• 1. ВОИНЫ ШУМЕРА И АККАДА
  • 2. ЕГИПТЯНЕ И ИХ ПРОТИВНИКИ
  • 3. ХЕТТЫ
  • 4. АХЕЙЦЫ
  • 5. ВОИНЫ ЭЛАМА И ВАВИЛОНА
  • 6. АССИРИЙЦЫ
  • Глава 1 ДРЕВНИЙ МИР

    1. ВОИНЫ ШУМЕРА И АККАДА

    Древнейшими государственными образованиями на Ближнем Востоке в современной исторической литературе традиционно считаются Шумер, занимавший южную часть Месопотамии между реками Тигр и Евфрат; Египет, растянувшийся вдоль реки Нил и занимавший почти все прилегавшие к ней территории; и Элам, располагавшийся в юго-западной части современного Ирана. Эти государства развивались параллельно на рубеже IV–III тысячелетий до н. э. (хронология дается приблизительная, так как до сих пор ученые-специалисты не пришли к единому мнению относительно последовательности событий того времени).

    О государственном устройстве этих стран написано достаточно много, в данной работе мы этого вопроса разбирать не будем. Что касается их военной организации — эта информация отрывочна и не всегда верна. Вот как описывается войско Шумера в книге «История древнего мира. Ранняя древность»:

    «…Войско правителя шумерского нома этого времени состояло из сравнительно небольших отрядов тяжеловооруженных воинов. Помимо медного конусообразного шлема, они были защищены тяжелыми войлочными бурками с большими медными бляхами или же огромными медно-кованными щитами, сражались они сомкнутым строем, причем задние ряды, защищенные щитами переднего ряда, выставляли вперед, как щетину, длинные копья. Существовали и примитивные колесницы на сплошных колесах, запряженные, по-видимому, онаграми (лошадь еще не была одомашнена, но возможно, что в горных районах Передней Азии уже отлавливались кобылы для скрещивания с ослами) или крупными полудикими ослами, с укрепленными на передке колесницы колчанами для метания дротиков.

    В стычках между такими отрядами потери были относительно невелики — убитые насчитывались не более чем десятками. Воины этих отрядов получали наделы на земле храмов или на земле правителя и в последнем случае были преданы ему. Но лугаль (правитель) мог поднять и народное ополчение как из зависимых людей храма, так и из свободных общинников, ополченцы составляли легкую пехоту и были вооружены короткими копьями» (см.64).

    По мнению авторов, когда шумерским городам пришлось столкнуться с семитскими племенами Аккада[1], где около 2334 г. до н. э. царем стал Саргон Древний, военная обстановка складывалась следующим образом:

    «… Не имея корней в традиционных номах, не будучи связан с их храмами и знатью, Саргон, по-видимому, опирался на более или менее добровольное народное ополчение. Традиционной тактике стычек между небольшими тяжеловооруженными отрядами, которые сражались в сомкнутом строю, Саргон и его преемники противопоставили тактику больших масс легковооруженных подвижных воинов, действующих цепями или врассыпную. Шумерские пугали из-за отсутствия в Шумере достаточно гибких и упругих сортов дерева для луков совершенно отказались от стрелкового оружия; Саргон и Саргониды, напротив, придавали большое значение лучникам, которые были способны издалека осыпать неповоротливые отряды щитоносцев и копьеносцев тучей стрел и расстраивать их, не доходя до рукопашной. Очевидно, либо Саргон имел доступ к зарослям тиса (или лещины) в предгорьях Малой Азии или Ирана, либо в его время был изобретен составной, или клееный, лук из рога, дерева и жил. Хороший лук — это грозное оружие, которое бьет в цель на 200 м и более; из него можно делать 5–6 выстрелов в минуту при запасе стрел в колчане от 30 до 50; на близком расстоянии стрела пробивает толстую доску» (64)[2].

    Стоит начать с того, что Шумерское государство по своей структуре не было однородным (как, впрочем, и Египет, и Элам в тот период) и состояло из отдельных областей — номов — и городов, отстаивавших свою независимость и приоритет по отношению друг к другу. Крупнейшими из них были Ур, Эриду, Ларса, Лагаш, Урук, Ниппур. Естественно для поддержания власти и влияния на другие области этим городам нужны были значительные военные формирования, во главе которых стояли вожди — пугали.

    Шумер, в силу своей раздробленности и отсутствия единой власти, не вел никаких захватнических войн. Все боевые столкновения сводились к «гражданским» войнам между собственными городами. Так, например, в XXIV веке до н. э. правитель Лагаша Энметена разгромил войско города Уммы. Позднее потерпевший поражение город восстановил свое влияние и, объединившись с Уруком, захватил Лагаш и распространил собственную власть на значительной территории Шумера. Не исключено также, что кроме подобных войн лугали совершали набеги за добычей на племена аккадцев, кутиев и государство Элам.

    До наших дней дошли лишь два полностью сохранившихся изображения воинов древнего Шумера они находятся на стелле Эанатума (так называемая «Стелла Коршунов») в городе Нгирсу и на «Боевом штандарте из города Ура».

    По сохранившимся изображениям на печатях, а также на «Стелле охоты» в городе Уруке (45) можно смело сказать, что в Шумере издревле использовали лук, как на охоте, так и на войне. Другое дело, что отряды лучников и пращников были немногочисленными и широкого распространения в Шумере не получили.

    В великолепном издании «Армии Ближнего Востока с 3000 по 539 г. до н. э.» авторы Стиллмен и Таллис (170) дают изображение шумерского лучника. Все их данные для реконструкции его облика основываются на археологических находках и на изображениях тех времен.

    Что же касается материала, из которого изготавливались луки шумеров, то им отлично мог служить бамбуковидный тростник, в изобилии произраставший на территории Месопотамии. Кроме того, не так сложно было ввезти в страну необходимые материалы: торговля была уже достаточно развита в те века.

    Итак, мы выяснили, что города Шумера все же имели стрелков, но как такие отряды образовывались?

    Вряд ли можно считать, что отряды лучников и пращников на случай войны набирали из свободных землевладельцев Шумера в качестве ополчения — по той причине, что отличных воинов-стрелков подготовить намного сложнее, чем «фалангистов». Для этого необходимы регулярные каждодневные многочасовые тренировки из года в год, на протяжении нескольких лет. Крестьяне просто не могли позволить себе проходить обучение в ущерб сельскохозяйственным работам. Поэтому логично предположить, что стрелки состояли на постоянной службе улугалей, специально нанимались и обучались ими. Лучники и пращники являлись составной и, вероятно, главной частью таких отрядов. Помимо стрелкового оружия, они были вооружены топорами, булавами, кинжалами или «секачами» на случай рукопашного боя (ведь ход сражения непредсказуем, и нет никакой гарантии, что в случае утраты лука, колчана или полного расхода стрел, не придется столкнуться с противником лицом к лицу, следовательно, ручное оружие давало воину дополнительный шанс выжить).

    Можно предположить, что в войсках городов Шумера значительный процент стрелков составляли наемники из племен аккадцев и кутиев: эти кочевые племена с детства привыкали к стрелковому оружию на охоте и в междоусобных стычках, а нанять такого воина было значительно дешевле, чем подготовить собственного. Такая практика повсеместно была распространена в Древнем Египте, где стрелки набирались из племен Сирии, Ливии и Нубии.

    Другим родом войск были колесничие, специально обучавшиеся бою на колесницах и управлению ими. В таких отрядах основным оружием являлся дротик. Его можно было метать, либо колоть им прямо с повозки. Кроме дротиков, колесничие использовали оружие ближнего боя, так что в случае необходимости воин мог оставить колесницу и пешим вести рукопашный бой. В дальнейшем мы увидим, что такая тактика практиковалась и у кельтов.

    Сохранилось изображение шумерского колесничего, наносящего удар «от головы» длинным копьем, причем левой рукой (45). Это говорит о том, что на колесницах (и не только) воины применяли длинные копья. Обычным явлением у Шумер было использование обеих рук в ближнем бою (45). Есть изображения, где бойцы держат копье в правой, а топор — в левой руке, и наоборот. Вообще, для воинов всех армий прошлого было совершенно естественным одинаково хорошо уметь действовать и правой и левой рукой. Это обуславливалось жизненной необходимостью, так как при ранении в правую руку воин мог перехватить оружие левой; мог атаковать сразу обеими вооруженными руками. Только с появлением огнестрельного оружия такая необходимость отпала.

    К третьему типу воинов относились копьеносцы. Они делились на воинов — «фалангистов»[3], умевших биться как в строю, так и индивидуально (составлявших, скорее всего, первые ряды фаланги) и метателей дротиков. Вообще, дротик был серьезным оружием в умелых руках. Проблема заключалась лишь в том, что воин, использующий его, должен был подойти к противнику на достаточно близкое расстояние, а это могло произойти только при отсутствии у того лучников и пращников (или при нейтрализации цхдействий). Иначе действия аконтистов (т. е. метателей дротиков) сводились на нет. Поэтому в легкой пехоте именно аконтисты первыми стали использовать щит и «мягкие» доспехи, изготовленные из войлока или кожи. Но даже в этом случае их должны были прикрывать отряды стрелков, дабы метатели дротиков смогли приблизиться к врагу на необходимое расстояние относительно без потерь. Кроме того, аконтисты могли эффективно использоваться только против построений типа фаланги, малоподвижной, лишенной маневренности.

    Целью стрелков и аконтистов в бою являлись уязвимые места: ноги, руки, лица… При этом вовсе не обязательно было поражать врага насмерть одним ударом (хотя такое весьма ценилось), достаточно было ранения, исключающего его дальнейшее участие в сражении. Такая тактика обусловливалась тем, что фаланга спереди и, возможно, с флангов прикрывалась сплошным рядом больших прямоугольных щитов, так что цель выбрать было довольно сложно.

    Кроме городских властей, военные отряды в Шумере могли содержать также храмы. Воины-профессионалы практически все свое время проводили в тренировках: стрельбе и метании, или в обучении рукопашному бою. И хотя численность дружин была невелика, содержание их было довольно накладно. Они должны были «окупать» себя войной (т. е. захваченной добычей), поскольку налоги с крестьян не покрывали все нужды воинов, а главное — нужды знати и жрецов, их содержащих.

    Помимо военных, дружины выполняли, вероятно, и полицейские функции, а также привлекались к сбору налогов с крестьян.

    В отношении «тяжелой пехоты» можно сказать, что подавляющая ее часть набиралась из ополченцев. Они составляли задние шеренги фаланги, которым очень редко доводилось принимать непосредственное участие в рукопашной схватке.

    Уже в древности военные мужи поняли:

    «…Никто не может устоять перед каким-нибудь Ахиллесом, но ни один Ахиллес не устоит перед десятью врагами. которые, соединяя свои усилия, станут действовать согласно. Отсюда порождается тактика, которая заблаговременно указывает средства организации и действия, дающие единство усилиям и дисциплину, обеспечив единодушие против слабостей сражающихся» (20).

    Именно так и зародился первый строй — фаланга. Недостаток времени не давал возможности лугалям в полной мере обучить ополченцев искусству рукопашного боя, и они нашли единственно верный — и гениальный! — выход, объединив усилия отдельных бойцов-«дилетантов» и прикрыв их спереди «профессионалами». Разумеется, строевая подготовка воинов в те времена была примитивной. Колонна могла двигаться только вперед. Какие-либо маневры и повороты исключались. На «Стелле Коршунов» сохранилось изображение такой фаланги.

    Первую шеренгу воинов составляли щитоносцы. Щиты их, скорее всего, были сделаны из сбитых досок, обтянутых кожей, с прикрепленными к ним девятью бронзовыми бляхами — по три в ряд. Они были довольно большого размера (1,70-1,75 м в высоту) и, следовательно, очень тяжелыми; поэтому, чтобы как-то ими манипулировать, приходилось держать щиты обеими руками.

    За щитоносцами следовали 6 шеренг копейщиков. Они не имели щитов, но были защищены, кроме шлемов, «мягкими» доспехами или войлочными накидками. Копья воины держал и двумя руками на уровне пояса. Для ближнего боя были предусмотрены топоры, булавы и кинжалы. (Во всяком случае, у первых трех шеренг: щитоносцев и первой — второй шеренг копьеносцев — обязательно).

    Если на поле брани встречались две такие фаланги, то бой, вероятно, происходил следующим образом:

    Из всего строя непосредственно наносить удары противнику могли только вторая и третья шеренги. Воины четвертого ряда уже не могли быть задействованы, потому что их копья не достигали поражаемой линии. До нас не дошли изображения, где шумерские пехотинцы наносят удары копьем от головы. Возможно, вторая шеренга действовала, нанося уколы копьем на поясном уровне, стараясь попасть в незащищенные места противников. Третьему же ряду приходилось манипулировать копьем чуть повыше — на уровне груди, или от головы, чтобы не мешать впередистоящим бойцам. Удары наносились только колющие, так как в плотном строю невозможно действовать иначе. (Известно, что позднее, например у германцев и викингов, копья использовались для нанесения также и рубящих ударов). Кололи копьями, выставляя их в промежутки между щитами первого ряда.

    Механика человеческих движения с тех далеких времен и до сих пор остается неизменной. Следовательно, несмотря на отсутствие соответствующих изображений, можно предположить, что фалангисты третьей шеренги били копьем, держа его на уровне головы, через плечи воинов второго ряда и поверх края щитов первого ряда, стараясь достать голову, шею или плечи врага.

    То, что третья шеренга наносила удары именно от головы, обусловлено тем, что впередистоящие воины не давали возможности хорошо разглядеть противника бойцам третьего ряда. Им были видны лишь голова и плечи врага, по которым удавалось бить прицельно[4].

    Задачей щитоносцев было принимать на себя удары нападающих, прикрывая своим щитом не только себя, но и 23 следующих ряда копейщиков. Они же выполняли роль живого тарана при напоре задних шеренг. В этом случае, чтобы прорвать строй врага, щитоносцы должны были наносить толчковые удары вперед всей плоскостью щита. На случай его поломки или утери щитоносцы имели также общеупотребляемое оружие.

    Не обязательно фалангисты первых трех шеренг строя наносили удары копьями именно так, как сказано в тексте. Основная мысль заключается в том, что для удобства использования копья в тесноте, его положение в руке и наносимый удар могли подразделяться на три уровня: от бедра, от пояса и от головы. При таком распределении пятка копья впереди стоящего воина не задевает при ударе руки и оружие последующих; и не мешает им, в свою очередь, действовать. Варианты же уровней использования копья в рядах могли варьироваться в зависимости от удобства действий бойца и от типа вооружения противника.

    Копьеносцы последних четырех рядов выполняли роль движущей силы. Из их числа производилась замена убитых и раненых воинов, стоявших в передних шеренгах…

    Естественно, наибольшее влияние на исход боя оказывали именно первые две-три шеренги.

    Вероятнее всего, такие схватки оказывались скоротечными и потери в них не были слишком велики, потому что, потерпев неудачу, воины проигравшей стороны обычно обращались в бегство, бросая копья и щиты, догнать их тяжеловесной фаланге победителей не представлялось возможным. Попытавшись преследовать врага, они непременно расстроили бы собственные ряды и тогда, в свою очередь, сами подверглись бы атаке стрелков и аконтистов противника, что стало бы верной гибелью для фалангистов.

    Слабой стороной шумерского построения были фланги и тыл. Поэтому их приходилось прикрывать колесницами, стрелками из лука и метателями дротиков.

    Такая тактика просуществовала несколько веков, пока шумеры не столкнулись с массовым применением лука и пращи племенами Аккада.

    Те предпочитали не вступать во фронтальный бой, а издали засыпали камнями и стрелами неповоротливые шумерские фаланги и колесницы.

    Используя тактику ведения навесной стрельбы, когда стрелы и камни по крутой дуге, минуя ряд щитоносцев, поражали задние шеренги, аккадцы одерживали победу за победой. Такого обстрела фалангисты долго не выдерживали и обращались в бегство. Аккадские воины, действовавшие в рассыпном строю, имели возможность их преследовать, поражая в спину.

    Шумерские стрелки, в силу своей малочисленности, не могли дать достойного отпора аккадцам, намного превосходившим их количеством.

    Только изменив тактику, шумеры смогли, наконец, противостоять аккадцам. Новые военные методы были освоены ими достаточно быстро, что доказывают несколько неудач, которые Саргон Древний потерпел в долгой войне в Лугальзагеси. В конце концов, окончательную победу в этой войне все же одержал Саргон. Он, в результате, подчинил своей власти практически всю территорию Шумера.

    Позже он воевал с Эламом, совершив несколько походов в эту страну, с сирийскими племенами и с народами в горах Тавра. Эти походы носили характер набегов; о завоевании новых земель речь не шла.

    Саргон Древний, или Аккадский — первый из известных нам в истории правителей древности, кто образовал постоянную армию. Число воинов в ней было около 5400 человек.


    2. ЕГИПТЯНЕ И ИХ ПРОТИВНИКИ

    РАННЕЕ И ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО (3100–2150 ГГ. ДО Н.Э.)

    Историю Египта традиционно делят на пять периодов:

    1) Раннее Царство; 2) Древнее Царство; 3) Среднее Царство; 4) Новое Царство; и 5) Поздний период, после которого к власти пришли македонские цари. Кроме того, иногда выделяют три переходных периода. Мы не будем перечислять династии фараонов и годы их правления — эту информацию можно найти в специальной литературе; остановимся на военной тактике Древнего Египта.

    До нас дошло слишком мало достоверных источников, отражающих структуру боя и тактику Древнего и Раннего царства, но вполне правдоподобно предположение, что их способы ведения войны были схожи со способами ведения войны у шумеров. Такое предположение обусловлено тем, что социальное и экономическое устройство этих двух регионов были очень похожи. В Египте, как и в Шумере, отсутствовало политическое единство; страна состояла из областей — номов, каждым из которых правил номарх. Соответственно, для поддержания собственной власти номархи вынуждены были содержать военные отряды. Жреческая каста также нуждалась в мощной поддержке военных соединений для защиты и охраны храмов.

    Как и у шумеров, в Египте непрерывно шли междоусобные войны. Кроме того, египтянам постоянно приходилось противостоять разрозненным племенам ливийцев, нубийцев, сирийцев и кочевников-бедуинов, совершавшим частые набеги на территорию страны. Уже во времена Раннего царства фараоны предпринимали ответные походы в земли противников. Например, фараон Мен успешно воевал с ливийцами и нубийцами.

    Дене-Семти (судя по таблице из слоновой кости, найденной в Абидосе) разрушил ряд крепостей народа Унутов (скорее всего, одно из сирийских племен, названное египтянами по наименованию крепости Унут (17).

    Семерхет совершил несколько походов против бедуинов. На рельефе, найденном в Вади-Магхара, изображен фараон, повергающий врага к своим ногам ударом булавы (17).

    Снофру вел войны с азиатами (возможно, тоже сирийцами). На том же рельефе высечена символическая сцена, подобная предыдущей.

    Наскальные рельефы в Вади-Магхара восхваляют и победы фараона Сахура над ливийцами (техену) (17).

    Для того, чтобы совершать успешные походы, необходимы войска, имеющие серьезную боевую подготовку; судя по приведенным данным, египетская армия была подготовлена достаточно хорошо.

    Египтяне, в отличие от шумеров, уже в древности придавали первостепенное значение стрелковому оружию. Разновидности древнеегипетских луков хорошо представлены в книге М. В. Горелика «Оружие Древнего Востока».

    В подразделениях стрелков воевали как наемники из соседних племен, так и собственно египетские воины.

    Колесниц, по-видимому, египтяне в то время не знали. Во всяком случае, до нас не дошло никаких изображений этого рода войск. Зато строй — фалангу они освоили, а впоследствии и развили.

    Уже изначально египтяне отказались от тяжелого шумерского щита, который приходилось держать двумя руками. Для первой шеренги они предпочли более легкий, рамочный щит, состоящий из деревянного каркаса и натянутых на него нескольких слоев кожи гиппопотама или быка. В высоту он достигал роста человека, но, в отличие от шумерского, в верхней части был закруглен, что позволяло воину, укрывшись за ним, наблюдать за противником; срезанные углы увеличивали поле его зрения. Уменьшение веса щита привело к тому, что, помимо него, воины первой шеренги могли пользоваться еще и оружием ближнего боя: секирой, булавой или топором; облегченным щитом можно было манипулировать одной рукой.

    Интересно, что не сохранилось изображений бойцов с такими щитами, использующих копье — но лишь ручное оружие (45). Возможно, египтянами техника копейного боя при наличии таких крупных щитов освоена не была. Зато удар секиры в ближнем бою оказывался очень сильным, так как наносить его можно было при полном размахе либо от левого плеча, либо от правого. Причем сам удар был направлен вдоль кромки и щита не задевал его, поскольку слегка зауженная и закругленная (или заостренная) верхняя часть была специально приспособлена, чтобы не мешать бойцу. Воину, рубящему секирой или топором не было необходимости открывать себя для ведения боя; рука, не защищенная доспехом почти полностью находилась под прикрытием щита, в момент удара выступало лишь лезвие и древко оружия.


    Щитоносцы окаймляли строй египтян со всех сторон: по фронту, с флангов и сзади (при этом воинам, стоящим в крайнем ряду правого крыла приходилось держать щит правой рукой, а удары наносить левой). Таким построением достигалась двойная польза: во-первых, когда не было уверенности в стойкости набранных ополченцев, их, подобным образом, лишали возможности во время боя броситься бежать; а во вторых, если была опасность нападения с тыла, то две-три последних шеренги просто поворачивались и, встав лицом к неприятелю, встречали его атаку. Такой строй представлял собой своеобразную передвижную крепость.

    Воины, находящиеся внутри фаланги, в качестве основного оружия использовали копье. Возможно, что вначале они, как и шумеры, не были вооружены щитами, но через какоето время поняли, что щит все же необходим для прикрытия от стрел, пущенных по крутой дуге. Естественно, не было необходимости делать его очень большим; он прикрывал торс от шеи до линии бедер. Конструкция малого щита была примерно такой же, как и конструкция большого. Могли также использоваться различные варианты плетеных щитов.

    Воины второй шеренги, вооруженные щитами и копьями, наносили в ближнем бою удар от бедра в промежутки между щитами первой шеренги (египтяне никогда не имели копий большой длины, максимум — чуть больше 2-х метров).

    Бойцам третьей шеренги из-за ограниченности обзора приходилось бить от головы, по линии лица и плеч противника.

    Четвертая и последующие шеренги, состоявшие из ополченцев, держали копья наконечниками вверх и создавали давление на передние ряды.


    Вообще, как для Древнего Востока, так и для стран античности характерны удары копьем только от бедра (или от пояса) и от головы. Никаких изображений, где воины держат копье под мышкой, сохранившихся с тех времен, нет. Этот способ появился лишь в средние века.

    Египтяне не уделяли достаточного внимания защитному снаряжению, использовали его минимально. Головы их защищали войлочные шапки, напоминавшие парики; торс — мягкие доспехи, сделанные по шумерскому образцу. Руки и ноги почти никогда не защищали. Сохранилось чуть ли не единственное изображение поножей на рельефе эпохи Аменхотепа III (18 династия) (45). Что касается наручей, то изредка они встречаются на запястьях; часть предплечья, плечо и кисть остаются открытыми (170).

    Легкая пехота (греческ. — «гимнеты») состояла из лучников, пращников и аконтистов. Защитного снаряжения они также почти не носили, за исключением разве что войлочных, обшитых тканью передников, да щитов у аконтистов (170).

    Помимо своего основного оружия, гимнеты были вооружены еще и ручным, обычно ударного действия.

    Легкая пехота была хорошо организована и умела действовать как в рассыпном строю, так и в шеренгах, то есть при необходимости стрелки выстраивались в несколько рядов (в основном, это относилось к лучникам). Первые две шеренги становились на колено и вели стрельбу из такого положения, причем, чтобы не мешать друг другу прицеливаться, воины становились в шахматном порядке: каждый стрелок второго ряда стоял между двумя стрелками первого. Третья и последующие шеренги вели стрельбу стоя. При этом воины четвертой шеренги также выстраивались в шахматном порядке по отношению к третьей. Если существовали пятый, шестой и т. д. ряды, то им приходилось стрелять не целясь, навесом, так как на ровном месте впередистоящие шеренги затрудняли обзор.

    Такой способ боя был эффективен только против фаланги, когда следовало вести массированную, упорядоченную стрельбу. Против рассыпного строя лучников и пращников эта тактика не годилась, потому что воины в плотном строю представляли собой удобную мишень для врага (170).

    Во время атаки изо всех гимнетов аконтисты вынуждены были приближаться к врагу на наименьшее расстояние. Но дело вряд ли доходило до рукопашной схватки. Метатели дротиков могли в относительной безопасности поражать фалангу издали, а пытаться атаковать сомкнутый строй ручным оружием равносильно самоубийству, поскольку каждому нападавшему противостояли бы сразу два-три воина, прикрывающих друг друга. Для боя в плотном строю аконтисты приспособлены не были: этого не позволяли ни их вооружение, ни выучка. Они могли показать свою доблесть в рукопашной схватке лишь в том случае, если фалангу противника удавалось каким-либо образом расстроить и фалангисты, лишившись прикрытия, оказывались предоставлены каждый сам себе.

    Есть сведения, что египтяне использовали в бою бумеранги. Но, если даже это действительно так, их применение не стало массовым. Отдельного рода войск, вооруженного бумерангами, не существовало. Скорее всего, их использовали в качестве дополнительного метательного оружия гимнеты и копьеносцы.

    Как и всякий народ, отводящий военному делу одну из главнейших ролей в жизни страны, египтяне специально обучали своих воинов искусству боя. При этом огромное внимание уделялось умению фехтовать.

    В качестве учебного оружия использовались палки, иногда с дугообразном гардой, закрывающей кисть руки. В храме Медина Абу, построенном Рамсесом lit (правда, это произошло уже по времена Нового Царства, но традиции фехтования существовали и в древности), сохранились изображения учебных поединков. Вот как описывают их авторы книги «История боевых искусств»:

    Палочный бой в Египте достиг высокого уровня. Он был очень разнообразен: дубинки имитировали меч или боевую булаву, иногда они имели специальные крюки для захвата оружия противника или великолепно оформленную гарду (такую, которая на клинковом оружии возникла лишь в XVII веке). Помимо одноручной фехтовальной палки, сочетавшейся с наручьем, которое закрывало невооруженную руку от кисти до локтя, была разработана техника боя двумя деревянными «мечами». Это, по-видимому, первая попытка осуществить обоеручный мечевой бой — и попытка весьма успешная…"

    В некоторых вопросах с авторами этого издания можно было бы поспорить, но здесь они правы. Из изображений (93 рис. 3, 4, 5 и 45 рис. 55, 68, 70) видно, насколько важным египтяне считали умение владеть оружием обеими руками — сразу двумя или каждой из них.

    Судя по всему, в Египте проводили границу между чисто спортивными соревнованиями и боевым искусством. Если хочешь обучить настоящего воина — не обойтись фехтованием на палках. В реальном бою важно было, затратив как можно меньше энергии, нанести по возможности больший ущерб противнику; лучше всего — одним-двумя ударами. В ход шли любые ухищрения: удары головой, локтем, щитом или ногами по любым уязвимым точкам.

    Интересно изображение штурма крепости, найденное в гробнице Инги, номарха Гераклеополя в Дешаще, выше Фаюма.

    Египтяне штурмуют крепость Недиа, расположенную к северу от реки Иордан, принадлежавшую какому-то из азиатских племен. Хорошо различимы фигуры двух пар воинов. Египетский воин наносит удар секирой одной рукой и одновременно бьет ногой по колену своего противника. В другой паре азиат защищается, пытаясь, стоя на одном колене, оттолкнуть египтянина движением ноги, а египетский воин рубит секирой, держа ее обеими руками. Щитов ни у тех, ни у других нет; возможно, утеряны или сломаны в процессе боя (17).

    В конце Древнего Царства египтяне много воевали с бедуинами, так как стали вести обширную торговлю с областью (или городом) на побережье Красного моря, которую они называли Вади-Хаммамат и путь куда лежал через земли бедуинских племен.

    Бедуины, успешно используя для военных целей верблюдов, постоянно тревожили египетских купцов неожиданными нападениями. Строя они не знали и вели, как почти все кочевые народы, только локальную войну, в которой им помогало знание местности, дорог и источников.

    Постоянные войны Египта требовали все больше и больше людей. Каждый ном обязан был поставлять рекрутов, которые проходили в военных лагерях обучение — себаит. Начальником обучения был "мер себаит", он нанимал инструкторов для преподавания различных видов боя. Разумеется, особо ценились воины-инструкторы, обладавшие большим опытом и владевшие сразу несколькими типами оружия (17).

    СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО (2040–1640 ГГ. ДО Н.Э.)

    Начало Среднего Царства ознаменовалось распадом уже было собранного в единое целое фараонами VI династии государства на номы. Началась гражданская война между группировками номархов, центрами которых были Гераклеополь и Фивы. Эта война длилась более тридцати лет. Победу в ней одержал правитель Фив Ментухотеп II.

    В этот период противниками Египта вновь оказались племена ливийцев, нубийцев, а также сирийские или семитские племена азиатов (иунтиу, ментиу, хериуша).

    С ними успешно воевал основатель XII династии Аменемхет I и его последователи.

    Едва ли не первое в письменной истории описание поединка найдено именно в Египте. Это так называемый "Рассказ Синухета" периода Среднего Царства:

    "Пришел сильный муж страны Ретену. Он вызвал меня из моего шатра. Это был выдающийся борец — не было такого другого — он одолел всю страну. Он вызвался бороться со мной и был уверен, что ограбит меня — его намерением было угнать мой скот, следуя совету своего племени…

    Ночью я натянул лук, выпустил (несколько) стрел, извлек кинжал, вычистил свое оружие.

    Когда рассвело, вся страна Ретену явилась и стала побуждать свои племена; она собрала соседние с нею области, ибо она затеяла эту битву. Когда тот прибыл ко мне, когда я стал, я стал против него… Его щит, боевой топор и пучок дротиков (или стрел) упал подле него, как я выманил его оружие и дал его стрелам миновать меня. Когда их больше не стало, и один пошел на другого, он кинулся на меня; я пронзил его — мой дротик засел в его шее. Он упал на нос, я поверг его собственным топором. Я испустил победный крик на его спине. Все азиаты воскликнули. Я воздал благодарение Монту, а домочадцы его оплакивали его" (17).

    Из рассказа можно сделать вывод, что профессиональный воин достигал такого уровня подготовки, что без особого труда мог уворачиваться от стрел и дротиков.

    В период Среднего Царства тактика египетских войск мало чем изменилась. Основное отличие заключалось в более или менее усовершенствованном оружии.

    Любопытная находка попала в руки археологов при раскопках гробницы номарха Месехти — две модели отрядов воинов. Оба отряда выстроены в 10 шеренг, по 4 человека в ряд. Половина из них — египтяне, вооруженные небольшими щитами и копьями, другие — наемные нубийские лучники, держащие пучки стрел в правой руке, а луки — в левой.

    Судя по всему, скульптор изобразил какую-то парадную процессию. Воины вооружены не для похода и не для боя, так как дополнительного ручного оружия ни у кого из них нет. Стрелы лучники держат в руках, в то время, как обычно в военной обстановке для хранения стрел служили колчаны.

    Копьеносцы, скорее всего, являются аконтистами, поскольку длина копий явно недостаточна для боя встрою, они скорее напоминают дротики для метания (17).

    В конце Среднего Царства, на рубеже XVIII–XVII вв. до н. э. Египет снова приходит в упадок и в очередной раз дробится на номы. Небольшие отряды номархов, воющие каждый сам по себе, не смогли остановить решительного вторжения объединенных племен под общим названием "гиксосы". Они мощной волной нахлынули в страну через Суэцкий перешеек. В союз гиксосов входили племена хериуша, меннтиу-сатет, аму; возможно, египтяне называли так племена протохеттов, хурритов, митанийцев, эламитов, кутиев, каситов (17).

    Для египтян оказалась совершенно незнакомой военная тактика гиксосов, широко использовавших боевые колесницы. Разумеется, в египетской армии были повозки, запряженные лошадьми. Возможно, колесницы даже использовались в бою, но очень ограниченно, они не были боевыми в полном смысле. На них ездили лишь военачальники и фараоны. Конечно, число этих повозок было "каплей в море" по сравнению с целыми армиями боевых колесниц гиксосов.

    На гиксосской колеснице, запряженной двумя защищенными доспехами лошадьми, обычно стояли два воина. Один из них — возничий — правил конями и держал в руке небольшой щит. Он защищал себя и стоявшего рядом лучника от вражеских стрел и дротиков. Но такой защиты было, конечно, мало, поэтому лучник носил еще чешуйчатый или пластинчатый доспех из бронзы (а позднее — из железа). Кроме него, на воине был надет широкий прочный нашейник и шлем. Оба они, и лучник, и возница, имели ручное оружие на случай ближнею боя.

    Строя гиксосы не знали и линейной пехоты не имели. Их колесницы в бою поддерживали отряды гимнетов, о возможностях которых уже рассказано.

    Видимо, незнакомая тактика очень смутила египтян, так как их отряды разбегались, в большинстве своем даже не приняв боя. Доказательством может служить тот факт, что гиксосы захватили Нижний Египет очень быстро и без больших потерь. Лишь позднее египтяне поняли, что, наряду с достоинствами, колесницы имели и серьезные недостатки.

    Одним из первых гиксосских царей в Египте был НубтиСэт, а столицей нового царства стал Аварис.

    Гиксосы не обладали профессиональным войском, сплоченным дисциплиной, вследствие чего покорить Верхний Египет не смогли. Установилось "военное равновесие", когда ни одна из сторон (ни Аварис, ни Фивы) не могла разгромить другую. Видимо, египтяне, оправившись от первого шока, разглядели все же слабые стороны новой тактики и смогли, наконец, ей противостоять. Но чтобы вести активные действия против захватчиков сил пока было недостаточно, нужна была сильная власть, способная реорганизовать армию и объединить страну. Такой власти не было, пришлось выплачивать дань гиксосам в ожидании момента, когда обстоятельства сложатся более удачно.

    Этот момент не наступал на протяжении ста лет, пока Камос — последний правитель 17-й династии не начал освободительную борьбу против гиксосов. Этот фараон правил всего три года — с 1555 по 1552 год до н. э., но именно он положил начало войне. Ее продолжил Яхмос I, основатель 18-й династии.

    В сухопутной египетской армии к тому времени было три рода войск: гимнеты, фалангисты-копьеносцы и боевые колесницы. Реорганизованная, сильная армия быстро очистила территорию Нижнего Египта от захватчиков. Крупных полевых сражений не было. Царь гиксосов понял, что принять бой было бы равносильно самоубийству и сосредоточил свои войска в Аварисе. Армия Яхмоса осадила его и с суши, и с моря.

    На стенах гробницы Яхмоса в Эль-Кабе найдены интересные надписи; свою автобиографию рассказывает начальник гребцов, сын Иабаны:

    "…Осаждали город Хат-Уарит (Аварис). Я обнаружил храбрость в пешем бою перед лицом царя. Я был назначен на корабль "Сияние в Мемфисе". Сражался на воде, на канале Па-джел-ку около Авариса. Я участвовал в рукопашном бою. Я взял руку (значит, убил одного врага. Египтяне, в качестве трофея и в доказательство своей победы отрубали кисть правой руки поверженного соперника — В. Т.). Сообщили об этом царскому вестнику. Пожаловали мне "Золото храбрости". Снова сражались на этом месте. Я снова участвовал в рукопашном бою. Я взял руку. Мне пожаловали "Золото храбрости" во второй раз" (17).

    Скорее всего, в надписи шла речь о победе в рукопашной схватке либо над кем-то из крупных военачальников, либо над выдающимся бойцом, славившимся своим умением в ближнем бою. За жизнь простого воина не пожаловали бы такую награду, как "Золото храбрости".

    Аварис пал. Гиксосы ушли в Азию, где видимо, попытались собрать силы для новой войны. Яхмосу пришлось вторгнуться на территорию Палестины и брать штурмом город Шарухен.

    Судя по Карнакской надписи Яхмоса I, в этих войнах египтянам помогал Крит — флотом и наемниками (17).

    После победы над гиксосами Яхмос много воевал на юге с нубийскими племенами. Это подтверждает следующая надпись, где герой сообщает о своих подвигах:

    "…После того, как его величество разгромил азиатов ментиу-сатет, он поднялся по реке до Хентхеннофера для того, чтобы уничтожить нубийские племена лучников иунтиу-сетиу. Его величество произвел большие побоища среди них. Тогда там я взял в качестве добычи двух живых людей и три руки. Наградили меня золотом в двойной количестве, дав мне двух рабынь. Его величество поплыл вниз по реке, сердце его радостно, переполнено мужеством и силой. Он схватил южан и северян" (17).

    С началом правления Яхмоса I начинается новая эпоха в истории Египта — Новое Царство.

    НОВОЕ ЦАРСТВО (1552–1069 ГГ. ДО Н.Э.)

    Наиболее воинственными преемниками Яхмоса I в 18-й династии были: Аменхотеп I, воевавший с Нубией и Ливией: Тутмос I вел те же войны, а также войны с "жителями песков" — хериуша. Совершал он и походы в Сирию; Тутмосу III довелось вплотную столкнуться с государством Митани. Египтяне называли его "Нахарина", а аккадцы — "Ханигальбат" (64). Это государство было образовано в XVII–XV вв. до н. э.; основу его составляли маиттане — индоевропейский народ, осевший в Северной Месопотамии. Они смешались с проникшими туда индоевропейскими племенами, ранее уже освоившими коневодство, а познакомившись с местным изобретением — легкой боевой колесницей, усовершенствовали ее.

    Митанийцы выработали тактику массового применения боевых колесниц, перенятую у них впоследствии хурритами и касситами. "

    К сожалению, нам почти ничего не известно о структуре армии Митани. Сохранились лишь изображения воиновколесничих — лучников и возниц (170). Нет сведений о том, была ли у них тяжелая пехота. Вероятнее всего, их армия представляла собой соединение колесничных отрядов с легкой пехотой — гимнетами. Тактика их была похожа на тактику гиксосов. Разница состояла только в степени дисциплинированности; пожалуй, у последних она была еще меньше.

    Колесничная атака была рассчитана, прежде всего, на психологический эффект. Когда на врага несется лавина боевых повозок с шумом, топотом и гиканьем; осыпая его тучей стрел, выдержать такое могло только действительно хорошо подготовленное войско, хотя воины, стоящие в строю легко могли бы отразить натиск колесниц, зная что кони не пойдут на копья и плотно составленные щиты. (Во всяком случае, нам не известно ни одного подобного примера из древней и античной истории.) Колесничим приходилось останавливать упряжки и лавировать вдоль строя, стараясь "достать" фалангистов стрелами. Если же фалангу поддерживала легкая пехота, то атака колесниц вообще сводилась на нет: боевые повозки представляли собой слишком доступную мишень.

    В то же время, колесницы были весьма опасны для разгруппированного противника. Легковооруженным одиночным бойцам, чтобы спастись необходимо было либо спешно отходить под защиту фаланги, либо самим образовывать плотный строй. Его первую шеренгу составляли аконтисты, вооруженные щитами и дротиками, следующие — лучники и пращники. В таком строю подготовленные воины вполне могли отбить любую колесничную атаку.

    Для полной свободы действий колесницам требовался простор и относительно ровная площадь. В противном случае маневрировать ими затруднительно. Египтяне учли это и столкновения с митанийцами заканчивались для них уже более успешно, чем с гиксосами. Оставленные ими сообщения — Яхмоса, командира Тутмоса I в гробнице Пен-Нехбет, гласят:

    "…Захватил для него (царя) в чужеземной стране Нахарине 21 руку, одного коня и одну колесницу".

    Известно, что Тутмос III, совершивший поход в Сирию, привел оттуда множество коней и колесниц, захваченных у Митани.

    Впоследствии государство митанийцев было разорено хеттами (о которых речь пойдет впереди) в 1360 г до н. э., во время правления царя Суппилулиума I, а окончательно его покорили ассирийцы, захватившие всю территорию царства (58).

    В тактике египетской армии ко времени Нового Царства произошли значительные перемены. В основном они коснулись копьеносцев-фалангистов, почти не затронув тактику гимнетов и колесничих.

    Большой египетский щит ушел в прошлое; не найдено ни одного его изображения, датированного этим или более поздним периодом. На смену ему приходит щит среднего размера (60–70 см в высоту), прямоугольный с закругленным верхом, либо с чуть зауженным низом. Оба они часто снабжаются металлическим умбоном. В остальном вооружении копьеносцев остается прежним, но часто вместо ударных топоров, секир и чеканов воины используют разновидности так называемого "однолезвийного" клинкового оружия, известного в Египте под названием "кхопеш" (45, 170).


    Прослеживается четкое структурное разделение армии на отдельные отряды и корпуса.

    Для быстроты и маневренности эти отряды передвигались в бою независимо друг от друга и лишь перед самым копейным ударом по сигналу сходились в единую фалангу (98).

    Численность отрядов могла быть различной. В храме города Фивы (так наз. "Рамессеум") найдено множество изображений таких колонн. Некоторые из них состоят из 12-ти человек по фронту и 9-в глубину; другие — из 8 по фронту и 11 — в глубину (42, 98).

    На барельефах четко видно, что щиты и вооружение у изображенных воинов совершенно одинаковы.

    В такой фаланге при столкновении с противником первая шеренга, закрывшись щитами, наносила удар копьем от бедра, направляя его чуть вверх; вторая — от пояса, третья — от головы, по верхней линии. Остальные ряды, как и прежде, создавали давление.

    Примечательно, что египтяне по-прежнему не применяют поножей, хотя размер щитов уменьшился и ноги оказались неприкрытыми, а, следовательно, именно их в первую очередь и выбирали в качестве мишени стрелки и аконтисты врага. Чем объяснялось упорное нежелание египтян защищать уязвимые части тела, пока неизвестно.

    Достойны внимания попытки древних мастеров создать новые виды оружия, например, комбинированную булаву и секиру. Первые попытки подобного рода относятся к эпохе Среднего Царства (97). Манипулировать таким оружием надо было двумя руками, закинув щит за спину или вообще без него. Поэтому, скорее всего, воины, имеющие секиры, находились во второй шеренге фаланги и наносили удары через плечи впередистоящих щитоносцев (170). Вероятно, такие бойцы чаще сражались индивидуально, например, в морском бою во время абордажа или при обороне крепостей.

    Возможно, длинные секиры использовали также для того, чтобы при преследовании врага в рассыпном строю подсекать ноги противнику и лошадям, впряженным во вражеские колесницы. На ларце, найденном в гробнице Тутанхамона, изображены воины с копьями необычной формы. Древко копья очень короткое, а массивный наконечник составляет половину его длины. Длина самого копья немногим более 1 м (170). Можно предположить, что такое оружие имели воины первой шеренги фаланги. Оригинальная конструкция копья позволяла наносить им как колющие, так и рубящие удары. Сохранились настенные росписи, показывающие парадную процессию фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) и его войска (46). Изображенные в нижнем ряду пять воинов держат в руках оружие, очень похожее на боевой двуручный цеп. Ни другого оружия, ни щитов у них нет, а командует всеми офицер, несущий в руке жезл, или палицу.

    Если египтяне знали боевой цеп, то использоваться он мог и на флоте, и при обороне крепостей, и в строю. Воины, вооруженные цепами, как и секироносцы не могли пользоваться щитами, поэтому тоже должны были стоять во второй шеренге, под прикрытием первого ряда щитоносцев.

    Отразить удар цепа очень трудно: действие его основывалось на "обволакивающем" эффекте, то есть боевая (ударная) часть достигала спины или затылка противника, даже если древко тот успевал принять на щит. Если же воин поднимал щит, отражая удар сверху, то грудь его оставалась открытой для копья.

    3. ХЕТТЫ

    С началом правления 19-й династии (1305 гдо н. э.) начались военные столкновения Египта с одним из самых могущественных государств в Малой Азии, называемом Хеттской державой, за господство в Сирии. Это государство не было однородно по своей структуре; в его состав входило множество народов: хетты, лувийцы, хатты, хурриты, фригийцы, лидийцы, карийцы… Соответственно, и в его военное дело каждый народ внес что-то свое.

    На юго-западе и западе Хеттское государство воевало с царствами Киццуватна и Арцава, населенными лувийцами и хурритами. На востоке — с царством Ацци.

    Наибольшего могущества хетты достигли при царях Лабарне и Хаттусили I. Последний взял верх над хуррито-семитскими городами-государствами Уршу и Хашу в Северной Сирии и захватил ряд областей на юго-западе Малой Азии. Его преемник — Мурсили I — захватил Вавилон и разрушил его (58).

    В новохеттский период царь Сиппилулиуме I покорил страну Арцава (Западная Анатолия), разбил царство АцциХайаса (причерноморский союз городов), победил царство Митани; под контролем хеттов оказались многие области Сирии (58).

    Вот что говорится о военном деле хеттов в словаре Ф.А.Брокгауза и И. А. Эфрона (т. 37):

    "…Имелись пехота, колесницы (по три воина на каждой: возница, щитоносец и стрелок) и конница. Оружие — небольшой четырехугольный или овальный плетеный щит, похожий на изображения в классическом искусстве у понтийских амазонок; фаланга была вооружена кинжалами-мечами; последние имели не сирийскую, а киликийскую форму — ту же, какая изображается египтянами у морских народов запада. Кроме того были и длинные копья…"


    По-видимому, хеттская фаланга по маневренности на пересеченной местности уступала египетской, но вооружение у хеттов было солиднее…

    Главным отличием являлось использование фалангистами первой шеренги длинного (около 70–90 см) меча, сделанного из железа. Это оружие хетты, скорее всего, заимствовали у критян и ахейцев, с которыми имели давние торговые и политические отношения; не исключено, что военные отряды этих народов, знакомые с техникой мечевого боя, использовались хеттами в качестве наемников. Массивным клинком можно наносить колющие и рубящие удары. Гард эти мечи не имели, но расширенная "сильная" часть клинка в какой-то мере защищала кисть руки. Мягкие кожаные и войлочные доспехи от такого страшного оружия были ненадежной защитой, к тому же, в первую очередь атаке меченосцев подвергались открытые ноги египетских воинов. Можно также предположить, что меченосцы были снабжены длинными ламелярными панцирями и шлемами, делающими воинов практически неуязвимыми (45). Ноги в бою закрывались толстыми кожаными сапогами (170) либо поножами (45). В дополнение к доспеху фалангисты держали в левой руке круглый щит.

    Следующие за ними шеренги копьеносцев были вооружены попроще. Второй и третий ряды действовали копьями, как египтяне: наносили удары от бедра (2-й ряд) и от пояса или от головы (3-й ряд).

    Хеттские гимнеты имели тактику подобную египетской, с той разницей, что многие воины в рукопашной схватке использовали мечи с укороченными для удобства передвижения клинками.

    Методы боя хеттских колесничных отрядов несколько отличались от египетских. Боевые повозки были тяжелее и вмещали трех воинов. Причем хетты либо совсем отказались от использования лука, либо использовали его лишь частично, предпочитая действовать копьями. Возница стоял посредине и правил лошадьми, а копьеносцы в доспехах и с небольшими щитами копьями наносили удары в стороны по воинам и лошадям противника. Удар намного усиливался за счет движения колесницы. Копье из рук воина могло вырваться, поэтому колесничие, также, как и фалангисты, были вооружены длинными мечами, удобными для того, чтобы колоть и рубить с повозки. В колеснице было тесно втроем и для большей свободы действий воинов вооружали щитами небольшого размера (170,76,45).

    Скорее всего, первые столкновения с хеттами закончились поражениями для египтян, поэтому в египетских источниках времен Рамсеса I и Сети I сообщений о них почти не осталось.

    Известно, что фараону Сети I удалось окружить отряд шарденов (одно из ливийских племен, либо "народов моря" (76, 22) можно предположить, что они находились на службе у хеттского царя). Их искусство боя на мечах так поразило фараона, что Сети I предложил всему отряду перейти к нему на службу. Те согласились. Впоследствии Рамсес II сделал шарденов своей личной гвардией. Сохранилось много изображений этих воинов и их полного вооружения. По ним можно создать достаточно четкое представление о том, как выглядела хеттская пехота (170; 45, 103 том 1).

    Факт, что хетты обладали мощной армией подтверждает то, что два похода Салманасара III (845 и 824 гг. до н. э.) окончились для Ассирии неудачно, хотя как такового хеттского государства в то время уже не существовало, и на его территории оставались лишь осколки могущественной державы. По всей вероятности, ассирийцы во многом переняли свое исключительное военное искусство именно у хеттов и их последователей.

    До нас дошло единственное подробное описание сражения египтян с хеттами при Кадеше в 1312 году до н. э. Войсками Египта командовал фараон Рамсес II, а хеттского союза — царь Муватали (76, 103 т. 1; 170). Из текста на росписи неясно, участвовала ли в битве со стороны хеттов тяжелая пехота, во всяком случае, ее изображений нет. Возможно, в этом сражении использовались лишь колесницы и легкая пехота, но даже эти отряды смогли биться с египтянами на равных. Окончательную победу обе стороны приписали себе. Хотя правильнее было бы сказать, что победа не досталась никому

    В начале XIII в, до н. э. хеттская держава столкнулась в войне с так называемыми "народами моря", распространившими свое влияние на острова Средиземноморья, на часть Греции, остров Крит и западное побережье Малой Азии, которое вместе с островом Кипр и оказалось "яблоком раздора". Бои шли и на суше, и на море. Известно, что хетты дважды захватывали Кипр: при Тудхалии VI и при Суппилулиуме II, но оба раза их оттуда вытеснили (58).

    После этих войн народы моря, в состав которых входили племена: филистимлян, шарденов, шакалеша, турша, дануна, акайваша (ахейцы), луки и чаккаль (22) начали глобальное переселение в разные части Средиземноморья. Что побудило их к этому, до сих пор остается загадкой. Возможно, причиной стала опасность с севера, откуда надвигались дорийские племена, имевшие лучшее вооружение и организацию.

    Хеттское царство не смогло противостоять натиску и было разгромлено. Затем войска захватчиков двинулись в Египет. Известно, что Рамсес III, чтобы отбить натиск, вынужден был мобилизовать все силы. Ему удалось одержать победы над народами моря в двух крупных битвах: на суше, в Сирии, и на море — у входа в дельту Нила (об этом говорят рельефы в Медине— Абу) (22).

    4. АХЕЙЦЫ

    Из племен народов моря больше всего сохранилось изображений ахейских воинов, по которым можно попытаться реконструировать их тактику боя. В какой-то степени в этом может помочь поэма Гомера "Илиада", однако, надо учитывать, что автор жил в VIII в. до н. э., а описываемые им события происходили в XIII в. до н. э.

    Судя по дошедшим до нас сведениям, ахейцы мало использовали колесницы. Во всяком случае, сведений о массовых колесничных атаках у нас нет. На боевых повозках, скорее всего, ездили командиры и, возможно, незначительная часть воинов. На островах и в материковой части Греции слишком мало открытых мест, чтобы в полной мере использовать этот род войск. Описание колесничного боя дает нам Гомер: "…Славного сшиб Фрасемола Патрокл. Превосходным возницей Был Фрасемол у царя Сарпедона. Его поразил он Пикою в нижнюю часть живота и члены расслабил. Но Сарпедон, вторым на Патрокла напав, промахнулся Пикой блестящей. Коню Ахиллеса Педасу попала Пика в плечо; закричал он пронзительно, дух испуская. В пыль повалился со стоном. И дух отлетел от Педаса. Оба другие коня расскочились, ярмо затрещало, Спутались вожжи, когда пристяжная свалилась на землю. Автомедонт копьеборец нашел из беды выход: Вырвав острый свой меч из ножен при бедре мускулистом Кинулся он и отсек пристяжную, нимало не медля. Оба другие коня поравнялись и стали под вожжи. В жизнегубительной схватке сошлися противники снова. Пикой блестящей своею опять Сарпедон промахнулся. Близко над левым плечом Патрокла она пролетела, Но не попала в него. Тогда и Патрокл размахнулся Пикой. Ее не напрасно метнул он. Попал он в то место, Где грудобрюшной преградой охвачено плотное сердце. Тот повалился, как валится дуб иль серебряный тополь, Или сосна, если плотник своим топором отточенным Дерево срубит в горах, корабельные балки готовя. Так Сарпедон пред конями своими лежал, растянувшись, В пыль, обагренную кровью, со стоном впиваясь руками…" ("Илиада").


    Из отрывка видно, что ахейцы, как и хетты, предпочитали сражаться на колесницах копьями, а не луками, как египтяне, гиксосы, митанийцы. Ахейские гимнеты применяли ту же тактику боя, что и хетты, и египтяне. Различались лишь формы ручного и защитного вооружения (170).

    Способ действий в бою фаланги мог несколько отличаться от хеттского. Дело в том, что ахейцы имели возможность задействовать в рукопашной четвертую шеренгу воинов за счетудлиннения их копий до 4,5 м (170).

    Первую шеренгу составляли меченосцы, защищенные броней, со шлемами, поножами и круглыми щитами, удобными в рукопашной. Во второй шеренге стояли копьеносцы, вооруженные огромными "восьмеркообразными" или трапециевидными щитами и копьями, не обязательно длинными. Воины, следующие за меченосцами, могли вовсе не иметь доспехов; все их защитное вооружение состояло из большого щита и шлема. Вторая шеренга наносила удар копьем от бедра, 8-образная форма щита способствовала этому, так как выемки позволяли воину наносить удары, не открывая себя. Стоящие в третьем ряду кололи от груди, а в четвертом — от головы, через плечи впереди стоящих. Третья и четвертая шеренги могли быть вооружены небольшими круглыми щитами и длинными копьями. Причем манипулировать ими возможно было только обеими руками. Остальные ряды выполняли те же функции, что и у шумеров, хеттов и египтян. Они могли быть вооружены круглыми щитами небольшого размера и недлинными копьями. Действия меченосца, стоявшего в первой шеренге, были несколько ограничены. Он не имел возможности размахнуться, чтобы сильно ударить сверху, зато вполне мог рубить противника по ногам и наносить колющие удары (170).

    Как происходили индивидуальные поединки, можно судить по отрывкам из "Илиады":

    "…

    Первым Парис боговидный послал длиннотенную пику
    В щит, во все стороны равный, ударивши ею Атрида,
    Но не смогла она меди прорвать, и согнулося жало
    В твердом щите Менелая. Вторым Менелай русокудрый
    Медную пику занес и взмолился к родителю Зевсу

    …"

    "…
    Взмахнувши, послал длиннотенную пику
    В щит, во все стороны равный, ударивши ею Париса.
    Щит светозарный насквозь пробежала могучая пика,
    быстро пронзила искусно сработанный панцирь блестящий
    И против самого паха хитон у Париса рассекла
    Тот увернулся и этим избегнул погибели черной.
    Сын же Атрея, извлекши стремительно меч среброгвоздный,
    грянул с размаху по гребню на шлеме: но меч, от удара
    В три иль четыре распавшись куска, из руки его выпал

    …"

    "…

    Ринулся он на Париса, за шлем ухватил коневласый
    И потащил, повернувшись, к красивопоножным ахейцам

    …"

    В обращени…"и Гектора к Аяксу первый говорит о своем воинском искусстве:

    "…

    В мужеубийствах и битвах я опыт имею немалый,
    Щит сухокожий умею ворочать и право и влево,
    С ним управляюсь искусно и храбро в кровавом сраженьи,
    На колеснице умею ворваться и в конную свалку,
    Пляску Ареса могу проплясать и в бою рукопашном

    …"

    Поединок между этими противниками протекал так:

    "…

    В щит семикожный ужасный он пикой своею ударил, —
    В яркую полосу меди, что сверху восьмою лежала. —
    Кожаных шесть в нем слоев пронизала блестящая пика,
    В коже седьмой задержалась. Тогда в свою очередь быстро
    Богорожденный Аякс размахнулся огромною пикой
    И поразил ею Гектора в щит, во все стороны равный.
    Щит светозарный насквозь пролетела могучая пика,
    Гектаров панцирь пронзила, сработанный с тонким искусством,
    И против самого паха хитон Приамида рассекла.
    Он увернулся, однако, и гибели черной избегнул.
    Вырвав обратно руками свои длиннотенные пики,
    Сшиблися оба опять наподобие львов кровожадных
    Или лесных кабанов, у которых немалая сила.
    Гектар копьем в середину щита Теламония грянул,
    Меди, однако, на нем не пробил, — острие изогнулось.
    В щит, налетевши, ударил Аякс и насквозь его пробил Пикон.
    Назад отшатнулся к врагу прорывавшийся Гектар.
    Шею царапнуло жало, и черная кровь заструилась.
    Не прекратил поединка, однако, божественный Гектар.
    Чуть отступивши назад, захватил он могучей рукою
    Камень, лежавший средь поля, — огромный, зубристый и темный, —
    Махом швырнул и в ужаснейший щит семикожный Аякса
    Глыбой в средину ударил. Взревела вся медь щитовая.
    Быстро Аякс подхватил несравненно огромнейший камень,
    Бросил его, размахав и напрягши безмерную силу,
    В щит угодил и пробил его камнем, похожим на жернов,
    Милые ранив колени. Назад опрокинулся Гектар,
    Щит свой притиснув. Но тотчас воздвиг Аполлон его снова.
    Тут бы, схватившись, мечами они изрубили друг друга,
    Если бы вестники Зевса и смертных, глашатаи оба Не подошли

    …"

    В сцене боя за корабли встреча этих двух соперников описывается следующим образом:

    "…

    Стрелы меж тем осыпали Аякса, не мог устоять он;
    Одолевала его и воля Зевеса и удары
    Славных троянцев; сияющий шлем под ударами звоном
    Страшным звучал у висков; без конца ударялися копья
    В бляхи прекрасного шлема. Замлело плечо у Аякса,
    Крепко дотоле державшее щит многоперстый. Не в силах
    Были троянцы пробить этот щит, как ни сыпали копья.
    Тяжко дышал Теламоний. По всем его членам обильный
    Пот непрерывно струился. Никак уже не был он в силах
    Вольно вздохнуть. Отовсюду вставала беда за бедою

    …"

    "…

    Быстро приблизившись, Гектар по ясенной пике Аякса
    Острым огромным ударил мечом и от древка у шейки
    Все целиком отрубил острие. Бесполезно обрубком
    Вновь взмахнул Аякс Теламоний. Далеко от пики
    С шумом упало на землю ее заостренное жало

    …"

    Персонажи Гомера не выглядят в поэме безупречными героями; они лишены ореола романтического благородства. Например, Патроклу, разоруженному богом Аполлоном, вначале наносит удар в спину Евфорб: "…Тут острою пикою сзади В спину меж плеч изблизи поразил его воин дарданский. Сын Панфоя Евфорб…" (Который, однако, после этого струсил и спрятался среди других воинов.)

    Затем, полностью беззащитного и тяжелораненого, его не погнушался добить "благородный" Гектор: "…Близко к нему подошел сквозь ряды и ударил с размаха Пикою в низ живота и насквозь пронзил его медью…" Далеко не совершенен и Ахиллес. Пока Полидор (сын Приама) бился с Пеллидом: "…Сзади в спину его поразил Ахиллес быстроногий Острою пикой, — туда, где, сходясь, золотые застежки С панцирем пояс смыкают…"

    Кроме того, не вняв мольбам Ликаона (другого сына Приама) о пощаде, Ахиллес хладнокровно: "…Свой меч обнажив отточенный, Около шеи ударил в ключицу, и в тело глубоко Меч погрузился двуострый. Ничком Ликаон повалился…"

    По некоторым данным, ахейцы использовали в бою и верховых лошадей, но говорить о кавалерии, как о роде войск, с уверенностью нельзя. По всей вероятности, это были лишь единичные случаи.

    5. ВОИНЫ ЭЛАМА И ВАВИЛОНА

    Государство Элам занимало юго-западную часть современного Ирана. Возникло оно на рубеже IV–III тысячелетий до н. э. В XXIV–XXIII вв. до н. э. Элам попал под власть Аккадского государства, образованного Саргоном Древним, но в XXI в. до н. э. вновь обрело независимость. При царе Кутир-Наххунте I (1730–1700 гг. до н. э.) эламиты полностью разгромили государство Аккад. В XIV веке Элам был покорен Вавилоном, и лишь спустя два столетия царь Шутрук-Наххунте I (около 1189 г. до н. э.) освободил страну и даже разграбил Вавилон. Продолжал эту войну и новый царь Элама — Кутир-Наххунте III (1159-11 гг. до н. э.). Он нанес ряд поражений вавилонянам и во второй раз захватил их столицу.

    С VIII века до н. э. Элам был втянут в бесконечные войны с Ассирией, часто в качестве союзника Вавилона. Известно, что в 720 году до н. э. в битве при Дере эламитам удалось разгромить ассирийское войско. Через десять лет Саргон II, царь Ассирии, в свою очередь разбил Элам. В 692 году до н. э. Вавилон и Элам вновь выступили против ассирийцев. В битве у реки Тигр, на местности Халуле, обе стороны понесли большие потери и ассирийцы отступили. В 652 году до н. э. эламиты потерпели окончательное поражение и попали под власть Ассирии.

    Из того небогатого материала о военном деле Элама, который мы имеем, можно выделить следующие сведения:

    Скорее всего, эламиты не знали строя-фаланги и не обладали тяжелой пехотой. В битвах с ассирийцами роль фалангистов играли их союзники-вавилоняне, которые в VIII веке до н. э. позаимствовали это построение у Ассирии.

    Легкая пехота была многочисленной и умелой в бою. Тактика ее ничем особенным не отличалась от тактики других государств.

    Известно, что эламиты заимствовали у ассирийцев в VIII в. до н. э. кавалерию и научились искусно управлять лошадьми (170), но конница их не обладала столь сложной структурой, как ассирийская, и представляла собой неорганизованную толпу всадников-лучников, имевших, однако, копья и мечи для ближнего боя.

    Интересны изображения боевых колесниц эламитов. Такая форма больше нигде на Востоке не встречается (170; 76). Колесница представляла собой плоскую платформу с большими колесами, напоминающую арбу. Думается, вряд ли такие повозки могли использоваться в бою. Скорее всего, ими пользовались лишь как транспортным средством для перемещения войск и перевозки раненых. Ехать на таких колесницах можно было только сидя, вместить они могли до восьми человек. В случае необходимости, стрелки на повозках могли быть быстро переброшены в нужное место, как бы выполняя роль своеобразных десантных отрядов. Можно допустить, что кроме этих повозок, эламиты обладали и собственно боевыми, оснащенными колесницами, но их изображения нам неизвестны.

    Самостоятельное государство со столицей Вавилон возникло около 1894 года до н. э., его образовали Аморейские племена. Вначале город не играл особой политической роли, первые завоевания начались с приходом к власти царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). В союзе с царством Элам им были завоеваны города Урук, Иссин и Эшнунну. Затем он повернул оружие против своих союзников и, разбив представителя Эламского царства в Ларсе, захватил этот город. В 1760 году до н. э. Хаммурапи подчинил царство Мари и область вдоль среднего течения Тигра.

    После смерти царя волна вавилонских завоеваний пошла на спад. Его сын Самсуилуна (1749–1712 гг. до н. э.) вынужден был вести оборонительные войны против касситов.

    В XVI веке до н. э. Вавилон захватили и разграбили хетты. Царство оказалось во власти касситских племен на 362 года.

    В конце XIII — начале XII веков до н. э. Вавилон несколько раз подвергался нападениям Элама. Его политический подъем вновь начался при Навохудоносоре I (1126–1105 гг. до н. э. Около крепости Дер он разгромил эламитов и разорил их страну.

    В X–IX вв. до н. э. вавилоняне воевали с Ассирией, но потерпели поражение. Возрождение государства стало возможным лишь после падения Ассирийской державы и продолжалось до момента, когда его окончательно лишили независимости персы.

    В военную тактику вавилоняне не внесли ничего нового. Изначально их войско состояло из легковооруженных отрядов и колесниц (170).

    В древний период строя в Вавилонии не знали. Его переняли позднее. Вавилонская фаланга в точности, и вооружением и тактикой, копировала ассирийскую (170).

    Конница у вавилонян, видимо, появилась уже после разгрома ассирийской державы. Частью она состояла из наемников-ассирийцев, частью — из собственных воинов. Ее боевые методы также были полностью скопированы у ассирийцев.

    6. АССИРИЙЦЫ

    Пожалуй, ни одно государство на Ближнем Востоке не имело такой мощной армии, как Ассирия. До сих пор удивляет ее четкая организация. Войско делилось на рода, каждый из которых точно знал свое место в бою; они действовали, как части единой системы, в случае необходимости помогая и прикрывая друг друга. Чтобы добиться таких результатов, необходима была длительная, регулярная тренировка, причем не только каждого бойца в отдельности, но и целых войсковых соединений. Мощь ассирийской армии накапливалась постепенно.

    ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО

    Первые известные нам победы принадлежали Ассурубалиту I (около 1380 г. до н. э.). Он захватил часть территории государства Митани. Позднее Ададнерари I (1307–1275 гг. до н. э.) захватил оставшуюся его часть, параллельно воюя с Вавилоном. Он же попытался наладить отношения с хеттами, на что получил высокомерный отказ.

    Тукульти-Нинтурт I (1244–1208 гг. до н. э.) — захватил часть Вавилонии.

    Ниниппалекур (около 1120 г. до н. э.) и Ассуррдан (около 1200 года до н. э.) — много воевали с Вавилоном и захватили города Забба, Ирригу и Агарсал. Их преемники тоже были втянуты в войны за власть в Месопотамии.

    При Тиглат-Паласаре I (около 1080 г. до н. э.) ассирийцы разбили горные племена мосхийцев и взяли города Коммагену и Сирией. Затем вторглись в Армению и опустошили 25 городов. В число побежденных народов входили патин, литру и халуван. Досталось и хеттам, потерявшим былое могущество. Видимо, когда основные силы ассирийцев были в походе, на государство напали вавилоняне и-взяли город Иекаш. Царю Ассурбелкале (около 1090 г. до н. э.) удалось вернуть захваченные территории.

    При Ассурабаморе (около 1060 г. до н. э.) хетты разбили ассирийцев и вернули утраченные земли.

    В этот период ассирийская армия могла выглядеть следующим образом. В начале преобладающим было значение легковооруженных отрядов и колесниц, о тактике которых уже говорилось выше.

    Столкнувшись с хеттами, ассирийцы многое позаимствовали у них в военном деле, например, фалангу, которая так поразила ассирийцев, что многие атрибуты они просто скопировали у хеттов: форму щитов, круглого и большого трапециевидного, бывших на вооружении у ахейских наемников на хеттской службе. Ассирийцы убедились в преимуществе меча перед ударным оружием и взяли его на вооружение, приспособив форму и размеры к своей технике боя.

    Ассирийский вариант фаланги мог выглядеть следующим образом.


    В первую шеренгу ассирийцы поставили воинов-копьеносцев, прикрытых большими трапециевидными щитами в рост человека. Копьем они наносили удар от бедра. Второму и последующим рядам не было необходимости нести огромные щиты, и они получили небольшие круглые. Вторая и третья шеренги действовали копьями, соответственно, от груди и от головы.

    Тяжелые доспехи для переднего ряда щитоносцев в то время вряд ли были широко распространены из-за их дороговизны и отсутствия мощной производственной базы. Поэтому использовали либо трофейную броню, либо обходились без нее.

    Все три шеренги были вооружены небольшими узкими клинками, пригодными для действий в тесном строю. Ими было удобно наносить колющие удары, не отводя в сторону щит (этот принцип впоследствии использовали римляне). В случае потери или поломки копья из ножен вынимали меч.

    Кавалерии как рода войск ассирийцы тогда не имели. Верховых лошадей, возможно, использовали для разведки и передачи донесений.

    Ассирия была страной, жившей войной и за счет войны. Интересна мифология ассирийцев, во многом схожая с мифологией вавилонян. Часто сюжетами мифов являются поединки героев с силами зла:

    "… Он (Меродах Вавилонский) взял лук и вооружился им для битвы; он потряс палицей и привесил ее к бедру; он схватил бумеранг и взял его в правую руку. Повесив на плечо лук и колчан, он метнул перед собой молнию, и бурная стремительность овладела его членами. Он взошел на колесницу судьбы, не знающий соперников, и, твердо став в ней, привязал своею рукою четыре пары возжей к краям ея…

    …Он взмахнул палицей и поразил ее (богиню Мумму-Тиамат) в живот, он рассек ее грудь, вынул ее сердце, связал ее, сократил ее дни, потом бросил труп — и горделиво выпрямился над ней. После того, как Тиамат, шедшая во главе своих воинов, была сокрушена, он разогнал ее воинов, рассеял их полки…" (76).

    СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО

    Новая череда завоеваний Ассирии началась при Тугултининине II (889–885 гг. до н. э.). Он вел войны с Вавилоном и Эламом, совершал набеги в Армению и Сирию.

    Ассурназирпал II (883–859 гг. до н. э.) предпринимает походы: в 881-в области Загроша;

    880 — в Армению;

    879 — против народов куммуха, наири, в области Верхнего Тигра разбил зухов;

    877 — в Сирию, где победил хеттов.

    Салмануссур III совершает три похода в Сирию, доходя до Средиземного моря, где в последнем походе (первые два были неудачны) разбивает иудеев, египтян, хеттов и арабов в битве при Каркаре. Он же совершил поход в Вавилонию, победив ее войска. Предпринял набеги на Урарту.

    При Самсиромане IV (824–812 гг. до н. э.) (по 77) или Шамши-Ададе V (823-81 1 гг. до н. э.) (по 58) — ассирийцы покорили часть племен наири, завоевали Мидию и разбили Халдею.

    При Адад-Нарари III (810–783 гг. до н. э.) (по 58) или Раманиари III (812–784 гг. до н. э.) (77) ассирийская армия подчиняет халдеев, семь раз совершает походы в Мидию, два раза — в страну Мана, три — в Сирию.

    Салманасар II (784–773 гг. до н. э.) — воевал с Арменией и Мидией. Но в Сирии потерпел поражение.

    Ассурдану II (773–756 гг. до н. э.) и Ассурниари II (752745 гг. до н. э.) пришлось подавлять много восстаний внутри страны и в Вавилоне. Отмечены лишь два похода в страну Наири.

    Тугултипалесарр III (745–727 гг. до н. э.) навел в стране порядок и совершил походы в Сирию, Иудею; покорил арамеев и халдеев. Успешно воевал в странах Наири, Эламе и Мидии.

    В этот период в тактике ассирийской легкой пехоты произошли серьезные изменения. Рельефы из дворцов ТиглатПаласара III (он же Тугултипалесарр III) и Ассурнасирпала II позволяют нам сделать выводы об умении легкой пехоты быстро перестраиваться и образовывать единый строй для боя с колесницами или конницей врага, что позволяло ей действовать более самостоятельно, независимо от прикрытия и поддержки других родов войск.

    В таком строю первую шеренгу составляли аконтисты, прикрывающие своими щитами задние шеренги стрелков. Позади них стояли три шеренги лучников. Для удобства ведения стрельбы воины располагались в шахматном порядке, а метатели дротиков и передний ряд стрелков опускались на колено, что давало возможность одновременно участвовать в обстреле всем лучникам. Пращники находились позади строя, действуя врассыпную, так как их оружие требовало большего пространства для размаха. Оттуда они могли вести только навесной обстрел через головы своих товарищей. Если атака бывала отбита и враг отступал, стрелки и аконтисты вновь рассыпались и вели преследование индивидуально. (170).

    Тактика фалангистов осталась без изменений, но улучшилось вооружение. Первую шеренгу щитоносцев теперь составляли воины, облаченные в ламелярные или чешуйчатые доспехи. Остальные ряды копьеносцев были вооружены круглыми щитами и копьями, и одеты в более легкие — "мягкие" доспехи (170; 45).

    Колесницы увеличились в размерах и запрягались упряжкой на четырех коней. Экипаж состоял из возницы, лучника, часто облаченного в длинный доспех и двух копьеносцев со щитами. Колесничные отряды теперь могли сочетать в бою стрельбу из лука с действием холодным оружием. В рукопашной копьеносцы могли сходить с повозок и вести бой индивидуально или сформировав строй. Кроме того, при штурме укреплений отряды колесничих оставляли уже ненужные колесницы и продолжали бой в качестве стрелков или аконтистов, укрывшись до момента рукопашной схватки огромными плетеными щитами (45; 103; 170).


    Примерно в IX веке до н. э. ассирийцы стали использовать кавалерию как отдельный род войск. Вначале она состояла из отрядов лучников и метателей дротиков, посаженых на коней. Воины постоянно взаимодействовали друг с другом, причем аконтисты придерживали за узду лошадей лучников и прикрывали их щитами, пока те вели стрельбу, стоя на месте или в движении. Позже необходимость в помощи у всадников отпала; ассирийские кавалеристы научились управлять лошадьми ногами, но до тех пор рукопашный бой был для них неприемлем и ассирийцы предпочитали воевать на расстоянии (76;170).

    При Тиглат-Паласаре III ассирийская кавалерия уже представляла собой достаточно грозную ударную силу. Воины были вооружены луками, мечами, топорами и копьями. Щитов, судя по изображениям, они не имели, видимо, это было связано со сложностью управления лошадьми (170).

    По всей вероятности, всадники, помимо рассыпного, знали еще и сплоченный строй. Первую шеренгу конной фаланги составляли воины, облаченные в доспехи, прикрывавшие собой следующих за ними (в доспехи были облачены и лошади первой шеренги). На сохранившихся изображениях ассирийские кавалеристы наносят удары копьями только двумя способами: или от головы, или от бедра. Непосредственно в рукопашной схватке, скорее всего, могла участвовать только первая шеренга всадников, второй ряд вступал в бой лишь в случае прорыва противника.

    Важным нововведением Тиглат-Паласара III явилось учреждение отборного гвардейского корпуса ("Царского полка"), куда входили все рода войск. Кроме выучки, эти воины выделялись из остальной массы войск лучшим вооружением. Практически весь состав корпуса, включая гимнетов, кавалеристов и задние шеренги фалангистов, получил чешуйчатые или ламелярные доспехи. Гвардейские фалангисты внешне отличались от армейских формой щитов, напоминающей конус. Воины первой шеренги имели щиты больших размеров, остальные были вооружены более удобными щитами размером поменьше.

    Такая структура армии просуществовала до падения Ассирийского государства. Последние его завоевания относятся ко времени Нового Царства:

    Саргон (722–705 гг. до н. э.) — воевал с Египтом, Эламом, Урарту, Халдеей.

    Сеннахериб (705–681 гг. до н. э.) — с Элламом.

    Асаргадон (681–667 гг. до н. э.) — совершил походы в Аравию и Египет. Ашурбанипал (667 — около 629 гг. до н. э.) — завоевал Элам.

    Затем последовали гражданские войны, пока Ассирия не пала под ударами Мидии и Вавилона в 610 году до н. э.


    Примечания:



    1

    Аккад — сеперная часть Шумера. Царь Аккада Саргон в 24-м веке до н. э. объединил под своей властью все Южное Двуречье.



    2

    Разумеется нет повода оспаривать боевые достоинства лука, но вот относительно устройства и способов ведения боя Шумерского войска, это пока вопрос нерешенный.



    3

    Термин "фаланга" используется здесь как условное обозначение. Мы ведь не знаем, как называли свои боевые построения древние воины.



    4

    Приведенные и данном тексте варианты использования копий и другого оружия в строю являются, в большинстве, гипотезами автора, основанными наличном практическом опыте, и не представляются здесь как "истина в последней инстанции".









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх