Концепция национальной безопасности России (проект) дата представ...

Концепция национальной безопасности России (проект)

дата представления в Совет безопасности РФ 28.12.2004 г.

Введение

Концепция национальной безопасности России (далее именуется - Концепция) - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

Под национальной безопасностью России понимается безопасность ее многонационального народа, включающего русский народ как государствообразующий, а также другие народы Российской Федерации, исторически связавших свою судьбу с русским народом, как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Под определением народ в Концепции понимается социальная система, включающая одну или группу этнически близких народностей с исторически сложившейся культурой на основе языкового сходства и единой исторической среды обитания, с полной управленческой деятельностью и самодостаточным развитием.

Под определением опасность в Концепции понимаются возможные или реальные явления, события и процессы, способные уничтожить субъекты (личность, социальную группу, народ, государство, цивилизацию), а также природные ценности или важные объекты, либо нанести ущерб, привести к деградации, закрыть путь к развитию.

Под определением угроза в Концепции понимается опасность на стадии готовности перейти из возможности в действительность, предупреждение словом или демонстрационным действием, или введение в заблуждение с целью нанести ущерб, уничтожить субъект, вызвать его деградацию, закрыть путь к развитию.

Глобальный исторический процесс, в ходе которого сложилась государственность русского народа, определяется единством и борьбой цивилизаций (народов, наций) за обладание полноценными компонентами самодостаточности и устойчивости развития.

Под компонентами самодостаточности и устойчивого развития в Концепции понимаются:

- наличие жизнеформирующей концепции развития

- наличие дееспособного по количеству и удовлетворительного по качеству населения (генофонда)

- наличие энерго-сырьевых ресурсов

Основные объекты глобального исторического процесса или факторы глобальной исторической обстановки, которыми оперирует Концепция:

- среда обитания

- ресурсы

- люди

- инфраструктура

- информация

- технологии

которые распределены в рамках астрономического, биологического и социального времени.

Концепция, исходя из определения безопасности, как состояния защищенности жизненно важных интересов субъекта от внутренних и внешних угроз, трактует национальную безопасность как свойство функционирования социальной общности, объединённой юрисдикцией конкретного государства, способность и готовность людей, общества, государства по выявлению, предупреждению, ослаблению, устранению и отражению опасностей и угроз, которые могут погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести ущерб, закрыть путь к дальнейшему развитию.

Системные субъекты России

Для обеспечения национальной безопасности России Концепция выделяет 5 основных подсистем, интересы которых должны быть защищены:

- геополитическая подсистема

- социальная подсистема

- экономическая подсистема

- политическая подсистема

- военная подсистема

Данный перечень располагает подсистемы общества в иерархическом порядке от самой важной к менее важным.

Поскольку потребности людей в среде обитания и ресурсах наиболее значимы, то на первом месте стоит геополитическая подсистема (территория + люди + ресурсы).

На втором месте после нее стоит социальная подсистема с ее потребностями (люди + потребности), в первую очередь - биологическими.

Потребности социальной подсистемы Концепция разделяет на 5 групп:

1 группа - индивидуальные биологические потребности для жизнеобеспечения организма. Т.е. потребности в воде, тепле, пище, средствах труда и т.д.

2 группа - индивидуальные потребности социального уровня, так называемые ‘высшие’, человеческие потребности. Сюда входят потребности человека в общении, его эстетические запросы, потребности в карьерном росте и др.

3 группа - индивидуальные социальные потребности, те потребности, которые предъявляет к индивиду общество. Это рамки, которыми ограничивает общество деятельность индивида: законы, кодексы, правила, нормы и т.д.

4 группа - социум-социальные потребности, т.е. потребности, предъявляемые сообществом к отдельным группам, например: требования творческой интеллигенции к учителям дошкольного образования.

5 группа - социум-индивидуальные потребности. Высшая группа потребностей. Это потребности индивида к развитию социальной организации, позволяющие ей быть готовой к реализации внешних требований к ней не выходя за пределы внутренних возможностей. Это тот случай, когда происходит осознанное совпадение целей индивида и социальной организации.

Необходимость более полного удовлетворения потребностей создала в пределах геополитического пространства экономическую подсистему (люди + орудия труда + предметы труда).

Вопрос обладания властью в отношении распределения орудий труда и предметов труда породил политическую подсистему (люди + власть политическая + власть законодательная + власть исполнительная + власть судебная) и государство как таковое.

И, наконец, необходимость защиты перечисленных подсистем от внешних и внутренних угроз создала военную подсистему (люди + оружие).

Концепция определяет понятия основных подсистем общества, интересы которых должны быть защищены:

Геополитическая подсистема - функционирующая совокупность социальных индивидов, социальных групп, социальных институтов и социальных организаций, расположенных на определенном географическом пространстве в процессе совместной деятельности по контролю этого пространства, необходимого для использования его ресурсов с целью удовлетворения исходных потребностей этих индивидов, групп, институтов, организаций. ‘Территория + люди + ресурсы’

Социальная подсистема - функционирующая совокупность социальных индивидов, социальных групп, социальных институтов и социальных организаций в процессе совместной деятельности по достижению определенного результата, необходимого для удовлетворения исходных потребностей этих индивидов, групп, институтов, организаций. ‘Люди + потребности’

Экономическая подсистема - функционирующая совокупность социальных индивидов, социальных групп, социальных институтов и социальных организаций, расположенных на определенном географическом пространстве в процессе совместной деятельности по извлечению, преобразованию и обмену ресурсов этого пространства. ‘Люди + орудия труда + предметы труда’

Политическая подсистема - функционирующая совокупность социальных индивидов, социальных групп, социальных институтов и социальных организаций, расположенных на определенном географическом пространстве и вступающих в отношения по поводу распределения власти. ‘Люди + власть политическая + власть законодательная + власть исполнительная + власть судебная’ (т.е. государство как таковое)

Военная подсистема - функционирующая совокупность социальных индивидов, социальных групп, социальных институтов и социальных организаций, расположенных на определенном географическом пространстве в процессе совместной деятельности по защите этого пространства, своей экономической и политической системы от внутренних и внешних угроз. ‘Люди + оружие’

Цели системных субъектов

В геополитической подсистеме:

Гарантировать целостность Российской Федерации - ‘Своей земли ни пяди никому!’

Полный контроль за использованием ресурсов пространства Российской Федерации - ‘Ресурсы государства должны обеспечивать потребности его граждан’

В социальной подсистеме:

Гарантировать устойчивое состояние, при котором количественно и качественно каждое последующее поколение граждан страны будет больше и лучше, чем предыдущее.

В экономической подсистеме:

Гарантировать устойчивый масштаб цен на внутреннем рынке, основанном на соотношении уровня энергообеспеченности экономики России и размере денежной эмиссии рубля.

Осуществлять торговлю российскими товарами на внешнем рынке только за рубли, стимулировать таким образом развитие кредитно-финансовой системы страны.

Гарантировать доходность в кредитно-финансовой сфере только на основе роста реального производства товаров и услуг.

Гарантировать устойчивый рост благосостояния всех граждан страны.

Гарантировать максимальное соотношение в размере оплаты труда между наиболее богатой и наиболее бедной частями граждан не более чем 5:1.

В политической подсистеме:

Обеспечить гражданам страны такой уровень управления, при котором гарантированно будут достигаться цели функционирования социальной подсистемы.

Обеспечить гражданам страны равную возможность участия в управлении Российской Федерацией.

Гарантированно обеспечить неотвратимость наказания за совершенные преступления.

В военной подсистеме:

Обеспечивать такой уровень боеспособности вооруженных сил, при котором гарантированно можно противостоять военным угрозам Российской Федерации.

Обеспечивать высокий ядерный потенциал Российской Федерации и готовность его применения в случае масштабного вмешательства во внутренние дела России или открытой военной агрессии против государства.

Опасности и угрозы национальной безопасности России

Опасности и угрозы национальной безопасности России разделяются в Концепции на внутренние и внешние.

Внутренние опасности и угрозы - опасности и угрозы, которые порождаются внутренними факторами и источниками, а также направлены на внутренний для системы объект.

Внешние опасности и угрозы - опасности и угрозы, которые порождаются внешними факторами и источниками.

Опасностями и угрозами геополитической подсистеме России являются возможные или реальные явления, события и процессы, способные нанести ущерб территориальной целостности Российской Федерации, ослабить контроль на определенном географическом пространстве, лишить возможности использовать его ресурсы с целью удовлетворения исходных потребностей индивидов, социальных групп, социальных институтов и организаций Российской Федерации.

Критериями оценки опасностей и угроз геополитической подсистеме России являются размер территории государства, размеры недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности России за пределами страны, доступность мировых коммуникационных и инфраструктурных объектов, выходы в мировой океан, количество космических и орбитальных систем, запасы сырьевых ресурсов и др.

Опасностями и угрозами социальной подсистеме России являются возможные или реальные явления, события и процессы, способные нанести ущерб деятельности социальных индивидов, социальных групп, социальных институтов и социальных организаций Российской Федерации с целью удовлетворения исходных потребностей этих индивидов, социальных групп, социальных институтов и организаций.

Критериями оценки опасностей и угроз социальной подсистеме России являются средняя продолжительность жизни граждан, уровень заболеваемости, в т.ч. хроническими заболеваниями, уровень смертности от различных причин, в т.ч. от насильственных, средний уровень образования граждан, доступность бесплатного образования, коэффициент полезности информации и сбалансированность видов информации в средствах массовой информации Российской Федерации, доступность бесплатного медицинского обеспечения граждан, рождаемость, уровень преступности, количество рождающихся с различными патологиями и нарушениями, уровень бедности, размер минимальной оплаты труда, уровень доступности культурного наследия, уровень обеспеченности жильем, стоимость коммунальных услуг и др.

Опасностями и угрозами экономической подсистеме России являются возможные или реальные явления, события и процессы, способные нанести ущерб деятельности социальных индивидов, социальных групп, социальных институтов и социальных организаций Российской Федерации по извлечению, преобразованию и обмену ресурсов с целью удовлетворения исходных потребностей этих индивидов, социальных групп, социальных институтов и организаций.

Критериями оценки опасностей и угроз экономической подсистеме России являются размер инфляции рубля, уровень внутренней и внешней задолженности, размер ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, стоимость минимальной потребительской корзины, размер пенсий, размер ВВП, размер ВНП, сырьевая доля в экспорте, уровень безработицы, в т.ч. скрытой, доля иностранных собственников в стратегических отраслях экономики, соотношение в уровне оплаты труда между наиболее обеспеченной и наименее обеспеченной частями населения и др.

Опасностями и угрозами политической подсистеме России являются возможные или реальные явления, события и процессы, способные нанести ущерб деятельности социальных индивидов, социальных групп, социальных институтов и социальных организаций вступающих в отношения по поводу распределения власти в Российской Федерации.

Критериями оценки опасностей и угроз политической подсистеме России являются сохранение конституционного строя, возможность прямого волеизъявления народа Российской Федерации, уровень ограничения граждан в участии управления государством, продолжительность судебных процедур, продолжительность процедуры отстранения от власти лиц, в результате деятельности которых ухудшаются показатели оценки состояния социальной подсистемы Российской Федерации, уровень коррумпированности власти и др.

Опасностями и угрозами военной подсистеме России являются возможные или реальные явления, события и процессы, способные нанести ущерб деятельности социальных индивидов, социальных групп, социальных институтов и социальных организаций по защите Российской Федерации, своей экономической и политической системы от внутренних и внешних угроз.

Критериями оценки опасностей и угроз военной подсистеме России являются численность вооруженных сил и их боеспособность, количество военных конфликтов с их участием на территории России и за ее пределами, количество и качество ядерного потенциала страны, уровень подготовки личного состава, уровень обеспеченности современными видами вооружений, количество космических и орбитальных военных комплексов, потери личного состава и боевой техники в военное и мирное время и др.

Средства обеспечения национальной безопасности России

Основное средство обеспечения национальной безопасности России - власть.

Концепция определяет виды власти, располагая их иерархически по важности:

1. Концептуальная власть.

Самая важная. Различает факторы и, исходя из законов, вырабатывает цели развития и концепции.

2. Идеологическая или политическая.

Облекает концепцию в простую и понятную форму, принимаемую большинством населения страны.

3. Законодательная.

Под концепции подводит нормы права.

4. Исполнительная

Реализует

5. Судебная.

Следит за соблюдением законности.

Средством борьбы за власть является оружие.

Концепция определяет следующие обобщенные виды оружия, используемые для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, располагая их приоритеты в иерархическом порядке по уменьшению степени воздействия и увеличению скорости воздействия при применении:

1. Концептуально-методологическое оружие, к которому относит

- мировоззренческую философскую информацию

- философский взгляд на Вселенную, на добро и зло

- решения по основным направлениям развития народов и государств (капитализм, социализм и др)

- методологические стереотипы (индивидуализм, коллективизм, борьба классов и др)

2. Хронологическое оружие, к которому относит

- информация о хронологическом порядке вещей, событий, процессов и др.

3. Фактологическое оружие, к которому относит

- прикладная информация о технологиях, в том числе и социальных (религиозные, политические и др)

4. Экономическое оружие, к которому относит

- мировые деньги, кредитные организации, блокады, эмбарго и др.

5. оружие геноцида, к которому относит

- то, что может изменить генофонд народа (ядерное, биологическое, химическое, генно-этническое, алкоголь, наркотики и др)

6. Обычное оружие физического поражения, к которому относит

- ножи, пистолеты, пушки, танки, ракеты, самолеты, корабли и др.

Концепция определяет такой порядок применения средств обеспечения национальной безопасности России, при котором для гарантированной способности и готовности людей, общества, государства по выявлению, предупреждению, ослаблению, устранению и отражению опасностей и угроз, которые могут погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести ущерб, закрыть путь к дальнейшему развитию, выбираются средства не ниже приоритета опасности и угрозы.

Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации создается и развивается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными программами в этой области.

Основу системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.

Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав, принципы и порядок действий определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

В формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации принимают участие:

- Президент Российской Федерации - руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности; в соответствии с законодательством Российской Федерации формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения национальной безопасности; выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам национальной безопасности, в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию уточняет отдельные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации, определяет направления текущей внутренней и внешней политики страны;

- Федеральное Собрание Российской Федерации - на основе Конституции Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации формирует законодательную базу в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

- Правительство Российской Федерации - в пределах своих полномочий и с учетом сформулированных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию приоритетов в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, формирует в установленном порядке статьи федерального бюджета для реализации конкретных целевых программ в этой области;

- Совет Безопасности Российской Федерации - проводит работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности Российской Федерации, оперативно готовит для Президента Российской Федерации проекты решений по их предотвращению, разрабатывает предложения в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также предложения по уточнению отдельных положений Концепции национальной безопасности Российской Федерации, координирует деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений в этой области;

- федеральные органы исполнительной власти - обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации; в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют их Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации;

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации, а также федеральных программ, планов и директив, издаваемых Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, в области военной безопасности Российской Федерации; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и организаций к оказанию содействия в решении проблем национальной безопасности согласно законодательству Российской Федерации; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Российская Федерация намерена решительно и твердо обеспечивать свою национальную безопасность, основываясь на интересах народа и руководствуясь данной Концепцией.

************************************

Разработка проекта:

28.12.2004 (редакция 2007 г.)










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх