Загрузка...


2.20 «И построили нищие и несчастные города»


(«Шамати», статья 86)

Я получил эту статью от Ребе (Рабаша) всего лишь через два-три месяца после того, как начал учиться. Он принес мне ее в оригинале, в рукописном виде, записанной им в то время, когда он это услышал от Бааль Сулама. Я тогда ничего не понял, но он очень меня подталкивал к тому, чтобы я прочитал эту статью, а на самом деле, эту беседу, Бааль Сулама. Поскольку эта статья — основа всего пути, который проходит человек во тьме до входа в духовный мир.

Здесь присутствует принцип, согласно которому человек должен смотреть на все, происходящее с ним. Например, в начале учебы человек видит весь мир в «темном» свете, видит, что он «опускается», видит все свое будущее еще более далеким от духовного…

Эта статья объясняет, почему в наших чувствах это выглядит так лживо и неверно и почему это, на самом деле, так ясно и происходит одинаково в каждом. Затем, когда я открывал эту статью возле Ребе, то видел, насколько эти правила и законы действуют во время развития и что необходимо каждый раз «выходить» из себя вовне и судить о себе так, как будто ты видишь себя со стороны на операционном столе. Нужно увидеть себя подобным образом, и тогда постараться распознать, как в действительности ты продвигаешься, какие силы действуют на тебя изнутри, а затем снова «войти» в тело и действовать «изнутри» внешним объективным анализом.

Эта статья позволяет человеку видеть его продвижение в период сокрытия — до входа в духовное, объясняет, как человек должен сам себя видеть. Несмотря на то, что она написана, как было принято в те дни, в виде законов и высказываний и основана на первоисточниках, на ТАНАХе — необходимо из всех этих источников «вытащить» основное; мы должны также перевести это с одного языка на другой.

Имеется в виду не с русского на иврит или обратно, а перевод с языка Сказаний и языка Торы на язык Каббалы и с языка Каббалы на язык наших чувств. Перевести на разговорный язык, наиболее близкий нам — до такой степени, чтобы эти вещи стали нам понятны. Несмотря на все трудности, стоит приложить усилия и каждый раз все более приближать эту статью к нам на все более понятном языке.


«И построили нищие и несчастные города Питом и Рамсес»

И поставили над Израилем начальников повинностей, дабы изнурять его тяжелыми работами своими, и строил он города-хранилища для Фараона — Питом и Рамсес. (Шмот, 1:11)

«Сказано в Недельной главе „Шмот“, что евреи строили в Египте голодные и бедные города Питом и Рамсес. Но в другом месте сказано, что это были великолепные города. Бедные же города, означает, что это города нищеты и изгнания, а также бедный — мискен происходит от слова опасность — сакана. Почему же есть настолько противоположное мнение об этих городах?

Еще одно противоречие мы видим в Торе, когда Авраам спрашивает Творца, где уверенность в том, что его потомки унаследуют великую землю. «И сказал Аврааму Б-г: „Знать ты должен, что пришельцами будут потомки твои в чужой стране — и будут рабами, и будут их угнетать четыреста лет.“

Из этого ответа Авраам понял, что может быть спокоен за будущее своих детей. И трудно понять из простого толкования, что же успокоило и убедило Авраама в их счастливом будущем? Ведь ответ говорит как раз об обратном: об изгнании и страданиях его потомков! Но Авраам сразу же удовлетворился ответом Творца.

И мы видим, что Авраам, когда у него был разговор с Творцом о жителях Содома, — тогда он вел долгий спор с Творцом и каждый раз Авраам говорил слово «возможно». А здесь когда Творец говорит, что его потомство будет в изгнании, он принимает это как достаточный ответ и не было у него никакого желания сказать «возможно». Авраам принял это в виде обещания, что будет передана ему в наследство земля Израиля».


*****

Здесь есть несколько вопросов. Всегда статья строится на каком-то вопросе, на столкновении двух вещей, из которого можно прийти к решению. Таков принцип, таково отношение к действительности: есть Творец, есть творение… Есть человек, внутри которого, в конце концов, сталкиваются две реальности, и он хочет примирить их с настоящей реальностью — с Творцом.

Из этих вопросов мы должны понять, как мы продвигаемся. Но, прежде всего, мы должны прийти к этим вопросам! Уровень вопросов, начинающих пробуждаться в человеке, это уровень непростой. Мы помним: написано в пасхальной Агаде «раскрой ему» о том, кто не умеет спрашивать. И после того, как побывал «мудрым» (один из сыновей в пасхальной Агаде), «нечестивым», «наивным» — человек приходит к состоянию, в котором он уже не может спрашивать. И тогда ему «открывают», и он входит в духовное…

То есть, постановка вопросов — это особенная вещь, говорящая нам о ступенях, на которых находится человек по отношению к высшему управлению. И лишь понять те вопросы, которые поднимает здесь Бааль Сулам — понять, то есть, почувствовать, что они твои собственные, что ты их задаешь, — только до этого надо пройти длинный путь.

Так вот, первый вопрос, который человек поднимает на своем пути — это вопрос о «красивых городах». Что имеется в виду? Множество зданий и предметов человек как бы строит в себе посредством учебы, усилий, полагая, что посредством этого он строит свое кли, строит самого себя. В конце концов, он раскрывает, что построенное им, может быть, и красиво, но все эти вещи — они против него. То есть, он обнаруживает, что из всех своих приложенных усилий он познает свое злое начало. Чем больше сил он вкладывает, тем больше вместо красивых городов он видит города нищие.

Это действительно противоречие. Почему же это происходит с нами в пути? Почему мы каждый раз все более погружаемся в различные неприятные события, неприятные открытия в самих себе. Нищие и несчастные — вместо красивых — наши «города».

Мы стараемся выстроить что-то красивое на основе нашего эго. Затем мы видим что все, воздвигнутое нами на основе нашего эго, — это бедные города. А затем, когда мы смотрим на это после махсома — снова все переворачивается. Это первый вопрос.

Почему все так оборачивается: чем больше человек вкладывает, и чем ближе он подходит к махсому, тем больше у него неприятных ситуаций, открытий, все ухудшающихся состояний? Если ты скажешь, что так это происходит с обычными людьми, что вся природа, все люди, все человечество продвигается к осознанию собственного зла — то допустим, им так полагается, они делают это в соответствии со своим эго и своей природой. Но почему же это дается нам — мы ведь стремимся к добру? Почему нам открывается злое начало?

Если я стремлюсь к добру и вкладываю в это свои усилия, и готов — почему мне не откроются хорошие вещи!? Пусть мне откроют хорошие вещи. Творец — будто бы против моего желания. Ведь я хочу верить, я хочу…

Только потому, что я нахожусь внутри эгоизма, мне открывают такие вещи. Это против разума, против природы. Я могу оправдать Творца в отношении к людям, не занимающимся Торой, учебой, каббалой, но те, что входят в это и вкладывают в это свою жизнь — почему же они должны продвигаться по этапам, называющимся все же «плохими»?

Это вопрос… Вопрос об отношении к работающему на Творца, а не к остальному человечеству, страдающему, как животное. Это первый вопрос. Есть еще и второй вопрос, представляющий собой более высокую ступень, ступень Авраама. Допустим, человек находится в состоянии, когда уже знает о ступенях развития, уже узнал, что красивые города превращаются в города бедные, что его работа над собой, над выходом из своей природы в духовный мир, сделает его еще большим рабом желания получать. Чем больше он хочет выйти из рабства, тем больше погружается в него.

И тогда он приходит к вопросу Авраама и к ответу, которым Авраам удовлетворился и которому он рад. Под Авраамом подразумевается та точка в человеке, которая ведет его к Творцу, стремится к нему. Авраам исследовал это — он был первым исследователем высшей реальности.

Ему было только важно узнать, действительно ли он приближается к Творцу. Он всегда был точен в своей работе (вспомним его споры с Творцом) — то есть, стремился до самой последней возможности, как можно глубже искать вопросы и их решения.

Здесь же говорится, что в тот момент, когда он спросил: «Как я могу быть уверенным, что продвигаюсь?» — Творец ему будто бы отвечает: «Не беспокойся, каждый раз, когда ты захочешь выйти из изгнания, ты будешь все глубже в него входить и обнаруживать, что ты в нем находишься».

И Авраам этим ответом был очень обрадован и понял, что этим он получает силы и возможность для приложения усилий — все необходимое для продвижения дальше. И что он наверняка выйдет из этого мира в мир духовный.

Почему? Это высокая ступень. Более высокая, чем «бедные города». На ступени «бедные города» мы лишь открываем, что все более входим в изгнание, в это ужасное ощущение нашей природы, властвующей над нами. А на втором вопросе мы уже понимаем, что именно посредством этого процесса, все более погружаясь в свою природу, именно на этих этапах, когда, в конце концов, мы опускаемся — не на подъеме, а именно в падении — мы выходим через махсом в духовный мир.

И тогда он обрадовался этому и успокоился, как только Творец пообещал ему, что он будет постоянно погружаться в изгнание. Он спросил о своих сыновьях — под сыновьями подразумеваются последующие действия — то, куда я намереваюсь прийти. Отцом называется теперешняя ступень, сыном — последующая ступень, этап, состояние.

Смысл вопроса в том, что он уже пришел к исследованию своего состояния, и у него уже возникло требование. Он уже понимает этот путь, понимает, что каждый раз раскрывает все большее зло, и не видит этому Конца. И тогда он спрашивает: «Как я выйду из изгнания?» И Творец ему как бы показывает, что именно в том, что каждый раз факт его нахождения в изгнании все сильнее давит на него — в этом его спасение, этим он приобретет силы к избавлению.

Эти вопросы суть наши келим. Хотим мы того или нет, они просто возникают в нас, и мы не можем с ними ничего сделать. Как, например, мысль, направленная против Творца — мысль о том, что я не верю в Его управление… Скажем, произошло какое-то неприятное событие. Я чувствую, на каком уровне каждый из находящихся здесь начал бы бояться и ощущать неуверенность… Появляется сомнение в управлении Творца — мысль о том, что это не Он делает, или делает в неправильном направлении — в этом, в общем-то, и состоит вопрос Авраама. Чем больше я продвигаюсь, тем более плохим я вижу свое состояние, и эта реальность уже есть вопрос: такое видение само по себе уже есть вопрос.

Вопрос: Что это за состояние, когда человек спорит с Высшим?

Состояние, когда человек находится в споре с Высшим есть постоянное состояние человека, не дошедшего до Конца исправления: хочет он того или нет, он находится в споре с Творцом. В споре сознательном или же неосознанном — но я всегда нахожусь в этом.

Если я не чувствую состояние Конечного исправления, Высшее, Совершенное, Вечное, постоянный покой, то я нахожусь в столкновении с Творцом, хочу я того или нет. Есть люди, которые уже чувствуют это, и есть такие, кто еще не чувствуют.


*****

«И в соответствии с этим необходимо понять ответ. Сказано в Зоар, что Фараон приблизил евреев к Творцу. Как же это возможно, чтобы законченный грешник Фараон пожелал сблизить евреев с Творцом?»


*****

Здесь это написано не как вопрос и не как ответ, а как факт: Фараон приближает (также: приносит в жертву) человека, его эго. Эго человека, вся его природа создана такой, что она приближает человека к Творцу.

Этого мы совершенно не понимаем. Моя природа противоположна духовности, почему же она приближает меня к Творцу? Я не вижу, чтобы человека «с улицы» приближала к Творцу его природа.

Дело в том, что Фараон — это раскрытие человеческой природы, происходящее только с помощью каббалистической методики. Наше эго, которое мы раскрываем просто так, психология, показывающая, что наша природа плоха, эгоистична — все это не называется Фараоном. Фараоном называется раскрытие внутри человека желания, которое против Творца (в соотношении с Творцом). То есть, в той мере, в какой Творец ощущается скрытым, в той мере, в какой мы хотим раскрыть Творца и Его управление, насколько мы не способны Его раскрыть, насколько Его управление кажется нам противоположным, — в той мере эта противоположность и называется Фараоном.

То есть, Фараон есть обратная сторона Творца. До какой степени перед человеком есть Творец, до той же степени перед ним есть Фараон. Но только Творец — в сокрытии, а Фараон открыт.

Итак, не может быть, чтобы человеку открылся Фараон, если это не происходит посредством изучения Каббалы, посредством самостоятельной работы человека. Поэтому не говорится об обычной природе человека, о том что «животное» приходит к духовному. Это невозможно. Фараон — это то, что раскрывается человеку, работающему над собой. И тогда этот Фараон действительно приближает человека к духовному. То есть, это специальное раскрытие нашего эгоизма, достигаемое только с помощью изучения: этот вид эгоизма, этапы, на которых он раскрывается, приближают нас к духовному.

А не то, что любой человек — вор, убийца или насильник — приближается к духовному. Нужно понимать, что такое Фараон. Фараон — противоположность Творца. Если я ищу Творца, я нахожу, раскрываю Фараона. В той мере, в какой я ищу Творца — я все более отчетливо обнаруживаю Фараона. До того момента, пока не увижу, что это чудовище настолько ужасно, что я готов на все, чтобы удалить его от себя!… И тогда вместо него открывается Творец.


*****

Сказано в Талмуде (трактат Сукка 52,1), что в будущем Творец приведет злое начало человека и зарежет его на глазах у праведников и грешников. Праведникам кажется злое начало человека большим и сильным как великая Гора, а грешникам — как тонкая волосяная нить. И обе группы плачут: праведники восклицают: «Как же мы смогли покорить такую гору!», а грешники восклицают: «Как же мы не могли преодолеть столь тонкую нить?!»

Состояние, о котором повествует нам Талмуд, говорит о конце исправления всего творения. И возникают вопросы:

1. Если уже зарезано злое начало человека, откуда еще существуют грешники?

2. Почему плачут праведники, ведь они, наоборот, должны радоваться?

3. Как может быть два противоположных мнения о злом начале человека, от огромной горы до тонкой нити, если речь идет о состоянии полного исправления злого начала человека, когда правда ясна каждому.

Сказано в Талмуде, что злое начало человека вначале кажется как тонкая нить, а затем, как толстое бревно.


*****

Здесь действительно приводится очень интересный вопрос, который рассмотрен в Талмуде, в трактате «Сота». Талмуд — это та же Каббала, только говорит он на другом языке. Во-первых, на арамейском, а во-вторых, на языке образов, будто бы взятых из нашего мира.

Итак, существует совершенно особенное состояние — Конец исправления: есть Творец, есть праведники и грешники. И эго человека «ведут на убой» (не самого человека, а его эго, то, что называется ангелом смерти — малах а-маветнечто, что входит в нас сегодня и выходит в Конце исправления). Когда его «режут», плачут и те и другие. Праведники изумляются, как смогли исправить его. Грешники поражаются, почему не смогли исправить его, — что там исправлять!?

В чем суть этих вопросов? Так что же нам желают сказать?

Хотят сказать, что даже в состоянии Конечного исправления, существуют понятия: праведники и грешники, доброе начало и злое начало — что до «убоя» и после него все противоположные вещи в Конечном исправлении сохраняются. Они остаются и проявляются во всей окраске, во всем великолепии — плохие и хорошие, как один. Именно посредством сопротивления и столкновения противоположностей между ними проявляется состояние, называемое Концом исправлением.

Это значит, что и сейчас уже мы не должны относиться ни к одному из наших свойств, говоря: «Лучше было бы, чтоб его не было! Почему со мной это случилось?!». Нет! Этим ты хочешь уничтожить, то, что творит Создатель. Этим ты уже не соглашаешься с Его управлением, с Его руководством, с Его творением.

Но мы должны знать, что также и в конце всех ступеней, всех путей, всех мыслей — все даже самые плохие вещи, самые плохие мысли, которых мы сами стыдимся, — все эти вещи нам понадобятся. Это сотворено в нас специально, чтобы раскрыть самое высокое состояние.

Так же мы должны воспринимать отношения между товарищами. Не «стирать» товарища, а принимать его. Если он идет с тобой по этому пути, то все, что в нем есть, все нужно. Его расположенность, его влечение к духовному — только это нам важно. Как бы ни было сегодня тяжело его вытерпеть — не страшно, все это второстепенно! Ведь даже в Конце исправления вся действительность остается со всеми своими контрастами.


*****

И объясняет, сказанное мудрецами, — «Сказал рабби Аси, Ецер ра в начале похож на паутину паука, а в конце похож на канаты телеги, как сказано „Горе вам, влекущие грех на себя вервями суетности и вину — как канатами тележными“ (Йешайа 5).

Мы должны знать важное правило. Духовная работа, данная нам Творцом, строится на принципе «вера выше знания». Этот принцип кажется нам низменным, унижающим, и человек надеется, что когда-нибудь сможет отказаться от него, — от этого ярма, называемого «вера выше знания».

На самом же деле этот принцип работы в вере необходимо соблюдать вовсе не потому, что мы не способны на высокую духовную работу. Принцип веры выше знания — очень высокая духовная ступень. А кажется он нам низким вследствие злого начала в нас. Злое начало состоит из «головы» и «тела». «Голова» — это знание, а «тело» — это получение. Поэтому все, что противоречит знанию, ощущается нами как низменное, близкое к животному.


*****

Состояние, в котором я нахожусь — это состояние, в котором у меня есть ум и чувства, мое тело, мое понимание. И я живу себе, как обычный человек — уверенный, знающий, находящийся порой в сомнениях, но разрешающий их, как любой, обладающий трезвым умом, твердо стоящий на ногах в нашем мире.

Такое состояние в духовном называется состоянием животного: когда человек работает со своим разумом, находится в своей природе и, исходя из этого, действует. Он может обладать мозгами Эйнштейна, телом Шварцнегера, плюс ангельской красотой — и будет называться «животным».

Человеком называется тот, кто пользуется высшим разумом. Что такое — высший разум? Это стремление человека подняться на более высокую, чем нынешняя, ступень. Но как это возможно? Если я нахожусь в сегодняшнем состоянии со всем, что есть, во мне, в свойствах, в сердце, в уме — во всем? Как может быть, что я вдруг «одену» на себя голову высшего?

Между ступенями нет промежуточной «среды». Потому, что каждая ступень — это новое желание получать, приходящее из Бесконечности, на которое есть экран. Или даже нет экрана, но это желание — новое. Это как в компьютере: новая начинка, новая программа, все заново. Это практически перемена души внутри тела. Если так, то как же я меняю состояния? Это не в моих возможностях. Одна точка из Бесконечности — это нынешняя ступень. Другая точка в Бесконечности — ступень будущая.

Такое действие я не в состоянии произвести сам — надеть на себя новую душу. Мы можем только достичь состояния, когда захотим поменять теперешнюю ступень на ступень более высокую. И только желание к этому называется движением, верой выше знания. На самом деле я не могу идти выше своего знания, выше своего разума, своего желания, выше своих свойств — я не в состоянии идти. Вера выше знания — это когда я прихожу к состоянию, в котором хочу поменять все, что есть, во мне сейчас на голову — более высокую, на сердце — более высокое.

Во всех духовных действиях, если я достигаю настоящего желания, это означает, что мой сосуд готов, мое желание готово — тогда я получаю более высокую ступень. И вот тогда я иду выше относительно предыдущей ступени или выше моего прежнего знания.

Мы должны прийти к осознанию невозможности самостоятельного выхода. А после того, как приходим к этому, должны еще подчинить себя Творцу, который может сделать в нас все это — поменять нам душу. Дать нам новый дух. После этого — просить у Него. И тогда — получить.

Каждый раз, когда мы хотим идти выше знания, мы проходим много уровней внутреннего развития: осознания зла и необходимости смены состояния. И подчинения себя Творцу — ведь только Он может это сделать.

И тогда Он совершает это действие над нами. Мы сами, своими силами, никогда не в состоянии этого сделать. Но усилие, направление от ступени к ступени во время такого процесса, называется продвижением выше знания. А совершение открытия, что я не в состоянии подняться над своей ступенью, над своей природой, но будто бы желаю этого — в этом наша работа.

Желание должно исходить от нас, это поднятие МАН; а после сверху мы получаем силы — свет, возвращающий к Источнику. Этот процесс мы изучаем в Талмуде Эсер Сфирот: сосуды поднимаются из БЕА в Ацилут, исправляясь с помощью экрана.

Когда мы в нашем мире собираемся приобрести знание — даат, мы наполняем наше знание различными новыми данными. Внутри нашего знания мы решаем, куда идти. Например, я сейчас нахожусь на ступени номер десять, оттуда я решаю, что мне выгодно подняться на одиннадцатую ступень. В соответствии с моей логикой, с моим разумом, с моей природой, прибыль «там» больше. Тот самый мой эгоизмом говорит мне: «Иди. Зарабатывай».

В духовном все наоборот. Если я собираюсь перейти с десятой ступени на одиннадцатую, я должен больше давать, от большего количества вещей отказаться. Оставить все, что у меня есть, кроме ощущения Творца в сердце. Отбросить от себя на каждой ступени все больше и больше. Остаться с сердцем, внутри которого есть только Творец.

Получается, что на каждой более высокой ступени мое Эго должно все больше сдаваться. Я должен каждый раз отсекать от него часть и отбрасывать. А тогда получается, что, находясь на нижней ступени, с помощью имеющихся у меня данных я не могу решить, что мне стоит идти на более высокую ступень.

Не как следствие моей природы появляется у меня решение подняться с десятой ступени на одиннадцатую, как, скажем, решение пойти учиться в университет или заняться другими делами. Я должен притянуть на себя свет свыше. Высший свет придаст мне такое свойство, такое ощущение, что мне стоит подняться на ступень «одиннадцать». Это называется «выше знания». Только сверху я могу получить новый разум, такую приподнятость: ощущение, что мне выгодно отказаться от своей природы, чтобы приблизиться к Творцу.

Здесь мы возвращаемся к предыдущему вопросу: как может наше эго само подталкивать нас к тому, чтобы мы избавились от него и приблизились к Творцу? Имеется в виду эго — Фараон, не просто эго. Эго, которое мы выявляем посредством учебы, имеет абсолютно другую природу в противоположность обыкновенному эгоизму. Такое эго вынуждает меня отказываться от него самого и приближает к более высокой ступени. Это особенный вид эго, поскольку это обратная сторона Творца.

Вопрос: Как человек проходит от одного этапа к другому на той ступени, внутри которой он находится, пока не приходит к решению выйти из нее? Внутри ли разума это решение или же выше разума; под влиянием желания получать или посредством света, который льется на нас сверху?

В конечном итоге, эти этапы приходят сами. Никогда ты не можешь навести порядок и сказать, как это расписано у Мюнхгаузена в дневнике: «Сегодня в десять утра — Подвиг». Невозможно, таким образом, заранее назначить этапы, и невозможно узнать, какие этапы я прохожу. Никогда, до тех пор, пока мы не выходим в духовное, мы не знаем каков следующий шаг, и почему сейчас я нахожусь на таком-то этапе.

Человек должен оставить ощущение Творца в своем сердце. Все остальное не идет в расчет. Таково направление.

Вопрос: Хватит ли терпения человеку пройти весь путь?

Если человек продвигается правильным образом, у него хватит терпения все закончить. Не надо беспокоиться о терпении. Лучше беспокоиться о желании. Терпение — это готовность терпеть. Это результат желания: от чувства необходимости, от ощущения, что иначе никак нельзя. Все это достигается благодаря уверенности, которая приходит с высшим светом, с освещающим человека окружающим светом.

Этот свет заботится о человеке, как Ноев ковчег, не дает сбежать с пути и дает ощущение веры и уверенности. Верой называется освещение с более высокой ступени, уверенностью — ощущение на нынешней ступени.

Я не говорю о том, что происходит с точки зрения Высшего, о том, какая программа приготовлена каждому из нас Творцом. Этого нельзя говорить, да и ничего это не даст. Я говорю только с точки зрения человека — как мы продвигаемся. То, что сверху задумано по отношению к нам, по каким ступеням, с какой скоростью и как будет осуществлено — это не нашего ума дело. Все придет, как это описано в статье. Если не сейчас, то позже.

Вопрос: Работа в вере выше знания — она постоянна?

На каждой ступени: и на той, что мы находимся сейчас, и на ступени, с которой пройдем в духовное, — всегда это — работа выше знания.

Как это — выше знания? Это не означает, что я такой, как сейчас, должен идти с закрытыми глазами. Это глупо. Так думают люди с улицы, которые не понимают духовного процесса. У них, может быть, верой выше знания называется, что кто-то сказал человеку, что делать, и он выполняет. Это называется не выше знания, это называется работой в соответствии со знанием другого человека.

Выше знания — это как раз пытаться подняться над своим разумом. Это очень непросто. Должно возникнуть соответствующее ощущение…

Как, в самом деле, можно этого достичь? Только посредством того, что человек видит, что Творец велик. Тогда он в состоянии отключиться от своей нынешней ступени и подняться на ступень более высокую. И все это не для того, чтобы наполнить свое Эго, а для того, чтобы от Эго избавиться. Человек желает, чтобы Творец раскрылся, чтобы сила открытия Творца послужила ему топливом для наступления на Эго.

Мы не избавляемся от эгоизма. Я хочу это подчеркнуть. Всякий раз, продвигаясь по ступеням вверх, мы приобретаем все большее и большее эго. «Чем больше человек, тем больше его желания» — его эгоизм. Вы видите, насколько противоположные вещи здесь должны соединиться вместе.

Эго не исчезло. Фараон стал еще больше, и именно он помогает подниматься со ступени на ступень. И чем больше ты продвигаешься, тем все больше «скачешь» на своем эго. Наступив на него, ты тем самым как бы оседлал его — и тебе подают лошадь еще более дикую. Это твоя лошадь. И ты должен управлять ею все лучше и лучше.

И та лошадь, на которой ты скачешь, не идет в ногу с движениями Творца. Однако ты пользуешься этой лошадью и желаешь, чтобы она вся была, как ракета, и двигалась, точно, как Творец, даже опережая Его. Ты хочешь еще раньше Творца знать, чувствовать, чего бы Он хотел, и сделать это. И обнаружить, что это действительно так. Это называется верой выше знания.

Рабаш хочет показать нам в итоге, как велика сила, открывающаяся во время учебы Каббалы и продвижения в работе Творца, в период, который называется двойным сокрытием и простым сокрытием. Во время подготовки мы открываем особое желание получить, особое эго, находящееся в нас, которое не раскрылось бы по-другому в течение жизни. И только с помощью Торы открывается в нас это особое эго, которое называется «Фараон».

Фараон — это обратная сторона святости, неисправленный сосуд, который мы должны будем исправить и в него получить все раскрытие Творца.

Таким образом, вся наша работа во время подготовки в двойном и простом сокрытии — это обнаружить кли Фараона, которым мы потом пользуемся. И никаким другим образом мы не сможем это сделать. И потому этот период подготовки настолько особенный и важный.

В «Предисловии к ТЭС» говорится, что во время двойного сокрытия мы находимся в состоянии, называемом «намеренные прегрешения», затем в простом сокрытии — «непреднамеренные прегрешения». Потом, пройдя махсом, исправлением преднамеренных прегрешений мы становимся на уровень, называемый «неокончательный праведник», а исправлением непреднамеренных прегрешений мы достигаем уровня любви.

То есть, сосуд, который мы приобретаем сейчас, во время подготовки, перед махсомом, потом находится с нами до Конца исправления. Потому это длительный период. Раньше у человека это занимало и 15, и 20 лет — дойти до махсома; сейчас это время сокращается, но мы должны понимать, почему этот этап такой длительный, и почему он так важен для всего, что с нами происходит.

Каждая деталь, которая сейчас открывается, потом еще «разбухнет» во всем своем богатстве, со всей беспощадностью, и на этом мы построим новый духовный сосуд. Весь наш духовный сосуд будет построен на том, что мы сейчас приобретаем учебой. Поэтому намерение во время учебы — это то, что открывает в нас Фараона. А само это новое желание получить, которое раскрывается в нас при изучении Каббалы, устроено так, что оно открывается нам этапами, приближая нас к духовному. Оно как бы хоронит само себя.

Обычное животное желание получить никогда не приведет человека к этой цели. Почему? Мы учим, что человек находится в желании к животным наслаждениям, деньгам, почету и знаниям. Все это никогда не приведет человека к Фараону. Фараон начинается с того, что нам впервые открывается точка в сердце, желание к духовному, и если с помощью учебы, с помощью окружающего света мы начинаем развивать точку в сердце, то в ней начинает открываться, развиваться Фараон — «злой Фараон». Это новый Царь, взошедший в Египте. То, что развивается в человеке до него, это «добрый Фараон».

До махсома ты приобретаешь сосуды, с которыми выходишь из Египта. Мы учим, что после выхода через Конечное море в пустыню, евреи начали строить Скинию из того материала, который взяли в Египте. Именно женщины — желание получить, принесли все свои украшения египетского периода, сделали из них золотые слитки, которые Бецалель использовал для Скинии и всего остального. Они построили новые сосуды — из того золота и серебра, которые вынесли из Египта. Не было у них в пустыне ничего, кроме того, что взяли из Египта.

Потом, изучая строение парцуфа, мы учим, что есть, подпитка клипот, изучаем в «Бейт Шаар Каванот», в каких местах парцуфа они находятся… Существует тело парцуфа и одеяния на него, между одеяниями и телом есть место, где находятся клипот, и там они подпитываются.

Нужно понимать, что мы берем все эти неисправленные сосуды в духовный мир — ведь сосуды при прохождении махсома не исправляются мгновенно, исправление приходит после 125 ступеней, по которым мы поднимаемся после махсома. На каждой ступени мы исправляем все больше и больше; часть исправляем, часть нет — мы как бы вынимаем келим (инструменты) из коробки и исправляем их.

Но и пока сосуды неисправны, есть у них особая функция: часть из них находятся в таком состоянии, что мы их не ощущаем, часть их мешает нам всевозможными способами, и этим мы делаем особую предварительную работу по их исправлению. Я хочу только сказать, что Фараон — это особые сосуды, которые берут в Египте, и с ними выходят. Это значит, что важность Фараона не только в том, что он заставляет нас выйти из изгнания, но и все эти желания мы потом исправляем в духовном.

Особенность Фараона по сравнению с животным эгоизмом в том, что сколько бы на него ни работали, мы не чувствуем прямого результата, а ощущаем лишь результат обратный. Клипа не работает, как простой эгоизм — она толкает нас приблизиться к Творцу для того, чтобы получать от Него питание, и чтобы весь Его свет, вся энергия вошли в нее.

Значит, чем больше человек продвигается, тем большие силы он получает от клипы для продвижения. Поэтому мы в группах хотим пробудить наши якобы нехорошие желания, в особенности зависть друг к другу. Это очень хорошая и полезная вещь. И каждая группа хочет быть лучше другой, показать себя лучше. «Человек завидует товарищу», «зависть мудрецов умножает мудрость». Это работает таким образом, что желание получить толкает человека вперед: иди вперед в духовное, там будет тебе хорошо. Это то, что мы ощущаем, поэтому мы и находимся здесь.

А с другой стороны, когда я иду к духовному и как бы хочу духовного, и получаю к этому немного сил, то вижу, что мое желание получить растет, а мне от этого ничего не остается. И тогда человек приходит к такому состоянию, что сколько бы он ни работал — и пусть даже почти уже закончил всю работу, которой, казалось бы, мог наполнить себя — себя на самом деле не наполнил, а увеличил свое эго, которое от этого раздулось.

Получается, что Фараон будто бы от этого выигрывает? И здесь есть несколько противоположных вещей (хотя я не думаю, что за один раз можно все это схватить). С одной стороны, Фараон толкает человека к приобретению святости, а с другой стороны, человек, приобретающий святость, не получает ее, как таковую, а свет святости проходит к Фараону, и тот растет от этого. И здесь мы видим прямой результат от того, что Фараон толкает человека, и потом растет сам.

От того, что растет Фараон, у него есть больше возможности толкать человека, но человек начинает обнаруживать отрицательность этого процесса. То есть, продвижение с помощью Фараона — и положительно и отрицательно (от противного).

Человек, правильно продвигающийся в духовном, кроме того, что он все время чувствует разочарование и недостаток сил, и недостаток успеха и надежды, вместе с тем чувствует все большую необходимость в достижении цели. И вместе с неким ощущением уверенности, есть у него и ощущение опасности, как сказано нам: как будто не может быть, чтобы это можно было сделать, чтобы этого можно было достичь.

Если человек правильно продвигается, эти противоположные вещи должны быть строго уравновешены. Как свет и сосуд. И хотя в каждом конкретном состоянии и на каждом уровне то один больше, то другой — в итоге они должны расти вместе. И критика, и отрицание, и ощущение темноты и беспомощности, бессилия; и вместе с этим — уверенность в себе и надежда, и приподнятость духа в отношении к духовному.

Мы пока еще не видим Моше, мы видим, что все действия будто бы делает Фараон. Человек учится, его эго растет от окружающего света, и это растущее эго разворачивает человека всякий раз в другую сторону, и в этом есть и точка Фараона, и точка Моше.

…Когда мы говорим о свойствах: «Авраам», «Ицхак», «Яков» — мы не говорим о самих свойствах, спускаемых нам сверху вниз, о том, что это как бы представительство Творца по отношению к нам, и Он в таком виде к нам относится и хочет, чтобы мы были подобны Ему… Мы говорим о Малхут, которая поднимается и приобретает свойства какой-то сфиры. Когда мы говорим о действиях человека, то говорим о Малхут, которая становится как Хесед и действует соответственно.

Поэтому у Авраама есть вопросы. Иначе у него не было бы вопросов к Творцу. У Малхут, желающей быть подобной Хеседу, появляются такие вопросы. У самой сфиры Хесед не может быть вопросов — это высшее свойство, сила природы. Это как человек, который пока еще подобен животному и еще не относится к своим свойствам, исходя из своего, злого начала — а действует, как природа.


*****

…Итак, объяснение таково: «И построил нищие и несчастные города» — Израилю, а Фараону: «Питом и Рамcес». То есть, вся работа Израиля упала в клипот, и не видели ни малейшего благословения в своей работе.


*****

Что же мы видим? Правильный процесс таков: чем больше продвигается человек, тем яснее видит, что из его работы пока ничего не получается — покуда не приходит к состоянию упадка, безнадежности и просто безысходности.

На этом мы пока закончим. Решение придет позже…










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх