• 1. Доклад «Комиссии по расследованию немецких преступлений в Польше» (1947 год)
  • 2. Захоронение против кремации
  • 3. Места массовых захоронений, локализованные профессором Колой
  • 4. Интерпретация результатов
  • Глава 12. Массовые захоронения

    1. Доклад «Комиссии по расследованию немецких преступлений в Польше» (1947 год)

    В опубликованном в 1947 году докладе «Комиссии по расследованию немецких преступлений в Польше» о человеческих останках на территории бывшего лагеря Собибор написано так:

    «В центральной части территории, возможно в местах, предусмотренных для захоронения пепла, находится молодой (2 года) сосновый лесок, занимающий площадь около 1200 м2. Раскопки там привели к обнаружению на глубине примерно одного метра песчаного слоя, где присутствовали перемешанные остатки костей и пепел. На небольшом расстоянии от восточной границы лагеря найден ров размером 20 на 15 метров, засыпанный хлорной известью. На всей территории лагеря тут и там можно было наткнуться на человеческие кости. […] Результаты экспертиз также предоставили убедительные доказательства назначения лагеря. Так, из выводов Института судебно-медицинской экспертизы Ягеллонского университета следует, что присланные туда для экспертизы кости были человеческими костями. Из анализа Института судебно-медицинской экспертизы Краковского университета можно сделать вывод, что взятый с мест раскопок песок перемешан с пеплом от костей и с жиром».210

    Нет никакого сомнения, что эти факты достоверны, ибо ни один здравомыслящий человек не станет утверждать, что в Собиборе не умирали люди. Но вот решению вопроса о количестве жертв доклад Комиссии никоим образом не может помочь, потому что проводившие расследование поляки, очевидно, не предпринимали даже попытки выяснить количество и объем найденных на территории лагеря костей и пепла. Ввиду того, что Комиссия при всем этом смогла назвать количество жертв — «не меньше 250 тысяч человек»211, этому факту можно только удивляться.

    2. Захоронение против кремации

    Как мы помним, Юлиус Схелфис утверждает, что всего в Собиборе погибло сто семьдесят тысяч человек.212 Хотя его цифры депортированных в Собибор с восточных территорий и из Франции евреев несколько преувеличены, мы можем принять их в качестве базиса. Вычтем из этого числа лишь ту одну тысячу голландских евреев, которые, по Схелфису, сразу после прибытия в Собибор были оттуда перераспределены по разным трудовым лагерям, хотя они все равно причислены к жертвам Собибора. Итак, общее максимальное число евреев, которые могли быть умерщвлены газом в этом лагере, составляет сто шестьдесят девять тысяч.

    Согласно официальной версии, трупы убитых газом до определенного момента хоронили, но потом их пришлось снова выкапывать и сжигать под открытым небом. Тела евреев, прибывших и погибших после начала процесса кремации, тоже, по мнению правоверных историков, сжигались, но уже без предшествовавшего захоронения.

    Если верить процитированному выше докладу польской комиссии, то сожжение «в большом объеме» началось зимой 1942–1943 года — именно зимой! Ведущие официальные историки, напротив, считают, что кремация тел погибших началась примерно в то же время, когда перестроили «здание для проведения казней с использованием газа». Так как новые газовые камеры якобы приступили к работе в октябре 1942 года,213 начало кремаций, таким образом, тоже следует датировать тем же месяцем.

    Трио наших авторов (И. Гилеад, Й. Хайми и В. Мазурек) оценивает количество депортированных до начала кремаций в Собиборе людей в восемьдесят тысяч.214 Учитывая, что согласно радиограмме Хёфле общее количество попавших до конца 1942 года в Собибор узников составило 101 370, эта оценка кажется вполне реалистичной. Если принять гипотезу о почти полном уничтожении заключенных, то сказать, что из 169 000 жертв Собибора около восьмидесяти тысяч погибших были сначала захоронены, затем выкопаны и кремированы, а тела оставшихся 89 000 жертв сразу же после казни были преданы огню.

    3. Места массовых захоронений, локализованные профессором Колой

    Польский профессор Анджей Кола в своей статье об археологических раскопках на территории лагеря Собибор215 сообщает о найденных им братских могилах, но сведения об их содержимом удивительно скудны, а диаграммы проведенных им бурений просто отсутствуют. Как и ранее в Белжеце, он не решился вскрывать сами могилы, хотя только так можно было бы узнать количество содержащихся в них человеческих останков. Причина этого непонятного на первый взгляд упущения состоит, разумеется, в том, что количество обнаруженных им тел и частей тел, а также объем пепла от сожженных трупов слишком невелики, чтобы с уверенностью подкрепить тезис о «лагере уничтожения».

    Профессор Кола пишет:

    «Во время проводившихся весной [2001 года] работ на площади в четыре гектара [лагеря III] нами было пробурено в общей сложности 1 805 скважин. В 1 107 из них мы наткнулись на обычную почву, не испытавшую каких-либо воздействий деятельности человека, где под нынешним слоем гумуса толщиной от 0 до 30 см лежит обычный желтоватый песок.

    Зато в 128 скважинах были найдены следы могил. Они представляют собой четко видимые скопления, которые можно определить как отдельные ямы, содержащие останки погибших. В большинстве из них почти сразу на поверхности содержатся сожженные остатки человеческих костей. Только в одном случае (могила 3) грунт могилы находился на глубине 5,8 метров. Особенно заметные следы кремированных тел были обнаружены в нижних частях могил, где находились четкие слои сожженных костей толщиной 40–60 см».

    Отдельные могилы профессор Кола описывает так:

    «Могила №. 1. Найдена в северо-восточной части гектара XVII, непосредственно к западу от кургана, служащего памятником жертвам. Локализована на основе 27 скважин. В плане она занимает площадь примерно 20 на 20 метров, ее глубина около 4,30 м. В этой могиле находятся остатки сожженных тел.

    — Могила № 2. Находится в западной части гектара XVII, южнее холма-памятника. Локализована на основе 28 скважин. Форма неправильная, площадь не меньше 20 на 25 метров, более длинная сторона проходит по направлению север — юг. Глубина около 4 метров. Содержит остатки сожженных тел.

    — Могила № 3. Находится в юго-западной части гектара XI и в северо-западной части гектара XVII. Локализована на основе 17 скважин. В плане представляет собой неправильную форму размером примерно 20 на 12 метров, причем более длинная сторона проходит по направлению север — юг. Ее большая часть лежит с северо-западной стороны холма-памятника. Глубина могилы 5,80 метров. В ее нижних сегментах находятся остатки сожженных тел в омыленном состоянии, в верхних сегментах найдены остатки сожженных трупов с промежуточными слоями из извести, песка и древесного угля. Северная часть могилы находится близ северной части могилы № 4. Точное определение зоны обеих могил требует дополнительного специального бурения.

    — Могила № 4. Эта могила большая и занимает южную часть гектара XI, а также северную и центральную части XVIII. Локализована на основе 78 скважин. В плане ее протяженность по линии север — юг составляет 70 метров, ширина 20–25 метров, глубина около 5 метров. В ее нижних сегментах найдены остатки несожженных тел в омыленном состоянии, в верхних — остатки сожженных трупов с промежуточными слоями из извести, песка и древесного угля…

    — Могила № 5. Эта небольшая по площади могила расположена в северо-западной части гектара XVIII. Локализована на основе 7 скважин. В плане у нее неправильная форма, ее площадь составляет как минимум 10 на 12 метров, глубина 4,90 метра. В ее нижних сегментах найдены остатки несожженных тел в омыленном состоянии, в верхних — остатки сожженных трупов.

    — Могила № 6. Находится в центральной части гектара XVIII, южнее могилы 5. Локализована на основе 22 скважин. В плане у нее неправильная форма, ее площадь составляет как минимум 15 на 25 метров, глубина 3,05 метра. В ее нижних сегментах найдены остатки несожженных тел в омыленном состоянии, в верхних — остатки сожженных трупов.

    — Могила № 7(?). Место, где сжигались трупы, размер как минимум 10 на 3 метра, глубина до 0,90 метра. Она находится в центральной части гектара XVIII, примерно в 10–12 метрах к югу от южного края могилы 4. Места, где сжигались тела, определены с помощью 6 скважин. В них найдены значительные изменения характера почвы, причины этих изменений неясны. К могилам это место причислено лишь потому, что там сжигались трупы. Речь может идти просто о месте для кремации тел. Но точное определение назначения этого места требует проведения специальных раскопок».

    Не считая «рва для сожжения» (№ 7), свойства всех могил можно свести в следующую таблицу:


    № РазмерыПлощадь м2 _ Объем м3 _ Скважины _ Гектар _______ Содержимое ________________________ Форма

    1. 20x20x4.30 м __ 400 ____ 1.720 _____ 27 ___________ XVII _ Остатки сожженных трупов ___________________ правильная

    2. 20x25x4.0 м ____ 500 ____ 2.000 ____ 28 ___________ XVII _ Остатки сожженных трупов _________________ неправильная

    3. 20x12x5.80 м _ 240 ____ 1.392 ______ 17 _ XI-SW/XVII-СЗ _ Остатки сожженных трупов; омыленные трупы_неправильная

    4. 70x20-25x5.0 м _ 1.575 __ 7.875 _____ 78 __ XI-Ю/XVIII-С _ Остатки сожженных трупов; омыленные трупы_правильная

    5. 10x12x4.90 м ___ 120 _____ 588 ______ 7 _____ XVIII-СЗ __ Остатки сожженных трупов; омыленные трупы_неправильная

    6. 15x12x3.05 м ___ 180 _____ 549 ______22 ______ XVIII ____ Остатки сожженных трупов; омыленные трупы_неправильная

    ВСЕГО: __________________________ 3.015 ____________________________ 14.124


    Под «омылением» трупов понимается «образование жирного воска, нерастворимого мыла, внешне напоминающего жир или масло, с неприятным запахом, причиной его появления является соединение нейтральных жиров тканей с солями кальция и магнием, присутствующими во влажной почве, где находится тело. Необходимым условием омыления является отсутствие воздуха. […] Первые признаки омыления заметны уже через пару недель, и процесс завершается после 12–18 месяцев».216

    Команда профессора А.Кола проводит зондирование территории транзитного лагеря Собибор археологическим щупом.

    4. Интерпретация результатов

    а) Наличие несожженных трупов

    Наличие несожженных трупов на территории лагеря противоречит официальному тезису, согласно которому СС сжигали все тела. Возможное объяснение состоит в том, что речь идет о трупах убитых в ходе восстания или казненных после него евреев, которые были похоронены, но не кремированы, так как к тому времени кремация уже не проводилась. Чтобы выяснить количество сожженных трупов, нужно было бы, конечно, вскрыть могилы, но как раз этого и не сделал профессор Кола. И свою оценку числа трупов он тоже не предоставил.

    б) Глубина могил

    Глубина могил была очень разной, достигая, впрочем, максимум 5,80 метров. В связи с этим следует заметить, что при раскопках находившегося неподалеку от могил колодца, работы были прекращены на глубине 3,60 метров из-за сильного притока грунтовых вод. Профессор Кола пишет:

    «В том месте, где примерно в 40–45 сантиметрах под заасфальтированной поверхностью была найдена верхняя часть бетонированного колодца, на площади 2,3 на 2,1 метра проводились археологические раскопки. Сначала мы углубились на 95—100 сантиметров, наткнувшись на глубине примерно 50 сантиметров на верхнюю часть сохранившегося сегмента колодца. […] Но из-за сильного проникновения грунтовых вод, начавшегося уже на глубине 3,60 метров, дальнейшие раскопки пришлось прекратить. Потому нам не удалось докопаться до дна колодца».

    Когда Александр Печерский и его соратники попытались в октябре 1943 года выкопать подземный ход для побега, то он тут же заполнился водой,217 что свидетельствует о высоком уровне грунтовых вод. При таких обстоятельствах глубина могил — до 5,80 м — просто поражает. Как можно свести воедино эти противоречивые данные, — решение этой задачи мы можем лишь оставить геологам.

    в) Теоретическая максимальная вместимость одного массового захоронения

    Канадский аналитик аэрофотосъемки Джон Болл, изучая братские могилы в Катыни (место массового убийства НКВД польских офицеров в 1940 году), в Гамбурге (англо-американская террористическая бомбардировка в июле 1943 года) и в Берген-Бельзене (массовые смерти из-за эпидемий в начале 1945 года), пришел к выводу, что в братской могиле в одном кубометре может уместиться до шести тел взрослых людей.218 Учитывая наличие детей среди предполагаемых жертв, мы можем увеличить это число до восьми. Тогда все могилы Собибора общим объемом 14 124 кубических метра могли бы вместить максимум сто тринадцать тысяч трупов, и потому их вполне хватило бы для захоронения тех предполагаемых восьмидесяти тысяч погибших, которые, как считается, были погребены до начала кремаций в октябре 1942 года.

    г) Изначальный размер могил и их предполагаемая вместимость

    Впрочем, есть два фактора, указывающие на то, что реальное количество захороненных трупов было существенно меньше. Во-первых, следует отметить, что размеры определенных как «массовые захоронения» ям сейчас намного больше, чем во времена существования лагеря Собибор. Как и в Треблинке и Белжеце, в Собиборе местные жители тоже много копали на территории лагеря, надеясь найти спрятанные там драгоценности. По словам Тойви Блата, жившего в Польше до 1957 года, такие раскопки после окончания войны длились еще «около десяти лет».219 Эти «черные археологи» своими действиями увеличили размеры отдельных рвов и ям и разрушили земляные стенки, существовавшие между ними, так что из целого ряда маленьких ям легко могла получиться одна большая «братская могила». Указанный в докладе польской комиссии 1947 года факт, что по всей территории лагеря были разбросаны человеческие кости, тоже может объясняться этими дикими раскопками. С ними может быть связана и неправильная форма четырех из шести обнаруженных профессором Колой «массовых захоронений». Логично предположить, что изначально их вырыли именно правильной формы.

    Учитывая эти факты, следует переформулировать наш предварительный вывод так: в своем нынешнем состоянии рвы и ямы, обозначенные как массовые захоронения, могли бы вместить примерно сто тринадцать тысяч трупов, при условии максимального наполнения ими в размере восьми трупов на один кубический метр.

    То, что последняя цифра чисто теоретическая, доказывается следующим фактом. 22 и 23 августа 1944 года советская комиссия исследовала три братские могилы с телами бывших узников, умерших в рабочем лагере Треблинка I (недалеко от предполагаемого «лагеря уничтожения» Треблинка II). Вот размеры этих захоронений и количество найденных в них трупов:

    — могила 1: 10 x 5 x 2 м = 100 м3: 105 трупов;

    — могила 2: 10 x 5 x 1,9 м = 95 м3: 97 трупов;

    — могила 3: 10 x 5 x 2,3 м = 115 м3: 103 трупа.

    В каждом слое находилось 5–7 тел, покрытых слоем земли толщиной 45–50 сантиметров.220 Как мы видим, в массовых захоронениях Треблинки І было лишь по одному телу на кубометр объема.

    Зная об этом, можно утверждать, что на территории лагеря Собибор было захоронено не более чем несколько тысяч человек. В следующей главе мы рассчитаем необходимый для кремации тел объем древесного угля и дров, а также количество получавшегося в результате сожжения трупов пепла, что подкрепит нашу гипотезу.








    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх