Глава 8. РАБОТА С ДЕПРЕССИЕЙ  

 С. Горин: О'ке-е-ей... Вчера я совершенно случайно обнаружил, что во время дискуссии все выступающие, говоря о проблемах психотерапевта, явно испытывали трудности с вербализацией эмоций - каждый оратор либо начинал, либо продолжал выступление через «как бы», через сослагательное наклонение.       

Тогда же я подумал, что если это вот сослагательное наклонение с его приблизительностью перенести в мою модель мира, то получится, что сейчас я как бы провожу семинар с чем-то вроде группы, да еще и записываю все это на нечто, напоминающее диктофон... (смех в зале). Мне кажется, что все эти «как бы» - визитная карточка психологов. Если человек говорит: «Мы испытываем ощущение», то перед вами - психотерапевт. Если же вы слышите: «Мы как бы испытываем нечто вроде ощущения», то перед вами - психолог (смех в зале).    

Возможно, существует секретная должностная инструкция, которая обязывает психологов разговаривать именно так. Впрочем, есть мнение, что некоторая приблизительность, отстраненность в описаниях характерна для всех жителей крупных городов; в речи деревенских жителей сослагательное наклонение присутствует редко...    

Хорошо. Все собрались, и у нас опять есть выбор, чем заниматься? Поскольку погода все-таки испортилась, я предлагаю тему «Работа с депрессией». Для того, чтобы работать с депрессией, в нее надо бы слегка погрузиться...    

Давайте немного поговорим о том, как люди погружаются в депрессию. Наиболее известна описанная в литературе визуальная стратегия, более свойственная психогенной депрессии: извлекается из памяти визуальный образ, при этом кинестетический доступ к образу блокируется. То есть пациент комбинирует эйдетический образ (картину потери) с блоком на кинестетику. Проще говоря, человек каким-то способом ушел от нас, и мы видим этого человека, мы его помним, но у нас нет ощущений от этого человека (а иногда нет нужных нам эмоций по поводу значимой когда-то личности), и отсутствие ощущений (или отсутствие эмоций) мы переживаем болезненно. Это довольно забавный момент: еще можно понять, что мы болезненно переживаем отсутствие ощущений, но вот как мы ухитряемся болезненно переживать отсутствие эмоций... Загадка.    

Безусловно, есть и другие стратегии погружения в депрессию. Если есть три модальности, то наверняка во всех трех найдутся способы почувствовать себя плохо. Очень надежный способ погружения в депрессию (обычно - в эндогенную) имеется в аудиальной модальности, а конкретнее во внутреннем диалоге: надо просто рассказать себе о своих неудачах и неприятностях, делая это собственным голосом или чьим-то еще.    

Самый, по-видимому, простой способ уйти в депрессию - через кинестетику. Здесь возможны по крайней мере два основных варианта: пониженное настроение вследствие физических страданий, стратегия «чувствую - чувствую»; и болезненное бесчувствие, anaesthesia dolorosa, депрессия по поводу отсутствия эмоций или ощущений (стратегию можно было бы назвать «не чувствую - чувствую»).    

Диагностика конкретной стратегии у данного конкретного пациента - навык сравнительно простой, останавливаться на этом мне не хочется. Будете ли вы выявлять стратегию по глазодвигательным паттернам или по предикатам - неважно...    

Итак, есть три основных стратегии ухода в депрессию («вижу - чувствую», «слышу - чувствую», «чувствую - чувствую»), и есть вариации с блоком на кинестетику и плохим самочувствием по этому поводу. На самом деле вариаций, конечно, больше, и среди них можно найти весьма утонченные...    

Например, можно осознать себя постоянно находящимся в депрессии, если заблокировать память на положительные эмоции. С такими больными интересно разговаривать -допустим, вам доложили, что депрессивный пациент Н. после завтрака рассказывал анекдоты и при этом искренне смеялся; вы обрадовано вызываете этого Н. и спрашиваете: «Ну, как вы сегодня себя чувствуете?» А он отвечает: «Отвратительно». «Но ведь утром вам было лучше?» «Нет, мне не было лучше».    

Мне такое состояние напоминает по структуре сон без чувства сна - возможность достигать, переживать состояние у человека осталась, а кинестетическая память заблокирована. И беседы с пациентами складываются в чем-то похоже: «Соседи по палате говорят, что вы всю ночь храпели...» «Да я глаз не сомкнул!!!» Кстати, про сон без чувства сна: там довольно забавная опорная точка состоит часто в том, что человек спит, и ему снится комната, в которой он сейчас находится. Пациенту вы этого, конечно, не докажете, но легко можете помочь, поработав с содержанием его сновидений. Можно дать прямую инструкцию в трансе, о том, что человек увидит нечто более интересное, чем его комната.    Вернемся к депрессии. Понятно, что обозначив по шагам стратегии входа в депрессию, мы уже знаем, как двигаться к выходу. Но мне хотелось бы сделать еще несколько примечаний общего характера по поводу работы с депрессией, до того как мы начнем разбирать работу по шагам. Вот, скажем, бывают депрессии как психический симптом некоторых соматических расстройств; и здесь забавно то, что и врач, и пациент находят для такой депрессии массу психологических причин, не обсуждая соматические. Например, при заболеваниях кишечника, сопровождающихся хроническими запорами, пациенты часто страдают депрессиями с оттенком дисфории. И таких пациентов лечат антидепрессантами вместо слабительного.    Наверное, это общая закономерность - когда психотерапевт (или любой другой специалист) становится слишком уж продвинутым, он часто забывает о простых вещах в ущерб сложным. Он постоянно чего-то добивается в сложных случаях, это понятно, но с простыми работает под девизом: «Только взял боец трехрядку - сразу видно, что скрипач». Мне было любопытно услышать одну историю, связанную с лечением бессонницы. Пациента лечили по очереди несколько очень квалифицированных специалистов, и только один догадался спросить: «А сколько кофе вы употребляете в день?» Пациент ответил: Двадцать чашек». Пациент понятия не имел, что употребление кофе может вызывать бессонницу...    

Так что когда имеете дело с хроническими депрессиями (особенно с оттенком дисфории или ажитации), поинтересуйтесь телесными функциями и образом жизни пациента.    

И еще такая идея по поводу работы с психотической депрессией... Многие, работающие с психозами психотерапевтическими методами, воспринимают свою работу, как постоянный вызов. Примерно такая позиция получается: «Я сильнее любых лекарств, и если больному все-таки назначают лекарства, то это - мой проигрыш, моя некомпетентность». Наверное, это далеко не всегда так, и хорошо бы с самого начала настроиться, что психотерапия, все эти нэлперские заморочки - это, конечно, здорово, но аминазин и амитрип-тилин - тоже вещь хорошая и нужная... Если у вас болит сердце, а в доме нет коньяка - попробуйте валидол, иногда помогает... То есть не следует стесняться того, что в любой момент вы можете воспользоваться лекарствами - во благо пациента же.    

Или возьмем требование психотерапевтов об отмене всех психотропных препаратов пациенту на время психотерапевтической работы... Мне это не кажется безусловно правильным. Ну, хорошо, мы все отменили - и больной выдал повторный психотический эпизод - зачем это было нужно? Понятно, что человек, находящийся под действием психотропных средств - это другая личность, и если вы решили проблемы такого человека, то потом придется еще раз решать проблемы этого же человека, уже не получающего психотропные препараты. Скорее всего, энэлписты правы в том, что если начинать работу на фоне действия препаратов, то потом ее придется повторять (иногда - полностью), и все-таки я бы не стал воспринимать условие отмены психотропных средств перед началом психотерапии как обязательное. Скорее, я эту ситуацию воспринимаю как профессиональный вызов.    

Для дальнейшей работы будет полезно взять на якорь ваше теперешнее состояние, предположив, что оно еще не является депрессивным... Или подождите, я сначала расскажу нэлперский анекдот. Он короткий. «Вий: «Поднимите мне веки, не вижу-у-у!» Хома Брут: «Не надо, не поднимайте, я лучше по предикатам!» (смех в зале). Вот теперь ставьте якорь и давайте попробуем с помощью любой из перечисленных стратегий погрузиться в депрессию. Я вам в этом немного помогу.    (Ведущий включает магнитофонную запись грустной мелодичной музыки. В течение паузы, когда группа слушает музыку, поза и мимика ведущего меняется: он слегка наклоняется вперед, смотрит в пол, мимика становится депрессивной, застывшей. На протяжении первой фразы, произнесенной после паузы, голос ведущего быстро меняется от обычного к тихому, замедленному, с «плачущими» интонациями. Настроение группы, поначалу довольно веселое, к концу речи ведущего явно понижается, у некоторых участниц видны слезы на глазах).    

Давайте вспомним, что плохого произошло в нашей жизни недавно или давно... может быть, в течение последнего года... в то время как я буду рассказывать некую историю... о том, как иногда меняется погода... и наше самочувствие...    

Когда начинается гроза... она не начинается внезапно... все происходит постепенно... Постепенно небо заволакивается тучами... начинается ветер... становится темно... Если в это время находишься в одиночестве... особенно, если ты маленький ребенок... вполне может стать страшно... Все темнее и темнее вокруг... Ветер хлопает форточкой... Шум дождя и ветра... Неожиданная молния и гром... Все это вполне может напугать... особенно если в доме погас свет... и тогда становится еще темнее... Есть только пугающие звуки извне и одиночество... Кажется, что кто-то скребет снаружи по стеклу... или стучится в дверь... И полное одиночество, никого нет... Невозможно почувствовать поддержку... и настроение становится еще чуть хуже... когда во внешнем мире темно, сыро и холодно... А ты всего лишь маленький ребенок... в этом большом мире... Большой, жестокий и страшный мир... в котором мы живем и который совершенно нам не подчиняется ... В самом деле, на девять десятых то, что с нами происходит, от нас не зависит... Впрочем, можно найти свои собственные слова, чтобы сказать себе, как все плохо... и почувствовать то состояние, в котором находится так много людей... возможно, осознав сначала, что мрак, тоска и одиночество ... (заканчивает фразу своим обычным голосом, возвращая прежние громкость, темп и интонации, одновременно распрямляя тело, улыбаясь и начиная жестикулировать) это как раз и есть то, что испытывает человек, находящийся в депрессии Ну и что с ним теперь делать? (Выключает магнитофон).    

Для начала - установить контакт, установить раппорт, встретить пациента в его собственной модели мира. Сделайте ваше поведение, словесное и несловесное, таким же, как у пациента. Я вам примерно это и показывал - депрессивного пациента должен встречать депрессивный врач.    

Затем один из хороших приемов для начала работы -преувеличение симптома для вызывания естественной полярной реакции. Это можно сделать буквально так, как описано у Гриндера и Бэндлера: «Э, парень, да ты в депрессии! Я таких депрессий вообще никогда не видел. Интересно, а ты всегда находишься в депрессии?» Один из вариантов преувеличения симптома я описал в «АВПГ» -депрессивной пациентке, долго излагавшей жалобы, я сказал: «Ну, теперь пойдет на поправку...» Она спросила." «Почему?», и я ответил: «Потому, что хуже некуда». Возникшую полярную реакцию вы берете на якорь и периодически вызываете тогда, когда вам нужен ресурс. Иногда это срабатывает, иногда - нет.    

Затем можно выявить стратегию, которой пользовался пациент для погружения в депрессию, и поработать с ней. Вариантов работы будет очень много, мы рассмотрим самые простые. Например, стратегия «вижу-чувствую», сочетание эйдетического образа потери с блоком на кинестетику - уберите блок. Заставьте пациента получить доступ к кинестетическим воспоминаниям, делая эти воспоминания основной темой внушенных в трансе галлюцинаций. Примените любые массажные техники, чтобы разблокировать кинестетику. И есть еще один простой прием - можно сказать пациенту: «Если бы я был вашим отцом... (матерью, братом, мужем, неважно)» и в этот момент прикоснуться к нему. Блок на кинестетику может исчезнуть мгновенно.    

Стратегия «слышу-чувствую».

Здесь хорошо работают субмодальные изменения: попросите пациента по-прежнему говорить себе то, что он и так говорит для ухода в депрессию, но изменить интонацию и тембр внутреннего голоса. Пусть он рассказывает себе о неудачах сочувствующим голосом, веселым голосом, голосами Чипа и Дейла, тем же голосом под цирковую музыку... Любой из этих вариантов делает погружение в депрессию очень трудным, а закрепляется, усваивается пациентом легко.    

Стратегия «чувствую-чувствую». Понятно, что если депрессия имеет причиной физическую боль, то надо работать с болью. Уберете вы боль лекарствами или психотерапией - неважно, лишь бы убрали. В случае болезненного бесчувствия, anaesthesia dolorosa, хорошо работают любые телесно ориентированные техники: массаж, водные процедуры, мануальная терапия. Можно найти у пациента подходящее соматическое расстройство и назначить ему массаж, скажем, по поводу гипертонической болезни; а можно и не искать, назначая все что угодно из телесных техник в любых сочетаниях и вариантах, потому что главное здесь - разблокировать кинестетику, убрать первое звено стратегии «не чувствую -чувствую». Ощущения от применяемых вами техник лучше делать приятными, но это не обязательно. Однажды ко мне пришла пациентка, которая «не видела себя существующей в этой жизни», и для того, чтобы доказать ей, что она все же существует, я ее ущипнул. Довольно больно, кстати. После этого работа пошла успешно.    

Я сейчас выскажу несколько идей, относящихся в большей степени к работе с эндогенной депрессией в рамках маниакально-депрессивного психоза, и в меньшей степени к работе со всеми прочими депрессиями. Когда-то все это было стихийно найденными приемами, потом сложилось в концепцию - и как раз к концепции я попрошу вас отнестись очень критически. Думаю, что вполне научно обоснованным то, что я вам скажу, назвать нельзя, но на практике это часто работало. В моей практике, по крайней мере.    

Так вот, самый общий подход... Я считаю работу с депрессивными пациентами весьма благодарной разновидностью работы. Дело в том, что и эндогенная, и психогенная депрессия проходит сама по себе с течением времени. Нашу задачу можно обозначить так: во-первых, сократить это время (то есть сократить период нетрудоспособности, социальной дезадаптации пациента); и во-вторых, сделать пребывание в депрессии максимально комфортным для пациента. Есть, конечно, и третья задача - предотвратить суицид.    

Чтобы некоторые дальнейшие положения были яснее, давайте сделаем простую схему. Возьмем классическую депрессивную триаду и разложим ее на составляющие: пониженное настроение, психическая и двигательная заторможенность. На схеме одна линия обозначает спад и подъем эмоционального фона, другая - то же самое для психомоторной составляющей. И сразу можно выделить три фазы: фаза входа в депрессию, фаза ее максимальной выраженности и фаза выхода из депрессии.    

Итак, перед нами - классическая депрессивная триада. И мы боимся суицида, и мы не хотим, чтобы пациент совершил суицид. И больше всего мы боимся суицида в фазе максимальной выраженности депрессии... Осмелюсь заявить, что в случае классической депрессивной триады именно эта фаза наиболее безопасна в суицидальном плане. Если эмоциональная и двигательная составляющие депрессии совпадают по времени и уходят вниз одновременно, то суицид практически исключен. Конечно, суицидальные мысли у пациента будут - но он обездвижен. Ему бы и хотелось повеситься -да вставать лень...    

Те из вас, кто работал в психиатрическом стационаре, могут мне сразу возразить: «И тем не менее...» И я соглашусь с вами: «И тем не менее!» Опасность суицида остается, но это будет исключением из правила, а правило я только что рассказал. К этому добавлю только то, что к пациенту, находящемуся в самой глубине депрессии, вообще лучше не лезть. Ему и так плохо, а тут еще вы со своей психотерапией... Пусть он полежит день-два-десять; все, что вы можете позволить в плане контакта, это - подойти, сочувственно посмотреть, показать, что вы тоже в депрессии - и отойти. Но в то же время вы постоянно оцениваете согласованность эмоциональной и двигательной составляющих.    

Теперь посмотрите на другую схему. Что произойдет, если эмоциональная и двигательная составляющие рассогласованы во времени? Настроение понижено, а это обычно сопровождается идеями самообвинения - и есть двигательное возбуждение (или хотя бы отсутствие двигательной заторможенности)... Когда депрессивный пациент начинает метаться - вот это опасно, почти наверняка будет суицидальная попытка.    

И что можно сделать здесь? Исходя из схемы - либо повысить настроение, либо понизить двигательную активность. Первый вариант труднее, потому что для повышения пониженного настроения мы применяем антидепрессанты, а они действуют очень даже не сразу. Обычно начало антидепрессивного действия препаратов бывает на третий-пятый день приема, как вы знаете. А вот двигательную активность понизить проще, для этого можно назначить пациенту что-то из транквилизаторов, лучше всего - диазепам (седуксен, рела-ниум, сибазон). Ну, а в случаях выраженного двигательного беспокойства у депрессивного пациента будут уместными любые средства для понижения двигательной активности: от транквилизаторов до привязывания к кровати. На эмоциональный фон это никак не повлияет, но пациенту станет легче: «Все по-прежнему плохо, но теперь я могу полежать и поплакать по этому поводу...»    

Еще один момент... На первой схеме это уже не покажешь, но я попытаюсь: наиболее опасны в плане суицида фазы входа в депрессию и выхода из нее. В самой глубине депрессии эмоциональная и двигательная составляющие чаще всего совпадают, а вот на входе и выходе они часто рассогласованы, поскольку депрессия пока только формируется (или расформировывается). И значит, имеет смысл построить терапевтическую тактику таким образом, чтобы две эти фазы, входа и выхода, пройти побыстрее.    

То есть если мы увидели пациента в фазе входа в депрессию, мы помогаем ему побыстрее туда глубоко погрузиться, особо проследив за тем, чтобы двигательная активность была низкой. Эмоциональной составляющей управлять довольно легко, используя обычную схему «подстройка - ведение». Станьте в беседе с пациентом депрессивнее, чем он - и он последует за вами. И он быстро попадет во вторую фазу, фазу максимальной выраженности депрессии, где его и можно оставить на некоторое время одного.    Между прочим, этот шаблон («если тебе плохо - сделай еще хуже, и все пойдет к лучшему») в медицине известен и применяется достаточно широко. Например, хронические воспаления лечат повышением температуры тела: вызывают обострение, и это обострение снимают антибиотиками, заодно устраняя резистентность к антибиотикам. И в психиатрии мы так делаем: резкая отмена препарата - резкое ухудшение - назначение нового препарата (или того же в другой дозе). В результате мы устраняем резистентность к нейролептикам, например. С обострениями мы бороться умеем, нас пугают хронические заболевания...    

Хорошо помогает погружению в депрессию православное церковное пение. В общем-то, это исключение из правил музыкальной терапии; там используется только инструментальная музыка, а голос считается отвлекающим фактором. Но церковное пение действует прекрасно (и на атеистов - тоже), особенно при психогенных депрессиях, связанных с реальной утратой. У меня в свое время сложилась такая фраза: «Вам не кажется, что тогда, сразу после утраты, вы что-то забыли сделать?.. Подумайте об этом сейчас...» - и я даю пациенту послушать, например, «Ныне отпущаеши». Вот послушайте (ведущий включает магнитофон).    

Реплика из зала: Он вам такого навспоминает...    

С. Горин: Да, конечно, я вырвал фразу из контекста, на самом деле я сначала очень четко обозначаю контекст. Мне нужно только, чтобы человек поплакал и успокоился (выключает магнитофон).    

Так вот, мы помогаем пациенту быстро погрузиться в достаточно глубокую депрессию - но это не все. Как только он переходит в третью фазу, фазу выхода из депрессии, мы его туда не пускаем. Мы (опять подстройкой и ведением) растягиваем вторую фазу, и тогда появляется возможность того, что третья фаза будет очень короткой. То есть выход из депрессии будет критическим. И основной объем работы психотерапевта приходится именно на третью фазу депрессии.    

В свое время я остановился на таком варианте сеанса: независимо от того, что я буду говорить пациенту или какой метод буду применять, я сначала подстроюсь к внутреннему ритму пациента, а потом ускорю этот ритм. Были случаи, когда при использовании описанной схемы больные выходили из глубокой депрессии в течение одного сеанса, и всегда такая схема сокращала период выхода из депрессии.    Работу с ритмами удобно опосредовать через музыку. Например, вы проводите первые беседы с депрессивным пациентом на фоне депрессивной музыки, а в третьей фазе совместно прослушиваете музыку с постепенно ускоряющимся ритмом. Подходящих для работы произведений не так уж много, и то, что я вам сейчас дам послушать, отбиралось в течение нескольких лет. В подборке есть фольклорные произведения, обработки классических произведений. Расслабьтесь и послушайте (включает магнитофон).    

Реплика из зала: Подобных произведений достаточно много-например, «Сиртаки», «Хава нагила».    

С. Горин: Знаете, там слишком много семантики. Для работы с депрессией лучше поискать что-то гораздо менее знакомое и менее насыщенное семантикой.    

Еще один момент- больные маниакально-депрессивным психозом знают о том, что депрессии повторяются, и угнетает их не столько сама депрессия, сколько неотвратимость ее повторения. На уровне сознания эти люди понимают, что за время ремиссии (или, что еще лучше, за время ги-поманиакальной фазы) они с избытком наверстают то, что было упущено за время депрессии, но это осознанное понимание их мало успокаивает. Здесь может помочь некое подобие рефрейминга содержания с неопределенными инструкциями. Вы говорите пациенту что-то вроде: «Это состояние (депрессия) является достаточно сильным, и вы уже знаете, что оно периодически повторяется... Как по-вашему, какой полезной цели оно служит?»    

Я рекомендую настоять на том, чтобы сам пациент дал вам ответ - если он этого не сделает, придется делать вам. Поиск ответа облегчают типичные конструкции НЛП: «А если бы такая полезная цель была, то какой бы она была? Придумайте, нафантазируйте, соврите» - и т. п.    Есть несколько типичных ответов, которые дают пациенты. Один вариант: «В этом состоянии я становлюсь более чувствительным к страданиям других людей (или вообще к любым переживаниям других людей)» - то есть польза в том, что человек становится духовно выше, чище. Другой вариант, более приземленный: «В этом состоянии организм дает мне отдых. Я не хочу этого отдыха, но мой организм его хочет. Когда приходит это состояние, я могу только лежать и читать - и могу осмыслить что-то важное, на что обычно не хватает времени». У меня была такая конструкция для бесед: «Может быть, это состояние дастся вам для того, чтобы вы могли осмыслить...» - и вы даете заполнить пропуск пациенту или заполняете его сами, ориентируясь на актуальную ситуацию пациента.    В принципе, при работе с депрессивными пациентами часто приходится быть очень директивным. Эти люди действительно забывают, что им доступно переживание чего-то другого кроме депрессии, и вам придется напоминать им об этом. Один из хрестоматийных случаев работы Милтона Эрик-сона с депрессивным пациентом является цепочкой интересных директивных вмешательств.    

Пациент, когда-то богатый, а ныне разорившийся человек, все время плакал, совершая руками движения на уровне груди (на себя - от себя). Эриксон сказал: «В вашей жизни были взлеты и падения» - и заставил пациента двигать руками вверх-вниз. Потом он велел медперсоналу: «Дайте этому человеку в руки по куску шлифовальной бумаги и деревянную доску. Пусть он ее шлифует». Теперь пациент, сам того не желая, начал шлифовать дерево. Через некоторое время он заметил, что кусок дерева стал гладким и красивым, и это заинтересовало пациента. Впоследствии он стал мастером резьбы по дереву и при выписке из больницы уже имел некоторое состояние.   

И еще одна техника для работы с депрессией - через метафору. Очень хорошим, изоморфным сюжетом для составления метафоры является погода и ее перемены. Обратите только внимание на вашу речь: в ходе присоединения к депрессии следует насытить речь шипящими, несколько акцентируя их. Фоносемантически звуки «ш, щ, ч, ж» придают тексту характеристики зловещести, суровости (работы И. Черепановой). В период выведения больного из депрессии в речи следует акцентировать свистящие, что придаст тексту некоторую легкость, светлость.    Вы еще помните, какую метафору я предложил вам для погружения в депрессию? (Ведущий включает магнитофонную запись грустной мелодичной музыки. В начале речи ведущий возвращает «депрессивное» поведение и характеристики речи, затем постепенно увеличивает громкость речи, чаще употребляя повышающуюся интонацию и делая мимику и жестикуляцию более живой. Окончание речи звучит очень радостно). Давайте вернемся в ту комнату... где было темно и холодно... и была масса пугающих звуков... и было очень одиноко... И давайте подумаем о том, что время идет... и с течением времени тучи... пусть медленно, но рассеиваются... И если раньше хотелось плакать... то слезы принесли облегчение.. . Вокруг нас стало светлее... и мы способны вспомнить о том... что вокруг нас есть люди... Сначала мы просто помним об этом... а потом можем увидеть их... и мы знаем о том, что нам могут помочь... по мере того как ветер успокаивается... Поскольку люди могут нам помочь... в доме загорается свет... и мы знаем, что кто-то скоро придет... В конце концов, если кто-то приходит тогда, когда никого не ждешь... то если ждешь кого-то, он обязательно появится... И если он все-таки появится... кто это будет?..    

И все, что происходит в нашем внешнем и внутреннем мире... получает простое объяснение... и вы постепенно начинаете понимать... что тьма рассеивается... и вам становится светло и тепло... Что это за тепло?.. Откуда оно появилось?.. Стихает ветер, воздух становится спокойней... выглядывает солнце из-за туч... и звуки, которые вас раньше пугали, получают простое объяснение... Ветер свистел в кронах деревьев... а этот звук может пугать и успокаивать... А непонятный стук в стену означал только то... (меняет интонацию на обычную, «лекционную») что в соседнем с вами номере кто-то славно порезвился (смех в зале).    

(Возвращает повышающуюся интонацию) Поблагодарим же организм за то, что он дает нам иногда возможность испытать это прекрасное состояние, называемое... депрессией! (смех в зале, аплодисменты). Спасибо. Теперь, пожалуйста, оживите якорь на исходное состояние... Вопросы?.. Нет вопросов. Спасибо за то, что вы выбрали наш рейс. Следующее погружение - в мир параноика (смех в зале). Перерыв.    

Заключительный сеанс    

На данном этапе я боюсь, как бы у вас не началась трансовая интоксикация, поэтому я не хочу наводить транс.    

Я попрошу вас притвориться, что вы - в трансе... и для того, чтобы у вас это лучше получилось, я включу музыку... достаточно неопределенную... (включает магнитофон).. . позволяющую подумать ни о чем... или думать обо всем сразу... И в то время, как вы можете анализировать мою речь... или отдыхать... или следить за моими интонациями... или расслабляться... или сосредоточиться на том, что вы видите, когда вы внимательно смотрите на меня... и слушаете мой голос... и одновременно с этим можете представить себе что угодно... как бы увидеть сон наяву... в котором будет приятно посмотреть на успокаивающий зеленый цвет... травы или леса... или увидеть голубой цвет неба... или водной поверхности... или увидеть любой другой цвет... который для вас связан с ощущением покоя... и спокойного наблюдения и созерцания... и погружения в себя...    

И если вы можете все это делать с открытыми глазами... то вам будет еще удобнее закрыть глаза... притворившись, что ваш транс стал глубже... хотя не имеет никакого значения, будет ли ваш транс глубже... или он не будет слишком глубоким... в то время как вам все легче что-то представить себе... что-то далекое во времени и пространстве... что успокаивает вас еще лучше... Если вы можете вообразить любую из картин природы... то вообразите и то, что вы перенеслись туда... продолжая слушать мой голос... который останется с вами в этом путешествии ... и там, в этой картине природы... вы нашли удобное место для того... чтобы глубоко уснуть...    

И когда человек засыпает... он может видеть сновидения... И будет очень интересно... если в этом сновидении вы увидите... какую-то новую картину... например, лес может смениться берегом водоема... или наоборот, берег водоема может смениться лесом... и окажется, что и в этой новой картине... вы тоже найдете место для того, чтобы расположиться удобно... и уснуть... глубоко и спокойно.. . так, как вы засыпали в детстве... когда вы верили в сказки... и очень легко могли перенестись в своем воображении. .. в любое из волшебных мест... например, в волшебный лес или замок... и там вы могли бы найти удобное место... для того, чтобы глубоко уснуть...    

И в этом сновидении все могло бы быть совершенно волшебным... вы могли бы услышать голоса деревьев и цветов. .. животных и птиц... и может быть, у вас бы появилось... радостное и светлое ощущение... того, что рядом с вами есть кто-то очень дружелюбный... и мудрый... Вы знаете разные типы мудрых людей... это может быть улыбающийся волшебник ... с длинной бородой... или это может быть пожилая добрая женщина... которая весь день проводит у плиты... и запах ванили и сахара сопровождает ее... Неважно, кого именно вы повстречаете... но я хочу, чтобы вы запомнили это... потому что любой из мудрых людей... может сказать вам только одно... «Вы нравитесь людям... и люди хорошо к вам относятся. .. люди ждут вас... люди ждут вашей помощи... и вы умеете делать все... что понадобится людям»...    

И я не знаю, захочется ли вам... сразу проснуться после этого сна... или вам захочется перенестись в свой прежний сон... и проснуться от него... Я не знаю, хотите ли вы... проснуться сразу от всех снов... или от каждого по очереди... И я не знаю, с каким именно ощущением... вы хотите проснуться... и открыть глаза. И мне тем более интересно, как у вас получится... открыть открытые глаза... когда вы полностью возвращаетесь к бодрствованию, ясности сознания, с чувством свежести и прилива сил, с новым пониманием!  









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх