20. Античная демократия: основные принципы и институты

К середине VIII в. до н. э. в городах-государствах Греции власть царей постепенно уступает место власти аристократии – знатным родам. Вскоре после господства аристократии все более активно выступает демос – средние и мелкие землевладельцы, ремесленники, торговцы. Период гражданских междоусобиц закончился победой демоса. Этому способствовали и реформы VII—VI вв. до н. э., закрепившие успехи демоса в долгой и трудной борьбе с аристократией. На становление афинской демократии оказали определяющее воздействие: кодификация (упорядочение и запись) права; разделение граждан на группы по имущественному признаку; предоставление низшему классу гражданских прав; учреждение народного суда.

Демократические органы государственной власти Афин:

– народное собрание – решало вопросы внутренней и внешней политики, избирало должностных лиц, определяло налоговую политику;

– Совет пятисот – занимался делами текущего характера, подготавливал дела для рассмотрения их в народном собрании;

– народный суд – рассматривал имущественные и прочие тяжбы.

Для античной демократии характерен синтез гражданского общества и государства. Государство представляло собой сообщество граждан, совместно защищавших свои права от угрозы извне, со стороны других государств, и внутри полиса – со стороны тех, кто не пользовался гражданскими правами, – рабов и метеков (переселенцев). Следовательно, античная демократия являлась демократией меньшинства.

Функционирование институтов полисной демократии невозможно без активного участия граждан в политике, что предполагает выбор оптимальных для этого форм государственного устройства, существование механизма разрешения политических конфликтов, возникающих между гражданами, наличие представлений о путях обеспечения единства общества при наличии очевидных и острых социальных различий. Многие идеи того времени не потеряли своей актуальности по сию пору. Великий греческий философ Платон (427–347 гг. до н. э.) в своих произведениях «Государство», «Политик», «Законы» сформулировал представление об идеальном государстве. Власть принадлежит людям способным, социальная иерархия выражается в неравенстве властных полномочий, которыми обладают разные социальные группы; политические отношения в таком государстве подчиняются принципу справедливости.

Типы государственного устройства по Платону:

– тимократия – власть честолюбцев;

– олигархия – господство немногих над большинством;

– демократия – власть большинства;

– тирания – власть одного над всеми (наихудший вид правления, по мнению Платона).

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) анализирует проблемы политической жизни в таких трудах, как «Политика», «Этика». Аристотель высказывал основополагающие мысли о социальной природе демократии, которая основана на преобладании большинства, т. е. бедных. Государство, по Аристотелю, – высшее единство общества. Философ обращает особое внимание на социальную сторону политических процессов, указывая на имущественное неравенство как основу общественных потрясений. Римский мыслитель, оратор, политический деятель Марк Туллий Цицерон считал наиболее приемлемой форму правления, сочетающую в себе черты демократии и аристократии. Он предложил версию права как естественного, неотъемлемого качества природы человека и общества.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх