• Социальные и антисоциальные проявления в картине почерка
  • О людях из группы риска

    Ко мне часто обращаются с вопросами, подобными следующему:

    Инесса, обращаюсь к вам за помощью. Прошу ответить вас на следующий вопрос: как распознать по почерку людей, имеющих нездоровый интерес к чужой собственности или имеющих склонность употреблять наркотические вещества и т. д.?

    Действительно, это тема одна из самых важных и интересных – особенно для «третьих лиц», потенциальных работодателей, партнеров, а порой и клиентов.

    Но тут есть много нюансов. Давайте разберемся, что означает понятие «группа риска»?

    Существует множество вариантов и форм, в которых может выражаться склонность к какому-либо риску (это понятие тоже можно определять по-разному) или к какой-либо неблагонадежности, и упомянутая склонность к воровству – только одно из ее проявлений.

    Неблагоприятные склонности (к воровству, наркомании) могут быть следствием как слабой воли и внутреннего контроля, так и, наоборот, следствием силы необузданных импульсов. Неблагонадежность может быть неявной и касаться только определенных ситуаций. Она может быть и прямым симптомом бедственного психологического состояния или страданий человека. Вариантов и причин ненадежности или нечестности может быть много. Приведу примеры мотивов к этому, которые могут быть определены графологическим путем.

    Человек (работник), который «может солгать», в принципе честный, верный, совестливый, надежный. Но его ахиллесова пята в его слишком заниженной самооценке и опасении «не угодить», «не оправдать», «рассердить» и т. д. Именно из этих побуждений он будет слишком бояться ошибок. Казалось бы, он такой честный и щепетильный, при чем здесь обман?

    Но именно из страха ошибок и неуверенности в себе этот человек предпочтет замалчивать некоторые детали, касающиеся его ошибок или оплошностей в работе или частной жизни. Например, если он обсчитал свою же фирму или не так оформил документы и т. д. Будет переживать, но скроет. Признаться вслух не решится, ведь придется столкнуться лицом к лицу с недовольством начальства (или, например, супруга).

    Другой, который «может солгать», – слишком импульсивен, несознательно^) может приукрашивать факты, сам того не замечая. Ведь его воображение и темперамент заставляют его почти поверить в то, что он говорит!

    Третий, который «может солгать», – интересант, эгоист: его ложь сознательна, она направлена на достижение личных выгод. Он будет готов идти по головам, его кредо «цель оправдывает средства». Такой может быть вполне честен в быту, в мелочах, почему бы нет? Он играет по-крупному.

    Четвертый, который «может солгать», – нарциссичен и инфантилен, безынициативен, эгоцентричен. Он врет автоматически: на все найдет для себя оправдание. Он манипулирует окружающими с целью добиться от них помощи и внимания, которые не получишь, не произведя нужного впечатления и не понравившись. Мотив такого человека – потребность компенсировать отсутствие любви к нему в детстве чрезмерной самовлюбленностью, внешней аттрактивностью или многообещающим имиджем...

    Определить такие вещи возможно, и кроме обычного подхода к анализу почерка графология использует специальную «Шкалу неблагонадежности» и «Шкалу бедственного состояния» (признаки которых часто могут совпадать), затем делаются выводы в соответствии с количеством и степенью выраженности определенных признаков в почерке.

    Эти шкалы своего рода списки некоторых «проблемных» графологических признаков (некоторые из них менее значительны и однозначны, другие очень важны). Если их количество (и качество) «не добирает» до «критической массы», нет оснований для того или иного заключения, если набирает или перебирает – смотрят, где и в чем именно, и делают выводы.

    Тонкость же в том, чтобы уметь различить, где определенный графический признак – выражение внутренней зажатости, закомплексованности, неспонтанности и т. д., а где – уже скрытности или нечестности.

    Важно понимать, что заключение – еще не обвинение. Это означает, что, даже если обнаружится, что данный человек нечист на руку или не способен устоять перед соблазнами, – юридически это не будет иметь силы, не будет являться доказательством участия этого человека в том или ином преступлении. Факт, что он вор и обманщик, еще не доказывает его виновность, так как не доказывает его причастность к данным специфическим преступлению или махинации.

    Признаки неблагонадежности (при различных ее видах и мотивах) в почерке

    Важно! 1.Чем больше указанных особенностей вы обнаруживаете, тем выше риск. Если во всем анализируемом вами почерке наберется 4–6 таких признаков, то ситуация нормативная, хотя и «пограничная». Если же вы обнаружите в почерке человека 8 признаков – уже хуже, нужно «бить тревогу», если же 10, то речь идет о явной патологии. Начиная с 7 признаков – будьте осторожны, не доверяйте – лучше проверяйте!

    2. Признаки актуальны для людей с 18 лет, так как некоторые подростковые внутренние конфликты и проблемы иногда могут давать кое-какие из признаков «лжи».


    1. Медленный, не спонтанный, не беглый почерк.

    При таком почерке у человека есть время, чтобы скрыть свои спонтанные порывы. Такой почерк может быть обусловлен и потребностью производить впечатление, выглядеть «красиво». Однако в любом случае, так или иначе, речь идет об искусственности и сокрытии своего истинного лица.

    2. Наивный стиль школьных прописей.

    Этот признак имеет связь с предыдущим и говорит о «делании вида» и необходимости понравиться. Большая вероятность личных психологических проблем. Иногда эти вещи вынуждают человека кое-что утаивать или промолчать...

    3. Общая изменчивость и непостоянство: переменчивость наклона, нечитаемость.

    Это свидетельствует о чрезмерной податливости внешнему влиянию, а также о трудности устоять перед соблазном. Изменчивость в почерке говорит обычно о нехватке дисциплинированности. Настолько, что ни логика, ни воспитание, ни совесть не могут здесь помочь.

    4. Нечитаемость, либо двусмысленность букв.

    Человек упускает важные детали, либо отвечает двусмысленно, способность избегать ответственности.

    При неспонтанном почерке нечитаемость обычно говорит о пренебрежении, а порой – о скрытности или сокрытии чего-то: человек не заинтересован, чтобы его поняли.

    5. Прямонаклонность или левонаклонность.

    Специфика этих видов наклона почерка в том, что они говорят либо о сдержанности (сдерживании себя), либо о скрытности (сокрытии своих настоящих чувств).

    6. Выделение первых букв в словах.

    Ощущение своей значительности и самонадеянность. Может не счесть (или, наоборот, счесть) нужным сказать или сделать что-либо исключительно на свое собственное усмотрение, не думая о других.

    7. Замена, пропуск букв либо одинаковое написание разных букв (если нет дислексии).

    При медленном письме, например, есть достаточно времени, чтобы писать не запутываясь.

    8. Исправления.

    Говорят часто о попытке сокрыть правду или личные ошибки, недостатки. Особенно «подозрительны» исправления, не способствующие читаемости этой буквы или слова.

    9. Бессмысленные случайные точки.

    Внутреннее беспокойство (проблемы), чувство вины, тревожность. Контроль своих действий.

    10. Перекрывающие (двойные) линии.

    Скрытность, скованность своего выражения, так же – психологические проблемы.

    11. «Поломанность» линий или «дрожащие» линии.

    Страх, запуганность, большая неуверенность.

    12. Аркады – закрытые сверху формы в буквах.

    Скрытность, закрытость, неестественность, беспокойство (может быть, однако, вызвано и просто болезнью).

    13. Сильная нитеобразность в форме букв.

    Хитрость, манипулятивность, отсутствие четкой позиции, колебания, может рассказывать не все, а «примерно».

    14. Завитки, повернутые назад (влево).

    То же значение.

    15. «Кресты», перекрещивание линий. Скрытность, закрытость в себе.

    16. «Висящие в воздухе» буквы. Страх перед обязательствами.

    17. Сложные «петли» и «пузыри». Несбыточные фантазии (человек может мечтать, но по сути – невольно обманывать).

    18. Буквы, открытые снизу, у основания.

    Нечестность.

    19. Неразборчивая либо отличная от почерка подпись (автограф).

    Человек, публично представляющий (или изображающий) себя не таким, каким он является на самом деле.

    20. «Залитые» буквы (чернильными кляксами).

    Скрытность в сочетании с необходимостью удовлетворения чувственных потребностей.

    21. Слишком сильная правонаклонность.

    Легко подвергается влиянию сильных и авторитетных.

    22. Два разных стиля в одном почерке.

    Неискреннее представление себя с целью создания желаемого образа.

    23. Внезапные перемены в нажиме.

    Неожиданные перемены поведения.

    24. Сильно петляющий ход строк и/или отступающие начальные поля.

    Нахождение поводов и отговорок, приспособляемость.

    25. Крупный почерк с вторичной узостью.

    Преувеличение своего Я вкупе с неготовностью действовать.

    26. Украшенный почерк.

    Искусственность.

    27. «Крючки» в конце линии по типу вязального крючка. (См. также раздутую нижнюю зону букв, крупные раздутые цифры, пункты 13, 16, 24.)

    Алчность.

    28. Двойные петли.

    Лишние «телодвижения», сбивающие с толку.

    29. В тексте: слова, уменьшающие определенность и однозначность («наверное», «видимо», «примерно», «кажется» и т. д.).


    Рассмотрим следующий образец почерка.

    Если внимательно присмотреться, в почерке этой девушки можно обнаружить несколько «признаков ненадежности», в зависимости от количества и выраженности которых уже можно сделать определенные выводы.

    Признаки следующие. Почерк очень медленный, неспонтанный. Стиль наивный, банальный, «прописной». Двусмысленность некоторых букв (см. «я» перед «призвалась», «т», «н», «п», «м», «и»). Замена, пропуск букв (в «заветных», в «жительство», в «профессия»), а также одинаковое написание букв («ч», «н», «и»; «т», «ш»). Отступающие начальные поля текста. Висящие «в воздухе» буквы (см. «ы», «п»). Пузатость, надутость букв («з», «у», «б»). Кресты в «р». Прямонаклонность многих букв. Исправление, не способствующее читаемости буквы (см. «и» в слове «руки»).

    В нижеследующих образцах почерка – попробуйте сами отыскать признаки из списка неблагонадежности и оценить, насколько человеку можно доверять, можно ли положиться на него или его слово и т. д.

    Признаки психологического неблагополучия

    Кроме признаков неблагонадежности, когда речь идет о риске при «внешнем» взаимодействии или отношении с человеком, существует и группа признаков, свидетельствующих о бедственном психологическом, психоэмоциональном состоянии человека, когда ущерб наносится прежде всего самому себе, своему качеству жизни.

    Крайне важно поговорить о том, как определить те случаи, когда человеку необходима как воздух, психологическая реабилитация или терапия.

    Перед тем, как перейти непосредственно к списку таких признаков – «крика о помощи», важно исключить те случаи, когда в эту «группу риска» по неопытности можно включить подростков, бурно переживающих временный «переходный возраст», или людей, страдающих серьезными физическими недугами или имеющими инвалидность. Поэтому, прежде чем делать окончательные выводы, нужно исключить такие варианты.

    Помните: чем больше обнаружится признаков из нижеследующего списка, тем случай серьезнее и тем острее человек нуждается в помощи.

    Вот список этих признаков – там, где это необходимо, будут даваться дополнительные пояснения:[4]

    1. Наиболее значительный признак: недостаток или отсутствие гибкости, эластичности, гладкости линий. Например, различные виды «сбоев», дрогнувший или дрожащий штрих либо более или менее заметные надломленности линии.

    2. «Миандерово письмо», то есть лишние, ненужные, непродуктивные элементы, как правило, закругления или завитки на вертикальных линиях.

    Такие явления часто обусловлены сильным давлением Супер-эго («Я Идеальное»), что заставляет человека проявлять преувеличенно, навязчиво усилия к адаптации, к приспособлению в жизни. Попытки избавиться от чувства безволия, а также слишком жесткие требования к себе, желание «быть в порядке», нравиться, искусственность.

    3. Очень «представительный» почерк: слишком стилизован, суперкаллиграфический или украшенный, при этом обычно медленный.

    Свидетельствует о служении форме, выкладыванию (о большой трате сил) ради нее. Это играние роли, поведение и внешность человека искусственны. Человек устроен в соответствии с внешними ожиданиями, живет, чтобы отвечать этому соответствию.

    4. Пустоты, дыры в распределении текста, очень большие расстояния между буквами или словами. Эти явления могут быть свидетельствами проблем с концентрацией, прыгающих мыслей из-за внутреннего смятения, затруднений коммуникации с другими людьми и в личных отношениях. В случае же очень неоднородной и неустойчивой средней зоны – депрессивное расстройство.

    5. Расслабленность (безвольность) движения, нетвердость в линиях («Пофаль, 1–2»).

    6. Излишняя жесткость и негибкость линии, когда несбалансированность напряжения и расслабления дает искаженное движение, до надломленностеи или сбоев («Пофаль, 4–5»). О такой жесткости линии свидетельствует сочетание постоянного нажима, тупых окончаний штрихов, угловатостей и негибкости линий.

    7. Левый наклон в почерке. При, как правило, напряженном, аркадном почерке с проблемными штрихами либо при очень высокой однородности почерка.

    Движение, с одной стороны, избегает наиболее естественного наклона вправо, а с другой стороны, не справляется с вертикальным поставом букв. Это свидетельствует о нарочитости в поведении, отторжении спонтанности, защитно-оправдательной, противопоставляющей позиции, скрытности, сокрытии.

    8. Движения, направленные назад. Опасения, избегание, неприятие контактов.

    9. Серьезные ограничения окончаний: обрезанные окончания слов или штрихов, когда дальнейшее продвижение вперед пресечено. Это – значительные проблемы и затруднения в коммуникации, в отношениях, в связях, а также отсутствие «отдачи», умения отдавать, нести тепло.

    10. Узость букв, теснота в буквах. При сочетании с п. 9 – неготовность действовать, проявлять инициативу, пробиваться, закрытость.

    11. Текстура линии «мягкотелая», не чистая (не эстетичная, загрязненная), слабая (безвольная) линия, аморфность, «шершавость». Все это, при медленном почерке, дает бессилие, отсутствие собственного мнения, «стержня», слабость, возбудимость и безволие, состояние душевного «ступора», возможно – и физическая парализованность. Человек не функционирует, находится в глубокой депрессии или страдает алкоголизмом.

    12. Почерк словно обсессивным образом «прилеплен» к основанию строки. Последняя – служит «ограждающей чертой», защитой от страха окружающего мира, которого человек боится, но и от которого зависит. Личность не в состоянии справляться с требованиями действительности и занимается рационализацией.

    13. Верхняя зона в почерке искажена, чрезмерна либо с завитками в правую или левую сторону. Это – манерность, притворство, позерство, искусственная, демонстративная общительность, самоуверенность, может быть также гиперактивность.

    14. Нижняя зона почерка искажена или чрезмерна. Неуверенность в своем тыле, защищенности, безопасности, проблемы со своим прошлым, с корнями. Трудно даются будничные дела, ни в чем нет определенности. Также – протест, упрямство. У подростков – сексуальные проблемы.

    15. Закрученность вовнутрь, «улитки», центрипитальное движение в себя. Защита уходом в себя, характерно для переходного, незрелого возраста.

    16. Нечеткость пространства, неконкретность и несбалансированность организации в пространстве. Обычно это – дезориентированность, неспособность разобраться или организоваться в обстоятельствах окружающей среды, обыденной жизни. Проблема сориентироваться, не потеряться самому или не терять вещи.

    17. Навязчивая, нарочитая организованность текста в пространстве. Это – хроническая тревожность, неуверенность, неспонтанность.

    18. Перекрывающиеся штрихи или части букв. Состояние напряженности, неуверенности, страх неудачи.

    19. Обилие исправлений или помарок. Постоянное ощущение неудачи, страх провала, неуверенность, проблема своего Я, самооценки. Кроме того – большой разрыв между намерением и способностью это выполнить. Нехватка энергичности, веры в свои силы.

    20. Чрезмерность движения при ущербности формы. Импульсивность, агрессия, гиперактивность.

    21. Линии надломленные либо просто разбитые, или «разобранные», распадающиеся на части буквы. Человек ощущает, что живет в состоянии неопределенности и неизвестности. Его нервозность, раздражительность и разочарование – из ощущения, что он задавлен, задыхается душевно. Иной вариант – когда данное графическое явление обусловлено врожденной органической дислексией.

    22. Очень мелкий почерк. Скрытность, скрывание чего-то.

    Вкупе с таким признаком, как большие расстояния между словами, – «отключенность» от окружающей жизни, обособленность, комплекс неполноценности, желание спрятаться, укрыться. Страх быть замеченным, обнаруженным, разоблаченным (например, в своей лжи).

    23. Множество резких изменений в почерке. Почерк нервный, очень неоднородный, частая смена размеров, наклона, скорости, форм и т. д. Чем их больше, тем выше степень бедственного состояния, которое ударяет по функционированию в каждодневной обыденной жизни, становится хроническим.

    Неустойчивость эмоциональных реакций, подверженность смене настроений, беспокойство, гиперактивность, злость, агрессия. Проблема концентрации, которая влечет проблему, связанную со способностью удерживать постоянство в действиях. Плохая приспособленность (адаптивность), конфликты как внешние, так и внутренние.

    24. Как дополнительный к п. 23 признак – почерк, меняющийся полностью (будто разные почерки).

    25. Проблемы нажима, когда нажим очень слаб либо практически исчезает. Почерк расслаблен, вял, нажим и наклон меняются непредсказуемо и неожиданно.

    Это – отсутствие физической и психической (душевной) энергии, беззащитность (вялый штрих), отсутствие мотивации. При штрихе надломленном или даже разбитом – нервозность, безнадежность, чувство неопределенности, неизвестности.


    Теперь, глядя на данные образцы, попробуйте посчитать количество «признаков бедствия» и, соответственно, вычислить степень проблематичности, а также охарактеризовать душевное состояние автора почерка.


    Важно! Не пытайтесь делать выводы по содержанию написанного текста!

    Социальные и антисоциальные проявления в картине почерка

    Еще Аристотель пришел к той истине, что человек является социальным созданием, чьи успехи и судьба вообще чрезвычайно зависимы от поведения по отношению к обществу: насколько он социален, асоциален либо антисоциален.

    Между двумя крайностями – социальностью и асоциальностью (которые ясно определены законами общества, уголовными законами), находится антисоциальное поведение человека, которое формально не нарушает закона, однако мешает окружающим, использует их и т. д. Граница между асоциальностью и антисоциальностью определяется формально, с точки зрения закона данного общества, то есть поведение оценивается по результату и в меньшей степени по намерениям.

    Графологический анализ дает информацию не о внешних событиях, а именно о личных факторах, то есть намерениях, позиции, импульсах, комплексах, восприятии, честности, влияемости, алчности, провокативности, моральных ценностях и т. д.

    Поскольку это только качества личности, и ни в коем случае не свидетельства о совершении конкретных преступлений, графология не может определить внешние обстоятельства и сказать, совершил ли человек уголовное действие или оставался в рамках формального закона. Можно не быть преступником, проявляя, например, признаки словесной агрессии, конфликтности, подавления, эгоизма, не считаясь с другими, манипулируя их чувствами или обманывая в чем-то.

    Законы, рамки приемлемости условны и могут разниться от одного общества к другому, взять хотя бы права человека.

    Учитывая все сказанное, подчеркнем, что речь пойдет именно о «внутреннем содержании» личности как она есть, без связи с определением законности, нейтрально.

    Если говорить о социальном поведении, то здесь важно понимать, что оно не связано с образованием или интеллектом человека, его социальным статусом, и даже – не связано (напрямую) с его воспитанием или другим внешним влиянием. То, что определяет социальность или асоциальность поведения, – это структура характера, степень внутренней гармонии и соотношение движущих человеком импульсов, страстей, энергии – и сдерживающих, направляющих их сил.

    Перед вами краткое описание нескольких характерных сочетаний графических признаков, прочитав которое вы будете иметь представление о проявлении неблагополучия в социальном поведении и адаптации человека.

    Проблемы самовосприятия

    Когда человек не в ладу с собой, это всегда влияет на его восприятие окружающих и подход к ним. Он (ошибочно) ищет причины этому в других, становится подозрительным или даже агрессивным. Если этому человеку присуще чрезмерное самомнение, он будет выставлять неадекватные претензии и требования, что может навредить окружающим.

    Проблемы самовосприятия в почерке проявляются нарушениями однородности, ритмичности и организации. Особенно характерна для проблем самовосприятия заметная разница между текстом и подписью. Также – чрезмерно крупный или мелкий почерк, преувеличенные первые буквы в словах, меняющийся наклон и слабые нисходящий линии.

    Антисоциальные импульсы и страсти

    Собственнические импульсы и страсть приобретения, накопления.

    Характерны узость почерка (с движениями, направленными назад), выгнутые и угловатые формы связок, нижние удлинения крупнее верхних, добавления у букв линий слева. Стремление к обогащению покажут признаки, характерные для определения нечестности, а также почерка человека, не считающегося с окружающими, в сочетании с острыми и колючими формами букв. Страсть к обладанию и хранению – отсутствие полей, максимальное использование пространства листа – вплоть до нечитабельности.


    Импульс власти, властность, превосходство, сила.

    Этот импульс может принимать разные формы. Например, стремление к опекунству или материнству до не считающейся ни с чем деспотичности. В основе этого импульса лежит желание захватить, подчинить, подавлять, использовать для своих целей.

    Властность держится на двух главных основах: сила (силовая позиция) и заметность (выделение на фоне окружающих). Обе – выражение особой формы собственничества, направленного на людей. Характерные этому черты – гордыня, жестокость, до садизма.

    Такой агрессивный подход у стремящихся к власти, превосходству и силе выражается в линиях и штрихах с сильным нажимом, направленные вправо и вправо-вниз в конце слов, в подчеркиваниях, в угловатом (углы заострены) почерке.


    Стремление выделяться, эгоизм.

    Это стремление часто сочетается с желанием понравиться, душевной пустотой, либо с желанием добиться признания и признательности. Оно может быть направлено против людей прямо либо косвенно.

    Желание «особенности» требует подняться над окружающими и отрицать их, поскольку, по мнению такого человека, они хуже его.

    У этого стремления есть, на первый взгляд, «социальные» формы – делать другому хорошее, одолжения и т. д. Однако эти вещи делаются не бескорыстно, а только с расчетом получить какие-либо выгоды. Это поведение социально осуждаемо, так как всегда связано с негативными «побочными эффектами».

    Эгоизм – распространенная форма социально нежелательного поведения. Эгоист находится в плену своего Эго, он способен замечать только свое страдание, боль или радость и старается привлечь к ним других. Он не понимает, что его субъективный подход не может быть приемлемым для окружающих. Характерные черты, сопровождающие эгоистическую личность, – подозрительность, осторожность, расчет, упрямство, зависть, страх, закрытость и склонность критиковать окружающих.

    Такая концентрация на своем Я выражается в левонаправленности линий в почерке (не путать с наклоном букв), кроме того – на это будет указывать преобладание в почерке выгнутых, аркадических форм.


    Теперь перейдем к более конкретным чертам характера и особенностям личности и тому, как их обнаружить в почерке. Обратите внимание, каждому качеству соответствует группа графических признаков, их сочетание. Здесь невозможно будет обнаружить ситуацию, когда какой-либо отдельно взятый признак почерка был бы отождествлен с отдельным качеством характера. Такой показавший себя поверхностным и ошибочным подход был популярен на заре графологии, и, если графолог утверждает обратное, – он непрофессионал.

    Более того, перечисленные здесь сочетания признаков хотя и включают наиболее характерные элементы, относительно какого-то конкретного почерка мы можем обнаружить, что этот набор неполон. Важно понимать, что нижеследующий список – теория, ориентир.

    Итак, вот некоторые конкретные черты характера и характеризующие их признаки в почерке.


    Агрессия.

    Резкие (утолщенные), а также заостренные окончания штрихов, правый наклон, восходящие строки, чрезмерно сильный нажим по средней и нижней зоне букв, угловатость, внезапные и вырывающиеся штрихи и линии, резкое и восходящее вправо окончание подписи, почерк быстрый, расширяющиеся начальные поля, узкие промежутки между словами.


    Амбициозность.

    Почерк спонтанный, быстрый, восходящие строки, правый наклон, сильный нажим, верхняя зона высокая, с цельными формами, широкая средняя зона, вогнутые (гирляндические) формы, поднимающаяся подпись.


    Ассертивность.

    Постоянство нажима, угловатость, твердые, ровные и напряженные линии, подчеркнутые окончания линий, почерк спонтанный, читабельный, строки прямые.


    Деловитость.

    Почерк с упрощенными формами, узкие поля, небольшие расстояния между словами, длинная нижняя и короткая верхняя зона, короткие окончания штрихов.


    Депрессивность.

    Медленная скорость, нисходящие строки, очень глубокие гирлянды, часто свисающие ниже уровня строки, очень вялые и расслабленные соединительные штрихи, мелкая средняя зона, очень слабый нажим, «съезжающая» ниже остальных букв, последняя буква в слове.


    Жестокость.

    Резкие (утолщенные), а также заостренные окончания штрихов, буквы острые, правый наклон, восходящие строки, чрезмерно сильный нажим по основным линиям, угловатость, узость букв, «крючки».


    Искренность, честность.

    Отсутствие полей или расширяющиеся начальные поля, формы простые, естественные, округлые, вогнутые (гирлянды) формы, слитность, широкие промежутки между словами, правый наклон, равномерность нажима, спонтанность, почерк читабельный.


    Лживость.

    Накладывающиеся (перекрывающие друг друга) линии в средней зоне, замена букв, волнообразные строки, выгнутые (аркадические) формы, нитеобразные формы, «запущенный», нечитаемый почерк, линии вялые, с помехами, окружности закрытые, с многочисленными петлями.


    Лицемерие.

    Перекрывающиеся штрихи, имеющая неоднозначный смысл последняя в слове буква, подмены букв, нитеобразность, петляющие строки, аркады, часто левонаклонность, открытые снизу формы, плохо читающийся почерк.


    Любезность.

    Сниженная скорость, правый наклон, форма букв округлая, широкие начальные и верхние поля, стилизованные гирлянды и вторичная ширина, развитая нижняя зона букв, слабый нажим.


    Объективность.

    Достаточно широкие (просторные) расстояния между строками и словами, прямой наклон, небрежная, скудная средняя зона букв, часто гирляндичность, сдержанная скорость, не слишком сильный нажим, отсутствие акцентирования начала слов, почерк некрупный.


    Равнодушие.

    Широкие начальные и конечные поля, прямой наклон, медленная скорость, маленький вертикальный разброс, строки нисходящие, либо волнообразные, неспонтанные линии, частично или полностью раздельный почерк.


    Разговорчивость, болтливость.

    Отсутствие полей при свободно, раскованно и быстро текущем почерке. Гирлянды превалируют в формах, очень маленькое, тесноватое или изменчивое расстояние между словами. Структура букв искусственна, усложнена или запутана. При всем этом иногда использование места на полях до упора, так, что ничего более невозможно втиснуть, заполняется любое свободное пространство.


    Разносторонность.

    Почерк быстрый, нитеобразный, вариативность и оригинальность (самобытность) форм, раздельность почерка.


    Субъективность.

    Почерк, крупный в абсолютном размере и крупный в размере своей средней зоны, теснота, или строки находят одна на другую, акцентированное начало слов, путаность, либо левонаклонность.


    Трусость, опасливость.

    Прямой наклон, почерк узкий, узкие промежутки между словами, основные линии не достигают линии строки (напечатанной или воображаемой), последние буквы в слове более узкие, широкие конечные поля, слабый нажим, низкая скорость, мелкий почерк.


    Хитрость.

    Накладывающиеся (перекрывающие друг друга) линии, последняя буква слова меньше предыдущей, путанная или двусмысленная, нитеобразные формы, петли или завивания вокруг подписи, волнообразные строки, выгнутые (аркадические) формы, узкие промежутки между словами, левый наклон, внезапная узость или ширина в узком или широком почерке, открытые снизу окружности, замена букв, «запущенный», нечитаемый почерк, исправления при медленной скорости.


    Эгоцентричность.

    Прямые строки, отступающие назад начальные поля, прямой наклон букв, для верхней зоны характерно излишество, чрезмерный нажим по основным линиям, почерк слитный, гипертрофированный, левонаправленность (штрихов), крупный размер букв.

    Выбирая няню

    Когда речь идет о выборе няни для ребенка, нам не достаточно просто «честного человека», мы хотим, чтобы она занималась воспитанием и развитием малыша, поэтому требуется больше: нам необходимы многие другие человеческие качества для данной функции, нежели просто одна честность.

    Те, кто непосредственно занимается развитием и воспитанием детей, дополнительно проверяются на специфические качества характера.

    Качества, необходимые при работе с детьми

    • EQ;

    • душевная зрелость;

    • эмпатия, мягкость;

    • ассертивность (умение ставить рамки);

    • творческий подход;

    • воображение;

    • коммуникабельность;

    • устойчивость нервной системы;

    • низкий уровень конфликтности и агрессии;

    • терпение и терпимость;

    • открытость, искренность;

    • умение справляться с несколькими делами одновременно;

    • динамичность, активность

    и многое другое.

    Таким образом, в целом почерк «идеальной» няни или воспитательницы будет характеризоваться следующими особенностями:

    • живое, продвигающееся движение;

    • умеренно быстрая или умеренно медленная (то есть не крайности) скорость;

    • средний нажим, его естественная цикличность (его усиление на нисходящих штрихах и расслабление на восходящих);

    • чередование заостренных и тупых окончаний штрихов;

    • относительная однородность в почерке;

    • хорошая читабельность;

    • правонаклонность в сочетании с относительно свободным характером движения;

    • частичная связность почерка (не все слово написано без отрыва от бумаги);

    • форма букв, тяготеющая к стандартным, нормативным;

    • структура букв – буква цельна и подробна (но без усложнений или украшений), проста (но не слишком упрощена или схематична);

    • доминирование в почерке упругих, динамичных гирлянд либо мягких углов;

    • абсолютный размер букв примерно средний, 3–4 мм, может легко варьироваться;

    • строки прямые, могут иметь чуть заметный волнообразный ход;

    • относительный размер: доминирует средняя зона почерка при средне выраженных верхних и нижних отростках либо с более акцентированными нижними;

    • буквы по ширине средние или широкие;

    • организация текста: отсутствие хаоса, относительно равномерные, но не очень большие расстояния между строками, словами, буквами, нет больших пустот;

    • поля: текст на листе посредством не слишком широких полей создает впечатление ненарочито созданной «рамочки», поля относительно прямы, начальные (левые) поля могут чуть расширяться.


    Помните! Почти не бывает ситуаций, людей, характеров «черно-белых». Сейчас я предлагаю взглянуть на нижеследующий образец и попробовать оценить, насколько автору этого почерка можно было бы доверить воспитание ребенка.

    Если внимательно и точно оценить почерк по приведенным выше общим критериям, можно заключить, что в целом эта женщина отлично подошла бы на роль воспитателя или няни. В данном почерке индивидуальной особенностью, немножко не укладывающейся в наш «профиль идеальной няни», является ее склонность к интроверсии, то есть время от времени этому человеку хочется подумать, поразмышлять, побыть в спокойной обстановке, чтобы собраться с мыслями. Ей можно посоветовать заниматься одним или двумя детьми, а не одновременно большим количеством детей, либо заниматься с несколькими, но если это дети более старшего возраста. Женщина умна, проста, чутка, организованна – я бы посоветовала такой не просто нянчить ребенка (детей), а развивать их, проводить занятия, устраивать кружки, давать уроки творчества и т. д. Тогда и она будет получать большее удовлетворение от своей работы с детьми.

    Теперь – пара почерков, авторы которых в той или иной степени способны заниматься детьми:

    И в заключение несколько нижеследующих почерков, авторов которых трудно себе представить способными по-настоящему искренне и эффективно заниматься детьми – по многим причинам, но главное – по причине базового несоответствия, отсутствия психологического подхода, природных «педагогических навыков»:









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх