2.3. Главная государственная «тайна»: менталитет госвласти в США и в Россионии

В материалах Концепции общественной безопасности при рассмотрении глобального исторического процесса с позиций достаточно общей теории управлении ещё в 1991 г. была выявлена иерархия обобщённых средств управления социальными системами в преемственности поколений:

1. Информация мировоззренческого характера - методология познания и творчества, осваивая которую, люди строят - индивидуально и общественно - свои «стандартные автоматизмы» распознавания частных процессов в полноте и целостности Мироздания и определяют в своём восприятии иерархическую упорядоченность их во взаимной вложенности. Она является основой культуры мышления, концептуальной властности и полноты управленческой деятельности, включая и внутриобщественное полновластие как в пределах региона, так и в глобальных масштабах.

2. Информация летописного, хронологического, характера всех отраслей Культуры [61] и всех отраслей Знания. Она позволяет видеть направленность течения процессов и соотносить друг с другом частные отрасли Культуры в целом и отрасли Знания. При владении сообразным Мирозданию мировоззрением, на основе чувства меры, она позволяет выделить частные процессы, воспринимая «хаотичный» поток фактов и явлений в мировоззренческое «сито» - субъективную человеческую меру распознавания.

3. Информация факто-описательного характера: описание частных процессов и их взаимосвязей - существо информации третьего приоритета, к которому относятся вероучения религиозных культов, светские идеологии, технологии и фактология всех отраслей науки.

4. Экономические процессы, как средство воздействия, подчинённые чисто информационным средствам воздействия первых трёх приоритетов через финансы (деньги), являющиеся предельно обобщённым видом информации экономического характера.

5. Средства воздействия на генетику человека. Исторически реально это средства геноцида, поражающие не только живущих, но и последующие поколения, уничтожающие генетически обусловленный потенциал освоения и развития ими культурного наследия предков: ядерный шантаж - угроза применения; алкогольный, табачный и прочий наркотический геноцид, пищевые добавки, все экологические загрязнители, некоторые медикаменты, города мегаполисы типа «каменные джунгли» - реальное применение; «генная инженерия» и «биотехнологии» - потенциальная опасность.

6. Прочие средства воздействия, главным образом силового, - оружие в традиционном понимании этого слова, убивающее и калечащее людей, разрушающее и уничтожающее материально-технические объекты цивилизации, вещественные памятники культуры и носителей их духа.

Хотя однозначных разграничений между названными выше средствами воздействия нет, поскольку многие из них обладают качествами, позволяющими отнести их к разным приоритетам, но приведённая иерархически упорядоченная их классификация позволяет выделить доминирующие факторы воздействия, которые могут применяться в качестве средств управления и, в частности, в качестве средств подавления и уничтожения управленчески-концептуально неприемлемых явлений в жизни общества.

При применении этого набора внутри одной социальной системы это - обобщённые средства управления ею. А при применении их же одной социальной системой (социальной группой) по отношению к другим, при несовпадении концепций управления в них, это - обобщённое оружие, т.е. средства ведения войны, в самом общем понимании этого слова; или же - средства поддержки самоуправления в иной социальной системе, при отсутствии концептуальной несовместимости управления в обеих системах.

Указанный порядок определяет приоритетность названных классов средств воздействия на общество, поскольку изменение состояния общества под воздействием средств высших приоритетов имеет куда большие последствия, чем под воздействием низших. То есть:

На исторически длительных интервалах времени быстродействие растёт от первого к шестому, а необратимость результатов их применения, во многом определяющая эффективность осуществления намеченных целей в жизни общества в смысле раз и навсегда, - падает также в направлении от первого к шестому. То же касается в большинстве случаев и «заметности» их применения.

В нашей культуре это было оглашено ещё в бытность СССР в журнале «Молодая гвардия» № 2, 1990 г. в статье “Концептуальная власть: миф или реальность” тиражом 700 000 экз., расходившихся большей частью среди патриотически обеспокоенной политически активной общественности. Реакция более чем 700 000 “патриотов” была близкой к нулю, поскольку большинство из них были либо атеистами, либо были раздавлены библейски-“православной” концептуальной властью, отождествляя её с Божьим Промыслом. С той поры, хотя в публичной политике кто-то иногда и произносит слова типа «концептуальная власть», «концептуальная независимость России», однако в существо этих общественных явлений никто из публичных политиков и политических аналитиков не вдаётся, как не вдаётся и в рассмотрение расклада внутренней и внешней политики России и зарубежных государств по шести приоритетам обобщённых средств управления / оружия.

Средства шестого приоритета “элита” Россионии в качестве средств достижения целей политики, т.е. средств управления как внутри страны, так и за её рубежами воспринимает, но до восприятия в таковом качестве средств управления более высоких приоритетов не доходит.

· На пятом приоритете царит полная неразбериха из прав «прав личности», которую якобы недопустимо принудительно лечить от алкоголизма и наркомании, и чьё право смотреть «эротику» и жестокости в телеэфире не должно быть ущемлено, как и право на развратную жизнь - с одной стороны, и с другой - общественных потребностей в отрезвлении всех людей по отношению ко всем наркотикам и защите подрастающих поколений от растления (в том числе и концепцией «безопасного секса») как со стороны их опустившихся старших родственников, так и со стороны общества, СМИ и школы.

· Как явствует из реальности, - финансово-экономический кризис тому неоспоримое подтверждение, - кредитно-финансовая система (четвёртый приоритет) для политической “элиты” Россионии не инструмент управления, а некий аналог стихийного бедствия [62].

· На третьем приоритетегосударственная идеологическая определённость, т.е.- государственная (национальная) идея -запрещена конституцией РФ, а формулировка этого принципа является выражением вопиющего идиотизма тех, кто с нею согласился, и вредительством тех, кто её протолкнул в конституцию [63]. Но вопреки этому РПЦ настырничает в деле возведения в ранг государственной идеологии своего вероучения.

· На втором приоритете правительство, РПЦ и РАН, а также и их представители во власти (в частности, д.и.н. Н.Нарочницкая) как и во времена А.И.Герцена, сосредоточены на «улучшении прошлого» в соответствии с их вожделениями будущего, что вредит делу улучшения неизбежного будущего [64].

· На первом приоритете от ещё ленинского лозунга «Учение Маркса всесильно потому, что оно верно», который при всей показной крикливости советского агитпропа [65] всё же подразумевал необходимость освоения диалектического материализма как метода познания (по крайней мере политически активной частью общества), ? “элита” отказалась, но не пришла ни к какой альтернативе отвергнутому ею диамату [66]. Г.А.Зюганов со сотоварищи, изображая принципиально-идейную оппозицию режиму, со своей стороны тоже никак не отчитались перед народом о том, как это, будучи вооружёнными «всесильным» учением К.Маркса, КПСС-овцы в послесталинские времена довели СССР до застоя, после чего обрушили его в перестройку, сдав власть всяким плохишам и буржуинам.

· И соответственно:

O для того, чтобы быть сильной на шестом приоритете, страна должна иметь трезвое население и личный состав вооружённых сил (пятый приоритет), поскольку окосевшим воякам будет не до боевой подготовки, и при нападении они протрезвеют уже на том свете либо в плену (не говоря уж о том, что и в мирное время окосевшие как в вооружённых силах, так и на гражданке являются одним из главных источников разнородных бед);

O должна обеспечить вооружённые силы экономически (четвёртый приоритет), а для этого надо не только открыть финансирование разного рода программ (четвёртый приоритет) и уметь управлять денежным обращением,

O но ещё необходимо иметь за душой передовые идеи разного рода (военно-организационные, стратегические и тактические, технико-технологические), поскольку без наличия идей (третий приоритет) финансирование программ выльется не в прогресс науки и техники, включая военную, а в показуху и отчёты о благополучии, как это было в эпоху брежневского «застоя»;

O идеи же проистекают из знания прошлого (второй приоритет), его негативного опыта и неудовлетворённости проблемами, унаследованными от прошлого, кроме того, систематически «окосевающие» и их потомки (пятый приоритет) в силу деградации, как биологической так и социальной, едва в состоянии освоить культуру предков, не говоря уж о том, чтобы генерировать новые идеи и развивать культуру,

O а сами по себе новые идеи являются выражением эффективности личностной познавательно-творческой культуры (первый приоритет) и её распространённости в обществе;

· и это всё в совокупности требует соответствующей социальной организации, чтобы обобщённые средства управления / оружия взаимно поддерживали друг друга в их совокупном применении (и как показывает практика, с их совокупностью отечественная “элита” совладать не может).

Тем не менее, личностная культура познания и творчества - самый важный жизненный навык, поскольку именно он позволяет воспроизводить (даже с нуля) все знания и навыки, которые оказываются необходимыми для выявления и разрешения проблем, с которыми людей сводит Жизнь. А в силу того, что языковая культура - основной способ обмена знаниями, диалектика - метод познания и творчества, доступный для освоения всем в силу того, что запрограммирован генетически.

Диалектика представляет собой неформализуемую психологическую практику - метод разрешения неопределённостей в процессе познания и творчества путём постановки определённых по смыслу вопросов и нахождения определённых по смыслу ответов на них, подтверждаемых жизнью. [67]

Эффективность диалектики в таковом качестве обусловлена организацией личностной психики и дисциплиной психической деятельности: и то, и другое - «вещи наживные».

Это всё необходимо было пояснить, чтобы были понятны рассуждения Б.Обамы о характере Конституции США.


____________________

«Почему же… наша собственная республика не только оказалась жизнеспособной, но и стала, так сказать, типовой моделью для многих процветающих ныне государств?

Ответ, к которому я прихожу и который отнюдь не оригинален, требует некоторого сдвига метафор, чтобыдемократия представлялась не домом, который надо построить, а беседой, которую необходимо провести. Под этим углом зрения гениальность замысла Мадисона [68] не в том, что он снабдил нас расписанным некоторым порядком действий, наподобие того, как архитектор последовательно создаёт проект дома. Он наметил лишь общие контуры, дал общие правила, и следование этим правилам совершенно не гарантирует построение справедливого общества и единодушного мнения о том, что верно, а что нет. [69] (…).

Рамки, установленные нашей Конституцией, лишь упорядочивают те МЕТОДЫ (веделено заглавными нами при цитировании), которые мы используем в спорах о будущем [70]. Весь хитроумный механизм - разделение властей, сдержанность и уравновешенность, федеративные принципы и “Билль о правах”, - волей неволей вынуждают нас к беседе, к “совещательной демократии”, в которых все граждане вовлекаются в процесс проверки своих идей жизнью, убеждения других в своей точке зрения, создания союзов. Так как власть в нашем обществе сильно размыта, процесс законотворчества в Америке вынуждает нас принять как данность, что мы не всегда бываем правы, и иногда необходимо поменять решение; он заставляет нас постоянно пересматривать наши мотивы и наши интересы и предполагает, что как отдельное, так и общее мнение одновременно и точны, и весьма ошибочны» (стр. 106).

«Отцы-основатели выступали не только против абсолютной власти. В самой структуре, в самой идее упорядоченной свободы содержится отказ от абсолютной истины [71], от непогрешимости любой идеи, идеологии, теологии или “-изма”, тиранического общества, которое повернёт будущие поколения на единый неизменный курс, подтолкнёт большинство и меньшинство к инквизиции, погромам, тюрьмам, джихаду. Основатели, конечно же верили в Бога [72], но в согласии с духом Просвещения верили в разум и чувства, которыми Бог наделил их [73]. Они с подозрением относились к любой абстракции и любили задавать вопросы [74], поэтому в нашей ранней истории теория всегда поверялась фактом и целесообразностью» (стр. 107, все выделения жирным наши при цитировании [75]).

Приведённый фрагмент показывает, что Б.Обама адекватно освещает проблематику, относящуюся к уровню первого приоритета обобщённых средств управления, и вопрос только в том, насколько эффективна его личностная культура диалектического познания и творчества.

Заодно в приведённом фрагменте он дал и ответ на вопрос о причинах наиболее устойчивой в истории дееспособности государственности США (в сопоставлении их с другими современными государствами) как в выявлении и разрешении их проблем, так и в проведении в жизнь их политических решений: Конституцией США запрограммированы процедуры, выражающие диалектическую по её существу культуру познания и творчества (именно к этой теме относятся выделения жирным текста в приведённом выше фрагменте).

Соответственно запрограммированности процедур, выражающих диалектическую культуру познания и творчества, США имеют преимущество на первом приоритете и, как следствие, - на более низких приоритетах обобщённых средств управления / оружия в сопоставлении их с культурами общественного самоуправления, в которых диалектичность восприятия и осмысления жизни и творчества подавляется как в работе государственного аппарата, так и в жизни остального общества.

Но приведённое выше, относящееся к проблематике первого приоритета обобщённых средств управления / оружия, изложено Б.Обамой так, что может быть воспринято только на основе принципа: кто знает, что такое диалектика и владеет ею, - тот поймёт, про что это, а кто не знает и не владеет - это его проблемы…

И судя по всему, у правящей “элиты” Россионии, и как следствие - у народов России, есть и в предстоящий период ещё будет много проблем, проистекающих из того, что первым приоритетом обобщённых средств управления они не владеют должным образом; и, как следствие, - не владеют должным образом и менее значимыми приоритетами [76].

Но парадокс состоит в том, что и при показанном выше преимуществе США над другими культурами корень всех их проблем в том же: в них средствами управления первого приоритета ни представители публично-политической “элиты”, ни “элита” в целом, ни простонародье - осознанно не владеют: то, что происходит на первом приоритете обобщённых средств управления / оружия, - носит характер безсознательных автоматизмов.

Как это видно из приведённого фрагмента рассуждений Б.Обамы о методологически-познавательно-творческом характере процедур, запрограммированных Конституцией США, - он вряд ли знает сам, какого рода проблематику затронул, и потому понимает её весьма поверхностно: скорее во внешних проявлениях общественной полезности результатов, даваемых диалектикой, нежели в существе самих познавательно-творческих процессов.

Б.Обама пишет:

«У нас нет авторитетов, подобных Уолтеру Кронкайту [77] или Эдуарду Роско Мэрроу [78], к которым мы могли бы прислушаться и доверить разбор наших противоречий. Вместо этого картина, рисуемая средствами массовой информации, распадается на тысячу фрагментов; каждый представляет собой собственную версию происходящего и клянётся в верности расколотой мнениями нации. В зависимости от ваших взглядов глобальное потепление ускоряется угрожающе или очень угрожающе, бюджетный дефицит растёт или, напротив, уменьшается» (стр. 144, 145, часть текста выделена жирным нами при цитировании).

Мы выделили жирным ключевые для понимания сути дела факторы: Если в основе культуры общества лежит методология познания - диалектика, то:

· общество не нуждается в авторитетах (типа Уолтера Кронкайта или Эдуарда Роско Мэрроу, которые, как предполагается и подразумевается - безошибочны во всех своих суждениях и рекомендациях);

· мир, тенденции его развития - хотя и многогранны, но однозначно познаваемы, в силу чего такая нация не может быть расколота «плюрализмом мнений», который может существовать только в качестве промежуточного продукта-полуфабриката в процессе выработки общего для всех адекватного и потому работоспособного мнения по любому вопросу, будь то глобальное потепление и биосферно-экологический глобальный кризис либо вопросы государственного или корпоративного бюджета.

И этот «плюрализм мнений», в котором мало кто озабочен тем, какое из них истинно, и тем более мало кто озабочен тем, чтобы методология диалектического познания и творчества легла в основу личностной культуры каждого, хотя бы в будущих поколениях, - представляет опасность как для самого Б.Обамы [79], так и для США, и сохраняет США в качестве источника опасности для окружающих, поскольку неопределённость в ответе на вопрос об отличии человека в полноте его достоинства от не состоявшегося в силу разных причин в таковом качестве высокоцивилизованных человекообразных при самоуверенности в себе и в своих правах высокоцивилизованных человекообразных - чревата бедствиями.


____________________

Вскорости после выхода русского издания “Дерзости надежды” в интернете появились высказывания об этой книге в том смысле, что она - обычный предвыборный популизм, в котором нет ничего общего с действительными политическими намерениями тех сил, которые предъизбрали Б.Обаму для исполнения обязанностей президента США.

Действительно, политика в толпо-“элитарном” обществе не обходится без того, чтобы закулисно-политические силы не предприняли попыток «продать» толпе “вождя”-очаровашку, от имени которого предполагается делать политику, а в случае, если плоды этой политики толпе придутся не по вкусу, то на прежнего «очаровашку» потом и возложить всю ответственность за них либо начать промывать толпе мозги на тему «очаровашка - выдающийся политический деятель, а вы по своему невежеству не цените того счастья, что он избавил вас в действительно трудное время от ещё б?льших бедствий» [80]. Однако предвыборный пиар пиару - рознь:

В нашем конкретном случае “Дерзость надежды” - это агитация за счастье, построение которого требует коллективных усилий нации, в которой люди верят и в себя, и в своих руководителей.

Если Б.Обама сможет мобилизовать творческий потенциал американцев, принадлежащих разным слоям общества США и сплотить их в деятельности, то многие из тех проблем, о которых он пишет в своей книге могут быть решены, а решение других станет только вопросом времени потому, что США (государство и общество) будут придерживаться политического курса, ведущего к их гарантированному разрешению.

И для сплочения нации, мобилизации её творческого потенциала - “Дерзость надежды” представляется куда более эффективным средством, поскольку находит отклик в душах многих людей, нежели возведение постсоветской “элитой” с подачи РПЦ церковного праздника дня «Казанской иконы Божией матери» в ранг общегосударственного «дня народного единства» [81], попойка и теле-шоу в который должны увести людей от вопроса о несправедливости в жизни Россионии, насаждаемой и поддерживаемой её “элитой”, и тем самым сплотить «нацию» [82] вне какой-либо концепции разрешения действительно общенародных проблем.

Однако принцип «каждый в меру понимания работает на себя, а в меру непонимания - на тех, кто понимает больше» - действенен и в отношении Б.Обамы, и в отношении собираемой им команды, а так же - и в отношении тех, кто предъизбрал Б.Обаму.

И соответственно, даже если Б.Обама сможет мобилизовать творческий потенциал общества, то это будет сопровождаться некими сопутствующими эффектами. И вопрос в том, какие это будут по их сути эффекты, поскольку некоторые сопутствующие эффекты могут быть таковы, что лучше не надо… Но такого рода эффекты не проистекают ниоткуда: они имеют свои причины, которые лежат в той или иной дефективности культуры мышления и вырабатываемого на её основе миропонимания.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх