Интервью с Игорем Мотовиловым.

группа "Народное ополчение"

г. Санкт—Петербург 13.02.99


Ольга: Когда и при каких обстоятельствах образовалась группа "Народное ополчение"?

Игорь: Образовалась в 1982-м, я там играю с 1985-го. Были домашние записи, магнитоальбомы.

Костяк составляло 3 человека Федя «Бегемот», Ослик и Алекс Оголтелый. Тогда музыкальная деятельность могла выражаться только в записях, потому что с концертами (тем более таких групп) в советское время было бесперспективно.

В 1985 году был записан двойной альбом «Новогодие», потом в 1986-м — альбом «Война», а в 1987-м году собрался плотный коллектив, который составляли Алекс — вокал, Вадим Снегирев на бас — гитаре, Леша «Микшер» — на барабанах, я, соответственно, на гитаре. Мы выступили в рок-клубе в 1987-м и начали плотно гастролировать.


О: Как ты узнал о существовании группы?


И: О существовании узнал давно еще. Будучи маленьким мальчиком, лет в 15, наверное. Не думал никогда, что попаду туда. Казалось, такие крутые ребята. Просто по рукам ходили записи, и ко мне попали.

В 1985 году меня попросили участвовать в записи. Там очень много людей писалось. Там даже Густав из «Кино» на барабанах был.

Вообще, в "Народном ополчении" переиграло человек 60.


О: Можно сказать, что "Народное ополчение", как «АУ», где Свинья — бессменный лидер, а остальные люди вокруг его творческого начала группируются?


И: Ну, да.


О: А какую музыку тогда слушали? Легко было достать записи?


И: «Exploited», "Public Image Limited" — пластинки ходили.


О: Сначала в рок-клуб вас не принимали?


И: Сначала не хотели принимать. У нас была программа про Брежнева, в основном. И что-то побаивались, а потом приняли — вроде как перестройка началась.


О: То есть, 1987 — уже особого давления со стороны власти не было?


И: Да.


О: А до этого?


И: Конечно. В КГБ вызывали — Федьку, Алекса. Федор сказал даже, что все заиси уничтожил, а сам их перепрятал. И не безосновательно, потому что прямая угроза была.


О: А песни у вас какого плана были?


И: "Брежнев жив":

Есть надежда, есть надежда,

Что будем жить, как прежде.

Есть надежда, есть надежда,

Что снова будет Брежнев.


О: Потом вы вступили в рок-клуб, появилась возможность давать концерты. А где вам концерты рок-клуб устраивал?


И: В Петропавловске играли, в Бресте, в Камчатке, в Бердянске.


О: И как вам там принимали?


И: Принимали хорошо. А тогда всех так принимали. Людей ходило много. Были даже фанаты.


О: Какие воспоминания тех лет?


Таня (жена Игоря): Как-то скупили весь одеколон, Алекс выпил — горло сжег и петь не мог.


И: Первый концерт был в 1986 году. Конкурс комсомольской политической песни. Все там комсомольцы с акустическими гитарами. А тут Панк-рок такой… Песня "Атомный вальс" с саксофонами. Народ в шоке был, конечно. Весело очень.


Таня: И пока все от шока не отошли, мы оттуда бегом, пока морду не набили (смеются)


И: Причем саксофонисты играть на саксофонах почти не умели, но дули одновременно и было очень весело. Один из них стоял на маленькой табуреточке.


О: А как удавалось в условиях обыденной советской действительности быть панком, внешне как-то отличаться от окружающих обывателей?

И: Интересно. На самом деле, постоянно в милицию забирали. Хотя сейчас не понятно за что — просто за внешний вид, хотя там не было чего-то такого.


Таня: Сейчас все так ходят. А раньше просто выходишь из метро — хоп, в машину и увезли.


О: И какие обвинения предъявляли?


Т: Стрижка не такая как у всех.


И: Мелкое хулиганство.


О: А как еще ваш Панк-рок внешне выражался?


И: Какие-то костюмчики старенькие 56 размера, кирзовые ботинки, драные кеды, булавки… цепочки на джинсах, кучи значков всевозможных.


О: Если в двух словах выразить концепцию группы — это был стеб над советской окружающей действительностью?


И: Образ жизни скорее такой. А в песнях — доведение официальной идеологии до маразма.


О: Как нарулились ваши европейские гастроли?


И: Дима Янковский — был у нас такой администратор — повез нас в Швецию в 1989 г. Мы были первой советской группой, сыгравшей на этом фестивале. Играли там разные монстры — «Motorhead», "Laibach".


О: А где вы репетировали?


И: Репетиции были периодические. В НЧ/ВЧ репетировали, еще каких-то подростковых клубах.


О: Расскажи чуть подробнее о вашем зарубежной поездке. Что вы там делали?


И: Что делали? Концерт играли. А что еще?


О: Ну, я не знаю. Может, записывались… бухали страшным образом…


И: Бухать там было особо и не на что. Дорого стоит. Нашли самое дешевое вини "Аврора".


О: А пиво? Оно же дешево там стоит.


И: А пиво там слабое.


О: А какие страны вы посетили?


И: Швеция, Дания, Германия.


О: И где вам больше понравилось?


И: В Дании. В Германии тоже — мы жили в районе публичных домов проституток Там тоже были два сквота (дома, захваченных молодежью) — мы там жили. Весело было.

Как-то сидим на кухне. Слышим, какой-то галдеж, шум. Выносят раненых, у кого голова пробита, непонятно, что случилось. А потом смотрим в окошко, а там нацисты пришли их бить. А это была коммунистическая молодежь. Там было целое побоище. С огромными рогатками…


О: А, вообще, вы тогда часто в Европу ездили?


И: Да, довольно-таки — с 1989 по 1992. Билеты были недорогие. Все окупа лось.


О: А как дальше группа развивалась?


И: А она в 1992 г. развалилась. И позже (через год) Алекс новый состав собрал. Был выпущен какой-то альбом. Но я уже там не играл и не знаю.


О: А сейчас группа существует?


И: Ну, да, вроде.


О: То есть, с 1992 г. "Народное ополчение" существует перманентно, но составы стабильны, и все зависит опять от же инициативы Алекса, который в последнее время пьет много, насколько я знаю?


И: Да.


О: А зачем вы всем этим занимаетесь — музыкой, Панк-роком?


И: Интересно было. Сначала было желание просто вступить в рок-клуб. Вступили. Потом выступить на Фестивале. Выступили на огромном Фестивале рок-клуба в 1989. Там еще играли "Бригадный подряд", Свинья. А потом мы стали развивать активную гастрольную деятельность.


О: А название "Народное ополчение" откуда взялось?


И: Я не помню. Нужно у Алекса спросить.


Т: Насколько я помню, ехали они в транспорте по улице с названием "Народное ополчение". Что-то в этом духе. Но это было так давно. Столько не живут, В итоге там столько народу переиграло, что название оказалось очень подходящее для группы.


О: Как бы вы определили Панк-рок?


И: Веселая, энергичная музыка. Несложная для восприятия и для игры.


О: А тогда какие были отношения между молодежными группировками


И: Тогда на всех одинаково давила система. Все (панки, хиппи) думали, что борются с системой.


О: А сейчас по поводу системы какая обстановка?


И: А сейчас, по-моему, все до лампочки, как одеваешься, как себя ведешь.


О: Панк-рок — это явление музыкальное или социальное?


Т: Социальное, даже, наверное, в первую очередь.


О: А панк как образ жизни в чем тогда проявлялось?


И: Одевались непонятно как…


Т: Собирались вместе, веселились. Какие-то поездки за город, снимались они в фильмах у Юфы.


О: А почему именно Панк-рок был близок?


И: Ну, я не знаю. А как так получается, что нравится определенный стиль? Мне лет до 15 любимые группы были "Deep Purple" и "Pink Floid", а потом резко пристрастия сменились.


Т: Тут еще имеет какое-то значение влияние — ты попадаешь в эту среду… Тебе это нравится, ты это принимаешь, ты туда входишь, и понеслось… Я до этого была нормальной девочкой, а потом у меня вкус изменился совершенно, потому что я познакомилась с панками, мне с ними стало весело, мне с ними стало интересно. Это такие веселые, вообще, ни на что не обращающие внимание люди. Ни на кого, вообще. Им все равно, кто что говорит — наоборот, даже весело, когда кого-то раздражает, как ты одет, обут. Потому что все хотят, чтобы все одевались, как все, а мы одевались не как все, и всех это раздражало, а нас веселило. Все равно свои раздражением они не добились бы, чтобы мы одевались так же, как они.

Может быть, мы сейчас подросли и стали одеваться как все, но время на нас не повлияло в дурную сторону. Поэтому в панковской жизни я ничего плохою не вижу. Мы нормальные люди. У нас двое детей, учатся в школе хорошей. Я вот видите, колготки зашиваю (смеется). Муж мой работает.

То есть, панковская жизнь — хорошая вещь.


НЕПОЛНАЯ ДИСКОГРАФИЯ

1983 "Бит заел"

1984 "Сумасшедший день"

1985 "Новогодие"

1986 "Война"

1987 "Брежнев жив"

1992 "Икры"

и мн. др.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх