ЗАКОН 10

УМЕЙ БЕРЕЧЬ ВЕЩИ И УХАЖИВАТЬ ЗА НИМИ – ОНИ ПРОСЛУЖАТ ДОЛЬШЕ

Правильно ухаживая за вещами, вы увеличите срок их службы, избавив себя тем самым от покупки новых, а новое не всегда лучше старого.

ТОЛКОВАНИЕ ЗАКОНА

Покупая новую вещь, каждый из нас чувствует себя как бы обновленным, а примеряя ее, надевая или используя впервые, возможно, совсем другим человеком, ставшим лучше, красивее, умнее. Однако с течением времени вещи становятся привычными, надоедают и чудесное чувство собственной ценности уходит от нас навсегда. В стремлении снова и снова испытать его мы опять присматриваем себе обновки и вот уже предвосхищаем новое наслаждение, как вдруг оказывается, что по той или иной причине вещь недоступна. Иногда это сродни катастрофе, иногда же, оставив за собой право на мечту, мы говорим, что купим ее, как только появится возможность.

За всей этой мысленной суетой мы совершенно забываем о старых вещах, они как бы перестают существовать для нас, удаляясь на периферию памяти. Но ведь совсем недавно именно они приносили нам столько радости каждое утро, когда мы надевали их, прохаживались перед зеркалом, разглядывали, применяли в хозяйстве. Что же необходимо сделать, для того чтобы старые вещи не надоедали, а, напротив, продолжали радовать нас, помогать, доставлять удовольствие?

На этот вопрос ответить не так уж трудно, но в то же время и нелегко. Можно просто сказать: следует изменить свое мнение об этих вещах. Однако направить ход мысли в иное русло – дело довольно хлопотное. Поэтому мы не просто скажем: измените свое отношение – но и расскажем, как это сделать.

Но перед этим – еще несколько слов о феномене бережливости. В народе бытует огромное количество поговорок и пословиц, связанных с этим ценным человеческим качеством, самая известная из которых, пожалуй: «Береженого Бог бережет». Что она может означать, и какой опыт множества поколений скрывается за этим коротким и простым текстом?

ПРИТЧА

Как-то очень давно жил-был рыбак по имени Мисаил Головня. Жил он у самого синего моря, а точнее – на его берегу. Была у него избушка так себе и старушка-жена, которая следила за хозяйством. А самое главное – была у Мисаила сеть, при помощи которой он ловил рыбу. Служила эта сеть Мисаилу верой и правдой много-много лет, но однажды она пришла в негодность. Вся рыба вырвалась из нее, и остался старик без улова.

Пришел он домой к старухе-жене и говорит: «Видно, надо новую сеть покупать». А старуха ему отвечает: «Выкинь эту, а назавтра я поеду на рынок и новую куплю». Пошел старик выкидывать сеть и не смог – уж больно привык к ней, жалко стало. Спрятал в дальний угол и лег спать. На следующий день поехала старуха на рынок, ждал ее Мисаил, не дождался, подлатал старую сеть и поехал ловить рыбу. Вечером вернулась жена с пустыми руками, не нашла на рынке хорошей сети, а старик ее ушицей свежей встречает и приговаривает: «Старая вещица, да не бросай – пригодится!»

* * *

Не следует думать, что за качеством бережливости стоит некое божественное предначертание, предназначение, которым человек вознаграждается за заслуги. Отнюдь, на самом деле речь идет об обыденном проявлении характера, о понимаемом в хорошем смысле прагматизме, который просто жизненно необходим каждому из нас, для того чтобы избежать на своем пути излишних затрат и потерь. Ведь бережливость можно толковать не только как аккуратность в обращении с вещами, но и в более широком смысле – как бережливое отношение буквально ко всему, начиная с дружеских чувств и заканчивая природой родной страны. Но не будем забегать так далеко и остановимся именно на самом близком нашем предметном окружении, то есть на вещах, находящихся в доме.

Современная эпоха, характеризующаяся быстрой изнашиваемостью предметов и направленностью производства на рост и обновление, доставляет человеку немало хлопот, связанных с тем, что на него постоянно, можно сказать, круглосуточно обрушивается волна рекламных объявлений различного формата, в буквальном смысле заставляющих покупать те или иные товары. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно выйти на улицу или даже, оставаясь дома, включить радио или телевизор. В подобных условиях постоянного давления мы, даже помимо желания, покупаем все новые и новые вещи. Естественно, что старые при этом теряют надобность и выбрасываются на свалку.

Однако если разобраться, окажется, что необходимость покупать все новое и новое – это не наша необходимость, а производителей, которые нуждаются в реализации своих товаров. Для того чтобы пустить в потребление изготовленные вещи, они изучают особенность психики человека (создана целая наука о том, как заставить потребителя покупать товары) и используют результаты изучения для получения прибыли. Они заставляют нас расставаться с заработанными деньгами совершенно не тем, не желаемым нами образом (например, вместо того чтобы поехать отдохнуть к морю, мы покупаем новую, совершенно необыкновенную модель телевизора, а вместо единовременной затраты на хорошего дантиста – тонны суперотбеливающей зубной пасты и т. д.).

Понимая это, вы станете совершено иначе относиться к красивым на вид вещам, помещенным на рекламных щитах и выставленным в витринах магазинов. Приглядитесь к тому, что есть в вашем доме: ведь вы уже имеете все, что необходимо для нормальной, полноценной жизни! Достаточно лишь правильно заботиться и ухаживать за ними, и радость от их использования будет продолжительной, вещи «ответят вам взаимностью» и прослужат многие годы.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЗАКОНА

Искусство заботы о вещах имеет в своей основе многовековой опыт прошедших поколений людей всех наций и народностей. В истории человечества было написано множество книг, посвященных тому, как правильно ухаживать и следить за той или иной вещью, тем или иным материалом. Эти книги легкодоступны, и каждый при желании может обратиться к ним, для того чтобы заняться наконец своими вещами.

Для бережливого человека существует неписаный закон, которого он придерживается в течение всей своей жизни. Сформулировать его можно так: покупай качественные и тщательно выбранные вещи, следи и ухаживай за ними, и они прослужат вечность. Тот, кто придерживается данного закона, умеет не только окружить себя уютом, но и сэкономить значительные суммы денег. Чтобы применить его положения к своей жизни, необходимо знать следующее: вещи различны по природе, для каждой из природ есть правила ухода, применив которые, можно добиться продолжения жизни этих природ, что, в свою очередь, принесет пользу тому, кто о вещах заботится.

Относительно наличия качества бережливости всех людей можно разделить на две части: на тех, кто предпочитает прощание, расставание, растрату, и тех, кто собирает, хранит. К первым относятся люди, постоянно гоняющиеся за модой, принимающие на веру любую новую идею и тут же отвергающие то, было было вчера, вторые же – это те, кто ценит свое вчера и сегодня и в гонке дней накапливает архив собственной идентичности.

В качестве доказательства данного положения можно привести историю двух друзей, произошедшую в начале нашего века. Итак, двое молодых людей получили образование в одном и том же колледже. Один из них изучал историю костюма, другой занимался графикой и дизайном. Первый постоянно посещал магазины поношенной одежды и выискивал в них платья столетней давности, старинные вещицы, книги и домашнюю утварь, сохраненную заботливыми руками хозяев, которые, увы, не нашли возможности оставить их у себя. Этот молодой человек покупал старинные вещи и относил их к себе домой, где расставлял по полкам и бережно развешивал в шкафах.

Другой же герой рассказа относился к вещам совершенно иначе. Он никогда не покупал ничего вышедшего из моды, предпочитая современные вещи, что называется, «последний писк». Он кичился перед другом своими новыми костюмами, современной мебелью, выполненной в стиле конструктивизма, на что друг мудро и тихо отвечал: придет время, и все встанет на свои места.

Так проходили дни за днями, молодые люди работали не покладая рук, один собирал вещи, заботился о них и черпал в общении с ними вдохновение, другой постоянно находился в круговороте моды, размениваясь на новые впечатления. Первый из них стал знаменитым модельером одежды, чьи костюмы, выполненные в стиле прошедших эпох, и по сей день завораживают взгляд. Другой остался неизвестным графиком, менявшим свой стиль чуть ли не ежедневно и так и не нашедшим истинного себя.

Но вернемся к обыденности и поговорим о том, что же конкретно необходимо делать, для того чтобы сохранить вещи в хорошем и пригодном для использования состоянии. Для того чтобы понять, как следует относиться к купленным вещам, чтобы они служили как можно дольше, обратимся к опыту коллекционеров. Эти люди, собирающие предметы по тому или иному принципу, для поддержания вида вещей пользуются и придумывают сами правила ухода за ними.

Например, если вы собираете монеты, то наверняка захотите сохранить их первозданный блеск и чистоту, которые с ходом времени закрывает паутина. Для этого вы будете использовать чистящие средства, постоянно следить за тем, чтобы монеты не потускнели. Ведь сохранив им жизнь, вы сможете с гордостью показывать коллекцию друзьям и знакомым.

Или вы решили собирать фарфоровую посуду. Естественно, для того чтобы ценные предметы постоянно радовали глаз, вы будете мыть и вытирать их, покрывать специальным составом, сохраняющим рисунок, в общем, постоянно ухаживать за вещами. Таким образом, что бы человек ни собирал, вещи обязывают своего владельца заботиться о них.

Так почему же окружающая нас утварь, мебель, одежда, которую мы носим, не вызывают у нас подобных чувств? Вы можете сказать: коллекция существует, для того чтобы услаждать взгляд, она содержит только ценные предметы, которые не предназначены для повседневного использования. Но разве мебель или красивое платье не являются ценными предметами, за которыми также необходимо ухаживать? Конечно же, да, если они были куплены вами после тщательного выбора, если вы подбирали интерьер квартиры долгое время, обдумывая каждую деталь, тем более если вещь была подарена или куплена к памятной дате и хранит для вас милые сердцу воспоминания.

Поэтому храните принадлежащие вам вещи, добейтесь того, чтобы они выглядели так же хорошо, как в первый день после покупки, и они создадут уют, поднимут настроение (ведь разве может быть что-нибудь более приятное, чем оказаться среди привычных, родных, знакомых с детства вещей, пробуждающих память, призывающих отдохнуть и расслабиться).

ОБРАЗ

На переднем плане – красивый старинный сундук с узорами. На нем сидит мужичок с довольным и улыбающимся лицом, обеими руками похлопывая по сундуку справа и слева от себя. Сундук переполнен старыми вещами, он едва закрывается, и видно, что крышка откроется, как только мужичок встанет с сундука. Справа и слева от сундука – окна, как в избе, с расшитыми занавесями. Одет мужичок во все русское народное (рубаха, штаны, сапоги или лапти).

* * *

Представьте себе дом, наполненный старыми, но хорошо сохранившимися вещами, таящими в себе дух былых времен. Многие люди предпочитают жить именно так, окружая себя тем, что уже для следующего поколения может быть названо антиквариатом. Их дома и квартиры напоминают музеи, входя в которые, жители и гости попадают в атмосферу праздника. В каждой вещи они узнают следы своего труда и знают, что только благодаря их заботе эти прекрасные предметы сохранили свое очарование.

Помимо этого (а мы не можем забывать и о прагматической стороне своих действий), подобное заботливое отношение к вещам принесет вам немалые выгоды, так как поможет сэкономить денежные средства на покупке новых некачественных вещей. Следите и ухаживайте за купленными качественными вещами, дайте им возможность радовать вас, служить вам долгие годы.

ОБРАТНАЯ СТОРОНА ЗАКОНА

Человека, который экономит максимальное количество средств на покупках, предпочитая уход и заботу об уже приобретенных вещах, можно назвать счастливчиком. Ведь он не поддается влиянию рекламы, его воля сильна, рассудок холоден и стоек. Наверное, каждый из нас может только мечтать об этом. Однако если задуматься над тем, чего лишается человек, отказывающий себе в праве купить новую вещь, желание следовать его примеру тут же бесследно исчезает.

И в самом деле, существо, которое живет исключительно старым, чахнет над обветшалыми остатками воспоминаний, скорее вызовет в нас жалость, чем прилив оптимизма. Всем известен и памятен герой гоголевских «Мертвых душ» Плюшкин, фигура поистине великая и архитипическая. Недаром фамилия этого старикашки стала нарицательным и обозначает теперь ужасного скрягу, человека, который настолько скуп, что не может расстаться даже с мусором.

Что же отталкивает нас в нем, что заставляет смеяться и брезгливо пожимать плечами? А то, что существо, скупость которого гипертрофирована настолько, что не позволяет ему просто жить, нельзя с полным правом назвать человеком, да он и не живет, так как жить – это значит стремиться к новому, постоянно искать что-то, строить планы, приобретать и терять, встречать и расставаться. Плюшкины же не живут, они подобны засохшей ветке дерева, которая не растет и не отпадает, но бесцельно висит и колеблется на ветру без каких бы то ни было эмоций.

Поэтому для того, кто решил следовать данному закону, необходимо помнить о том, что правило золотой середины распространяется и на него. Не стоит сдерживать себя, воспитывать волю, проходя мимо витрин магазинов. Ведь тот, кто не дает себе возможности мечтать и воплощать свои мечты, рано или поздно зачерствеет душой и станет настоящим плюшкиным. Мы же стремимся к экономии, а не к скупости. Вспомните правило бережливого человека: покупать качественные вещи и следить за ними, а не ничего не покупать, надевая превратившееся в лохмотья платье, готовя на сковороде, покрытой ржавчиной, или ходя по дому с огарком свечи, так как лампочка перегорела три года назад.

Лучше вместо этого продумать, что действительно необходимо на данный момент и на ближайшее время, обойти все магазины и найти нужные вещи по приемлемой цене, приобрести их и, воспользовавшись хорошей книгой, в которой даны рецепты бережливости, помочь этим вещам прослужить как можно дольше. Помимо этого, нельзя требовать от всех людей перестраивать свой характер, изменять своим увлечениям, для того чтобы посвятить всю жизнь накоплению вещей. Некоторые из нас предпочитают постоянную смену впечатлений, которые предоставляют собой приобретаемые предметы. К тому же наличие новых вещей позволяет их хозяину заниматься благотворительностью, одаривая бедных, раздавая старые вещи бездомным и неимущим.

Таким образом, нет ничего плохого в том, чтобы стремиться к обновлению обстановки и гардероба. И не стоит проводить всю свою жизнь в попытках загородить комнаты в доме ветхим хламом, от которого пахнет пылью и плесенью. Лучше всего остановиться на золотой середине, обновлять и хранить одновременно.

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ

Бизнес-университетом штата Флорида, США, были проведены исследования среди двух тысяч добровольцев, пожелавших выяснить, сколько денег ежегодно они тратят на покупку новых вещей, в которых еще не созрела необходимость. Акция длилась ровно год, по ее окончании данные были проанализированы.

Результаты исследования, опубликованные в прессе, ошеломили даже самых смелых прогнозистов: каждая из участвовавших в акции семей истратила на названные вещи в среднем около половины всех заработанных за прошедший год денег. Как сказала в интервью одна из участниц исследования, очень легко понять, что желание купить что-то новенькое – всего лишь следствие умело построенной рекламы, но как легко попасться под ее воздействие и как практически невозможно отказать себе в покупке рекламируемых вещей!









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх