Загрузка...


«БЕЛЬ-ЭПОХ» («ПРЕКРАСНАЯ ЭПОХА»)

Такой устойчивый термин закрепился за несколькими десятилетиями, предшествующими Первой мировой войне.

Только не будем сразу восторгаться тем действительно искрометным зрелищем, которое являли собою парижские кабаре, бульвары и прочие компоненты «праздника, который всегда с нами». Давайте лучше сначала ознакомимся с тем, что лежало в основании «прекрасной эпохи» - с тем, что представляло собой французское общество.


Франция, в отличие от Англии и Германии, была страной аграр-но-индустриальной - значительную часть ее населения составляли сельские жители. Главная причина - в появлении значительного класса мелких земельных собственников в годы Великой революции. За Ла-Маншем крестьяне задолго до этого превратились в батраков, работающих в крупных поместьях. Хозяйствование в них велось очень эффективно, работы для всех не было - и оказавшиеся не у дел лишние сельские люди ушли пролетарствовать в города.

Франции был знаком и этот процесс, но значительная часть ее земли досталась фермерам, которые накрепко приросли к своим угодьям: полям, пастбищам и виноградникам. В количественном выражении это выглядело так: 53% всей обрабатываемой земли принадлежало мелким собственникам, 47% - тем, кто владел более чем 40 гектарами (хотя таких хозяйств было только 4% от общего числа).

Такое сельское хозяйство не могло быть очень эффективным. Техники, химических удобрений использовалось меньше, чем, скажем, в США, Англии, Германии. Меньше была урожайность. Но зато люди из поколения в поколение трудились на родной земле, досконально знали и любили ее. Качество продукции было отменным, знаменитым на весь мир. Французские вина никогда не нуждались в рекламе.

Но именно на виноградники в 1874 г. обрушилась страшная напасть. Из США случайно завезли филлоксеру - миллиметрового жучка-вредителя. Обосновываясь у корней, он способствует образованию гнилостных наростов - и растение погибает. От года к году зараза распространялась все шире и вскоре поразила свыше четверти виноградников. Стали прививать американскую филлоксероустойчивую лозу, но это процесс длительный, а тем временем не только на международном, но даже и на французском рынке все успешнее стали продаваться испанские, а затем и алжирские вина (не путать с тем пойлом, которое появилось в СССР в 1970-е гг.). В виноградарских районах на юге Франции наступил кризис. Еще в 1907 г. происходили серьезные волнения фермеров, на подавление которых направлялись войска.

По переписи 1906 г. в деревне было занято 43% самодеятельного населения страны, в промышленности - 32%, в торговле, сфере обслуживания, государственном аппарате - 25%. Крестьян было 8,8 млн. человек, 46% из них - сельскохозяйственные рабочие, то есть не собственники. Рабочий класс в начале XX века состоял из 6,6 млн. человек. Всего во Франции проживало примерно 40,6 млн.

Приведем данные, которые помогут лучше представить, какое положение в обществе занимали различные слои населения. Заработок сельскохозяйственных рабочих составлял 400-500 франков в год, зажиточные фермеры имели доход в 10-12 тысяч. Промышленные рабочие получали 1 ООО-1 300 франков. Представители средних слоев (торговцы, владельцы кафе и закусочных, ремесленники, служащие) имели 2-2,5 тыс. франков в год. К состоятельной буржуазии относили тех, чьи доходы превышали 10 тыс. франков (вместе с семьями их было около 2,5% населения): это предприниматели, банкиры, крупные торговцы и землевладельцы, высшие госслужащие, а также преуспевающие представители «свободных профессий» - врачи, адвокаты, нотариусы, деятели культуры и прочие.


***

В начале XIX века французская промышленность по объему производства была на втором месте в мире - следом за «мировой кузницей» Англией. Но во второй половине столетия резкий рывок совершили США и Германия, и Франция стала четвертой. Текстильная промышленность, добыча угля, металлургия и металлообработка - вот те три кита, на которых держалась промышленность всех развитых стран того времени, в том числе и французская. Строительство Эйфелевой башни

В строительстве именно во Франции впервые был применен, можно сказать, революционный материал - железобетон, сразу нашедший широкое применение. Возникли и стали быстро развиваться химическая, электротехническая и особенно автомобильная промышленность. В 1913 г. во Франции было произведено 45 тыс. автомобилей - больше, чем даже в США. С появлением двигателей внутреннего сгорания они побежали быстрее 100 км/час. 100 тыс. французов сели за руль. В 1909 г. французский летчик Луи Блерио перелетел Ла-Манш, что было достижением выдающимся. Тогда же появились авиационные заводы, летные школы, военная авиация.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх