Урок 3. ИНТОНИРОВАНИЕ (СУТЬ ГОЛОСА)

Перестройка дыхания невозможна без перестройки мышления.

(К. П. Бутейко)
Общие указания

В упражнениях третьего урока мы должны сделать следующий шаг в формировании психоакустической модели извлечения звука. Именно теперь, когда мы разобрались в самом главном — в том, что звук не связан с физическими усилиями, — мы должны сделать важный шаг в развитии своего голоса. Это произойдет, если мы научимся поднимать тон без физических усилий, так же, как это мы делали при выработке примарного тона. Еще раз напоминаю о главном: во время упражнений мы думаем не о голосе и его громкости, пускай он будет еле-еле слышным, а об «открытии гортани», о расслаблении произвольной мускулатуры тела — и о малом», поверхностном дыхании. Только это поможет сформировать правильную, психоакустическую модель голоса. В дальнейшем голос будет вас слушаться и откликаться на любой ваш приказ: быть громоподобным или нежнейшим, как пушинка, и не теряющим тембральных красок.

Прежде чем начать упражнения по выработке навыка интонирования, напомню три основных положения органов речи.

Подготовительные действия

Вспоминаем три основных положения рта.

Первое основное положение: рот закрыт. Кадык опущен, гортань открыта. Одна рука на груди, вторая рука (ладонь) на голове. При этом положении происходит идеальное соединение грудного и головного резонаторов. Дыхание (придыхание) — во «второй нос».

Второе основное положение: рот полузакрыт (зубы сомкнуты, губы разомкнуты и активны, голос звучит сквозь зубы). Кадык опущен, гортань открыта. Дыхание (придыхание) — во «второй нос». В этом случае голос очень близок к естественному. Внимание «пробегает» по всему телу. Задача — не допустить физического напряжения.

Третье основное положение: рот открыт (губы разомкнуты, зубы разомкнуты, но так, что мизинцу не пролезть), кадык опущен, гортань открыта. Дыхание (придыхание) — во «второй нос». Рука на груди. Во всех трех положениях попытайтесь почувствовать разницу в вибрационных ощущениях в груди.

Урок начинаем с упражнений по «открытию гортани» — 1–2 мин. Затем выполняем упражнения по установлению примарного тона — 2–3 мин. После этого приступаем к третьему уроку.

Основные действия

Минимальное время выполнения каждого упражнения — 1 минута.

Напоминаю, что все упражнения начинаются с легкого вдоха во «второй нос» и делаются всегда в трех положениях рта в указанной последовательности: закрытый, полузакрытый, открытый. Для того чтобы эффект от упражнений этого и последующих уроков был наибольшим, необходимо включить наше воображение. Например, надо представить себе, что вы находитесь в клинике, в больничный палате, и ваша челюсть забинтована так, что вы можете издавать только нечленораздельные звуки. Все ваше тело расслаблено. Вы хотите пить, и вам надо подозвать медсестру.

Общие правила при выполнении этих упражнений:

Темп упражнений — удобный для вас. Постепенно увеличивайте продолжительность звука. Это очень полезно во многих отношениях. Во-первых, лучше закрепляется навык, во-вторых, вам самим будет приятно ощущать вибрации в груди, а затем и во всем теле и, в-третьих, это полезно для здоровья.

Упражнение 1. Одиночный сигнал. Стон-просьба (звук, похожий на нечто среднее между «а-а» и «о-о»): одна рука на груди, другая выполняет жест, смысл которого: «Подойдите!». То есть при каждом поднятии тона вы свободной рукой делаете мягкий подзывающий жест и тем самым увеличиваете выразительность интонации за счет игры воображения.

Тон голоса вначале идет немного вверх, а затем опускается до удобного низкого уровня (ниже примарного тона). Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.

Упражнение 2. Двойной сигнал. Интонация несогласия. Представьте, что вам вместо сока принесли молоко, и вы выражаете несогласие (двойной звуковой сигнал для передачи слов «не то, не то», похожий на «э-а»). Голос идет вверх и вниз в удобном диапазоне и темпе. Темп постепенно замедляется, а звуковысотный диапазон увеличивается. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.

Упражнение 3. Двойной сигнал с противоположным смыслом. Интонация согласия. Представьте, что вам принесли сок, и вы своей интонацией даете понять медсестре, что на этот раз она правильно поняла вашу просьбу (двойной звуковой сигнал для передачи слов «да-да», похожий на «ага»). Голос образуется так же, как и при несогласии, но интонация (смысловое значение) противоположная. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.

Упражнение 4. Тройной сигнал. Укачивание ребенка в колыбели. Тон опускается, затем поднимается и снова опускается. Счет раз, два, три. Мысленно можно проговаривать: «Ба-ю-бай». Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.

Упражнение 5. После того как вы почувствуете, что овладели этим ритмом, вы можете увеличить продолжительность укачивания до счета 7. Последний, седьмой, сигнал так же, как и в упражнении 1, приходится на понижение тона. Мысленно можно проговаривать: «Ба-ю-ба-ю-ба-ю-бай». Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.

Упражнение 6. Четырьмя короткими сигналами выражаете интонацию просьбы, после этого делаете короткое придыхание и повторяете упражнение. Формула: «вдох — а-а-а-а — вдох — а-а-а-а» и так далее. После того как система будет освоена, вам будет достаточно проделать это упражнение несколько секунд — и голос будет настроен. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.

Эти упражнения очень полезны для разработки резонансной системы голоса. Последнее из этих упражнений Шаляпин использовал для быстрой настройки голоса перед выступлениями.

Упражнения повторить 2–3 раза.

Общее время выполнения 6 упражнений — 15–30 мин.

Дополнительные рекомендации

Основная ошибка при выполнении этого упражнения — переход на «пение» и соответствующее этому подключение голосовых связок. Смысл же упражнения — в интонировании примарного тона. Нельзя также произносить никаких членораздельных звуков (мы еще находимся на доречевом уровне!). Если связки все-таки подключаются, нужно прекратить выполнение упражнения и сделать первое упражнение из второго урока — заново запустить примарный тон. Затем вновь переходить к интонированию.

Для правильного выполнения упражнений интонирования необходимо использовать мысленный образ — как можно отчетливей представлять себе соответствующую ситуацию. Без внутреннего наполнения голос останется «сухим» и невыразительным. В этом, как вы помните, и состоит третий «секрет» освобождения голоса.

Урок, посвященный интонированию, я считаю самым важным в методике. Соответственно, я работал над ним особо и посвятил именно ему львиную долю от общих временных затрат на изучение методики. Переходить к следующим урокам я рекомендую только после того, как все упражнения этого урока будут получаться у вас практически идеально (проверка — 3 способа получения обратной связи). Причем не только в статическом положении тела, но и во время неспешной ходьбы. Так как громкость при выполнении этих упражнений не требуется, то заниматься можно вполне комфортно, просто прогуливаясь в ближайшем парке.

Поздний вечер. Идет девушка по лесу. Вдруг слышит:

— Стоять!!!

Она останавливается.

— Лежать!!! Ползком ко мне!

Девушка в ужасе ложится и ползет туда, откуда был слышен голос. Выползает на полянку, видит — там мужик:

— Девушка! Вам что, плохо? Я тут с собакой занимаюсь, смотрю — вы ползете!

Возможно и дальнейшее совершенствование в рамках этого же урока. Я, например, впоследствии смог отказаться от постоянного использования руки на груди и руки на голове, так как стал ощущать наличие вибрации и без этих посредников.





 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх