Великая экспедиция

География привлекала к себе пристальное внимание Петра Первого на протяжении всего его царствования. В обострении интереса Петра Первого к этой науке главную роль играла необходимость решения важных государственных проблем, связанных прежде всего с поисками новых торговых путей, использованием природных ресурсов России, а также с планами приобретения «новых землиц» и охраной территории государства.

Уже в начале своего царствования Петр Первый с большим любопытством относился к «отпискам» сибирских воевод Тобольска, Енисейска и Якутска, где они сообщали о географическом положении своих воеводств. При чтении их чувствовалось, как обширна Россия и как еще мало известно о ее богатствах и географическом положении отдельных районов. Особенно это относилось к северу и востоку Сибири.

Когда разбирались вопросы политики, торговли или государственных границ обширнейшей империи России, протянувшейся от берегов Балтийского моря до Тихого океана, требовались карты, но их зачастую не было, а карты, так называемые «чертежи», составленные по различным «распросным речам» и донесениям воевод, не имели масштаба, градусной сетки и уже никого не удовлетворяли. Руководствоваться этими «чертежами» было трудно, а иногда и невозможно, были необходимы более точные карты. Вот поэтому уже в 1715 году открыли в Морской академии специальный класс для подготовки геодезистов.

Класс этот был невелик, всего тридцать человек, и все моряки-гардемарины знали будущих картографов. Они вместе проходили практику, выполняя съемку побережья Финского залива. Карты нужны были срочно; уже в 1717 году Петр Первый повелевает ежегодно направлять учеников-геодезистов в разные губернии «для определения долготы и широты мест и сочинения ландкарт» [28] с целью составления первой точной карты страны.

С этого года ученики академии часто провожали своих товарищей-геодезистов в далекие малоизвестные края.

В конце 1718 года на границу с Китаем были направлены геодезисты Михаил Игнатьев и Федор Валуев.

Особое задание, которое требовалось держать в тайне, получили геодезисты Иван Евреинов и Федор Лужин. Они выехали из Петербурга в январе 1719 года, имея указ, подписанный лично Петром, где повелевалось обследовать Курильские острова и Камчатку. Им же поручалось узнать, «сошлась ли Америка с Азиею… и все на карте исправно поставить» [29].

Для описи и составления карты Сибири в этом же 1719 году отправили двух геодезистов: Петра Чичагова и Ивана Захарова, позднее — Михаила Гвоздева, Егора Чекина и Григория Путилова, а в 1724 году туда послали Петра Скобельцына, Ивана Свистунова, Дмитрия Баскакова, Василия Шатилова. [30]

Одновременно в губернии европейской России послали партию геодезистов и среди них в Воронежскую — Никифора Чекина. В 1727 году съемочные работы производили уже 70 геодезистов в самых различных провинциях России. В 1734 году некоторых из них откомандировали в распоряжение Беринга. [31]

Развитие географических знаний петровского времени тесно связано с расширением внутренних и внешних торговых связей. Петр Первый придавал особое значение развитию торговли, считая ее главным государственным делом. Стремясь усилить торговлю России с другими странами, Петр всемерно поощрял торговое судоходство на Балтийском море.

В 1724 году в Петербург пришло уже около двухсот иностранных кораблей, а в Ригу еще больше. Немало из них разгружалось в Ревеле и Нарве.

Русские торговые корабли из этих же балтийских портов отправлялись не только в близлежащие прибалтийские страны — Скандинавию, Польшу, германские государства, но и более далекие страны, например в Англию и даже в Венецию.

Но все это было на западе России, а вот на востоке, на Тихом океане, торговля с другими странами еще и не начиналась, хотя уже знали, что где-то там, недалеко от восточных берегов Сибири, лежат Америка, Япония, а южнее Китай и Индия. Надо было искать морской путь в эти страны, чтобы начать взаимовыгодные торговые отношения.

Таким путем мог быть путь через Северный Ледовитый океан, то есть северный морской путь. Он имел уже давнюю историю в связи с проблемой поиска пролива между Азией и Америкой. Наличие такого пролива дало бы возможность установить морской путь из Европы в Азию и Америку. Разрешение этой большой географической задачи интересовало многих ученых, государственных деятелей, купцов и мореплавателей.

Мнение о возможности прохода из Европы в страны Азии северо-восточным путем было высказано еще в 1525 году русским послом в Риме Дмитрием Герасимовым. Беседуя с итальянским литератором Павлом Иовием, Герасимов рассказал ему о Московском государстве.

Пользуясь сведениями русского посланника, Павел Иовий написал целую книгу. В ней довольно подробно сообщил о географическом положении Московского государства и привел соображения Герасимова о том, что если на корабле выйти из Северной Двины в море и держаться правого берега, то весьма вероятно, что можно добраться до Китая.

Интересна и другая история: еще задолго до того, как европейцы проникли в район Аляски, на итальянских картах Азии, а затем и других государств на месте нынешнего Берингова пролива был нанесен пролив, названный в 1362 году Анианским. Проходили столетия, но никто не давал ясного ответа, что это за пролив? Почему он так назван? Кто его открыл? Существует ли он реально? Не вымысел ли это автора карты?

Вопросы эти занимали многих. Тем более были еще карты, где никакого пролива не было показано и Северная Америка вплотную соединялась с Азией.

Ученые Амстердама и Парижа, стремившиеся выбраться из лабиринта догадок, слухов и вымыслов, обращались к Петру Первому с просьбой содействовать получению достоверных сведений о проливе «Аниан». Такая просьба казалась вполне уместной, так как Анианский пролив находится у берегов русских владений.

С подобными вопросами и предложениями обращались к царю-мореплавателю и его соотечественники.

В 1713 и 1714 годах сын сибирского воеводы стольник Федор Степанович Салтыков, еще в 1697 году сопровождавший Петра Первого в поездке по Голландии, будучи в заграничной командировке, прислал царю из Лондона, где он жил тогда, свои знаменитые предложения по исследованию севера России: «Пропозиции» и «Изъявления прибыточных государству».

Ранее Салтыков работал корабельным мастером и совершал длительные служебные поездки по Сибири, что давало возможность близко общаться с простым народом.

Основываясь на рассказах поморов и сибирских мореходов, Федор Салтыков предлагал проложить постоянный морской путь от устья Северной Двины до Амура, Китая и Японии. Сначала он советует на Двине, Оби, Лене и других сибирских реках, «також и на Амурском устье» построить небольшие подвижные суда и на них отправиться для подробных исследований вдоль всей будущей великой дороги; начинать исследование прежде всего с гидрографии: узнать особенности рек, впадающих в море, найти места для устройства пристаней и определить «якорные земли», установить, какой всюду климат, и сделать описание людей, зверей, природы и богатств вновь открытых стран.

Подчеркивая всю важность для России северного морского пути, автор указывает: «И ежели оный проход до Китайских и до Японских берегов сыщется свободный, в том будет вашему государству великое богатство и прибыль…» [32]

Далее Салтыков предлагает построить у острова Вайгач и в некоторых других местах Сибири крепости «для взимания пошлины», чтобы можно было посылать купеческие суда в Ост-Индию, отчего будет прибыль государству и этим путем «ближе будет купечествовать туды, нежели из прочих государств».

Салтыков полагает, что, несмотря на мнение многих о невозможности проходить из-за льдов некоторые места, в летние месяцы даже в самых холодных местах «чинить плавание» можно, и подчеркивает, что пробу эту «невозможно никому так удобно чинить, как Вашему Величеству».

На эту же тему разговаривал с Петром Первым известный гидрограф Федор Иванович Соймонов. Беседа эта произошла в 1722 году на борту корабля, на котором Соймонов производил обследование Каспийского моря. Петр Первый похвалил удачно найденную хорошую гавань, где в это время стоял на якоре корабль. При этом царь высказал мысль, что «это и все на свете новые места трудами обыскателей находятся и открываются». [33]

Воспользовавшись случаем, Федор Соймонов высказал уверенность в возможности плавания Северным Ледовитым океаном в Японию и Китай. «А как Вашему Величеству известно, — говорил Соймонов, — сибирские восточные места и особенно Камчатка от всех тех мест и Японских Филиппинских островов до самой Америки… уповательно, от Камчатки не в дальнем расстоянии найтится может, и поэтому многое б способнее и безубыточнее российским мореплавателям до тех мест доходить возможно было против того, сколько ныне европейцы почти целые полукруга обходить принуждены.»

При этой беседе, отмечает Соймонов в своих воспоминаниях о встрече с Петром Первым, записанных в 1728 году, он «все мои слова прилежно все слушать изволил» и поспешно ответил, что все это знает, но этому делу быть «не ныне».

Петр Первый с его огромным влечением к мореплаванию и познанию географии хорошо представлял себе значение северного морского пути для разрешения старой загадки; соприкасается ли Азия с Америкой?

Этой проблемой царь-мореплаватель интересовался много лет. Он не раз говорил, что намерен послать людей для составления точной карты России и начать исследования, чтобы определить, могут ли корабли проходить мимо Новой Земли в «Татарское море» на восток от реки Оби к берегам Китая, Японии и прочих мест.

Об этих мыслях Петра Первого рассказывает в своей книге капитан Джон Перри, бывший с 1698 по 1715 год на службе в России. Если бы оказалось, что «означенное море» действительно удобно для плавания судов, то в таком случае, говорил Петр Первый, открылся бы путь для перевозки груза и товаров и «европейские корабли совершали бы незатруднительные плавания и получали бы товары из Китая и Японии, не имея надобности переезжать равноденственник» (экватор). [34]

Автор книги отметил, что все эти намерения Петр Первый думал осуществить, как только наступит мир.

И вот война наконец закончилась. Началась мирная жизнь России. Заметно росла столица, где возводились прекрасные архитектурные сооружения. Строились новые заводы на Урале.

Немалое развитие получили искусство и наука. В 1724 году Петр Первый утвердил устав Академии наук и подписал ряд указов о собирании и охране древних рукописей, летописей и археологических памятников. Начали выполняться и другие большие дела, которые раньше откладывались.

В конце 1724 года, как свидетельствует в своих воспоминаниях А. К. Нартов, Петр Первый «вспомнил… то, о чем мыслил давно и что другие дела предпринять мешали, то есть о дороге через Ледовитое море в Китай и Индию». [35] Он срочно затребовал от секретаря Сената и географа Ивана Кирилова карты Сибири. Рассмотрев карты, составленные русскими и иностранными картографами, Петр Первый понял, что они не дают ответа на вопрос о положении Америки относительно восточных берегов России.

Кирилов предложил, пользуясь картами В. Куприянова, С. Ремезова, И. Евреинова, картами европейских картографов, а также чертежом, подаренным богдыханом Кан-си, попробовать составить сводную карту.

Ввиду срочности вопроса эту работу Кирилов закончил в несколько дней. Петр Первый внимательно рассмотрел вновь изготовленную карту. Карта Кирилова понравилась ему своей убедительной наглядностью. На листе была начерчена большая часть северо-восточного побережья России. На востоке от Камчатки и Чукотской земли никаких островов и материка не было, только далеко на севере от Чукотки имелась часть какой-то земли, а побережье Ледовитого океана было показано пунктирной линией. Карта свидетельствовала о том, что вопрос о проливе между Азией и Америкой до сих пор окончательно не решен. Необходимо было начать исследование всего побережья севера России, о чем и говорила пунктирная линия карты, но прежде всего надо было убедиться в наличии пролива.

Эти проблемы могла решить только специальная экспедиция.

Решительный в своих действиях, Петр Первый приказал Адмиралтейству коллегии без промедления начать готовить экспедицию и отправить ее на Камчатку, откуда она должна будет выйти в плавание для решения вопроса о проливе и достижения берегов Америки.

Шел декабрь 1724 года. В это время Петр Первый болел и поэтому общее руководство по подготовке экспедиции поручил ближайшему помощнику генерал-адмиралу Ф. М. Апраксину.

Как только стало известно о готовящейся Камчатской экспедиции, многие из молодых офицеров флота изъявили желание участвовать в ней. Среди просителей немало было выпускников первого набора академии, в том числе и братья Лаптевы, однако выбрали только двоих: унтер-лейтенанта Алексея Ильича Чирикова и гардемарина Петра Аврамовича Чаплина. Было предложено назначить начальником экспедиции капитана, побывавшего в дальнем океанском плавании. Таким оказался датчанин Витус Беринг; к 1724 году он прослужил в русском флоте двадцать лет. К этому времени ему было уже сорок три года.

При назначении в экспедицию А. И. Чирикова вне очереди произвели в лейтенанты.

Взят был в экспедицию и второй лейтенант, тоже датчанин, Мартын Шпанберг. Кроме этого, в экспедицию назначили тринадцать матросов, несколько опытных плотников, конопатчиков, учеников парусного дела, кузнеца, подмастерья мачтового дела и ученика, умевшего строить боты, — Федора Козлова.

Перед отправлением в экспедицию Беринг получил инструкцию, составленную самим Петром. Перед экспедицией он ста-, вил такие, задачи: на Камчатке сделать один или два палубных бота, на которых идти на север и достоверно узнать, соединяются ли берега Азии с Америкой или отделены проливом, чтобы убедиться, можно ли пройти через Ледовитое море в Китай и Индию. Предлагалось также обследовать те места, положить их на карту и по возможности проведать, корабли каких государств посещают эти берега. [36]

Утром 24 января 1725 года товарищи по службе и учебе, близкие друзья, многие офицеры флота и служащие Адмиралтейства провожали участников экспедиции. В добрых пожеланиях успехов и счастливого пути чувствовалась гордость за своих товарищей, на долю которых выпала завидная честь: первыми начать изучение дальних окраин России. Из этих первых двое были лучшими воспитанниками Морской академии — Чириков и Чаплин.

Назначение Алексея Чирикова, одного из способнейших моряков петровского военного флота, в эту экспедицию вполне понятно. О нем написано немало работ как о выдающемся мореплавателе и ученом. [37]

А вот о Петре Чаплине мы очень мало знаем, но и его назначение в эту первую научную экспедицию не было случайным. Как мелкопоместный дворянин, за отцом которого числилось три двора, 13 января 1715 года он был определен на учебу в Московскую навигацкую школу. [38] Имея хорошую домашнюю подготовку, уже через три месяца Чаплин закончил арифметику, которой разрешалось заниматься в течение года, и приступил к изучению геометрии.

Учился Чаплин в одной группе с Семеном Челюскиным и Василием Прончищевым. Много у них было общего, помощь из дома, как и они, он получал редко. Как уже говорилось, в школе деньги выдавались неаккуратно и приходилось отказывать себе в самом необходимом и зачастую в буквальном смысле бедствовать. Школа не могла всех обеспечить казенной квартирой, и Чаплин, как и Прончищев, попал в список учеников, «не поставленных на квартиры», пришлось ему искать частное жилье. [39]

Однако материальные затруднения не помешали Петру Чаплину быть первым по успеваемости в своей группе. На втором году учебы он обогнал всех на один предмет. Когда его сверстники изучали геометрию, он уже заканчивал тригонометрию. И как только осенью 1717 года из Петербурга пришло очередное указание послать в академию лучших учеников, Петр Чаплин был включен в этот список.

Учеба в академии началась с освоения науки навигации; в апреле 1718 года в реестре гардемаринов академии Петр Чаплин числился в, навигации плоской».[40] За период с 1718 по 1724 год он двадцать пять месяцев проходил практику на различных кораблях Балтийского флота.

10 сентября 1724 года командир корабля «Исаак Виктория» адмирал Апраксин, имевший в это время флаг командующего флотом, провел «экзаменацию» группы гардемаринов. В аттестацию капрала Петра Чаплина (как гардемарин он исполнял должность капрала) записали, что он показал следующие знания «по наукам»: штурманскую — «знает»; констапельскую— «знает» солдатскую экзерцицию — «знает»; матросскую работу — «знает»; в поворачивании корабля и прочей корабельной практике — «часть знает». [41]

Это была лучшая аттестация в группе, прошедшей «экзаменацию». Подписал ее Апраксин. И вполне вероятно, что именно адмирал Апраксин рекомендовал включить в экспедицию способного моряка-гардемарина Петра Чаплина.[42]

Первая Камчатская экспедиция Беринга (как ее стали именовать) продолжалась пять лет. За это время многое изменилось. Скончался Петр Первый. После него два года царствовала Екатерина Первая, но основные государственные дела находились в руках Меньшикова, Апраксина и других приближенных Петра Первого. Потом два года был императором двенадцатилетний Петр Второй, сын царевича Алексея, а в 1730 году на престол вступила Анна Иоанновна, племянница Петра Первого. Это были годы дворцовых переворотов и интриг. Не стало основных людей, занимавших важнейшие государственные должности при Петре Первом. Меньшиков был сослан в Сибирь, скончался генерал-адмирал Апраксин. Уменьшился штат Адмиралтейства, а делами Адмиралтейств-коллегий ведал временно исполняющий обязанности президента адмирал Сивере.

В жизни флота также произошли заметные изменения. Власти стали уделять флоту меньше внимания, чем при Петре Первом. В результате многое хорошее, заложенное Петром, терялось и уничтожалось. Из казны средств отпускали мало, оправдывая это тем, что в мирное время нет нужды делать большие затраты на военные корабли. Корабли гнили на приколе, не имея полного комплекта команд, необходимого вооружения и оснастки.

В ежегодную кампанию направлялось мало кораблей, а иногда маневры вообще не устраивались. Строительство кораблей резко сократилось. Количество обучающихся в морской Академии гардемаринов также уменьшилось.

Однако многие видные государственные деятели Сената, Адмиралтейств-коллегий, Академии наук понимали сложность положения военно-морского флота и горячо поддерживали идеи организации морских экспедиций, видя в них один из путей к развитию торговли, расширению влияния России на востоке, усилению обороноспособности страны, познанию природы и географических особенностей территории России, а также большую практику в мореплавании.

В марте 1730 года Первая Камчатская экспедиция Беринга возвратилась в Петербург. В ходе экспедиции была составлена первая карта восточного побережья Чукотки, открыты острова Святого Лаврентия и Диомида, собраны интересные сведения о народах и природе восточной Сибири, Камчатки и Чукотки и пройден пролив, отделяющий Азию от Америки. Правда, доказательства открытия пролива были больше косвенные, чем прямые.

Плавание построенного экспедицией бота «Св. Гавриил» в значительной степени подтверждало мнение, что Азия и Америка разделены проливом, однако все понимали, что этот вопрос не решен окончательно, так как судно Беринга не дошло до Ледовитого океана и не достигло Американского материка, а следовательно, полностью существование пролива, отделяющего Азию от Америки, доказано не было. Поэтому Адмиралтейств-коллегия и Сенат сочли, что экспедиция решила свою основную задачу не до конца.

Беринг предвидел, что морское начальство не будет полностью удовлетворено результатами экспедиции, и как настоящий исследователь в своем отчете высказывал надежду, что начатое дело не останется попыткой изучения малоизвестных земель и морей, не доведенной до конца. В апреле 1730 года Беринг представил в Адмиралтейств-коллегию два «предложения».

В пятнадцати пунктах так называемого первого предложения Беринга речь идет о распространении образования среди народов Сибири, о внедрении хлебопашества, об устройстве путей сообщения, строительстве портов и т. п.

«Второе предложение» Беринга посвящено географическим исследованиям. На восточном берегу Камчатки, пишет Беринг, находят выкидные стволы сосновых и еловых деревьев, не встречающихся в местных лесах. Кроме того, когда ходили на боте «Св. Гавриил» из Нижнекамчатска на север, в море попадались деревья с листьями, каковых ни он, ни его спутники на Камчатке не видели. Беринг приводил и другую немаловажную деталь: по- временам чукчи приводят на продажу меха куницы, которая не водится на Камчатке и во всей Сибири.

На основании этих фактов и расспросов камчатских жителей Беринг предполагал, что Америка находится от тех мест не далее чем в 300–400 километрах, и предлагал еще раз попытаться дойти до берегов Америки, построив для этой цели на Камчатке большое судно. Одной из задач предполагаемой большой экспедиции было исследование морского пути до устья Амура и до Японских островов, чтобы «с японцами торг завесть, чего б немалой прибыли Российской империи впредь могло оказаться».

В заключение проекта Беринг писал, что при согласии Адмиралтейств-коллегий можно на ботах или сухим путем обойти северный берег Сибири и произвести его съемку.

Таким образом, Беринг предлагал в широких масштабах продолжить исследования, начатые Первой Камчатской экспедицией.

Этот проект был во многом близок к предложениям Федора Салтыкова.

По расчетам Беринга, новая экспедиция должна была обойтись казне примерно в 12 тысяч рублей. Такие расходы утверждались в Сенате, где подготавливались и указы, поэтому предложения Беринга и проект экспедиции следовало передать для окончательного решения в Сенат.

Ознакомившись с отчетом экспедиции и согласившись с предложениями о новых плаваниях на Тихом и Ледовитом океанах, Коллегия послала капитана Беринга и мичмана Чаплина в Сенат для доклада.

Сенат, высшее правительственное учреждение, находился всегда при императрице, которая чаще пребывала в Москве, чем в Петербурге. Канцелярией Сената управлял Иван Кириллович Кирилов, сын подъячего, ранее обучавшийся в Московской навигацкой школе. Он много занимался историей, экономикой, а больше всего географией своего отечества.

Когда Иван Кириллович выслушал участников экспедиции и ознакомился с отчетными документами и мнением Адмиралтейств-коллегий относительно проекта новой экспедиции, он ясно понял, как важно претворить в жизнь эту идею, предусматривающую всестороннее исследование обширного пространства восточной части России, которая была все еще малоизвестной «землей сибирской».

Имея этот материал, Кирилов стал обдумывать и подготавливать для Сената проект постановления о Второй Камчатской экспедиции, гораздо более значительной, чем первая.

Он понимал всю трудность взятой на себя задачи: не те были времена, не было уже того, кто был душою подобного начинания, не пояснишь царице Анне, что России нужен северный морской путь.

Шел уже второй год после того, как Беринг представил в Сенат свои предложения, «что в восточном краю признаваетца к пользе государства». Давно уже был подготовлен Кириловым проект указа о Второй Камчатской экспедиции, но сенаторы не решались беспокоить императрицу Анну. В Московском Кремле новая императрица непрерывно устраивала роскошные приемы и балы и очень мало думала о государственных делах.

В январе 1732 года императрица прибыла в столицу. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» начала сообщать о торжественных балах, обедах и ужинах в Зимнем дворце.

Между тем проект о снаряжении Второй Камчатской экспедиции заинтересовал некоторых выдающихся деятелей того времени. Самыми верными и горячими защитниками его были моряки.

Осуществлению проекта способствовали и многие академики, сотрудники только что созданной Академии наук.

Особую настойчивость в хлопотах об экспедиции проявили И. К- Кирилов в Сенате, Н. Ф. Головин в Адмиралтейств-коллегии и известный исследователь Каспийского и Балтийского морей Ф. И. Соймонов, занимавший в это время должность прокурора.

17 апреля 1732 года императрице зачитали указ о снаряжении новой экспедиции на Камчатку под начальством Беринга. «По поданным от него пунктам и предложениям, — говорилось в указе, — о строении там судов и прочих дел, к государственной пользе и умножению нашего интереса, и к тому делу надлежащих служителей и материалов, откуда что надлежит отправить, рассмотри, определение учинить в Сенате».

Дина Иоанновна, уловившая из всего текста одну фразу о какой-то пользе, которую обещала принести экспедиция «интересам ее императорского величества», с важным видом поставила свое имя на поданной ей бумаге.

Итак, идея передовых людей России восторжествовала, «самая дальняя и трудная, и никогда прежде не бывалая» экспедиция была утверждена.

С этого времени началась энергичная подготовка экспедиции. К обсуждению и разработке программы исследований, инструкций и состава экспедиции были привлечены многие коллегии, Сенат, Академия наук и виднейшие представители русского флота.

Подготавливала экспедицию Адмиралтейств-коллегия, возглавляемая с 1732 года вице-адмиралом Николаем Федоровичем Головиным, причем лично Головин принял особенно деятельное участие в разработке задач экспедиции и в дальнейшем, на протяжении всей ее работы, оказывал всяческое содействие ее успешному завершению.

Согласно подписанному указу, Сенат 2 мая 1732 г. «учинил решение», где предписывал Берингу на морских судах «идтить для проведывания новых земель, лежащих между Америкой и Камчаткою», обследовать острова, «продолжающиеся к Японии», для установления «торгов, или где неподвластныя о взятье ясаку чинить» и проведать «водяной проход до устья реки Амур и далее до Японских островов», нежели возможно, «завесть с японами торг». [43] К этому «решению» прилагалась инструкция, которую требовалось «содержать в секрете». Многие пункты инструкции были посвящены организации почтового сообщения от Охотска до Тобольска, улучшению управления Камчаткой и заселению Охотска.

Относительно северных берегов Сибири в инструкции говорилось слишком неопределенно и расплывчато. Берингу предоставлялось решать этот вопрос «по своему рассмотрению». Сенат не был склонен придавать значение исследованиям на севере. Такое решение Сената Адмиралтейств-коллегию не удовлетворяло, и она продолжала настаивать на необходимости сплошного исследования северного побережья Сибири.

Детально ознакомившись с отчетами Первой Камчатской экспедиции, члены Адмиралтейств-коллегий совместно с Берингом составили «разсуждение» и представили его в Сенат. [44]В первой части этого документа говорится о необходимости удостовериться в наличии пролива между Азией и Америкой, так как Беринг достиг только 76° северной широты, а все, что выше той широты, «положил по прежним картам и по ведомостям». А что касается «пути подле земли морем от Оби реки до Лены и далее», Коллегия отмечала, «будто частию подле того берегу и ходить возможно, а о некоторых де местах ничего неизвестно… понеже никаких достоверных не токмо карт, но и ведомостей не имеется». И поэтому Коллегия приняла такое решение: «Для подлинного известия есть ли соединение камчатской земли с Америкою, також имеется ль проход Северным морем», построить одно судно в Тобольске и два в Якутске и на них следовать к «Северному морю», а затем идти вдоль морского берега от устья Оби на восток до Енисея, а из Лены одно судно отправить на запад к устью Енисея, а другое на восток до устья Колымы и далее к Камчатке. Также предлагалось обследовать район от Архангельска до Оби, отправив от города «потребное судно».

В сентябре 1732 года в Сенат были вызваны члены Адмиралтейств-коллегий и Беринг для совместного обсуждения предложений относительно предстоящей экспедиции. К. этому времени Коллегия подготовила более подробные свои «мнения» и предложила ряд мероприятий, обеспечивающих успешную работу северных отрядов. В частности, предлагалось для «лутшего: показания… сыскать в Сибири бывалых на тех и других речных устьях и на звериных или рыбных промыслах людей, человека по три-четыре на одно судно». В устьях рек и других местах надлежало построить продовольственные склады — «магазейны», где можно было бы пополнять запасы, когда «принуждены будут зазимовать». Сибирским властям заранее отправить по всем берегам таких людей, которые должны объявить кочующим «ясачникам и промышленникам», чтоб наблюдали за судами и во время аварии «им помощь чинили», также вменялось им в обязанность ставить у устьев рек приметные знаки — «маяки» и по ночам зажигать на них огни.

Все эти предложения Сенат принял и включил в общую инструкцию.

28 декабря 1732 года доклад Сената, составленный по материалам Коллегии, был утвержден императрицей и стал законом под названием «Высочайше утвержденные правила, данные капитан-командиру Берингу». На составление официальных бумаг, касающихся задач экспедиции, ушел почти год. И все же многое оставалось неявным, особенно практические вопросы, связанные с организацией работ отдельных отрядов, их снабжением и дальнейшей деятельностью.

В Сибири предполагалось построить семь морских судов, из них четыре в Охотске, одно в Тобольске и два в Якутске. Кроме того, в разных местах надлежало построить большое количество речных судов для транспортировки грузов по сибирским рекам.

В Сенате и Адмиралтейств-коллегий продолжали обсуждать дела, которые надо было решить до отъезда экспедиции. Рассматривали и уточняли маршруты отрядов экспедиции, разрабатывали инструкции Берингу, Шпанбергу, Чирикову, геодезистам и начальникам отрядов, подбирали личный состав, составляли сметы на строительство судов и списки потребного провианта, такелажа, инструментов и многих других материалов.

Первоначальный план Беринга относительно исследования на севере был значительно расширен. Кроме поисков берегов Америки и установления связей с Японией, в задачи экспедиции было включено нанесение на карту всего полярного побережья России. Окончательный результат огромнейшей по масштабу съемки должен был ответить на вопрос, «есть ли соединение камчатской земли с американскою, також имеется ли проход северным морем» из Архангельска на Камчатку.

Колоссальная работа эта была распределена между несколькими отрядами. Первый отряд должен был обследовать берег от Архангельска до устья реки Оби. Второму отряду поручалось заснять следующий участок, идя от Оби до устья Енисея. В начале работы экспедиции был создан третий отряд, имевший, задачу обследовать побережье Карского моря восточнее Енисея. Четвертый отряд должен был положить на карту морское побережье Таймырского полуострова, о котором тогда не было сведений. Этому отряду предписывалось из устья Лены идти к устью реки Хатанги, затем, огибая Таймырский полуостров, продвигаться на запад до встречи со вторым отрядом. Пятому отряду поручалось от устья Лены идти на восток к Колыме и если представится возможность, то и далее до самой Камчатки, причем, если обнаружится, что сибирский берег соединяется с американским, плыть вдоль него «сколько возможно», стараясь выяснить, как далеко расположено «восточное море». Если же Азиатский материк окажется разделенным с Американским проливом, то «отнюдь назад не возвращаться, а обходить угол и пройти до Камчатки».

На Тихом океане намечалось провести экспедиции силами двух отрядов. Один из них направлялся к берегам Америки, а другой к Японским островам.

Кроме этого, в экспедицию включался академический отряд, куда входили ученые, направленные Петербургской Академией наук для исследования в историческом и естественном отношении Сибири, Камчатки и вновь открытых земель.

Один из указов оговаривал, что все отряды подчиняются Берингу, и только отряд, который выходил из Архангельска; подчинялся непосредственно Адмиралтейств-коллегий.

В январе 1733 года по представлению Адмиралтейств-коллегий начальник экспедиции Беринг получил чин капитан-командора, а его помощники Чириков и Шпанберг произведены в капитаны.

Учитывая, что «оная экспедиция самая дальняя и трудная», постановили командному составу присвоить очередное воинское звание и всем участникам экспедиции выплачивать двойное жалованье. Но никаким жалованьем нельзя было возместить предстоящие лишения. Нужно было найти для экспедиции не только опытных специалистов, хороших моряков, но и людей мужественных, настойчивых, преданных интересам дела. Люди уезжали на долгое время в неизведанные районы крайнего севера и востока, где нет поселений и где от каждого требовалось величайшее напряжение физических и духовных сил.

Было решено в основном зачислять в экспедицию только желающих, и при этом Адмиралтейств-коллегия предлагала «выбирать всех из русских, а не иноземцев», а кто был «в штрафе», того не брать; Берингу было предоставлено право назначать начальников северных отрядов, подобрав для этого надежных морских офицеров. [45]

Одновременно Коллегия указала, что все важные вопросы во время плавания начальники должны решать, «учиняя консилиум», то есть совет старших.

Успех «экспедиции зависел больше всего от ее участников. Понимая это, Беринг придавал большое значение подбору командного состава и даже рядовых исполнителей. Прежде всего он выяснял, знают ли свое дело люди, выразившие желание отправиться в эту экспедицию, лично знакомился с ними и проверял их знания. Еще в июне 1732 года Беринг посетил Ревель и Кронштадт, где беседовал со многими морскими и адмиралтейскими служителями, и вскоре представил в Адмиралтейств-коллегию список на сорок девять человек, которых предлагал включить в экспедицию. [46]

Одним из первых в этом списке числился лучший штурман Кронштадта Василий Прончищев. Этого штурмана знали уже многие моряки. Как член комиссии по производству штурманов и штурманских учеников в очередной ранг он проводил «экзаменации», а в 1731 году, проверяя знания штурманских учеников Андрея Ивановича Великопольского и Михаила Яковлевича Щербинина, подтвердил, что они достойны быть подштурманами. [47]

Вполне возможно, что именно В. Прончищев рекомендовал Берингу этих способных моряков, так как уже в следующем списке «выбранных в экспедицию из Кронштадта» стояли их фамилии. В этом же списке числились лейтенант Дмитрий Лаптев, подштурманы Семен Челюскин и Иван Елагин, боцманы Василий Медведев и Иван Григорьев, а всего сто девяносто три человека. [48]

По желанию Беринга в состав экспедиции были зачислены участники первой экспедиции: А. Чириков, М. Шпанберг, «ботового и шлюпочного дела мастер» Ф. Козлов и некоторые другие.

В конце января 1733 года «список морских и адмиралтейских служителей, отправляющихся в Камчатскую экспедицию», рассматривался в Адмиралтейств-коллегий. [49] В нем было записано 298 человек самых различных специальностей.

Кроме уже указанных лиц, в списках числились: лейтенанты Питер Ласиниус, Степан Муравьев, унтер-лейтенанты Дмитрий Овцын, Михаил Павлов, Иван Чихачев, штурман Иван Кошелев, подштурманы Федор Минин, Василий Ртищев, штурманские ученики Марк Головин, Дмитрий Стерлегов, квартирмейстер Афанасий Толмачев, подконстапель Василий Григорьев. Все они, кроме Чихачева и Елагина, в дальнейшем работали в северных отрядах. Как только список утвердили члены Коллегии, согласно сенатскому указу всех повысили рангом: штурманских учеников произвели в подштурманы, подштурманов в штурманы, а Ивану Кошелеву дали чин «флота мастера», что соответствовало званию старшего штурмана.

Но не все получили повышение. Д. Лаптев, С. Муравьев, П. Ласиниус, В. Ртищев, В. Медведев, А. Толмачев и В. Григорьев остались в прежнем звании ввиду того, что прошел всего год после предыдущего повышения их в чине.

Была и еще группа людей, от которых в большой степени зависел успех экспедиции. Это мастеровые. [50] Адмиралтейств-коллегия назначила в экспедицию опытных мастеров «ботового и шлюпочного дела», «галерного дела», «блокового дела», «мачтового дела», «весельного дела», «прядильного дела», плотников, конопатчиков, парусников, купоров, кузнецов. В эту же группу входили главные строители судов— «ботового и шлюпочного дела мастера» Андрей Иванович Кузьмин и Федор Федотович Козлов, участник Первой Камчатской экспедиции Беринга, строитель бота «Св. Гавриил» на Камчатке в 1728 году. В помощь этим двум опытным мастерам был назначен подмастерье Харитон Алексеевич Каратаев. От умения и труда этих простых русских мастеровых людей зависело, насколько хорошо будет построено судно, которому предстояло далекое плавание в неизвестных водах северных и восточных морей.

Под руководством этих специалистов для экспедиции строились морские суда в Тобольске, Якутске и Охотске.

В начале января 1733 года экспедиция была укомплектована людьми. Началась подготовка обозов к отъезду.


Примечания:



2

Основная литература по истории Великой Северной экспедиции: А. П. Соколов. Северная экспедиция 1733–1743 гг. «Записки Гидрографического департамента», ч. IX, СПб, 1851; Г. В. Яииков. Великая Северная экспедиция. М., 1949; М. И. Белов. Арктическое мореплавание с древнейших времен до середины XIX века. История открытия и освоения Северного Морского пути. т. 1, М., 1956. В. И. Греков. Очерки из истории русских географических исследований в 1725–1765 гг. М., 1960.



3

Зубов Н. Н. Предисловие к книге: Г. В. Яников. Великая Северная экспедиция. М., 1949, с. 3–5.



4

Вновь найденные биографические сведения о Харитоне и Дмитрии Лаптевых, Василии Прончищеве и Семене' Челюскине впервые были отражены в статьях автора, помещенных в газетах: «Великолукская Правда» от 24 июня 1967 г., «Псковская правда» от 18 августа 1967 г., «Знамя» (г. Калуга) от 7 ноября 1967 г. и в сборнике «Полярный круг», М., 1974, с. 243–253 (в статье «Первоисследователи Таймыра»).



5

Маинов В. Н. Норденшельд и его последнее путешествие. «Исторический вестник», июнь, 1880, с. 270—27.1.



28

Записки Русского Географического общества, СПб, 1853, кн. IX, с. 426



29

Полное собрание законов Российской империи, I, т. V № 3266



30

ЦГАВМФ, ф. 212, оп. 1727, д. 2, лл. 58 об. 60



31

Там же, л. 61 об



32

Лебедев Д. М. География в России Петровского времени М., 1950, с. 83–84



33

Записки Гидрографического департамента, ч. X СПб 1825 с. 551–552



34

Перри Джон. Состояние России при нынешнем царе. М., 1871, с. 40–41



35

Ефимов А. В. Из истории великих русских географических открытий. М., 1949, с. 109–110.



36

О Первой Камчатской экспедиции Беринга см. книгу: Е. Г. Кушнарев. В поисках пролива. Гидрометеоиздат, Л., 1976.



37

Чирнкове см. книгу: В. А. Дивин. Великий русский мореплаватель А. И. Чириков. М., 1953.



38

ЦГАВМФ, ф. 176, оп. 1, д. 115, лл. 344, об, 408, 570



39

Там же, ф. 315, оп. 1, д. 1945, лл. 179–186, 109



40

Там же, ф. 176, оп. 1, д. 100, л. 135



41

Там же, ф. 315, оп. 1, д. 693, л. 286



42

Петру Аврамовичу Чаплину история обязана ценными сведениями, позволяющими восстановить события и ход Первой Камчатской экспедиции Беринга благодаря дневнику, который он вел во время путешествия. Этот дневник найден в архиве В. Верхом и издан им в 1823 году. По прибытии экспедиции в Петербург Чаплина произвели в морские унтер-лейтенанты. В 1755–1760 годах в звании капитана 2-го ранга служил в Балтийском флоте, а в 1762 году, будучи капитаном-командором, Чаплин назначается «капитаном над Архангельским портом». Умер в Архангельске в 1765 году.



43

Полное собрание законов Российской империи, т. VIII, № 6042, лл. 774–775



44

ЦГАВМФ, ф. 216, оп. 1, д. 1, лл. 90–91 об., 160 об. — 165



45

Там же, ф. 138, оп. 1, д. 259, л. 1



46

Там же, ф. 216, оп. 1, д. 1, лл. 24–26



47

Там же, ф. 216, оп. 1, д. 30, лл. 16–16 об; 20–20 об



48

Там же, ф. 216, оп. 1, д. 1, лл. 206–210



49

Там же, лл. 686–698 об



50

Там же, ф. 216, оп. 1, лл. 550–554 об









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх