Загрузка...


ЧЕТВЕРТАЯ РЕСПУБЛИКА

Нельзя сказать, что Франция находилась в полуразрушенном состоянии, но упадок был повсюду. Промышленное производство составляло лишь 38% от довоенного, сельскохозяйственное - не более 60%. Внешняя торговля замерла. Сохранялись карточки - а значит, и черный рынок, и спекуляция. Рабочие и служащие страдали от безработицы и от роста цен - в 6 раз по сравнению с 1939 г.! Шел отток населения из городов в деревню.

Обострялась ситуация в колониальной империи, особенно в Индокитае, где несколько лет французскую администрацию «замещали» японские оккупанты. Во Вьетнаме в августе 1945 г. победила революция и к власти пришли коммунисты во главе со своим великим лидером Хо Ши Мином. В других странах Французского Индокитая - Лаосе и Камбодже развертывалась вооруженная борьба против колонизаторов. Неспокойно было и в подмандатных Сирии и Ливане - происходили столкновения местного населения с властями.

Послевоенный период во Франции был назван «временным режимом» - хотя бы уже потому, что у власти находилось Временное правительство де Голля. Помимо решения сложных социально-экономических проблем, на его долю выпала суровая обязанность покарать предателей и очистить государственный аппарат от их приспешников. 39 тысяч человек было приговорено к тюремному заключению, 2 тысячи к смертной казни. Среди расстрелянных был вишистский премьер Лаваль. Смертный приговор был вынесен и Петену, но де Голль своим указом помиловал своего бывшего отца-командира: расстрел был заменен пожизненным заключением. Как-никак, он был «спасителем отечества» под Верденом, и ему было уже 89. Маршал скончался в 1951 г. К пожизненному заключению был приговорен и глава «Аксьон франсез» Моррас. Бывшему руководителю «Боевых крестов» де ля Року тюрьмы избежать удалось - во время освобождения Франции он сотрудничал с союзниками. Но он умер своею смертью в победном 1945 г.

Программа действий правительства была вполне демократична. В ней значились повышение жизненного уровня трудящихся, обеспечение их участия в управлении производством. Намечалась национализация крупнейших банков, транспорта, ключевых отраслей промышленности. Многое было сделано: заработная плата возросла наполовину, семейные пособия - еще больше. Были национализированы пять банков, шахты, торговый флот, некоторые авиационные заводы и авиатранспортные компании. В государственную собственность перешел знаменитый автомобильный завод «Рено» - во время войны его владельцы слишком уж добросовестно удовлетворяли потребности оккупантов.

В своей внешней политике де Голль исходил из надежды на то, что Франции удастся стать «соединительным звеном между двумя мирами» - советским и англо-американским. Поэтому правительст во во стремилось развивать дружеские отношения со всеми державами-победительницами. Жителям колоний было обещано предоставление широких демократических прав, не только участие в местном управлении, но и представительство во французском парламенте.

В отношении Германии де Голль был строг: он считал, что угроза с ее стороны исчезнет только в случае «федерализации» страны, создания на ее территории нескольких фактически самостоятельных государств. Эльзас и Лотарингия вернулись во Францию, но генерал стоял еще и за присоединение Саара и левого берега Рейна. Германия должна была выплачивать репарации и обеспечивать поставки угля.

Произошли перемены во внутриполитической жизни. Умеренные либералы основали «Республиканскую партию свободы» (ПРЛ), стоявшую за отказ от национализации, за сохранение колониальной системы. Партия стояла на антикоммунистических позициях, декларируя необходимость не классовой борьбы, а классового сотрудничества.

Возникла и сразу стала влиятельной партия «Народно-республиканское движение» (МРП), в программе которой были отражены идеи «социального католицизма». Партия осуждала либеральную модель экономики и капитализм вообще, считая, что это именно он породил фашизм и привел к войне. В качестве основного средства для установления более справедливого общества МРП предлагала «реформу предприятий», смыслом которой была бы «ассоциация труда, руководства и капитала». Руководители партии были убежденными сторонниками кейнсианства, считая, что только государственное регулирование экономики посредством госзаказов, кредитов, изменения ставки учетного процента может обеспечить бескризисное развитие экономики. Во внешней политике МРП стояла за «Соединенные Штаты Европы» (лозунг, который резко порицал еще Владимир Ильич Ленин).

Возродилась традиционная Партия радикалов, которая хоть и несла в глазах многих французов ответственность за поражение 1940 г., но благодаря своему активному участию в Сопротивлении, а главное тому, что ее опять возглавили такие авторитетные политики, как Даладье и Эррио, снова стремилась выйти на первые роли.

Возросло влияние левых партий. Коммунистов стало втрое больше - 900 тыс. человек. ФКП заслужила народное доверие в первую очередь своим мужественным участием в Сопротивлении на самом ожесточенном этапе борьбы. Партия проводила взвешенную, конструктивную политику. Вместе с конфедерацией профсоюзов ВКТ она % NN 811 NN * включилась в «битву за производство», призывая рабочих по возможности отказываться от забастовок: «Сначала производить, а потом выдвигать требования».

По тем же причинам возросла популярность социалистической партии, ее численность достигла 350 тысяч человек. Усилилось внутрипартийное течение, стоящее за союз с коммунистами. Под его влиянием одно время даже стоял вопрос о слиянии двух партий.


***

Референдумы во Франции не проводились с 1879 г. Теперь, когда явно обозначилась потребность пересмотра конституции 1875 г., де Голль решил возродить традицию всенародных опросов. Тем более, что, как показывал исторический опыт, на них на заданный вопрос всегда следовал положительный ответ.

Для того, чтобы принять новую конституцию, нужно было созвать Учредительное собрание. Вопрос о необходимости его созыва и о пределах его прав и обязанностей и был вынесен на референдум. Де Голль как глава правительства предложил проект, по которому на Учредительное собрание на срок его деятельности возлагались полномочия не только по разработке конституции, но и по управлению страной: в области законодательства, принятия бюджета, определения состава правительства. Оно же назначало главу государства, сместить которого впоследствии можно было только после очень сложной процедуры. Генерал де Голль не сомневался, кто будет этим главой, и знал, что будет делать, обретя властные полномочия.

21 октября 1945 г. одновременно прошли и референдум об Учредительном собрании, и выборы в него. Впервые право голосовать и быть избранными получили женщины и военнослужащие, возрастной ценз был снижен до 20 лет. Референдум дал положительные ответы и по поводу необходимости принятия новой конституции, и по предложенным де Голлем полномочиям Учредительного собрания.

Компартия получила свыше четверти поданных голосов - более 5 млн. За нее голосовали не только рабочие и служащие, но и многие крестьяне и представители средних слоев. Почти так же успешно выступили МРП и социалисты. Результат правых был безрадостен - все вместе они собрали 3 млн. голосов. Радикалам достался всего 1 млн. - это был явный провал.

По предложению социалиста Леона Блюма, вернувшегося из немецкой тюрьмы, правительство было сформировано из представителей трех партий-победительниц: коммунистической, социалистиче ской и МРП, а во главе его встал де Голль. Генералу удалось ввести в кабинет и несколько своих беспартийных сторонников.

Но как только новые органы власти приступили к работе, произошло неожиданное. Имея в Учредительном собрании большинство, коммунисты и социалисты проголосовали за снижение в бюджете расходов на оборону. Де Голль вознегодовал. Его покоробило не столько само решение, сколько вмешательство собрания в текущие дела правительства - ведь бюджет еще не был даже представлен для обсуждения. Генерал имел право распустить Учредительное собрание, но не воспользовался им, а предпочел уйти в отставку - на целых 12 лет. Он не ушел из политики, отнюдь - но в правительстве его не видели очень долго. Его место сначала занял социалист Гуэн, потом лидер МРП Бидо.

Правительство проводило социально-экономические реформы в направлении, заданном Временным правительством. Госсектор был расширен и стал выпускать до 20% промышленной продукции. При национализации предприятий, владельцы которых сотрудничали с оккупантами, компенсация не выплачивалась. Значительно возросли зарплаты и пособия. Была создана единая система государственного страхования. Все лица наемного труда (кроме сельскохозяйственных рабочих) получили право на пенсию по достижению 65 лет и по инвалидности, на пособия по безработице и временной нетрудоспособности. На всех предприятиях с числом занятых свыше 50 создавались «комитеты предприятий» с участием наемных рабочих и служащих. Стали выдаваться государственные ссуды молодым крестьянам - на обзаведение хозяйством. Доля урожая, которую получали арендаторы земли - издольщики, была увеличена с 1/2 до 2/3.


***

Развернулась борьба вокруг проекта конституции. Французам даже пришлось переизбирать Учредительное собрание: ведущие партии не смогли договориться по вопросу, каким должен быть парламент - однопалатным или двухпалатным.

На следующем этапе дискуссия разгорелась по вопросу еще более принципиальному. В июне 1946 г. в городе Бойе де Голль выступил с речью, в которой выдвинул идею сильной президентской власти. Президент должен назначать всех министров, начиная с премьера, быть главнокомандующим вооруженными силами, определять внешнюю политику, при необходимости служить арбитром в сложных политических ситуациях, обладать правом распускать парламент.


Но на этот раз «голлизм не прошел» - Учредительное собрание предпочло вариант парламентской республики, при котором президент избирается собранием и выполняет функции скорее представительские, чем действенные. На референдуме большинство (хотя незначительное) проголосовавших одобрило этот проект.

В конституции 1946 г. вновь были подтверждены все демократические свободы, закрепленные за французским народом Декларацией прав человека в 1789 г. Провозглашались также права на труд, на отдых, на образование, на социальное обеспечение; равенство прав мужчины и женщины. Была заложена основа для проведения дальнейших глубоких преобразований: любое предприятие или имущество, становящееся монопольным, могло быть национализировано. Понятие «Французская империя» (колониальная) было заменено на «Французский союз». Франция обязалась никогда больше не прибегать к силовым захватам. Население колониальных и зависимых владений уравнивалось в правах и обязанностях с жителями метрополии.

Парламент состоял из двух палат: нижней - Национального собрания, обладающего правом издавать законы, и сената, наделенного правом эти законы приостанавливать и возвращать на дополнительное рассмотрение.

Ближайшее будущее показало, что деголлевская идея сильной президентской власти несла в себе положительное начало: в условиях постоянной борьбы партий избираемые парламентом кабинеты были очень недолговечны. За 12 лет их сменилось 24, некоторые просуществовали всего несколько дней.

Как бы там ни было, с принятием конституции 1946 г. Франция официально вступила в период Четвертой республики.


***

В мире шла «холодная война». Начало ее фактически провозгласил старинный недоброжелатель Страны Советов Уинстон Черчилль в своей знаменитой речи, произнесенной 5 марта 1946 г. в американском городе Фултоне в присутствии президента Трумэна. Английский премьер обвинил руководство СССР в тирании и непреходящих экспансионистских замыслах - военно-политических и идеологических, а коммунистические и подобные им партии всех стран объявил агентами Кремля. Прозвучал опасный призыв: противопоставить советской угрозе и коммунизму объединение свободолюбивых «народов, говорящих на английском языке». Разумеется, в первую очередь Англии и США, монопольно обладавших тогда ядерным оружием.


Советское руководство сразу дало достойный ответ, заклеймив «американо-английских поджигателей войны». Социалисты и прочие реформисты были восстановлены в статусе их продажных пособников. Обвинения выдвигались беспощадные: американские империалисты хотят поработить народы всего мира, «установить зверский фашистский режим не только в США, но и в других странах». Было образовано подобие недоброй памяти Коминтерна: «Информационное бюро коммунистических и рабочих партий» (Коминформ), которое стало идеологическим и руководящим центром в том числе и для ФКП.

Французские правящие круги тоже внесли свою лепту в конфронтацию: в декабре 1945 г. очередное недолговечное правительство, возглавляемое Блюмом (просуществовало всего месяц) успело развязать войну во Вьетнаме против коммунистов Хо Ши Мина, провозгласивших на севере страны Демократическую Республику Вьетнам (ДРВ). Война эта вскоре получила прозвище «грязной». Французский флот подверг бомбардировке многолюдные кварталы Хайфона, при этом погибло не менее 6 тысяч человек. В ответ солдаты Вьет-миня («Лиги независимости Вьетнама») и их сторонники перебили в Ханое 200 французов и других европейцев.


***

Апрель 1947 г. ознаменовался еще одной важной политической инициативой де Голля: он объявил о создании «Объединения французского народа» (РПФ). По сути, это была политическая партия. Но оказалось, что по понятиям де Голля и его «баронов голлизма» считать новообразование партией в традиционном смысле неверно. По их версии, это было «широкое народное объединение, созданное в соответствии с традициями Сопротивления». Его предназначением было стабилизировать ситуацию в стране в условиях, когда постоянные межпартийные свары «парализовали государство».

РПФ стояло, разумеется, за «сильную власть», а значит и за отмену конституции 1946 г. Оно ратовало за классовый мир путем дальнейшей «ассоциации труда и капитала», при этом считало необходимой активную борьбу с коммунизмом. Пропагандистские нападки на СССР и коммунистические партии заняли важное место в идеологической работе РПФ. Показательно, что важные посты в его руководстве заняли не только бывшие деятели Сопротивления, но и вишисты. Как бы не именовало себя РПФ, оно было скорее правой партией, а не чем-либо другим.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх