это – Я и Жизнь. Чем-то другим мы не занимаемся в принципе. Хотя вроде бы делаем мы многие вещи, но (осознаем мы это или нет) только лишь для того, чтобы разобраться с тем, что такое Я и что такое Жизнь. И разбираться с этим мы можем либо опосредованно – через какой-то прикладной интерес – через психологию, через науку, искусство и т.п., – либо у нас есть шанс обратиться непосредственно к тому, что такое Я и Жизнь, как они между собой связаны. Непосредственно – значит пережить Себя и Жизнь в контакте, как нечто Единое. Через какой-то опосредованный интерес мы стремимся к тому же, но шансов пережить это Единое на таком пути имеем гораздо меньше. Второй тезис заключается в том, что жизнь наша представляет из себя некую динамику внимания, и если тщательно проследить, как мы на самом деле живем, то станет очевидно, что процесс этот совершенно иррационален и не подчиняется никакой логике, хотя упрямый человеческий ум пытается жизнь как-то объяснить и упорядочить. Когда же мы обратимся к динамике нашего внимания, то можем заметить, что не существует некой прямой, сквозной линии, связывающей нашу жизнь воедино в пространстве и времени, а есть некоторый набор хаотически возникающих точек – более или менее ярких, зачастую никак не связанных между собой. То внимание окажется в зачесавшейся ноге, то в какой-то мысли, то оно отскочит в окружающее пространство, где что-то случилось и так далее. Происходят некоторые скачки внимания туда-сюда. Кроме того, все эти скачки внимания ограничены, внимание не может выйти за пределы обычно достаточно узкого коридорчика, который в нашем восприятии определяется Доминантой. Итак, есть некий узенький коридорчик восприятия, в котором периодически возникают всполохи внимания. И вот этот процесс называется жизнью. Жизнью, в которой нет цельности и непрерывности. Каждой ценности (а ценности в жизни современного человека чрезвычайно разобщены и противоречивы, так, например, внутренние глубинные ценности вступают, сознаем мы это или нет, в конфликт с ценностями, навязываемыми СМИ, рекламой и т.п.) соответствует определенная Доминанта во всех диапазонах восприятия. И так – от глобальных и до мельчайших проявлений человека – от общей направленности каких-то его действий до неких фиксированных микродвижений, жестов, мимики, интонаций, поз, специфики реакций, характерных для данной ценности. Таким образом, единый организм распадается на множество обособленных частей – субличностей. Восприятие на всех уровнях оказывается разорванным, и границы субличностей могут переживаться как всевозможные телесные и психические напряжения, приводящие к искажениям, несоответствиям и неадекватности поступков, мыслительных процессов, эмоций, ощущений и движений. Как и говорилось выше, динамика внимания – собственно жизнь – превращается в хаотический набор точечных всплесков то в одной, то в другой отграниченной области восприятия. «Трудолюбивый» ум человека, спасая себя от непосредственного столкновения с переживанием подобного хаоса, немного сглаживает ситуацию, создавая иллюзию логичности и некоторой связности происходящего. Возможна, однако, ситуация, когда человеку каким-то образом удалось сохранить или восстановить цельность и непрерывность своей жизни, стереть границы субличностей. При этом восстанавливается иерархия ценностей, направленная на реализацию жизненного Идеала (Идеал не стоит путать с психологическим понятием Идеального образа «Я»: Идеал, в нашем случае, – не образ и ничего общего с логическими и образными конструкциями не имеет, являясь энергией тончайшего – светового – качества, обретая осознание которой человек переживает невыразимую словесно полноту и гармонию, оказывается «на своем месте» в пространстве, времени и действиях). В этом случае субличностей как выразителей обособленных ценностей не существует, а есть неделимый организм, наделенный целостным восприятием, то есть нечто Единое. Это Единое руководствуется приоритетной ценностью – Идеалом, вокруг которого выстраиваются соответствующим образом остальные ценности, поддерживающие приоритетную, совершаются непротиворечивые поступки, мир качественно отражается в гибком, нестереотипном мышлении, чувства и ощущения согласованы с происходящим, тело адекватно реагирует. И нет никаких противоречий. Я и Жизнь – единое целое, и в этом едином целом происходит Действие, направленное на реализацию Идеала, раскрытие смыслового потока через удовлетворение актуальной потребности в процессе взаимодействия Человека и Мира. Естественно, что величина и энергия этого действия могут быть существенно больше, чем в ситуации раздробленности. Такое Действие будет продуктивным и качественным, потому что в каждый момент оно одно. В данный момент времени Я хочу чего-то одного, и нет ничего, что мне мешает это сделать. В этом случае совпадают Хочу, Могу и Нужно. Подобное совпадение Хочу, Могу и Нужно можно назвать Предназначением человека. Такое происходит, когда вы попадаете в ситуацию, в которой вы нужны этому миру и себе как части мира и нет никаких внутренних противоречий (а это означает, что и внешних противоречий не будет). Вы в данной точке пространства и времени на своем месте и совершаете свое действие, что отражается переживанием предельной полноты и неразрывности восприятия, которое можно назвать счастьем (иногда, несмотря на болезненность и трагичность происходящего, с точки зрения внешнего наблюдателя). В этом случае происходит то, что вы хотите, или то, что происходит, – то вы и хотите (в каких-то случаях адекватнее сказать не «хотите», а принимаете). При этом Мотивация уже направлена не на какую-то цель, а на соответствие Предназначению. Человек, живущий соответственно своему Предназначению, осознает свою жизнь в контексте судьбы всего человечества, всего мира. Итак, что же такое Творчество и какое отношение оно имеет ко всему вышеизложенному? А Творчество – это действия, направленные на переход человека от жизни раздробленной к жизни Целостной. Любое действие, которое способствует такому переходу или хотя бы намеку на таковой, я считаю актом Творчества. Можно сказать по-другому: Творчество – это попытка восстановить утраченную Целостность самого себя и Жизни или хотя бы намекнуть на эту Целостность. Итак, по моему мнению, любое действие, направленное на реализацию Целостности, есть Творчество. Любое другое действие, связанное со сколь угодно ярким самовыражением каких-то Субличностей, будь то в картинах, музыке, стихах или в чем-то еще, называть Творчеством мы не будем, ограничиваясь для этих случаев понятием «самовыражение». Творческим может быть абсолютно любое действие человека…









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх