ЗАКОН 18 

СДЕРЖИВАЙ СВОИ ЭМОЦИИ – ПОРАДУЕШЬСЯ В СВОЕ ВРЕМЯ

Формулировка закона

Эмоции – плохой советчик при принятии серьезного решения, особенно если от него зависит ваша карьера. Избавляйтесь от эмоций, оставляя их для более подходящего случая.

Толкование закона

Большинство людей озабочены проблемами, связанными с продвижением по служебной лестнице, с ростом по службе. При этом те, кто стремится сделать блистательную карьеру, озабочены самыми разными вопросами, включая уровень образования и совершенствование профессиональных умений и навыков. Разумеется, подобные факторы напрямую влияют на карьерный рост человека, они способны помочь ему продвинуться по службе, занять более высокую ступень на социальной лестнице. Но есть одна особенность, которая способна испортить человеку не только настроение, но и дальнейшее продвижение по службе, это склонность к чрезмерному проявлению своих эмоций.

На службе человек должен вести себя сдержанно и корректно, избегая бурных проявлений радости или огорчения. В противном случае он рискует прослыть невоспитанным и крайне неприятным субъектом, а подобное совершенно никому не нужно. Тем более что излишняя эмоциональность отнимает много душевных сил, которые можно использовать с гораздо большей пользой. Так что на работе нужно уметь держать себя в руках, не допускать недостойного поведения. Человек, по-настоящему заинтересованный в своей карьере, умеет держать себя в руках в самых сложных ситуациях, и благодаря этому его всегда уважают и ценят. В чем преимущества подобного поведения?

Прежде всего умение сдерживать свои эмоции – это гарантия, способная уберечь от скоропалительных решений, которые при ближайшем рассмотрении могут оказаться ошибочными. Например, в сильном гневе можно не сдержаться и наговорить своему коллеге массу грубостей, что потом сделает невозможным плодотворное сотрудничество с этим человеком. И, наоборот, если вовремя сдержать себя, то впоследствии окажется, что таким образом удалось предотвратить много неприятностей.

Притча

У одного царя был верный слуга, который служил своему господину уже много лет. Ни разу слуга не предал своего царя, всегда был готов отдать жизнь ради своего повелителя. Но была у слуги одна особенность – он был очень вспыльчивым человеком и совершенно не мог сдерживать свои эмоции. До поры до времени царь мирился с такой особенностью своего слуги. Но однажды произошел весьма неприятный случай. Во время охоты царь выстрелил в фазана, но промахнулся. А слуга в этот момент не выдержал и выругался, тем самым оскорбив своего повелителя в присутствии придворных.

Царь хотел бы простить своего слугу, но, к несчастью, в данный момент с ними находились иностранцы, пришедшие в ужас от подобного обращения. Они немедленно сказали, что плох тот царь, которого не уважают подданные. Царю ничего не оставалось делать, как устроить публичное наказание своему слуге, чтобы продемонстрировать свою королевскую власть. Конечно, ему очень не хотелось ни наказывать слугу, ни тем более казнить его. Поэтому он просто попросил слугу оставить его и уехать в другое государство. Так пострадал верный слуга, который на свою беду не сумел вовремя сдержать своих эмоций.


Каждый человек должен заботиться о том, чтобы не потерять своего лица перед сотрудниками. А если в один прекрасный день получится, что сотрудники будут свидетелем безобразной ссоры или бурного выяснения отношений, то, разумеется, их мнение о том или ином человеке изменится далеко не в лучшую сторону.

Кроме того, общение с излишне эмоциональным человеком часто бывает осложнено его реакцией как на собеседника, так и на информацию. Так человек, не привыкший и не умеющий держать себя в руках, может необдуманно и неосознанно оскорбить своего собеседника чрезмерно резким замечанием. Но если собеседник – это человек, с кем ежедневно приходится сталкиваться в процессе работы, дело принимает гораздо более серьезный оборот. Конфликты, возникшие в рабочем коллективе, способны раз и навсегда заставить распрощаться с намерением сделать великолепную карьеру, потому что руководство, как правило, не жалует конфликтных и несдержанных работников.

Конечно, все люди имеют какие-то слабости и недостатки. И выражение «ничто человеческое не чуждо» применимо к каждому. Но это совсем не оправдывает людей, которые на первое место ставят свое настроение и ведут себя, исходя из этого. Причем самое удивительное, что большинство эмоциональных людей совсем не отдают себе отчета в том, что ведут себя недостойно. Им кажется, что просто такова их натура, что они постоянно проявляют свое настроение – как хорошее, так и плохое. Но если вдуматься, то само выражение «человек настроения» несет в себе скрытый негативный смысл, потому что человек выступает как бы рабом своего настроения.

И перепады настроения, как правило, случаются у него очень часто, в некоторых случаях по нескольку раз в день. И легко себе представить, каково приходится сотрудникам, которым нужно постоянно терпеть такого эмоционального коллегу. При дурном настроении слишком эмоциональный человек подобен стихийному бедствию, от него как бы исходят флюиды агрессии и обиды. Разумеется, окружающим приходится каким-то образом либо успокаивать неврастеника, либо просто игнорировать его настроение. Даже бурная радость, проявляемая слишком эмоционально, способна вызвать неприязнь и осуждение окружающих сотрудников, это может пагубно сказаться на карьере.

Но зато человек, умеющий держать себя в руках, способен вызвать к себе самое лучшее отношение как своих сотрудников, так и руководства. Такой человек адекватно реагирует как на критику, так и на одобрение, и не станет слишком бурно проявлять свою радость или обиду. Его будут воспринимать как человека с ровным характером, способного самым ответственным образом выполнять свою работу. Подобное является залогом успешной карьеры, потому что в основе успешного продвижения по службе лежит умение находить общий язык с людьми.

Доказательство закона

Человек, который не умеет держать себя в руках, абсолютно не владеет дипломатией, будет постоянно стремиться отстоять свое мнение любой ценой, не замечая негативной реакции окружающих на свое поведение. Такие люди, как правило, часто и подолгу спорят с окружающими, при этом они совершенно не задумываются о возможных последствиях подобных споров. А такими последствиями могут быть ненависть людей друг к другу, взаимная неприязнь и агрессия, которая потом обязательно даст свои нежелательные плоды. Известен случай, когда Линкольн узнал о том, что два молодых офицера сильно поругались друг с другом. Он счел своим долгом урезонить не в меру вспыльчивых людей, сказав им: «Ни один человек, исполненный решимости найти лучшее применение своим способностям, не может тратить время на личные раздоры.

Но тем более он не может себе позволить нести последствия таких раздоров, влекущих за собой порчу настроения и потерю самообладания. Уступайте в серьезных вещах, в которых вы и ваш противник пользуетесь совершенно равными правами, и уступайте в мелких, даже если все права в них явно на вашей стороне. Лучше уступить дорогу собаке, чем дать ей укусить себя, настаивая на своих правах. Даже если вы убьете собаку, укус останется укусом».

Авторитетное мнение

Если сердце человека преисполнено недовольства и недоброжелательства по отношению к вам, то никакая логика, известная в подлунном мире, не сможет склонить его к вашей точке зрения. Ворчливым родителям, деспотичным хозяевам и мужьям, равно как и сварливым женам, следовало бы понять, что люди не хотят менять своих взглядов. Их нельзя заставить или побудить согласиться с вами или со мной. Но, быть может, их удастся привести к этому, если действовать мягко и очень дружелюбно.

(Дейл Карнеги)

Таким образом становится ясно, что Линкольн в своей жизни всячески старался предупреждать возможные ситуации, которые впоследствии могли бы прибавить ему врагов или обеспечить стойкую неприязнь и ненависть окружающих. Нажить врагов благодаря своей несдержанности очень легко, зато избавиться от них гораздо труднее. Однажды один офицер, находящийся в подчинении великого полководца Александра Васильевича Суворова, благодаря своей излишней вспыльчивости, нажил себе много врагов. Тогда Суворов пригласил его в свой кабинет и сказал, что весьма сожалеет, но должен сообщить – такой благородный, храбрый и во всех отношениях замечательный офицер имеет очень сильного врага, который ему много вредит. Офицер немедленно начал расспрашивать, кто именно является его врагом.

– Это случайно не граф Н?

– Нет! – ответил ему Суворов.

– Тогда, может быть, это князь Н?

– Опять ошибка, – сказал Суворов.

– Ну тогда, скорее всего, это М?

– Нет, – снова возразил Суворов.

После этого Суворов как-будто бы в опасении, что кто-нибудь их подслушает, запер дверь и тихо сказал офицеру: «Высунь язык». Офицер так и сделал. И Суворов сказал ему: «Вот твой враг». Таким поступком полководец ясно дал понять офицеру, что в любых ситуациях нужно владеть собой, чтобы не нажить врагов.

И сам Суворов неоднократно страдал от недоброжелателей. Это показывает один эпизод. Александра Васильевича однажды спросили, сколько раз он был ранен. Суворов ответил: «Тридцать два раза. Два раза на войне пулями, десять щепками, гвоздями дома и двадцать раз языками при дворе в Петербурге!»

Многие чрезмерно эмоциональные люди с большим трудом признают свои ошибки, заставляя других людей выполнять ту работу, с которой они справились крайне неудовлетворительно. Разумеется, такой подход к отношениям между людьми неизбежно приведет к скрытым конфликтам, потому что никому не хочется делать работу за другого. И о профессиональном росте в этом случае придется забыть.

Известный писатель Хаббард всегда привлекал заслуженное внимание своим творчеством во всех странах мира. Но известно также и то, что Хаббард обладал острым умом, который неоднократно вызывал недовольство других благодаря той или иной резкой или язвительной фразе. Но Хаббард был настолько дипломатичен, что умел избегать острых углов при общении с людьми. Часто случалось, что читатели присылали Хаббарду письма, полные резкой критики каких-то статей или идей писателя. Иногда читатели были настолько несдержанными, что в письмах, помимо критики, всячески ругали Хаббарда. Но он сам всегда держал себя в руках и отвечал очень корректно.

Например, он писал читателю, который прислал ему какой-то гневный отклик о том, что и сам не совсем согласен с какой-то мыслью или статьей. Он признавал, что, возможно, ошибался и теперь видит все свои ошибки. Он непременно благодарил читателя за то, что тот высказал свое мнение, потому что оно оказалось весьма ценным и интересным. Разумеется, люди, которым Хаббард отвечал в подобном тоне, не могли считать себя обиженными, и поэтому писатель не наживал себе врагов.

Дейл Карнеги в своих произведениях уделяет очень много внимания тому, каким образом нужно относиться к людям, чтобы не нажить себе врагов. Он пишет: «Если вы взвинчены и скажете кое-кому пару слов, вам будет очень приятно „облегчить душу“. А ваш собеседник? Разделит ли он ваше удовольствие? Помогут ли ему согласиться с вами ваш воинственный тон и недружелюбие?» С ним самим неоднократно происходили случаи, которые убедили его в преимуществе нормального и дипломатичного отношения к другим людям.

Например, однажды Карнеги выступал по радио. Передача была посвящена американской писательнице Луизе Мэй Олкотт, явившейся автором произведения «Маленькие женщины». Карнеги хорошо знал, что писательница жила в Конкорде, штат Массачусетс, там она и писала свои прекрасные произведения. Но в своем выступлении он случайно начал говорить, как посетил родной город Луизы Мэй Олкотт Конкорд в штате Нью-Гэмпшир. И так он сказал два раза. После этого к Карнеги стали приходить гневные и язвительные письма, в которых иногда даже в оскорбительной форме люди указывали на ошибку. Одно письмо, написанное в особенно оскорбительной форме, вызвало у Карнеги массу возмущения. Он даже собрался ответить в той же манере. Он хотел написать даме, приславшей это письмо, что, несмотря на его ошибку, она обладает гораздо худшим недостатком, то есть совершенно не имеет понятия о вежливости.

Но потом Карнеги одумался и решил этого не делать. Он понял, что таким образом может поступить только чрезмерно эмоциональный и вспыльчивый человек и большинство глупцов ведут себя именно таким образом. И тогда Дейл Карнеги решил позаботиться о том, чтобы ярость слушательницы перешла в дружеское расположение. Поэтому он позвонил по телефону той разгневанной даме и извинился за непростительную ошибку в своем выступлении, когда он сказал, что Луиза Мэй Олкотт жила в Конкорде, штат Нью-Гэмпшир вместо того, чтобы сказать о городе Конкорд в штате Массачусетс... И он поблагодарил слушательницу, что она нашла время и написала ему письмо, в котором указала на ошибку.

В свою очередь, слушательница немедленно извинилась за то, что написала письмо в таком резком тоне. Она объяснила, что сама родилась в Конкорде, штате Массачусетс, и ее семья была очень известной и уважаемой в своем городе на протяжении двух столетий. Поэтому она очень гордится своим штатом и огорчилась за его ошибку в выступлении по радио. Но теперь она видит, что на самом деле Карнеги – очень милый молодой человек, поскольку он именно так воспринял ее критику. И ей очень хотелось бы познакомиться с ним ближе. Таким образом, как впоследствии признавал Карнеги, ему удалось превратить ее гнев в дружеское расположение. И он при этом получил гораздо больше удовольствия, чем если бы ответил ей в очень грубой форме.

Умение держать себя в руках способно помочь в различных трудных ситуациях, при этом пользы будет гораздо больше, чем если позволить своим эмоциям взять верх. Д. Карнеги в своих книгах рассказывает о самых разных весьма уважаемых и преуспевающих людях, которые умели держать себя в руках и от этого получили немало преимуществ. Например, на американском заводе «Уайт мотор компани» однажды началась забастовка. Практически все рабочие требовали повышения заработной платы и различных льгот для членов профсоюза.

И президент компании Роберт Ф. Блэк вместо того, чтобы возмущаться, обвинять забастовщиков и угрожать им, стал говорить им комплименты. Он обратился в газеты, где благодарил рабочих за то, что они мирно отложили в сторону свои инструменты. Потом он купил для забастовщиков бейсбольные биты, перчатки и предложил на пустыре играть в бейсбол. А для тех, кто предпочитал игру в кегли, он арендовал кегельбан. Забастовщики в ответ на такое отношение сами начали относиться к президенту с гораздо большим дружелюбием. Они нашли метлы, лопаты и убрали мусор на территории завода. Через неделю забастовка была завершена, причем в результате и руководство, и рабочие пришли к взаимному соглашению.

Аналогичный случай однажды произошел в с Джоном Д. Рокфеллером-младшим. Шахтеры начали забастовку, имущество компании уничтожалось ими, были даже вызваны войска, которые стреляли в бастующих. Вокруг лилась кровь, гибли люди. Рокфеллер решил склонить забастовщиков к своей точке зрения. Он выступил перед ними с речью, которая принесла великолепные результаты. Он излагал все факты таким образом, что ненависть начала утихать, бастующие вернулись на работу, между прочим, так и не получив при этом повышения зарплаты.

В своей речи Рокфеллер придерживался таких фраз, как «мы встречаемся, не как чужие, а как друзья», «я побывал в ваших домах и познакомился с женами и детьми многих из вас», «я горжусь тем, что нахожусь здесь». Речь его была очень дружелюбна, он постоянно говорил о «наших общих интересах». Именно такая речь привела к должному результату. Но если бы Рокфеллер стал угрожать, спорить с забастовщиками, всячески пытаясь их убедить в неправоте, то ничего хорошего бы из этого не вышло. Тогда у них бы в гораздо большей степени возникла ненависть и агрессия по отношению к Рокфеллеру как к руководителю компании.

Обратная сторона закона

Умение сдерживать свои эмоции непременно поможет сделать успешную карьеру. Это очевидно, и особые возражения подобное утверждение вряд ли может у кого-нибудь вызвать. Но подобный закон имеет и обратную сторону, о которой не стоит забывать. Что произойдет, если человек напрочь запретит себе проявлять абсолютно любые эмоции? В первую очередь он неминуемо начнет выглядеть в глазах своих коллег бесчувственным и холодным, совершенно не вызывающим симпатии. А поскольку любое сотрудничество обязательно предполагает какое-либо межличностное общение, то лишенный эмоций человек рискует остаться в одиночестве, потому что остальные будут избегать общения с ним.

Образ

Пожар, способный уничтожить все вокруг. Так же и эмоции, подобно пожару, могут нарушить мирное существование человека, уничтожить его спокойствие и спокойствие окружающих и превратить всех во врагов, распространяя вокруг разрушительный яд ненависти.


Кроме того, если человек начинает постоянно слишком контролировать свои эмоции, то это будет занимать у него достаточно много сил, даже можно сказать, что слишком много сил. Почему? Потому что невозможно постоянно контролировать себя без ущерба для своей психики и настроения. Даже если и удастся надеть на себя непроницаемую маску, скрывающую как истинное лицо, так и настроение, то при этом окружающие начнут опасаться такого человека. И их опасения будут вполне оправданными, потому что маска скрывает истинные качества личности и намерения, которыми человек руководствуется в той или иной ситуации.

Человек, скрывающий свое истинное лицо, может легко обмануть, совершить неблагородный поступок или просто самым безответственным образом относиться к своим прямым обязанностям. И при этом он будет оставаться абсолютно невозмутимым, не проявляя ни гнева, ни раздражения. Так что нельзя слишком держать себя в руках, иначе окружающие начнут воспринимать такого человека как робота, у которого нет никаких эмоций. Подобное восприятие нарушает гармоничное сотрудничество с коллективом, а это первый признак того, что в работе начнутся определенные проблемы. В свою очередь, проблемы в работе приведут к тому, что профессиональные обязанности будут выполняться далеко не самым лучшим образом, а это, разумеется, способно нарушить удачное продвижение по службе.

Кроме того, в случае постоянного и чрезмерного контроля над своими эмоциями может возникнуть еще одна проблема. Ни для кого не секрет, что руководители при разговоре с подчиненным желали бы видеть его реакцию на критику или на одобрение. А сотрудник, надевший на себя маску, скрывающую абсолютно все эмоции, может показаться руководителю либо недостаточно сообразительным, либо недостаточно корректным. Ведь на лице такого человека нельзя прочитать истинное отношение к ситуации, к критике, к одобрению, наконец к самому руководителю.

Естественно, что руководитель будет недоволен сложившейся ситуацией и воспримет такого подчиненного с плохо скрываемой неприязнью. Такое отношение способно изрядно испортить продвижение по службе, и об этом забывать не нужно.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх