Приложение 5

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Абстрагирование от проблемы — игнорирование ряда подробностей с тем, чтобы свести задачу к более простой задаче.

Абстрактная машина Дейкстры — применяется в проектировании архитектуры системы, самый нижний уровень абстракции — это уровень аппаратуры. Каждый уровень реализует абстрактную машину с все большими возможностями.

Абстрактный родительский класс — родительский класс, не имеющий экземпляров объектов.

Абстракция — мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов и явлений для выявления существенных их признаков.

Абстракция сущности — произвольная абстракция. Объект представляет собой полезную модель некой сущности в предметной области.

Автоматизированная система (АС) — организационно-техническая система, обеспечивающая выработку решений на основе автоматизации информационных процессов в различных сферах деятельности (управление, проектирование, производство и т. д.) или их сочетаниях, система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций.

Автономное тестирование (тестирование модуля) (module testing) — контроль отдельного модуля в изолированной среде (например, с помощью ведущей программы), инспекция текста модуля на сессии программистов, которая иногда дополняется математическим доказательством правильности модуля.

Агрегированный объект — объект, составленный из подобъектов. Подобъекты называются частями агрегата, и агрегат отвечает за них.

Алгоритм — строго однозначно определенная для исполнителя последовательность действий, приводящих к решению задачи.

Альфа-тестирование (системное тестирование, лабораторные испытания) — фаза тестирования, выполняемая разработчиками для подтверждения, что все фрагменты правильно интегрированы в систему, а сама система работает надежно.

Анализ (от греч. analysis — разложение, расчленение) — прием умственной деятельности, связанный с мысленным (или реальным) расчленением на части предмета, явления или процесса. В теории проектирования анализ — это процесс определения функционирования по заданному описанию системы.

Артефакт реализации — нечто, что нельзя обнаружить в постановке решаемой задачи, но необходимое для составления программы.

Архитектура системы — структура объединения нескольких программных средств в одно целое.

АС — см. автоматизированная система.

Аттестация (certification) — авторитетное подтверждение правильности программы.

Бета-тестирование — это фаза общего тестирования, при которой программное изделие поставляется ограниченному кругу конечных пользователей для более жесткого тестирования.

Блочно-иерархический подход — частный эвроритм системного подхода, при котором процесс проектирования и представления о самом объекте расчленяется на иерархические уровни. На высшем уровне используется наименее детализированное представление, отражающее самые общие черты и особенности проектируемой системы. На каждом новом последовательном уровне разработки степень подробности рассмотрения возрастает, при этом система рассматривается не в целом, а отдельными блоками..

Визуальное моделирование — процесс графического представления модели с помощью некоторого стандартного набора графических элементов.

Внедрение — стадия, по завершении которой программная документация размножена в нужном количестве, программа установлена и сопровождается, пользователи обучены.

Восстанавливаемость программного обеспечения — свойство, характеризующее возможность приспосабливаться к обнаружению ошибок и их устранению.

Генетический анализ — исследование объекта на его соответствие законам развития программных систем. В процессе анализа изучается история развития (генезис) исследуемого объекта: конструкции аналогов и возможных частей, технологии изготовления, объемы тиражирования, языки программирования и т. д.

ГОСТ— государственный стандарт.

Деструктор — особый метод самого объекта, обеспечивающий уничтожение данного объекта.

Диаграмма вариантов использования — диаграмма, которая отображает взаимодействие между вариантами использования, представляющими функции системы, и действующими лицами, представляющими людей или системы, получающие или передающие информацию в данную систему.

Диаграмма классов — диаграмма, отражающая взаимодействие между классами системы.

Диаграмма компонент — диаграмма, показывающая, как выглядит модель на физическом уровне. На ней изображаются компоненты (файлы) программы и связи между ними.

Диаграмма кооперативная — диаграмма, отражающая ту же самую информацию, что и диаграммы последовательности, но связь со временем отсутствует.

Диаграмма последовательности — диаграмма, отражающая поток событий, происходящих в рамках варианта использования.

Диаграмма потоков данных (ДПД) — диаграмма, описывающая порядок изменения данных от их источников через преобразующие их процессы к их потребителям.

Диаграмма размещения — диаграмма, показывающая физическое расположение различных компонентов программной системы в сети.

Диаграмма состояний — диаграмма, предназначенная для моделирования различных состояний, в которых может находиться объект. В то время как диаграмма классов показывает статическую картину классов и их связей, диаграмма состояний применяется при описании динамики поведения системы.

Динамическая переменная — это как бы статическая переменная, но размещаемая в особой области памяти вне кода программы. В любой момент времени память для размещения динамических переменных может как выделяться, так и освобождаться.

Динамические структуры данных являются связными. Связность — особое продуманное логическое устройство сохранения целостности структуры данных, элементы которой могут находиться в произвольных, несмежных, неконтролируемых по адресации участках динамически распределяемой памяти вне кода программы.

Динамическое связывание — ассоциация запроса с объектом и одной из его операций во время выполнения.

Доказательство (proof) — попытки найти в программе ошибки путем доказательств на основе математических теорем о правильности программы, безотносительно к внешней программной среде.

Документ — документ, выполненный по заданной форме, в котором представлено какое-либо проектное решение.

ДПД — Диаграмма потоков данных.

Единая система программной документации (ЕСПД) — комплекс государственных стандартов, устанавливающий взаимоувязанные правила разработки, оформления и обращения программ и программной документации.

ЕСПД — Единая система программной документации.

Жизненный цикл — совокупность взаимосвязанных процессов создания и последовательного изменения состояния продукции от формирования к ней исходных требований до окончания ее эксплуатации или потребления.

Заглушка — макет еще не реализованного модуля, необходимый при нисходящей реализации, представляет собой простейшую подпрограмму либо без действий, либо с действиями вывода входных данных, либо возвращающую в вышестоящие модули тестовые данные (которые обычно присваиваются внутри заглушки), либо содержащий комбинацию этих действий.

Иерархия — подчиненность.

Изменчивость структуры данных — изменение числа элементов и (или) связей между элементами структуры. В определении изменчивости структуры не отражен факт изменения значений элементов данных, поскольку в этом случае все структуры данных имели бы свойство изменчивости. По признаку изменчивости различают структуры: на статические структуры данных и динамические структуры данных.

Инженер (от лат. ingenium — природный ум, изобретательность) — специалист по созданию искусственных систем.

Инженерия программирования (англ. software engineering, в терминах автоматизированных систем — разработка программного обеспечения) — инженерное дело, творческая техническая деятельность. Инженерия опирается на специфические методы и методики, в том числе эвристические. Инженерия изучает различные методы и инструментальные средства с точки зрения определенных целей, то есть имеет очевидную практическую направленность. Основная идея инженерии программирования в том, что разработка программного обеспечения является формальным процессом, который можно изучать, выражать в методиках и совершенствовать. Главное различие между технологией программирования и программной инженерией заключается в способе рассмотрения и систематизации материала. В технологии программирования акцент делается на изучении процессов разработки программ (технологических процессов) в порядке их прохождения — методы и инструментальные средства разработки программ используются в этих процессах (их применение и образуют технологические процессы). В программной инженерии изучаются, прежде всего, методы и инструментальные средства разработки программ с точки зрения достижения определенных целей — они могут использоваться в разных технологических процессах (и в разных технологиях программирования). Как эти методы и средства образуют технологические процессы — вопрос второстепенный.

Инженерный технологический подход определяется спецификой комбинации стадий разработки, этапов и видов работ, ориентированной на разные классы программного обеспечения и на особенности коллектива разработчиков.

Инженер-программист — наименование должности согласно квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, специалист по созданию и эксплуатации программ.

Инженер-системотехник — наименование должности согласно квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, инженер инженеров, специалист по решению проектных задач создания таких особо сложных искусственных систем, как автоматизированные системы.

Инкапсуляция — это механизм совмещения в классе полей данных с методами, которые манипулируют защищенными полями данных.

Интегрирование структуры данных — структуры данных, составными частями которых являются другие структуры данных — простые или в свою очередь интегрированные. Интегрированные структуры данных конструируются программистом с использованием средств интеграции данных, предоставляемых языками программирования.

Интерфейс — это набор форматов допустимых сообщений. Для исключения возможных, но недопустимых сообщений используется механизм сокрытия информации.

Испытание (validation) — попытка найти ошибки, выполняя программу в заданной программной среде.

Каркасные инженерные подходы представляют собой каркас для видов работ и включают их огромное количество. Ярким представителем каркасного подхода является рациональный унифицированный подход к выполнению работ (rational unified process). Весомое преимущество данного подхода состоит в созданном инструментарии его автоматизированной поддержки — программного продукта Rational Rose фирмы Rational Software Corporation.

Каскадные инженерные технологические подходы задают некоторую последовательность выполнения видов работ, обычно изображаемую в виде каскада. Эти подходы также иногда называют подходами на основе модели водопада.

Кодирование-исправление (code and fix) — инженерно-технологический подход, упрощенно может быть описан следующим образом. Разработчик начинает кодирование системы с самого первого дня, не занимаясь сколь-либо серьезным проектированием.

Кодировщик программ — программист, пишущий и автономно тестирующий код компонент программ.

Комплексное тестирование (system testing) — контроль и/или испытание системы по отношению к исходным целям. Является процессом контроля, если оно выполняется в моделируемой среде, и процессом испытания при выполнении в реальной среде.

Композиция объектов — это реализация составного объекта, состоящего из нескольких совместно работающих объектов и образующих единое целое с новой, более сложной функциональностью.

Компонентный анализ — рассмотрение объекта, включающего в себя составные элементы и входящего, в свою очередь, в систему более высокого ранга.

Конструктор — особый метод класса, предназначенный для создания экземпляра объекта.

Контейнер-менеджер, или контейнер, — класс, позволяющий объединять (агрегировать) в себе самые разные классы объектов, в том числе и другие контейнеры.

Контроль (verification) — попытка найти ошибки, выполняя программу в тестовой или моделируемой среде.

Корректность программного обеспечения — свойство безошибочной реализации требуемого алгоритма при отсутствии таких мешающих факторов, как ошибки входных данных, ошибки операторов ЭВМ (людей), сбоев и отказов ЭВМ.

Критерий — показатель качества.

Логическая структура данных — рассмотрение структуры данных без учета ее представления в машинной памяти.

ЛПР — лицо, принимающее решение.

Метод — способ практического осуществления чего-нибудь.

Методика — совокупность методов практического выполнения чего-нибудь.

Методология (от греч. metnhodos и logos — слово, учение о методах) — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Методология программирования изучает методы с точки зрения основ построения. Это объединенная единым философским подходом совокупность методов, применяемых в процессе разработки программных продуктов. Любая методология создается на основе уже накопленных в предметной области эмпирических фактов и практических результатов.

Метод мозгового штурма — метод синтеза вариантов систем, использующий взаимную стимуляцию мышления в группе.

Метод морфологических таблиц — согласно данному методу, для интересующего нас объекта формируется набор отличительных признаков: наиболее характерных подсистем, свойств или функций. Затем для каждого из них определяются альтернативные варианты реализации. Комбинируя альтернативные варианты, можно получить множество различных решений. Анализируя их, выделяют предпочтительные варианты.

Метод проб и ошибок — метод синтеза вариантов систем, основанный на последовательном выдвижении и рассмотрении идей.

Метод эвристических приемов — метод синтеза вариантов систем, базирующийся на выделении базовых приемов, найденных при анализе лучших программных изделий.

Методы объекта (methods, member functions) — подпрограммы, реализующие действия (выполнение алгоритмов) в ответ на их вызов в виде переданного сообщения.

Механизм сокрытия информации — механизм, используемый для исключения возможных, но недопустимых сообщений объектам.

Множественное наследование классов — наследование, при котором каждый класс может, в принципе, порождаться от одного или сразу от нескольких родительских классов, наследуя поведение всех своих предков.

Модель — один объект или система может выступать в роли модели другого объекта или системы, если между ними установлено сходство в каком-то смысле.

Модуль — фундаментальное понятие и функциональный элемент технологии структурного программирования, подпрограмма, но оформленная в соответствии с особыми правилами.

Модуль — в технологии объектно-ориентированного программирования это файл (unit) с описаниями родственных классов.

Модульность программ — основной принцип технологии структурного программирования, характеризуется тем, что вся программа состоит из модулей.

Наследование — определение класса и затем использование его для построения иерархии классов-потомков, причем каждый потомок наследует доступ к коду и данным всех своих классов прародителей.

Научно-исследовательская работа (НИР) — самостоятельный этап, проводимый для выявления последних научных достижений с целью их использования в проекте, проверки реализуемости изделия и уточнения отдельных его характеристик.

НИР — научно-исследовательская работа.

Нисходящее проектирование — один из главных принципов технологии структурного программирования, согласно которому при разработке иерархии модулей программ выделяются первоначально модули самого верхнего уровня иерархии, а затем подчиненные модули.

Нисходящая реализация программы — в технологии структурного программирования первичная реализация группы модулей верхних уровней, которые называются ядром программы, и далее постепенно, в соответствии с планом, реализуются модули нижних уровней. Необходимые для линковки программы, недостающие модули имитируются заглушками.

Обобщение — выявление в группе классов общих свойств и вынесение их в общий базовый класс.

Объект — логическая единица, содержащая всю информацию о некотором физическом предмете или реализуемом в программе понятии, структурированная переменная типа класс, которая содержит поля данных и методы с кодом алгоритма.

Объектная модель — модель, описывающая структуру объектов, составляющих систему, их атрибуты, операции, взаимосвязи с другими объектами. В объектной модели должны быть отражены те понятия и объекты реального мира, которые важны для разрабатываемой системы.

Объектно-ориентированное программирование (ООПр) (object-oriented programming) — это процесс реализации программ, основанный на представлении программы в виде совокупности объектов.

Объектно-ориентированное проектирование (ООП) (object-oriented design, OOD) — методология проектирования, соединяющая в себе процесс объектной декомпозиции и приемы представления логической и физической, а также статической и динамической моделей проектируемой системы.

Объектно-ориентированный анализ (ООА) (object-oriented analysis) — методология, при которой требования к системе воспринимаются с точки зрения классов и объектов, прагматически выявленных в предметной области.

Операции над структурами данных — над всеми структурами данных могут выполняться пять операций: создание, уничтожение, выбор (доступ), обновление, копирование.

Операционный подход к составлению алгоритмов — согласно этому подходу, операции (алгоритмические действия) выделяются последовательно по ходу пути вычислений при каких-то наборах данных.

Оптимизация разработки программ — нахождение разумного компромисса между достигаемой целью и затрачиваемыми на это ресурсами.

Организованность данных — продуманное устройство с целью рационального использованию по назначению.

ОС — операционная система.

Отладка (debugging) не является разновидностью тестирования, а является средством установления точной природы ошибок.

Параметрический анализ — установление качественных пределов развития объекта: физических, экономических, экологических и др. Применительно к программам параметрами могут быть: время выполнения какого-нибудь алгоритма, размер занимаемой памяти и т. д.

Паспорт модуля — внутренний документ проекта, который обычно представляет собой конверт с именем модуля. Внутри конверта содержатся описания прототипа вызова самого модуля и модулей, вызываемых данным модулем; расшифровка входных и выходных переменных модуля; описание функции, выполняемой модулем; принципы реализации алгоритма модуля с описанием основных структур данных.

Паттерн проектирования — это образец, типовое решение какого-либо механизма объектно-ориентированной программы.

Планирование на всех стадиях проекта — основополагающий принцип проектирования, позволяет первоначально спланировать как состав стадий, так и продолжительность всех этапов работ. Такое планирование позволяет завершить разработку в заданный срок при заданных затратах на разработку. Далее планируется порядок и время интеграции модулей во все расширяющееся ядро. Планируются мероприятия по тестированию программы от ранних до заключительных этапов.

ПО — программное обеспечение автоматизированных систем.

Повторное использование — это использование в программе класса для создания экземпляров или в качестве базового для создания нового класса, наследующего часть или все характеристики родителя. Повторное использование сокращает объем кода, который необходимо написать и оттестировать при реализации программы, что сокращает объемы труда.

Подпрограмма — некоторая последовательность инструкций, которая может вызываться в нескольких местах программы; программная единица, компилируемая независимо от остальных частей программы. В объектно-ориентированном программировании соответствует методу.

Позднее связывание — связи между объектами определяются динамически во время выполнения программы, сам процесс связывания заключается в замене адресов памяти виртуальных функций.

Показатели качества (критерии) — величины, свойства, понятия, характеризующие систему с точки зрения субъекта, позволяющие оценить степень удовлетворения его потребностей.

Поле объекта (data members) — порция данных объекта, значения которых определяют текущее состояние объекта.

Полиморфизм — это средство для придания различных значений одному и тому же событию в зависимости от типа обрабатываемых данных, т. е. полиморфизм определяет различные формы реализации одноименного действия.

Порт — программный механизм накопления и верификации как входных, так и выходных данных в соответствующих очередях.

Потомок — класс, используемый характеристики другого класса посредством наследования.

Предок — это класс, предоставляющий свои возможности и характеристики другим классам.

Программная документация — единая система программной документации (ЕСПД).

Программный документ — документ, содержащий сведения, необходимые для разработки, изготовления, эксплуатации и сопровождения программного изделия.

Программный продукт — программа, которую можно запускать, тестировать, исправлять и развивать. Такая программа должна быть написана в едином стиле, тщательно оттестирована до требуемого уровня надежности, сопровождена подробной документацией и подготовлена для тиражирования. Стандартный термин — программное изделие.

Программное изделие — программа на носителе данных, являющаяся продуктом промышленного производства.

Программное обеспечение автоматизированных систем (ПО) — совокупность программ на носителях данных и программных документов, предназначенная для отладки, функционирования и проверки работоспособности автоматизированных систем.

Проект (от лат. projectus — брошенный вперед) — совокупность проектных документов в соответствии с установленным перечнем, которая представляет результат проектирования.

Проектирование — это разработка проекта, процесс создания спецификации, необходимой для построения в заданных условиях еще несуществующего объекта на основе первичного описания этого объекта. Результатом проектирования является проектное решение или совокупность проектных решений, удовлетворяющих заданным требованиям. Заданные требования обязательно должны включать форму представления решения.

Проектная задача (англ. engineering Task) — характеризуется неопределенностью априори информации: что требуется получить, что задано. Более того, способ решения задачи является объектом проектирования. И наконец, решение проектной задачи должно быть найдено в рамках ограничений внешней среды: доступных денежных средств, заранее заданных сроков, возможностями технических средств и инструментария программирования, научных знаний программных заделов и т. д.

Проектная операция — действие или формализованная совокупность действий, составляющих часть проектной процедуры, алгоритм которых остается неизменным для ряда проектных процедур, например вычерчивание схемы, дифференцирование функции.

Проектная процедура (методика), составления функциональных описаний — методика разработки описаний функционирования систем, отличающаяся использованием особого структурирования. Инструкция пользования каким-либо устройством, инструкция вообще или алгоритм программы являются описаниями функционирования.

Проектная ситуация — реальность (ситуация), в которой ведется проектирование.

Проектное решение — описание в заданной форме объекта проектирования или его части, необходимое и достаточное для определения дальнейшего направления проектирования.

Проектный документ — документ, выполненный по заданной форме, в котором представлено какое-либо проектное решение. В программировании проектные решения оформляются в виде программной документации. Различают внешнюю программную документацию, которая согласуется с заказчиком, и внутреннюю промежуточную документацию проекта, которая необходима самим программистам для их работы.

Простое наследование классов — наследование, при котором определенный пользователем класс имеет только одного родителя. Схема иерархии классов в этом случае представляет собой ряд одиночно стоящих деревьев (hierarchical classification).

Простые структуры данных не могут быть расчленены на составные части, большие, чем биты и байты. С точки зрения физической структуры важным является то обстоятельство, что в данной машинной архитектуре, в данной системе программирования мы всегда можем заранее сказать, каков будет размер данного простого типа и какова структура его размещения в памяти. С логической точки зрения простые данные являются неделимыми единицами. В языках программирования простые структуры описываются простыми (базовыми) типами. Простые структуры данных служат основой для построения более сложных интегрированных структур.

Профессиональный программист — это специалист, который обладает интегральной личностной характеристикой человека: добивается мастерства в программировании, следует профессиональной ценностной ориентации, соблюдает профессиональную этику, владеет искусством общения с людьми, стремится и умеет вызвать интерес общества к результатам своей профессиональной деятельности.

Рабочий проект (РП) — наименование стадии и программный документ, содержащий описание реализованного изделия.

Раннее связывание — связи между объектами определяются статически во время компиляции.

Резидентная программа — не удаляемая ОС программа, постоянно находящаяся в оперативной памяти ЭВМ.

Родитель — непосредственный класс-предок, стоящий у корня схемы иерархии, и от которого порождаются первые потомки, а от потомков еще потомки.

Родительский класс — начальный класс, от которого наследуются классы-потомки.

РП — рабочий проект.

САПР — система автоматизированного проектирования.

Свойства (property) — это особым образом оформленные методы, предназначенные как для чтения и контролируемого изменения внутренних данных объекта (полей), так и выполнения действий, связанных с поведением объекта.

Сессия программистов — встреча кодировщиков для проведения взаимной инспекции текстов программ и набора использованных тестов.

Синтез (от греч. synthesis — соединение, сочетание, составление) — метод научного исследования явлений действительности в их единстве и целостности, во взаимодействии их частей, обобщение, сведение в единое целое. В теории проектирования синтез — это процесс построения описания системы по заданному функционированию.

Система — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство.

Системный аналитик — программист, разрабатывающий проект от требований до внутренней структуры программы и участвующий в тестировании как при интеграции компонентов в ядро, так и в комплексном тестировании ПО.

Системный подход — общенаучный обобщенный эвроритм, предусматривающий всестороннее исследование сложного объекта с использованием компонентного, структурного, функционального, параметрического и генетического видов анализа.

Сквозной структурный контроль — использование на многих этапах проекта контроля корректности спецификации связей частей программы.

Слияние — объединение нескольких небольших, но тесно взаимодействующих классов в один.

Сопровождение — деятельность по оказанию услуг, необходимых для обеспечения устойчивого функционирования или развития программного изделия, включает анализ функционирования, развитие и совершенствование программы, а также внесение изменений в нее с целью устранения ошибок.

Спецификация — в сфере проектной деятельности это какое-либо описание в точных терминах.

Стадия проекта — одна из частей процесса создания программы, установленная нормативными документами и заканчивающаяся выпуском проектной документации, содержащей описание полной, в рамках заданных требований модели программы на заданном для данной стадии уровне, или изготовлением программ. По достижении стадии заказчик имеет возможность рассмотреть состояние проекта и принять решение по дальнейшему продолжению проектных работ.

Стратегия (от греч. stratos — войско и ago — веду) — наука, искусство генерации наиболее существенных общих долгосрочных целей и наиболее общего плана достижения преимущества, курса действий и распределения ресурсов еще до выполнения реальных действий. Стратегия охватывает теорию и практику подготовки к выполнению проекта, а также наиболее общее планирование тактик ведения проектов. Стратегия определяет, куда, в каком направлении двигаться, куда держать курс еще до начала проекта. А тактика определяет, как, каким способом двигаться, какие конкретные действия предпринимать при затруднениях в ходе выполнения проекта.

Структура программы — искусственно выделенные программистом взаимодействующие части программы.

Структура данных программы — множество элементов данных, множество связей между ними, а также характер их организованности.

Структурное кодирование модулей программ — основной принцип технологии структурного программирования, воспринятый технологией объектно-ориентированного программирования, который заключается в особом оформлении текстов модулей (методов). У модуля должен быть легко различимый заголовок с комментарием, поясняющим функциональное назначение модуля. Имена переменных должны быть мнемоническими. Суть переменных и порядок размещения в них информации должны быть пояснены комментариями, а код закодирован с использованием типовых алгоритмических структур.

Структурный анализ — выявление элементов объекта и связей между ними.

Структурный подход — набор принципов, характеризующий технологию структурного программирования: модульность программ; структурное кодирование модулей программ; нисходящее проектирование рациональной иерархии модулей программ; нисходящая реализация программы с использованием заглушек; осуществление планирования на всех стадиях проекта; сквозной структурный контроль программных комплексов в целом и составляющих их модулей.

СУБД — система управления базами данных.

Схема иерархии программы — используется в технологии структурного программирования, отражает только подчиненность модулей (подпрограмм), но не порядок их вызова или функционирование программы.

Сценарий — последовательность событий, которая может иметь место при конкретном выполнении системы.

Сценарий диалога программы — последовательность ввода и вывода информации в диалоговом режиме работы программы.

Тактика (от греч. taktika — искусство приводить в порядок) — фиксированная в своей последовательности совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели и искусство ее применения, способы действия, ориентированные на достижение конкретных целей, являющиеся звеньями реализации стратегических целей. Целью применения способа действия является совершение оптимальных действий в заранее не предсказанных стратегическим планом ситуациях уже в процессе выполнения реальных действий.

Тестирование (testing) — процесс выполнения программы с намерением найти ошибки; может осуществляться как с ЭВМ, так и без ЭВМ.

Тестирование приемлемости (acceptance testing) — проверка соответствия программы требованиям пользователя.

Тестирование сопряжений (integration testing) — контроль сопряжений между частями системы как между компонентами в комплексе, так и между модулями отдельного компонента (например, у заглушки).

Тестировщик — программист, готовящий наборы тестов для отладки разрабатываемого программного изделия.

Технический проект (ТП) — комплект проектных документов на программу, разрабатываемый на стадии "Технический проект", утвержденный в установленном порядке, содержащий основные проектные решения по программе в целом, ее функциям и достаточный для разработки рабочего проекта.

Техническое задание (ТЗ) — документ, оформленный в установленном порядке и определяющий цели создания программы, требования к программе и основные исходные данные, необходимые для ее разработки, а также план-график создания программы.

Технология (от греч. techne — искусство, мастерство, умение и logos — слово, учение) — совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства, совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Современная методология проектирования позволила довести методы проектирования до технологий с набором методик.

Технология визуального программирования — популярная инженерия программирования, состоящая в автоматизированной разработке программ с использованием особой диалоговой оболочки.

Технология объектно-ориентированного программирования — технология, ориентированная на получение программ, состоящих из объектов.

Технология программирования как наука изучает технологические процессы и порядок их прохождения (с использованием знаний, методов и средств). Технологический процесс — последовательность направленных на создание заданного объекта действий (технологических процедур и операций), каждое из которых основано на каких-либо естественных процессах и человеческой деятельности. Обратим внимание на то, что знания, методы и средства могут использоваться в разных процессах и, следовательно, в технологиях. Технология программирования для инженера — это научная и практически апробированная стратегия создания программ, содержащая описание совокупности методов и средств разработки программ, а также порядок применения этих методов и средств.

Технология программирования Дейкстры, основанная на абстракции данных — в данной технологии во главе ставятся данные; сначала очень тщательно специфицируется выход, вход, промежуточные данные; большое внимание уделяется типизации данных с использованием структур для объединения близкой по смыслу информации в единые данные.

Технология структурного программирования — технология, основанная на структурном подходе.

Типизация — это способ защититься от использования объектов одного класса вместо другого или, по крайней мере, управлять таким использованием. Типизация заставляет нас выражать наши абстракции так, чтобы язык программирования, используемый в реализации, поддерживал соблюдение принятых проектных решений.

ТП — технический проект.

Управление разработкой программных систем (software management) — деятельность, направленная на обеспечение необходимых условий для работы коллектива разработчиков программного обеспечения, планирование и контроль деятельности этого коллектива с целью обеспечения требуемого качества ПО, выполнения сроков и бюджета разработки ПО.

Устойчивость программного обеспечения — свойство осуществлять требуемое преобразование информации при сохранении выходных решений программы в пределах допусков, установленных спецификацией при воздействии на программы таких факторов неустойчивости, как ошибки операторов ЭВМ, а также не выявленных ошибок программы.

Физическая структура данных — способ физического представления данных в памяти машины и называется еще структурой хранения, внутренней структурой, структурой памяти, или дампом.

Форма — визуальный компонент, обладающий свойством окна Windows.

Функция системы — совокупность действий системы, направленная на достижение определенной цели.

Функциональный анализ — рассмотрение объекта как комплекса выполняемых им функций.

Эвристика — наука, раскрывающая природу мыслительных операций человека при решении конкретных задач независимо от их конкретного содержания. В более узком смысле, эвристика — это догадки, основанные на опыте решения родственных задач.

Эвроритм — порядок действия человека при выполнении какой-то деятельности. В отличие от алгоритма может изменяться в процессе исполнения благодаря разумности исполнителя.

Экземпляр класса — объект.

Эксплуатационная документация — часть рабочей документации на программу, предназначенная для использования при эксплуатации программы и определяющая правила действия персонала и пользователей программы при ее функционировании, проверке и обеспечении ее работоспособности.

Экстремальное программирование (extreme programming) (XP) — адаптивный инженерный подход, рациональное объединение известных методов и их совокупное использование дает существенные результаты и успешно выполненные проекты при разработке небольших систем, требования к которым четко не определены и вполне могут измениться.

Эскизный проект (ЭЛ) — комплект проектных документов на программу, разрабатываемый на стадии "Эскизный проект", утвержденный в установленном порядке, содержащий описание нескольких альтернативных вариантов реализации будущего изделия и уточненные требования на основе их анализа. Степень проработки при этом должна быть достаточной лишь для достижения возможности сравнения вариантов.

ЭТ — электронная таблица.

Этап проекта — часть стадии проекта, выделенная по соображениям единства характера работ и (или) завершающего результата или специализации исполнителей.

Ядро — всеувеличивающаяся уже реализованная часть программы.

CASE-средства — это программные средства, поддерживающие процессы создания и сопровождения программных продуктов, включая анализ и формулировку требований, проектирование продукта и баз данных, генерацию кода, тестирование, документирование, обеспечение качества, конфигурационное управление и управление проектом, а также другие процессы. CASE-средства вместе с системным программным обеспечением и техническими средствами образуют полную среду разработки программных систем.

CASE-технология (Computer Aided Software Engineering) — технология, представляющая собой методологию проектирования АС, а также набор инструментальных средств, позволяющих в наглядной форме моделировать предметную область, анализировать эту модель на всех этапах разработки и сопровождения программных систем и разрабатывать приложения в соответствии с информационными потребностями пользователей.

СОМ — Component Object Model.

Component Object Model (модель компонентных объектов) — спецификация метода создания компонент и построения из них программ.

CRC-карточка (Component, Responsibility, Collaborator — объект, обязанности, сотрудники) — промежуточный документ проекта, необходимый для специфицирования объектов.

DFD — ДПД (Data Flow diagramm).

RDD-проектирование (Responsibility-Driven-Design) — технология проектирования на основе обязанностей, предложенная Т. Бадтом. Данная технология по способу мышления аналогична разработке структуры служб какой-то организации: директора, заместителей директора, служб и подразделений.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх