47. Клиническая трансперсональная терапия Б. Приленского и А. Приленской


Борис Приленский – доктор медицинских наук, заведующий кафедрой психотерапии и медицинской психологии Тюменской государственной медицинской академии. Анна Приленская – врач-психиатр Тюменского городского клинического психоневрологического диспансера Тюменской государственной медицинской академии.

В настоящее время существует необходимость развития интегрирующих и преобразующих методов, адресованных различным аспектам человеческой природы: соматическому, аффективному, когнитивному, волевому и трансперсональному [130, 135, 246, 247].

Отдельные психологические функции интегрируются понятием «сознание». И не случайно со страниц многих руководств по психотерапии звучит призыв интегрировать опыт, полученный в процессе психотерапии, осознать получаемые переживания для достижения отчетливого, явного понимания ранее неосознаваемых аспектов и взаимосвязей собственной психической жизни. Осознание в более широком смысле означает формирование адекватного понимания других людей и окружающего мира

Измененное состояние сознания – это возможность, предусмотренная человеческой природой, расширить границы сознания, это возможность перейти на более высокий уровень сознания за очень короткое время [130, 135]. Измененное состояние сознания – это качественный скачок сознания, подобный тому, который совершает электрон, получивший дополнительную энергию, переходя на более высокий уровень [130]. Способность сознания человека непрерывно меняться есть гарантия непрерывной адаптации к изменениям, происходящим в мире. Наиболее примечательной и полезной функцией транса (состояния измененного сознания) является временное выключение обычной защитной системы личности. Как известно, в защитную систему входят различные психологические маневры, защищающие человека от «лишней информации» о мире и о самом себе. К ним относятся: игнорирование или отрицание неприятных фактов, искажение смысла происходящего, «кодирование» информации, когда вместо отчетливых представлений личность перерабатывает телесные симптомы – так называемая конверсия психического в телесное и пр. Психологическая защита спасает личность от переживаний и чувств, но при этом значительно ограничивает возможности человека, стандартизирует его поведение, тормозит творчество. Поэтому измененное состояние сознания можно рассматривать как вполне естественное и необходимое состояние обновления нервно-психической картины мира. Измененное состояние сознания переносит человека в иную реальность, где нет жестких ограничений, которые сознание наложило на него, где есть возможность для переструктурирования опыта, понимания окружающего мира, где есть необходимые условия для нового восприятия окружающего мира и своего места в нем.

Одним из перспективных направлений может быть внедрение в реабилитационную работу методов трансперсональной психотерапии. Наш собственный опыт позволяет говорить о целостной системе, включающей холотропную, телесно-ориентированную и гештальттерапию. Мы солидарны с духом трансперсональной психотерапии, по сути целиком пронизанным гуманистическим содержанием, основанным на доверии к клиенту (пациенту) и к содержанию тех процессов, которые происходят в процессе психотерапии. Как отмечает С. Гроф, холотропные состояния сознания имеют свойство создавать нечто подобное «внутреннему радару», который автоматически выносит в сознание из бессознательного то содержание, которое имеет самую большую эмоциональную нагрузку, является мотивационно уместным во времени и легче всего доступным для переработки сознанием [59].

Еще В. Райх подчеркивает, что нет ни одного невротика, который мог бы глубоко и равномерно выдыхать. В сознании этих больных угнездились результаты всех мыслимых манипуляций, препятствующие глубокому выдоху [262]. Это достаточно тонкое наблюдение показывает связь переживаний с телесными процессами, в частности с дыханием. Не случайно самым простым способом избежать сильных переживаний проявляется в непроизвольном стремлении сдерживать глубину дыхания. Как отмечает С. Гроф, в ходе сеансов холотропной терапии неоднократно получало подтверждение положение В. Райха о том, что виды психологического сопротивления и защиты связаны с ограничением дыхания. Веками был известен факт, что с помощью дыхания, регулируемого различными способами, можно оказывать влияние на состояние сознания. Процедуры, которые использовались в этих целях в древних культурах Востока, варьировались довольно широко – от активных (насильственных) вмешательств в дыхательный процесс до утонченных методов духовных практик (традиций).

Ю. Бубеев и В. Козлов провели лабораторные исследования, направленные на изучение влияния связного, свободного и холотропного дыхания на функционирование центральной нервной системы (ЦНС) и на адаптацию основных функциональных систем организма [125]. Авторы, анализируя в целом динамику электрической активности головного мозга в процессе связанного дыхания, отмечают ряд совершенно четких параллелей с соответствующей динамикой во время сна. По существу, измененное сознание при использовании дыхательных техник – это своеобразный, искусственно вызываемый действием гипервентиляции сон с сохранением волевого контроля. Это определяет основные черты сходства между элекроэнцефалограммой (ЭЭГ) сна и ЭЭГ измененных состояний сознания. Иными словами, частое дыхание вызывает изменения в функциональном состоянии мозга, напоминающие сон. Но, как известно, сон как одна из разновидностей состояния измененного сознания – это королевская дорога (вернее, одна из дорог) в бессознательное! Именно в холотропном (измененном) состоянии сознания мы имеем возможность соприкосновения с этими многочисленными пластами неосознаваемого материала!

Представляется немаловажным то обстоятельство, что теоретическая база трансперсональной психотерапии, по сути, аккумулирует многие передовые взгляды лидеров глубинной психологии – основоположников научного подхода в психотерапии З. Фрейда, О. Ранка, К. Юнга и др. Телесно-ориентированная психотерапия в виде целенаправленной работы с телом в процессе холотропных сессий или после них в традициях райховского массажа и других приемов органически входит в трансперсональный поход С. Грофа.

Привлекательным в трансперсональных технологиях является возможность глубинной проработки проблематики, снятие эмоциональных блоков и телесных зажимов через опыт непосредственного переживания с последующей, что представляется очень важным, когнитивной проработкой и интеграцией. Освобождение от имеющейся негативной системы конденсированного опыта, которая может лежать в основе невротических, психосоматических проблем и зависимостей, позволяет по-новому взглянуть на имеющиеся межличностные проблемы, освободиться от невротических защитных механизмов, сформировать адекватную систему отношений, активизировать механизмы совладания. Разрешение внутриличностного конфликта позволяет уменьшить уровень тревожности и освободиться от невротической и психосоматической симптоматики.

Теория и практика трансперсонального анализа

А. Трансперсональный анализ механизмов невротического конфликта.

Все чаще специалист, работающий в клинике неврозов, встречается с невротическими состояниями, в клинических проявлениях которых одновременно присутствуют симптомы разных форм неврозов (так называемая недифференцированная форма невроза). Возможно, это объясняется тенденцией к многомерности личностных конфликтов, которую отмечают в настоящее время социальные психологи. Предлагаемая схема дает возможность увидеть множество вариантов внутриличностного конфликта. Многоуровневый анализ психологического конфликта позволяет более полно понять его природу и выработать адекватную стратегию при работе с психологическими механизмами, лежащими в его основе.

В процессе изложения материала мы структурировали проводимую психотерапевтическую работу исходя из модифицированной модели сознания К. Уилбера [311]. Мы прекрасно осознаем, что это разделение целостного процесса будет выглядеть несколько искусственным, но для понимания происходящего в процессе трансперсональной психотерапии представляется важным. Предложенные уровни сознания можно представить в виде следующей схемы (модификация схемы К. Уилбера), которая представлена на рис. 1.


Границы, представленные на рисунке, – это искусственные барьеры между различными уровнями сознания. Постоянный самоконтроль приводит к искусственному сужению сознания, фиксации его на обыденном, неизменном уровне (уровне Маски). Это позволяет хорошо адаптироваться, но адаптация эта – в жестких границах, определенными конкретными историческими обстоятельствами социума.

Таким образом, структуру психологических конфликтов с точки зрения спектра сознания можно представить в виде сложного многоуровневого образования.

1. Конфликты уровня «Маски».

Личность условно можно разделить на социально обусловленные поведенческие реакции «Маску» и неосознаваемую подструктуру личности «Тень». Как нам представляется, Маска – конструкция не столь монолитная, целостная. Психологическое консультирование уже на этом уровне целесообразно не ограничивать работой с симптомами, «неправильными мыслями» и «неправильным поведением». В структуре «Маски», по нашему мнению, можно выделить три составные части, которые могут вступать в конфликтные отношения друг с другом:

«Маска Долга» – роль, которую я вынужден играть, подчиняясь обстоятельствам.

«Маска Желаний» – это желания и потребности, которые дозволительно иметь в цивилизованном обществе. «Маска Целесообразности» – «адаптивный» стиль поведения.



.«Теневые структуры» становятся резервуаром, в котором бурлят отвергаемые страсти, желания, потребности и мотивы. Поскольку «Тень» не осознается, то непредсказуемо для индивидуума ее влияние. Конфликт приобретает «многомерность», объемность. Количество вариантов, если учитывать все возможные сочетания, при этом значительно возрастает. В этом своеобразном «театре Масок и Теней» разыгрываются многие истинные человеческие страсти, драмы и трагедии между демонстрируемыми частями – «Маской» и отвергаемыми, скрытыми от себя и от посторонних глаз областями – «Тенью». Зловещий, порой трагичный и даже патологический характер этих отношений обусловлен именно скрытостью от постороннего наблюдателя и самого индивида истинных причин, двигающих видимые на сцене сознания фигуры – «Маски».

Уже на этом уровне можно выделить три классических варианта невротического конфликта:

– неврастенический конфликт представляет собой противоречие между возможностями личностями, с одной стороны, ее стремлениями и завышенными требованиями к себе – с другой;

– истерический конфликт определяется прежде всего чрезмерно завышенными претензиями личности, всегда сочетающимися с недооценкой или полным игнорированием объективных реальных условий или требований окружающих;

– обсессивно-психастенический конфликт обусловлен прежде всего, противоречивыми собственными внутренними тенденциями и потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями.


2. Психологические конфликты уровня Эго.

Второй уровень психологического конфликта – это конфликт в системе «Эго». Для понимания структуры этих конфликтов мы используем положение Э. Берна об Эго-образованиях в виде Родителя, Взрослого, Дитя.


Родитель Взрослый Дитя

Конфликтные взаимодействия между этими Эго-образованиями можно представить в виде следующей схемы:

Обсессивно-психастенический конфликт обусловлен прежде всего противоречивыми собственными внутренними тенденциями и потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями.

Истерический конфликт определяется прежде всего чрезмерно завышенными претензиями личности, всегда сочетающимися с недооценкой или полным игнорированием объективных реальных условий или требований окружающих.

Неврастенический конфликт представляет собой противоречие между возможностями личностями, с одной стороны, ее стремлениями и завышенными требованиями к себе – с другой.


3. Психологические конфликты уровня «Тела».

Конфликтные взаимодействия между функциональными образованиями «Эго» и «Реальным Телом» можно представить в виде схемы, представленной на рисунке. «Реальное Тело», благодаря базовому конфликту «Эго», расщеплено.

«Осознаваемое Тело» – та часть психологии телесности человека, которая одобряется социумом и осознается индивидуумом; «Тень Тела» – та часть психологии телесности человека, которая явно или неявно считается «плохой» с точки зрения социума и индивидуума и уходит за пределы активного внимания.



Эти конфликтные отношения можно представить в виде схемы.

Можно выделить следующие возможные варианты «Конфликта Телесности»:

Обсессивно-психастенический конфликт телесности – это широко распространенная в настоящее время так называемая «ипохондрия здоровья» – использование разнообразных систем оздоровления, очистки организма, соблюдение разнообразных диет, употребление разнообразных пищевых добавок.

Истерический конфликт телесности – это невозможность получить удовольствие, наслаждение и радость от своего тела. Есть определенный разумный предел на получение удовольствий, связанный как с физиологическими, так и с психологическими ограничениями.

Неврастенический конфликт телесности – это проблемы личности, живущей во имя прагматических целей (деньги, карьера, успех), в результате забывающего о реальных телесных потребностях. В результате тело начинает жить как автомат, как робот, ограниченное рамками целесообразности.


4. Психологические конфликты межличностного уровня.

Следующий уровень психологического конфликта – это межличностный. Традиционно выделяются следующие основные классы или подсистемы отношений: отношение к миру явлений и предметов, отношение к другим людям, отношение к себе.

Взаимодействие между личностью в целом и социальным окружением можно представить в виде следующей схемы (рис. 5). В центре этой схемы находится «Я» (целостное или раздробленное «Эго»). «Я» окружено следующими образованиями: «Ты» (близкие люди, семья, знакомые, друзья, сотрудники, соседи), «Они» (незнакомые, посторонние люди) и «Труд» (деятельность, которой занимается человек).



Конфликт между позициями «Я» и «Ты» своими корнями уходит в детство и приводит к формированию комплекса неполноценности.

Конфликт между позициями «Я» и «Они» также уходит корнями в проблемы самооценки.

Конфликт между позициями «Я» и «Труд». Труд представляет реализацию ядра личности, его иерархизированных мотивов как основных побудителей деятельности.


5. Надличностный уровень психологического конфликта.

По-видимому, по мере расширения сознания индивидуума возрастает значение препятствий в процессе самореализации. На этом

уровне можно выделить следующие базовые конфликты надличностного уровня.


Трансперсональные конфликты связаны с негативным перинатальным опытом и отрицаемым опытом коллективного бессознательного.

Экзистенциальные конфликты обусловлены переживанием потери основного смысла существования, низведением любви до низшей ступени на лестнице, с превращением ее в способ подчинения слабых, отсутствием свободы воли.

Конфликты в гуманистической сфере – это нерешенные в процессе индивидуального развития препятствия в развитии личности.


6. Конфликты уровня Духовности.

Проявлению истинной духовности, как видно из риунка, препятствуют идеологические, философско-научные и конфессиональные догмы. Догматический вал, окружающий индивидуума, – это квинтэссенция невротических механизмов, препятствующих дальнейшему личностному духовному росту. Итак, на пути формирования духовности можно выделить следующие конфликты:


– конфликт между реальной картиной миром и его научно-философским догматическим сужением;

– конфликт между реальной картиной мира и религиозными догмами;

– конфликт между реальной картиной мира и идеологическими ограничениями.


Предлагаемый анализ спектра психологических конфликтов позволяет более полно понять природу и механизмы психологического конфликта. Это представляется важным для выработки адекватной психотерапевтической стратегии при работе с неврозами и заболеваниями, в основе которых лежат невротические механизмы (психосоматические заболевания, поведенческие расстройства, расстройства личности).

Любопытно, что, судя по описанию вершинных переживаний, моментов самоактуализации, люди настолько погружены в определенную деятельность, что теряют чувство времени и места. Похоже, что пиковые переживания, по А. Маслоу, очень тесно связаны с состояниями расширения сознания. Так называемый личностный рост и появление метапотребностей также, по-видимому, связаны с расширением сознания (осознанием). Иными словами, самоактуализировавшиеся люди, имеющие метапотребности, – это люди, свободные от ограничений обычного, неизменяемого состояния сознания. Метамотивация невозможна, пока человек адекватно не удовлетворит дефицитарные потребности более низкого уровня. Если сопоставить иерархию потребностей А.Маслоу и происходящий в процессе трансперсональной психотерапии процесс расширения сознания, то можно увидеть, что именно расширение сознания – необходимое условие появления метамотиваций.



Б. Трансперсональный анализ механизмов психологической защиты.

Для практической работы трансперсональному психотерапевту важно осознавать глубинные психотерапевтические механизмы, лежащие в основе процесса лечения и психологической коррекции.

С этой целью представляется целесообразным проанализировать имеющиеся у клиентов психологические защиты с точки зрения уровней сознания. Можно выделить следующие уровни осознания психологических защитных механизмов:

Личностный уровень механизмов психологических защит:

подуровень защитных механизмов, направленный на недопущение до зоны активного осознания конфликта между «Маской» (т.е. социально обусловленные шаблоны поведения) и «Тенью» (неосознаваемая часть личности). Эти защиты обеспечивают социально приемлемый уровень поведения (социальную норму в виде «Маски») за счет устранения из зоны осознания вытесняемых компонентов «Тени»;

подуровень защитных механизмов, не допускающий к осознанию конфликт между структурами «Эго» (уровень «Эго»). Обеспечивает сохранение относительного личностного комфорта путем устранения из зоны сознания отдельных сторон «Эго» (подавление Эго-состояний Родителя, Взрослого, Ребенка).

Уровень телесности механизмов психологических защит. Механизмы, направленные на исключение проблем конфликта «Эго» и «психологического Тела» из зоны сознания. Обеспечивает устранение отдельных компонентов «неодобряемого», значимой референтной группой «Уровня телесности» из зоны осознания.

Межличностный уровень механизмов психологической защиты. Защитные механизмы, направленные на устранение травматичной информации, возникающей в процессе межличностной коммуникации путем искажения или устранения «психотравмирующих элементов» межличностного общения из зоны активного осознания:

– избегание близости, откровенности в общении;

– неукоснительное соблюдение ритуалов в общении;

– участие во времяпрепровождении;

– сознательное или неосознанное участие в психологических играх;

– проецирование на ближайшее (Ты) или дальнее (Они) окружение.

Надличностный уровень спектра механизмов психологической защиты.

Его можно подразделить на следующие подуровни:

– подуровень защитных механизмов, направленный на недопущение до зоны активного осознания доличностной (перинатальной) проблематики в связи с особой травматичностью и значимостью этих переживаний. Кроме того, включает также трансперсональные, или надличностные, неосознаваемые проблемы коллективного бессознательного, а также препятствующий получению опыта «предельных переживаний»;

– подуровень защитных механизмов, направленный на недопущение к осознанию экзистенциальных проблем (смысл, ответственность, базовая изолированность, непредсказуемость, неустойчивость бытия, принятие смертности);

– подуровень защитных механизмов, направленный на недопущение к осознанию гуманистических проблем (самоидентификация, самоактуализация).

Смысл всего многообразия психологических защит, описываемых представителями разных школ и направлений в психологии и психотерапии таким многообразием терминов, по сути, направлено лишь к одному – к защитному сужению поля сознания. Чем массивнее и более угрожающая ситуация для конкретного индивида, тем во все более суженом состоянии сознания он пребывает. При этом защитные механизмы также начинают действовать со все большей интенсивностью, становятся все более массивными. Напоследок остается лишь самый низкий уровень сознания, уровень маски, важный лишь для удовлетворения первичных потребностей, для выживания в условиях жизни в современном обществе.

В результате проявления различных патологических защитных механизмов фактически может происходить сужение границ личности. Личность функционирует в своеобразном «щадящем» режиме «Маски». Это позволяет индивиду отсечь от поля осознания травматичные переживания, связанные с наличием «нежелательных» уровней сознания. Убирая избыточную с точки зрения сиюминутной ситуации ненужную, травматичную информацию, личность сохраняет собственное внутреннее психологическое равновесие, так важное для выживания. Решаются важные тактические задачи, правда в ущерб задачам стратегическим. Отсекается часть внешнего пространства, поскольку полноценно воспринимать окружающий мир оставшейся частью личности довольно проблематично. Подобное отсечение возможно при сужении уровня сознания. Изменяя, сужая свое сознание или, как чаще говорят, «осознание», индивидуум изменяет количество и качество поступающей информации. В этот момент мы отключаемся от поступающей извне информации и переходим в режим внутренней переработки.

В. Трансперсональный анализ психотерапевтических факторов трансперсональной психотерапии.

Остановимся подробнее на механизмах, которые лежат в основе психотерапевтической работы при трансперсональной психотерапии. Следует учитывать, что границы между различными терапевтическими факторами произвольны, все они взаимозависимы и ни один из них не действует в отрыве от других. Важно отдавать себе отчет, что никакая объяснительная система не способна охватить весь терапевтический процесс.

В основе предлагаемой нами схемы анализа спектра психотерапевтических факторов и механизмов трансперсональной психотерапии использованы модифицированная схема сознания К. Уилбера [310, 311], анализ факторов и механизмов групповой психотерапии И. Ялома [390], а также предложенная нами модель спектрального анализа психологических конфликтов и системы психологических защит и обобщение собственного опыта проведения трансперсональных групп.

Важно подчеркнуть, что подобное выделение отдельных механизмов в реальной психотерапевтической ситуации выглядит несколько упрощенным и надуманным. Тем не менее, наша классификация может быть очень важной для понимания того, что происходит в достаточно непростой терапевтической ситуации трансперсональной психотерапии с точки зрения беспристрастного исследователя или человека, желающего научиться тому, что проводит опытный психотерапевт, ведущий группу [246, 247].









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх