Разговор 6-й. О том, какую картину Мира увидел ученый

у. Учитель! Если подготовка закончена, к чему откладывать -- покажи мне картину Мира.

У. Не к чему. Смотри.

у. Действительно -- "кино".

Только "на экране" все мелькает, и ничего нельзя разобрать.

А, вот -- картина останавливается.

Вижу Солнце. С "экрана" льется очень яркий свет. Кроме света, нет ничего. И полная тишина.

Нет! Это не просто свет. В его пульсации -- огромная мощь пружины, готовой расжаться. И вместе с тем -- животворящее тепло. И -- полнота жизни.

Вот что-то произошло, и картина изменилась. Теперь "экран" как бы разделен по горизонтали на две половины. В верхней половине -- Солнце. Но Пружина Солнца уже начала разжиматься в нижнюю половину -- проливаться огнем, Огненными Потоками -- менее яркими, чем Солнечное, но более радужными свечениями. Они похожи на полярное сияние, только гораздо ярче: блики самых разных оттенков переливаются, перетекая друг в друга. Чем ниже опускается Поток, тем игра его цветов становится "спокойнее" , а сами цвета -насыщеннее.

Между Огненными Потоками нет границ: каждый из Них везде. Но вместе с тем каждый Поток существует и сам по себе.

Как и свет Солнца не просто свет, и Потоки не просто потоки. Каждый -сжатая пружина. И еще -- у каждого Потока свое лицо, нечеловечески мудрое лицо. Выражения лиц непрерывно меняются, но неизменно остаются прекрасными, и неизменно на них написана одна и та же -- у Каждого своя -- не выразимая словами мысль.

Потоки обмениваются светом. В их отношениях царит полнейшая гармония. Эту гармонию подчеркивает музыка, по сравнению с которой лучший Моцарт просто шум.

Снова что-то произошло, и к двум верхним полосам "экрана" добавляется третья.

Сюда разжимаются пружины Огненных Потоков. Разжимаются и рассыпаются в множество разноцветных Облаков. Вверху Облака перистые. Опускаясь, они густеют -- "кучевеют". Цвета Облаков не такие яркие и переливающиеся, как у Потоков, но зато более насыщенные.

В отличие от безграничных Огненных Потоков у Облаков появляются вверху не очень определенные -- а чем ниже, тем определеннее -- границы. Облака движутся с огромной скоростью -- они, как и Огненные Потоки, везде.

И как и Огненные Потоки, Облака тоже -- сжатые пружины, только более слабые. И у них тоже свои лица со своими прекрасными и мудрыми мыслями. И они тоже общаются: набегают друг на друга, сливаются, окрашивают друг друга своими цветами -- и снова разбегаются. Их отношения совершенно гармоничны. Это отношения любви и сотрудничества. Как будто они что-то делают вместе.

И музыка -- прекрасная, но "рукотворная".

Вот добавляется четвертая полоса. В нее разжимаются пружины Облаков.

Облака проливаются цветными водопадами -- "краскопадами". Цвета краскопадов еще насыщеннее и еще тусклее, чем у Облаков, -- даже с примесью черного. И они почти не играют. И движутся краскопады медленнее. И их формы и местоположения определеннее. И эта определенность тем больше, чем краскопад ниже, гуще и темнее.

Краскопады тоже сжатые (только еще более слабые) пружины с лицами. Но их лица (каждое тоже со своей мыслью) не всегда прекрасны. То же и с общением. В нем появилась враждебность -- стремление разрушить, уничтожить. Это уже не безусловная взаимопомощь Облаков. Краскопады тоже что-то делают вместе, но иногда и мешают друг другу. И такой дисгармонии чем ниже, тем больше. То же -- и в музыке. Это обычная музыка: иногда прекрасная, иногда не очень.

Картина снова меняется: появляется пятая полоса. Сюда разжимаются пружины загустевших краскопадов: студенистые потоки сползают вниз, застывают и рассыпаются.

И их осколки оказываются... обычными вещами нашего обычного мира. Звезды, планеты. Вот наше Солнце. Земля. Океаны, материки, горы, реки...

Я вижу наш обычный мир. Только этот мир пятой полосы рожден и "движим" четырьмя верхними полосами.

Что все это значит?..

У. То, что обычно ты видишь только пятую полосу.

у. И это все "кино"?

У. Нет. Это только "первая серия".

у. Тогда покажи вторую.

У. Смотри.

у. Та же картинка. Только теперь видно, что "обычные вещи" тоже пружины. И эти пружины, разжимаясь (а вместе с ними разжимаются и пружины верхних полос)... как бы это сказать -- создают вещи: чем больше пружина разжимается, тем больше вещь "появляется".

Вот видно, как в каком-то катаклизме (я даже не знаю, как это называется у геологов) рождается гора. Ее пружина разжимается, и гора отделяется-вырастает из своего горного массива.

Вот пружина разжалась полностью. Теперь гора как будто отскакивает от невидимой стены, и у нее появляется... что-то вроде "зеркального отражения" или "противоположности" -- в общем, "гора наоборот". Как будто гору засняли на цветную кинопленку, сделали негатив, "вывернули" его (поменяли местами "лево" и "право"), зарядили в проектор и пустили проектор задним ходом.

Разжимавшаяся пружина начинает сжиматься. И при этом гора исчезает. Но как интересно! "Внешне" гору разрушают природные катаклизмы: извержения, землетрясения, камнепады, лавины... Но за всем этим видно, как гора соединяется со своей "противоположностью", тает и превращается в фонтанчик краски в четвертой полосе, который бьет наверх -- навстречу краскопаду, застывшему в растаявшую гору. Но самое главное: этот фонтанчик сам -"противоположность" части краскопада. И, встретившись, две эти "противоположности" вступают в "химическую реакцию", в которой обе и исчезают.

Теперь даже не знаю, куда смотреть: вверх или вниз.

Наверх (в третью полосу) "химическая реакция" выбрасывает струю газа, "противоположную" части Облака, пролившегося краскопадом. Две "противоположности" соединяются, взрываются и выбрасывают огненную вспышку во вторую полосу. Вспышка "противоположна" части породившего Облако Огненного Потока, и, когда она соединяется со своей "противоположностью", в первой полосе вспыхивает "квант" яркого Солнечного света.

Внизу. Фонтанчик не останавливает краскопад -- только немного уменьшает его "пружинность". И краскопад выбрасывает в пятую полосу уже другую "обычную вещь" -- озеро. И с озером происходит то же самое. Пружина озера сначала расжимается -- и озеро образуется. Видно, как лавина перекрыла ручей и как вода поднимается все выше за этой запрудой. А вот -- появляется "антиозеро", и пружина начинает сжиматься. "Внешне" видно, как уходит вода из озера. "Внутренне" -- как в четвертую полосу выбрасывает фонтанчик, и с ним повторяется все то же.

То же происходит и в третьей полосе -- с Облаками, и во второй -- с Огненными Потоками. Хотя поднимающиеся "противоположности" Их частично нейтрализуют, Они продолжают расжиматься: Облака проливаются другими краскопадами, Огненные Потоки -- другими Облаками.

Картина совершенно феерическая! Падающую лавину "гасит" встречное извержение! Искры, вспышки, всплески, взрывы!

Но вот -- вся эта феерия начинает затухать. Пятая полоса пустеет. Питающие ее краскопады разжались и иссякли настолько, что фонтанчики-"противоположности" перекрывают их полностью. И четвертая полоса тоже пустеет.

А за нею -- третья: пружины Облаков тоже расжались полностью.

И -- вторая.

И остается только Солнце.

Это все?

У. Все.

у. М-да!.. После такого зрелища нужно прийти в себя.

...Вопросов, конечно, очень много. Но их нужно как-то упорядочить. Да и просто сформулировать.

Ну что ж... Попробую так.

У картины кольцевая композиция. Значит, после второй серии снова начинается первая?

У. Да. Вместе две "серии" образуют Цикл Мира, который повторяется снова и снова.

у. А сколько длится Цикл Мира?

У. Для тебя -- вечность.

у. Ты хочешь сказать, что мне бесполезно знать время точнее?.. Тогда попробую спросить по-другому.

А чем полезно знание о таком длинном Цикле?

У. Тем, что Цикл Мира состоит из бесчисленных циклов и цикликов, длящихся от веков и десятилетий до долей секунды. И все они похожи друг на друга: "пружина" каждого цикла сначала расжимается, а затем сжимается и исчезает.

Знание о Цикле Мира нужно тебе, прежде всего чтобы научиться видеть в процессах вокруг и внутри тебя его "миниатюрные" копии-части.

у. Как я понимаю, Цикл сотворения-гибели Мира был многократно описан в эзотерических книгах?

У. Конечно. Все эти описания, как и увиденное тобой "кино", -- отсветы одной Великой Идеи.

у. Перед тем как начать расспрашивать систематически, я хочу попробовать "схватить" эту Идею.

Я встречал Ее оформленной по-разному. Например, сначала Великое Ничто рождает, а затем поглощает мир. Или Первоначальный Единый Свет густеет и рассыпается в многообразие "мира явленного", а затем это многообразие сворачивается в Первоначальное Единство. Или сначала "камни разбрасывают", а затем "собирают". Или падающий луч нисходящего (по Гурджиеву, инволюционирующего) Духа отражается и поднимается (эволюционирует, по Гурджиеву) к своему Источнику. Или то, что ты говорил о Круговороте Духа.

И за всем этим просматриваются три аспекта происходящего.

В первой фазе Цикла, с одной стороны, Изначальный Мир порождает все остальные миры. Как будто разбирают матрешку.

С другой -- Изначальная Тончайшая Субстанция сублимирует и грубеет -сгущается и застывает.

И с третьей стороны, Изначальная Вещь не то рассыпается на, не то разрастается во множество вещей.

А во второй фазе, соответственно, с одной стороны, Мир поглощает миры. С другой -- грубое "возгоняется" в тонкое. А с третьей -- разнообразие сворачивается в Единство.

Так?

У. Есть еще четвертая сторона. Сначала Перво-Идея воплощается через воплощение множества "дочерних", "внучатых" и так далее идей. А затем эти воплощения осмысляются и этим завершают воплощение идей.

у. Ты хочешь сказать, что "пружинность" -- это стремление идеи воплотиться?!

У. Именно так.

у. А осмысление истончает грубую материю воплощения?!!

У. Так же, как отраженный свет несет в себе образ освещенного предмета.

у. И ты можешь объяснить это?

У. После того, как ты больше поймешь то, что увидел.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх