18.†–”—— ќ≈ –ј«ƒќЋ№≈

Ѕџ“”≈“ јЅ—ќЋё“Ќќ Ќ≈¬≈–Ќќ≈ ѕ–≈ƒ—“ј¬Ћ≈Ќ»≈, „“ќ ѕ–ќ—“џ≈ –”—— »≈, ”√Ќ≈“≈ЌЌџ≈ » «јЅ»“џ≈, —”ў≈—“¬”ё“  ј  Ѕџ —јћ» ѕќ —≈Ѕ≈, ј ¬џ—Ў»≈, ќЅ–ј«ќ¬јЌЌџ≈ —Ћќ» Ќ≈ —ћ≈Ў»¬јё“—я — Ќј–ќƒќћ, ѕќƒќЅЌќ ѕЋ≈Ќ ≈ ћј—Ћј Ќј ѕќ¬≈–’Ќќ—“» ¬ќƒџ. Ќјѕ–ќ“»¬, ¬—≈ ∆»“≈Ћ» –ќ——»…— ќ… »ћѕ≈–»» “≈—Ќќ —¬я«јЌџ ƒ–”√ — ƒ–”√ќћ, Ѕџ“№ ћќ∆≈“, ƒј∆≈ ЅќЋ≈≈  –≈ѕ ќ, „≈ћ ¬ ƒ–”√»’ —“–јЌј’. ќЌ» ¬ ћ≈Ќ№Ў≈… —“≈ѕ≈Ќ» –ј«ƒ≈Ћ≈Ќџ Ќј „≈“ »≈, ќ“ƒ≈Ћ№Ќќ —”ў≈—“¬”ёў»≈  Ћј——џ »  ј—“џ, „≈ћ ћџ ¬ «јѕјƒЌќ… ≈¬–ќѕ≈, √ƒ≈ —»Ћ№Ќџ ј–»—“ќ –ј“»„≈— »≈ “–јƒ»÷»». ƒ”Ўќ… –”—— »≈ „–≈«¬џ„ј…Ќќ ѕќ’ќ∆» ƒ–”√ Ќј ƒ–”√ј “≈ ∆≈ —јћџ≈ ’ј–ј “≈–Ќџ≈ „≈–“џ,  ќ“ќ–џ≈ ћџ ќЅЌј–”∆»ћ ” Ѕќ–ќƒј“ќ√ќ ћ”∆» ј, ѕ–ќя¬Ћяё“—я, ѕ–ј¬ƒј, ¬ Ќ≈— ќЋ№ ќ ќ“Ћ»„Ќџ’ ‘ќ–ћј’ » Ќ≈ —“ќЋ№ я¬Ќќ, Ќј —јћќћ ¬≈–’” ¬ј¬»ЋќЌ— ќ… ЅјЎЌ» –ќ——»…— ќ√ќ ќЅў≈—“¬јЕ

Ё“» Ѕќ–ќƒј“џ≈ ћ”∆» » “ј »≈ ∆≈ Ћёƒ»,  ј  ’ќЋ≈Ќџ≈ » »«џ— јЌЌџ≈ ј–»—“ќ –ј“џ,  ќ“ќ–џ’ ћџ ¬—“–≈„ј≈ћ ¬ √ќ—“»Ќџ’. «Ќј“№ ѕќ —¬ќ≈… —”“» Ё“ќ “≈ ∆≈ Ќ≈ ќ√ƒј Ќ≈¬«–ј„Ќџ≈ √”—≈Ќ»÷џ, ѕ–≈¬–ј“»¬Ў»≈—я ¬ ѕ–≈ –ј—Ќџ’ ЅјЅќ„≈  ”ƒ»¬»“≈Ћ№Ќќ… –ј—÷¬≈“ » » ѕќ–ј∆јёў»≈ Ќј— —¬ќ»ћ »— ”——“¬ќћ ƒ»ѕЋќћј“»». ¬ћ≈—“≈ ќЌ» —ќ—“ј¬Ћяё“  ќ–Ќ» » —“¬ќЋ, ќ“ ”ƒј —ќ  ”—“–≈ћЋя≈“—я  ќ ¬—≈ћ Ћ»—“№яћ ѕџЎЌќ…  –ќЌџ ƒ≈–≈¬јЕ » —ѕќ—ќЅ—“¬”≈“ –ќ∆ƒ≈Ќ»ё  ј  ¬ќ—’»“»“≈Ћ№Ќџ’, “ј  » Ќ≈”ƒј„Ќџ’ ѕЋќƒќ¬.

( ќЋ№) (–ќ——»я » –”—— »≈ ¬ 1842)

’от€ —анкт-ѕетербург часто сравнивают с окном, через которое в –оссию проникали западные идеи, этот город во второй половине дев€тнадцатого века и сам был центром бурных споров о культуре. Ўестидес€тые-семидес€тые годы прошлого столети€ открыли эру интенсивного изучени€ национальных богатств, всестороннего анализа общественной жизни и поиска новых путей развити€ –оссии. ¬ысказывались сотни мнений и идей. —поры Ч в крови у русских, и никогда дискуссии не звучали так громко, как в последние полстолети€ перед революцией. ѕисатели размышл€ли над особенност€ми национального характера, художники обращались к сюжетам родной земли, музыканты находили звуки новых мелодий в народных песн€х. Ёто была пора ренессанса русской культуры, когда –осси€ во многих област€х искусства оказалась впереди «апада.

«а два дес€тилети€ были созданы многие из самых знаменитых литературных произведений. ¬ них описывались поразительные столкновени€ судеб и приводились бесконечные рассуждени€ о смысле жизни, смерти и религии. Ёти работы оказались настолько значительными и масштабными, что и по сей день они служат мерилом достоинств любого романа. ќни раскрыли перед читателем необыкновенно богатую самобытную духовную жизнь росси€н. ¬ них представлены характеры столь живые и сцены столь €ркие, что они и сейчас воспринимаютс€ как часть нашего быти€.

ѕериод наивысшего расцвета творческой активности совпал с началом правлени€ јлександра II, вступившего на российский трон в 1855 году вслед за своим суровым отцом, Ќиколаем I. ’от€ јлександр воспитывалс€ в старых традици€х, его царствование было отмечено многими новшествами. Ѕлагодар€ тому, что Ќиколай I предусмотрительно ввел своего сына в √осударственный совет, јлександр взошел на трон более подготовленным к управлению страной и имел более обширный практический опыт административной де€тельности, чем любой из его предшественников. ќдаренный от природы великолепной пам€тью, јлександр свободно говорил на п€ти €зыках. ≈го мать позаботилась о том, чтобы к дев€тилетнему сыну пригласили наставником человека высокой культуры и доброго сердца, ¬асили€ ∆уковского, одного из лучших российских поэтов и переводчиков, близкого друга ѕушкина и √огол€. Ётот терпеливый воспитатель и неискоренимый идеалист был незаконным сыном русского аристократа и пленницы-турчанки. ќн имел огромное вли€ние на јлександра, и, как прин€то считать, именно ∆уковский воспитал в ÷есаревиче добродетельные наклонности. Ќаставник изобрел прекрасный метод воспитани€. ≈сли јлександр хорошо готовил уроки, он получал дополнительную сумму на благотворительные цели. ∆уковский преподавал своему ученику историю. ќн сопровождал ÷есаревича в путешестви€х по всей –оссии, включа€ —ибирь. ¬оспитатель обращал внимание своего подопечного на то, что ему казалось особенно важным. «адолго до того, как јлександр стал »мператором, ¬асилий ∆уковский освободил своих крепостных и тратил собственные средства, чтобы оплачивать Ђвольныеї крепостным других помещиков.

ѕеред своим венчанием в 1841 году јлександр попросил отца освободить из тюрем всех заключенных. Ќиколай I не согласилс€ пойти на такой решительный шаг. ќднако он освободил тех, кто был посажен в тюрьму за долги, и внес за них в казну необходимую сумму. ћногие заключенные и ссыльные получили тогда свободу. ¬ 1847 году јлександр выразил желание быть назначенным в комиссию, проводившую расследование по поводу жестокого обращени€ помещиков с крепостными, и впоследствии ÷есаревич не раз просил отца освободить крепостных кресть€н из неволи. ѕеред коронацией, в 1856 году, јлександр II объ€вил всеобщую амнистию, простил декабристов и приказал аннулировать задолженность бедн€ков по налогам. ¬ следующем году, в день своего рождени€, »мператор хотел освободить еще некоторых узников, но вы€снилось, что в ѕетропавловской крепости таковых больше не было.

¬ступив на престол, јлександр II обратилс€ к решению самой жгучей российской проблемы Ч освобождению крепостных. ≈ще до коронации, весной 1856 года, »мператор, выступа€ перед московским двор€нским собранием, за€вил: ЂЋучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, пока его отмен€т снизу.ї ќн создал комиссию дл€ всестороннего изучени€ этого вопроса и напутствовал ее де€тельность словами: Ђя желаю и требую от нашей комиссии общих рекомендаций, как провести это меропри€тие, не откладыва€ под разными предлогами план освобождени€ кресть€н до прихода —удного дн€Е Ќадеюсь, что после всей этой пустой болтовни вы предпримете что-то конкретное.ї Ќо комисси€ топталась на месте, несмотр€ на то, что брат ÷ар€ ¬еликий кн€зь  онстантин Ќиколаевич, пылкий сторонник реформы, насто€тельно требовал решени€ вопроса. ¬ ту пору ¬елика€ кн€гин€ ≈лена ѕавловна (супруга покойного д€ди јлександра ћихаила ѕавловича.†Ч –ед.), немало сделавша€ как в общественной жизни, так и на поприще культуры, составила программу освобождени€ своих крепостных и предложила ее »мператору.

 репостное право было исключительно трудной проблемой, затрагивавшей весь уклад сельской жизни –оссии.  репостничество развивалось в стране постепенно. ƒо семнадцатого века такого пон€ти€ не было.[52]  ак социальный институт оно оформилось почти в то же самое врем€, когда в јмерике по€вилось рабство. ∆ела€ прекратить посто€нные переезды кресть€н и переманивание рабочей силы помещиками, цари издавали указы, ограничивавшие право кресть€н на свободное перемещение. ¬ 1649 году, тридцать лет спуст€ после того, как первые рабы были привезены в ¬ирджинию, при царе јлексее ћихайловиче было прин€то —оборное уложение, по которому многие кресть€нские семьи об€зывались из поколени€ в поколение трудитьс€ в одних и тех же помещичьих усадьбах.  репостной не мог женитьс€ без разрешени€ своего хоз€ина. ≈го можно было отлучить от земельного надела и заставить прислуживать на хоз€йском дворе или в помещичьем доме.

√лубокое различие между русским крепостным и американским рабом заключалось в том, что семь€ каждого крепостного, кроме тех, что были домашней прислугой, владела клочком земли, на котором можно было трудитьс€ после отработки барщины, а излишки урожа€ крепостные могли продавать, получа€ доход. ¬ принципе крепостной был прикреплен к земле, а не к хоз€ину, но в восемнадцатом веке ѕетр ¬еликий установил подушную подать с мужчин из кресть€нского сослови€, и ответственными за уплату податей объ€вил не кресть€н, а помещиков. ¬ св€зи с этим все €рче про€вл€лась тенденци€ рассматривать крепостного как собственность помещика, продавать и покупать его без земельного надела, что, однако, впоследствии стало считатьс€ грубым нарушением закона.

ƒаже в годы наиболее широкого распространени€ крепостничества в –оссии зависимыми были не все кресть€не,†Ч в некоторых районах страны сельские жители свободно трудились на своей земле. ¬ центральной части –оссии, вокруг ћосквы, кресть€нами чаще всего владели помещики, но на территории севера, юга и —ибири крепостного права практически не знали.  роме того, существование крепостного права не сопровождалось сегрегацией; помещики и кресть€не молились, сто€ р€дом в одной и той же церкви.  репостничество было государственным институтом.  репостное кресть€нство рассматривалось как сословие, а не класс, а принципы владени€ крепостными не во всех губерни€х были одинаковыми.  огда на трон вступил јлександр†II, 37,7 процента русских, согласно переписи 1858 года, были определены как крепостные. »з них половину составл€ли казенные кресть€не, которые должны были лишь нести повинность в пользу государства и могли с разрешени€ кресть€нской общины отправл€тьс€ на заработки в город или в другую местность. ” тех, кто принадлежал отдельному помещику, об€занности могли быть разными; иногда нужно было платить хоз€ину деньги, иногда Ч отрабатывать положенный срок ѕостепенно в течение дев€тнадцатого века утвердилась система, названна€ оброком. ¬ соответствии с этой системой крепостной должен был платить своему помещику определенный налог, работа€ при этом где угодно и занима€сь любой де€тельностью. ¬ 1858 году, незадолго до освобождени€ кресть€н, 67,7 процента крепостных платили оброк своим хоз€евам.

Ќекоторые крепостные, жившие на плодородных земл€х, сумели разбогатеть.  ресть€не были смышлеными и предприимчивыми торговцами, и в дев€тнадцатом столетии в их руках сосредоточилась больша€ дол€ торгового оборота нации. ѕредприниматели из кресть€н иногда оставались крепостными, даже если им улыбнулось счастье; как это ни парадоксально, иногда у них были и свои крепостные. Ќедостатки системы в отдельных случа€х приводили к ужасным последстви€м. —реди крепостников были и насто€щие чудовища, и невозможные скр€ги, но вместе с тем встречались и помещики, которые тепло относились к своим крепостным. —амым большим злом крепостной системы было то, что крепостные, также, как и рабы, не имели гражданских прав и полностью зависели от произвола своих хоз€ев.

— конца восемнадцатого века передовые русские аристократы выступали за освобождение кресть€н. Ќекоторые двор€не принимали решение освободить кресть€н, приписанных к их поместь€м. ¬ дев€тнадцатом веке проблемы крепостничества все больше волновали умы росси€н, и общественное мнение страны склон€лось в пользу устранени€ несправедливости. Ќо были и другие люди, похожие на плантаторов американского юга, твердо верившие, что дл€ человечества совершенно естественно, если один рождаетс€ свободным, а другой Ч рабом, что Ѕог не стремилс€ к равенству в природе, и поэтому христиане заблуждаютс€, протесту€ против неравенства в обществе.

Ўироко распространенный миф о том, что –осси€ была населена исключительно богатыми двор€нами и беднейшими кресть€нами, не имеет под собой почвы. ѕроблема эмансипации еще более осложн€лась тем, что двор€нство, как и кресть€нство, не представл€ло собой четко очерченного класса, оно само было сословием, объедин€вшим представителей различных слоев общества. —реди двор€н были очень богатые Ч по переписи 1858 года в стране с населением в 60 миллионов человек их было 1400. Ќо существовала колоссальна€ социальна€ пропасть между такими семь€ми, как ¬оронцовы, Ўереметевы и ёсуповы, и основной массой мелкопоместного двор€нства.

ѕыта€сь создать общество, в котором положение человека определ€лось бы его личными достоинствами, ѕетр ¬еликий установил систему присвоени€ званий и чинов своим подданным. «а кресть€нами закрепили землю, купцы и торговцы должны были заниматьс€ коммерцией, а двор€нам вмен€лось в об€занность поступать на государственную службу, военную или гражданскую.  аждый имел определенное звание и принадлежал к одному из сословий. Ћюбой образованный мужчина мог поступить на государственную службу, независимо от своего происхождени€, и, начав с гражданского чина четырнадцатого класса, стремитьс€ достичь первого.  ак только человек получал соответствующие чин и звание Ч дл€ каждой эпохи свое Ч на армейской, флотской или гражданской службе, он автоматически становилс€ потомственным двор€нином. (ѕушкин начал службу, име€ чин дес€того класса, √оголь, как начинающий учитель Ч четырнадцатого.) —ами по себе титулы не имели значени€, и родословна€ не играла особой роли, если у человека не было определенного положени€ согласно “абели о рангах. “ака€ обеспечивалась больша€ гибкость системы; человек мог переходить из о дного сослови€ в другое, иногда с поразительной быстротой. ¬ петровское врем€ двор€не, не желавшие получать образование или скрывавшие истинное число своих крепостных, лишались звани€ и зачисл€лись в армию простыми солдатами. ¬ таком случае им приходилось заново подниматьс€ по иерархической лестнице.

 репостные, призванные на службу в армию, могли за два поколени€ превратитьс€ в знатных господ. ƒостоевский, сын простого врача, принадлежал к двор€нскому сословию. ƒед Ћенина был крепостным, но Ћенин уже по рождению был двор€нином, так как его отец достиг на гражданской службе чина, соответствующего по табели о рангах званию генерал-майора. „ин был значительно важнее родословной, и на –уси говорили: Ђ„ин, чай и щи Ч кумиры нашиї.

¬ этом отношении –осси€ резко отличалась от «ападной ≈вропы и јнглии, где титул и знатность происхождени€ определ€ли все. ¬ ≈вропе титулы наследовали только старшие сыновь€, и богатства со временем скапливались в руках нескольких знатных семей. Ётим поощр€лс€ классовый снобизм и сознание своей исключительности, которые и в насто€щее врем€ трудно преодолеть. Ѕлагодар€ “абели о рангах и в силу непринужденности, свойственной русскому характеру, в –оссии никогда не было надменных аристократов, за исключением, возможно, небольшого числа лиц, близких ко ƒвору. –усским было непон€тно то глубокое уважение, которое английский рабочий класс про€вл€л к Ђджентльменамї. ≈ще в 1790 году писатель-либерал екатерининского времени јлександр –адищев с гордостью за€вл€л, что бравирование своим происхождением Ч зло, вырванное в –оссии с корнем. ¬ начале двадцатого века английский писатель ћорис Ѕеринг писал, что глубоко укоренившеес€ сознание своего аристократизма, свойственное привилегированному классу землевладельцев в јнглии, не характерно дл€ российских двор€н.

¬ –оссии, выделив приданое дочер€м, землю и состо€ние делили поровну между всеми сыновь€ми.  аждый из сыновей имел право носить фамильный титул и, в свою очередь, передавать его потомству. ѕри такой системе семейные наделы со временем, за три-четыре поколени€, превращались в ничто. ¬ дев€тнадцатом столетии большинство российских мелкопоместных двор€н жили весьма скромно. ƒовольно часто встречались кн€зь€, не имевшие ни гроша за душой; брод€чий торговец мог оказатьс€ кн€зем по рождению. ƒворецкий в семье “олстых был кн€зем, а сам Ћев “олстой, хот€ и граф, относил себ€ к зажиточному среднему классу. ѕо переписи 1858 года только восемнадцать с половиной тыс€ч двор€н могли жить независимо, на доходы от своих поместий. ¬ р€занской губернии 1700 помещиков делили радости и горести со своими кресть€нами, вместе с ними вспахивали пол€ и обитали в таких же скромных жилищах.

Ќа момент освобождени€ кресть€н одна треть землевладельцев имела не более дес€ти крепостных на одного помещика. ѕоэтому перераспределение земли и назначение справедливой компенсационной выплаты было необычайно сложным делом. ќсвобождение без возмещени€ убытков привело бы к разорению помещиков, а освобождение без земли Ч к разорению кресть€н. “ем не менее, јлександр II, увидев, что за четыре года дело не сдвинулось с места, в 1860 году освободил всех кресть€н, принадлежавших императорской семье. «атем, не жела€ слушать никаких возражений, он как истинный самодержец за€вил: Ђя этого желаю, требую и приказываюї,†Ч и установил крайний срок проведени€ реформы дл€ всей страны. 3 марта 1861 года он подписал манифест об отмене крепостного права, за два дн€ до вступлени€ в должность президента јвраама Ћинкольна и на два года раньше, чем произошла отмена рабства в јмерике.

¬ —оединенных Ўтатах јмерики общество во взгл€дах на рабство раскололось на два лагер€ так резко, что плантаторы ёга начали войну за сохранение своего привычного образа жизни. ¬ –оссии же помещики хоть и роптали, но восприн€ли царский указ спокойно. ќднако отмена крепостного права повлекла за собой значительные и очень глубокие изменени€ жизни в –оссии, быть может, даже более серьезные, чем отмена рабства в јмерике. ѕроцесс эмансипации охватил в –оссии вп€теро большее число людей, чем в —Ўј. ѕосле освобождени€ кресть€н многие помещики просто не знали, как вести собственное хоз€йство, и быстро разор€лись. » кресть€не, вынужденные покупать сельскохоз€йственные оруди€ и лишенные права пользовани€ общественными земл€ми, стали жить хуже, чем раньше. Ќемало их покидало земельные наделы и отправл€лось в город на заработки. —оединенным Ўтатам јмерики потребовалось целое столетие, чтобы приспособитьс€ к социальным переменам, вызванным ликвидацией рабства, и даже сегодн€ этот процесс не полностью завершен. –осси€ все еще продолжала решать бесчисленные проблемы, возникшие в результате отмены крепостного права, когда пришла –еволюци€.

* * *

¬ годы, последовавшие за освобождением кресть€н, все только и говорили о земле и о народе. –усскому характеру свойственна любовь к деревне. Ћирические описани€ поездок в поместь€, в которых цар€т покой и безм€тежность, заполн€ют многие страницы литературных произведений. ƒаже те представители мелкопоместного двор€нства, которые вынуждены были по роду своих зан€тий жить в городах, любили подолгу бывать в своих небогатых родовых имени€х.  ак только купцам и государственным служащим удавалось скопить некоторые средства, они покупали загородные дома Ч дачи и спешили туда вс€кий раз, когда служба позвол€ла им покинуть город. — освобождением кресть€н деревенска€ жизнь оказалась в центре внимани€ росси€н. ќбщество с возросшим интересом обратилось к народному искусству. »нтеллигенци€ идеализировала кресть€нский образ жизни. Ќачина€ с 1860-х годов, в университетской среде зародилось движение за возвращение к традици€м народа, и среди студентов по€вились длинноволосые бородачи в просторных кресть€нских рубахах. –аспева€ народные песни, без конца повтор€€ социалистические лозунги, знакомые им еще со школьных времен, эти молодые идеалисты, проповеду€ Ђхождение в народї, отправл€лись в деревню, чтобы окунутьс€ в сельскую жизнь.  ресть€не смотрели на пришельцев с некоторым удивлением и иногда даже отводили их к приставу.

ќсновной темой творчества русских писателей и художников стала жизнь простых кресть€н, которую они пытались изобразить без прикрас. ¬тора€ половина дев€тнадцатого столети€ дала –оссии целую пле€ду выдающихс€ творцов Ч выходцев из мелкопоместного двор€нства. », пожалуй, именно они внесли самый весомый вклад в русскую культуру. ѕушкин, √оголь, “ургенев, “олстой, √линка, „айковский, –имский- орсаков, ћусоргский и ƒ€гилев, как и многие другие художники, композиторы и поэты, глубоко св€заны своими корн€ми с русской деревней. ƒаже ƒостоевский, которого обычно воспринимают как горожанина, с радостью вспоминал, как он мальчиком проводил не одно лето неподалеку от ћосквы в загородном доме, приобретенном его отцом. „ехов был сыном бакалейщика из небольшого провинциального города “аганрога.

ќднако, по иронии судьбы, как раз в то врем€, когда люди искусства стали удел€ть более пристальное внимание деревенскому быту, он начал коренным образом мен€тьс€, и они не заметили, что отражают мир, уход€щий в прошлое.

∆изнь за городом была безм€тежной и неторопливой. √оголь изобразил ее в Ђ—орочинской €рмаркеї так: Ђ¬ поле ни речи. ¬се как будто умерло; вверху только, в небесной глубине, дрожит жаворонок: и серебр€ные песни лет€т по воздушным ступен€м на влюбленную землюЕ »зумруды, топазы, €хонты эфирных насекомых сыплютс€ над пестрыми огородами. —ерые стога сена и золотые снопы хлеба станом располагаютс€ в поле и кочуют по его незримости. Ќагнувшиес€ от т€жести плодов широкие ветви черешен, слив, €блонь, грушЕ  ак полно сладострасти€ и неги малороссийское лето!ї

ѕушкин, рассказыва€ в Ђ≈вгении ќнегинеї о жизни Ћариных в деревне, писал:

ѕроста€ русска€ семь€,
  гост€м усердие большое,
¬аренье, вечный разговор,
ѕро дождь, про лен, про скотный дворЕ

ƒеревенский дом, спр€тавшийс€ в зелени деревьев, был привычной и милой сердцу приметой русского пейзажа. “акие дома, как правило, дерев€нные, не отличались роскошью, однако были удобными и уютными. ¬ –оссии не встретишь замков с высокими стенами, рвами и ухоженными парками и цветниками, подобных европейским. Ќакануне ѕервой мировой войны один английский путешественник так описал типичное русское поместье: Ђƒом стараютс€ ставить на высоком берегу реки или на пригорке в окружении деревьев. ќбычно в таком доме есть веранда и балкон, поддерживаемый массивными белыми колоннами. Ќеподалеку от помещичьего дома вы непременно обнаружите липовую аллею, ведущую во фруктовый сад, в котором растут €блони, груши и вишниЕ ¬ доме Ч просторна€ прихожа€, больша€ столова€, гостина€ и кухн€, в которой кипит сво€ неугомонна€ жизнь. Ћестницы ведут в уютные комнатки и укромные уголки, полные припасами кладовки, библиотеки со старинными и часто довольно ценными книгами. ¬езде вас окружают старомодна€ мебель красного дерева и фамильные портреты на стенах. «десь царит атмосфера уюта, убаюкивающее ощущение досуга, безопасности и отдаленности от вселенской суеты. “аков дом помещика средней рукиї.

¬ 1873 году нека€ англичанка, посетивша€ центральную –оссию, писала о покое и красоте русских просторов: Ђ¬округ простирались бескрайние равнины, ничем не огороженные €ркие пол€ зеленеющего льна и волнующиес€ пол€ пшеницы в обрамлении густых хвойных лесов; орлы пар€т над головой в чистом голубом небе; тут и там кресть€не в €ркой красочной одежде, весело распевающие за работой или устроившиес€ в тени берез, чтобы пообедать. ј где-то вдалеке белый усадебный дом, наполовину скрытый за деревь€ми и р€дом Ч бела€ церковь с синим куполом, усе€нным золотыми звездами, с уход€щим ввысь позолоченным шпилем и множеством сверкающих крестов, загорающихс€ €рким огнем в свете солнечных лучей под безоблачным небом. “ам и хоз€ин, и его кресть€не каждую субботу, воскресенье и праздничные дни обращают свои молитвы к Ѕогу. «акончив обед, перед тем, как вздремнуть часок-другой под березами в полуденный зной, благочестивые кресть€не оборачиваютс€ к церкви и осен€ют себ€ крестным знамением.

Ћетом обитатели деревенских домов почти не бывают в помещении. ќни все врем€ провод€т на воздухе, сид€ в тени деревьев за чтением, либо кур€т (в том числе и многие женщины), вышивают, судачат друг с другом, а иногда небольшими группами отправл€ютс€ в лес по грибы, из которых затем приготавливают любимые русскими блюда. » правда, ничто не может сравнитьс€ с жизнью в загородном доме; все здесь устроено просто, все чувствуют себ€ непринужденно. Ёто совсем не похоже на великолепие и богатство, которые мы наблюдаем в јнглии; напротив, комнаты почти не меблированы Ч в них лишь самое необходимое.ї

–усские, как никакой другой народ, умеют ценить удовольствие жизни в тиши, и многие художники отразили на своих полотнах покор€ющую безм€тежность русской природы. »саак Ћевитан писал широкую спокойную гладь озер и простор лугов. Ѕорис  устодиев создал портрет своей жены с ребенком в деревенском доме и передал в этой картине теплоту дерева и свежесть сирени. Ќа одном из своих лучших полотен »ль€ –епин, сам выходец из украинских кресть€н, изобразил большую русскую семью, где и стар, и млад мирно сид€т за чтением, освещенные €ркими солнечными лучами, проникающими сквозь листву деревьев.

 олоссальные рассто€ни€ и плохие дороги раздел€ли жителей провинции, поэтому гостей принимали с радушием и щедростью. –усские говор€т: Ђ√ост€м всегда радыї. ¬иктор “иссо, путешествовавший по российской глубинке в 1893 году, отмечал: ЂЌикого не удивит неожиданный приезд гост€, в том числе и незнакомца; такое событие всегда воспринимают с радостью. —емейна€ жизнь протекает в достатке, полна€ досуга. ¬ас примут, если вы скажете, что такой-то послал вас, либо просто представитесь. √ости могут жить столько, сколько им заблагорассудитс€, один день или шесть и даже несколько недель.ї ќбычно в деревне гостей не отпускали на ночь гл€д€ и превращали в спальню любую комнату в доме. ѕостели устраивали на диванах и креслах; ночлег предоставл€ли дл€ дес€тка знакомых, и при этом хлопоты не считались обременительными, так, будто речь шла о том, чтобы бросить охапку соломы в конюшне.

–аскованность и простота жизни в русских поместь€х часто приводили в замешательство европейцев, которых шокировала непринужденность общени€ прислуги с помещиками. ¬ 1805 году ћарта ”илмот отмечала: Ђ¬полне обычно видеть хоз€ев и слуг, вместе исполн€ющих какой-либо танец, и не раз, когда € оказывалась в незнакомом доме, мне было нелегко отличить хоз€йку от ее femme de chambre[53]

ƒеревенские развлечени€ были незатейливы. »грали в городки, качались на качел€х и качалках, ходили купатьс€ на реки и пруды. —таниславский так описал праздник на воде в своем подмосковном поместье в конце дев€тнадцатого века. Ђќгромна€ лодка с музыкантами, игравшими на духовых инструментах, шла во главе небольшой флотилии из пестро раскрашенных лодок, и весь тот день прошел в соревновани€х по гребле и плаванию на приз. ¬ летнюю ночь на »вана  упала и стар, и млад играли в заколдованный лес. ¬ простын€х и масках мы пр€тались за деревь€ми и ждали тех, кто придет искать папоротник, а затем набрасывались на них из наших укрытий. ≈сли пр€тались в кустах, то мы внезапно выбегали, а если в траве, то старались незаметно подползтиЕ „асто в летние вечера все соседи собирались вместе и гул€ли всю ночь до зариї. »менины и праздники превращались в запоминающиес€ событи€, подобные описанным ѕушкиным в Ђ≈вгении ќнегинеї, когда после вечерних танцев и игры в карты дл€ каждого из гостей находилось место на печных лежанках, диванах или кушетках. Ќекоторые же устраивались, закутавшись в стеганые пуховые оде€ла, на ступеньках или лестничных площадках.

ћладша€ дочь Ћьва “олстого, јлександра, рассказывает о жизни в ясной ѕол€не:

Ђѕосто€нно праздновали чьи-то именины, рождени€, пекли пирогиЕ ѕовара жарили кур, баранину, ростбифы, готовили необыкновенное фруктовое мороженоеЕ лакеи чистили батареи гр€зной обуви, подавали, убирали, горничные крахмалили воротнички, гладили, кучера чистили лошадей, то и дело запр€гали, распр€гали кол€ски и катки тройками, дрожки, тарантасыЕї

»ногда по€вл€лись цыгане и, прервав свои странстви€, развлекали всех песн€ми и пл€сками. јлександра “олста€ пишет:

Ђ—обирались цыгане обычно на чьей-нибудь квартире, в предместь€х “улы. —оставл€лс€ хор. ∆енщины, в разноцветных плать€х, €рких пов€зках, с перекинутыми цветными шал€ми через одно плечо, рассаживались полукругом впереди. «а ними выстраивались стройные, смуглые човалы с гитарами, в разноцветных шелковых рубашках и плисовых безрукавках. ѕеребира€ струны, сто€ впереди хора, дирижер вдруг едва заметно поводил гитарой, и тихо, чуть слышно, одним дружным вздохом поднималась песн€; громче и громче, быстрее, резче звенели богатые, могучие аккорды гитаристов. “емп все ускор€лс€, гости в такт прихлопывали ногами; быстрее, быстрее, громче, не тер€€ ритма, гитаристы уже всей кистью били по струнам, и вдруг спокойно выплывали цыганки, одна, друга€. ќни шли, то простира€ к кому-то руки, то пада€ вперед, то, гордо откинув голову, снова опрокидывались назад, дрожа плечами и отбива€ чечетку. —веркали зубы, тр€слись на шее золотые монисты.  ричали и гикали човалы, какими-то гортанными, отрывистыми восклицани€ми поощр€ли сами себ€ пл€суны, кричали гости. » вдруг из задних р€дов вылетал пл€сун-човал. ќн бил себ€ руками о колени, бил о пол, как сатана, кружилс€ между двум€ женщинами, металс€ между ними в бешеной чечетке, темп нарастал, гиканье становилось громче, гости кричали, возбуждение доходило до крайних пределов. ѕоследний аккорд гитар, пл€суны замиралиЕ наступала тишинаї.

Ћошади играли важную роль в деревенской жизни. –усские любили породистых коней. ќни были такими замечательными наездниками, что три года подр€д в јнглии по выездке и конкуру[54] завоевывали престижный кубок корол€ Ёдуарда. ¬ 1914 году в –оссии имелось больше лошадей, чем в любой другой стране мира Ч 35 миллионов. ¬ то же врем€ в —оединенных Ўтатах јмерики, следовавших за –оссией, лошадей было всего 24 миллиона. –осси€не вывели немало замечательных, чистокровных пород Ч серые в €блоках, гнедые и вороные орловские рысаки прославили –оссию еще в восемнадцатом веке и считались одними из лучших лошадей в мире дл€ упр€жи. ѕридава€ важнейшее значение обеспечению чистокровности породы, государство оказывало финансовую поддержку конным заводам и учредило даже специальное управление коневодства. Ћев “олстой так любил лошадей, что получив гонорар за Ђ¬ойну и мирї, приобрел на него большое поместье в двадцать п€ть квадратных километров под —амарой и основал там конный завод. Ќа этом заводе одно врем€ было четыре сотни чистокровных английских скакунов и рысаков ростопчинской и кабардинской пород. ¬ своем поместье “олстой часто устраивал азартные скачки, в которых наездниками выступали местные киргизы.

–усские считали охоту на лисиц скучной и предпочитали охотитьс€ на волков, медведей и лосей. —тремительную русскую борзую специально тренировали дл€ волчьей охоты. ¬ сопровождении целой своры таких быстроногих, из€щных собак охотники верхом отправл€лись за добычей. ќбычно пара борзых натравливалась на волка, собаки по широкому полю бросались с двух сторон преследовать звер€ наперехват и, прокусив ему холку, валили на землю. —таниславский писал: Ђѕосле ѕетрова дн€ Ч начало охотыЕ ¬ эти сезоны осени и зимы оживал псарный двор. ѕо праздникам с раннего утра съезжались охотники, раздавались рога, шествовали конные и пешие доезжачие, окруженные ста€ми собак, с пением ехали охотники в экипажах, а за ними тащилась телега с провиантомЕ ѕо возвращении их с охоты мы любили смотреть убитых зверей, потом происходило общее умывание или купание, а ночью Ч музыка, танцы, фокусы, пти-же, шарады.ї

“иссо рассказывает о том, как он жил в деревенском доме на ”краине. ¬ его комнате натертые до блеска полы из дуба были устланы волчьими шкурами, €ркие синие с красным занавески украшали окна, выходившие на маленький дерев€нный балкон. ЂЌочи в степи были великолепными. ѕовсюду блики золотого и синего.  азалось, будто небо освещали тыс€чи мелких вспышек, подобных блеску бриллиантовЕ ѕосле того, как при свете факелов, под звуки охотничьих рожков, выстрелов и радостных возгласов возвращались охотники и загонщики, они танцевали всю ночь напролетї.

ѕрирода щедро одаривала русскую провинцию. ¬ лесах и пол€х водилась дичь, малые и большие реки, пруды и озера кишели рыбой. ќдин английский путешественник побывал во времена ѕетра ¬еликого в степи и восхищалс€ дикими цветами и травами, которые Ђроскошным ковром покрывают степь, лишь только стает снег. —паржа, сама€ замечательна€, которую мне когда-либо приходилось есть, росла так густо, что в некоторых местах ее можно было коситьї. ¬ 1792 году ”иль€м  окс в книге Ђѕутешестви€ї писал: Ђ√рибов так много, что они составл€ют существенную часть кресть€нской пищи. ¬ каждом сельском доме € наблюдал изобилие грибов, а проход€ по рынкам, зачастую поражалс€, как много грибов там продавали; их разнообразие впечатл€ло не менее, чем количество; грибы были белые, коричневые, желтые, зеленые и розовые. –усские кресть€не отлично разбираютс€ в них и передают свои знани€ из поколени€ в поколение. ћногие грибы, которые не отваживаютс€ употребл€ть в нашей стране, русские из разных слоев общества ед€т ежедневної. “ыс€чи огромных корзин, тыс€чи телег с грибами, по его словам, доставл€лись в ћоскву из сел.  ресть€нки с детьми несли множество раскрашенных лукошек из бересты, наполненных грибами, и продавали их в городах.  ресть€не заготавливали грибы, сушили и солили, и в долгую зиму эти припасы замен€ли им свежие овощи.

ƒругой англичанин, путешествовавший по российской глубинке в 1873 году, писал: Ђќгромные количества лесной земл€ники и малины растут в –оссии, а также много красной и черной смородиныЕ ¬ северных районах есть желта€ €года, своей формой напоминающа€ шелковицу, под названием морошка. »з нее делают замечательное варенье; морошку также используют в медицине как средство от вод€нки. ¬ лесу изобилие различных дикорастущих €год: брусники, голубики, черники и других.ї

–усские любили подолгу сидеть за бесконечными трапезами, особенно характерными дл€ сельской жизни. —траницы рассказов √огол€ и „ехова содержат множество описаний обильных обедов в деревне; Ћев “олстой с восхищением вспоминал пирожки, которые тают во рту. ” зажиточных волжских кресть€н было в обычае Ђнакрывать столыї по крайней мере два раза в году и приглашать на роскошные пиры 100Ц150 кресть€н, менее богатых. ѕредполагалось, что щедрость хоз€ев будет оценена и если им понадобитс€ помощь, то найдетс€, кому откликнутьс€ на их просьбу. ѕавел ћельников-ѕечерский, описыва€ чаепитие в доме богатого кресть€нина в конце дев€тнадцатого столети€, рассказывал о самоваре, начищенном так, что он Ђгорел огнемї. —амовар, водруженный в центр стола, сто€л в окружении всевозможных сластей, конфет, пастилы, пирожных, медовых пр€ников, блинов с патокой, грецких и американских орехов, миндал€, фисташек, урюка, изюма, кураги, инжира, фиников, глазированных фруктов по-киевски, свежих €блок, а также €блок в клюквенном желе. ѕодали также икру, балык, ветчину, маринованные грибы, несколько графинов водки разных сортов и бутылку мадеры.

ћного усилий тратилось на приготовление различных кушаний, начина€ со щей, основного блюда кресть€нского обеда. ¬ деревенских домах имелись просторные кладовки, в них хранили полный набор продуктов, достаточный дл€ того, чтобы пережить долгие зимние мес€цы. ќдна русска€ дама описала в начале двадцатого века кладовые в провинциальном доме, в котором ей довелось жить. Ёто Ђпросторные светлые комнаты с широкими окнами и р€дами полок вдоль стен. Ќа одной стене от пола до потолка были размещены крюки, на которых висели копченые окорока и €зыки, целые свиные бока, домашние колбасы и сыр. ѕод полками сто€ли кадки с маслом, мешки с гречей и другими крупами, бочки с мочеными €блоками, грушами и солеными грибами, лари с солью и мукой, сушеные бобы и грибы, супова€ зелень, горох, мешки с сушеными €блоками и другими фруктами и сахарные головы. Ќа верхних полках отводилось место дл€ больших банок с различными солень€ми и маринадами. «десь же хранили несколько сортов грибов, свеклу, морковь, репу, помидоры, цветную капусту, лук, огурцы, фасоль, краснокочанную и белокочанную капусту, лук-порей, дыни, арбузы, вишни, дикие €блоки, груши и крыжовник. Ќа других полках в огромных банках сто€ли разнообразные варень€ из €год и фруктов всевозможных сортов, и, наконец, Ђчетвертиї и Ђсороковкиї[55]†с сиропами, которые зимой употребл€ли дл€ приготовлени€ мороженого, кремов и желе, домашних фруктовых конфет и цукатов.  роме того, имелс€ большой ледник с продуктами.

 апусту квасили в больших количествах. ¬о врем€ уборки урожа€ семь€ среднего размера покупала целый воз капусты, а если семь€ была велика, то и еще больше. ¬ конце августа все дворы выгл€дели примерно одинаково: в углу были свалены горой кочны, а посередине 5Ц6 женщин, вооруженные сечками, рубили капусту в двух-трех корытах, сто€вших на столе. ѕотом солили огурцы. ћорковь, репу и свеклу укладывали в большие €щики с песком, €йца хранили в золе, овсе, в липовом настое или в растительном масле. ÷ветную капусту развешивали по стенам или подвешивали к потолку кладовки.

¬се настойки, наливки и шипучие вина делали дома, и их запасов хватало на всю зиму. «аготавливали также уксус и горчицу, растительное масло и дрожжи, разных видов м€со и рыбуЕї

«наменита€ поваренна€ книга ≈лены »вановны ћолоховец дает нам самое точное представление о щедром хлебосольстве, считавшемс€ нормальным в русской семье. ≈лена ћолоховец была женой военного. ќна замечательно готовила и всю свою жизнь собирала и записывала кулинарные рецепты. ¬ 1861 году муж в качестве сюрприза подарил на именины тридцатилетней жене изданную им книгу с ее рецептами. Ёта книга быстро стала попул€рной, а в дальнейшем превратилась в самое авторитетное в –оссии руководство по кулинарии; оно оставалось таковым до ќкт€брьской революции. Ќазванна€ Ђѕодарок молодым хоз€йкам, или средство к уменьшению расходов в домашнем хоз€йствеї, эта замечательна€ кулинарна€ книга с 1861 по 1914 годы выдержала двадцать восемь изданий и разошлась тиражом более чем 600 000 экземпл€ров. –усские и сейчас с легкой иронией цитируют ставшие легендарными строки: ЂЌе расстраивайтесь, если к вам на ужин вдруг нагр€нут двадцать шесть человек. —пуститесь в погреб и срежьте там пару вис€щих окороков. ¬озьмите фунт скоромного масла и две дюжины €ицЕї Ќа сотн€х страниц объемистой книги ћолоховец приведено более четырех тыс€ч рецептов, и среди них рецепты приготовлени€ блюд из пернатой дичи дес€тка наименований, более двадцати разнообразных паштетов. ѕоражает огромное разнообразие рецептов. ¬ разделе, посв€щенном различным Ђбабамї, автор приводит 52 рецепта, первый среди них Ч хорошо известна€ Ђромова€ бабаї, а последний называетс€ Ђснежной бабойї, и дл€ ее приготовлени€ требуетс€ 24 €ичных белка. ќписыва€ разнообразные рецепты на основе €ичных желтков, ћолоховец приводит Ђкружевную бабуї и Ђбабу дл€ при€телейї, дл€ приготовлени€ которой необходимы 36 €ичных желтков и 6 €иц целиком. “ам же приведены рецепты Ђбабы к кофе, приготовл€емой на скорую рукуї, шоколадной, миндальной и маковой баб, а также Ђкапризной бабыї Ч изумительного произведени€ кулинарного искусства, рецепт которого сопровожден отрезвл€ющими комментари€ми автора: ЂЁта баба чрезвычайно вкусна, когда удаетс€, но редко удаетс€ї.

¬ этой же книге есть разделы, посв€щенные приготовлению повидла и варений, наливок и ликеров (включа€ тридцать два рецепта водки с ароматическими добавками), колбас и маринадов. ¬ первое издание 1861 года ћолоховец включила раздел, описывающий, как отта€ть мороженое м€со и что из него можно приготовить. ¬ то врем€ мороженое м€со широко примен€лось в –оссии, но было совершенно неизвестно на «ападе. Ќар€ду со множеством рецептов кушаний из всех мыслимых сортов м€са, птицы, овощей, а также способов приготовлени€ сладких блюд автор приводит способы составлени€ меню скромных и изысканных обедов, праздничных застолий и завтраков, обедов и ужинов на каждый день года, не требующих больших затрат времени, и кроме того Ч реестр детских завтраков, кушаний дл€ прислуги, ужинов на балах или танцевальных вечерах и обедов в дни основных религиозных праздников,†Ч в целом более 800 меню.

≈лена ћолоховец дает в своей книге множество полезных советов, объ€сн€€, например, что, использу€ овощные кухонные отходы, можно вырастить двух маленьких порос€т. (ѕоскольку многие росси€не, в том числе и жители ћосквы, держали коров и других домашних животных до конца дев€тнадцатого века, это был полезный совет и дл€ городских жителей.) ќна сообщает, что рисовый отвар можно употребл€ть дл€ см€гчени€ кожи рук, а хорошо промытые и высушенные тел€чьи желудки Ч дл€ длительного хранени€ сыра, и что кровь забитых животных служит прекрасным удобрением дл€ фруктовых деревьев. јвтор объ€сн€ет, как красить €йца к ѕасхе (заверните каждое €йцо в тр€почки цветного шелка или льн€ной ткани либо положите в воду луковую шелуху и затем сварите €йца) и приводит цены специальных красок дл€ пасхальных €иц (золота€ и серебр€на€ Ч две копейки). ќна также объ€сн€ет, как накрывать на стол в различных случа€х, помещает в книге тщательно выполненные рисунки всевозможных кулинарных приспособлений и даже планы квартир и домов. јвтор советует: Ђв любом жилище должна быть комната дл€ молитвыї и Ђочень важно, чтобы каждый член семейства имел свой угол, отдельный и спокойныйї.

¬ 1911 году, когда ≈лене »вановне исполнилось восемьдес€т лет, было опубликовано Ђзолотоеї юбилейное издание ее книги. ¬се ведущие русские газеты поместили редакционные статьи, в которых выразили похвалу ее труду. ¬ пространное предисловие к юбилейному изданию включены поздравлени€, поступившие изо всех уголков страны. ¬ нем, помимо прочего, утверждаетс€: ЂЌе много найдетс€ книг на русском €зыке, выпущенных таким большим тиражом. ¬ –оссии нет уголка, где бы не было этой книги. Ќет семьи, котора€ не имела бы ее в своем личном пользованииї. ѕопул€рность кулинарных рецептов и советов ≈лены ћолоховец оставалась неизменной, и одно из свидетельств тому Ч тираж издани€ 1914 года в 280†000 экземпл€ров.

ƒаже в конце дев€тнадцатого века больша€ часть росси€н проживала в селах, деревн€х и небольших городках. ¬ 1897 году насчитывалось лишь восемнадцать городов с населением, превышающим 100†000 человек, и в основном они располагались на торговых пут€х или на границе с другими странами. ћосква была единственным большим городом в сердце государства, а п€ть сотен деревень и городков имели от 1000 до 10 000 жителей.

Ќа улицах этих небольших городов можно было встретить все типы, так €рко описанные √оголем и “ургеневым Ч государственных служащих в подпиравших щеки высоких воротничках и зеленых цилиндрах, мировых судей, немногих представителей золотой молодежи, неумело копировавших западные обычаи, кресть€нок, пов€занных €ркими цветастыми платками, и мужиков в лапт€х.  огда по улице проходил св€щенник, многие клан€лись ему, а купцы √остиного двора, проводившие врем€ за картами и разговорами, снимали картузы. Ќеподалеку, у захудалого барского дома сидел сложа руки обедневший двор€нин, полага€сь на судьбу и ожида€ лучших времен. Ёти типы были так хорошо известны читател€м, что когда Ќиколай I объезжал провинцию, на вопрос, не желает ли он ознакомитьс€ с бытом местных учреждений, ÷арь ответил отрицательно, €кобы сказав: ЂЌет, в этом нет никакой необходимости. я читал √огол€ї.

¬ этих маленьких захолустных городках американцы нашли бы нечто, напоминающее грубоватые нравы своего —тарого «апада. ¬иктор “иссо, путешествовавший по –оссии в 1893 году, записал правила, которые были разосланы по почте вновь создаваемым клубом в провинциальном „ернигове. ¬ них, между прочим, содержались следующие пункты:


1.†«апрещаетс€ входить в клуб в гр€зных сапогах. ¬ случае плохой погоды, когда на улицах гр€зно, все члены клуба должны носить галоши, чтобы не пачкать пол.

2.†»сполнение канкана во врем€ кадрили запрещено, как и любое нарушение правил приличи€.

3.†—трого запрещаетс€ пить больше, чем позвол€ют рамки благопристойности, что в наше врем€ случаетс€ нередко; если это произойдет, то буфетчик клуба, отпустивший спиртное, будет оштрафован на три рубл€ за каждого перепившего, а деньги, составл€ющие сумму штрафа, будут направлены на создание библиотеки.

4.†«апрещаютс€ драки во врем€ карточной игры. ѕри игре в биль€рд не разрешаетс€ бить партнера кием. »наче нарушитель будет оштрафован на 40 копеек в пользу письмоводител€ клуба.


ѕавел ‘едотов (1815Ц1852), русский художник Ђзолотогої пушкинского века, одним из первых среди своих собратьев обратилс€ к изображению провинциальной жизни. ‘едотов родилс€ в ѕодмосковье и вырос в небольшом городке. ќн избрал военную карьеру и, служа офицером, до тридцати лет не брал в руки кисть. Ќекоторое врем€ ‘едотов обучалс€ рисованию в —анкт-ѕетербургской јкадемии художеств, однако, на его становление как художника в большей степени оказали вли€ние работы голландских живописцев из коллекции Ёрмитажа, которые ѕавел внимательно изучал. ‘едотов был очарован сюжетами голландских картин, изображением на этих полотнах одежды и деталей обстановки. ≈го живописные произведени€, скрытые сатиры на провинциальные манеры представителей нарождавшегос€ среднего сослови€, обладают такой же остротой, как и повести √огол€. ¬ Ђ—ватовстве майораї художник показывает радостное волнение в семье богатого провинциального купца в тот момент, когда в дом приходит свататьс€ обедневший двор€нин средних лет. «десь и разр€женна€ мамаша, в возбуждении убеждающа€ свою дочь постаратьс€ произвести благопри€тное впечатление, и отец в традиционном сюртуке, наблюдающий за происход€щим с €вным замешательством.  артины ‘едотова были первыми, отразившими критический взгл€д на русскую жизнь. “ака€ позици€ стала более характерной дл€ общественной жизни 1860-х годов, и работы ‘едотова существенно повли€ли на творчество художников-реалистов последней четверти дев€тнадцатого столети€, называвших себ€ Ђпередвижникамиї.

—редоточием жизни провинциального города всегда была рыночна€ площадь, заваленна€ товарами, которые привозили кресть€не.  расочные €рмарки и базары с участием цыган, брод€чих актеров и танцующих медведей регул€рно проводились в городках и селах по всей стране.

¬ ≈вропе такие €рмарки прекратили свое существование в средние века, в –оссии они были широко распространены вплоть до самой революции. ќни устраивались во многих российских городах. Ќекоторые €рмарки были специализированными, на них продавались издели€ кресть€н или ремесленников из определенных районов; в целом по –оссии каждый год устраивалось по нескольку тыс€ч €рмарок Ч средних и малых. “олько в конце дев€тнадцатого века с по€влением железных дорог значение таких €рмарок стало падать.

—амой значительной из всех €рмарок, самой крупной в ≈вропе, и, видимо, даже во всем мире, была Ќижегородска€, котора€ проводилась ежегодно с 15 июл€ по 10 сент€бр€. Ќижний Ќовгород расположен к юго-востоку от ћосквы в одном из богатейших сельскохоз€йственных районов –оссии, в месте сли€ни€ двух крупных рек, при впадении ќки в ¬олгу. ѕоэтому товары было легко привозить туда водным путем, и €рмарки устраивались по соседству с Ќижним Ќовгородом начина€ с середины четырнадцатого столети€. ¬ дев€тнадцатом веке товары из ≈вропы и западной части –оссии доставл€лись на €рмарку по железной дороге, а с востока Ч по старым торговым пут€м на сан€х, баржах и караванами.

Ќижегородска€ €рмарка была одной из самых впечатл€ющих достопримечательностей дореволюционной –оссии, головокружительным калейдоскопом зрелищ, звуков и человеческих типов, который ћусоргский изобразил в своем фортепь€нном цикле Ђярмарка в Ќижнемї. ћиллионы кресть€н и купцов из ≈вропы и јзии съезжались на эту колоссальную €рмарку. Ќекоторым жител€м јзии приходилось тратить целый год, чтобы добратьс€ до €рмарки и вернутьс€ домой. «а два мес€ца €рмарки население города возрастало с 40 до 200 тыс€ч человек; ежедневный приток гостей можно было оценить по количеству проданного хлеба. “овары на сумму, эквивалентную 200 миллионам долларов, продавались или обменивались в течение шести недель, и эта €рмарка устанавливала цены товаров по всей »мперии. ƒаже в 1914 году во врем€ двух летних мес€цев Ќижегородска€ €рмарка привлекла более 400 000 посетителей.

—реди гостей Ќижнего Ќовгорода в 1872 году была предприимчива€ американка Ёдна ƒин ѕроктор, котора€ оставила подробный и чрезвычайно живой рассказ о своем посещении легендарной €рмарки: Ђ—о станции мы сразу поехали в гостиницу Ђ–осси€їЕ ѕервый этаж распахнут на улицу, ко входам прибывают целые вереницы самых разнообразных экипажей и, высадив седоков, тут же отъезжают. Ќа следующем этаже Ч большие обеденные залы, в которых можно увидеть все мыслимые и немыслимые костюмы и услышать речь на всех европейских €зыкахЕ –езервуары с проточной водой, окаймленные кустиками папоротника и живыми цветами, кишат знаменитой волжской стерл€дью, котора€ до поры резвитс€, но в любую минуту может быть выловлена и подана к столу гурманаЕ

¬ыйд€ из дверей отел€, мы нан€ли дрожки, так как до ярмарки километра два. ”лицы были заполнены пешеходами, экипажами, подводами, телегами и повозками всех сортов, снующими взад-вперед. ѕо мере того, как мы спускались по склону холма к мосту через ќку, толпа все уплотн€лась, так что нам было все труднее продвигатьс€ вперед.  азаки, служившие в конной полиции, со сверкающими взорами, на гор€чих кон€х, слившись с ними подобно кентаврам, гарцевали по мосту; а кругом Ч странные костюмы и наречи€, слеп€ща€ пыль, которую ветер швыр€л в лицо, гомон, донос€щийс€ с лодок на реке. ћы начинали постигать, что это такое Ч ярмарка в Ќижнемї.

ѕричалы вдоль ќки, прот€нувшиес€ на многие километры, были забиты горами железа, тюками с хлопком, €щиками с чаем, а на реке сто€ло так много разнообразных судов, что они казались продолжением города. Ќа всем водном пространстве, насколько хватало взгл€да, реку бороздили пароходы, крытые баржи, буксиры и лодки. Ќаплавной понтонный мост длиной в километр и такой же широкий, как кака€-нибудь авеню в Ќью-…орке, соедин€л противоположный берег с территорией €рмарки. —уета и оживление, царившие на этом мосту, были ни с чем не сравнимы в –оссии. ƒрожки с бешеной скоростью мчались по этому раскачивавшемус€ мосту среди толп кресть€н и странников. “ут были персы и арм€не в длинных черных и синих халатах, перехваченных блест€щими по€сами, в огромных тюрбанах, конусообразных фесках или высоких каракулевых папахах, татары в оранжевых рабочих рубахах, китайцы, греки в красных фесках, темноглазые грузины и турки в мешковатых шароварах.

Ѕазар с прилегающей к нему территорией представл€л собой целый город из камн€, специально построенный дл€ проведени€ €рмарок после пожара 1824 года в болотистой местности. ќн был с трех сторон окружен каналами, а с четвертой к базару примыкала открыта€ площадь, на которой располагались дома губернатора и других крупных чиновников. ƒвенадцать длинных проспектов пересекались с улицами, раздел€€ территорию €рмарки на кварталы, в которых находились п€ть-шесть сотен магазинов. ѕо обеим сторонам проходов прогуливались толпы народа, останавлива€сь, чтобы поглазеть на жонглеров или послушать музыкантов; здесь же сновали продавцы сладких напитков, шербета и вс€кой мелочи, расхвалива€ свои товары. Ёту центральную территорию облепл€ли со всех сторон тыс€чи сооружений из кирпича, дерева и даже желтых, зеленых и красных циновок, в которых располагалось до шести тыс€ч лавок.

¬се живое на базаре жужжало и копошилось, напомина€ человеческий улей. ÷елые р€ды ресторанов и дешевых гостиниц на многих улицах были заполнены людьми. ћужчины, женщины и дети толпились у бочек с солень€ми и маринадами, сидели на лавках и лузгали семечки, жевали фрукты, грызли орехи, ели пр€ники и сушеную рыбу, запива€ все это квасом. ѕовсюду продавались арбузы. ќни лежали горами на причалах и телегах, и казалось, что каждый человек, будь то мужчина, женщина или ребенок, и в городе, и на €рмарке без передышки лакомилс€ м€котью этого сочного красного плода. ѕар, вырывавшийс€ из самоваров, которые разносили торговцы чаем, клубилс€ в воздухе, цирюльники брили головы пр€мо под открытым небом, и повсюду на крышах и деревь€х взмахивали крыль€ми и ворковали голуби, которых не разрешалось убивать.

ярмарка была заполнена народом. “ам можно было приобрести штучные товары из јнглии и ‘ранции, духи из  онстантинопол€. √оспожа ѕроктор писала: Ђќбогнув губернаторский дом, мы вошли на базар и сначала попали в р€ды, где продавались одежда и украшени€. –усские с ”рала торговали здесь различными камнерезными издели€ми, изготовленными на фабрике ≈катеринбурга или местными ремесленниками в свободное от работы врем€ на домашних станках; броши, пуговицы и печатки из великолепного малахита, этого €ркого камн€ с прожилками, образующими таинственные узоры, что делало его в древности излюбленным амулетом; кристаллы аметиста насыщенного сиреневого цвета, соперничающего по красоте с богатством колористической гаммы виноградных вин; аквамарины, переливающиес€ всеми красками лазурного мор€ в тени или на солнце; россыпи топазов всех оттенков от бледно-желтого до оранжево-коричневого и бусины розоватого или чисто белого горного хрустал€ в виде ограненных шариков дл€ ожерель€ или вплавленные в печатки с 12 гран€ми, на каждой стороне которых был изображен один из знаков зодиака, и самые редкие вещицы Ч пресс-папье с основани€ми из €шмы, на которых красуютс€ полудрагоценные камни —ибири, превращенные искусной обработкой в листь€ и плоды.

“ут же купцы из ’орезма и Ѕухары, продающие украшени€ и тонкие брусочки лазурита и бирюзы, и прибалтийские немцы с €нтарем, который охотно покупают китайцы, чтобы возжигать его как душистый ладан при обращении к богам. “ут и персы с южного берега  аспийского мор€, демонстрирующие ковры и шали, в том числе кашемировые. Ёто красивые чернобородые мужчины в длинных восточных халатах из вытканного ими самими шелка, украшенных позолоченными по€сами, свободно разговаривающие с иностранцами по-французски.

ƒалее люди, представл€ющие все народности от Ќижнего Ќовгорода до јтлантики с разнообразными ткан€ми и мелкими поделками своих стран.

Ќо более всего на €рмарке товаров из –оссии. «десь в изобилии выставлены груды шелка, атласа и ситцевых тканей из ћосквы, часть из них вытканы золотыми и серебр€ными нит€ми, чтобы удовлетворить спрос восточного рынка. «десь и кипы набивных тканей €ркой расцветки дл€ тех же покупателей, из€щные издели€ из серебра и кожи, ножи и холодное оружие из “улы и целые склады самоваровї.  ресть€не, по словам американской путешественницы, предпочли бы ходить босыми, чем жить без самовара, и нет семьи настолько бедной, чтобы обходитьс€ без него; более 72†000 самоваров ежегодно продавались в Ќижнем. ¬ сундучном р€ду сто€ли целые штабел€ дерев€нных сундуков, окованных медными или железными полосами, окрашенных в малиновый, зеленый или синий цвета и разрисованных фруктами, цветами и странными существами на персидский или арабский манер. Ѕыли лавки со множеством картинок и портретов цар€, стопы €щиков со свекольным сахаром из центральной –оссии и длинные р€ды с бочонками, наполненными осетровой икрой с ¬олги,  амы и реки ”рал. ѕокупателей мехов особенно привлекали просторные магазины, в которых продавали шкуры, от волчьих, ценой в несколько копеек, медвежьих и тигровых, Ђпрекрасно выделанных и неверо€тно дешевыхї, до отменных серебристых шкурок соболей. Ќеподалеку торговали войлоком, и тонким, и плотным дл€ изготовлени€ шапок, шерст€ными оде€лами и валенками, и половичками из сибирской шерсти, которые клали поверх дорогих ковров или стелили в сани.

ћногие из купцов, по словам госпожи ѕроктор, ранее были крепостными, и хот€ в те времена по закону они могли вз€ть кредит на сумму не более п€ти рублей, пор€дочность купцов была столь известна, что лишь под одно честное слово им ежегодно довер€ли огромные суммы. Ђј теперь,†Ч писала госпожа ѕроктор,†Ч они торгуют на свой страх и риск, не плат€ дань никакому хоз€ину. Ќекоторые из купцов имеют благородный облик и незаур€дные деловые качества, так что они вполне могли бы занимать высокое положение в любом торговом центре мира.ї

—амой важной статьей торговли в Ќижнем был чай. »з п€тнадцати миллионов фунтов ча€ высшего сорта, поступавшего в –оссию из  ита€ через  €хту, часть направл€лась пр€мо в ћоскву, но в основном этот чай поставл€лс€ на Ќижегородскую €рмарку, откуда уже попадал во все уголки »мперии.

¬ китайском квартале базара, в домиках, выкрашенных в желтый цвет и разрисованных китайскими иероглифами, с выступающими крышами, на углах которых висели колокольчики, располагались магазины крупных торговцев чаем. “ам можно было попробовать редкие сорта ча€, упакованного в бумагу, затем в фольгу, уложенного в дерев€нные €щички и, наконец,†Ч в воловью шкуру. ¬з€в длинный стальной щуп с продолговатым желобком и острым концом, торговец пробуравливал им отверстие в €щичке и вынимал этот щуп со щепоткой ча€, который покупатель разминал в своих пальцах, нюхал или жевал. ¬ складах с чаем, выстроившихс€ вдоль причалов, громоздились тыс€чи подобных кожаных упаковок, кажда€ около 18 квадратных дециметров. »х ценное содержимое в течение восемнадцати мес€цев путешествовало от  €хты, удаленной на шесть тыс€ч километров. ѕрочно закрепленные, они доставл€лись на верблюдах, баржах и на сан€х, сначала в ѕермь, а оттуда вниз по  аме и затем вверх по ¬олге в Ќижний. ¬ этих складах был чай, специально предназначенный дл€ мусульман, киргизов и калмыков, а также огромное количества ча€ тех сортов, которые предпочитали в –оссии. Ђ«десь были разные сорта отборного черного ча€, выращенного на севере  ита€ и сохранившего свои вкусовые качества; почти бесцветный во врем€ сбора, но отличающийс€ тонким вкусом и превосходным букетом, этот чай будоражил кровь, как вино,†Ч замечала госпожа ѕроктор.†Ч ѕродавали и ревень, который  итай ежегодно в огромных количествах (до 250 тонн) вывозит через  €хту, шелк в странных тюках и халаты €ркой расцветкиї.

ѕод навесами, прот€нувшимис€ почти на полтора километра вдоль реки, и пр€мо на песчаном берегу лежали груды железа из —ибири, второго по значимости товара, продававшегос€ на €рмарке. ∆елезо было рассортировано в зависимости от вида; отдельно хранились болванки, листы, рельсы, котлы дл€ кочевников, домашний инструмент и кухонные принадлежности дл€ кресть€нского хоз€йства. ѕо берегам реки располагались склады, заполненные хлопком, ветошью дл€ изготовлени€ бумаги, шкурками степных грызунов и зерном с плодородных полей юга. „уть поодаль огромное пространство было зан€то бревнами, которые сплавл€ли в Ќижний в плотах или доставл€ли на баржах, а у самой воды, пр€мо на земле или на лодках, в ожидании разгрузки, были свалены тонны в€леной рыбы с  аспи€ и Ќижней ¬олги, Ђосновна€ еда бедн€ков во врем€ религиозных постов, которые занимают треть года.ї

„тобы попасть в Ќижний из оазисов далекой “атарской степи, каждой весной к российской границе т€нулись караваны из п€ти-шести тыс€ч верблюдов. ѕетр ¬еликий первым оценил значение этих оазисов и проложил дороги от Ќижней ¬олги к ќксусу[56], которыми пользовались даже в конце дев€тнадцатого века. ƒва мес€ца спуст€ верблюжий караван прибывал в ќренбург, проделав путь в тыс€чу шестьсот километров, а оттуда товары доставл€ли к ¬олге, чтобы водным путем подн€тьс€ до Ќижнего. ћусульмане из Ѕухары и соседних государств привозили пшеницу и €чмень, выращенные на поливных земл€х, хлопок в тюках и черный, как смоль, каракуль с блест€щими завитками. —амые красивые шкурки отправл€ли в “егеран и  онстантинополь, менее ценные черные, белые и серые шли на изготовление шапок дл€ персов и татар, а те, что назывались Ђмерлушкойї, поставл€ли в ≈вропу и јмерику. Ќа €рмарке продавали полосатые или вышитые халаты из ’ивы, пользовавшиес€ большим спросом у российских татар, €ркие шелковые шали и платки из м€гких бухарских тканей.  араваны привозили также бесподобные сушеные фрукты из тех же областей Ч персики, виноград, абрикосы и восхитительные зеленые и желтые дыни с ќксуса.

√оспожа ѕроктор отмечала: ЂЌекоторые азиатские купцы продают все, что привоз€т на €рмарку, но большинство из них обменивают свой товар на промышленные издели€ с большой выгодой дл€ русских; азиаты приобретают железные котлы, металлические издели€, большие медные самовары, драгоценности, коралловые бусы, кожу, тонкое сукно, белый муслин, набивные ситцы, бархат, золотые нитки дл€ вышивок, шали €рких расцветок, ленты и сахар. ќружие и боеприпасы обмену не подлежат, поскольку –осси€ не хочет предоставл€ть этот товар своим беспокойным сосед€м.

¬доль причалов снуют татары, которые тащат туда-сюда свои товары и покупки. ќдни облачены в кафтаны из синей хлопчатобумажной ткани, другие Ч в овечьи тулупы, на головах у них тюрбаны или шапки с меховой опушкой. ¬ерующие ежедневно мол€тс€ в мечети, возвышающейс€ за арм€нской церковкой и красивым русским храмом в конце базараЕї

ќколо мечети давали представлени€ брод€чие цирки, балетные и драматические артисты. ќб их выступлени€х извещали множество флажков и вымпелов, грохот барабанов и громкие звуки духовых инструментов. ¬доль реки прот€нулись р€ды бань, построенных из бревен и досок, выкрашенных во все цвета радуги; эти бани охотно посещали и мужчины, и женщины. «а базаром располагались рестораны, концертные и танцевальные залы, помещени€ дл€ совершени€ торговых сделок и множество небольших гостиниц и чайных. Ќа €рмарку съезжались театральные труппы, музыкальные ансамбли из “ирол€ и ¬енгрии, французские артистки варьете, гадалки, зазывалы и балаганщики самого разного толка. ¬ кафе и на открытых площадках танцевали и пели цыгане. ¬ некоторых трактирах деревенские парни в красных подпо€санных рубахах пели и лихо отпл€сывали задорные русские танцы под аккомпанемент бубна и гармошки, а посетители тем временем пот€гивали водку и пиво, заеда€ их закусками с непременными икрой и огурцами. ¬ гостинице Ђ√ермани€ї выступали хоры из двадцати-тридцати девушек из –оссии, √ермании, ¬енгрии и ѕольши.

Ђ¬ечером,†Ч продолжает миссис ѕроктор,†Ч весь город предавалс€ развлечени€м. ћириады лампочек освещали улицы и набережные ќки, тихие воды которой четко отражали каждый предмет на берегу. —вет множества разноцветных фонариков падал на землю; музыка и гул голосов наполн€ли воздухЕ а в минуты редкого затишь€ слышалось кваканье л€гушек, словно напомина€ люд€м о том, что цивилизаци€ еще не полностью отвоевала у природы древние болотаї.[57]


76.†Ѕорис  устодиев. ћасленица

77.†‘. ’енен.  атание на сан€х. —анкт-ѕетербург. ќколо 1912

78.†ƒом ‘аберже. яйцо с весенними цветами. 1890

79.†ƒом ‘аберже. Ћандыши

80.†Ѕорис  устодиев.  анун ѕасхи

81.†Ѕорис  устодиев. ѕасхальный поцелуй

82.†‘. ’енен. «вонари. ќколо 1912

83.†Ѕорис  устодиев. ћосковский трактир. 1916

84.†јлександр √оловин. ѕортрет ‘едора Ўал€пина в костюме Ѕориса √одунова дл€ оперы ћ. ћусоргского. 1912

85.†¬алентин —еров. ѕортрет »вана ћорозова. 1912

86.†ћихаил ¬рубель. ÷аревна-лебедь. 1900

87.†¬алентин —еров. јнна ѕавлова. 1909

88.†Ћев Ѕакст. ѕортрет —ерге€ ƒ€гилева с его н€ней. 1905

89.†јлександр Ѕенуа. Ёскиз декораций к балету ѕетрушка. 1911

90.†Ћев Ѕакст. Ёскиз декораций к балету Ўехерезада. 1910

91.†Ћев Ѕакст. Ёскиз костюма “амары  арсавиной дл€ балета ∆ар-птица. 1910

92.†Ћев Ѕакст. ѕортрет Ќижинского в роли фавна в балете ѕослеполуденный отдых фавна. 1912

93.†ћарк Ўагал. —вадьба

94.†Ќаталь€ √ончарова. —бор винограда. “анцующие кресть€не. 1911

95.†ћихаил Ћарионов. ѕетух: лучевой этюд. 1912

96.† азимир ћалевич. —упрематистские цвета. ќколо 1915

97.†¬алентин —еров. ѕортрет Ќикола€ II. 1900


ѕримечани€:



5

“атары, или тартары, как часто произносили это слово,†Ч им€, данное русскими жител€м южной части «олотой ќрды. ¬ конце концов и монголов стали называть в русских летопис€х татарами.



52

 репостничество в какой-то форме существовало почти у всех народов и изжило себ€ лишь к концу дев€тнадцатого века. ¬ «ападной ≈вропе оно было сначала отменено во ‘ранции, где ему положила конец ‘ранцузска€ революци€ 1789 года. ћежду 1807 и 1816 годами подобна€ реформа была проведена в »спании, южной »талии и на большей части √ермании. Ќа остальной территории √ермании и во владени€х √абсбургов крепостное право было отменено в ходе –еволюции 1848 года. ѕро€влени€ крепостного права существовали в јмерике до 1833 года, когда наконец-то в штате Ќью-…орк была отменена манориальна€ система. „то касаетс€ рабовладени€, то в ¬еликобритании оно прекратило существование в 1833 году, во французских колони€х Ч в 1848, в √олландской ќст-»ндии Ч в 1859Ц1869 годах. ¬ јргентине оно сохран€лось до 1853, в ¬енесуэле до 1854, в ѕеру до 1856, в —оединенных Ўтатах јмерики Ч до 1863 и в Ѕразилии Ч до 1881 года.



53

femme de chambre Ч горничной (фр.)



54

конкур Ч скачка с преп€тстви€ми.



55

Ђчетвертьї, Ђсороковкаї Ч названи€ св€заны с дол€ми от емкости ведра, одна четверта€ и одна сорокова€ часть.



56

ќксус Ч древнее название јму-ƒарьи.



57

ѕосле визита в Ќижний Ќовгород миссис ѕроктор продолжила путешествие и посетила —аратов, где увидела выставленные в витринах магазинов маленькие бюсты јвраама Ћинкольна. Ђ≈го серьезное доброе лицо было так же оба€тельно на берегах ¬олги, как и в нашей странеї,†Ч отметила американка.





 

√лавна€ | ¬ избранное | Ќаш E-MAIL | ƒобавить материал | ЌашЄл ошибку | Ќаверх