Глава XII. РЕЛИГИЯ И НРАВЫ. ЛИТЕРАТУРА, НАУКИ, ИСКУССТВО.

Эллинское влияние. Появление в Риме восточных культов. Падение нравов. Развитие роскоши. Первоначальное обучение. Сцена и ее дух. Ливий Андроник, Невий, Плавт, Энний. Записки современников. Юридические, математические и филологические науки.

В Риме с древнейших времен жизнь и поведение каждого гражданина строго и точно определялись старинными формами и приличиями. Римлянин должен был вести в порядке свои дела, поддерживать строгую степенность в доме, исполнять свои обязанности и уметь отстаивать свои права. Поколения за поколениями сходили с земного поприща, а римляне желали быть только хорошими гражданами, только такими, каковы были их отцы,- и это выработало в римском обществе, особенно в знатных семействах, такое чувство народной гордости и такой патриотизм, подобного которым уже не было ни в каком другом человеческом обществе, создало такой духовный строй, который нам кажется принадлежностью как бы какого-то иного мира. Особенно ярко выражалось это чувство живой связи со своими предками, неразрывного духовного родства с ними в похоронных обрядах, которые очень долго сохраняли свои древнейшие формы.

С течением времени, по мере того как Рим распространял свои владения в чужих странах, римляне стали ощущать потребность в иной, более богатой и разнообразной умственной жизни и увлеклись блестящею эллинскою цивилизациею, но вместе с ее дивными плодами усвоили они и все дурные ее стороны и им даже сильнее поддались. Особенно могущественно было влияние эллинизма на римлян потому, что римлянам предстояла совершенно новая для них задача: устроить отношения со множеством народностей, выработать условия для совместной жизни со многими покорившимися им народами, а у греков эта задача была уже в значительной степени разрешена, у них была уже создана та гуманистическая и даже космополитическая цивилизация, которая была пригодна для совместной жизни и деятельности разных племен и народов.

В области внешней политики эллинское влияние привело к «эллинофильству», к странной идее, что необходимо «освободить» греков от Македонии. Что явилось в Греции как результат такой политики Рима, мы уже видели. Значительнее и глубже было греческое влияние в области религии и нравов. В Италии еще недавно жили религиозные верования, поражавшие греков своею искренностью, хотя старинная, простая, богобоязненная религия уже и обращалась мало-помалу в сложную и искусственную богословскую систему, с толкованиями мифов, с распределением богов по рангам, с развитием жречества и усилением влияния жрецов; теперь стал исчезать старинный, вековечный лес народных верований – и почва быстро зарастала сорною травой, грубыми и вздорными суевериями. В Рим проникли многие из религиозных верований соседних племен, и именно наиболее странные и фантастические. С Востока распространился в Риме культ Кибелы, матери богов, и в самые трудные годы Ганнибаловской войны огромные суммы были употреблены на то, чтобы приобрести у одного из азиатских городов и доставить в Рим черный камень, который почитался за саму Кибелу. Затем явился в Риме культ Вакха и скоро соединился здесь с безобразнейшими оргиями, так что в течение длинного ряда лет правительство вело с ним упорную и даже жестокую борьбу, прежде чем удалось положить конец его распространению. И в столице, и по всей Италии бродило множество странствующих жрецов, гадателей, прорицателей, влияние которых пагубно сказывалось и в области верований и в области нравственности.

Встречались еще римляне, придерживавшиеся старинного образа жизни, как, например, Катон. Катон жил очень скромно, в доме у него не было никаких украшений, его стол был самый простой, хозяева ели то же, что и рабы, во всем наблюдался строгий порядок, и раб наказывался за малейшую провинность. К жене Катон относился довольно сдержанно, но воспитание детей, особенно сына, считал своею главнейшею обязанностью и говорил, что важнее быть хорошим семьянином, чем влиятельнейшим сенатором; с сыном он лично занимался всеми гимнастическими упражнениями, для него же написал собственноручно и свои наставления, сделавшиеся одним из драгоценных источников наших сведений о тогдашней римской жизни, о ее светлых и темных сторонах. Но такие люди, как Катон, были уже редкими исключениями, нравы падали с ужасающею быстротою.

В Риме появились куртизанки, и содержать их стало чуть ли не требованием хорошего тона. Число браков стало уменьшаться, а число разводов возрастать. На почве семейных денежных отношений совершались преступления, о которых прежде не было и слыхано. Ослабли прежние строгие взгляды на положение женщины в семье, началось стремление женщин к расширению своих прав, особенно благодаря скоплению в руках некоторых женщин огромных капиталов, это явление приняло такие размеры, что законом были ограничены права женщин по наследованию.

Страшно усиливалась роскошь в устройстве домов, в одежде, в столе, вошли в обычай совершенно неизвестные прежде пиры по греческим образцам, с возлежанием, музыкой, с большим количеством всевозможных яств, вместо того что прежде бывало всего по две перемены блюд. Появились в Риме дорогие повара, специалисты-булочники, кондитеры.

Развивалась привычка убивать время, ничего не делая: входили в обычай разные домашние праздники, учреждались новые общественные празднества и устраивались с величайшею роскошью, сопровождались обыкновенно гладиаторскими играми. В первый раз эти игры были устроены в 490 г., скоро они стали необходимою принадлежностью не только всякого общественного праздника, но даже и большого пира у частных лиц. Из Рима эти игры проникли и в Грецию, здесь публика, обладавшая более изящным вкусом, встретила эту грубую забаву неодобрительно, но скоро широкие круги к ней привыкли и интересоваться гладиаторами стали и эллины.

То стремление увеличивать свое благосостояние, которое еще недавно имело серьезную подкладку, теперь перешло в уродливые формы, в погоню за деньгами во что бы то ни стало: явились взяточничество, попрошайничество, недобросовестность в торговле и подрядах, на браки смотрели только как на финансовую сделку. Римляне теряли то стремление работать, которое было прежде общим, а когда человек не находит наслаждения в труде, то его честность становится уже просто вопросом более или менее счастливой случайности: при одних обстоятельствах он может остаться честным человеком, другие же могут толкнуть его на всякое преступление.

Первоначальное образование было до известной степени распространено в Риме еще задолго до того времени, о котором мы теперь говорим: умение читать, писать, считать было не редкостью среди самых простых граждан, а раб-управитель сколько-нибудь значительного поместья непременно знал грамоту и счет. Теперь явилось стремление к более широкому умственному развитию, а затем стала создаваться и римская литература. В общине со столь оригинальным, чисто самобытным прошлым литература, однако, возникла не самобытно, а под чужим влиянием.

Римская община развивалась при таких условиях, что в эпоху наивысшей работы римского духа вся деятельность его была направлена на великую задачу созидания государства; на умственное развитие было обращаемо внимание всего менее, можно даже сказать, что дух римской общины, требовавший прежде всего равенства, особенно не благоприятствовал развитию тех индивидуальных духовных стремлений, которые одни только и создают великое в области знания и в литературе. Теперь, когда римская национальность стала приходить в упадок, когда в общину начали проникать космополитические тенденции, теперь явилась необходимость подыскивать или создавать новые опоры и основания для деятельности граждан, которая ранее целиком и так твердо основывалась на чувстве национальности, теперь явилась потребность и в образовании, и в литературе.

Лучшим средством образования всегда служит изучение языка, и понятно, что именно на нем должно было быть основано образование в эпоху младенчества точных наук, тем более в Риме, где уменье владеть словом было положительно необходимо для гражданина. В Риме к III столетию еще не было ни выработанных методов такого обучения, ни материала для него, литературы; то и другое было в Греции, а так как знание греческого языка уже давно было распространено среди римлян, то, естественно, теперь они заимствовали из Греции и школьное обучение, и литературу.

Быстро водворилось греческое влияние и на римской сцене. Толпа всегда любила народные игры, в течение которых устраивались и драматические диалоги, большею частью импровизированные, теперь, когда толпа стала требовать настоящей сцены и настоящих представлений, ничего не оставалось делать при отсутствии римских пьес, как заимствовать трагедии и комедии из греческой литературы.

Через школу и через сцену греческому влиянию были широко открыты пути в римское общество. Влияние это для Рима было самым революционным, так как в греческой литературе того времени, когда с нею познакомились римляне, безусловно господствовали тенденции, совершенно противоположные всему складу римской жизни, всему духу римских установлений. В греческой комедии IV в. царил Менандр, в трагедии – Еврипид. Еврипид жил за полтора столетия до того времени, когда произведения его стали проникать в Рим (480-406), он был представителем той эпохи, когда в Греции началось величественное умственное и философское движение, но когда вместе с тем иссяк уже в ней главный источник всякой поэзии – чистое, свежее чувство народности. Он не дал столь величественной, потрясающей трагедии, как Эсхил, не создал столь благородных и глубоких характеров, как Софокл, но едва ли какой-нибудь другой писатель мира отразил в своих произведениях так верно, как Еврипид, все волновавшие его современников вопросы, так полно и глубоко охватил все умственное движение своего времени, и потому его творения все более и более увлекали и современников, и потомков, по мере того как расширялось и усиливалось то движение, в которое он проник и воплотил в своих трагедиях с небывалою верностью. Еврипид интересуется преимущественно социальными, а не политическими вопросами времени и разрешает их в духе современного ему философского и политического радикализма. Он является истинным представителем того безверия, которое охватило в его время большую часть греческого общества, он сознательно и настойчиво проводит антинациональные идеи, он является главным проповедником той космополитической гуманности, которая подтачивала и расшатывала аттическую национальность, взрастившую все лучшие умственные и художественные плоды Эллады. Такое направление проникало в римское общество через греческие трагедии и комедии. Идеи греческих писателей были понимаемы и усваиваемы не во всей своей глубине, но тем не менее он способствовал уже начавшемуся разложению старого римского национального общества. В этом смысле мы и сказали, что греческое влияние на римскую литературу было революционным.

Что касается римских трагедий и комедий как чисто литературных произведений, то все они были долгое время переделками с греческого. Трагедии были в меньшем почете, чем комедии. Писались они сперва исключительно так называемым сатурнинским стихом, размером весьма неповоротливым и грубым, ямбы, дактили, анапесты появились только впоследствии. Язык первых произведений был очень груб и необработан, но скоро значительно усовершенствовался. Долгое время обязательны были различные условности: так, никакая комедия не могла относить свое действие к Риму, оно непременно должно было происходить вне столицы, даже италийские города позволено было называть местом действия не скоро, обыкновенно же действие происходило где-нибудь в Греции; никаких специально римских черт быта изображать не позволялось, нечего уже и говорить о каких-либо политических намеках. Содержание трагедий заимствовалось из мифов, комедий – из жизни. Содержание это было бедно и однообразно: почти всегда действие вращается около любви или, точнее, влюбленности, страстной, грубой и вместе с тем приторной; действие запутывается различными препятствиями, нередко малоправдоподобными, создаются грубо-комические положения, и все приводится к благополучному окончанию, обыкновенно тоже какими-нибудь грубыми, неискусными приемами. В художественном отношении латинские подражания, конечно, далеко отстали от греческих оригиналов. Но в чем римские подражатели не уступали греческим авторам, это в худших свойствах греческой комедии: к тому времени, когда с нею познакомились римляне, она приходила уже в упадок – и вся пошлость сюжета, вся низменная пустота чувств и интересов, нескромность грубых шуток – все это целиком перешло на римскую сцену. Неудивительно, что не только актерство, но и авторство комедий почиталось в Риме непристойным для настоящего римлянина, а было уделом вольноотпущенников и вообще людей низшего положения; римские граждане еще переделывали иногда с греческого трагедии, но комедии – никогда.

От древнейших римских писателей до нас дошли лишь незначительные отрывки. Первым римским автором был Ливий Андроник (приблизительно 272-207) Он был пленник из Тарента, полугрек по происхождению, занимался обучением детей и перевел – первоначально как учебное пособие – «Одиссею». Затем он составил первое драматическое произведение на латинском языке, которое было представлено в 240 г., через год по окончании первой Пунической войны. Потом он переделывал для римской сцены немало разных пьес, скоро, однако, произведения Андроника, которыми началась римская литература, казались совершенно устарелыми и по языку и по содержанию.

Младший современник Ливия Андроника, Невий, гражданин одной из союзных кампанских общин, был первым собственно латинским писателем. Как всегда бывает там, где литература не выработалась самостоятельно и постепенно, а создалась более или менее искусственно, Невий упражнялся во всех ее родах: он переделывал трагедии с греческого, писал оригинальные драмы из времен Ромула, писал отдельные небольшие стихотворения и историческую хронику первой Пунической войны в стихах.

Действительно значительным писателем является Тит Макций Плавт (254-184). Плавт был уроженец Умбрии, первоначально был актером, затем принялся за переделку для римской сцены греческих комедий. До нашего времени дошла 21 комедия Плавта. Именно они в древности признавались лучшими из сотни с лишком комедий, переделанных или редактированных им. Плавт отлично знал сцену и с большим уменьем пользовался ее эффектами: у него много остроумия и забавный диалог, язык его богат и выразителен.

Из современников Плавта известны еще Стаций Цецилий, тоже переделыватель комедий, и Тициний-первый, который стал писать комедии из быта италийских общин. Самым знаменитым писателем первого периода римской литературы был Энний (239-169), полугрек из Массалии, получивший впоследствии римское гражданство. Он переводил и писал трагедии и комедии, написал в стихах хронику войны с Ганнибалом, перевел с греческого Эпихарма и Эвгемера, которые являлись представителями крайнего рационализма в религии. Их направление и идеи космополитические Энний с особенным усердием и совершенно сознательно распространял в римской публике. Для характеристики и автора и его читателей достаточно сказать, что сам Энний, и его современники считали его писания равными «Илиаде».

Несколько позже стихотворных произведений появилась прозаическая литература. Она имела меньше представителей, пользовавшихся тем не менее большим почетом, чем сочинители трагедий и комедий. В противоположность авторам этих последних прозою писали исключительно римляне знатные и люди, занимавшие высокое положение в государстве. Прежде всего появились исторические хроники. До того времени существовали записи отдельных событий, составлявшиеся у понтифика. Около 201 г. составил на греческом языке записки о современных событиях Квинт Фабий Пиктор, один из видных деятелей борьбы с Ганнибалом. Лет через 20 по-гречески же написал хронику сын Сципиона Африканского. Затем Катон составил рассказ о древнейшей истории Рима и пополнил его многими ценными заметками об истории отдельных союзных общин, впервые у Катона и появляются те рассказы об основании Рима и о древнейшей его истории, которые затем повторяются обыкновенно в элементарном изложении римской истории. Все вышеизложенное дает достаточно оснований для того, чтобы видеть, как мало могло быть достоверного в этих рассказах при описании древнейших событий. В этих первых опытах исторической литературы с полной яркостью выступает та нечувствительность к историческим несообразностям, которая исчезает только после продолжительных и серьезных научных занятий. Достаточно одного примера: основание Рима считалось за 360 лет до сожжения Рима галлами; сожжение это записано в греческих летописях под 1-м годом 98-й Олимпиады; так как Олимпиада обнимала четыре года, то, следовательно, основание Рима падает на 1-й год 8-й Олимпиады; по общераспространенному и в Греции и в Риме мнению, 1-й год 8-й Олимпиады был 436-м годом после падения Трои – и никто этим не смущался, и все верили, что Ромул был сыном Энеевой дочери.

Из прозаических греческих писателей усердно изучались в Риме Фукидид и Демосфен. Философские произведения греков оставались еще совершенно чуждыми римлянам.

В 219 г. появился в Риме первый греческий врач и быстро прославился, вслед за тем медицина и лечение стали делаться своего рода модой, и Катон попытался собрать в небольшую книжку те советы по медицине, которые он считал исконно латинскими и противопоставлял новомодным, греческим; впрочем, это произведение Катона крайне скудно содержанием.

Около 264 г. вошло в Риме в употребление греческое деление дня на часы, а Гай Сульпиций Галл, бывший консулом в 166 г., предсказал высчитанное им лунное затмение, чем прославился среди своих соотечественников, как чудо учености и мудрости.

Около 234 г. Спурий Кальвирий внес некоторые улучшения в латинскую грамматику и в алфавит, в то же время Катон составил сочинение о римском сельском хозяйстве, а Секст Элий Пет – первое римское руководство по юридическим вопросам. Есть свидетельство, что началось литературное движение и в общинах, где говорили еще по-сабельски и по-этрусски, но до нас не дошло от подобных произведений ни одного отрывка.

Римская литература III в. заслуживает, при всех своих недостатках, полного внимания за то, что она стремилась перенести в свою родину чудное дерево греческой поэзии. Надо признать заслугою и то, что римские писатели подражали преимущественно не современным им писателям, а писателям сравнительно уже старым, но более талантливым. С этой точки зрения деятельность Невия, Энния, Плавта заслуживает высокой оценки, но нельзя не признать, что самый дух греческой поэзии стоял в слишком большом противоречии со всею предшествовавшею жизнью римской общины, с тем духом, который ее ранее оживлял. И поэтому вполне понятно, что находились люди, боровшиеся против этого эллинского влияния. Во главе их был Катон. Ему не удалось остановить наплыва тех идей, которым он не сочувствовал, но в борьбе против них этот типичнейший представитель римской национальности все-таки сделал великое дело: он положил основание той латинской прозаической литературе, которая впоследствии доставила римскому имени новую славу.





 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх