ЗАКОН 12 

НЕ СМЕШИВАЙ ПОНЯТИЯ «ЛОЯЛЬНОСТЬ» И «ПОДХАЛИМСТВО» ПЕРЕД ЛИЦОМ КОЛЛЕГ

Формулировка закона

Смешение многих понятий приводит не к тому, на что рассчитываешь. Проявляя лояльность по отношению к коллегам, не перейдите тонкую грань между лояльностью и подхалимством. Будьте уверены, что даже находясь на грани, не перейдя ее, как вам кажется, коллеги отнесут ваши действия к подхалимству. А пренебрегать мнением коллег, терять их доброе к вам расположение не нужно – они еще могут вам пригодиться.

Толкование закона

Умелое общение с коллегами на работе может, несомненно, повлиять на карьерный рост человека: в зависимости от того, как он ведет себя с сотрудниками и с начальством в разговоре на разные темы, как обращается к ним с просьбами, каким образом умеет решать важные профессиональные вопросы.

У каждого работающего человека рано или поздно возникает ситуация, когда ему приходится делать выбор для самого себя в разговоре: соглашаться с собеседником или оставаться верным себе, настаивать на своем, умело склоняя к этому других. Причем на работе могут возникнуть совершенно разные вопросы: как профессиональные, так и личного характера – и в том, и в другом случае, работнику необходимо проявить максимум внимательности и учтивости к собеседнику, уметь выслушать его и вовремя сделать свои замечания, высказать собственное мнение. При этом следует умело и осторожно подходить к критике других, стараться не задеть ничье человеческое достоинство.

Поэтому каждому разумному работнику следует прежде всего научиться вырабатывать в себе серьезное и беспристрастное умение общаться и овладевать для этого правилами взаимоотношений между сотрудниками, развивать в себе твердую решимость в умении обходиться с людьми.

Для того чтобы посредством благоприятного разговора можно было повлиять на собственную карьеру, необходимо обязательно привлекать к себе необходимых людей для общения, вызывая у них интерес к своей персоне. Что касается самого разговора, то необходимо проявить максимум лояльности, чтобы не превратить дружескую беседу в громкий спор, не вызвать у собеседника раздражения и неприязни к себе.

Авторитетное мнение

Владей искусством беседы, ибо в беседе сказывается личность... Чтобы в беседе быть приятным, приноравливайся к характеру и уму собеседников. Будь осторожным в беседе: с соперником – из опаски, с прочими – из приличия. Выпустить слово легко, да поймать трудно. Разговаривая о пустяках, прощупывай почву для дел поважнее. Помни: кто в беседе легко открывается, того легко убедить и победить. Благоразумие в беседе важнее, чем красноречие.

(Из афоризмов Бальтасара Грасиана)

Лояльность – это способность человека быть «гибким» в общении, находить общий язык с собеседником, стараться понять его и при необходимости войти в его положение, посочувствовать ему, а в итоге согласиться с ним или прийти к компромиссу в решении общих вопросов. Компромисс – результат лояльного общения, это идеальный финал для любого профессионального разговора, только вот далеко не каждый человек умеет достигать его.

Компромисса можно достигнуть, если соблюдать ряд общеизвестных правил: говорить с людьми о том, что их интересует, проявлять максимум внимания и сочувствия. Кроме того, рекомендуется быть приветливым и добродушным в разговоре, проявляя терпение и в меру снисходительно слушая собеседника, поощрять его говорить о самом себе, искренне внушая ему при этом сознание его значительности. Также нужно уметь сдерживать себя там, где это необходимо, уметь признавать свою неправоту и т. п.

Все советы сводятся к тому, чтобы человек умел в разговоре расположить к себе собеседника, не обидев его, не задев его чести и достоинства, а напротив, увеличив его уважение к самому себе. При этом очень важно не пробудить в собеседнике мысль о собственном лицемерии и не прослыть подхалимом. И здесь, надо признаться, очень сложно не переусердствовать в проявлении лояльности, перейдя довольно зыбкую границу между ней и подхалимством. Ведь подхалимство – это уже преднамеренная попытка человека «подыграть» своему собеседнику, соглашаясь с ним и потакая ему буквально во всем.

Вначале подхалим прилагает все усилия для того, чтобы склонить нужного человека к разговору, ловкостью и хитростью вызывая интерес к себе и создавая о себе хорошее впечатление путем упорного преувеличивания значимости самого собеседника, делая ему при этом массу комплиментов, угождая в разговоре и принимая его сторону. Подхалим действует очень умело с целью заставить собеседника откровенно высказаться на интересующую его тему, а затем добиться от разговора желаемого результата, возможно, только делая вид, что со всем согласен.

Таким образом, у подхалимства и лояльности возникает очень много общих, довольно схожих черт, что мешает людям четко определить и отделить одно от другого. Поэтому в разговоре с коллегами, и особенно – с начальством, следует постоянно думать о том, как бы не нарушить эту грань. Этого можно достигнуть, если держаться в разговоре достойно, не заискивая, не унижаясь, придерживаясь собственных устойчивых убеждений. Вместо того чтобы просить, следует задавать наводящие вопросы и делать из них выводы для себя; выражать искреннюю похвалу и признание достоинств собеседника там, где он действительно отличился. А чтобы указать на ошибки другого, можно вначале указать на свои собственные.

Важно при этом оставаться верным самому себе и действовать, руководствуясь своим сердцем, не изменяя собственным принципам. И если не удается прийти к компромиссу, необходимо согласиться и отказаться так, чтобы не навредить ни себе, ни собеседнику. Только в том случае, когда человек смело проявляет себя в общении, верно и прямолинейно выражая свои мысли и не забывая при этом о чувствах и мыслях собеседника, он может достигнуть потрясающих результатов от общения, способных повлиять его на карьерный рост.

Доказательство закона

Нередко для того чтобы добиться чьего-то расположения с целью повысить свою значимость, занять более выгодное место на службе, человек проявляет излишнюю самоуверенность в разговоре, переоценивая отношение к себе собеседника и тем самым выглядит подхалимом, чем и вредит сам себе.

Так, в числе приближенных людей великого князя Григория Александровича Потемкина был некто В. Этот молодой человек считал себя одним из близких людей в доме Потемкина, потому как последний иногда пускался с ним в пространные беседы и любил, чтобы тот присутствовал на его вечерах. Самолюбие внушило В. сделаться первым лицом при великом князе, стать поверенным в его делах, завоевать его доверие и признательность. Видя вокруг себя массу таких же «конкурентов», которые желают воспользоваться знаменитостью и связями князя, В. решил, что в первую очередь необходимо от них избавиться.

И однажды с доброжелательным видом В. обратился к князю со словами:

– Ваша светлость, нехорошо делаете, что не ограничите число имеющих счастье препроводить с вами время, потому что между ними есть много пустых людей.

– Твоя правда, – отвечал князь, – я воспользуюсь твоим советом.

После этого Потемкин расстался с ним по обыкновению очень ласково и любезно. Только на другой день В. приехал к князю и хотел было войти в его кабинет, но слуга затворил дверь перед его носом, объясняя, что не велено принимать. Пораженный В. был обескуражен и не верил сказанному:

– Как? Ты, верно, ошибаешься во мне или в моем имени?!

На что слуга убедительно ответил:

– Никак нет, сударь, я довольно знаю вас, и ваше имя стоит первым в списке лиц, которых князь, по вашему совету, приказал к себе не допускать.

И на самом деле князь Потемкин с этого времени уже более никогда не принимал у себя этого человека.

Притча

Некий мудрый шах, видя, как один из приближенных все время заискивает перед ним, расточая похвалы и славя, и старается тем самым заслужить его расположение и щедрость, вызвал того к себе и сказал: «Если ты хочешь, чтобы я относился к тебе, как к своей любимой собаке, которая лижет мне ноги и виляет хвостом, завидя меня и выражая этим просьбу о награде за верность и преданность, то можешь считать, что ты этого добился. Но если ты считаешь себя человеком, достойным моего уважения, никогда больше не пресмыкайся и не веди себя, как мой пес. Никогда не вступай со мной в спор – это может разгневать меня, но и не сдавайся сразу – я буду считать тебя трусом: поступай так, как следует поступать человеку, приближенному ко мне».


Одной из основных ошибок, которые выдают человека за подхалима, является его попытка привлечь к себе внимание, критикуя и указывая на недостатки других. Умный собеседник (такой же, как князь Потемкин) сразу же поймет, в чем дело и что кроется за подобными разговорами. В карьере нет ничего хуже, как «карабкаться наверх по головам других», пытаясь унизить и оскорбить кого-то из своих коллег.

Конечно, есть такие люди, которые склонны к поощрению подхалимства и в связи с этим держат при себе таких подчиненных, способных заискивать, лицемерить, хвалить. Такие «руководители» способны щедро одаривать своим вниманием даже прислугу, лишь бы та вовремя делала комплименты и молча выполняла свои обязанности. Да, и кротость бывает в почете и заслуживает наград.

Но большинство руководителей и «сильных мира сего», от которых зависит судьба (карьера) других людей, относятся к подхалимам и лицемерам с презрением и ненавистью, равнодушно смотрят на подобного рода «прислужников». Они, напротив, очень мудры и с первого взгляда могут выделить в толпе приближенных тех, кто имеет свое мнение и независимо высказывает его, кто живет по чести и совести, не склоняет головы и не унижается ради заслуг. И такие «герои» не выставляют себя напоказ, не стараются выделиться тем, что независимы, своевольны и непреклонны. Они не гордятся собой и не возносят себя сами – они лояльны, что проявляется в спокойствии, в равнодушном отношении к славе и разного рода «добродетелям» со стороны руководителей, стараются не вступать с ними в конфликты, не спорить, а умело склоняют к своей точке зрения за счет добродушия и вежливости.

Как правило, с такими подчиненными властители сами стараются вести себя лояльно, сдержанно смотрят на «смелые порывы». И история сохранила не одно имя, носитель которого достиг успеха в карьере благодаря своему умению быть лояльным, а не подобострастным.

Известный древнеримский деятель, а впоследствии – царь Тиберий Цезарь, получивший право на царствование благодаря наследству Августа Цезаря, несмотря на то что прославился не лучшими делами, отличался также своей лояльностью. Благодаря внимательному и вежливому отношению к сенату и всему народу Тиберий добился с их стороны уважения и правил в Риме долгие годы, повышая свой статус.

Гай Светоний Транквилл в своей книге «Жизнь двенадцати Цезарей» пишет об этом великом римском правителе: «Угодливость была так ему противна, что он не допускал к своим носилкам никого из сенаторов ни для приветствия, ни по делам. Когда один консуляр, прося у него прощения, хотел броситься к его ногам, он так от него отшатнулся, что упал навзничь. Даже когда в разговоре или в пространной речи он слышал лесть, то немедленно обрывал говорящего, бранил и тут же поправлял. Когда кто-то обратился к нему „государь“, он тотчас объявлял, чтобы так его не оскорбляли. Кто-то другой называл его дела „священными“ и говорил к сенату по его воле; он поправлял его и заставлял сказать вместо „по его воле“ – „по его совету“, а вместо „священные“ – „важные“.

И непочтительность, и злословие, и оскорбительные о нем стишки он переносил терпеливо и стойко, с гордостью заявляя, что в свободном государстве должны быть свободны и мысли, и язык. Однажды сенат потребовал от него следствия о таких преступлениях и преступниках он ответил: «У нас слишком мало свободного времени, чтобы ввязываться в эти бесчисленные дела...» Сохранилась и такая речь его в сенате, вполне достойная гражданина: «Если кто неладно обо мне отзовется, я постараюсь разъяснить ему все мои слова и дела; если же он будет упорствовать, я отвечу ему взаимной неприязнью».

«Это было тем замечательней, – пишет Гай Светоний, – что сам он, обращаясь к сенаторам и вместе, и порознь, в своей почтительности и вежливости переходит почти все принятые границы. Однажды в сенате, поспорив с Квинтом Гатерием, он обратился к нему: „Прости, прошу тебя, если я, как сенатор, выскажусь против тебя слишком резко...“ – и потом, обратясь ко всему собранию, добавил: „Я не раз говорил и повторяю, отцы сенаторы, что добрый и благодетельный правитель, обязанный вам столь обширной и полной властью, должен быть всегда слугой сенату, а порой – всему народу, а подчас – и отдельным гражданам; мне не стыдно так говорить, потому что в вашем лице я имел и имею господ и добрых, и справедливых, и милостивых“.

Своей лояльностью, но никак не подхалимством Тиберий умел ловко склонять на свою сторону целые толпы людей. Он знал, что сенат ему пригодится, и если он будет поощрять действия последнего, то тот будет доволен им и станет в свою очередь поддерживать его власть.

Обратная сторона закона

Основная мысль данного закона сводится к тому, что необходимо четко разграничивать лояльность и подхалимство. В толковании закона основной акцент делался на отрицательных сторонах подхалимства, и соответственно с этим было указано на положительный момент, связанный с лояльностью в общении с коллегами, целью которой является повышение своей значимости в глазах собеседника, что может способствовать собственному карьерному росту.

Но если человек, всякий раз общаясь с сотрудниками, будет думать о том, как бы не сказать чего лишнего, как прийти к обоюдному (совместному) согласию, то такое поведение с его стороны поневоле ведет к усердному контролю над самим собой, заставляет его вести себя не так, как ему на самом деле хотелось бы. Это вынуждает человека выворачиваться, хитрить, сдерживать себя в выражениях, что, в свою очередь, лишает беседу непосредственности, легкости, некоего экспромта.

Образ

Чиновник среднего звена отличается тем, что умеет сдерживать себя и подхалимничать перед вышестоящим начальством и вместе с тем старается быть лояльным со своими подчиненными, зная, что от них тоже многое зависит. Такая тактика поведения («ни вашим, ни нашим») создает человеку благоприятную репутацию и дает возможность ему продвинуться по служебной лестнице.


К тому же человек, который в разговоре всегда думает только том, что говорить и как говорить, заранее продумывает ход своих мыслей и слов, сам себя подталкивает к подхалимажу, самостоятельно навлекает на себя подозрения и недоверие со стороны собеседника.

Человек, который всегда и со всем соглашается, вызывает у других негативное отношение к себе: он будет выглядеть, не только как ловкий подхалим и лицемер, но и как человек, не имеющий собственного мнения, с легкостью идущий на поводу у других, а следовательно, как человек бесхарактерный, слабый и никчемный, не способный на отважные поступки и принятие самостоятельный твердых решений.

Положительные стороны лояльности понятны и бесспорны, но невозможно и нецелесообразно постоянно в любом разговоре с коллегами или руководством стараться искать пути к компромиссу, подавляя в себе желание противостоять, требовать, опровергать. Поэтому иногда все же стоит вступать в спор, проявляя твердость и настойчивость, доказывая свою правоту и склоняя собеседника именно к своему мнению. И при этом в полной мере можно использовать легкую лесть, не переставая выражать уважение к тому, с кем приходится разговаривать, вежливостью и добродушным тоном добиваясь того, чтобы он был рад сам согласиться и проявить при этом свою лояльность.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх