«Франко-российский альянс изменил ход мировой Истории. Следствием ...

«Франко-российский альянс изменил ход мировой Истории. Следствием энюго является нынешнее положение Франции, Германии и России. В данном контексте этот союз – ключевое событие XIX века».

(Шарль Корбе, 1967)

1. Теофиль Пуалъпо

Коронация императора Александра III. 1891 Панорама


Главные события

27 августа 1891 года обмен письмами, оговаривающими, что оба правительства будут действовать сообща в случае угрозы их безопасности.

13 августа 1892 года генерал де Буадефр подписывает с начальником русского Генерального штаба секретное военное соглашение.

27 декабря 1893 года царь окончательно одобряет этот договор. июнь 1895 года министр иностранных дел Габриэль Аното официально подтверждает существование соглашения, не раскрывая его содержания.


Хроника

1891 год

май-октябрь французская выставка в Москве. Царь посещает ее 30 мая. Демонстрация панорамы Т.Пуальпо «Коронация царя Александра III», призванной, по словам президента Карно, «вновь показать России, до какой степени у нас ее понимают».

Царь дарит торговому дому Бурдье письменный прибор из яшмы. Бурдье преподносит императрице пасхальное яйцо из серебра с эмалями с букетом анютиных глазок внутри. Букет выполнен из бриллиантов и розовой финифти.

23 июля прибытие в Кронштадт французской эскадры во главе с вице-адмиралом Жерве. 25 июля приезд царя.

28 октября – 5 ноября франко-русские торжества в Бресте, устроенные городскими властями по случаю прибытия в порт российских военных кораблей.


1893 год

13 октября прибытие в Тулон российской эскадры под командованием адмирала Авелана в составе броненосца «Император Николай», крейсеров «Память Азова», «Адмирал Нахимов», «Рында» и канонерской лодки «Терец». Торжественный прием и праздничные гулянья на протяжении нескольких дней. Госпожа Жюльетта Адам приезжает в Тулон, чтобы вручить адмиралу Авелану 2133 браслета-талисмана для жен матросов, брошки для супруг офицеров и бриллиантовые украшения для семьи адмирала. Генеральный Совет Вара преподносит адмиралу статую, а городские власти Безансона дарят ему золотые часы. Адмирал дарит городу Тулону серебряную статуэтку русского моряка па яшмовой подставке: моряк держит в руках гербовые щиты Кронштадта и Тулона. 17 октября прибытие российских моряков в Париж. Город Париж преподносит адмиралу серебряную модель статуи «Мир на грани войны» Кутана, 126 офицерам бронзовую копию скульптуры «Дума» Шапю и каждому из 2232 моряков альбом с видами Парижа. Адмирал дарит в ответ серебряную модель корабля с российским царским орлом на корме, покоящимся па четырех дельфинах.

24 октября посещение Версаля.

25 октября прибытие в Лион.

Город передает два шелковых платья для императрицы, вручает морякам восемь знамен и 2300 шелковых шейных платков, а также книгу с тиснением по шелку.

26 октября прибытие в Марсель.

27-28 октября отплытие русского флота из Тулона. Президент Карно приезжает проводить моряков. Французское Общество франко-русских предприятий дарит конную статую Петра Великого; город Орлеан преподносит статую Жанны дАрк, Бордо – вино…


1894 год

24 июня убийство президента Карно. Траурный венок, обещанный императором Николаем II во время посещения Пантеона в октябре 1896 года, возлагается на могилу президента Карно 4 ноября 1896 года; венок – метрового диаметра из позолоченного серебра с эмалями с изображением двух гербов. 1 ноября кончина царя Александра III. Власть переходит к Николаю II. 26 ноября бракосочетание Николая II с принцессой Алисой Гессен-Дармштадской.


1895 год

17 января избрание Феликса Фора президентом Французской республики.

июнь министр иностранных дел Габриэль Аното официально подтверждает существование Альянса. ноябрь прибытие в Гавр подарков Николая II Франции в память о празднествах 1893 года: гигантской яшмовой вазы (Парижу) и картин (Лиону, Марселю и Тулону). Санкт-Петербург присылает ценную шкатулку.


1896 год

26 мая коронация Николая II.

5 октября прибытие Николая II в Шербур. Его принимает президент Феликс Фор.

6 октября закладка в Париже первого камня моста Александра III.

7 октября Николай II приезжает поклониться двум символам французского патриотизма: монументу в честь Страсбурга на площади Согласия и статуе Жанны д'Арк.

8 октября посещение Николаем II Лувра и Севрского фарфорового завода. Поездка в Версаль.

9 октября военный парад в шалонском лагере, в котором принимают участие 100 тысяч солдат. Отбытие царской четы поездом. Русской императорской семье подарены: настольное украшение из севрского бисквита для императрицы; рождественский альбом, преподнесенный царю в память о празднествах 1896 года, с рисунками Клерена, Жервекса, Кутюрье и Жамбона (такой же альбом был вручен президенту Республики). Французская пресса дарит большую акварель Эдуарда Детайя.


1897 год

19 мая прибытие в город Шателлеро колокола, подаренного царем.

18 августа отплытие президента Феликса Фора в Россию из Дюнкерка на борту «Потюо».

23 августа прибытие президента Франции в Кронштадт.

24 августа обед во французском посольстве в Санкт-Петербурге. Меню оформлено Клереном и выполнено из слоновой кости Девамбезом. Дары от городских властей Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода (воспроизведение в золоте одной из почитаемых икон) и Москвы. Подарки от гильдии купцов: золотое блюдо с эмалями. В его декоре галльский петух и российский герб выполнены в традиционном русском орнаменте.

25 августа парад в Красном Селе.

26 августа во время торжественного обеда в Кронштадте Феликсом Фором и Николаем II произнесены тосты «за дружественные союзные державы». Николай II дарит Феликсу Фору вазу в византийском стиле из зеленого агата и письменный прибор из розового агата.

31 августа возвращение высокого гостя во Францию.



2. Луи Дюмулен Северная эскадра линейных кораблей в порту Кронштадта. 1893

Музеи Версаля



3. Теофиль Пуалъпо Посещение президентом Карно броненосца «.Николай I» на Тулонском рейде

Панорама



4. Поль Жобер Прибытие русской эскадры в Тулон 13 октября 1893

Холст, масло Музеи Версаля


5. Леон Кутюрье Французская эскадра, прибывшая из Шербура встречать царя, сопровождает и приветствует русские императорские яхты 5 октября 1896 года. 1899

Холст, масло Музеи Версаля



6. Эдуард Детай Смотр в Шалоне. 1898 Холст, масло

Музеи Версаля


1899 год

февраль избрание Эмиля Лубе президентом Франции.


1901 год

18 сентября прибытие русской императорской четы в Дюнкерк.

Президент Французской Республики встречает гостей на борту «Кассини». 21 сентября военный парад в Бетени (в окрестностях Реймса).


1902 год

14 мая отъезд Эмиля Лубе в Россию по личному приглашению Николая II; отплытие из Бреста на борту «Монкальма».

20 мая, прибытие в Кронштадт.

21~23 мая пребывание в Санкт-Петербурге.

23 мая возвращение Эмиля Лубе во Францию на борту «Монкальма».

28 мая, прибытие в Дюнкерк. Смотр Северной эскадры с борта сторожевого миноносца «Стремительный».


1913 год

17 января избрание Раймона Пуанкаре президентом Французской Республики.


1914 год

июль поездка президента Франции Раймона Пуанкаре в Россию.


7. Альфред Роллъ Памятное событие закладки первого камня моста Александра III. 1899

Холст, масло

8. Анри Жервекс Коронация Николая II Эскиз диорамы.

Музей Осэ, Париж

Картины, запечатлевшие события Франко-российского альянса, в парижских Салонах


Франко-российский альянс – последнее из явлений внешней политики Франции, события которого нашли столь подробное отражение в искусстве, что можно говорить о его собственной иконографии. Произведения создавались, главным, образом, в рамках государственных и городских заказов или закупок. Авторами картин были либо «официальные» художники, мастера больших исторических полотен: Эдуард Детай, Луи Беру, Ипполит Берто, Анри Жервекс и Альфред Ролль; либо штатные художники военно-морского ведомства. Во последнем, случае речь идет о живописцах, причисленных к Министерству военно-морского флота и специализировавшихся на подобных сюжетах. Это Луи Дюмулен, Поль Жобер, Эжен Дофен, Гастон Рулле, Эмиль Нуаро, Вильям, Джонсон и Эжен Шиго. Отдельно отметим, две панорамы на данную тему, выполненные известным, художником Теофилем Пуалъпо, ярым республиканцем, близким к правительственным кругам. Несмотря на сугубо официальную атмосферу, сопутствующую созданию этих картин, многие из них не только интересны с живописной точки зрения, но и отличаются неожиданным ракурсом взгляда художника на исторически, значимое событие. Так, Эдуард Детай запечатлел миг, когда правительственный кортеж направляется к вокзалу после шалонского парада. Альбер Даван, изображая смотр войск в Бетени, выбрал момент, когда императрица, выходит, из экипажа, возле которого ее встречают российский император и президент Французской Республики.


1893 год

Салон Национального Общества изящных искусств

Луи Дюмулен «Северная эскадра линейных кораблей в Кронштадте» (приобретена государством; Музеи. Версаля).


1894 год

Салон Общества французских художников

Ипполит Берто «Праздничный Париж. в 1893 году. Франция и Россия» (оформление для парадного зала; галерея Лобо Парижской ратуши).

Полен Бертран -13 октября, 1893 года. Прибытие русской эскадры в Тулон»

Эжен Шиго «Прибытие катера, адмирала. Авелана. в военный порт Тулона» (приобретена государством; Музей города Ажана).

Эмиль Дамерон «Посещение броненосца «Император Николай» в Тулоне. Октябрь 1893 года»

Поль Жобер «Прибытие русской эскадры в Тулон 13 октября 1893 года» (приобретена государством, Музеи Версаля).

Уильям Йохансон «Русская, эскадра, на пути во Францию»

Жан-Батист Олив « Отплытие русской эскадры, тулонский рейд»

Эмиль Нуаро «Тулонский рейд, октябрь 1893 года» Салон Национального Общества изящных искусств

Эжен Дофен «Русская, эскадра на рейде в Тулоне. Посещение президентом Франции броненосца "Император Николай I"» (приобретена государством; мэрия города Вилънев-сюр-Ло); «Русская эскадра на рейде в Тулоне. Посетители штурмуют «Адмирал Нахимов» и «Память Азова»

Луи Дюмулен «Франко-русские торжества» 1897 год Салон Общества французских художников

Луи Беру «Николай II у могилы Наполеона I в Доме инвалидов»

Ипполит Берто «Братание знамен. Париж, октябрь 1897 года»

Андре Бруйе «Прием Их Величеств Императора и Императрицы России во Французской Академии»

Луиджи Луар «Воспоминание о 7 октября 1896 года; панорама Ратушной площади. Франко-русские торжества»

Эмиль Майяр «Северная эскадра, сопровождает императорскую яхту по прибытии российского Императора и Императрицы во французские воды. Шербур, 5 октября 1896 года»

Робер Моле «Император Николай II и Императрица Александра Федоровна в Шербуре на смотре эскадры»

Леон Густав Раванн «В Шербуре. 5 октября 1896 года» ( «Полярная Звезда» с Их Величествами царем, Николаем II, царицей и великой княжной Ольгой на борту прибывает на шербурский рейд через западный вход в сопровождении «Штандарта» и Северной эскадры. Команда « Флегетона» семь раз, согласно уставу, кричит «ура».)

Анри Эдмон Рюдо «Прибытие Его Величества российского Императора во Францию; им ператорские яхты в сопровождении французской, эскадры»

Жорж Скотт «Поенный парад в Шалоне» Пьер Луи Вотье «Торжественное открытие моста Александра III»


Салон Национального Общества изящных искусств

Эжен Дофен Их Величества Император и Императрица, России с президентом Французской Республики отправляются на борт «Оша» после военно-морского парада (Шербур, 5 октября 1896 года)» «Полярная Звезда» и «Штандарт» отплывают в Шербур в сопровождении французской эскадры (5 октября 1896 года)»

Арвид Йохансон «5 октября 1896 года, французский эскорт» (приобретена Музеем города Сен-Бриек).


Салон Независимых

Шарль Морель «В Шалонском лагере, 9 октября 1896 года»


1898 год

Салон Общества французских художников

Эдуард Детай «Смотр в Шалоне» (государственный заказ; Музеи Версаля).

Николай Гриценко "Прибытие французской эскадры в Кронштадт 23 августа. 1897 года»; «Французская, эскадра. 23 августа 1897 года, 8 часов утра»


1899 год

Салон Национального Общества изящных искусств

Леон Кутюрье «Французская эскадра, прибывшая из Шербура встречать царя, сопровождает и приветствует русские императорские яхты 5 октября 1896 года» (государственный заказ; Музеи. Версаля).

Анри Жервекс «Портрет. Его Величества Им ператора Николая II»

Альфред Ролль «Памятное событие закладки первого камня моста Александра III»


1900 год

Всемирная выставка

Андре Бруйе «Прием Их Величеств Императора и Императрицы России во Французской Академии» (Салон Общества французских художников, 1897).

Эдуард Детай «Император, Императрица и президент Феликс Фор направляются на вокзал Бови после смотра в Шалоне» (Салон Общества французских художников, 1898).

Альфред Ролль Памятное событие закладки, первого камня моста Александра III» (Салон Национального Общества изящных искусств, 1899). 1902 год

Салон Общества французских художников

Эмиль Майяр «Кассини» и «Штандарт» производят смотр эскадры. Дюнкерк, 17 сентября 1901 года»


1905 год

Салон Общества французских художников

Альбер Даван «Парад в Бетени. 21 сентября. 1901 года» (государственный заказ; Музеи Версаля).


Другие произведения

Эжен Шиго «Отплытие президента Феликса Фора, в Россию. Август 1897 года» (картина находилась в мэрии Дюнкерка с 1901 года, погибла в 1940 году).

«Кассини» под флагом, г-на Эмиля Лубе выходит из порта Дюнкерка встречать российского императора 18 сентября 1901 года» (Подарена президенту Северным комитетом в 1904 году. Находилась в замке Бегюд де Мазенк. Нынешнее местонахождение неизвестно.)

Раймон Фурнье-Сарловез «Встреча на вокзале Его Величества Императора России Николая II сенатором и мэром Компьеня г-ном Шове, городскими и, областными властями 18 сентября 1901 года » (находится в ратуше Компьеня с 1907 года).


9. Николай Николаевич Гриценко (1856-1900) Российская эскадра в Тулоне. 1893

Холст, масло. 80 х 13 Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

10. Лев Самойлович Бакст (1866-1924) Карнавал на парижских улицах по случаю прибытия российских моряков 5 октября 1893 года.

1900 Холст, масло. 296 х 190 Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург Фото Центрального военно-морского музея, Санкт-Петербург Картина была подарена великим, князем, Алексеем Александровичем в 1901 году


11. Алексей Петрович Боголюбов (1824-1896) Российская эскадра в Тулоне. 1893

Военный Клуб, Париж Фото Т.Моженок


Панорамы

Теофиль Пуальпо «Коронация царя Александра III» (картина экспонировалась на французской выставке в Москве в 1891 году, а затем в Париже и Лионе).

Теофиль Пуальпо «Посещение президентом Карно броненосца «Николай, I » на тулонском, рейде» (картина выставлялась в Париже в 1895 году, а затем в Нижнем Новгороде в 1896 году).

Диорамы

Анри Жервекс «Коронация, Николая 11 (картина, экспонировалась в Азиатском разделе Русского павильона на Всемирной выставке 1900 года,, а затем в Клубе сухопутных и военно-морских сил в Санкт-Петербурге). Салон Национального Общества изящных искусств, 1899

Этюд Успенского собора (эскиз) Салон Национального Общества изящных искусств ,1909 Эскиз коронации, Николая II (музей Орсэ) Ф.Р.


Картины русских художников, запечатлевшие события Франко-российского альянса

Возникновение альянса России и Франции расценивалось в Российской империи как чрезвычайно важное событие. Александр III, а впоследствии, Николай II заказывают, официальным художникам, картины для государственных учреждений и исторических музеев. На этих полотнах должны были быть запечатлены наиболее значительные эпизоды, многочисленных празднеств.

Так, Алексей Боголюбов 1* , известный художник, причисленный к Штабу военно-морского ведомства, отправляется в Тулон, чтобы запечатлеть прибытие туда, в 1893 году русской, эскадры. Он берет с собой двух учеников: Михаила Ткаченко 2* и Николая Гриценко 3* , откомандированных в парижскую мастерскую художника. Министерством, военно-морского флота в 1887 году. Произведения, написанные этими художниками, были вручены в ноябре 1895 года, в числе других подарков Николая II в память о торжествах 1893 года,, парижскому Военному Клубу, а также городам Тулону и Марселю.

В следующем, году французское правительство произвело Боголюбова в кавалеры ордена Почетного легиона, а Гриценко и Ткаченко наградило орденами Почетного легиона. В России картины, в память о торжествах, в частности полотна Леонида. Блинова, и Льва Бакста, будут переданы, императором, в музеи.

1891 год

Михаил Ткаченко «Французская эскадра в Кронштадте» (Центральный, военно-морской музей, Санкт-Петербург).

1893 год

Алексей Боголюбов «Российская, эскадра, в Тулоне». 1893 (Военный Клуб, Париж).

Художник запечатлел, четыре крейсера и канонерскую лодку из числа кораблей российского флота при входе на. тулонский рейд.

Алексей Боголюбов «Российская эскадра в Тулоне». 1893 (Дерево, масло. 27 х 18; Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург. )

Алексей Боголюбов «Тулон, 1/12 октября 1893 года». Эскиз. 1893 (Дерево, масло, 19 х 27; Художественный музей им. А.Н.Радищева, Саратов.)

Михаил Ткаченко «Российская эскадра в Тулоне в 1893 году». 1893 (Холст, масло. 143 х 233; нынешнее местонахождение неизвестно.)

Эта картина, подаренная Николаем 11 в 1895 году городу Тулону, фигурирует в «Перечне произведений искусства и археологических находок Тулона», составленном Росси и Фонтаном, в 1900 году (инвентарный номер 246). Однако после Второй Мировой войны она уже не значится в музейном каталоге, и ее нынешнее местонахождение неизвестно. Не погибло ли это полотно во время одной из бомбардировок города в 1944 году ? Мы обнаружили в местном музее Старого Тулона снимок русской эскадры на тулонском рейде с посвящением «на добрую память господину и госпоже Мартине от их вечно преданного и благодарного друга Михаила Ткаченко». На обратной стороне фотографии находится следующая надпись: «Я завещаю музею Старого Тулона снимок под стеклом, висящий в прихожей моей квартиры на улице Анатоля Франса, 20, запечатлевший прибытие российской эскадры в Тулон в 93 году; эта фотография была подарена моим родителям г-ну и г-же Мартине русскими художниками Гриценко и Ткаченко, направленными царем на франко-российские торжества в Тулоне. Снимок был сделан этими художниками, которых мои родители принимали в своем доме во время празднеств. Госпожа Жаннет Мартине, 5 ноября 1969 года». Алексей Гриценко «Российская эскадра в Тулоне». 1893 (Холст, масло. 138 х 229; Музей, изящных искусств, Марсель). Алексей Гриценко «Российская эскадра в Тулоне». Эскиз к картине, находящейся в марсельском Музее изящных искусств. 1893 (Холст, масло. 80 х 130; Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург; подарен женой художника в 1922 году. ) Леонид Блинов 4* «Российская эскадра в Тулоне». 1893 (из собрания Художественного музея Тулона; ныне в музее Старого Тулона). Леонид Блинов «Прибытие российской эскадры на. тулонский рейд». 1895 (Холст, масло. 123 х 214; картина, была подарена Николаем. II Русскому музею в Санкт-Петербурге в 1897 году.)

Лев Бакст «Карнавал на парижских улицах по случаю прибытия российских моряков 5 октября 1893 года». 1900 (Холст, масло. 205 х 305; Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург). Картина, была подарена великим князем Алексеем Александровичем (?) в 1901 году. Эскизы к этой работе хранятся, в Русском, музее в Санкт-Петербурге.

В 1893 году Бакст, будущий художник «Мира искусства», живший тогда в Париже (до 1896 года) 5* получает заказ от великого князя Алексея Александровича на картину, которая воссоздала бы торжества в Париже по случаю прибытия российских моряков. Работа над этим большим полотном продвигалась довольно медленно, и Бакст показывает ее великому князю лишь в 1897 году. Картина построена, на контрасте между неподвижными, громадами парижских зданий (действие разворачивается на площади Республики – хорошо видна статуя Республики, в ту пору новый столичный памятник, воздвигнутый в 1883 году) и ликующей толпой в свете уличных фонарей и японских карманных фонариков. Однако композиция картины оказалась не очень удачной, в ней нет цельности. Российские художественные круги встретили полотно довольно сдержанно. В 1900 году его разместили на парадной лестнице Военно-морского музея, находившегося тогда в Адмиралтействе (Санкт-Петербург) 6* . В 1940 году, когда музей, был переведен в здание Биржи, картина оказалась в запасниках, где она находится по сей день. Больший интерес по сравнению с самим полотном представляют эскизы, запечатлевшие различные образы парижан минувшей эпохи, как, например, «Торговец картинками». 1893 (Русский музей, Санкт-Петербург).

1896 год

Николай Гриценко «Приход яхты «Полярная звезда» в Шербур». 1896. (Холст, масло. 147 х 237; Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.) Михаил Ткаченко «Прибытие императорской яхты «Штандарт» в Шербур». 1896 (Холст, масло. 56 х 92; Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург. )

1897 год

Николай Гриценко «Приход французской эскадры, в Кронштадт 23 августа. 1897 года в 8 часов утра». 1897 (Холст, масло. 45 х 237; картина выставлялась в 1898 году в Товариществе французских художников; ныне в собрании Музея д'Орсэ, но хранится в парижском Музее моря.) Гриценко как штатный художник военно-морского ведомства (с 1894 года) лично присутствовал, на встрече президента. Феликса Фора в Кронштадте.

1901 год

Эмиль Бенедиктов Хиршфельд 7* «Базенны преподносят русскому государю и государыне позолоченную рыбу». 1901

(Холст, млело. 201 х 286; Музей изящных искусств, Дюнкерк; картина была подарена в 1971 вдовой художника городу Дюнкерку для Музея изящных искусств.) Рыболовство издавна являлось основным занятием жителей Дюнкерка. Согласно местной традиции, сохранявшейся на протяжении всего XIX века, базенны (жены капитанов рыболовецких судов) дарят самым, именитым, заезжим гостям серебряну ю либо позолоченну ю рыбу. 18 сентября 1901 года Николай II и Александра Федоровна прибывают в Дюнкерк на борту «Штандарта» во время официального визита, во Францию, производят смотр флота и получают подарки, в том числе позолоченную рыбу от. жен капитанов. Сцена происходит на причале Торговой, палаты, украшенном в честь этого события. Хиршфельд приезжал в Дюнкерк на. праздничные дни Франко-российского альянса и принимал участие во всех торжествах. Картину, написанную по заказу российского посольства, в Париже, должны были вручить царю, но этого не произошло по политическим, причинам.



12. Альбер Даван Парад в Бетени 21 сентября 1901 года

Музеи Версаля



13. Эмиль Бенедиктов Хиршфельд (1867-1922) Базенны преподносят государю и государыне позолоченную рыбу. 1901

Холст, масло Музей изящных искусств, Дюнкерк


Павел Пясецкий 8* «Визит императора Николая II во Францию в сентябре 1901 года».

Эскиз к движущейся панораме. Октябрь- декабрь 1901 (Акварель, бумага, наклеенная на холст, рулон. 48,3 х 1000; Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; происх. – из Центрального географического музея.) Панорама, запечатлела прибытие императорской яхты «Штандарт» в порт Дюнкерка., торжественный, прием. Николая II и императрицы, их въезд в украшенный по случаю праздника город, и улицы с лику ющим, народом. Далее на, ней можно увидеть президентский поезд, преодолевающий пространство между Дюнкерком и Компьенем, а также внутреннюю часть вагона-салона, Пясецкий также воссоздает мэрию и замок Компьеня, в котором останавливалась императорская, чета, со спальней Николая II, библиотекой и парадной лестницей, Художник изображает и отъезд на маневры, состоявгииеся в окрестностях Реймса, штурм фреснейского форта, посещение крепости в Витри. Кроме того, мастер запечатлел приезд государя и государыни в Реймс, торжественный прием на разукрашенных улицах города, посещение монархами местного собора, их встречу с кардиналом. Ланженьо и возвращение в Компъенъ. Прогулка императорской четы по террасе компъенского дворца должна, была напомнить о минутах отдыха. Далее следуют пейзажи и сцены, маневров с видами павильонов, сооруженных в поле в честь прибытия высоких гостей. Наконец, мы видим отъезд императорской четы, стоящей на ступеньках вагона.


Избранная библиография

Айвазовскому вослед… Произведения, художников морского ведомства России в собрании. Центрального военно-морского музея. XIX – начала XX века: Каталог. Санкт-Петербург, 2000.

Клеман М. Переписка, Эмиля, Золя с русской интеллигенцией // Литературное наследство. Т. 31-32. Русская, культура, и Франция. М„ 1937, с. 934-980.

Центральный военно-морской музей. Каталог живописи. Л., 1970. Les Tsars et la Rйpublique, Centenaire d'une Alliance. Catalogue de Vexposition. Musйe de Г Armйe, Hoptel National des Inv alides. Paris, 1993. Texte du colonel Raymond Noulens. LURSS et la. France. Les grands moments d'une tradition. Cinquantiиme, anniversaire des relations diplomatiques franco- soviйtiques. Catalogue de l'exposition. Paris, Grand. Palais. Dйcembre 1974 – fйvrier 1975.

Un Tsar а Compiиgne: Nicolas II 1901. Musee National du. Cheteau de Compiegne, 29 septembre 2001 – 14janvier 2002. T.M.

Перевод с французского Нонны Паниной Перевод авторизирован


14. Алексей Петрович Боголюбов (1824-1896) Российская эскадра в Тулоне. 1893 Масло, дерево. 27 х 18 Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

Михаил Ткаченко (1860~ 1916) Российская эскадра в Тулоне в 1893 году. 1893 Холст, масло. 143 х 233 Нынешнее местонахождение неизвестно

Николай Николаевич Гриценко (1856~1900) Российская эскадра в Тулоне. 1893 Холст, масло. 138 х 229 Музей изящных искусств, Марсель Фото Музея моря, Париж


Примечания

1* Алексей Боголюбов (1824, поселок Померанье, Новгородская область – 1896, Париж), художник-маринист. баталист и пейзажист. Член Товарищества передвижных художественных выставок с 1873, принимал, участие в выставках Товарищества с 1871. В 1877учредил благотворительное Общество вспомоществования русских художников в Париже. В 1885 стал одним из основателей Рисовального училища и картинной галереи в Саратове (ныне Художественный музей им. А.Н.Радищева), которому пожертвовал собранную им коллекцию живописи и завещал все свое состояние.

2* Михаил, Ткаченко (1860, Харьков – 1916), художник-маринист, баталист и пейзажист. В 1879-1883 учился в Академии изящных искусств в Санкт-Петербурге. В 1900 Ткаченко был зачислен в штат Министерства и Штаба военно-морского флота. С 1887 жил во Франции, изображал военные парады в России и других европейских странах.

3* Николай Гриценко (1856, Кузнецк – 1900, Ментона), художник-маринист. Окончив Императорское инженерное училище в Кронштадте, Гриценко служил на военном флоте. В 1885- 1887 учился в Академии изящных искусств. С 1884 – в штате военно-морского ведомства.

4* Леонид Блинов (1867, деревня Новое Верховье, Ярославская область – 1903, Алупка), художник-маринист, и баталист. В 1885-1894 учился в Академии изящных искусств. В 1894 был зачислен в штат военно-морского ведомства.

5* Летом. 1893 Бакст супановится преподавателем, живописи детей великого князя Владимира Александровича в Царском Селе и таким образом попадает в русские аристократические круги. Однако, будучи страстно влюбленным в некую французскую актрису, он в тот. же год уезжает в Париж и остается там на три года.

6* См.: Бенуа. А. Мои. воспоминания. М., 1993, с. 622, 623.

7* Эмиль Хиршфельд (1867, Одесса – 1922, Конкарно), художник, писавший полотна на. исторические темы, жанровые картины и пейзажи, Учился живописи в Мюнхене, а затем в Париже у Кормона, Т.Робера-Флери и. Лефевра. Жил в Конкарно – он часто изображает этот, город в своих работах. В последний, период жизни писал, в основном, морские пейзажи, этюды, волн и лунного света,

8* Павел Пясецкий (1843, Орел – 1919), известный путешественник, художник, вольный почетный член Петербургской Академии художеств, действительный член Российского Географического общества, доктор медицинских наук и писатель. Автор ряда медицинских и географических трудов, в которых он описывает свои многочисленные поездки, в качестве художника и врача, См. о Пясецком и его панораме: Un Tsar а Compiиgne: Nicolas II, 1901. Musee National du Chвteau de Compiиgne. 29 septembre 2001 – 14 janvier 2002, p. 14-17, cat, 81.



Люди

Ludens


1. Версаль. Прогулка короля. 1897

Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш. 21,4 х 46 ГРМ





 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх