Французские веера в Петербурге

1. Beep-palmette. Франция, 1860-е

Кость, бумага

Высота – 26 см, ширина в раскрытом положении – 50 см. Каждая из пластин костяной оправы этого веера завершена фигурным медальоном, вырезанным из картона и оклеенным, бумагой. Пластины оправы украшены тонким растительным орнаментом, выполненным, в технике гравировки и золочения. Экран, состоящий из фигурных медальонов, декорирован раскрашенной литографией, изображающей элегантных светских дам в парке. Их костюмы и прически, характерны для 1860-х годов. По краям выполнен золоченый орнамент в стиле рококо. Веера типа palmette были в моде в 1850-1860-х годах. Своеобразный прорезной орнамент, оправы данного веера в виде симметричных веточек ассоциируется с производством вееров, расположенным, в St-Genevieve d'Oise. Бытовые и семейные сцены стали впервые появляться на веерных экранах в 1830-е годы и сохраняются в последующих десятилетиях. Печать позволила удешевить производство вееров и сделать их досту пными для. большого количества, потребителей. Большое количество вееров с использованием, литографий производили во Франции, откуда их экспортировали в другие европейские страны.. Удешевлению вееров способствовало и внедрение Альфонсом Бауде в 1859 году механической резьбы для изготовления и обработки веерных пластин. Аналогии: Вгапса M. Du Mortier. Fans and Fan Leaves, 1650-1800. Amsterdam, 1992, cat. 38.

2. Веер. Франция, 1870-е

Перламутр, бумага, газ, кружево Высота – 23 см, ширина в развернутом состоянии – 44 см Веер, plie, в оправе из молочно-белого перламутра с экраном из фактурной бумаги (так называемая «куриная кожа»). Оправа веера, составлена из пластин фигурной формы. Очертания пластин вырезаны таким образом, что в нижней части они образуют сплошную поверхность, от которой затем расходятся наподобие прямых лучей. Пластины декорированы орнаментом, в стиле рококо, выполненным в технике гравировки и золочения. Оправа фигурной формы с. ажурной резьбой и золочением.. У основания пластин ы соединен ы с металлической дужкой, с помощью штифта с двумя перламутровыми кнопками. Экран веера украшен, росписью, изображающей мифологическую сцену «Пробуждение Психеи» в обрамлении рокайлей. Справа, вверху расположена подпись художника «Croisy-. Верхний край веера обшит французским кружевом ручной работы, шитого иглой в технике petit-point.

Подкладка из белого газа. Веер находится, в футляре (24 х 3,5 х 4,5) Внутри футляра, марка «Buissot. PARIS». Этот веер – качественный, образец работы парижских мастерских второй половины. XIX века, для которых было характерно использование ценных материалов и сложных видов декора. В создании одного веера принимали участие высококвалифицированные мастера разных профессий: резчики по кости и перламутру, позолотчики, живописцы-миниатюристы, кружевницы, ювелиры. Благодаря их совместным, усилиям были созданы предметы утонченной роскоши. С 1870-х годов художники, занятые в производстве вееров, стали подписывать свои произведения. В художественном решении данного веера ярко выражены черты стиля второго рококо, расцвет которого приходится на 1870-е годы, что и позволяет, датировать его этим временем..

3. Веер. Франция, 1870~ 1880-е

Кость, бумага, ткань Высота – 25 см, ширина в развернутом состоянии – 60 см

Веер, plie, в оправе из кости и с экраном, из бумаги. Станок веера состоит из пластин с пропиленным ажурным орнаментом в виде сетки, составленной из миниатюрных цветов. Орнамент частично позолочен. Широкий жран украшен росписью с изображением сцены из романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Справа вверху имеется подпись художника «F.Rouboud». Сцены, из исторических романов были очень популярными среди художников, расписывавших веера во второй половине XIX века. Высота экрана., превышающая высоту открытой части оправы была характерна, для вееров 1870-1880-х годов. Типичным для. этого времени было и полное заполнение поверхности экрана живописной сценой, без каких-либо орнаментальных добавлений по краям.


4. Веер. Франция, 1870-е

Перламутр, бумага Высота -27 см, ширина, в развернутом состоянии – 49 см Веер, plie, в оправе из молочно-белого перламутра и экраном из бумаги. Ст.анок веера, состоит из широких пластинок, закругленных в месте соединения с экраном. Пластины образуют, сплошную поверхность, украшенную пропиленным ажурным орнаментом. У основания, пластины соединены штифтом с дужкой из желтого металла с двумя перламутровыми кнопками. Роспись на лицевой стороне экрана веера, изображает финальную сцену из пьесы Ф.Ф.Дюмануара и А.Ф.Деннери «Дон Сезар de Базан» (второе название пьесы – «Испанский, дворянин»), премьера которой прошла в Париже в 1843 году. Композиции обрамляет орнаментальная роспись в стиле рококо. Оборотная сторона экрана расписана цветами, и завитками. Использование романтического литературного или театрального сюжета было модным в росписи вееров в середине ~ второй половине XIX века.

В 1842 году английская королева. Виктория устроила в Бэкингемском дворце бал в костюмах времени Эдуарда III. Балы в исторических костюмах устраивали и в других европейских странах, в том числе и в России. Подобные мероприятия послужили толчком, к производству предметов обихода, и аксессуаров костюма, выполненных по образцам, прошлых эпох. Высокое качество станка, и экрана веера позволяют отнести его к работам одной из парижских мастерских. Форма, оправы и пропорции веера типичны для 1870-1880-х годов.


5. Веер. Франция, 1880-е

Имитация черепахи, черное механическое кружево, газ Высота – 35 см, наибольшая ширина в развернутом состоянии – 66 см Веер в оправе из имитации черепахи с экраном, из черного механического кружева. Пластины оправы веера скреплены у основания металлическим. штифтом с дужкой. Крайние пластины оправы более толстые и широкие, чем остальные. В XIX веке велись неустанные поиски искусственных материалов, которые бы имитировали дорогую слонову ю кость и черепаху. В конце века эти поиски увенчались успехом. Предварительно измельченные рога и копыта домашних животных подвергали термической обработке, Полученную массу прессовали и распиливали на тонкие пластины. В заключение их окрашивали, придавая, сходство с черепаховым узором. Из такой искусственной черепахи выполнен станок рассматриваемого веера. Его экран изготовлен из механического кружева, имитирующего дорогое кружево ручной работы шантильи. Характерные черты веера: его большая высота., широкий экран, расположение пластин оправы, между которыми образу ются просветы в раскрытом, положении, веера., были в моде во второй половине 1880-х годов.


6. Веер. Франция, 1890~1900-е

Рог, ткань менье, газ, блестки, золочение Длина, оправы – 21 см, максимальный размер в развернутом, состоянии – 40 см Веер складной, в оправе «I d'Anglaise» из светлого рога, с экраном из металлического газа. Эта ткань имела особое название менье, по имени ее изобретателя француза Menier. Ее стали использовать для изготовления вееров во второй половине XIX века. Станок веера состоит из узких пластин прямых очертаний. Пластины декорированы орнаментальной резьбой с золочением в стиле рококо. У основания пластины скреплены с дужкой, с помощью металлических кнопок. Основа, экрана выполнена из ткани менье, на которую наложен газ в технике аппликации в виде горизонтальных полос с фигурными очертаниями.

Экран декорирован орнаментальной вышивкой позолоченными и посеребренными блестками различных форм, в том числе в виде миниатюрных звездочек. В орнаменте вышивки сочетаются растительные и геометрические мотивы в духе неоклассицизма. В 1890-х годах в связи с начавшимся, увлечением декоративным искусством времени Людовика XVI в моду входят, веера, напоминающие изделия, последней трети XVIII века. Веера 1770-1790-х годов имели оправу из узких пластин, между которыми в раскрытом положении, веера образовывались просветы. Эта форма оправы типична для вееров 1890-1900-х годов. Высота веерного экрана; времени Людовика XVI составляла примерно половину от его общей, длины. В конце XIX – начале XX века эти соотношения соблюдались не так строго, у рассматриваемого веера, жран значительно более широкий, чем у вееров XVIII века. Отличается и угол разворота веера.

Ранние веера угри раскрытии образовывали острый угол, а веера конца XIX – начала XX века раскрывались на 180 градусов.



7, 8. Два экрана от вееров plie Западная Европа, 1860-1870-е

Предположительно принадлежали М. Кшесипской Бумага, печать, роспись Высота – 12 см, ширина в развернутом состоянии ~ 49 см (оба) Экраны выполнены из бумаги и украшены литографиями с ручной раскраской. На лицевой стороне первого изображена многофигурная сцена, пасторального характера с сюжетом «Праздник сбора винограда». На фоне сельского пейзажа представлены две повозки, запряженные козлами. В повозках находятся пары молодых людей. С левой сторон ы изображен юноша с корзиной винограда, а с левой стороны ~ девушка. На лицевой стороне второго экрана изображено светское общество на фоне пейзажа. Сцены на обоих экранах окружены асимметрично расположенными завитками и цветами. Сюжеты росписей этих экранов, выполненных в одной из французских мастерских, типичны для французского веерного искусства середины XIX века.


9. Веер. Франция, 1881~ 1882

Дерево, черная тафта Высота. – 28 см, ширина, в раскрытом состоянии. – 50 см Веер, plie, в оправе из черного дерева с экраном из черного шелка. Пластины экрана закруглены в месте их соединения с экраном. Слегка заходя, друг за друга краями, пластины, образуют, сплошную поверхность. У основания пластины соединены с дужкой с помощью штифта, с двумя, кнопками. На экране веера гуашью изображена, сцена свидания в саду. Слева надпись «Narcisse». Подкладка из черной, тафты. Веера с экраном из черного плотного блестящего шелка, атласа или тафты с росписью, расположенной на лицевой стороне, были в моде в 1880-1890-х годах. Их производили в большом, количестве во Франции. Для вееров этого типа, характерно изображение жанровых сцен, иногда в исторических или маскарадных костюмах. Встречаются изображения аллегорических фигур. Сюжетная, композиция расположена непосредственно на черном фоне без какого-либо обрамления. Оправа, вееров этого типа выполнялась из дерева, перламутра, черепахи. Высота, открытой части оправы уступала по размеру высоте экрана. Пластины оправы "плотно смыкались, образуя, сплошную поверхность. На. более дорогих веерах пластины могли, быть орнаментированы, Аналогии: Парижские веера. 1889-1914. Каталог выставки, М., 2000, с. 51.


10. Веер. Франция, 1890-е

Перламутр, репс Высота – 28 см, ширина в раскрытом состоянии – 49 см Веер, plie, в оправе из переливчатого бело-розового перламутра, Пластины в местах их соединения, с экраном слегка заходят друг за друга краями, образуя сплошную поверхность. Пластины соединены у основания штифтом с дужкой из желтого металла, и с двумя перламу тровыми кнопками. На экране веера, выполненном из репса цвета беж, изображены фигура путти и овальный медальон, вокруг которого асимметрично расположены цветущие ветви в зеленых, голубых и белых тонах. Тип оправы, высота открытой части которой, уступает ширине экрана, характер орнаментальной живописи позволяют датировать веер 1890-ми годами.


11. Веер. Франция, 1890-1900-е

Кость, бумага, роспись Длина оправы. – 28 см, максимальный размер в развернутом состоянии – 49 см Веер-скелет, складной, в оправе, из кости, с экраном из бумаги, Оправа «a l'Anglaise» состоит из узких костяных пластин фигурной, формы, декорированных ажурной резьбой, дополненной росписью в голубых, розовых и зеленоватых тонах с золочением. У основания, оправа скреплена металлическим штифтом с двумя кнопками со вставками из искусственных рубинов. Форма, пластин, в нижней, части оправы образует волнообразный орнамент, Прорезной орнамент расположен посередине в виде симметричного фигурного медальона, напоминающего своими очертаниями бабочку. На образовавшейся поверхности изображены два павлина. и по сторонам от них – две белки. На экране веера, на розовом, фоне расположены медальоны, окруженные гирляндами цветов. В центральном медальоне изображена сцена свидания, а в боковых – фигурки летящих путти. В мелких медальонах изображены, цветы. Края медальонов заполнены трельяжной сеткой и рокайлями, Расположение пластин веера и соотношение пропорций оправы и экрана имитируют веера, второй, половины XVIII века. Однако пластины вееров 1770-1780-х годов были обработаны ажурным, декором полностью, причем он сочетался с рельефной резьбой. На данном веере эти признаки отсутствуют. Сюжет, композиция и стиль росписи оправы близки, образцам декоративного искусства неоклассицизма, В то же время выделение сюжетов росписи в картушах и медальонах на экранах вееров отсылает нас к 1790-м годам и предполагает другую форму оправы – вошедшую тогда в моду оправу, образующую в разложенном виде сплошную поверхность. Таким образом, веер имеет эклектичный характер: в нем сочетаются признаки формы и отделки, вееров, существовавшие в разные десятилетия XVIII и XIX веков. Композиция и манера живописи в медальонах, в свою очередь, не соответствует стилю живописи, конца. XVIII столетия. Эти особенности, позволяют, датировать веер последним десятилетием XIX – началом, первого десятилетия XX века, когда одним из весьма популярных стилей был стиль французского придворного искусства времени Людовика XVI, к которому и тяготеет рассматриваемый веер.



12, 13. Веер «Лента». Франция, 1770-1780-е

Лицевая и оборотная сторона. Перламутр, бумага, роспись, золочение Длина оправы – 28 см, максимальный размер в развернутом виде – 43 см Веер-скелет, складной, в оправе из молочно-белого перламутра с двойным бумажным, экраном. Перламутр декорирован, ажурным, резным орнаментом, золочением и росписью в виде ленты и веточек с цветами, Пластины соединены у основания металлической дужкой с помощью штифта с двумя кнопками из металла. В раскрытом положении веера на его пластинах образуется медальон с изображением, пастуха с двумя овцами, вокруг ленты и цветы. На лицевой стороне экрана, в медальоне неправильной формы изображена пасторальная, сцена.: в глубине, на фоне сельского пейзажа, под деревом, две сидящие дамы и кавалер, а слева на переднем плане крестьянин, играющий на дудочке. Вокруг медальона на темном фоне сиреневато-коричневого оттенка изображены разбросанные цветы и сложенные углами ленты, одна розовая, a. другая кружевная в манере tromp l'oeil. Изображение полос, кружева, и лепт было одним из модных сюжетов не только в росписи вееров, но и в орнаментации декоративных французских тканей во второй половине XVIII столетия. Композиция росписи оборотной стороны близка ко многим образцам XVIII века, например росписи веера из собрания Государственного Эрмитажа в книге «Императорские веера из Эрмитажа» (Лондон, 1998, каталог выставки, илл. 17 В). На обороте, на. белом, фоне изображен пейзаж, с водоемом, в центре которого на небольшом острове показана сидящая дама, с удочкой в руке. Сверху и по сторонам изображена, легкая гирлянда цветов. Аналогий: Аналогия росписи, лицевой стороны – веер «Королева Эстер перед царем. Ассуром» из собрания музея изящных искусств в Бостоне (Bennet A.G. Unfolding Beauty. London, 1988, cat. 10).







Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх