Ловушка жертвы

Человек, попадающийся в ловушку жертвы, постоянно ощущает себя жертвой кого-либо или чего-либо: родственников, недоброжелателей, завистников, обстоятельств и т.д. Он постоянно страдает по тому или иному поводу, жалуется на жизнь, жалеет себя и — прямо или косвенно — вынуждает других проявлять по отношению к нему понимание и сострадание.

Несмотря на очевидные недостатки, в чем-то такая позиция очень удобна: самооценка жертвы не страдает — ведь в сваливающихся на нее несчастьях, казалось бы, нет ее собственной вины. Человек, находящийся в позиции жертвы, избавляет себя от дополнительных нагрузок — какой спрос от страдающего человека — и, вдобавок, получает сочувствие и поддержку от окружающих.

В качестве примера попадания в ловушку жертвы, процитируем отрывок из нашей книги «Обучение травами».

«Я рассказал Учителю об одном моем знакомом научном сотруднике, который интересовался йогой и эзотерическими учениями в надежде найти в них ключ к избавлению от тягот повседневного существования. У него были проблемы с желудком и печенью, начинался артрит, отношения на работе складывались не самым лучшим образом. Пару лет назад Михаил развелся с женой и теперь жил один в небольшой комнате коммунальной квартиры. Он жаловался мне на плохое здоровье, на неспособность сосредоточиться, несмотря на то что он пытается выполнять какие-то упражнения хатха-йоги. Михаил сетовал, что по самиздатовским книгам трудно научиться чему-то, а хорошего преподавателя найти невозможно, поскольку все вокруг — самоучки, изучавшие йогу по тем же самым книгам.

Я посоветовал Михаилу в первую очередь бросить курить, поскольку он, несмотря на свой интерес к йоге, дымил, как паровоз, затем изменить в лучшую сторону привычки питания, пить настои лекарственных трав, выполнять упражнения для улучшения работы суставов и т. д. Он внимательно слушал, скорбно покачивая головой, но на каждый мой совет он неизменно находил контрдовод.

Курение было единственным способом снять напряжение, накапливающееся на работе. Конечно, он хотел бы более полноценно питаться, но самостоятельно он неспособен приготовить даже яичницу, не говоря уже о полноценном обеде. Он пытался пить настои трав, но их приготовление занимает много времени, да и принимать их надо по расписанию, а он, замотанный делами, постоянно пропускает время приема.

Пообщавшись с ним в этом духе несколько раз, я убедился, что все мои благие намерения помочь ему растрачиваются втуне, и перестал давать Михаилу советы.

— Знаешь, что странно, — в заключение сказал я Учителю. — Этому человеку действительно нужно всерьез заняться своей жизнью и своим здоровьем. Вроде бы он достаточно умен, чтобы понимать это. Меня удивляет нелогичность его поведения. Если бы Михаил тратил на заботы о себе столько же времени, сколько он проводит в беседах на эту тему, он был бы образцом здорового образа жизни».

Ли укоризненно покачал головой.

— Иногда меня просто удивляет твоя наивность, — сказал он. — Этот твой приятель вовсе не нуждается в избавлении от страданий. То, что ему действительно нужно, — это аудитория, которая будет выслушивать его жалобы, сочувствовать ему и морально его поддерживать».

Людей, подобных Михаилу, довольно много. Они могут бесконечное количество раз жаловаться на те или иные жизненные обстоятельства, но ничего не предпримут ради того, чтобы эти обстоятельства изменить, а если и сделают вид, что что-то предпринимают, большого толка от их действий все равно не будет.

Контрприемом является осознание самого факта попадания в психологическую ловушку, понимание того, что позиция жертвы делает вас слабыми и лишает многих возможностей, отслеживание моментов, когда вы входите в роль жертвы или используете ее для получения сочувствия от окружающих или для оправдания собственной бездеятельности, а также постепенное изменение поведения на более активное и жизнеутверждающее.

Говоря о ловушке автоматического реагирования, мы уже разбирали один из вариантов возможного следования совету: «если тебя насилуют, расслабься и получи удовольствие».

Последователи даосского клана Шоу-Дао дали значительно более расширенную формулировку этого же принципа:

«Если тебя насилует жизнь, и ты не можешь этому помешать, расслабься и получи удовольствие, но если тебя ничто и никто не насилует, в любом случае получи удовольствие».

Человек, использующий этот принцип, не будет чувствовать себя жертвой даже в том случае, когда обстоятельства обернутся против него.

Некоторые люди, вообще не знакомые с учением даосизма, тем не менее, интуитивно осуществляют этот принцип на практике.

Вот реальная история человека, никогда не считавшего себя жертвой.

Испанец по происхождению, Луис был сыном очень богатых родителей. Тем не менее, он хотел доказать себе, что самостоятельно сможет всего добиться. В 16 лет уйдя из дома, он нанялся матросом на корабль и уехал на один из Карибских островов, где в скором времени организовал свое собственное дело и начал преуспевать. Заработав приличное состояние, Луис решил попробовать себя в других видах деятельности. В течение двадцати с лишним лет он путешествовал по миру, какое-то время воевал в качестве наемника в Африке, ввязывался во всевозможные авантюры и переживал самые невероятные приключения. Пресытившись, наконец, слишком бурной жизнью, Луис вернулся в Испанию, женился на женщине, которую искренне полюбил и зажил спокойной и счастливой жизнью.

Через год у Луиса обнаружили неизлечимую форму рака. В такой ситуации трудно не почувствовать себя жертвой и не начать жаловаться на несправедливость судьбы.

Тем не менее, даже умирая в больнице, Луис сохранял удивительную жизнерадостность. Он постоянно шутил, утешал медсестер и своих близких.

— Занятная ирония судьбы, — говорил он. — Я побывал в стольких переделках, много раз лишь чудом избежал смерти, но как только стал жить спокойно, смерть пришла за мной. В любом случае, я прожил замечательную жизнь и, помня об этом, умру счастливым.

Разумеется, иметь такую силу духа дано далеко не каждому. Тем не менее, если отбросить в сторону эмоции, позиция Луиса была гораздо более хороша как для него, так и для его близких. Понимая, что умирает, он старался полноценно насладиться последними днями своей жизни, поддержать своим отношением дорогих ему людей, чтобы они меньше страдали, потеряв его. Если бы Луис провел остаток жизни в позиции жертвы, злясь, отчаиваясь и сетуя на несправедливую судьбу, хуже было бы и ему, и тем, кто окружал его в последние дни.

Следуя учению о «вкусе жизни», разработанному последователями Шоу-Дао, человек должен научиться получать удовольствие от всего, что с ним происходит Понятно, что добиться этого не так легко, тем не менее, кланом Шоу-Дао была создана специальная методика по выработке умения наслаждаться всеми жизненными событиями, как приятными, так и неприятными.

Одним из приемов, использующихся для достижения этого, является прекращение разделения событии на приятные и неприятные. Событие — это всего лишь событие, а приятным или неприятным его делает эмоциональная реакция на него. То, что для одного может оказаться отвратительным, другому покажется божественным.

Управляя своими эмоциональными состояниями, человек одновременно учится управлять своим отношением к жизни (более подробно эта тема разбирается в наших книгах «Обучение у воды» и «Игра под названием жизнь»). Как только человек перестанет считать себя жертвой, он прекратит чувствовать себя жертвой и, наконец, ощутит себя хозяином своей жизни и своей судьбы.





 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх