§ 55.

По смерти Парсмана иверяне возвели на престол младшего сына его Адама, ибо Родомант умер прежде своего отца.

В царствование Адама иверцы не имели войны с соседственными народами и не видели никаких внутренних возмущений, подобных тем, которые произошли от взаимного раздора между Парсманом и Мирдатом. Не было учинено перемен в общественном устройстве и как царь, так и подданные его, соблюдая обычаи предков своих, не встречали препятствий для народного спокойствия.


§ 56.

Сын Адама Парсман сделался царем по смерти своего отца. Но как он тогда был еще в юных летах, то бабка его, жена царя Парсмана, управляла царством. Достигнув совершенного возраста, Парсман вступил в управление Ивериею сам и, следуя во всем своему отцу, оставил царство свое счастливым во власть сыну своему Амзаспу.

В царствование 165 его римский император Траян, испытав успех своего оружия против датского короля Деневала, обратил потом оное к Востоку. Победив парфян и ассириян, вступил в Армению и наложил на иверцев новое иго римлян.


§ 57.

В первые годы Амзаспова царствования гунны, аланы и другие народы, перешед Кавказские горы, утеснили иверцев. Амзасп обращался всюду для охранения своих владений. Наконец, неприятели приступили к городу Мцхети. Амзасп с отборными своими войсками вышел против чужеземцев, опустошавших его царство, и под стенами сего города произошло сражение, в котором Амзасп убил своею рукою пятнадцать рыцарей из аланского народа. В последующий день один аланский же рыцарь, отличившийся своею силою и неустрашимостью, вызвал царя на единоборство, но был побежден и убит от Амзаспа. Потеряв храбрых своих воинов, аланы приведены были в ослабление и Амзасп, побеждая их во всех местах, изгнал их из Иверии. По сем он собрал немалочисленное войско, перешел чрез Дариел, провел иверцев чрез реку Терек, достиг реки Вардан (Кубань) и, наказав аланов, возвратился в свое царство.

Возгордившись успехами в войне, Амзасп начал оказывать крайнее нерадение о гражданских делах и, дав особенные преимущества одним воинским чиновникам, презирал гражданских. Сие было причиною, что во внутренних распоряжениях царства открылись великие беспорядки и беспечность гражданских чиновников, презираемых царем, привели все в смятение. Народ начал ненавидеть Амзаспа, а вельможи, раздраженные его гордостью, изгнали его из отечества и просьбами своими преклонили армянского царя Тиграна к тому, что он позволил младшему сыну своему Реву быть царем в Иверии.


Примечания:



1 ***: "Царь (sic) Давид. История Грузии".



16 *** там же - ***.



165 ***





 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх