Загрузка...


8. Политологические школы о власти

Политическая власть – наличие возможностей у тех или иных политических сил оказывать воздействие на общество, разрабатывать и осуществлять политику на основе баланса интересов социальных групп. Понятие «политическая власть» отражает способность и возможность индивидов или групп оказывать определяющее воздействие на общество, проводить свою волю в управлении им, мобилизовывать большие массы людей на достижение поставленных целей, а также регулировать отношения между определенными социальными группами.

Политическая наука на протяжении всей истории своего существования пыталась изучить природу власти и представляла различные ее интерпретации.

Марксистская школа (К. Маркс) связывает феномен власти с отношениями собственности и экономическим господством правящего класса. Политическая власть является лишь порождением экономической власти, а государство является институтом экономически господствующего класса, который при помощи государства становится еще и политически господствующим классом и приобретает новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса.

Бихевиористская школа (Г. Лассуэлл) трактует власть как особый тип поведения в человеческом обществе: одни должны руководить, направлять, управлять, другие – подчиняться, следовать.

Натуралистическая школа (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, А. Гельвеций) предполагает, что человеку как существу натуралистическому, природному свойственно стремиться к власти, возвыситься над другими (своеобразное проявление инстинкта выживания) либо починяться (как безоговорочное подчинение вожаку племени в древние времена). Политика и власть суть не божественный дар, как они трактовались средневековыми богословами, а обычные земные явления. Власть и политику необходимо отделять от морали и религии. Макиавелли ввел в научный оборот понятие «государство» для обозначения политически организованного общества.

Системная школа (Т. Парсонс, Д. Истон) основывается на понимании власти как способности социальной системы реализовывать коллективные цели, обеспечивая таким образом собственную стабильность.

Психологическая школа (З. Фрейд) разделяет взгляды бихевиористов на власть как результат поведения индивидов. Однако акцент делается ими на раскрытии субъективной мотивации подобного поведения, выявлении его источников в сознании и подсознании человека.

Структурно-функционалистская школа (Р. Мертон) характеризует власть как способ социальной организации, основывающийся на целесообразном разделении функций управления и подчинения в обществе. В соответствии с этим подходом в иерархически устроенном обществе с многообразием социальных ролей власть контролирует ресурсы и средства управления, воздействуя на общество поощрением и наказанием.

Реляционистская школа (М. Вебер) трактует власть как межличностное отношение, позволяющее одним индивидам оказывать воздействие на других, направлять, изменять, преобразовывать их поведение. При этом Вебер, например, понимает под государством такой политический институт, который претендует на монополию легитимного (законного) насилия. Государство, по Веберу, есть такое отношение господства людей над людьми, которое опирается на легитимное насилие как средство управления.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх