Александр Киселев – академик Академии естественных наук РФ, старший научный сотруд...

Александр Киселев – академик Академии естественных наук РФ, старший научный сотрудник Лаборатории исследований сознания и коммуникации Института проблем передачи информации РАН, кандидат химических наук. В 1967 году закончил химический факультет МГУ, после чего работал в Институте биоорганической химии АН СССР в области химии белка. В 1973 году защитил кандидатскую диссертацию и в 1976 году был удостоен за свою работу премии Ленинского комсомола. В последующие годы работал в области биохимии и фармакологии, в том числе фармакологии нейропептидов. Это в сочетании с давним интересом к неординарныым феноменам человеческой психики, а также зародившимся еще в школьные и студенческие годы увлечением йогой и другими духовными практиками привело его в лагерь исследователей сознания. В 1980 году А. Киселев стал одним из инициаторов создания Межведомственного научного совета по проблеме «Сознание» при ГКНТ и СМ СССР и сотрудником его экспертной группы.

С создания этого совета, по существу, началась легализация исследований сознания (и, в частности, трансперсональных исследований) в нашей стране. Круг научных интересов совета был чрезвычайно широк – современная физика, философия, кибернетика, искусственный интеллект, теоретическая и практическая психология, нейрофизиология, нейробиология, психофармакология и психиатрия, духовные практики и измененные состояния сознания.

Совет выпускал справочные, реферативные и библиографические издания, призванные привлечь внимание отечественной профессиональной аудитории к пионерским исследованиям за рубежом. Кроме того, разрабатывались целевые программы развития соответствующих отраслей науки в нашей стране.

Ежегодно проводились школы-семинары, на которых выступали наиболее передовые представители различных областей знания. Это были поистине бесценные школы для отечественного научного сообщества, именно там впервые увидели свет многие новаторские работы, впоследствии получившие широкую известность и ознаменовавшие важный поворот в отечественном научном мышлении – достаточно упомянуть фундаментальный труд М.К. Мамардашвили «Классический и неклассический идеал рациональности», его блестящее эссе «Сознание и цивилизация», работы В.В. Налимова, В.А. Зинченко, группы В. Деглина, Н. Брагиной и Т. Доброхотовой и многих других.

Работа в экспертной группе совета требовала детального изучения широкого круга областей как на теоретическом, так и на практическом уровне. Это позволило ведущим сотрудникам группы А. Киселеву, Н. Мусхелишвили и ныне покойному Ю. Шрейдеру разработать уникальный междисциплинарный «метапсихологический» подход к решению ставившихся перед ними сугубо прикладных задач.

Впоследствии в связи с изменением политической обстановки в стране экспертная группа была преобразована в Лабораторию проблем сознания и коммуникации ИППИ РАН и сосредоточила свои усилия на изучении особенностей коммуникации в человеческих сообществах в различных состояниях сознания. В частности, особый интерес представляет так называемая «непрямая коммуникация», направленная не на изменение запаса знаний (тезауруса) адресата, а на изменение состояния его сознания.

Непрямая коммуникация широко использовалась в духовных традициях, а сейчас составляет основу большинства методов современной психотерапии, и потому анализ религиозных и духовных текстов под таким углом зрения может дать очень многое для развития практической психологии, образования и целого ряда других отраслей, связанных с коммуникацией, и в том числе даже для создания систем искусственного интеллекта.

Кроме того, исследования показывают, что сама структура духовных текстов обладает уникальными особенностями: на определенном этапе классическая семиотика перестает быть пригодной для ее анализа, и требуется принципиально новая семиотика образов, на возможность которой в свое время гениально указал Поль Рикер.

Духовный текст перестает быть содержательным текстом и становится своеобразной «лестницей» для восхождения к более высоким состояниям сознания (европейская традиция leсtio divina). Именно это в настоящее время составляет тему исследований лаборатории. Крайне интересно отметить, что идеи семиотики образов открывают возможность объективного описания и экспериментального подтверждения конкретных механизмов теоретически предсказанного К. Уилбером «зрительно-логического мышления» (или, как он сам это называет, «визионерской логики»), согласно его теории, следующего уровня эволюции сознания после уровня формальных операций, завершающего схему Ж. Пиаже. Понимание этих механизмов позволяет развить и существенно дополнить идеи К. Уилбера, касающиеся дальнейшей эволюции сознания.

Еще в период работы в экспертной группе совета А. Киселеву приходилось переводить и реферировать большое количество зарубежной научной и философской литературы, ранее недоступной отечественной аудитории. С тех пор эта работа стала его второй профессией. Он давно и плодотворно сотрудничает с проектом «Тексты трансперсональной психологии»; в его переводе и под его редакцией вышло около двух десятков книг, в том числе таких выдающихся представителей трансперсонального движения, как К. Уилбер, С. Гроф, Р. Уолш, А. Минделл [135].









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх