• 1. Симптомы отречения от священных основ.
  • 2. Законы Вселенной и нация.
  • 3. Добро и зло.
  • 4. Путь нации.
  • 5. Русь, Россия и Антирусь.
  • 6. История России - отвержение русского нуминозного начала.
  • V. Национальная идея.

    1. Симптомы отречения от священных основ.


    К чему приводит отказ от священных основ, от попытки быть в гармонии с миром духовным, в котором лежит суть нашего мироздания, нашего космоса, где живёт наш национальный Дух? На этот вопрос нельзя ответить просто, но именно ответ на него есть смысл этой книги.

    С древнейших времён известны две фундаментальные истины, лежащие в основании всех мировых религий. Первая из них заключается в том, что мудрость и знание - суть самое драгоценное имущество, сокровище более ценное, нежели все возможные блага. Ибо мудрость и знание уже сами по себе - счастье, и обладающий ими владеет всеми благами мира, не испытывая в них нужды, тогда как глупец и невежда никогда не будет вполне счастлив и доволен, несмотря на все свои богатства, благополучие и удачи. "Главное - мудрость, приобретай мудрость, и всем именем твоим приобретай разум", - сказано в притчах Соломона. "Примите знание моё, а не серебро, - говорит мудрость устами мудреца, - лучше знание, нежели отборное золото". Вторая же истина состоит в том, что путь, ведущий к истинному знанию, самое надежное средство познания мира - это болезнь и несчастье. "Ибо кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как отец к сыну своему. Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрёл разум!", - говорил Соломон. Уже в герметических учениях первых Посвящённых эта мысль формулируется как непреложный закон человеческой жизни, особенное значение приобретший в христианской религии и с новой силой проявившийся в прошлом веке, в философии волюнтаризма, в искусстве и науке психоанализа. "Болезнь как средство познания" - лозунг философии жизни и философии смерти, провозвестниками которых были великие Шопенгауэр, Фрейд, Ницше, Юнг. Однако дело вовсе не в учениях и не в эпохах, дело в самой сути человеческого бытия и природы человека. Так уж устроен человек, что только страдание может заставить его одуматься, только болезнь и несчастье способны, если ещё не открыть глаза, то хотя бы навести на мысль о том, что что-то не так, и, следовательно, побудить к исправлению ошибок и поиску иных путей.

    В основе такого поведения лежит не только собственно желание счастья, но, главное, ощущение, подозрение, подсознательная уверенность человека в том, что он создан для счастья, что благополучие - самое естественное состояние, соответствующее естественному состоянию Вселенной, тогда как несчастье и болезнь есть отклонение, ненормальное, неестественное положение вещей, противоречащее вселенскому миропорядку. Это чувство, в свою очередь, происходит от интуитивного знания каждого человека о гармонии Вселенной, о том, что жизнь, дарованная Богами, и Божественное творчество вообще есть благо. Человек же, будучи частицей и подобием Вселенной, должен соответствовать её гармонии, прийти к единству с ней и со своим Божественным источником, следовательно, стать носителем и источником блага. Поэтому болезнь, невзгоды и несчастья воспринимаются человеком как ненормальность, неестественность, как аберрация, как нечто, чего быть не должно. Проблема в том, что подобное восприятие хоть и верно, но не полно, оно не даёт главного знания, без которого невозможно ни исправление, ни исцеление. Это знание о том, что болезнь - лишь симптом, что она не сама по себе является отклонением и аберрацией, а сигнализирует о таковых, свидетельствует о том, что человек отклонился от своего пути, от пути истины, ведущего к гармонии. Болезнь, несчастье - это видимое и ощутимое следствие ошибок, невидимых для нашего замутнённого повседневностью и близорукого зрения, это - физический симптом тех духовных болезней, которых мы из-за своей огрубелой и приземлённой натуры уже не замечаем. Бороться, следовательно, нужно не с болезнью как таковой, а с её причиной, с тем недостатком, с той ошибкой, духовным недугом, о которых она сигнализирует. В этом смысле болезнь и несчастье не то, чтобы благотворны, но необходимы, необходимы как свидетельство наших ошибок и побуждение к познанию высших законов бытия, к постижению истинных путей и исправлению путей пройденных, неправедных.

    То, что несчастье и болезнь являются источником и средством познания не означает, будто счастье и благополучие есть признаки невежества. Наоборот, их можно рассматривать как свидетельство и прямое следствие верного миропонимания, истинного знания и правильного пути. Внешнее благополучие должно быть естественным следствием внутренней гармонии. Всегда ли оно таковым является - другой вопрос, важно то, что несчастье и болезнь должны пониматься как результаты искажённого мировоззрения, отклонения от предначертанного пути, несоответствие земных путей путям небесным, чаще всего происходящее от неведения, от банального незнания своего истинного предназначения, незнания собственной природы. Выражаясь религиозным языком, болезнь и несчастье - это и наказание и предупреждение, иначе говоря, посредством них Бог учит человека. В счастье, среди благополучия и довольства у человека не возникнет мысли об исправлении, вообще о том, чтобы что-то менять. Только болезни и невзгоды могут заставить его задуматься о своих причинах. К сожалению, далеко не всегда поиски этих причин человек начинает с себя, куда чаще он ищет их во внешних обстоятельствах, в окружающем мире, а то и вовсе принимает за случайность, не понимая глубокой, духовной, исполненной смысла природы этих причин. А причины эти лежат не где-нибудь, а внутри самого человека, в его искривлённой, обмирщавшей душе, заплутавшей бесконечно далеко от верного пути, не только отставшей, отбившейся от духа, но и растерявшей в своих блужданиях всякие духовные ориентиры.

    Настоящее плачевное состояние России, более того, её несчастливое положение на протяжении многих столетий, все те невероятные по масштабам напасти нашего народа, бедствия и неудачи, социальные болезни, нравственная и материальная нищета, войны и внутриполитические катаклизмы,- все эти горести естественным образом приводят к мысли о том, что, очевидно, мы выбрали неверный путь. Самый важный, актуальный и естественный для России вопрос сегодня: почему мы так плохо живём? Слава Богу, пусть дорогой ценой, ценой несчастий и лишений, но мы всё же понимаем ошибочность нашего выбора. Понимаем то, что слова Ленина "верной дорогой идёте, товарищи" были ложью, заблуждением, каковыми раньше являлось для России и её имперское прошлое и теперь является её псевдодемократическое федеративное настоящее. Почему "слава Богу"? Потому, что цена непонимания заблуждения России, заблуждения давнего и основательного, цена неведения о тяжёлой духовной дисгармонии с вселенским укладом, с божественным устройством мира, цена незнания того, как далеко мы отошли от должного, естественного для нас образа жизни и миропонимания, и цена продолжения ложного пути может быть гораздо, несоизмеримо выше. Неведение, беспечные шаги вслепую, поперёк начертанного Богом пути могут стоить России самого факта её существования.[10] Увы, ответ на верно поставленный вопрос ищется где угодно, начиная историческими и заканчивая климатическими условиями, только не там, где следует. Самые жестокие удары приводят лишь к тому, что страна мечется из стороны в сторону, из одной крайности в другую, непрестанно мучается мыслями о том, кто виноват, что делать и как спасти Россию, но продолжает ошибаться и страдать. Причиной тому - всё то же неведение, непонимание принципов и основ мироздания, единства и взаимосвязи всего и вся, незнание основного закона причинно-следственных связей, на котором зиждется Вселенная и которому подчинена судьба всякой самой малой её частицы.


    2. Законы Вселенной и нация.


    Согласно закона причинно-следственных связей, закону возмездия, известному издревле, но теперь не столько забытому, сколько пренебрегаемому, за всё приходится отвечать, потому что ничто не проходит бесследно, ничто не исчезает в небытие, а остаётся как энергия и информация, возвращаясь в том же качестве, но в видоизменённой до неузнаваемости форме к своему источнику. Этот основополагающий принцип бытия был очевиден всем Великим Посвящённым, которые, так или иначе его сформулировав, передавали знание о нём человечеству в виде религий и религиозно-философских школ. Причинно-следственная система восточного и античного метемпсихоза, христианская доктрина воздаяния, позднейшие философские учения о палингенезе, - все они основаны на понимании этого главного закона, обеспечивающего высшую справедливость и осмысленность мироздания, согласно которой всякий из нас пожинает плоды своих дел. Однако здесь речь идёт уже не только о нравственных и религиозных понятиях, но о жизнедеятельности вообще, и потому закон этот обеспечивает не только высшую справедливость мира, но его жизнеспособность как таковую. Всякое действие, слово, мысль - это энергетически заряженная информация, которая ни по логическим, ни по физическим законам, не говоря уже о законах нравственных, не может кануть в небытие - она сохраняется и, рано или поздно, непременно активизируется. Таким образом, негативно заряженную информацию, т.е. грехи, ошибки, дурные действия и помыслы человека, можно образно сравнить с эриниями греческой мифологии. Как энергетические сгустки ярости, злобы, обиды, зависти, безумия, они носятся в невидимом для нас информационном пространстве Земли, всегда вблизи своей жертвы, ожидая своего часа, чтобы отомстить ей за её проступки и грехи. И не случайно позже эти мстительные существа получили куда более лестное имя - эвмениды (благомыслящие), поскольку их главной функцией была не просто месть, но соблюдение справедливости, миропорядка и закона. По словам Гераклита, без воли этих "блюстительниц правды" даже "солнце не преступит своей меры".

    Нынешнюю эпоху люди называют веком энергетики и информации, даже не подозревая, насколько они правы и каков подлинный смысл этого понятия. Речь идёт не о тепловой, не о световой, не о магнитной, не об электрической и не о промышленной энергии. Также и информацию, о которой мы говорим, не найти ни в электронных, ни в печатных СМИ. Всегда, испокон веков, начиная уже с примитивных анимистических культов, человек имел представление об энергии, неосязаемой и невесомой движущей силе, проникающий во все тела, пронизывающей все миры - от самого грубого материального мира, низшего царства природы до тончайших духовных сфер - и соединяющей их между собой. Об этой идее - идее "разлитой повсюду магической силы, вокруг которой вращается все", писал также Юнг, называя её одним из основных архетипов коллективного бессознательного, то есть, тем, что мы вслед за Рудольфом Отто и Элиаде называем нуминозной силой. Но было бы опрометчиво предположить, что этническая нуминозная сила существует автономно. Она впаяна в Мировую Энергию, образует её и взаимодействует с ней. Это и "вечно живущий огонь" Гераклита, и огненный блеск "хаомы" персов, и сила судьбы стоиков, пронойа гностиков, энтелехия Аристотеля, воля Шопенгауэра, бессознательное Юнга и либидо Фрейда, если понимать последнее должным образом, то есть как любовь во всех возможных формах и видах её проявления.

    В современном массовом сознании, к сожалению, учение о метемпсихозе, т.е. переселении душ, приобрело довольно примитивную форму, однако на самом деле оно обладает глубочайшим, эзотерическим, почти неисчерпаемым смыслом. Наиболее полная его картина представлена в философии Пифагора. Согласно этому учению, вселенская духовная энергия образует собою живые сущности - наши астральные тела. Дух всякого существа имеет форму, он пребывает в астральном теле, которое представляет собой душу существа, состоящую всё из того же эфирного элемента, энергии, посредством которой каждая сущность связана с Мировой Душой. Это - духовная индивидуальность, то, что на философском языке называется монадой. Она не рождается и не умирает, но сохраняется, и именно этот тезис привел позднее к открытию закона сохранения энергии.

    В этом энергетическом теле, или, выражаясь современным научным языком, энергетическом поле человека, содержится вся информация о его прошлом, все его действия, слова, мысли. Всё это, переходя из физического на более тонкий, духовный уровень, остаётся в качестве информации, чтобы позднее снова воплотиться, вернуться к человеку в виде тех или иных физических событий, явлений, факторов его судьбы. Таков, в общих и грубых чертах, принцип кармы, иначе говоря, совокупности поступков, - принцип, согласно которому никакое, будь то телесное, словесное или мысленное действие, дело, акт, не проходит бесследно, но накапливается в нашем энергетическом поле и влечёт за собой определённый результат. Далай-лама Тибета учит, что страдание - только следствие, причина которого - дурное действие, у которого, соответственно, тоже есть своя причина - недисциплинированность ума, то есть, опять же, неведение. Согласно буддизму, всякое деяние имеет свою потенцию, под которой и следует понимать энергию, и потому страдание есть физическое, ощутимое воплощение накопленных в карме дурных потенций. Сансара же, то есть обусловленное причинно-следственной связью мировое колесо рождений и смертей, круговорот жизненных страданий - это результат осквернения психофизических совокупностей, иначе говоря, карм, то есть результат омрачённых действий, дурных мыслей и скверн. В принципе, христианское учение о воздаянии в этом смысле отличается от религий Востока куда меньше, нежели это может показаться на первый взгляд. Разница здесь, по существу, только во времени, в том, что в христианской картине мироздания воздаяние отодвинуто в неопределённое будущее, к мифическому Концу времён, тогда как согласно восточному миропониманию, наше настоящее есть уже результат нашего прошлого и причина нашего будущего. Сегодня, уже с иной стороны к тому же учению о кармическом принципе возмездия приходит современная наука, генетика, биоэнергетика, научно-религиозные концепции и школы. О теснейшем взаимодействии и взаимовлиянии материального и духовного миров человек знал всегда; современное выражение этого знания можно описать словами Лазарева, выдаюшегося современного практика и теоретика-экстрасенса, автора Системы полевой саморегуляции. "То, что сегодня является нашим духом, - пишет он, - завтра и послезавтра будет телами наших детей и внуков". Однако такая формулировка неполноценна, в неё следовало бы добавить слова "и нашими собственными телами", что верно вне зависимости от того, признаёте ли вы идею переселения душ или нет. У этой фразы есть куда более глубокий смысл, который можно выразить древней формулой браманов "tat twam asi", что значит "это - ты", и который сводится к основному, фундаментальному закону, к закону единства всего и вся. Подобие макрокосма Вселенной микрокосму человека и уподобление Космоса организму было, есть и будет главным гнозисом всех учений и эпох. Лазарев, в частности, говорит о том, что Вселенная является единым организмом, который продолжает дальнейшую дифференциацию с непрерывной связью и взаимодействием всех ее составляющих. Такая картина не может не натолкнуть на сравнение с человеческим организмом, появляющемся в результате многократного деления из одной клетки. Однако тот факт, что Лазарев упоминает лишь наследственную, родственную причинно-следственную связь, хотелось бы оговорить коротко, но отдельно.

    Называя человека "информационно-энергетической системой", Лазарев пишет об общей кармической структуре родов, о том, что информация передаётся из поколения в поколение. Это действительно может показаться несправедливостью и потому требует разъяснений. Так, сам Лазарев, говоря о наследственной преемственности кармических структур, ссылается на косвенные упоминания о расплате детей за грехи родителей в Библии, которые и в самом деле при желании можно там отыскать. Однако в книге Иезекииля при этом сказано: "И было ко мне слово Господне: "зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина"? Живу Я! говорит Господь Бог,- не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет. Если кто праведен и творит суд и правду… то он праведник, он непременно будет жив, говорит Господь Бог". Также и в книге Иеремии говорится: "В те дни уже не будут говорить: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина", но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет". Здесь, во-первых, важно понять, что собственные духовные усилия человека никогда не проходят бесследно, они имеют величайшую, ни с чем не сравнимую, поистине чудодейственную силу и способны искупить любой грех, излечить любой душевный изъян, очистить, говоря в терминологии учения Лазарева, информационно-энергетические поля человека, то есть его карму, в чём и заключается справедливость и мудрость мироздания. Однако этим утешительным для всякого индивидуалистического сознания объяснением глубочайшая мудрость мироздания не исчерпывается. Тот, чья душа хоть в какой-то мере открыта для общения с духовной реальностью, способен понять более глубокий смысл этой мудрости, напрямую связанный с всеобщим единством, с брахманской формулой "tat twam asi" и христианской доктриной об ответственности каждого человека за грехи всего человечества. Помимо естественно присущей каждому нормальному человеку заботы и любви к своим потомкам и чувства ответственности за их судьбу, помимо понимания того, что духовные усилия человека, его стремление к Богу всегда и в любом случае исцеляют и оправдывают как его предков, так его потомков и его самого, существует знание ещё более сокровенное, знание о нашем глубинном духовном единстве. Обладая этим знанием, человек уже не только испытывает почтение к своим предкам и чувствует ответственность за своих потомков, он видит в первых своё начало, а в последних - своё продолжение, он воспринимает себя не как мимолётную вспышку эгоизма, загорающуюся с его телесным рождением и угасающую с его физической смертью, но как нерушимую, объективную сущность, то есть род, представителем которого он является. Конфуций считал почитание предков важнейшей частью бытия человека: "Если будут чтить умерших, помнить предков, то в народе вновь окрепнет добродетель" (Конфуций. Люньюй. Гл.1, ст.9). Поэтому его почтение к предкам и его ответственность за потомков из инстинктивных чувств переходят на уровень высшего знания, приобретают священный смысл. В этом и заключается идея родственной кармы. Едва ли, говоря: "расплата здоровьем детей выглядит нелепой с позиции человека, но на уровне поля нет людей, есть идеи", Лазарев осознавал, насколько его слова созвучны мыслям Шопенгауэра о том, что именно роду принадлежит настоящее бытие, ибо род, т.е. "связанные узами зачатия, следующие друг за другом однородные индивиды", - это объективная, распространённая во времени идея. "Сущность каждого индивида коренится, прежде всего, в роде, который существует только в индивидах". Всё это легко объяснимо, если учесть, что всякая живая сущность не происходит из ничего и не исчезает бесследно, она является частью единого информационно-энергетического потока, настоящее которого естественным образом связано с его прошлым и будущим, исходит из нуминозного пространства и возвращается в него. Этот простейший, очевиднейший факт признают все мировые религии, различаясь лишь в догматических его формулировках и здесь понимание того, что нуминозная сила имеет свою родовую принадлежность, имеет значение, хотя и отрицаемое наднациональными религиозными концептами. Шопенгауэр превосходно определил, в чём заключается эта разница. "Если христиане, - писал он, - уповают на встречу с ближними в мире ином, где все они восстанут во плоти и тотчас же узнают друг друга, то в остальных религиях это свидание происходит уже и теперь, но только incognito: именно, в кругообороте рождений и в силу метемпсихозы или полингенеза, те люди, которые состоят сейчас с нами в родстве и близких отношениях, возродятся вместе с нами в ближайшем рождении и будут иметь к нам те же или, по крайней мере, аналогичные отношения и чувства, что и теперь - дружественные или враждебные". Не трудно узнать здесь не только, скажем, буддистскую картину мира, но и каббалистическую, согласно которой одни и те же души снисходят в наш мир из поколения в поколение, всё более удаляясь от своего божественного начала, но при этом развиваясь, усложняя свою природу прямо пропорционально своей всё возрастающей греховности. Так, согласно Каббале, происходит аккумулятивный процесс накопления духовной информации в нашем мире. Лазарев дошёл до мысли о том, что "отношения людей друг к другу определяются кодировкой их полей". По словам самого Лазарева, такая система преемственности судеб, когда, к примеру, супруги в прошлой жизни также состояли в браке или просто были друг в друга влюблены, призвана служить великой задаче искупления, ради которого в настоящей жизни на нас насылаются те испытания, которых мы не выдержали в прошлой жизни. Впрочем, каждый из нас волен верить или не верить в переселение душ. Дело не в этом, а в теснейшем духовном единстве поколений, в умении расширить узкие, эгоистические границы своего потребительского "Я" и взглянуть на себя более широко, с духовной точки зрения, и с этой высоты увидеть себя в своих предках, своих ближних и своих потомках. В этом смысле наследственная карма выглядит совершенно разумно и справедливо. Но вернёмся к духовной индивидуальности, которой обладает всякая сущность, и к тому энергетическому полю, в котором хранится информация о нашем прошлом. Его плоды мы пожинаем в настоящем, и оно, в свою очередь, тоже запечатлевается в нашем астральном теле, чтобы снова проявиться, или как награда, или как наказание в нашем будущем.


    3. Добро и зло.


    Признавая весь приведённый пласт выводов о родовых истоках ДУХОВНОЙ РОДИНЫ человека, проистекающих из его кровной связи с этническим нуминозным эгрегором, мы должны признать и другой не менее очевидный момент, вытекающий из приведённых в этой книги рассуждений. Это факт относительности ДОБРА и ЗЛА в каждой системе этнического нуминозного мироздания. Благие мысли и благие дела в одном этническом священном пространстве есть ХАОС И ЗЛО для пространства другого этноса. В общем, этот камень преткновения так и остался лежалым камнем в доктрине христианства.[11]

    Описание и объяснение миропорядка, непосредственно связанного с идеей справедливости и категориями добра и зла, - главная задача религии. И именно с этой основной своей задачей христианская теология не справилось. Оправданием Бога занимается целое философское направление - теодицея, названное так Лейбницем, который тоже пытался объяснить, откуда и зачем появилось зло, если Бог всеблаг и всемогущ. Теодицея призвана согласовать существование зла с божественной благостью и всесилием. Такая задача теснейшим образом связана с философскими и космогоническими принципами религий, с вечным противостоянием дуализма и монизма, теизма и пантеизма. Убедительная философия предполагает стройную космогонию и обуславливает безупречную этику. Христианские и космогония, и теодицея, и этика оказалась наиболее уязвимыми. Хотя совершенной и с точки зрения разума, и в этическом смысле религии нет, все религиозные системы в той или иной степени страдают несовершенством, обусловленным несовершенством человеческого разума, так что в конечном счёте решение остаётся всё равно за сердцем и верой, за складом и склонностью человеческой души.

    Такова главная дилемма всякой религиозной мысли - либо лишить Бога совершенства и статуса творца всего сущего, оставив нерешённым вопрос о первопричине и источнике бытия, либо возложить на него ответственность за зло. Однако просто извинить это зло, указать его смысл и причины было бы мало, пришлось бы включить зло в сущность Бога, чего логически требовала всеобъемлющая и совершенная, в смысле полноты, природа этой сущности. Таким образом, проблема теодицеи и существования зла имеет две формы - философскую и этическую. Первая заключается в том, что Бог бесконечен и беспределен, но этот бесконечный беспредел нужно как-то ограничить, отгородив в нём место для обители зла, причём, надо отметить, довольно вместительное, а ограниченная бесконечность - это уже нелепость. Этическая проблема сводится к тому, что если Бог всемогущ, на него следует возложить вину и ответственность за зло, но если Он всеблаг - это недопустимо. Все вышеперечисленные религиозные и философские системы уязвимы либо в первом, либо во втором смысле. Христианская религиозная система уязвима в обоих. Согласно логике и здравому смыслу, бог христианской доктрины не может быть совершенным ни в смысле полноты, беспредельности, ни в этическом смысле.

    От бессилия перед доводами рассудка современное христианство перешло на позицию уклончивости, уступок и неопределённости. Сегодня оно не имеет ни чёткой философии, ни однозначной экзегезы, теологии и картины мира. Оно, по большому счёту, уже не является ни теизмом, ни монизмом. С точки зрения теизма этот мир должен быть конечен и, значит, Бог ему трансцендентен, то есть пребывает вне этого мира. Но это уже подразумевает дуализм. Если же космос бесконечен, то нет границы между естественным и сверхъестественным, нет никакого дуализма, нет противоположности между богом и природой, и человек - единство гармонии. Христианство выходит из этого положения предельно просто, то есть никак. "Бог и трансцендентен, и имманентен этому миру", - говорит оно. Но соединить в предложении две противоположности союзом "и" ещё не значит логически соединить их мыслью.

    Теодицею Бога христианство попыталось решить плагиатом, позаимствовав идеи Платона. Однако это был напрасный труд. Во-первых, потому, что неоплатонизм по идее является пантеизмом, в отличии от теистического христианства. Во-вторых, потому, что неоплатонизм тоже не давал безупречной системы мироздания, и последовательного монизма в нём также не получалось. Система Платона - это идеалистический пантеизм. Однако, как совершенно верно замечал Шопенгауэр, "Назвать мир Богом ещё не значит объяснить его". Последовательность монизма в идее эманации можно проследить и в онтологическом, и в гносеологическом аспектах, но что касается сферы нравственной, категорий добра и зла, здесь Платону отстоять свой монизм не удалось. Материю и зло Платону понимал как нереальность, небытие, как угасание света, т.е как недостаток, нечто не имеющее объективной сущности и бытия. Но, назвав Единое Благом, Платон таким образом его ограничил (несмотря на весь абсолютизм в провозглашении его безграничности). Благость подразумевала наличие противоположности и требовала объяснения её природы, которых Платон дать не смог.

    Что касается зла, то его Платон описывал как "не равнозначное добру, недостаток должного быть добра". И эта формулировка почти дословно была заимствована из неоплатонизма христианством, согласно которому зло - это недостаток добра, антиреальность. "Зло, - писал прп. Максим Исповедник, - не было, не есть и не будет самостоятельно существующим по своей природе, поскольку оно не имеет для себя ровно никакой сущности, природы, ипостаси, силы или деятельности; оно не есть ни качество, ни количество, ни отношение, ни место, ни время, ни положение, ни действие, ни движение, ни обладание, ни страдание, но зло есть недостаток деятельности присущих естеству сил в отношении к их цели, и решительно не есть что-либо другое". Однако такая трактовка зла противоречит христианской онтологии и космогонии.

    Христианская религия - это теизм, тогда как идея эманации Платона - пантеизм. Перед обеими идеями можно поставить вопрос: коль скоро абсолютное совершенство не допускает степеней, то был бы Бог абсолютно совершенен, если бы Он включал в себя понятия зла и тьмы, или если бы таковыми не обладал? Если для каждой из сторон существует только одна возможность логически увернуться от ответа, именно - предложенная Платоном, то у христианства она тем более сомнительна, поскольку позаимствована из пантеизма. Теисты, если они не дуалисты, вынуждены вслед за Платоном говорить о несамостоятельности существования зла, его антиреальности. "Само по себе зло не считается какой-то самостоятельной силой, противостоящей добру. Зло есть искажение добра, его недостаток, оно не имеет своей сущности. Зло есть отступление от Бога, зло есть отсутствие любви". То есть существует-то оно объективно, наряду с добром, но при этом не есть ничто более, чем недостаток добра, что должно было бы исключать его существование, подразумевать пустоту на месте отсутствия добра, но не исключают, а уводят теологов в дебри диалектической казуистики, глубина которых напрямую зависит от витиеватости их мышления. В системе Платона такое объяснение было более или менее обосновано, коль скоро само видимое бытие для него являлось лишь далёким отражением, тусклым отсветом единого источника неиссякаемого света, то есть само по себе уже было неким недостатком и нереальностью, почти антиподом света, но, всё-таки, производным от него. Но христиане, признавая зло и тьму в своём роде скудостью освещения, недостатком света, не имеют ввиду материальную действительность как явление этой скудости. Так что все проявления зла, как и его носитель - дьявол, для христианства вполне реальны. "Что бы люди ни говорили и ни думали о диаволе, он есть на самом деле, это неоспоримо. Диавол существует, его пагубные действия проявляются повсюду в мире" ("Дьявол и его нынешние лжечудеса и лжепророки")

    Да, сатана первоначально был представителем света. Но его падение очень трудно сравнить с угасанием света и реальности в идее эманации. Христианская формулировка "недостаток добра" вовсе не даёт знания о том, у кого и на каком этапе созидания зародилась первая мысль о возможности зла. "Не то мы говорим, - пишет Блаженный Феодорит, - будто духи злобы от начала созданы злыми Господом всяческих, и будто дана им такая природа; но то, что они сами по низвращению воли от лучшего устремились на худшее". Само собою напрашивается вопрос о том, чем было это "худшее", о котором пишет Блаженный Феодорит, откуда оно взялось, откуда у ангела появилась сама мысль о грехопадении? То есть, злая мысль не есть ли уже зло, особенно если она осуществляется? Откуда же могла взяться у ангела, сотворённого Богом, злая мысль и само представление о возможности зла? Не говоря уже о том, чем была та тьма над бездною, от которой Бог отделил свет. Примечательно, что в христианстве не упоминается и не объясняется любопытная фраза из Ветхого Завета о "злом духе от Бога", который напал на Саула в 1-ой книге Царств.

    Получается некая смесь несообразностей. Бог, пишут христианские богословы, не создавал зла. Но и дьявол, пишут они, зла не создавал. Он вообще не творец. Он испортил созданное Богом добро. Выходит, что зла как такового нет. Но при этом реальный мир полон зла, настолько же реальных его проявлений, как и всё в этом мире. И сами христиане настаивают на том, что понятие зла - объективно, а категория зла - абсолютна. "Диавол, - писал Блаженный Августин, - есть дух нечистый; есть добро, как дух, и есть зло, как нечистый; он дух по природе, а нечистый по греху; из этих двух свойств первое от Бога, последнее от самого диавола". То есть, согласно Августину, зло всё же есть объективное свойство, качество, оно имеет и место, и действие, что отрицал прп. Максим Исповедник. В общем, не поясняют они достаточно вразумительно, почему сотворённая благом материя до такой плачевной степени оказалась во власти зла и тьмы, которых, судя по их же рассуждениям, как таковых и не существует, которые есть лишь недостаток добра и света.

    Кроме того, антиреальность зла логически означает, что человек, отвергая Бога и творя зло, обрекает себя не на какие-то муки или адское пламя, а на небытие. То есть, противостоит добру не зло, а отсутствие добра, пустота, и ад есть, как он описан у Манна в "Фаустусе" - небытие. Это было бы логично, но сами христиане допустить такие выводы не хотят, настаивая, с одной стороны, на отсутствии реальности зла, с другой - на объективном существовании зла в виде сатаны, бесов, ада и всех земных проявлений зла. "Диавол, отпав от Бога, стал началом, источником, полнотой и олицетворением зла"… "Кто отрицает реальное существование злого духа, тот не может быть истинным христианином-последователем Христа Спасителя, воплотившегося с целью разрушения дел диавола". ("Дьявол и его нынешние лжечудеса и лжепророки").

    Это порождает уже следующую мягко говоря антитезу - проблему сочетания, с одной стороны, вечных адских мук, а с другой - всесильной Божественной любви, несовместимой с вечным страданием. Что же говорят на это христианские священники? Они говорят, что думать, будто после Страшного Суда Бог и часть людей будет блаженствовать и спокойно смотреть, как вечно мучается другая часть человечества,- это грубое упрощение тайны Божественной справедливости. Но что собою представляет эта тайна, как в вечности решается этот вопрос, они честно признаются, что не знают. Показательно уже то, что для христиан справедливость Бога является тайной. Тем больше служение такому Богу требует безрассудных, то есть не от разума идущих веры и любви. "Мы,- говорят христианские священники,- верим Богу, не потому, что знаем ответы на все вопросы, мы доверяем Ему, потому что любим Его".

    Итак, онтологический источник зла христианство объяснить не может. В любом случае выходит так, что зло есть и оно совершается с позволения и ведома Бога. Всесильный и всеведущий Бог от начала знал, что сатана отпадёт от него, но позволил ему это сделать. "Знал ли Бог, создавая ангелов, что часть из них отпадет? Безусловно, знал, ибо Он - всеведущ". ("Дьявол и его нынешние лжечудеса и лжепророки" По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II). Как же с благословения Святейшего Патриарха согласуется реальное существование злого духа со всемогуществом всеблагого Бога? И что может снять с Бога ответственность за зло, творимое его творением с его же ведома? Чем можно объяснить неспособность добра отвоевать человека у того, что является недостатком присущих добру сил? Свобода - такой ответ даёт христианская теодицея на все эти вопросы. Дарованная человеку Богом свобода, свобода воли, выбора и любви - вот если не источник и не объяснение, то некоторая причина неизбежности зла.

    Люди сотворены Богом свободными существами. Они не смогли бы уподобляться Богу в любви, если бы не были свободны. А там, где есть свобода, есть и возможность зла, есть выбор - уподобляться Богу в любви или отречься от Него. "Личность ангела и человека - высочайшее творение Божие, поэтому Господь, будучи бесконечной Любовью, хочет иметь общение со Своими духовно-разумными созданиями через любовь, и именно поэтому в Свои одухотворенные творения Бог вкладывает способность любви, которая зиждется на выборе. И ангелы, и человек свободны в выборе-либо пребывать в общении со своим Творцом, либо отказаться от такого общения". Иными словами, Господь не хочет спасать нас насильно, лишая нас свободы. Св. Григорий Нисский пишет: "Разумному естеству была дарована свобода и соединена с силой, изобретающей вожделенное, чтобы имела место произвольность".

    Однако такой подход, особенно широко использованный Бердяевым, заводит христианство в уже совершенно непролазную диалектику свободы, что превосходно продемонстрировал в своём романе Томас Манн. "Несовершенство всемогущества и благости Господа в том, что он не смог своему творению придать неспособность к греху. Это значило бы лишить всё им созданное свободной воли отпасть от Господа, а тогда это было бы уже не совершенным творением. Логическая дилемма Бога и заключалась в том, что он был не в состоянии своему созданию одновременно даровать свободу воли и способность не впасть в грех. Набожность и добродетель, следовательно, заключалось в том, чтобы не использовать свободу… Свобода - это свобода грешить, благочестие же состоит в том, чтобы не пользоваться ею из любви к Господу Богу, который счёл нужным даровать её нам". С другой стороны, "связан уставом, которому добровольно подчинился, а, стало быть, свободен. Да, диалектика свободы непостижима". На самом деле человек в любом случае получался рабом: либо рабом Божьим, либо рабом греха.

    За историю христианства было ещё множество попыток логически обосновать и этически объяснить существование зла. Одни, в том числе Лейбниц, утверждали, что "зло способствовало совершенству вселенной, не в смысле совершенства добра, а в смысле всесторонней насыщенности. Без зла она не была бы совершенной, почему Господь и допустил его, ибо сам был совершенен". Однако логично заключить, что и сам Господь Бог в таком случае должен быть совершенен всесторонне, то есть, иметь в себе и злое начало. Августин полагал, что функция зла - оттенять добро, ибо при сравнении со злом оно делается лучше. Ему возражал Фома Аквинский, говоря, что опасно думать, будто Господу угодно, чтобы вершилось зло. Господу это не угодно, также, как не угодно, чтобы зло не вершилось. "Отрешаясь от желания или нежелания, он дозволяет ему существовать, а это, в свою очередь, способствует совершенству".

    К такой невнятной и уклончивой формулировке "попустительства" сводятся, в сущности, все вышеперечисленные попытки христианской теодицеи. Ответственность Бога за зло, никак не снимаемую этой формулировкой, христианство пытается смягчить свойством Господа "Своим Промыслом обращать зло в добро". Уместно вспомнить гётевского Мефистофиля, который говорит: "Я - часть той Силы, Что вечно делает добро, желая зла". Томас Манн замечательным образом подверг сомнению и эту идею: "Истинное оправдание Бога перед лицом мирского несовершенства состоит в его способности из зла породить добро. И наоборот, из добра проистекает немало зла. Чтобы этому воспротивится, Господь не должен был бы допустить существование этого мира, что противоречило бы его сущности творца". Так, чем бы ни было зло, каков бы ни был его источник, как его ни объясняй, оно существует с дозволения и ведома христианского Бога. Он о нём знал изначально, Он его допустил и Он позволяет ему терзать этот мир. Ведь ничего ни в этом, ни в ином мире не случается без Божьей воли на то. Неизбежность зла в самом деле можно объяснить свободой человека, но это не снимает с Бога ответственности за зло. Он предузнал о нём и, зная, сотворил того, кто стал олицетворением зла. Нельзя не признавать несообразность попыток христианских теологов снять с Бога ответственность за мировое зло. Совсем другой вопрос, считать ли, что эта жизнь, точнее, идея вечной жизни и дарованной Богом свободы стоили того, чтобы создавать этот мир со всем его злом.

    Нельзя не понимать, что безответственность Бога за зло противоречит как трезвому взгляду на вещи, констатирующему реальное существование и реальную силу зла, так и христианской идее всемогущества Бога. Но и не в этом дело. Главное то, что своими неубедительными попытками снять с Бога ответственность за зло, христианские теологи, наоборот, дискредитируют своего Бога. Сами того не понимая, они утверждают, что Бог, творя этот мир и ангелов, не знал, чем всё это обернётся. Отсюда происходят и все недоразумения и противоречия, с которыми сталкивается всякий христианин. Рано или поздно его одолевает вполне естественное непонимание того, почему на него, человека, без его ведома и спроса взвалено столь непосильное для него бремя несчастий и ответственности, бремя страданий и выбора? Ради свободы и любви? Но он об этом не просил. Согласно христианской теологии, Бог создал людей от избытка любви и ради радости любви. Но человека никто не спрашивал о том, желает ли он этого и готов ли заплатить за божественную свободу и любовь такую цену. Выходит, что эта жизнь и её главные святыни навязаны ему, и он просто вынужден за них бороться и страдать, сам выбор между истиной и злом навязан человеку.

    Безусловно, к такой постановке вопроса привела индивидуализация человеческого сознания. Но ведь ко всё большему обособлению, сужению понятия личности вела и сама христианская идеология, которая всё больше увеличивала личную ответственность человека за свою собственную душу и грехи. А понятие индивидуума, отдельной души, от рождения чистой и безгрешной, никак не согласуется со всем тем злом, которое обрушивается на младенца с первого дня жизни. Появлялась логическая пропасть между понятием ответственности и идеей возмездия. Одно больше не могло объяснить другого. Здравый рассудок не мог вместить мысли, будто младенец виновен в первородном грехе и ответственен за всё зло мира. Этому препятствовала сама христианская доктрина, отрицавшая идею метемпсихоза и кармы, настаивавшая на том, что человек появляется на свет из небытия и душа его - tabula rasa. Вина за первородный грех распространялась на всё человечество от начала мира, а искупать этот грех приходилось отдельно взятому сознанию, в том грехе никак не повинному. Таков был замысел Бога: каждый отдельный человек должен сам, в одиночку, своими силами бороться со злом в окружающем мире и в своей душе, с тем злом, которое исходит от одного из творений Бога, следовательно, так же входит в его планы. Если человек не хочет бороться, он становиться рабом и жертвой зла, он обречён. Не делать выбора, отказаться от борьбы человек не может. К тому его обязал сам факт его рождения, о котором он не просил. Христианство утверждает, что и в своём рождении повинен опять же человек. Дело не в том, трудно или нет в это поверить. Речь здесь идёт уже не о силе веры, а, как уже писалось, об очевидном несоответствии между общей виной абстрактного понятия "человек" и вполне реальной, более чем ощутимой карой за неё, ответственностью, возлагаемой на конкретную личность.

    Так мы приходим к удивительной дилемме. С одной стороны, христианская доктрина говорит о том, что человек во всём должен молить Бога о прощении, с другой стороны, эта же доктрина логически приводит к мысли о том, что, наоборот, человек должен простить Бога. Иными словами, не только человек должен оправдываться перед Богом, но и Бог искать человеческого оправдания. Об этом свидетельствует сама возникшая необходимость теодицеи Бога, логического и философского оправдания Бога человеком. Однако из всего сказанного должно стать ясно, что любые усилия этической или онтологической теодицеи просто излишни, неправомерны. Христианство унижает само себя, унижает и умаляет своего Бога попытками снять с Него ответственность за существование зла, ответственность за собственный замысел. Ответственность - это первое условие осознанности, вообще всякого знания. Творец несёт ответственность за своё творение. И если уж отдельная личность, каждый немощный и самый ничтожный человек несёт ответственность за первородный грех, то неразумно снимать с Бога ответственность за сатану, за само его существование и все его деяния. Знать и делать, творить с осознанием последствий и впредь, имея силы прекратить, не прекращать, а попустительствовать, всё это не есть ли ответственность? Зачем и ради чего - это уже другой разговор.

    Из одного только самоуважения, уважения к своей идее и к своему Богу христианство должно признать, что Бог ответственен за зло. Даже если прямой источник зла - дьявол, то его косвенный источник - Бог, ибо Бог сотворил дьявола, от начала зная о его падении. Дьявол, и, следовательно, всё его зло - часть Божественного замысла. И тогда возникают уже совсем иные вопросы: стоило ли творение такой цены, стоило ли ценою зла творить этот мир, стоят ли такой цены идея божественной любви и идея духовной свободы, простить ли Бога за то, что, не спросясь нашего желания, он вынудил нас на эти страдания и на эту борьбу со злом, принять ли на себя из любви к Богу общечеловеческую вину за первородный грех, принять ли сам Божественный замысел. Это и есть самые настоящие вопросы веры. И обращены они уже не к абстрактной философской мысли, а к сердцу каждого отдельного человека. Решить их так или иначе он должен сам. Но должен обязательно. К этому его обязывает знание, которое есть ответственность. От древа познания он ел сам, пойдя против воли Бога. Но и это было частью Божественного замысла. Бог знал об этом заранее и позволил этому случиться. Кто из них, человек или Бог, более ответственен за случившееся? Скорее всего тот, кто является автором всей этой истории. А является ли её автором Бог или человек - ответить трудно.


    4. Путь нации.


    В философии Китая есть понятие Дао, которое лучше всего выражает идею Пути, своего естественного пути для всякой сущности, соответствующего всеобщему космическому пути Вселенной, её естественной гармонии. Конфуцианство вкладывало в это понятие прежде всего этический смысл, смысл нравственного пути человека, Лао-Цзы придал ему онтологическое значение начала и сути бытия. И то и другое значение верны, более того, они неразрывно связаны между собой, потому что предназначение, духовный путь, тот путь, который предназначен всякой сущности Богом непременно предполагает соблюдение определённых этических и моральных принципов, он даёт духовные ориентиры, те указатели, по которым человек может и должен идти. Следование своему звёздному Пути на земле означает, по сути, следование этим божественным ориентирам, заложенным в человеческой душе. Пожалуй, самое удачное определение Дао дал в одном из своих произведений Иван Бунин: "тот Путь всего сущего, коему не должно противиться ничто сущее". Отклонение от этого пути, тем более противоречие ему, противоречие вселенскому порядку и гармонии не может пройти бесследно. Оно означает противоестественность, изъян, влечёт за собой болезнь и в конечном итоге завершается устранением болезнетворного начала во имя сохранения всеобщего порядка и блага. Всякая сущность, самая ничтожная тварь Божья следует, сознательно или нет, сокровеннейшим велениям Бога, следует Дао. До этих пор она находится в гармонии с Вселенной и в единении с Богом. Как только она начинает нарушать вселенские законы, преступать Путь, заповедованный ей свыше, она становиться болезненна и болезнетворна, несёт в себе опасность для других и гибель для себя самой. Грехи, проступки, всякое зло есть, в сущности, отклонение от своего духовного Пути, противоречие естественному порядку вещей, противодействие божественной воле, вызов Богу. Накапливаясь в душе, в энергетической памяти сущности, все эти негативные единицы информации возвращаются к ней. Так или иначе, рано или поздно, она должна их искупить. Помимо же искупления, удары судьбы, испытания и несчастья призваны вразумлять духовного отщепенца, наставлять его на верный, ему заповедованный путь, помочь найти себя, возвратить себе своё настоящее, истинное бытие. Такова высшая мудрость и справедливость мира, обеспечивающая порядок и гармонию его существования. Но её мало понять на уровне логики рассудка, её нужно ощутить, почувствовать, прислушаться и услышать внутри себя, в глубине своей души, никогда, наверное, до конца не потерянной, всегда сохраняющей связь со своей ДУХОВНОЙ РОДИНОЙ. Хочется надеяться, что окончательно порвать эту связь нельзя, что она есть в каждом, хотя зачастую истощавшая до состояния слабой, вот-вот грозящей порваться нити. Эта живая нить, эта струна должна зазвучать, для чего необходимо усилие духа, без которого никакое божественное наставление, даже откровение свыше не может быть воспринято и понято. При известных условиях, при наличии желания и надежды, что-то родное, сердечное, истинное, вдруг затрагивает эту струну, и она начинает звучать, тихо или мощно, как голос совести или зов сердца. Этот звук, который нельзя спутать ни с чем, в котором нельзя ошибиться, и указывает человеку его духовную родину, его истину, указывает на то, что для него является настоящим, истинным и родным.

    Говоря о сущностях как организмах и идеях, а также об их карме, мы имеем в виду всякое существо: человека, его род и нацию в целом. Нация является такой же сущностью, самостоятельным организмом, определённой идеей, как и всякая личность, она имеет и свой, данный ей Богом Путь, и свою карму, результат которой каждый из нас испытывает на себе как историю своего народа. Таким образом, история нации отражает её нравственное и этическое поведение, а экономическое, политическое и социальное положение нации в настоящем есть результат её прошлого и источник её будущего. Именно потому мы изучаем истории не отдельных людей, а истории народов, которые, как судьбы людей, представляют собою следствия их же собственных дел. Нация, утратившая связь со своим Богом, не знающая своего Пути и по невежеству противоречащая ему, будет страдать от войн, голода и смуты до тех пор, пока не образумится, не вернётся на свой истинный Путь. Тем более печальна участь тех народов, чьё существование не просто не соответствует божественным законам, но осознанно и целенаправленно их попирает. Все их несчастья и недуги - это и наказание за свершённые грехи и одновременно предупреждение, увещевание свыше. Дальнейшее же небрежение к голосу разума и сердца, к гласу Божьему чревато для нации всё большим усугублением бедствий и болезней.

    В истории всякой нации достаточно своих грехов, своих ошибок и недостатков, однако, история именно России особенно богата на примеры попрания нуминозного, воли её Бога и попирания того, что можно назвать нравственными законами Вселенной. И речь, в первую очередь, здесь идёт не о степени бесчеловечности и масштабах жестокости, которые были весьма велики у всех народов и наций, а о противоестественности, ложности собственно пути, образа и цели, об их несоответствии небесному прототипу, божественной идее, сущности и предназначению России, её, если хотите, реальности. Несмотря на свой грандиозный духовный потенциал, результатом которого несомненно должна была бы стать соответственная историческая судьба России, её высокий уровень жизни и благополучие, страна, напротив, прозябает в материальной и нравственной бедности, страдает от войн и внутреннего антагонизма, истощена политической, экономической и культурной вакханалией. Кажущееся отсутствие перспектив усугубляется всеобщей апатией, безразличием, усталостью и невежеством, неверием и нежеланием верить, неведением и нежеланием понимать. Бесконечный и бесполезный список из противоречивых, поверхностных, а порой и нелепых причин подобной несчастливой, сегодня к тому же ещё унизительной судьбы огромной, богатейшей природными и духовными ресурсами, величайшей страны и такой же бессмысленный перечень возможных вариантов выхода из этого положения, способны породить только общенациональное уныние или недобрый, беспросветный сарказм. Такая ситуация, подобное не только политическое, а общенародное убожество действительно безысходны, не имеют разрешения на мирском, приземлённом, злободневном и сиюминутном уровне. Ответ есть, но искать его нужно не в учебниках по истории и экономике, не в дипломатической премудрости, то есть не в следствиях и симптомах, а внутри себя, там, где скрыта их причина. Выход существует, но путь к нему находится не на политических или географических картах, а в душе каждого русского человека, и этот путь есть путь к себе. Основное, простое и очевидное знание, которое необходимо обрести и осознать в полной мере - это знание о том, что наше нынешнее положение - результат наших прошлых и настоящих действий, что мы просто-напросто расплачиваемся за собственные поступки, пожинаем плоды своих дел. Ясна главная причина всех наших болезней и бед. Она заключается в том, что Россия идёт поперёк своего Пути, она потеряла себя, живёт искусственной, чуждой для себя жизнью, значит, живёт себе во вред, изживает себя самоё.

    Итак, истинное национальное в материальном, земном мире есть продолжение явлений сверхъестественного, духовного мира. Национальная история есть взаимодействие воли и покровительства нуминозной силы этноса в его своевольном человеческом воплощении. Поясню, что я подразумеваю под своевольным воплощением - это отклонение от тех векторов, которые задаются нуминозной силой в направлении к высшей гармонии и исполнении национальной миссии. Нация, как и человек, имеет свободу коллективной воли и, распоряжаясь ею, она может действовать не только в позитивном направлении, а наоборот, идти вразрез с нуминозным эгрегором, что, в свою очередь, нарушает гармонию и негативным образом отражается на этносе, ввергая его в страдания.


    5. Русь, Россия и Антирусь.


    В соответствии с таким духовным пониманием, можно, образно выражаясь, начертать духовную карту России, совершив иерархическое деление современной территории Российской Федерации по степени одухотворённости её областей, иными словами, по степени насыщенности земли энергией русского национального духа. По тому, где мы чувствуем своих Богов, покровительствующую нам нуминозную силу.

    Хоть эта книга предназначена больше для поиска и установления истоков национального и духовного стержня русского народа, однако нельзя не ответить и на сиюминутные политические реалии. Что есть Россия - Русь, где наша русская земля? Особенно ответ на этот вопрос насущен, сейчас, когда встаёт вопрос о самоопределении русских, после грядущего и неминуемого скоро развала постсоветской ельцинской Российской Федерации. Понятно, что формальные националисты всячески пытаются определить Россию, как всю территорию, границами которой очерчена Российская Федерация, ставя знак равенства между государством и народом. Конечно это абсурд, как абсурдом считать одной священной семьёй людей собравшихся в столовой. Однако этот абсурд продолжает оставаться аргументом современной политики. Чеченская бойня ведётся под лозунгом единой и неделимой России, подразумевая территорию государства - Российская Федерация. Однако существование в Российской Федерации священных русских земель не означает автоматически, что это политическое образование есть русское государство. Так же, как не означает, что Турция, вобравшая в себя византийские земли, стала Византией, как не означало, что Гранадский и Кордовский халифат, бывшие когда-то на испанской земле, суть государства испанцев. Когда-то русские земли входили в состав Золотой Орды, на этом основании разве можно считать её русским государством? Но это лишь дополнение к тому исследованию нуминозных основ национального бытия, которое предпринято в этой книге. Однако подобная постановка вопроса русского национально-государственного самоопределения вызывает истерику у формальных националистов - как же, ведь уйдут татары или тувинцы и заберут НАШУ землю! Но реальность неумолима, уйдут из нынешней последней Империи многие народы, и в первую очередь, мы, русские, и для того, чтобы забрать, удержать реально ценное, священное и не потерять его, пытаясь ухватить чужое, надо знать, что есть Россия. Необходимо четко представлять себе, с какими землями мы не можем расстаться ни при каких обстоятельствах, что может быть предметом торга, что, хоть и можно было бы оставить, но уйдёт, а с чем мы должны расстаться без сожаления.

    И как уже понял читатель, в основе истинно национального подхода к территориальному вопросу может быть только подход с позиции священного. Никакие экономические, политические или географические методики не годны, ибо мы должны знать, что если покусимся на чужую землю, потеряем и нашу, так устроен мир. Наша реальная земля должна приближаться к контурам священного, чтобы не нарушать гармонию земного и небесного нашего бытия, дух нашего народа может быть воплощён только в своей плоти, но никак не в чужой. О том, к чему приводит нарушение этой гармонии, я попробую рассказать в следующих своих книгах, в нынешней же скажу лишь главное: где она, Наша Русская Земля?

    Можно различить четыре контура России - условные очертания земель в зависимости от их духовной, истинной, исконной принадлежности к русской нации. Я разделил территорию Российской Федерации на эти контуры, дав каждому из них определение соответственно близости к священному русскому центру, - Священная Русь, Естественная Русь, Большая Россия и Российская Федерация.

    Священная Русь: В центре находится собственно священная земля, Центр Мира русской нации. Об этой земле в буквальном смысле можно сказать: "там русский дух, там Русью пахнет". Это - истинная Русь, священная, Богом обетованная и предназначенная русской нации земля, напитанная русской историей, уходящей в незапамятные времена сотворения нашего, русского мира. Мы изначально были здесь, а если кто-то иной когда-то и владел этой территорией, то ушел отсюда без сожаления - эти люди, племена, народы знали, что это Наша Земля. Она наполнена священными символами, напоминающими нам о том, что это наш Дом, дарованный нам Богами. Находясь в границах этого Дома, русский человек находится в Центре Мира, тогда как на Сахалине, например, он отброшен на периферию; оторванный от национальных корней, мается и томится душой, духом скитается по ветру, как перекати-поле по пустыне, духовной пустыне чуждой и чужой земли. Любой русский скажет, что этот ареал нашего изначального священного Дома очерчен на севере Архангельской землёй и Вологодской, на Юге Донскими землями. На западе - это Киев (но раз он уже в составе другого государства - Украины, то этот факт придётся учитывать, хотя несмотря на это, в нашем священном, духовном мире Киев останется навсегда, и когда-нибудь, может, мы вернём в свою отчизну "Мать городов русских"), но реально сегодня претендовать на западе мы можем на Курские и Белгородские земли. На востоке это Нижегородские земли, Рязанские, Тамбовские.

    Естественная Русь: Земли, которые тоже предназначались нам небесными покровителями, мы пришли в них пустынные или полупустынные, ожидающие нас. Это территории, ставшие русскими в новый, исторический период, в отличие от незапамятного. Не являясь русскими изначально, священными, эти земли воистину стали таковыми. Боги способствовали тому, что мы пришли и получили эти земли. Там не было народов, которые готовы были сражаться за них, значит они не были ни для кого священными, и мы заняли их по праву. И эти земли приняли нас. К ним, например, можно отнести территории Урала и Кубани, Ставрополья, Черноморья. Они воспринимаются как русские, хотя и лишены исконно священного значения для русской нации, однако постепенно становятся таковыми.

    Большая Россия: Далее по мере удаления от Центра священной земли находится то, что можно назвать Большая Россия - и уже именно Россия, а не Русь. Всё, начиная с быта, обычаев, менталитета, топонимики, природы, наконец, - всё в этих землях дышит чуждым, нерусским духом. Стоит отметить, что "удаление" в данном случае надо понимать не в пространственном смысле близости или дальности, а в смысле духовном. Так, совсем близко к священному Центру могут находится чужие территории, напрочь лишённые русского национального духа, не утратившие ещё духа иных, исконных для этих земель национальностей. В качестве примера можно привести Мордовию, Удмуртию, Карелию. К Большой России следует отнести Сибирь, Якутию, Дальний Восток и так далее. Степень неприятия этих земель, оставшихся народов к русским минимальна, но священными для русских их назвать нельзя. Наверное, и естественной Русью это назвать нельзя, не случайно эти места становились местом ссылки. Мы можем сохранить какие-то из этих земель, а можем и потерять, если проснутся народы, их населяющие, или кто-то другой окажется сильнее, энергичнее нас, чтобы освоить и отнять.

    Имперское наследие, Антирусь: Но что же есть остальное, что не вошло в Большую Россию, как относиться к этим землям и что это за территории? Чечня, Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Осетия-Алания, Карачаево-Черкесия, Адыгея на Кавказе, а также Татария, Тува, Башкирия, другие национальные республики? Кто-то может назвать эти земли русскими - Россией? Кто-то из русских ощущает их частью своей священной Родины, за которую надо сражаться не щадя жизни? Нет, смело можно ответить, даже не углубляясь в пространные рассуждения. Это ЧУЖАЯ земля, не просто чужая, а чуждая и зачастую враждебная, наполненная враждебной силой. Последствия создания так называемых федераций и империй, этнических конгломератов ещё более жестоки и опасны, потому что режут по живому не только землю, но живые души людей, пытаясь во имя идеологических целей спаять несовместимое и по живому разорвать нерасторжимое. Границы такого этнического конгломерата составляют последний, четвёртый, внешний контур - Российскую Федерацию, рудиментарное наследие имперской эпохи - добольшевистской Империи, а затем советской эпохи с её империалистической манией величия. Империя, а затем Советский Союз были обречёны как и всякий продукт богоборческой деятельности человека, невежественного безрассудства апостасии, до которой он время от времени доходит, желая попрать Божественный мир. Они были обречены, как и всякий плод деятельности, лишенной духовного смысла, существование которого не легитимировано свыше, который не имеет священного прообраза, противен воле небес и вселенскому миропорядку. Однако от последнего осталось нечто ещё более несуразное - нынешнее государство, именуемое Российской Федерацией, уже лишённое даже идеологического, даже искусственного, силой и страхом удерживаемого единства, но по-прежнему не желающее встать на естественный путь, обрести утраченную связь и союз с Богом.

    В духовной реальности, если рассматривать с точки зрения нуминозного восприятия, - эти земли вне нашего Космоса, они не сотворены Богами, как наш мир, созданный по божественному образу и подобию. В этих землях нет нашей священной структуры, и стало быть, ЭТО не может быть нашим миром. Но что тогда собой представляют эти земли в нашем русском архетипе бессознательного? Обратимся к Элиаде: "…весьма характерно противопоставление между территорией обитания и неизвестным, неопределенным пространством, которое их окружает. Первое - это "Мир" (точнее, "наш мир"), Космос. Все остальное - это уже не Космос, а что-то вроде "иного мира", это чужое и хаотичное пространство, населенное ларвами, демонами, "чужими" (приравниваемыми, впрочем, к демонам и привидениям)", то есть, выражаясь образно, Антирусь.

    Отсюда бешенное сопротивление, которое оказывают имперскому государству на этих землях. Насильно прижимаемые к русскому священному краю, они способны передать нам лишь ненависть и злость, заразить нас токсинами отторжения. Чужая для нас, но священная земля для туземных народов, нас не приемлет, отторгает нас раз за разом, год за годом, столетие за столетием. Разве не заметно, как отравляет нас Кавказ. Но не спешите судить чеченцев или дагестанцев - соединение их земли с нашими краями в ещё большей степени отравляет и их. Разные миры аннигилируют друг друга, вторжение на чужую священную территорию, обетованную иной нуминозной силой, может породить лишь священное сопротивление и, как следствие, у нас - энтеропию и хаос. В то же время с их стороны эта борьба за свою священную землю может даже укрепить эти народы, ибо в этой борьбе они обретают силу, в то время как мы её там теряем. Никакими деньгами и золотом нельзя объяснить яростное сопротивление чеченцев, конвейер смертников и героев, но только священным сражением их богов, за свой космос, за свой мир. Это для чеченцев не война за клочок земли, который измеряется километрами, а война за ВЕСЬ МИР. Так же и наши предки сражались во время Смутного времени, изгоняя поляков, затем в Отечественную 1812 года и в Великую Отечественную сражались за весь МИР, ибо мир этот сосредоточен в священной земле. К подобному сопротивлению напрашивается эпитет - земля горит под ногами захватчиков.

    Ещё один немаловажный вопрос. Можно ли отнести к русским землям Калининградскую область - бывший Кёнигсберг, или Карельский перешеек, отобранный у финнов в 1940, или южнокурильские острова - хотя формально все эти территории имеют исключительно русское население.

    Если с вышеперечисленными национальными краями в Российской Федерации более или менее понятно, то Калиниград, Карельский перешеек и другие подобные случаи требуют некоторого рассмотрения. Всякий мало-мальски чуткий человек может почувствовать эту духовную дисгармонию, и у него не может не болеть душа и не щемить сердце при виде того, как чахнет, затухает в чуждой атмосфере некогда исполненный жизненной энергии национальный дух, будь то дух немецкой, финской или какой-либо иной наций. Такова, например, территория бывшего Карельского перешейка. Из 1300 поселений одна тысяча опустела, заброшена, не стала родной землёй для русских. Видно, как финская природа и архитектура гибнут в неродных для неё русских руках. Не лучше дело обстоит с территорией Калининграда, бывшего Кёнигсберга. Первоначально прусская, эта территория стала естественной немецкой землёй, священность которой для немецкой нации преумножена её связью с самыми выдающимися представителями немецкой нации, чьи имена воплощают собой немецкий творческий дух. На этой земле родился Эрнст-Теодор-Амадей Гофман, здесь родился, жил и работал Иммануил Кант. Безусловно, для русского человека, при всём его уважении к мировой культуре, эти факты значат куда меньше, нежели для немца. И дело здесь не только и не столько в национальной гордости, хотя и она немаловажна, но в национальной духовной связи. Спустя почти шестьдесят лет после окончания войны немцы приезжают в свой Кёнигсберг, стараясь прикоснуться к своему священному. Всеми правдами и неправдами стремятся купить землю, организовать бизнес. Надо чётко понимать, что в этом мало для них коммерческой, сиюминутной выгоды, есть в мире места приложения капитала, где выгоды больше и она быстрее. Но если мы смотрим с точки зрения гармонии духа и земли, то такая тяга становится понятной - это стремление к своей плоти.

    И если русский человек не способен сочувствовать этому сугубо немецкому, священному отношению к данной местности, то, что уж говорить о советском гражданине, об этом фантомном продукте госчиновничьего аппарата, бездуховная деятельность, варварство и вандализм которого, по существу, изувечили эту землю, развеяли её священный дух и превратили чужую национальную память в развалины. Попытки русского духа слиться с чужой земной плотью не будут успешными, наоборот, чужое умирающее тело способно отравить и Новую Россию, и прежде чем идти в будущее с этими землями, надо много раз подумать, точнее заглянуть себе в душу, спросить своих Богов, справедливо ли это?

    Некогда земля, исполненная духовного значения, земля, на которой, как писал поэт, "деревья что-то шепчут по-немецки", ныне прозябает под несуразным именем Калининград - именем человека, чья нога никогда её не касалась. Таковы естественные и плачевные последствия расчленения и сочленения живой земли, духовного пространства, согласно сиюминутным, мирским политическим потребностям.

    Однако в случае Калининграда и Карельского перешейка вопрос состоит только в том, сможет ли нация со временем адаптировать некогда чужую ей землю, как это было с некоторыми территориями Большой России, или же сама земля адаптирует населяющих ее людей, чужое пространство наполненное могучим и древним эгрегором изменит их сознание. В Калининградской области, наблюдается нечто подобное: живущие там русские, каким-то непонятным образом утрачивают русское самосознание, среди них возникают общественные движения, призывающие к отделению от России, присоединению к Европейскому союзу. Не имеем ли мы яркий пример, когда наполненное иной нуминозной силой пространство абсорбирует пришедших туда людей, ассимилирует их, превращая в иной народ, зачастую слабый, утративший своё исконное начало, связь, но не обретшей, в силу понятной дистанции полноты связи с новым эгрегором. Подобное сплошь и рядом известно в истории человечества, от готов превратившихся в римлян до испанцев, превратившихся в аргентинцев, мексиканцев, колумбийцев и так далее.


    6. История России - отвержение русского нуминозного начала.


    Достаточно самого поверхностного знания истории России, чтобы понять всю её вопиющую не столько даже греховность, сколько противоестественность. Наиболее очевидный пример такого отступничества, пример подавления, извращения, более того, жестокого и сознательного уничтожения собственной, исконно, истинно русской натуры - петровские времена и последующий постпетровский период уже не Руси, а Империи. Это и история православия, которое насаждалось сверх всякой меры и, по сути, превратилось в тоталитарную идеологическую машину ещё во времена монгольского ига и продолжала таковой оставаться вплоть до 1917 года. Затем ещё более кошмарные времена большевизма и борьбы за "всемирное" потрясение. Одно, вкупе с другим, огромная разрушительная мощь, была обрушена на русский народ. Искусственные цели и идеи навязывались русским, век от века, насилием ли, увещеванием ли, но они уводили нас от истинного нашего пути, от того направления, каким должны были мы идти, ведомые своей нуминозной силой, нашими Богами, небесными заступниками, от которых мы век от века отворачивались или нас отворачивали.

    В более дальнем рассмотрении, на мой взгляд, фатальной ошибкой, было принятие на Руси христианства. Внутреннее отторжение этого акта на уровне национального сознания выразилось в знаменитых летописных словах: "Добрыня крестил мечём, а Путята огнём". Подобного сильнейшего нежелания принятия христианства история, наверное, не знает. Русь, возможно, древняя прародина арийских народов, активно отторгала эту веру и её церковь. Казалось бы, со временем произошла духовная ассимиляция, но это было только внешнее обманчивое впечатление. События 1917 и последующих годов - ярчайшее подтверждение этому. Придавленное вековым политическим насилием, подсознательное неприятие христианской религии и её институтов ярко выразилось в событиях тех и последующих лет, когда бывшие "православные" с упоением громили храмы. Это был безусловно вандализм, вакханалия, но, с другой стороны, прорыв когда-то униженного и теперь опьянённого освобождением духа. Да и сегодня православию в реальности следуют не более двух-трёх процентов русского населения. Оно остаётся для большей части русских людей, формально считающимися православными христианами, унылым и тягостным отвлечённым ритуалом, уводящим русского человека в сторону от его ДУХОВНОЙ РОДИНЫ.

    Чем дальше в лес, тем, как известно, больше дров, больше грехов и ошибок, и, как следствие, больше несчастий, причину которых не удаётся найти именно потому, что потеряна духовная связь, связь с нуминозной основой своего существования, потеряна, в сущности, связь с самими собой, со своей памятью, совестью, Богом. Дело, повторюсь, даже не в том, что путь, которым мы пошли, которым так долго петляли и на котором вконец заблудились, плох; главное то, что он противоестественен, он искусственен для России, не присущ ей. Более того, следование этим путём стало возможно только в результате жестокого, безрассудного подавления истинной для России природы, её духовного существа. Безусловно, жестокость и безрассудство, с которыми происходило это подавление, с которыми невежество восставало против истины, против Бога, против самой Вселенной и её законов, должно быть искуплено. Но, главное, оно должно быть исправлено. И в том, как раз, и заключается миропорядок, одновременно физический и нравственный его закон, что одно невозможно без другого, что искупление и исправление взаимосвязаны и невозможны друг без друга.

    История России подобна палке, вставленной в колесо её естественной истории, в колесо жизни, великое колесо, запущенное нашими предками, святыми, праведниками и мудрецами, теми Посвящёнными, чья душа достигала величайших высот духа и обогащала его сокровищами, знанием и мудростью, душу нации. Безжалостное изничтожение всяких признаков сначала языческого, то есть исконно русского верования, а после староверческого духовенства, той формы христианства, что начала ассимилироваться в русском нуминозном поле.[12] Затем столетия варварского и бессмысленного крепостничества, оправдание которому нельзя найти даже в экономических условиях того времени. Позднее - истребление наиболее высокодуховных слоёв русской нации. Все это не могло пройти бесследно. Языческие боги, сама языческая вера была сосудом русской духовности, воплощением русского нуминозного начала, средоточением истинно русской священной энергии, божественного огня, субстанции русского национального духа. Физическое уничтожение этого культа означает убийство духа, восстание против священных сил, попирание Святая Святых. Такое богоборчество не может не иметь самых серьёзных последствий. Не случайно христианский культ, вбитый в Русь, произрастал именно как вера униженных и оскорблённых - тем самым византийское духовенство тонко решило вопрос с внутренними ощущениями своей паствы, покорившейся силе. Душевная, но бессознательная реакция нации на подавление стала эксплуатироваться как проявление христианской истовости. И наоборот, проявление радости, веселья признавались этим духовенством в качестве свидетельства отступничества, непокорности. Но разве гармония со своей ДУХОВНОЙ РОДИНОЙ может навевать тоску, уныние, печаль? Разве не должна эта гармония вызывать у людей радость и ощущение счастья, полноты?

    Вместе с тем духовное, то есть настоящее уничтожение нуминозного естества невозможно. Являясь собственно сущностью жизни, её субстратом и движущей силой, оно неуничтожимо, оно лежит в основе нашего бытия, в душевной, бессознательной глубине каждого русского человека. Оно, может быть, незаметно неискушённому взгляду, но подспудно проявляется во всём, начиная с образа наших мыслей, с наших душевных реакций, нашей совести и морали, наших снов и заканчивая нашим образом жизни, нашим бытом. Что же касается физической, вещественной формы существования духа, то он непременно его находит. Религия староверов, духоборов, молокан, других русских сектантов и стала таким новым пристанищем русской духовности.

    Что касается искупления, его мы именно теперь претерпеваем, потому что всякое страдание, являясь результатом дурного действия, по сути, а по своей природе будучи физическим проявлением негативной информационной единицы, уже как таковое имеет в себе положительное начало, что в отношении нравственности можно назвать его искупительной функцией, а на энергетическом уровне можно представить как нейтрализацию негативного заряда через его актуализацию. Проще говоря, Космос - это не механизм отмщения, Вселенная не мстительна и не имеет цели преследовать и карать. То, что наши грехи и агрессия обращается против нас самих, - высший закон её существования, закон мудрости, справедливости и жизнедеятельности, закон не столько борьбы со злом, сколько защиты от него. И то, что ущербная жизнь вне вселенской гармонии, существование на душевном мелководье, в духовном вакууме, на периферии собственного естества, отклонение от своего Пути, утрата своего образа и смысла, противоестественность развития неминуемо приводят через многие болезни к вырождению и гибели, - это проявление действия того же самого закона, по которому клетка, не получающая нуминозной энергии, духовной пищи, субстрата жизни, не движимая божественной волей, естественным образом погибает. Так высыхает всякая ветвь, оторванная от дерева, лишённая его соков. Что же касается исправления, то совершить его одновременно трудно и легко. Легко в том смысле, что, по существу, для этого нужно лишь следовать естественности, следовать голосу совести и сердца, посредством которого с человеком говорит его глубинная природа, его предки, его Бог. Но на практике это невероятно трудно; тем труднее, чем дальше мы ушли от этой естественности, чем дальше от своего Пути зашла страна, прозябающая чуждыми, ложными, пустопорожними или откровенно негативными понятиями и реалиями, чем прочнее утвердился каждый из нас в своей повседневности, в неполноценной, искусственно вымученной и навязанной извне жизни больного социума. Алчность вкупе с безразличием, невежество и безверие потерянных людей приводит их к той чисто физической форме существования, о которой писал философ: "Edite, bibite, post mortem nulla voluptas", что значит "будем есть и пить, ибо завтра умрём, и не будет более удовольствий". Нынешнюю эпоху можно назвать эпохой не только информации и энергетики, но ещё и потребительской эпохой, временем, в котором с неслыханной, безрассудной и слепой расточительностью потребляются и расходуются последние остатки бесценной духовной энергии, титаническими трудами разума и духа, благоговейным терпением, смирением и любовью накопленной нашими предками. Причём тратится эта нуминозная энергия на цели столь убогие, сиюминутные, бессмысленные, что ни о какой отдаче речи быть не может. Потенциал почти исчерпан, на его накопление в таких условиях надеяться не приходится, а духовные недуги, болезни и напасти продолжают подтачивать нацию изнутри, всё явственнее проступая наружу. Исцелиться, вернуться к себе можно, только сперва вынув палки из колеса, приведённого в движение нашими предками, из колеса жизни, времени, природы душевной и естественной. Только так, снова своими собственными духовными усилиями, познанием самих себя и общего миропорядка, осознанием и соблюдением своих истинных путей, проторенных нашими предками и с тех пор поросшими непроходимым бурьяном, - только так, по Своему Пути, возможно возобновить движение, движение к своей, настоящей, священной цели.






    Примечания:



    1

    Что характерно, католическая инквизиция признала источником "голосов" Жанны силы демонические. Об этой нуминозной силе, которая вела Жанну, есть смысл сказать ещё раз, чтобы определить её источник и ниже я ещё вернусь к этому.



    10

    Когда я пишу: Бог или Боги, я подразумеваю под этим не свою конкретную позицию по поводу их существа, а просто называю так ту сверхъестественную, нуменозную силу, взаимодействующую с человеком или нароком.



    11

    Я не рассматриваю исламскую религиозную систему, так как в отношении русских проблем это менее актуально. Но, на мой взгляд, исследование ислама в этом же аспекте приведет к похожим выводам.



    12

    Именно потому, на мой взгляд, церковь и была подвергнута жёсткой реформе в середине ХVII века, породившей понятие старообрядчества, что стала устанавливаться условная связь, гармония с миром русским, что для московской власти было опасно. Причины эти я не буду рассматривать в этой книге, так как это отдельная достаточно большая тема.  









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх