19.†√≈–ќ» » ЂћјЋ≈Ќ№ »≈ Ћёƒ»ї

Ќјћ “–”ƒЌќ ѕ≈–≈Ќ≈—“»—№ ¬ ƒјЋ≈ »≈ ¬–≈ћ≈Ќј Ќј„јЋј 19-√ќ —“ќЋ≈“»я, ѕ–≈ƒ—“ј¬»“№ —≈Ѕ≈ ∆»«Ќ№ –”—— »’ ƒ¬ќ–яЌ-ѕќћ≈ў» ќ¬,  ќ“ќ–јя ƒјЋј Ќјћ ѕ”Ў »Ќј, Ћ≈–ћќЌ“ќ¬ј, √ќ√ќЋя, “”–√≈Ќ≈¬ј » “ќЋ—“ќ√ќ. Ќ≈—ќћЌ≈ЌЌќ, „“ќ ∆»«Ќ№ “ќ√ќ ¬–≈ћ≈Ќ» –ј—ѕќЋј√јЋј Ћёƒ≈… Ё“ќ√ќ  Ћј——ј   “¬ќ–„≈—“¬”. ∆»Ћ» —ѕќ ќ…Ќќ, Ќ≈ “ќ–ќѕ»Ћ»—№, ≈«ƒ»Ћ» Ќј ѕ≈–≈ ЋјƒЌџ’ —ќ“Ќ» ¬≈–—“, ƒ”ћјЋ», „»“јЋ», ∆√Ћ» —¬≈„»Е –ќ∆јЋ» ƒ≈“≈…, ¬ќ—ѕ»“џ¬јЋ» »’ ¬ »«¬≈—“Ќџ’ “–јƒ»÷»я’ –џ÷ј–—“¬ј, ’–јЅ–ќ—“», ЋёЅ¬»   –ќƒ»Ќ≈, ”„»Ћ» я«џ јћ, “¬≈–ƒќ ¬≈–»Ћ» ¬ Ќ≈«џЅЋ≈ћќ—“№ √ќ—”ƒј–—“¬ј, ¬ —¬ќ≈ Ќ≈ќ—ѕќ–»ћќ≈ ѕ–ј¬ќ √ќ—ѕќƒ—“¬ј Ќјƒ  –≈—“№яЌјћ», —ќЅЋёƒјЋ» ѕ–ј«ƒЌ» », ’ќƒ»Ћ» ¬ ÷≈– ќ¬№, ЅќЋ≈Ћ», –≈ƒ ќ ќЅ–јўјЋ»—№   ƒќ “ќ–јћ » —ѕќ ќ…Ќќ, Ѕ≈«–ќѕќ“Ќќ ”ћ»–јЋ», ѕќƒ„»Ќяя—№ ¬ќЋ≈ Ѕќ√ј.

¬ »ћ≈Ќ»я’ ¬—≈ ЅџЋќ:  ќ–ќ¬џ, ќ¬÷џ, —¬»Ќ№»,  ”–џ, »ЌƒёЎ », ”“ », √”—“џ≈, Ќ≈¬ѕ–ќ¬ќ–ќ“, —Ћ»¬ », —¬≈∆≈≈ ћј—Ћќ, —ƒќЅЌџ≈ Ѕ”Ћ » ѕќЋЌјя „јЎј. √–ќћјƒЌ”ё –ќЋ№ ¬ ∆»«Ќ» ѕќћ≈ў» ќ¬ »√–јЋ» ЋќЎјƒ» » —ќЅј ». –≈«¬џћ» ЋќЎјƒ№ћ», ќ’ќ“Ќ»„№»ћ» —ќЅј јћ» √ќ–ƒ»Ћ»—№Е. ў≈√ќЋяЋ»  –ј—»¬џћ» ¬џ≈«ƒјћ» » Ћ»’»ћ»  ”„≈–јћ». Ќ» “ќ Ќ≈ —“–јƒјЋ ќ“ ћ≈ƒЋ≈ЌЌќ—“» ѕ≈–≈ƒ¬»∆≈Ќ»я, —Ќ≈∆Ќџ’ —”√–ќЅќ¬, ћ≈“≈Ћ≈…, ќ“—”“—“¬»я ¬јЌЌ, ќ“ќ–¬јЌЌќ—“» ќ“ √ќ–ќƒ— ќ… ÷»¬»Ћ»«ј÷»». ƒ–”√ќ… ∆»«Ќ» Ќ≈ «ЌјЋ».


(јЋ≈ —јЌƒ–ј “ќЋ—“јя. ќ“≈÷. ∆»«Ќ№ Ћ№¬ј “ќЋ—“ќ√ќ)

»з всех российских поместий самым известным было имение знаменитого аристократа, проживавшего в сельской тиши,†Ч Ђясна€ ѕол€наї графа Ћьва “олстого. ¬ своих произведени€х писатель столь блест€ще запечатлел жизнь русской деревни, что нет на «емле человека, который осталс€ бы равнодушным к творчеству ћастера, и на многие годы любима€ им ясна€ ѕол€на стала символом непреход€щих ценностей и величи€ духа.

ясна€ ѕол€на, затер€вша€с€ среди полей и лесов в двухстах километрах к югу от ћосквы, занимала площадь более полутора тыс€ч гектаров. Ётими земл€ми владел потомственный двор€нин, дед “олстого по материнской линии кн€зь Ќиколай ¬олконский. ¬последствии поместье по наследству перешло к “олстым. ¬сю жизнь Ћев “олстой черпал силы в этом мирном уголке земли, называ€ его Ђнеприступной литературной крепостьюї. ¬ имении росли старые липы, белоствольные березы, ели, в€зы, бузина и огромные кусты сирени. ¬ поместье “олстых было четыре пруда, здесь протекала глубока€ река. Ќа этих земл€х сто€ли четыре деревушки с покосившимис€ избами, в которых жили 350 кресть€нских семей. Ѕелый дерев€нный усадебный дом был украшен многоколонным портиком с классическим фронтоном, а из пристроенных по бокам флигелей открывалс€ прекрасный вид на спокойные холмистые окрестности.

¬ доме своих предков в 1828 году на широком кожаном диване родилс€ Ћев “олстой; этот диван в течение всей жизни писател€ сто€л в его кабинете. Ќа нем же по€вились на свет и все одиннадцать детей Ћьва “олстого. «десь, в ясной ѕол€не, “олстой написал два самых знаменитых в мировой литературе романа Ч Ђ¬ойна и мирї и Ђјнна  аренинаї. ¬ своей усадьбе писатель начал обучать кресть€н грамоте и здесь же развивал идеи религиозной философии, котора€ занимала его в последние годы жизни. »з ясной ѕол€ны он ушел в возрасте восьмидес€ти двух лет, прин€в решение посв€тить остаток дней размышлени€м о религии. » здесь он обрел последний покой на пол€не в тени деревьев, где в детстве вместе с братом искал волшебную зеленую палочку с написанным на ней, как верилось мальчикам, секретом счасть€ дл€ всего человечества.

“олстой глубоко ощущал свою близость к русскому народу. ¬ зрелые годы он носил кресть€нское платье и сам вспахивал свои пол€. Ќо все же он всегда оставалс€ владельцем поместь€ и гордилс€ аристократическими предками. ≈катерина I пожаловала графский титул пращуру Ћьва “олстого, сподвижнику ѕетра ¬еликого, бывшему послом в ќсманской империи. ћать “олстого, кн€жна ћари€ ¬олконска€, была единственной дочерью одного из представителей рода, который вел свою родословную от –юрика. ќна умерла, когда мальчику не было и двух лет, а отец Ч когда Ћьву исполнилось всего восемь. ƒетство “олстого прошло в ясной ѕол€не. ≈го воспитывали двоюродна€ сестра и русска€ н€н€, которую он очень любил. »ногда ребенка отправл€ли пожить к разным тетушкам. ѕылкий характер Ћьва “олстого про€вилс€ еще в детские годы: слезы легко могли брызнуть из его глаз Ч либо от нахлынувших нежных чувств, либо от €рости. ¬ зрелые годы “олстой иногда впадал в страшный гнев, хот€ через некоторое врем€ обычно горько раскаивалс€ в этом. ѕисатель то следовал порывам своей страстной натуры, то всецело отдавалс€ поискам истины в ее философском и религиозном понимании.

¬ шестнадцать лет “олстой поступил в  азанский университет, где изучал арабский и турецкий €зыки. Ќе добившись особого успеха, он переключилс€ на зан€ти€ правом, но и здесь его результаты оказались более чем скромными. „ерез два года “олстого отчислили. ќн возвратилс€ в ясную ѕол€ну, где, поставив перед собой честолюбивую цель самосто€тельно получить блест€щее образование, прин€лс€ читать запоем классическую литературу, библию и ∆ан-∆ака –уссо. Ћев “олстой бывал в —анкт-ѕетербурге и вел там беспор€дочную жизнь Ч кутил, страстно увлекалс€ музыкой и цыганскими песн€ми, и, хот€ всегда считал себ€ некрасивым и неловким, часто влюбл€лс€ в женщин. ќн увлеченно играл в азартные игры; в 1850 году, когда ему было двадцать два, проигрыши вынудили его продать большую часть €снопол€нского дома, которую разобрали по бревнам и перевезли в другое поместье. ¬ то врем€ любимый брат Ћьва “олстого Ќиколай сражалс€ на  авказе, и он сам отправилс€ добровольцем к нему на фронт. “ам он влюбилс€ в казачку, которую позже сделал главной героиней повести Ђ азакиї. Ћев так отличилс€ в р€дах волонтеров, что его призвали на службу артиллеристом в регул€рную армию, и ему довелось участвовать в героической обороне —евастопол€. »менно в эти бурные годы “олстой написал повести Ђƒетствої, Ђќтрочествої и Ђёностьї, а также цикл Ђ—евастопольские рассказыї. Ђƒетствої он послал в один из известных литературных журналов —анкт-ѕетербурга, подписав повесть своими инициалами, ЂЋ. Ќ. “.ї

Ќа эти первые работы по€вились восторженные отклики. Ђ—евастопольские рассказыї “олстого настолько тронули »мператрицу, что она плакала, чита€ их. Ќа јлександра II также произвел сильное впечатление талант автора рассказов, и он отдал приказ перевести писател€ в более безопасное место службы.  огда “олстой после семи лет пребывани€ на юге вернулс€ в —анкт-ѕетербург, столичные писатели встречали его как геро€. Ќо “олстой решил зан€тьс€ организацией школы дл€ кресть€н в ясной ѕол€не, и его всецело поглотили педагогические идеи. „тобы ознакомитьс€ с зарубежным опытом преподавани€, “олстой в 1857 и 1860 годах совершил две длительных поездки и посетил ‘ранцию, √ерманию, Ўвейцарию, Ѕельгию и јнглию. ¬ Ћондоне, во врем€ второго путешестви€, “олстой встретил своего литературного кумира „арльза ƒиккенса, с произведени€ми которого он не расставалс€. Ћев также навестил больного туберкулезом брата Ќикола€, который лечилс€ на юге ‘ранции. “ам Ќиколай и умер у него на руках. “олстой позже писал, что смерть любимого брата была самым сильным потр€сением всей его жизни.

¬ дни бурной и зачастую одинокой юности “олстой мечтал о чистой и глубокой любви. ¬ тридцать четыре года он женилс€ на восемнадцатилетней девушке —офье Ѕерс. ћать —офьи была всего на три года старше Ћьва “олстого; когда-то писатель был влюблен в нее, но она предпочла ему московского врача, вышла за него замуж и родила трех дочерей. ѕосле вступлени€ в брак —офь€ целиком посв€тила свою жизнь мужу. »з одиннадцати по€вившихс€ на свет детей п€ть умерли.

»х супружеска€ жизнь продолжалась сорок восемь лет и зачастую была бурной. —удьба женщины-спутницы гени€ очень непроста. —офь€ не раздел€ла чрезмерную любовь мужа к кресть€нам и деревенской жизни, а в поздние годы она со все большим страхом наблюдала за тем, как писатель превращалс€ в религиозного аскета.

¬ первые безоблачные годы своей супружеской жизни в ясной ѕол€не “олстой начал писать книгу, которой предсто€ло стать самым знаменитым русским романом Ч ¬ойну и мир, огромную сагу о двух семь€х в годы войны с Ќаполеоном. —начала “олстой планировал написать книгу о декабристах. ≈му хотелось рассказать о надеждах этих идеалистов, либеральных офицеров-аристократов пушкинского времени. Ќо постепенно, осознав, что взгл€ды этих людей сформировались в годы наполеоновских войн, автор несколько сместил акценты произведени€. „тобы пон€ть декабристов, необходимо было, как ему казалось, обратитьс€ к истокам этого движени€. ѕисатель погрузилс€ в атмосферу начала дев€тнадцатого века и зан€лс€ скрупулезным ее изучением. ќн знакомилс€ с выходившими тогда газетами и воспоминани€ми современников. “олстой пачками заказывал книги; их присылали ему из ћосквы. ѕозже он написал: Ђ¬езде, где в моем романе говор€т и действуют исторические лица, € не выдумывал, а пользовалс€ материалами, из которых у мен€ образовалась цела€ библиотека книгї.

—емь лет потребовалось Ћьву “олстому, чтобы завершить этот колоссальный труд, и в декабре 1869 года вышла последн€€ часть романа. ћолода€ жена писател€, которой было всего двадцать п€ть, когда “олстой приступил к этой работе, ограждала его от всех и вс€. ќна занималась хоз€йством и управлением поместьем, заботилась о большой семье, родила за это врем€ четверых детей. Ќо даже при такой нагрузке —офь€ находила врем€, чтобы тщательно переписывать страницы рукописи романа своим красивым витиеватым почерком. “олстой плотно заполн€л страницы мелкими буквами, вставл€€ в трудно разбираемые строки бесчисленные исправлени€, зачеркива€ целые абзацы, добавл€€ между строк только что пришедшие в голову мысли и размеща€ вставки на пол€х и на обратной стороне листа. ѕо мере того, как “олстой создавал рукопись, он часто приводил на пол€х страниц возможные варианты прилагательных, обрывки мыслей, из которых он позже формировал сюжетные ходы. ѕосле того, как дети отправл€лись спать, а слуги удал€лись в свои комнаты, —офь€ при мерцающем огне свечи начинала работу. „асто засижива€сь до глубокой ночи, она искусно расшифровывала сокращенные слова и незавершенные предложени€. јккуратно скопированные страницы возвращались на ночной столик мужа, где он находил их утром и, перечитав, обычно в тот же вечер вносил в текст новые исправлени€. “олстой делал несколько черновых вариантов каждой главы (обычно п€ть-шесть), и каждый раз писатель испытывал непри€тные чувства, когда ему приходилось отдавать рукопись в набор, и он не мог больше улучшать ее. —офь€ терпеливо переписывала все варианты.   моменту окончани€ работы над романом Ђ¬ойна и мирї она переписала большую его часть не менее семи раз.[58]

ѕервые черновые заметки “олстого были неуверенными, чисто любительскими, но чем больше он работал, выплескива€ свое жизнелюбие и энергию на страницы книг, тем больше оттачивалось его мастерство писател€. —реди героев “олстого были как реальные, так и вымышленные персонажи. Ќекоторые образы он создавал, использу€ характеры знакомых или встречавшихс€ ему людей; иногда он даже не утруждал себ€ тем, чтобы придумать им новые имена. ќн изображал одного геро€ по образу своего дедушки, другому придавал черты характера матери, которую не помнил, но всегда идеализировал; затем он смешивал достоинства и недостатки своих героев и добавл€л то, что называл Ђсоком вымыслаї. ѕосто€нно мен€€ событи€, описываемые в романе Ђ¬ойна и мирї, “олстой вдруг садилс€ вечером за пась€нс, загадыва€ вслух: Ђесли этот пась€нс выйдет, то надо изменить началої или Ђесли этот пась€нс выйдет, то надо назвать ееЕї, но имени не говорил.

«аверша€ работу над первыми главами, он был так поглощен происходившими в романе событи€ми, что, даже вывихнув правое плечо при падении с лошади, продолжал писать. „тобы пройти необходимый курс лечени€, “олстому несколько недель пришлось провести в ћоскве. “ам, с подв€занной рукой, он продолжал лихорадочно диктовать страницы будущего романа сво€ченице “ане Ѕерс, дела€ это дни напролет и не замеча€ ее усталости, а иногда вдруг резко останавливалс€ на середине фразы со словами: ЂЌет! “ак не годитс€Е Ёто не пойдет! ¬ычеркни все этої. ѕо вечерам, при свете всего нескольких свечей, “олстой иногда читал главы своей книги собравшимс€ в гостиной родственникам и друзь€м; при этом писатель мен€л голос, чтобы передать речь своих героев.

¬ феврале 1865 года перва€ часть книги, главы с первой по двадцать п€тую, была опубликована в журнале Ђ–усский вестникї под названием Ђ1805 годї. («начительно позже “олстой переименовал роман, озаглавив его Ђ¬ойна и мирї.) Ќезадолго до этого писатель сообщал одному из своих друзей: ЂЌа дн€х выйдет 1-€ половина 1-ой части романа 1805 года. —кажите мне свое чистосердечное мнение. я бы хотел, чтобы вы полюбили этих моих детей. “ам есть славные люди. я их очень люблюї. Ќо отзывы на его труд разочаровали автора.  ритики нашли, что перва€ часть романа слишком раст€нута и действие в ней развиваетс€ слишком в€ло. — особым нетерпением писатель ждал реакции своего собрата по перу »вана “ургенева. “ургенев, который был на дес€ть лет старше “олстого, первым в литературных кругах ѕетербурга бурно приветствовал его Ђ—евастопольские рассказыї и трилогию Ђƒетство. ќтрочество. ёностьї.

¬ прошлом два писател€ были дружны, но, по мере того как шли годы и они все более критично воспринимали произведени€ друг друга, их отношени€ становились нат€нутыми. ¬ 1862 году, когда “олстому исполнилось тридцать четыре года, разногласи€ между писател€ми стали непримиримыми. “олстой предполагал, что истинной причиной их ссоры был случай в —пасском, поместье “ургенева, куда Ћев “олстой однажды заехал погостить. ѕосле долгого обильного обеда, где вино лилось рекой, »ван —ергеевич, получив удовольствие от беседы с “олстым, усадил гост€ в удобное кресло в своем кабинете и дал ему почитать только что написанный им роман Ђќтцы и детиї. “олстой уснул над книгой и, пробудившись, в смущении заметил в двер€х фигуру удал€вшегос€ “ургенева. ”€звленный автор ничего не сказал о случившемс€, и на следующий день оба писател€ отправились навестить јфанаси€ ‘ета. ¬о врем€ обеда у поэта “ургенев и “олстой из-за какого-то пуст€ка так сильно повздорили, что »ван —ергеевич приказал подать лошадей и немедленно уехал. “олстой в приступе €рости написал “ургеневу письмо, в котором вызвал писател€ на дуэль, и отправил слугу за пистолетами и патронами. “ургенев, осознав неловкость своего поведени€, в тот же день письменно принес “олстому свои извинени€, а вызов на поединок от “олстого получил только в ѕариже. ƒуэль между двум€ величайшими русскими писател€ми не состо€лась, но они после этого случа€ не поддерживали отношений в течение семнадцати лет.

ќднако, когда были опубликованы первые главы Ђ¬ойны и ћираї, “олстой все же с волнением ожидал оценки “ургенева и писал ‘ету: Ђ¬аше мнение, да еще мнение человека, которого € не люблю тем более, чем более € вырастаю большим, мне дорого Ч “ургенева. ќн пойметї. —уждение “ургенева было жестким: Ђ–оман “олстого плох не потому, что он также заразилс€ ЂрассудительствомїЕ ќн плох потому, что автор ничего не изучил, ничего не знает и под именем  утузова и Ѕагратиона выводит нам каких-то, рабски списанных, современных генеральчиковЕ » что это за барышни! ¬се какие-то золотушные кривл€киї. (“ургенев позже изменил свое мнение и в 1868 году написал одному из своих друзей: Ђя только что кончил четвертый том Ђ¬ойны и мираї. ≈сть вещи невыносимые, и есть вещи удивительные; и удивительные эти вещи, которые в сущности преобладают, так великолепно хороши, что ничего лучшего у нас никогда не было написано никем; да вр€д ли было написано что-нибудь столь хорошееї.)

Ќо “олстой был слишком глубоко погружен в творческий процесс, чтобы первые недоброжелательные отзывы могли выбить его из колеи. ’от€ временами, чувству€ неуверенность при чтении аккуратно переписанных —офьей страниц своего романа, он восклицал: Ђћне кажетс€ все это скверної,†Ч писатель тем не менее продолжал настойчиво изучать историю –оссии начала дев€тнадцатого века и жадно ловил каждый новый факт. “олстой даже поместил объ€вление в газете с просьбой прислать ему полную подборку Ђћосковских ведомостейї за отдельные годы того периода. ќн тщательно изучал документы о жизни Ќаполеона и јлександра I.

„ем дольше работал писатель, тем ближе и пон€тнее становились ему его герои и их судьбы. Ётих героев “олстой, одному ему ведомо как, создавал по образу своих близких. ∆изнерадостна€ сестра —офьи “ать€на обычно проводила лето в ясной ѕол€не. ¬ отличие от супруги Ћьва, “ать€на раздел€ла страсть “олстого к охоте и верховой езде. ¬месте они отправл€лись в долгие прогулки верхом, охотились на бобров, и, отдыха€ в тени деревьев, вели нескончаемые беседы. “олстой расспрашивал очаровательную и веселую “ать€ну об ее увлечени€х (геро€ одного ее несчастного романа он сделал прообразом бессовестного соблазнител€ јнатоли€  уракина). ѕозже “олстой писал: Ђя вз€л “аню, перетолок ее с —оней [своей женой], и вышла Ќаташаї.

√еро€м романа он придавал многие из собственных качеств: свои мечты о справедливости и стремление к милосердию Ч идеалисту ѕьеру, свое жизнелюбие и прагматизм Ч гордому кн€зю јндрею, свою страстную любовь к природе и опыт военной походной жизни Ч Ќиколаю –остову. “олстой ездил осматривать те места, где происходили событи€ романа Ђ¬ойна и мирї. ¬ рукописи писатель схематически изобразил позиции войск у Ѕородино и, чтобы все проверить на месте, поехал вместе с шурином на поле бо€. ќбрадованный, он писал жене: Ђя очень доволен, очень, своей поездкойЕ “олько бы дал Ѕог здоровь€ и спокойстви€, а € напишу такое Ѕородинское сражение, какого еще не былої.

 огда в декабре 1869 года роман был опубликован полностью, по€вилось множество разгромных отзывов. “олстой создавал свою эпопею в годы проведени€ јлександром II великих реформ, вскоре после отмены крепостничества. √азеты и журналы, театральные спектакли и произведени€ художественной литературы были наводнены описани€ми ужасных сцен телесного наказани€ крепостных и грозными обличени€ми пороков двор€н. “олстой, работа€ над романом, мечтал показать, что хот€ его бабушка и дедушка, его родители и даже он сам владели крепостными кресть€нами, все они были не бесчеловечными чудовищами, как это пытались представить, а пор€дочными людьми, что они обходились с крепостными по-доброму, насколько это было возможно в услови€х несправедливости, порожденной не ими. Ќо роман, как оказалось, не удовлетворил никого.  онсерваторы за€вл€ли, что “олстой принизил роль великих русских полководцев; либералы переживали, что их круг вовсе не был представлен в Ђ¬ойне и миреї; радикалы реагировали резко и повсюду кричали о Ђпозорных порождени€х крепостнического векаї и о защите Ћьвом “олстым Ђненасытных аристократов, ханжества, лицемери€ и злаї. јвтора обвин€ли также в исторических неточност€х и перегрузке текста фразами на французском €зыке. “олстой перестал читать критические статьи любого рода. ¬ то врем€, как критики продолжали выступать с осуждением романа, люди бросились покупать книги, мгновенно распознав, что это было выдающеес€ литературное произведение. –оман Ђ¬ойна и мирї завоевал попул€рность и сохранил ее до сегодн€шнего дн€. Ќе покида€ ясной ѕол€ны, “олстой покорил всю –оссию.

* * *

ѕосле многих лет титанической работы над романом Ђ¬ойна и мирї “олстой почувствовал себ€ опустошенным. ¬ €нваре 1870 года из ясной ѕол€ны он сообщал брату: Ђя ничего не пишу, а все катаюсь на конькахї, а в феврале писал ‘ету: ЂяЕ всю зиму наслаждаюсь тем, что лежу, хожу на лыжах, на коньках бегаю и больше всего лежу в постели (больной)ї. „ерпа€ силы в общении с природой, он подолгу гул€л по лесу среди елей и белоствольных берез. ¬сю жизнь “олстой любил заниматьс€ спортом и играть с детьми. ¬ те зимние мес€цы, скольз€ по льду с развевавшейс€ на ветру бородой, он учил своих детей кататьс€ на коньках и вычерчивать Ђвосьмеркиї и Ђтройкиї. ѕисатель приучал детей с раннего возраста к верховой езде, сначала поддержива€ их в седле, а затем разреша€ скакать так быстро, как только они могли. “олстой был страстным охотником. ќднажды, во врем€ прогулки верхом под его сво€ченицей “ать€ной съехало набок седло. ѕовиснув вниз головой, она пронзительно закричала: ЂЋевочка, падаю!ї “олстой, пронос€сь мимо в сумасшедшей погоне за зайцем, лишь прокричал: Ђƒушенька, подождиї.

ƒл€ “олстого пон€тие Ђбезде€тельностьї было весьма относительным. ¬ течение трех лет после выхода в свет Ђ¬ойны и мираї он большую часть времени занималс€ реализацией своих педагогических идей. ¬ одном крыле усадебного дома “олстой вместе с семьей организовал школу дл€ обучени€ тридцати п€ти кресть€нских мальчиков. ќн сам составил азбуку и четыре Ђ ниги дл€ чтени€ї. ѕисатель был чрезвычайно расстроен невысоким качеством первого издани€ учебника. ¬ конце созданной им Ђјзбукиї “олстой поместил несколько наставлений учител€м: Ђƒл€ того, чтобы душевные силы ученика были в наивыгоднейших услови€х, нужно, чтобы ученик не стыдилс€ учител€ или товарищей, чтобы он не бо€лс€ наказани€ за дурное учение, то есть за непониманиеї. ѕо мнению “олстого, ум человека может действовать только тогда, когда он не подавл€етс€ внешними вли€ни€ми.

—емь€ разрасталась так быстро, что к дому пришлось сделать пристройку. “ам, в уединении от суетливой жизни домочадцев, “олстой работал в небольшом кабинете, перегороженном посередине книжными полками. ¬ комнате находились письменный стол и кожаный диван, на котором родилс€ писатель. ¬ небольшой нише сто€л бюст его любимого брата Ќикола€. Ќа стенах висели портреты ƒиккенса, Ўопенгауэра, ‘ета в молодости и картина с группой писателей из журнала Ђ—овременникї, написанна€ в 1856 году. Ќа ней были изображены “ургенев, драматург ќстровский и молодой “олстой в офицерской форме. Ќа стене кабинета было также чучело головы олен€ и оленьи рога, которые хоз€ин привез с  авказа. Ќа них писатель вешал полотенце и шл€пу. »з окна открывалс€ вид на лужайку, пруд, и поезда вдали, мчавшиес€ по недавно построенной железной дороге.

“олстой погрузилс€ в чтение классиков: ћольера, √ете и Ўекспира. ќн начал писать роман о времени ѕетра ¬еликого, но потом отказалс€ от этой идеи. “олстой решил выучить греческий €зык и так усердно вз€лс€ за дело, что уже через три мес€ца читал √еродота. ќн мечтал о том, чтобы написать лаконичное строгое произведение в стиле древних греков, и в письме к другу, поэту ‘ету, он говорил: Ђ“еперь € твердо уверен, что писать многословную дребедень типа Ђ¬ойны и мираї € больше никогда не будуї.

» все же в процессе этой кипучей де€тельности в нем зрела нова€ иде€. ”же в 1870 году жена писател€ отметила в дневнике: Ђ¬чера вечером он мне сказал, что ему представилс€ тип замужней женщины из высшего общества, но потер€вшей себ€. ќн говорил, что задача его сделать эту женщину только жалкой и не виноватой и что, как только ему представилс€ этот тип, так все лица и мужские типы, представл€вшиес€ прежде, нашли себе место и сгруппировались вокруг этой женщиныї. “олстой сделал набросок плана новой книги, но затем забросил и эту идею. ¬ 1872 году по соседству с ясной ѕол€ной произошло событие, которое произвело глубокое впечатление на Ћьва “олстого. ∆ена одного помещика, жившего неподалеку, приревновав мужа к гувернантке, бросилась под поезд. “олстой отправилс€ на железнодорожную станцию, где происходило вскрытие трупа, и был потр€сен видом изуродованного тела. Ќо только через год, в марте 1873, все, что вызревало в его мозгу, неожиданно прорвалось наружу. ќднажды вечером в гостиной “олстому попалс€ под руку томик ѕушкина с Ђѕовест€ми Ѕелкинаї, и он прин€лс€ читать вслух отрывки из них своей жене. “олстого поразило, как ѕушкин начинал свои лаконичные рассказы. Ђ¬от так и нужно писать!†Ч воскликнул он,†Ч —ила ѕушкина в том, что он сразу, без лишних слов, лишних описаний вводит читател€ в жизнь, в действиеї. ѕозже в тот же вечер “олстой пошел в свой кабинет и начал писать роман Ђјнна  аренинаї, первое предложение которого (впоследствии открывавшее одну из глав) звучало так: Ђ√ости после оперы съезжались к молодой кн€гине ¬расскойї.

¬ течение последующих двух мес€цев “олстой писал с упоением. ѕриход весны в ясную ѕол€ну всегда наполн€л его свежими силами и энергией. ќн сажал деревь€, се€л и работал вместе с кресть€нами. ¬ своей записной книжке писатель привел лирическое воспоминание об одном майском вечере в ясной ѕол€не: ЂЋист на березе во весь рост, как платочек м€гкий. √олубые пригорки незабудок, желтые пол€ свергибусаЕ ѕчела серо-черна€ гудит и вьетс€ и впиваетс€. Ћопухи, крапивы, рожь в трубку, лезет по часам. ѕримрозы желтые. Ќа острых травках, на кончиках, радуги в росе. ѕашут под гречу. „ерно, странно. Ѕабы треплют пеньку и стел€т серые холсты. ѕесни соловьев, кукушек и баб по вечерам. ƒороги не накатаны ещеї.   16 ма€ “олстой закончил черновой вариант романа. Ќо затем он отложил его в сторону, как делал это не раз в те четыре года, которые потребовались ему дл€ завершени€ работы над романом Ђјнна  аренинаї.

Ќичто не может лучше показать, как формируетс€ характер геро€ и завладевает воображением автора, чем трансформаци€, которую претерпел образ јнны в годы написани€ романа. —начала портрет героини “олстого выгл€дел так: Ђнекрасива€, с низким лбом, коротким, почти вздернутым носомЕї ¬ первом из п€ти вариантов романа ее звали “ать€ной —таврович, она была громогласной эгоистичной женщиной с властным характером. ћужчины, встретившиес€ на жизненном пути этого непри€тного создани€, обладали благородными чертами и массой достоинств. Ќо по мере работы “олстой все серьезнее увлекалс€ своей героиней. ќтталкивающа€ “ать€на постепенно превратилась в привлекательную и неотразимую јнну, в то врем€ как мужчины, с которыми сводила ее жизнь, становились все более и более достойными порицани€.

 ак и ранее, “олстой находил героев своих произведений в своем окружении. ќн внимательно прислушивалс€ к детал€м великосветских скандалов в ћоскве и —анкт-ѕетербурге. јнна была создана на основе характеров двух разных женщин: внешне она походила на внучку ѕушкина, Ђвосточную красавицу с очаровательными локонами и легкой походкойї, а характером јнна напоминала одну даму высшего света, известную своим умом и познани€ми. —еб€ он изобразил в романе в образе Ћевина, а некоторые черты супруги “олстого про€вились как в  ити, так и в ƒолли.

¬о врем€ работы “олстого над Ђјнной  аренинойї в ясную ѕол€ну приехал живописец »ван  рамской, чтобы написать портрет писател€. ’от€ “олстой вс€чески противилс€ этому, —офь€ в конце концов убедила мужа согласитьс€, и художник запечатлел его в расцвете творческих сил. Ќа портрете “олстой изображен сильным, могучим человеком, в серой свободной блузе, подпо€санной кожаным ремнем. ≈го напр€женный взгл€д из-под густых бровей, кажетс€, пронизывает зрител€. ѕозже  рамской обнаружил, что эти внимательные глаза рассматривали также и его, так как впоследствии он узнал себ€ в романе Ђјнна  аренинаї в образе художника ћихайлова.

–абота над этой книгой не раз прерывалась по воле обсто€тельств. ¬ 1873-74 годах в —амарской губернии, где “олстой купил большое поместье, был страшный неурожай. ѕисатель отложил в сторону роман, чтобы организовать помощь голодающим. ќн опубликовал в Ђћосковских ведомост€хї столь пламенное обращение к народу, что помощь начала поступать со всей –оссии. Ѕыло собрано 340 тонн зерна и 1 миллион 887 тыс€ч рублей. √оре пришло также и в семью самого писател€. ¬ те годы, когда “олстой создавал роман Ђ¬ойна и мирї, у него родилось четверо детей. «а врем€ работы над Ђјнной  аренинойї в семье по€вилось еще три ребенка, но все они умерли: самый младший, ѕет€,†Ч в полтора года, другой малыш, Ќиколай, прожил дес€ть мес€цев, а крошечна€ дочка дожила лишь до своего крещени€. —офь€, глубоко переживавша€ эти утраты, тем не менее, продолжала, как обычно, старательно переписывать набело черновики мужа.

ѕервые четырнадцать глав јнны  арениной были опубликованы в €нваре 1875 года в Ђ–усском вестникеї.  ритика высоко оценила роман. Ќо у “олстого работа над ним не ладилась, и только через год, в 1876, он написал еще несколько новых глав. ¬о врем€ своих наездов в ћоскву Ћев “олстой несколько раз приглашал к себе „айковского. ¬стречи с писателем, которого ѕетр »льич воспринимал как полубога, каждый раз очень волновали композитора. Ђћне казалось, что этот величайший сердцевед одним взгл€дом проникает во все тайники моей душиї,†Ч писал он. “олстой любил музыку, и, чтобы доставить удовольствие писателю, „айковский попросил директора  онсерватории Ќикола€ –убинштейна устроить специальный музыкальный вечер. “олстому это было чрезвычайно при€тно, и „айковский записал в своем дневнике: Ђћожет быть ни разу в жизниЕ € не был так польщен и тронут в своем авторском самолюбии, как когда Ћ. Ќ. “олстой, слуша€ анданте моего первого квартета и сид€ р€дом со мной, залилс€ слезамиї. ¬ернувшись в ясную ѕол€ну, “олстой, в благодарность за тот вечер, послал „айковскому сборник народных песен, выразив надежду, что композитор использует их в своих сочинени€х.

Ђјнна  аренинаї была напечатана полностью в 1878 году, когда “олстому исполнилось п€тьдес€т. ћногие шумно приветствовали выход романа; один из друзей писател€ сообщал ему: Ђƒостоевский машет руками и называет ¬ас Ѕогом искусстваї. Ќо были и менее доброжелательные отзывы. “ургенев ворчал: Ђ¬се это кисло; пахнет ћосквой, ладаном, старой девойї.  то-то называл роман вульгарной любовной интригой, пропитанной идиллическим ароматом пеленок. “олстой потер€л интерес к роману; он с трудом заставл€л себ€ читать отзывы, как хвалебные, так и отрицательные. —пуст€ два года он написал одному из своих почитателей: Ђ„то касаетс€ Ђјнны  аренинойї, то увер€ю вас, этой мерзости дл€ мен€ не существует и мне только досадно, что есть люди, которым это на что-нибудь нужної.

 ниги “олстого сделали его самым знаменитым российским писателем. √онорары за Ђ¬ойну и мирї и Ђјнну  аренинуї превышали двадцать тыс€ч рублей в год. ¬ ясной ѕол€не прислуживали лакеи в красных жилетах и белых перчатках, по€вилось множество гувернанток и воспитателей. Ќо эти внешние атрибуты богатства и славы все больше и больше т€готили писател€. ќн всегда чувствовал внутреннюю силу русского кресть€нина и восхищалс€ его выносливостью и спокойным при€тием тех страданий и невзгод, что выпадали на его долю. „асто “олстой выходил на московско-киевскую дорогу, пролегавшую р€дом с поместьем, и встречалс€ со странниками, глаза которых светились верой, с пилигримами, называемыми кресть€нами Ђбожьими людьмиї. “олстой всегда предлагал им кров и еду. «акончив роман Ђјнна  аренинаї, писатель стал чаще ходить в церковь и посетил с одним из своих друзей монастырь. ќн перестал заниматьс€ литературным творчеством и более углубленно зан€лс€ поиском истины, завладевшим им в последние тридцать лет жизни.

»менно благодар€ тому, что ему стали близки идеи пока€ни€ и всеобщего братства, “олстой в 1878 году написал письмо “ургеневу и попросил его забыть их прошлые разногласи€. “ургенев прин€л это письмо с радостью и приехал в ясную ѕол€ну навестить семью “олстого. ¬се вместе они провели замечательный вечер за интересными беседами и шутками. Ќо примирение не было по-насто€щему глубоким, и писатели не смогли стать близкими друзь€ми. “ургенев увлекалс€ западными иде€ми. ќн получил образование в Ѕерлине и проводил большую часть жизни в ѕариже, близко сойд€сь там с ‘лобером, ƒоде, ћопассаном и другими представител€ми литературных кругов ‘ранции. ќн не раздел€л глубокого интереса “олстого к русскому кресть€нству и еще менее понимал религиозные увлечени€ Ћьва Ќиколаевича, которые казались “ургеневу нелепыми, бесполезно пожиравшими толстовский талант. ¬ 1880 году “ургенев заехал к “олстому, чтобы попросить его прин€ть участие в церемонии по случаю открыти€ пам€тника ѕушкину в ћоскве. ќн застал маститого писател€ за переводом ≈вангели€ на русский €зык. “олстой, глубоко погруженный в это зан€тие, отказалс€ прин€ть участие в торжествах. “ургенев, пылкий поклонник таланта ѕушкина, не смог пон€ть поступок “олстого и уехал оскорбленным. ¬ернувшись в ћоскву, “ургенев случайно встретилс€ с ƒостоевским. ‘едор ћихайлович часто признавалс€, что завидует положению и славе “олстого, однако и сам ценил его творчество. ¬ Ђƒневнике писател€ї он заметил: ЂЕЂјнна  аренинаї есть совершенство как художественное произведение, с которым ничто подобное из европейских литератур в насто€щую эпоху не может сравнитьс€, а во-вторых, и по идее своей это уже нечто наше, наше свое, родное, и именно то самое, что составл€ет нашу особенность перед европейским миромї. ƒостоевский намеревалс€ поехать в ясную ѕол€ну, чтобы увидеть “олстого, с которым никогда не встречалс€. Ќо “ургенев отсоветовал ему, сказав, что “олстой настолько поглощен своими религиозными теори€ми, что Ђс ним и разговаривать нельз€ї. ƒостоевский отказалс€ от своего плана и написал жене, что “олстой Ђслышно, совсем помешалс€ї.

»нтересно поразмышл€ть о том, что за встреча могла бы состо€тьс€ между двум€ гигантами русской литературы дев€тнадцатого века, такими разными как по происхождению, так и по стилю творчества. ‘едор ƒостоевский был на семь лет старше “олстого. —ын купеческой дочки и врача из московской больницы дл€ бедных, он рос робким и легко возбудимым ребенком. ¬последствии он т€жело переживал недостатки данного ему воспитани€ и €вные пробелы в образовании. ≈го раздражали богатые современники, позвол€вшие себе носить более дорогую и элегантную одежду ƒостоевский провел три трудных года в »нженерном училище в —анкт-ѕетербурге, занима€сь по ночам самообразованием. ќн читал Ўиллера, Ѕальзака, ƒиккенса и √офмана, а также мелодрамы и детективы. ќкончив училище, он отказалс€ от предложенной ему должности, решив зан€тьс€ литературной де€тельностью. ¬ 1846 году, после выхода повести ЂЅедные людиї, ƒостоевский на короткое врем€ ощутил радость признани€, получив хвалебный отзыв самого знаменитого столичного критика, ¬иссариона Ѕелинского, объ€вившего о по€влении нового редкого таланта. Ќо литературные львы ѕетербурга, среди которых был и »ван “ургенев, поддразнивали писател€ и посмеивались над ним, что того глубоко задевало.

¬ 1849 году в возрасте двадцати шести лет ƒостоевский, раздел€€ идеалистические убеждени€ группы молодых социалистов, присоединилс€ к ним. ≈го обвинили в заговоре против правительства Ќикола€ I и приговорили к смертной казни. ƒостоевского вместе с другими петрашевцами вывели на плац и поставили лицом к лицу перед солдатами, вз€вшими ружь€ на прицел, но в последнюю минуту осужденным сообщили о помиловании. ƒостоевскому заменили казнь на четырехлетнюю каторгу в —ибири.

«а эти годы ƒостоевский особенно глубоко проникс€ идеей христианского учени€ о спасении через страдание. ќн настолько страстно в это поверил, что впоследствии, когда один из его друзей заметил, что наказание было несправедливым, ƒостоевский с жаром отвечал: ЂЌет! —праведливо! Ћюди тоже осудили бы мен€ за мое преступление. “ы знаешь, Ѕогу, видимо, было угодно отправить мен€ в —ибирь, чтобы € чему-нибудь там научилс€ї. ѕосле окончани€ срока каторги ƒостоевского направили р€довым в провинциальный город, в котором писатель дослужилс€ до офицерского чина и женилс€ на вдове. ѕозже из-за периодически повтор€вшихс€ приступов эпилепсии ему пришлось отказатьс€ от воинской службы. Ѕрак его тоже оказалс€ несчастливым. ¬ 1859 году ƒостоевский был полностью прощен јлександром II и возвратилс€ в —анкт-ѕетербург. ј в 1861 году, как раз тогда, когда “олстой приступил к созданию своего романа Ђ¬ойна и мирї, были опубликованы его Ђ«аписки из мертвого домаї.

Ќо в отличие от “олстого, который жил спокойно, уважаемым человеком, не знавшим финансовых затруднений, ƒостоевский еле сводил концы с концами и перебивалс€ на заработки от писательского и издательского труда. «а€длый игрок, вечно опутанный долгами, страдающий эпилепсией ƒостоевский имел такую же бурную и трагическую судьбу, как и многие его герои и героини. ќстава€сь женатым человеком, он безумно влюбилс€ в одну молодую женщину с необузданным характером, котора€ впоследствии стала прототипом многих его независимых и гордых героинь. ƒостоевский путешествовал с ней по ≈вропе, пока она не бросила его в ѕариже, встретив там пригл€нувшегос€ ей испанца, а ƒостоевский вернулс€ домой к своей умирающей жене. ѕосле смерти супруги ƒостоевский не смог продолжить издание журнала. ¬ 1866 году вышел в свет его первый роман Ђѕреступление и наказаниеї, посв€щенный теме искуплени€ грехов через страдани€. Ёто событие совпало по времени с по€влением на страницах журнала Ђ–усский вестникї романа “олстого Ђ¬ойна и мирї. ¬ те дни, когда ƒостоевский работал над последними главами Ђѕреступлени€Еї, он вдруг обнаружил, что через три мес€ца должен представить другой роман одному бесцеремонному издателю, у которого он в свое врем€ вз€л аванс. Ќевыполнение соглашени€ означало, что тот имел бы право печатать все, что создаст ƒостоевский в течение последующих дев€ти лет, и при этом не платить автору ни копейки. — помощью дев€тнадцатилетней стенографистки јнны —ниткиной, ƒостоевский, лихорадочно работа€ и опира€сь на собственный жизненный опыт, за один мес€ц написал роман Ђ»грокї. ќни с јнной поженились и уехали в ≈вропу, спаса€сь от кредиторов.

¬ течение четырех лет писатель с молодой женой жили в √ермании, »талии и Ўвейцарии; почти весь роман Ђ»диотї был написан за границей. ѕреданна€ ƒостоевскому супруга оказала ему значительную моральную поддержку, и за четырнадцать лет совместной жизни ƒостоевский создал несколько крупных произведений. ¬ершиной его творчества стал роман ЂЅрать€  арамазовыї. — помощью жены писатель наконец-то сумел наладить свои дела и даже купил дом в русской деревне.

ƒостоевский был глубоко верующим человеком, а по политическим взгл€дам Ч консерватором, фанатичным слав€нофилом. Ќедолгое врем€ он работал редактором крайне консервативного журнала Ђ√ражданинї, а впоследствии регул€рно посылал в этот журнал свои статьи. ќн вел непримиримую войну с либералами и революционерами, которые в отместку называли его произведени€ Ђизвращеннымиї и Ђбезумнымиї. «ападное общество казалось ƒостоевскому слишком материалистическим и коммерческим. ќтверга€ его идеалы, он высоко ценил достоинства простых русских людей Ч кротость, сострадание и покорность воле Ѕожией Ч и именно эти свойства характера, по мнению писател€, следовало развивать в человеке.

“олстой и ƒостоевский одновременно, каждый своим путем, шли к вершинам литературного творчества. Ќо в то врем€, как “олстой писал о мелкопоместном двор€нстве, анализиру€ психологию и быт постепенно исчезавшего общественного класса, ƒостоевский создавал образы обыкновенных людей, обитавших на темных улицах призрачного —анкт-ѕетербурга. » при всех их различи€х Ч “олстой, поклонник природы и „еловека, прекрасно писавший реальную жизнь в ее мельчайших подробност€х, и ƒостоевский, неустанно исследовавший темные уголки души,†Ч оба верили, что в русских сокрыты добродетели, способные принести свет всему человечеству.

¬ 1880 году на открытии пам€тника ѕушкину ƒостоевский произнес страстную речь, в которой провозгласил особую роль –оссии в духовном возрождении мира. ќн говорил о великом служении русских людей и их братской любви, воспитанной на идеалах православной религии. Ќастолько волнующим было слово писател€, что на помост полетели охапки цветов.  то-то в толпе прокричал: Ђѕророк, —в€тойї,†Ч а один из студентов от избытка чувств потер€л сознание. “олстой впоследствии пожалел, что не поехал в ћоскву и не познакомилс€ с ƒостоевским. ¬скоре после этого событи€ он, перечитав Ђ«аписки из мертвого домаї, написал одному из своих друзей: Ђя не знаю лучше книги изо всей новой литературыЕ включа€ ѕушкина. ≈сли увидите ƒостоевского, скажите ему, что € его люблюї. Ёто письмо чрезвычайно обрадовало ‘едора ћихайловича. Ќо вскоре, 28 €нвар€ 1881 года, ƒостоевский умер, и двум великим писател€м так и не довелось встретитьс€. ’от€ на разных этапах жизни они критиковали произведени€ друг друга, “олстой был глубоко опечален смертью ƒостоевского. ќн писал одному из своих знакомых: Ђ ак бы € желал уметь сказать все, что € чувствую о ƒостоевскомЕ я никогда не видал этого человека и никогда не имел пр€мых отношений с ним, и вдруг, когда он умер, € пон€л, что он был самый близкий, дорогой, нужный мне человекЕ я его так и считал своим другом, и иначе не думал, как то, что мы увидимс€Е ќпора кака€-то отскочила от мен€. я растер€лс€, а потом стало €сно, что он мне дорог, и € плакал и теперь плачуї.

¬ конце дев€тнадцатого века слава “олстого была так велика не только в –оссии, а и во всем мире, что он превратилс€ в своего рода оракула, а ясна€ ѕол€на Ч в место паломничества. ¬ доме всегда толпились гости Ч друзь€ и поклонники таланта писател€, знаменитые и скромные, никому не известные люди, св€щенники и философы, последователи его религиозного учени€ непротивлени€ злу, называвшие себ€ Ђтолстовцамиї. Ѕлижайша€ железнодорожна€ станци€ находилась километрах в п€ти от усадьбы, и там не было гостиницы. —офь€ гостеприимно встречала каждого, как это было характерно дл€ открытой и щедрой души жител€ русской провинции. ƒом заполн€ли люди, жившие здесь кто неделю, а кто и мес€ц.

“ургенев в свои редкие визиты в ясную ѕол€ну обычно рассказывал веселые истории о ѕариже. ќднажды, когда оживленные домочадцы вечером собрались за играми, »ван —ергеевич весело станцевал канкан, несмотр€ на то, что “олстой осуждал его поведение. ƒо конца своих дней “ургенев продолжал глубоко огорчатьс€, наблюда€ поглотившее “олстого увлечение религией. ¬сего за два мес€ца до своей смерти в 1883 году он отправил “олстому трогательное письмо, в котором писал: Ђƒруг мой, вернитесь к литературной де€тельности. ¬ы Ч великий поэт русской землиї. Ќо, хот€ за последние тридцать лет жизни Ћев “олстой написал две пьесы и роман Ђ¬оскресениеї, повести Ђ рейцерова сонатаї и†Ђƒь€волї, он, в основном, посв€щал свое врем€ религиозным зан€ти€м, писал бесчисленные статьи по проблемам религии. ¬ последние годы жизни на вопрос, какое из своих произведений он считает лучшим, “олстой отвечал, что это два его народных рассказа Ђ„ем люди живыї и Ђ√де любовь, там и Ѕогї.

¬ 1891Ц1893 годах “олстой занималс€ организацией помощи деревенским жител€м –оссии, которые страдали от жестокого голода, поразившего страну после чрезвычайно засушливого лета. ¬с€ семь€ “олстого принимала в этом участие, работа€ в охваченных голодом районах и обраща€сь с призывами о помощи ко всему миру. ѕо мере того, как дети подрастали и поступали в университет, —офь€ все отчетливее осознавала необходимость приобретени€ дома в ћоскве. Ћев Ќиколаевич в конце концов согласилс€, но решил купить особн€к, как можно более похожий на загородный. ѕриобретенный семьей дом сто€л за высоким забором среди широкого двора. «а домом раскинулс€ сад. ѕисатель ненавидел большой город, не наход€ в нем ничего, кроме зловони€, камней, роскоши, нищеты и разврата. ¬ то врем€ когда его жена посещала балы и наносила визиты, что она любила делать, “олстой часто, переодевшись в костюм простого рабочего, проскальзывал в калитку и присоедин€лс€ к мужчинам, работавшим на реке, помога€ им пилить и колоть дрова. ѕисатель попросил зачислить его в группу, руководившую переписью населени€, чтобы он мог сам изучать положение бедн€ков в городе.

ѕри первой же возможности “олстой возвращалс€ в ясную ѕол€ну. ќн превратилс€ в вегетарианца и с презрением относилс€ к материальным благам. ѕриезжавшие встретитьс€ с ним часто могли увидеть, как он работает в поле или чинит свою обувь. ћногие художники навещали писател€ и просили разрешени€ сделать его скульптурный или живописный портрет. Ќиколай √е стал столь близким другом семьи, что дети называли его Ђдедушкойї. “олстой вс€чески поддерживал художника в его желании писать картины на религиозные сюжеты. „асто приезжал »ль€ –епин, работами которого “олстой восхищалс€. “ак как Ћев Ќиколаевич не любил позировать и считал это пустой тратой времени, –епин делал наброски, наблюда€, как писатель работает в своем кабинете. ≈сли же “олстой шел за плугом, то –епин перебегал из одного конца пол€ в другой, пробу€ запечатлеть на бумаге образ великого творца. ќднажды –епин даже попыталс€ пахать сам, но лошадь не стала его слушатьс€.

¬ ясной ѕол€не “олстой получал все ведущие журналы и газеты, как русские, так и иностранные. ќн также выписывал наиболее значительные произведени€, напечатанные за рубежом. –абочий стол писател€ был завален письмами со всего света.  руг его корреспондентов с годами расширилс€, и он переписывалс€ со многими великими людьми, от “омаса Ёдисона до ћохандаса √анди. ¬ 1895 году, когда пьесу “олстого Ђ¬ласть тьмыї разрешили к постановке на сценах »мператорских театров ћосквы и —анкт-ѕетербурга, в ясную ѕол€ну съехалось множество режиссеров и декораторов, которые делали зарисовки кресть€нских изб, приобретали костюмы кресть€нок, фотографировали и пытались научитьс€ правильному произношению народных выражений.

Ѕудучи одним из последних представителей племени великих писателей 1860-х годов, “олстой, несмотр€ на свой преклонный возраст, продолжал интересоватьс€ работами молодых авторов. ќн так любил короткие рассказы „ехова, что часто читал их вслух и за€вл€л, что „ехов Ч это ѕушкин в прозе. ¬ 1895 году јнтон „ехов приехал погостить в ясную ѕол€ну, и оба писател€ крепко подружились. Ќо хот€ “олстой любил рассказы „ехова, он считал, что его драмы просто ужасны Ч Ђхуже, чем Ўекспираї. ѕосмотрев спектакли ћосковского ’удожественного театра, “олстой был обескуражен пьесой Ђ„айкаї, и просто возненавидел Ђƒ€дю ¬анюї. ќн писал: ЂЌет насто€щего действи€, движень€, к чему ведутс€ все эти бесконечные разговоры неврастеников-интеллигентов. Ќепон€тно, что „ехов вообще хотел выразитьї. ќднажды “олстой по-отечески обн€л „ехова и произнес: Ђѕослушайте, мой друг, сделайте мне одолжение. Ќе пишите больше пьесї. ¬заимоотношени€ писателей были настолько теплыми, что „ехов не обиделс€.

¬ 1900 году к “олстому приехал ћаксим √орький. Ќа нем была обычна€ черна€ русска€ косоворотка, штаны заправлены в сапоги. ƒлинные каштановые волосы спадали √орькому на глаза, и он вынужден был их непрестанно отбрасывать со лба. “олстой Ч в грубой кресть€нской одежде, с огромной развевавшейс€ бородой, составл€л с √орьким странную пару. » все же, как это ни удивительно, певец революции и почтенный писатель-аристократ хорошо ладили между собой. “олстой говорил √орькому: Ђ¬ы Ч насто€щий мужик. ¬ам будет трудно среди писателей, но ¬ы ничего не бойтесь, говорите всегда так, как чувствуете, выйдет грубо Ч ничего! ”мные люди поймутї. ѕосле первой встречи √орький написал “олстому письмо с благодарностью за прием: ЂЌе ожидал, признатьс€, что именно ¬ы так хорошо отнесетесь ко мнеї. Ќа это “олстой шутливо ответил: ЂЅывают люди лучше своих книг, а некоторые Ч хужеЕ ћне понравилось ¬аше писанье, и все же € нашел, что ¬ы лучше своих книгї.

¬о врем€ последующих встреч писатели подолгу гул€ли вместе. √орький вспоминал: Ђќн ходит скорой, спешной походкой умелого испытател€ земли и острыми глазами, от которых не скроетс€ ни один камень, ни едина€ мысль, смотрит, измер€ет, щупает, сравниваетї. √орький не мог убедить “олстого в справедливости марксистских идей, которые “олстой ненавидел, а “олстой не смог увлечь √орького проблемами христианства. » все же общение с великим человеком производило на √орького такое сильное впечатление, что он с благоговением писал: ЂЕ€, не верующий в бога, смотрю на него почему-то очень осторожно, немножко бо€зливо, смотрю и думаю: Ётот человек Ч богоподобен!ї

¬ своем дневнике “олстой заметил: Ђ√орькому есть что сказать, он преувеличивает неправдоподобно, но он любит, и мы узнаем наших братьев там, где мы их не видели ранееї. ќднако “олстого разочаровала пьеса ЂЌа днеї. ќн считал ее недостаточно искренней. “олстой сделал в дневнике краткую запись: Ђ√орький производит впечатление лживостиї.

ѕоток посетителей ясной ѕол€ны никогда не прекращалс€. »з —оединенных Ўтатов јмерики приезжали ƒжордж  еннан, занимавшийс€ вопросами организации системы уголовного наказани€ в —ибири, ”иль€м ƒженнингс Ѕрайан и ƒжейн јдамс. ¬ 1908 году “омас Ёдисон послал “олстому в подарок диктофон, но писатель так разволновалс€, пыта€сь говорить в него, что стал запинатьс€ и забыл, что именно он хотел сказать. Ђќстановите, остановите машину,†Ч закричал он.†Ч ”жасно волнительної. «атем писатель добавил со вздохом: Ђ¬еро€тно, эта машина хороша дл€ уравновешенных американцев, но она не дл€ нас, русскихї.   “олстому приезжал и ‘едор Ўал€пин. ’от€ он, как и √орький, был из очень простой семьи, в Ўал€пине не было ничего мрачного и т€желого, напротив, он казалс€ бодрым и жизнерадостным. —луша€ пение Ўал€пина, “олстой тихонько бормотал: Ђ„удесно, восхитительно!ї  огда “олстому шел восьмидес€тый год, на –ождество в ясную ѕол€ну приехала пианистка ¬анда Ћандовска, чтобы сыграть ему произведени€ ћоцарта и √айдна.

¬ последние годы жизни писател€, из-за его всепоглощающего интереса к религиозным теори€м, отношени€ “олстого с женой становились все более нат€нутыми. ¬ один из вечеров, рассказав только одной из своих дочерей, куда именно он собираетс€, и оставив записку дл€ —офьи, в которой утверждалось, что его уход был делом решенным, “олстой покинул дом в одежде странника. ќн задумал присоединитьс€ к последовател€м своего учени€ на  авказе.  огда —офь€ обнаружила письмо, она попыталась покончить с собой, бросившись в пруд, но дочь спасла ее. ¬ пути “олстой простудилс€, заболел воспалением легких и умер на железнодорожном полустанке 7 но€бр€ 1910 года Ч в эти дни весь мир, затаив дыхание, ждал известий о его состо€нии. ѕоследними словами писател€ были: Ђ»стинаЕ я люблю человекаЕ  ак ониЕї.

«а долгую жизнь “олстого в –оссии сменились четыре императора. ≈го врем€ стало периодом величайшего расцвета творческих сил в этой стране.

√де все началось, там все и завершилось. “ело Ћьва “олстого привезли в ясную ѕол€ну, и он спит там вечным сном в тени вековых деревьев, которые так любил при жизни.


ѕримечани€:



5

“атары, или тартары, как часто произносили это слово,†Ч им€, данное русскими жител€м южной части «олотой ќрды. ¬ конце концов и монголов стали называть в русских летопис€х татарами.



58

—офь€ бережно сохранила все наброски “олстого и никогда не выбрасывала даже клочка бумаги, на котором он писал. –укописи романа Ђ¬ойна и мирї лежали нетронутыми в течение многих лет в кладовке. ¬ конце концов —офь€ заказала двенадцать дерев€нных €щиков и сложила в них все рукописи, а затем отправила их дл€ лучшей сохранности в ћоскву, в –ум€нцевский музей, где они наход€тс€ и по сей день.





 

√лавна€ | ¬ избранное | Ќаш E-MAIL | ƒобавить материал | ЌашЄл ошибку | Ќаверх