41. Исследования процессов и методов восстановления психической целостности: Г. Бревде

Бревде родился в 1957 году в г. Орджоникидзе СОАССР (ныне Владикавказ). В 1980 году окончил физико-механический факультет Ленинградского политехнического института. С 1978 году – активный участник самиздатовского движения. Постоянный автор «Митиного журнала», «Часов» и других неподцензурных изданий. С 1984 по 1994 год руководил рядом театрально-постановочных проектов Калининского молодежного культурного центра, Петроградского товарищества литераторов, объединения «А – Я» и др. С 1991 года – сотрудник философско-культурологического центра «Эйдос». С 1997 года – сотрудник проблемной группы «Перспективы метафизики» Санкт-Петербургского отделения Института человека РАН. В 1998 году организовал научно-практическую группу, разработал комплексную междисциплинарную программу изучения индивидуации и измененных состояний сознания (ИСС) и до настоящего времени руководит работами по ее осуществлению. С 2000 года принимает участие в исследованиях и усовершенствовании системы целостного движения.

Основные направления исследований и экспертные знания в областях:

– Философская антропология.

– Аналитическая, гуманистическая и трансперсональная психология.

– Интрапсихическое развитие личности.

Резюме исследовательской программы [28].

Объект исследований: онтическое единство сознания и бессознательного, рационального и внерационального, персонального и трансперсонального, интегральная совокупность содержаний психики.

Индивидуация (самопознание, интрапсихическое развитие, интеграция сознания, восстановление психической целостности) – поиск душевной гармонии, единства сознания и бессознательной психики – главный фактор, обусловливающий позитивность изменений психики индивидуума, здоровье и полноценность личности, ресурсы расширения ее духовного и социального потенциала и возможности самореализации. Невзирая на фундаментальную значимость самопознания, творческие интенции и исследовательские возможности психологии зачастую не простираются далее подступов к индивидуационным процессам или их периферии.

Для познания человека вообще и человечества в целом необходимо понимание индивидуального человеческого существа в контексте всех его особенностей и характерных черт. Фундаментальная однородность бессознательной психики позволяет, более того – заставляет восходить от единичной аналитической процедуры к обобщающему постижению структуры и закономерностей психики, специфики ее априорных механизмов, функций и архетипов. Для изучения процесса восстановления психической целостности в соответствии с аналитическими или экзистенциально-гуманистическими парадигмами, главный принцип которых – отказ от диагностических классификаций и стандартизированных методов – следовало не прибегать к групповому тестированию и статистической интерпретации данных, а сосредоточить внимание на тщательном описании и глубоком изучении отдельных случаев, «сценариев» процесса психической интеграции. Однако такой подход неприемлем в научном сообществе; результаты организованных подобным образом исследований и экспериментов были бы заведомо объявлены недостоверными. Принципы академической, аналитической, трансперсональной и экзистенциально-гуманистической методологии должны сочетаться в стратегии исследований не как противоречащие друг другу по своей сути элементы, но как комплиментарные, с необходимостью дополняющие друг друга части единого целого. Комплексная междисциплинарная парадигма этой стратегии включает постановку и решение двух задач: с одной стороны – обобщение и осмысление в широком мировоззренческом контексте, с другой – выход к конкретным методикам и технологиям.

Базовые метатеоретические концепции исследований – представления о трансцендентных основаниях сознания, трех уровнях интрапсихического развития и радиальной структуре психики.

Согласно концепции трансцендентных оснований сознания, восходящей к платонизму и веданте и заново веденной У. Джеймсом, К.Г. Юнгом и С. Грофом в современный психологический и философско-антропологический дискурс, «темная» (не затемненная злом, а непостижимая светом разума), трансцендентная физическим, физиологическим и информационным процессам, причастная сущностному миру сторона психики считается доминирующей, основополагающей и смыслообразующей частью души.

Три уровня интрапсихического развития соответствуют инварианте восстановления психической целостности личности в западном ментальном контексте, концептуально-методологическому ядру психологии К.Г. Юнга и аналитической интерпретации индивидуационного сценария духовной практики алхимии (nigredo – albedo – rubedo).

Интеграция сознания (ассимиляция содержаний бессознательного) проходит в три стадии (ступени) для каждого из архетипических уровней (Тень, Анима, Мана). На первой, дообъектной, архетип – априорный автономный комплекс, неразличимый в непрозреваемых глубинах души. На объектной ступени процесса индивидуум интенсивно проецирует импульсы бессознательного. Архетип не ассимилирован сознанием и исподволь доминирует в нем, порождает аффекты и патологические фокусировки психоэмоциональной энергии. На субъектной ступени осуществляется извлечение из проекций и ассимиляция архетипических содержаний, конструирование – из личностных и коллективных компонент – психического центра, управляющего психоэмоциональными потоками данного уровня. Архетип превращается в психопомпа, проводника в глубины психики, реализует трансцендентную функцию, наполняющую бессознательные паттерны личностным содержанием и доставляющую их к сознанию. Индивидуум осознает свою изначальную и собственную сущность, осуществляет бытие Самости.

«Исходный материал» концепции радиальной структуры сознания (РСС) – описание психики, разработанное аналитической психологией К.Г. Юнга, классификация трансперсональных переживаний С. Грофа, «Спектр сознания» К. Уилбера, дискретно-континуальная модель В.В. Налимова и радиально-тангенциальные представления Тейяра де Шардена. РСС отображает те же регионы, что и аналитическая психология Юнга. Однако в юнгианской концепции точка сборки, «начало координат» – центр «Я» (Я-сознание) На бесконечном удалении от центра – зона предельной интеграции самости, единая психофизическая реальность. РСС может быть получена из аналитико-психологической карты внутреннего пространства преобразованием координат, меняющим местами центр и периферию.

Концепция радиальной структуры – методологическая основа использования ИСС в качестве инструмента исследований психики, а также изучения самих ИСС.

Измененные состояния сознания – неотъемлемый компонент нормальной психической деятельности, важнейший резерв человеческой психики (Д.Л. Спивак). ИСС – непременное условие реализации трансцендентной функции и личностного роста (метанойя, эротические, артистические и мистические переживания).

Отсутствие продуктивных (связанных с трансцендентной функцией) изменений сознания по аналогии с «депривацией высших ценностей» (А. Маслоу) следует определить как «депривацию нуминозного» и рассматривать как повреждающий фактор, приводящий не только к стагнации интрапсихического развития, но и к патологическим попыткам проникновения в глубинные регионы психики (наркомания, участие в псевдорелигиозных сообществах).

Одна из исходных гипотез исследования связывала меру радиальности спектра изменений сознания индивидуума, «глубину залегания» региона психики, который осваивается или посещается внутренним путешественником и может быть вовлечен в процесс трансформации психики, с уровнем интрапсихического развития. В ходе выполнения программы установлено: ИСС связаны не с уровнем интрапсихического развития личности, а со скоростью, интенсивностью и «траекториями» индивидуационных процессов.

Согласно другой исходной гипотезе, основанной на представлениях об установлении душевной гармонии и устранении оснований базального внутреннего конфликта по завершении процесса самопознания, острота внутренних конфликтов и связанная с ней личностная тревожность должны убывать по мере восстановления психической целостности. Проведенные исследования выявили и достоверно подтвердили обратную закономерность: дезинтеграция личности и связанные с ней интрапсихические повреждающие факторы (тревожность, внутренний дискомфорт, невротизация) – непременные условия нормального течения процесса самопознания: отсутствие внутренних конфликтов говорит скорее не о высоком уровне, а о стагнации развития личности.

Главный метод систематизации наблюдений и получения информации об успешности процесса интеграции психики – частично стандартизированное диагностическое интервью – разработан, опробован и успешно применяется в ходе выполнения программы. Индивидуация не что иное, как бытие в (принадлежность к) интрапсихической реальности в соответствии с законами этой реальности, познание которой сродни глубинной интуиции, владению инстинктоподобными паттернами, укорененными в природе оторванного от своих корней человека. Бессознательное, диспетчер передвижений, наставник и рефери в этом тернистом и сумрачном пространстве, ведет себя как учитель дзен, задавая новый вопрос только при получении верного ответа – не словом и мыслью, а чувством, переживанием, выбором, поведением – на предыдущий вопрос.

Для выявления уровня индивидуации интервьюер акцентирует внимание испытуемого на эмоциональной, аффективной компоненте психической деятельности (находящейся под контролем бессознательного), и определяет меру готовности к ответам на вечные вопросы, задаваемые великими интрапсихическими учителями – архетипами.

Сочетание в рамках единой методологии аналитического и трансперсонального подходов дало возможность уяснить соотношение между архетипами, ассимиляция содержаний которых определяет динамику взаимодействия сознания и бессознательного и базовыми перинатальными матрицами (БМП), управляющими процессами на перинатальном уровне. Сопоставление данных аналитического интервьюирования и обследования испытуемых инструментом «мандала» Дж. Кэллог приводит к формулированию важнейшего постулата: участвующий в трансцедентном диалоге архетип определяет его содержание, уровень, потаенный смысл; БМП – настрой, тон, остроту, травматичность взаимодействия регионов психики.

В ходе выполнения программы изучаются аспекты и специфика фундаментальной закономерности «межличностные отношения – экстернализация структуры и динамики глубинных слоев психики» (К.Г. Юнг, А. Маслоу). Разработана и достоверно подтверждена гипотеза: «чем выше степень индивидуации личности, тем адекватнее и полнее ее социальная самореализация». Согласно этой гипотезе, высокоразвитые, обладающие значительными творческими и духовными потенциалами индивидуумы предваряют и обусловливают гармонию и конструктивность общественных отношений и социальных структур, причем противоречия устраняются не за счет повышения толерантности или выработки механизмов вытеснения в бессознательное отрицательных эмоций и аффектов; человек с достаточно высоким уровнем индивидуации не находит (и не ищет) причин неприятия или конфликта ни в себе, ни в других.

В группе с достоверным ростом уровня индивидуации получены достоверные сдвиги показателей, характеризующих социально-психологическую адаптивность самоактуализационного типа (связанную с поиском путей социальной реализации индивидуума, как такового, и исключающую вытеснение глубинных, значимых содержаний психики и формированием контекстуальной социуму персоны). Отсутствие позитивных сдвигов этих показателей или их достоверное снижение выявлено в группах, не показавших (по используемым критериям) достоверного увеличения уровня интрапсихического развития.

Таким образом, теория и практика психотерапии и психокоррекции пополняются стратегией устранения оснований конфликтных или неприязненных отношений путем восстановления психической целостности и повышения уровня индивидуации личностей, образующих микро-, макро- или мегасоциальную группу. Эта стратегия ликвидации причин социальной дисгармонии эффективней набора тактик, компенсирующих ее последствия.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх