ПОСЛЕСЛОВИЕ

Петер Смит, являющийся, вне всякого сомнения, одним из лучших специалистов по истории пикирующих бомбардировщиков, сравнивал Ju-87 со скальпелем. "Штука" была способна отыскивать и наносить удары по точечным целям, небольшими силами добиваться весьма значительного эффекта, осуществлять буквально хирургическое вмешательство. Это сравнение можно продолжить. Во-первых, скальпель эффективен только в руках опытного хирурга, и по-настоящему грозным оружием пикировщик становился только в руках квалифицированного летчика. Во-вторых, скальпель хорош, когда пациент находится под наркозом — и "Штука" имела большой успех в первую очередь там, где противовоздушная оборона противника была слаба или плохо организована.

Далеко не выдающаяся по своим характеристикам, "Штука" быстро прославилась благодаря искусству людей, сидевших за ее штурвалом, и умению командования вермахта концентрировать силы на главных направлениях. Разумеется, пикирующий бомбардировщик сам по себе был достаточно удачной идеей, однако с технической точки зрения "Штука" не была гениальным самолетом. И все же ее успехи оказались столь велики, что германское руководство само в конечном счете оказалось под их гипнозом, пытаясь всеми силами продлить жизнь уже изношенному и проржавевшему инструменту. Упустив момент для создания нового поколения самолетов поля боя, инженеры Третьего рейха пытались вновь и вновь усовершенствовать Ju-87, в то время как противники Германии уже противопоставили легендарному пикировщику куда более эффективные самолеты, такие как пикирующий бомбардировщик Пе-2 и штурмовик Ил-2. И лишь высокая квалификация пилотов штурмовой авиации спасала соединения "Штук" от окончательного разгрома.

Ju-87 был самолетом, прошедшим Вторую мировую войну с первого и до последнего дня. На первый взгляд это звучит как комплимент, однако на деле является признаком того тяжелого кризиса, в котором в итоге оказались германские военно-воздушные силы. И все же история этого самолета заслуживает того, чтобы о ней говорить — именно в силу символичности судьбы немецкого пикировщика.

Из выпущенных в разные годы 6000 "Штук" лишь около 200 дожили до окончания войны. Сегодня существуют лишь две: одна "Дора" находится в Великобритании и одна "Берта" в США. Кроме того, посетители Технического музея в Берлине могут видеть обломки "Штуки", обнаруженной в России и привезенной в Германию. Возможно, этот самолет будет восстановлен.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх