Лекция 3. Экономическая мысль Средневековья

Источники экономической мысли Средневековья:

• в арабских странах: Коран (610 – 632 гг.); учение Ибн-Халдуна (1332-1406);

• в Западной Европе: идеи Августина (354 – 430); идеи Фомы Аквинского (Аквината) (1225 – 1274);

• в России: «Русская правда» (XII – XIII вв.) – свод законов Киевского государства; И. С. Пересветов (конец XV – начало XVI в.); М. Башкин (XVI в.).


Изучение и толкование Корана – собрания проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний и молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в форме пророческих откровений в Мекке и Медине – положили начало гражданскому и каноническому мусульманскому праву. Коран освятил складывавшееся в Аравии социальное неравенство, институт частной собственности. Согласно Корану одним из пяти «столпов веры», то есть правильного поведения, является обязательная благотворительность (налог закат). наряду с которой рекомендуется и добровольная милостыня (салака).

Ибн-Халдун (Ибн Халдун Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед) (1332 1406) – арабский историк и философ. Его основной труд носит название «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле». Выдвинул концепцию «социальной физики», которая призывала к: а) осознанному отношению к труду; б) борьбе с расточительством и жадностью; в) пониманию несбыточности имущественного и социального равенства. Главные труды Блаженного Августина – «О граде Божием» и «Исповедь». Августин усматривал два противоположных вида человеческой общности: «град Земной», то есть государственность, которая основана «на любви к себе, доведенной до презрения к Богу», и «град Божий» – духовная общность, которая основана «на любви к Богу, доведенной до презрения к себе».

Экономические воззрения Августина:

а) вид труда (умственный или физический) не должен влиять на положение человека в обществе, так как эти виды труда равноценны;

б) нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами;

в) «справедливая цена» есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство.

Идеи Августина соответствуют взглядам раннего феодализма.


Фома Аквинский (Фома Аквинат) (1225 – 1274) – монах-доминиканец. С 1257 г. доктор Парижского университета. Читал лекции и Париже. Кельне, Риме и Неаполе. В трактате «О правлении государей» излагает восходящие к Аристотелю представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели государственной власти, о моральном добре как середине между порочными крайностями. В своем основном произведении «Сумма теологии» дает оценку товарно-денежным отношениям.

Ключевые догмы Фомы Аквината:

• деньги не могут порождать деньги;

• необходимо сословное деление общества;

• богатство подразделяется на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро);

• признание необходимости частной собственности.


«Справедливой ценой» Фома Аквинат считал;

• цену, которая сообразна издержкам;

• цену, которая обеспечивает блага людям соразмерно их сословию.


Догмы Фомы Аквинского являются характерными для позднего феодализма.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх