• Регистрация брака в органах ЗАГС
  • Языческие церемонии бракосочетания
  • Венчание
  • 4

    Регистрация брака

    В России гражданская церемония бракосочетания обычно проводится в ЗАГСе. Изменение гражданского статуса имеет юридическую силу. Поэтому молодым супругам выдается особый документ – свидетельство о браке. Кроме этого, в паспортах ставится соответствующий штамп.

    Регистрация брака в органах ЗАГС

    Надо отметить, что регистрировать брак в органах ЗАГС начали в России после Октябрьской революции. До этого желающие вступить в брак обязательно должны были венчаться. Другие церемонии бракосочетания считались недействительными.

    Современные дворцы бракосочетания и отделы ЗАГС предоставляют большой ассортимент услуг для молодоженов. Подавая заявление, жених с невестой могут ознакомиться со списком услуг и выбрать то, что им понравится. Если пара решила заказать торжественную церемонию, то следует знать, что это будет стоить несколько дороже, но зато сама регистрация пройдет более ярко и надолго запомнится всем присутствующим.

    Время регистрации обычно назначается заранее. Торжественные церемонии в основном проходят с 11.00 до 15.00. И, конечно же, не стоит опаздывать, ведь в пятницу и субботу в ЗАГСе проводится, как правило, несколько торжественных регистраций. А в сентябре и августе, когда традиционно справляется много свадеб, нередко бывает и до несколько десятков регистраций в одном ЗАГСе.

    В Иудее жених приходил за невестой ночью, причем никто не знал, когда точно он появится. Невеста собирала свои вещи и готовилась внезапно покинуть дом.

    Когда молодая пара выходит из дома невесты, жених обычно переносит невесту через порог на руках, следуя поговорке «Если на руках вынесена, на ногах не захочет вернуться». Сохранился также обычай мыть полы в доме невесты после ее отъезда в ЗАГС. Отъезжая от дома невесты, машины, как правило, начинают сигналить, оповещая округу о свадьбе. Жених с невестой до ЗАГСа едут в разных машинах. Невесту сопровождает свидетельница, а жениха – свидетель. Желательно заранее позаботиться о размещении гостей в автомобилях. Очень неприятны ситуации, когда гостям самим приходится заботиться о том, как добраться до ЗАГСа. Машины жениха и невесты держатся друг за другом.

    Родители молодоженов традиционно не едут со всеми на церемонию бракосочетания. Они занимаются подготовкой к свадебному пиру. Если для этой цели арендовано кафе, обычно оставляется одна машина, чтобы родители смогли быстрее добраться туда.

    Лучше все же приехать в ЗАГС за 10–15 мин до церемонии. Тогда у жениха и невесты будет время на то, чтобы привести себя в порядок перед торжественной минутой: поправить прическу, наряд. Свидетелям тоже необходимо время, чтобы передать распорядителю брачной церемонии обручальные кольца, а также сообщить свои данные для внесения в записи актов. Молодой паре это время позволит привести свои мысли, чувства в порядок, проникнуться важностью и ответственностью предстоящего события.

    Работники ЗАГСа заранее рассказывают будущим супругам о порядке проведения регистрации. Свидетели получают последние инструкции непосредственно перед церемонией. Порядок регистрации обычно расписан по минутам, поэтому точно в назначенное время распорядитель брачных церемоний пригласит всех в торжественный зал. Первыми идут жених с невестой, потом свидетели, и следом все остальные. Гости берут с собой цветы, которые будут вручать невесте по окончании церемонии.

    Регистрация проходит всегда строго по сценарию. Вначале, как правило, ведущий церемонии спрашивает новобрачных о взаимности и добровольности решения о вступлении в брак. Дальше следует вопрос, касающийся брачных фамилий супругов. Жених с невестой еще при подаче заявления в ЗАГС в специальном бланке отмечают свою будущую фамилию. Но об этом уже говорилось выше.

    Отвечая на вопросы ведущего, желательно говорить внятно, чтобы ему не пришлось переспрашивать, и чтобы гостям были тоже слышны ответы. После этого в книге записи актов делается соответствующая запись, скрепляемая подписями новобрачных и свидетелей. Сотрудник ЗАГСа тоже ставит свою подпись и переходит к следующему этапу церемонии. Фраза, которая знаменует рождение семьи, звучит в России так: «В соответствии с Законом о браке и семье ваш брак зарегистрирован. Объявляю вас мужем и женой. Дорогие супруги, прошу вас в знак бесконечной любви и верности друг другу обменятся кольцами».

    Ведущий церемонии подает жениху и невесте обручальные кольца, которыми они обмениваются. Факт вступления в брак скрепляется первым супружеским поцелуем. Первым молодых супругов поздравляет сотрудник ЗАГСа и вручает им свидетельство о браке. Это первый семейный документ молодой пары. Потом молодоженов поздравляют уже все присутствующие на торжестве. Подаренные букеты цветов невеста передает свидетельнице, у нее в руках остается лишь букет, подаренный женихом.

    В Мексике молодоженам издавна принято дарить букеты из растения алоэ. После свадьбы молодые супруги ставят «букетик» в воду и ждут появления корешков. Когда они появятся, растение высаживают в грунт. За свадебным растением обычно хорошо ухаживают и следят за появлением отростков. Считается, что столько детей будет у молодой семьи, сколько отростков дало алоэ. Это растение очень ценилось и почиталось в древности. Люди наделяли его необычными, магическими свойствами. И сейчас медицина и косметология не обходятся без этого чудо-растения.

    По окончании регистрации брака все выходят из зала все в том же порядке: сначала идут молодожены, потом свидетели и остальные присутствующие.

    Вся церемония регистрации брака обычно снимается на видеокамеру. Видеосъемка тоже входит в услуги ЗАГСа, но оплачивается, как правило, потом. По окончании церемонии новобрачным показывают отснятый материал и, если он им нравится, они покупают кассету. Также можно заказать видеоролик профессионального качества с музыкальной и видеообработкой. Об этом будет более подробно сказано ниже.

    В Зальцбурге до сих пор жив обычай кражи невесты. Совершает кражу самый дерзкий и разбитной парень (обычно не из числа приглашенных). Похититель выбирает удобный момент до венчания или даже после него, отвлекает внимание бидельмана (свидетеля) и увозит невесту в отдаленный дом, где потом и пирует за счет невнимательного бидельмана. Если кража происходит после венчания, за пир расплачивается жених. В наши дни невесту увозят на машине друзей жениха.

    Языческие церемонии бракосочетания

    Религиозные ритуалы и церемонии, освящающие союз мужчины и женщины, существовали издавна. Из древних документов и настенных росписей известно, какое большое значение в древности придавалось браку и церемонии бракосочетания. На Крите учеными найдены великолепно сохранившиеся фрески. Древние жители острова, кроме цветов, животных и рыб, очень часто изображали свадебные церемонии. Неизвестные мастера словно подчеркивали красоту и важность торжественного события.

    В русских летописях сохранились сведения о древних свадебных обрядах славян. Архаичные формы бракосочетания, конечно же, отличались от современных обрядов. Свадебные ритуалы наших предков были связаны с плодородием и природными стихиями: водой, землей, огнем, ветрами и т. д.

    В дохристианской Руси существовало несколько форм брака: договорной, похищение невесты, откупной. В некоторых регионах невеста сама приходила в дом жениха, и если семья избранника ее принимала, тогда это событие отмечалось праздником. Существовал также обряд «закрепления» брака водой. Проходил он на берегу какого-либо источника. Жрец поливал или обрызгивал молодую пару водой.

    Одним из вариантов свадебного ритуала был обвод молодых вокруг дерева. Для этой цели выбирался большой красивый дуб, реже ракита. Дуб в древности считался деревом Перуна – бога-громовержца, поэтому на Руси очень много обрядов было связано с этим деревом. Интересны свадебные обряды некоторых регионов Древней Руси, где жених и невеста сажали свадебное дерево.

    Сохранились сведения о такой традиции, как «посев будущего потомства». Молодожены вдвоем вскапывали небольшой участок земли и засевали его семенами проса или ржи.

    Следует отметить, что до X–XI веков свадьбы играли весной. Это было обосновано верованиями того времени. Считалось, что первый весенний дождь знаменует свадьбу Неба и Земли, поэтому люди, следуя принципу «что на небе, то и на земле», приурочивали свадьбы к этому событию.

    Древние славяне не относились к браку как к таинству, чего добивалась впоследствии христианская церковь. Брачный обряд воспринимался людьми как пробуждение всеобщих природных сил.

    Как небо проливается дождем на землю и она оживает, начинают всходить ростки, происходит бурный рост и цветение, так и от союза юноши и девушки пойдут дети – будущая сила и опора общины.

    В Греции и Венгрии существует обычай, по которому по постели новобрачных должны побегать или покататься дети. Постель для первой брачной ночи обычно стелила родственница со стороны невесты, например ее крестная мать. Под перину насыпались зерно или оливки (в Греции). Когда все было сделано должным образом, в комнату впускали детей в возрасте от 2 до 8 лет. Им разрешали прыгать, скакать и кататься по постели в течение какого-то времени. По поверьям, благодаря этому у молодоженов должно было появиться здоровое и многочисленное потомство.

    Мировоззрение наших предков отлично прослеживается в сказаниях, былинах, сказках. Некоторые современные праздники уходят корнями в седую старину, так, например Масленица, Красная горка, праздник Ивана Купалы. Древние боги только сменили имена, наложила на них отпечаток и православная вера, но глубинное понимание их сути осталось прежним. Грозный Перун стал Ильей-пророком, покровитель скота Велес – святым Василием, Ярило преобразился в Георгия Победоносца. Интересно и превращение богини Мокоши, которая в древности считалась женой бога Перуна, впоследствии она становится Параскевой-Пятницей. Вплоть до середины XIX века она считалась покровительницей женских ремесел и женщин вообще.

    В X–XI веках, когда на Руси стали исповедовать православие, князь Владимир приказал разрушить языческий пантеон. Церковь также пыталась бороться со старыми, «бесовскими» обычаями. Но надо признать, что вплоть до XVIII века на Руси почти повсеместно существовало двоеверие. Многие церковные обряды и праздники были приурочены к языческим.

    Свадебный обряд тоже носил двойственный характер. С одной стороны, венчание стало обязательной нормой в обществе, а с другой – все древние обычаи и символика свадьбы остались прежними. На первых порах славянам трудно было принять мистицизм и определенную абстрактность христианского брака. Поэтому обряд венчания проводили просто как дополнение к остальному ритуалу. Так же приносились свадебные жертвоприношения богам. Именно от этих традиций пошло обсыпание жениха и невесты зерном, умывание невесты вином, обрызгание и обсыпание свадебного поезда и другие обычаи, которые многие стараются соблюдать и в наши дни.

    Из языческих верований пришли свадебные приметы и магические приемы на современных свадьбах, например положить монетки в обувь молодых, гудение свадебного кортежа, булавки «от сглаза» в платье невесты. Перенос невесты через порог – тоже дань древним обычаям. Иногда свадебный поезд едет кружным путем, чтобы «дорогу не испортили». В сельской местности и сейчас на свадьбу стараются звать знахарку-колдунью.

    А к машине жениха иной раз привязывается веник – «дорогу другим женихам указывать». Традиция прохождения молодых между зажженными свечами тоже пришла из древности, когда после бракосочетания на дороге новобрачных разжигали костры.

    Приемы народной магии остались неизменными, хотя с ними много веков боролась Церковь, а позже и Советская власть. Ни одно важное событие в жизни семьи не обходилось без проведения предписанных ритуалов. Свадьба, как правило, проходит в несколько этапов, и каждому из них сопутствуют свои традиционные действия. Известны многие приемы, чтобы сделать удачным сватовство или сговор. А сколько примет и ритуалов связано с первой брачной ночью. И в старину, и сейчас этому событию придается особое значение. Охранительная магия в день свадьбы есть практически у всех народов мира.

    У карелов Северного Приладожья перед бракосочетанием жених исполняет ритуальный танец перед невестой. Танец должен исполнятся в доме невесты. Гости и родственники образуют круг, невеста встает в середине, и жених начинает вокруг нее свой танец. Элементами танца должны быть движения, демонстрирующие истинные намерения жениха, его половое влечение к невесте. Иногда применяются и акробатические приемы: мостик, прыжки через голову. Невеста в основном кружится на месте, ее движения изображают повадки птиц.

    Рождение ребенка на Руси тоже сопровождалось особыми обрядами. У славян считалось, что появление на свет ребенка встречают особые сущности – рожаницы. Они наделялись теми же качествами, что и греческие мойры. Рожаницы наделяют младенца судьбой, поэтому родители старались задобрить их.

    Кроме жертвоприношения, рожаницам полагалось угощать родственников и соседей. Отголоском этого древнего обычая можно считать современные крестины младенцев. Так, в древности родители посвящали своего ребенка какому-либо богу, то есть отдавали дитя под его покровительство. И сейчас, подбирая для младенца имя, некоторые родители сверяются со святцами. Принцип тот же: ребенку дается имя святого, который будет покровителем и защитником ему на всю жизнь.

    У русичей существовали определенные представления относительно любви и брака. И чаще всего любовь и брак были понятиями не тождественными. Здесь опять стоит сделать ссылку на традиционную общинную направленность понятий. Брак заключался из экономических и хозяйственных соображений, и подчас решение о свадьбе принималось всей общиной, родом. Но любовь, тем не менее, не отрицалась славянами. В пантеоне богов особое место занимала богиня любви и плодородия – Лада. Сохранились сведения, что большое изваяние богини долгое время стояло на берегу Днепра, близ Киева. К подножью статуи паломники приносили цветы и венки. Люди издалека приходили поклониться богине и просить ее помощи.

    В XII веке уже установились основные элементы великорусского свадебного обычая. Например, сговор и помолвку принято было отмечать торжественным застольем. Традиционно на стол подавались особый каравай, каша и сыр. Если после помолвки жених вдруг отказывался от невесты, ему приходилось «платить за сыр». Отказ от свадьбы после сговора считался нарушением обещания, и с виновного взималась немалая сумма.

    В XIII веке в общество прочно вошла традиция закреплять согласие на брак рядной записью. При сговоре родственники молодых, как правило, спорили, договаривались, то есть «рядились». С тех же времен пришел к нам и обычай рукобития, когда, договорившись, отцы жениха и невесты скрепляли сделку крепким рукопожатием.

    Церковь все это время вела довольно жесткую политику в отношении старых народных ритуалов. Уже в XIV–XV веках брачный договор стал закрепляться церковным обручением. Обрученным выдавалась грамота, подтверждающая законность помолвки.

    С приходом христианства на Руси закрепилось византийское брачное право, категорически запрещающее многоженство, которое было широко распространено ранее. К прелюбодеянию и внебрачным связям отношение было отрицательным. В женщинах особо ценили целомудрие и непорочность. Появление внебрачных детей тоже не приветствовалось в обществе.

    Боролась церковь и с такими проявлениями язычества, как древние праздники, некоторые из которых носили оргиастический характер. В дохристианской Руси ночь на Ивана Купалу была именно таким праздником. Собственно говоря, начиная многие хозяйственные дела (весенние посевные работы, сбор урожая и т. д.), наши предки прибегали к магии плодородия. В некоторых местностях новобрачные первую ночь проводили на свежевспаханном поле. По поверьям, это способствовало хорошему урожаю.

    В Боснии и Герцеговине средством защиты от злой силы считались магические действия с кругом. Невеста, въезжая во двор мужа, должна была три раза объехать на повозке вокруг особого стола. На столе находились магические предметы и специальные «защитные» караваи. Там же выезжая на венчание, свадебный поезд проезжал не через ворота, а через сделанный в заборе пролом. Считалось, что это верное средство обезопасить новобрачных от коварства злых сил.

    Итак, к XVII веку в России уже сложились определенные свадебные обряды. Существовали специальные свадебные одежда, атрибутика, пища, фольклор. Прочно вошла в общественное понятие значимость церковного брака. На старинных гравюрах и миниатюрах, сохранившихся до наших дней, изображены многие элементы свадьбы, существующие и поныне. При этом некоторые ритуальные свадебные действия исчезли или изменились. Так, например, после венчания жених уже не разбивал стеклянный кубок. В то же время окропление святой водой до и после венчания присутствовало повсеместно.

    В своих проповедях священнослужители строго осуждали языческие пережитки, примером служат сохранившаяся проповедь митрополита Даниила. Тем не менее искоренить некоторые традиции, существовавшие веками, было непросто. «Похороны зимы» и «отмыкание земли» продолжали происходить вплоть до 1917 года. Эти праздники отмечались хороводами, песнями, плясками, буйным весельем. Сжигались или бросались в воду соломенные чучела, молодежь прыгала через костры. В мае-июне начинались «русалии», которые длились 7–8 дней. Это время ознаменовывалось играми, гаданием, и всякими магическими обрядами. Верования в русалок тоже сохранились от древнейших поверий в небесных женщин. Ранней весной из колодцев поднимались небесные женщины. Они приводили издалека тучи, и на землю проливался благодатный дождь, дающий жизнь посевам.

    Постепенно небесные женщины превратились в русалок, существ красивых, но коварных. Купаться с русалками могли только ведьмы, для остальных это грозило безумием или смертью.

    Пожалуй, первой попыткой ввести на Руси строгие нормы поведения был «Домострой». Этот свод правил семейной жизни скорее представлял идеал в понимании того времени. Реальность же порой значительно отличалась от домостроевских предписаний. В крестьянских общинах существовали свои, устоявшиеся веками понятия. Часто, как и в языческие времена, родители женили детей рано, в 12–13 лет. В степных регионах порой заключались браки между только родившимися детьми. На колыбелях в таких случаях ставились особые зарубки. Девочка в 8–9 лет переходила в дом родителей мужа. На северо-востоке сохранилась традиция парного брака, когда два брата брали в жены девушек из одной семьи или когда брат женился на девушке, а его сестра должна была выйти замуж за ее брата. Этот обычай – отголосок очень древнего, группового брака.

    Иногда из экономических соображений взрослую девушку выдавали замуж за мальчика 9–10 лет. Это делалось в том случае, когда в хозяйстве требовались рабочие руки, когда женских рук не хватало. Существовал и обычай «условной» невесты, когда семья, где есть мальчик, заранее обручала его с девочкой из другой семьи, которая даже еще не родилась. Такие шаги предпринимались, если семьи хотели скрепить торговые или дружественные отношения.

    В Белоруссии очень долго сохранялась традиция столбового обряда. Проводился он обычно у печного столба. Дружка в изодранных лаптях, рваной одежде, лохматый и с грязным лицом забирался на печной столб. Там он запевал обрядовою песню «Басла Божа», в которой призывал высшие силы скрепить брачный союз жениха и невесты. Дружка брал с собой на «стоуп» вино, калачи и другую еду. И именно оттуда бросал собравшимся яства. Дружка своим видом и поведением символизировал бога-предка, который пришел, чтобы благословить брак. В Белоруссии верования в предка-покровителя существовали до XIX века.

    И в русских песнях, и в фольклоре других стран можно отметить то, что невеста печалится предстоящим переменам в ее жизни. И действительно, участь молодой жены в чужом доме была в старину нелегка. Девушку ожидала тяжелая работа, недоброжелательность свекрови, подчиненное положение в семье мужа. Именно поэтому традиционен был «плач невесты» накануне свадьбы, во время обряда прощания с отчим домом. Многие песни-причеты сохранились до наших дней. Например:

    Наглядись-ка родимый батюшка,
    На меня на молодешеньку.
    Хорошо ли я снарядилась,
    По Божьи в церковь ехати,
    Под золотой венец вставати,
    Закон Божий приняти.
    Со чужим-то со чужанином.
    Я тебе, батюшка,
    Бью челом, низко кланяюсь,
    Я была у тебя батюшка,
    Малым-то малешенька,
    Возле лавочки ходила,
    Брал ты меня, батюшка,
    На свои ручки белые,
    Поднимал ты меня, батюшка,
    Выше буйной головушки,
    Говорил ты мне, батюшка:
    Не отдам я тебя, милая дочь,
    Ни за князя, ни за боярина.
    Посажу, я тебя, мила дочь,
    Во сады, во зеленые..

    Или:

    Растопися, баненка,
    Разгорися, каменка,
    Распечалься девушка,
    По своей сторонушке,
    По своей сторонушке,
    По девичьей волюшке.
    Не спешися, девушка,
    Ко чужому батюшке.
    У чужого батюшки
    Поле горем сеяно,
    Слезами поливано,
    Кручиной горожено.

    Действительно, на старинной свадьбе печалилась только невеста. Она грустила, когда все остальные пели веселые и радостные песни. Более того, на казацких свадьбах в дом невесты приглашали специальных женщин – «выйщиц», которые должны были причитать и петь жалобные песни невесте. И ей, бедной, даже если она была рада замужеству, приличествовало плакать и горевать, и ни в коем случае не показывать свою радость. Иногда на причет невесты, ее обращение к родителям не отдавать ее замуж, отвечала мать, которая по традиции должна успокаивать дочь и давать наставления, как следует относиться к свекру и свекрови. В ответном причете мать советует не ждать доброго отношения от родителей мужа, но тем не менее рекомендует дочери быть скромной и почтительной к ним. Отец обычно ничего не отвечал дочери, так требовал обычай.

    У восточных славян невеста перед свадьбой обращалась с особыми песнями к домовому. Он считался духом-покровителем дома и хозяйства. Девушка просила ответить ей, как будет обращаться с ней муж, будет ли заступаться перед своими родителями? При сватовстве невеста должна была прятаться в печном углу и оттуда слушать разговор. После того как уходили сваты, девушка начинала «выспрашивать» домового.

    На юге Австрии новобрачные после выхода из церкви должны были распилить бревно, лежащее на козлах. Если их действия были согласованы, и они справлялись с работой быстро – это считалось хорошей приметой и означало, что жить будут дружно.

    Проходили молодые и еще одно испытание: в доме, где должен проходить свадебный пир, ставили стол, который накрывался особой скатертью. На стол помещались предметы: стакан воды, трубка, хлеб, веник, нитки и т. д. Жених и невеста должны были одновременно выбрать по одной вещи. В зависимости от того, за какой предмет они возьмутся, судили о том, какие они будут хозяева.

    Вообще с печкой у славян связано много свадебных обрядов. Например, на Украине при сватовстве один из сватов выковыривал из печи камушек и прятал в карман. А невеста в знак согласия садилась у печного угла и колупала глину. Все это делалось для того, чтобы заручиться хорошим расположением домового к предстоящему событию. Считалось, что домовой обитает в печной трубе. И переезжая в дом мужа, невеста также старалась заручиться покровительством «хозяина».

    В Курской области в день свадьбы невеста вовсе не торопилась наряжаться к венцу. Она сидела на печи в обычной домашней одежде с распущенными волосами. Когда приезжал поезд жениха, в дом входил дружка, все остальные ждали во дворе. Именно после прихода дружки и его «категорических требований» начать собираться, девушка спускалась вниз и шла одеваться. При этом свой гребень она оставляла на печи, домовому на хранение.

    В старину ни одна свадьба не обходилась без скоморохов. Они большей частью развлекали и веселили гостей, и в общем-то задавали тон празднику. Петр I запретил участие скоморохов на свадьбах и других увеселениях. Поэтому роль скоморохов стал выполнять дружка. И именно с тех давних времен, когда скоморохи, славя молодых, пели им хвалебные песни, пришло сакральное название: жениха называли Князем, невесту Княгиней. Так и сейчас на свадьбе называют новобрачных.

    Очень много древних традиций сохранилось у северных народов. Свадьбы в старообрядческих селах и в наши дни проходят ярко, красочно, с определенной долей драматизма. Там можно сейчас перед выездом жениха и невесты в церковь видеть обряд «бранья» – когда невеста передается из рук в руки и в конце попадает к жениху. При этом собравшиеся поют особую песню, смысл которой заключается в том, что у жениха на руках девушке будет лучше всего, и что она, передается ему навечно.

    Так же сохранился в северных селах особый свадебный чин – косник. Его задачей является, как можно дороже, продать «косу». Косник должен уметь хорошо торговаться и шутить. Раньше его за работу благодарили деньгами и чаркой вина, сегодня одаривают смешными сувенирами.

    Еще 60 лет назад молодых после брачной ночи принято было будить, разбивая у двери горшки. Молодая жена должна была безропотно собирать эти осколки, хотя подчас горшки разбивались на ее глазах. В некоторых регионах посуду принято было бить перед входом молодых в дом мужа. Около двери новобрачных встречала мать жениха в вывернутой наружу мехом шубе. Она приветствовала их словами: «Шуба тепла и мохната – жить вам тепло и богато!»

    Особое значение придавалось приготовлению постели для брачной ночи. Стелить ее должна была мать жениха. Для этого выбиралось не отапливаемое помещение, клеть или пристройка к избе. Состояло брачное ложе из 27 соломенных, незашитых тюфяков. В солому порой добавляли хмель, просо или другое зерно. Перина, простыни, подушки, одеяло, по возможности, вышивали особой свадебной символикой. Перед приходом молодых постель проверял дружка, который несколько раз ударял по ней кнутом, прогоняя нечистую силу. Иногда свадебный отрок, мальчик лет 5–7, должен был попрыгать, поваляться на постели.

    На Севере по традиции, кроме главного дружки, выбирались еще и младшие. В их обязанности входило также развлекать и веселить гостей, на эту роль приглашались, в основном, друзья жениха. Подружки невесты тоже не оставались без дела. Готовясь к девичнику, девушки приносили в дом невесты небольшую сосенку, которая украшалась красными лентами. Деревце символизировало наряженную к венцу невесту. В некоторых селах подругами разыгрывались настоящие инсценировки предстоящей свадьбы.

    В словацкой традиции существовал древний свадебный обряд-игра, так называемая казнь петуха. Основой этой традиции был обряд жертвоприношения, но древний смысл давно забыт. И в XIX веке без «казни петуха» не обходилась ни одна словацкая свадьба. Сначала петуха торжественно приносили во двор, где и происходил своеобразный суд-пародия. Птицу обвиняли в многочисленных грехах – любви ко всем курам, неверности, многоженстве и т. д. В конечном итоге петух приговаривался к смертной казни. Его привязывали веревкой к деревянному колу. Молодой муж должен был исполнить смертный приговор. Для этого он брал деревянную саблю или цепь, глаза «палачу» завязывали полотенцем. Если после трех попыток петух оставался невредим, право ударить переходило к невесте и т. д. Казненного пернатого относили на кухню, и готовили блюдо, которое потом делилось на всех.

    После свадьбы замужние женщины приглашали молодую жену на обсидки, где ее угощали вином, пирогами и студнем. Этим подчеркивался переход девушки в другой социальный статус. Стоит отметить, что женатые люди должны были строго соблюдать некоторые правила поведения. Например, нельзя было ходить на посиделки, плясать с молодежью. Молодым супругам делалось исключение на один год. Отклонение от подобных установок, строго осуждалось обществом.

    Общественное мнение и добрая слава семьи играли огромную роль в выборе спутника жизни у наших предков. Поэтому свахе принадлежала всегда особая роль. Хорошая сваха должна была все узнать о семье избранника (избранницы). Детям из семьи пьяниц, лентяев или душевнобольных всегда было трудно создать семью. С такими семьями старались не родниться.

    И хотя наши предки ничего не знали о законах генетики, всегда полагались на народную мудрость: «Яблоко от яблоньки недалеко падает». Потому, сватая первую дочь в семье, смотрели на родителей, а вторую уже по замужней сестре выбирали. Если старшая дочь – хозяйка хорошая, жена рассудительная, и невестка покладистая, то и младшая долго в девках не засидится.

    Родители девушки тоже не давали согласия на брак, не узнав предварительно все о родственниках парня. Народная мудрость гласила: «Первого сына родители женили, а других-сноха!» Никто ведь не отдаст свое дитя в дом, где к нему будут плохо относиться.

    Венчание

    Венчание – очень красивый религиозный обряд, издавна принятый на Руси. И сейчас многие современные пары стремятся скрепить свой союз в церкви. Многие годы в России не разрешалось проводить венчание. Но за последние 15 лет все изменилось в обществе и государстве. И теперь не только молодые пары, но и прожившие много лет вместе люди желают пройти обряд венчания.

    Если решение принято, следует заранее договориться со священником о дне и времени венчания. Конечно, желательно чтобы регистрация в ЗАГСе и религиозный обряд прошли в один день. Но иногда в силу обстоятельств это бывает невозможно осуществить, тогда венчание можно назначить на другой день.

    В православном храме венчание продолжается около часа. Присутствующие не должны шуметь и разговаривать во время церемонии.

    Женщинам необходимо захватить с собой платочки. Экстравагантные наряды в церковь лучше не надевать. Если среди гостей присутствуют люди, исповедующие другую религию, им следует с уважением относиться к христианскому обряду.

    В горных селениях Франции перед обрядом венчания невеста прилагала все старания, чтобы убежать. Эта традиция считалась обязательной, чем яростнее невеста стремилась удрать, тем большую славу добродетельной девушки она приобретала. Улучив удобный момент по дороге к церкви, невеста верхом на лошади пускалась в бегство, иногда подружки устремлялись за ней. Гарсон д’онер (дружка), вынужден был ее ловить. Нередко кюре и мэру приходилось довольно долго дожидаться окончания подобной игры.

    Молодая пара, решившая венчаться, обязательно должна быть крещеной. Следует заранее позаботиться об этом, если кто-то из двоих еще не крестился. По православному обычаю, новобрачные входят в церковь вместе. Невеста должна находиться по левую руку от жениха. Свидетели располагаются за спиной венчающихся. Родители жениха должны находиться справа от молодых, а родители невесты – слева. Венчальные свечи жених и невеста держат в левой руке.

    Священник, совершая церемонию венчания, одет в праздничное облачение. Хор поет псалмы, священник читает молитвы, в которых просит благословение у Бога для молодоженов. Они в свою очередь должны выполнять все, что говорит им священнослужитель, не перечить ему.

    В первую очередь священник осведомляется у молодых, нет ли каких препятствий для брака, спрашивает об их взаимном согласии. После этого он надевает на правую руку жениху и невесте венчальные кольца, которыми они обмениваются три раза. Затем, священнослужитель благословляет молодую пару и обводит их трижды вокруг аналоя. Во время всей церемонии новобрачные держат в руках горящие свечи. Дружки тем временем держат над головами венчающихся венцы.

    Перед обрядом венчания молодым необходимо исповедаться и причаститься. Невесте необходимо предусмотреть в своем наряде фату. Нательные крестики также будут необходимы, об этом священник обычно предупреждает заранее.

    По католической традиции жених с шафером ждут невесту у алтаря, а невеста в сопровождении отца или другого родственника-мужчины входит в церковь. Пока она шествует к алтарю, играет свадебный марш. Все присутствующие гости заранее рассаживаются по своим местам, и ждут момента, когда невеста подойдет к жениху. После этого все встают.

    Жених должен поклониться невесте и ее отцу, и предложить ей взять его под левую руку. Отец новобрачной кланяется родственникам жениха и отходит к левому ряду скамеечек.

    Во время обряда жених и невеста стоят лицом к священнику. И только по окончании таинства они поворачиваются лицом ко всем собравшимся.

    Из церкви молодые выходят под звуки свадебного марша. За ними следуют отец жениха с матерью невесты, потом – отец невесты и мать жениха, следом остальные гости.

    После выхода из церкви невеста бросает свой букет не-замужним подругам. Для этого она поворачивается спиной и бросает не глядя. Та, которая поймала букет, согласно примете, выйдет замуж следующей.

    Жених в свою очередь совершает похожий ритуал: своим друзьям он бросает подвязку невесты. Для этого следует сначала снять сей предмет с ноги невесты, а это порой непросто, особенно если последняя стесняется. Поймавший подвязку парень, по примете, женится следующим.

    Особый этикет соблюдается гостями на католическом венчании. Обычно на пригласительной карточке венчающиеся стараются указать место для каждого гостя. Если места для гостей в церкви не указаны, следует остановиться у центрального входа и подождать, когда подойдет один из шаферов. Шафер обязательно должен спросить, представителем какой стороны является гость, и в соответствии с этим проводить его к предназначенному месту. Женщина при этом берет шафера под руку, мужчина идет рядом с ним. Если же в церковь пришла супружеская пара, шафер просит явившихся следовать за ним и проходит вперед. Гости следуют за ним до указанного места.

    В случае если две женщины приехали в церковь вместе, шафер провожает сначала одну из них, вторая остается ждать у входа, потом он возвращается за оставшейся. Если приезжает большая группа гостей, женщинам предпочтительнее идти рядом, следуя за шафером.

    Опоздавшим гостям не следует пробираться через всю церковь к своим местам, лучше незаметно пройти к одному из задних рядов и занять место там. Если свадебная процессия уже начала свое движение к алтарю, опоздавший может занять место около центрального входа.

    Бывает, что во время венчания в храм заходят посторонние люди. Прихожанам, не относящимся к гостям, следует занять места на задних скамьях. Не надо ходить по церкви во время церемонии и смешиваться с приглашенными на свадьбу.

    Если приглашенный человек принадлежит к другому религиозному направлению, ему надо внимательно наблюдать за действиями окружающих. Когда нужно, подниматься, садиться и т. д. Всегда следует уважать религиозные обряды прочих конфессий.

    Приехавший заблаговременно и занявший место у центрального прохода гость не должен уступать его вновь прибывшим. Достаточно просто пропустить их, поджав ноги. Мужчина может поменяться местами с женщиной, особенно если она значительно ниже его, так, чтобы она села у самого прохода и могла видеть всю церемонию.

    До начала венчания допускается, если гости негромко разговаривают и раскланиваются. Во время обряда должна соблюдаться тишина. По окончании обряда, когда новобрачные направятся к выходу, следует пропустить вперед родителей и родственников молодых. Лучше подождать, когда сидящие рядом гости начнут подниматься, и только после этого неторопливо двинуться за ними, не создавая давки. После завершения обряда венчания молодоженам и их родственникам необходимо сделать памятные фотографии и видеосъемку, поэтому гостям следует подождать окончания этих действий.

    В румынских свадьбах посаженые родители играли очень большую роль. Жених с невестой сами выбирали и приглашали их на свадьбу. В качестве посаженых родителей приглашали супружескую пару, а иногда и две пары от каждого из молодых. Посаженые родители должны были быть взрослыми, но не старыми, состоятельными и уважаемыми людьми. На свадебные дары они тратили много денег, подчас не меньшие, чем родители новобрачных. Впоследствии посаженые родители становились крестными детей молодых супругов. А при случае заменяли крестникам родных родителей.

    Относительно православного венчания существует множество примет и поверий:

    – во время венчания жених и невеста старались наступить друг другу на ноги, кто сделает это первым, тот будет главенствовать в доме;

    – невеста крестилась под фатой «покрытой» рукой – это сулило жизнь в довольстве и богатстве;

    – падение обручального кольца считается плохой приметой, значит, жизнь молодых будет недоброй. То же относится и к погасшей венчальной свече;

    – кто из новобрачных во время венчания держит свечу выше, тому и в семье «верх» иметь;

    – чтобы жизнь была дружной и согласной, свечи лучше задуть одновременно;

    – при подходе к церкви принято, чтобы молодые подавали милостыню, чтобы щедрость и милосердие сопутствовали им в семейной жизни.

    Еще хочется сказать несколько слов о свидетелях на венчании. У них тоже ответственная роль, им придется держать венцы над головами жениха и невесты. А поскольку обряд венчания длится довольно долго, свидетелям понадобятся силы и понимание важности происходящего.

    В православном храме разрешается снимать обряд венчания на видео. Обычно об этом заранее договариваются с представителями храма. Оператор должен быть опытным. Его заранее предупреждают о том, что съемка должна вестись так, чтобы не мешать совершению обряда.

    Фотосъемка также допускается и во время венчания, и после его завершения. Самые красивые и торжественные моменты обряда, запечатленные на фотографиях, можно поместить в специальный альбом. Иногда при храме продаются красиво изготовленные альбомы с православной символикой.

    Следует отметить, что церковь, так же как и ЗАГС, ведет запись всех брачующихся. И после венчания молодоженам выдается соответствующий документ, подтверждающий православный брак.

    Вообще, к обряду церковного венчания в России всегда было особое отношение. Очень сильным было влияние духовенства на общественное сознание. Скрепленный церковью брак считался нерасторжимым. И в наши дни православное духовенство очень негативно относится к разводам. Католическая конфессия солидарна в этом вопросе с православием.

    Еще в XVII веке церковь считала истинным союзом только первый, скрепленный венчанием брак. Второе и третье бракосочетание священнослужители называли свинским житием. А если супругами нарушались законы брачного права, полагалось платить штраф митрополиту.

    Церковь налагала штраф на виновного в измене, за несанкционированный церковью повторный брак. Ослушавшиеся подвергались осуждению или даже отлучению от церкви.

    Но всем, конечно же, известно, что разводы по политическим мотивам случались. И духовенству приходилось закрывать на это глаза. Можно привести в пример и русских царей, и европейских королей, и других представителей знати. Но, как правило, такой причины для раз-вода, как «не сошлись характерами», не существовало в патриархальном обществе. Исключение делалось лишь в случае прелюбодеяния одного из супругов. Тогда развод разрешался, если пострадавшая сторона настаивала на этом. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, женщины почти никогда не требовали развода, даже если муж был отъявленным гулякой. У разведенных женщин была лишь одна альтернатива – монастырь.

    Перед вступлением в брак девушки молились Пресвятой Богородице и иконе Казанской Божьей Матери. Богородица считалась заступницей и покровительницей семьи. И сейчас после венчания священнослужитель дает невесте иконку Девы Марии, а жениху – Спасителя. Эти образа должны защищать и оберегать молодую семью.

    Иконки и венчальные свечи после обряда принято хранить. В русских семьях эти предметы передавались по наследству. Даже в советское время некоторые родители благословляли детей перед бракосочетанием такими памятными иконами.

    Курьезное венчание произошло в США, в штате Массачусетс. Жених, Марк Мельтц, преподнес своей невесте, Хиллари, вместо венчального кольца рентгеновский снимок. Виновницей события оказалась собака жениха. Марк незадолго до венчания оставил кольцо, предназначенное невесте, на кухонном столе. Почему любимица семьи покусилась на кусочек металла, осталось тайной. Но когда жених спохватился, кольца не оказалось на месте, а пес вел себя подозрительно. Пришлось срочно везти животное к ветеринару, который и сделал рентген. Выяснилось, что собака действительно съела кольцо. В доказательство того, что кольцо все же было, Марк и появился у аналоя с рентгеновским снимком.

    Перед венчанием жениху и невесте лучше заранее побеседовать со священником, который будет проводить обряд. Священнослужитель объяснит символику тех или иных действий в процессе церемонии, расскажет, как следует себя вести во время венчания. Особое внимание стоит уделить одежде и внешнему виду новобрачных. Например, невесте нельзя надевать на венчание брюки, а также платье, которое открывает плечи, спину, грудь, руки. Если платье открытое, надо захватить с собой накидку. Макияж не должен быть ярким, вызывающим. Про фату уже было сказано выше.

    Священник обязательно объяснит, для чего необходим пост перед венчанием. По церковным канонам действительно необходимо поститься 7–10 дней. Очищаться перед таинством нужно не только физически, но и духовно. Для этого существует исповедь.

    Вообще, весь обряд венчания наполнен духовным смыслом. Немногие, например, знают, почему жениху и невесте принято использовать разные кольца. Традиционно у жениха должно быть золотое кольцо, а у невесты – серебряное. Золото символизирует Солнце, серебро – Луну. Обменявшись троекратно, жених оставляет себе серебряное, а невеста – золотое колечко. То есть каждый из супругов имеет символ верности другого.

    Следует так же знать, что в церкви венчают пары, которые уже прошли регистрацию в ЗАГСе. Церковный брак в России не имеет юридической силы, поэтому представители духовенства обязательно попросят свидетельство о браке.

    Весь обряд венчания состоит из нескольких этапов: обручение, венчание, разрешение венцов, благодарственный молебен.

    Священник скажет, что необходимо иметь при себе жениху и невесте во время обряда. Прежде всего это, конечно, кольца, без них не обойтись на обручении. Кроме того, потребуются два белых или розовых полотенца-плата: одно – для того, чтобы молодые могли на него встать, другое – для завязывания рук. Когда священник три раза обводит новобрачных вокруг аналоя, им накрывают платом соединенные руки. Это является символом того, что теперь у них общая судьба, им вместе идти по жизненному пути. Эта традиция осталась с языческих времен, когда жениху и невесте рушником завязывали руки. И до самой брачной ночи, они оставались в таком положении.

    Символом единения у наших предков служили так же куклы-неразлучники. Две тряпичные сшитые вместе куклы должны были на всю жизнь остаться в семье. Этот обряд появился от почитания древними славянами богини Мокоши, которая, по представлениям язычников, связывала нити судьбы.

    Зажженные свечи в руках у венчающихся означают чистоту и святость брака. Свечи лучше выбрать побольше, потому что венчание длится достаточно долго, а гореть они должны во время всего обряда. В старину венчальные свечи наделялись особой силой, нередко их применяли в магии или колдовстве. Считалось, что свечи с собственного венчания помогут молодой женщине при первых родах.

    С огнем у многих народов мира связано много поверий и обычаев. У народов Полинезии ни одна свадьба не проходит без обязательной жертвы духу огня. В жертву приносятся кровь и волосы новобрачных. Для этого разжигается большой костер, перед которым шаман и еще несколько исполнителей танцуют особый танец. Все эти действия нужны, для того чтобы уговорить духа огня принять жертву. В определенный момент шаман дает сигнал, что можно приступать к жертвоприношению. Его помощники делают небольшие надрезы на руках жениха и невесты, а также выстригают у них несколько пучков волос. Все это смешивают в одной чаше и бросают в огонь. После этого ритуала семейный союз считается освященным.

    Венцы, которые возлагаются на головы молодых, в православном обряде имеют наиважнейшее значение. Именно от них и произошло название церемонии. Впрочем, венцы над головами жениха и невесты могут держать и дружки. Символизм возложения венцов в том, что новобрачные непогрешимы перед Царствием Божьим. Ведь недаром считается, что венчанные пары не только в этой жизни, но и в вечности будут вместе. Венец также является и напоминанием о мученичестве Спасителя, о том, что будущим супругам предстоят в жизни испытания, которые нужно проходить с верой и милосердием в душе.

    Во время обряда священник поочередно поднесет жениху и невесте чашу с вином, из которой им надо будет сделать по три глотка. Таинство причащения известно почти всем христианам, поэтому автор не будет подробно останавливаться на этом. Молодожены пьют из одной чаши, отсюда и понятие: «Испить вместе чашу жизни».

    В конце венчания жених с невестой должны поцеловать поочередно образ Богородицы и Спасителя. Обряд разрешает скрепить союз супружеским поцелуем. Но это должен быть скромный, целомудренный поцелуй. После этого присутствующие могут подойти и поздравить молодых.

    Также следует знать, что православная церковь не венчает людей, уже состоявших в церковном браке дважды. Развод по православным канонам допустим лишь один раз. Если, конечно, венчаться собрался вдовец или вдова, то такой брак допустим. Священник так же может отказать в венчании, если человек неоднократно менял жен (мужей). Человек некрещеный или исповедующий другую религию тоже не сможет пройти обряд венчания. И естественно, церковь нетерпимо относится к бракам между родственниками. Впрочем, подобные браки и сожительства осуждались всегда, почти всеми конфессиями мира.

    Многоженство и многомужество тоже неприемлемы по православным канонам. Христианская церковь очень долго вела борьбу с языческими пережитками, когда мужчина мог жить с несколькими женщинами. Сохранились старинные свитки, где инок Иероним рассказывает о безобразном явлении, замеченном в некоторых отдаленных селах. Речь идет о групповом браке – пережитке древнейших времен. Нет ничего удивительного в нетерпимости духовенства к подобным сожительствам. Ведь венчание – это таинство, объединяющее два сердца, два тела, две души.

    В Древнем Египте браки между близкими родственниками были обычным делом. Брат мог жениться на родной сестре, а отец – на дочери. Известно, что мужем царицы Клеопатры был ее родной брат. Или, например, фараон Эхнатон женился на своей дочери, которой было всего 11 лет. Это было разрешено, потому что египтяне считали, что социальное положение в обществе должно передаваться только по женской линии. А в царских семьях к тому же не хотели смешивать священную кровь богов-фараонов с чужаками. Все это приводило к печальным последствиям, многие члены царских семей страдали генетическими заболеваниями.

    Конечно, венчание не является панацеей от ссор, обид и измен. По какому руслу потечет семейная жизнь, зависит только от самих молодоженов. Только они могут вдохнуть в свою жизнь понимание, терпение, заботу и любовь. В церковном браке существует определенное понимание того, что изменения любовного чувства неизбежны. В этом глубокая мудрость веков и знание человеческой души. Необходимо принять и понять тот факт, что страсть и безумие чувств сменятся более спокойной, но глубокой любовью, которая и будет являться опорой для супругов во время жизненных невзгод и неурядиц. Чувства не могут оставаться неизменными – эта формула, которую вывели современные психологи, была известна еще в седой древности. И каждый новый этап совместной жизни наполняет его новым содержанием.

    Действительно, вживание в новые для себя роли порой проходит непросто для молодоженов. Меняется мироощущение, меняется жизнь, появляются новые обязанности, меньше становится свободного времени. В первый год супружеской жизни обычно происходит притирка характеров, вырабатывается совместимость, происходит привыкание супругов друг к другу и к новым социальным ролям.

    Природа позаботилась о взаимодополняемости мужчины и женщины, но в то же время оба пола такие разные. У мужчин генетически обусловлены такие качества, как решимость, честолюбие, склонность к риску, стремление к продвижению по службе, преданность делу или идее. Исторически так сложилось, что мужчина – добытчик, защитник семьи. Жизнь его большей частью проходила вне дома, и обязанности были соответствующие. Жизнь и обязанности женщины, наоборот, были сосредоточены вокруг дома, семейного очага. Отсюда и такие качества, присущие женскому характеру, как мягкость, сострадательность, интуиция, наблюдательность.

    Современное общество изменилось, жизнь предъявляет другие требования и к мужчинам, и к женщинам, но то, что природа формировала тысячелетиями, нелегко изменить за несколько десятков лет. И именно поэтому от молодых супругов потребуется не только понимание и стремление к компромиссу, но и терпение. Начиная бороться с некоторыми недостатками любимых, люди переключаются на борьбу с мужественностью и женственностью как таковой. Очень часто приходится слышать от женщин: «Ну как он может уделять работе больше времени, чем мне и дому. Как будто его работа – самое важное в жизни!» Мужчины тоже не остаются в долгу: «Сколько можно болтать с мамой и подругой по телефону, и у нее еще остаются силы донимать меня болтовней!» Получается, что раздражают во второй половине нас именно те качества, которые отсутствуют в нас самих. Но они же и притягивают. Ну какой женщине понравится мужчина, болтающий без остановки, как попугай. И какой мужчина придет в восторг, если его любимая женщина, вместо того чтобы приласкать и утешить при неприятностях на работе, просто, хлопнет его по плечу и скажет: «Да ладно, обойдется!» Такого поведения можно ждать от друга, но уж никак не от любимой.

    Недаром раньше перед венчанием, священник обязательно проводил отдельные беседы с женихом и невестой. Будущим супругам разъяснялась их роль в семье и в обществе. Мужу вменялось быть снисходительным к слабостям жены, показывать ей пример самообладания. Жене рекомендовалось не критиковать, не «пилить» мужа понапрасну.

    Еще в старину было известно, что дети, вырастая, начинают вести себя в семье именно так, как вели в свое время родители. Если отец был резок и груб с домочадцами, скорее всего и сын так будет вести себя потом. Если мать – лентяйка и неряха, то как же ее дочери научиться правильно вести хозяйство. Поэтому и внушалось молодым, чтобы были всегда примером для будущих детей.

    В православии считалось, что рождение детей – основная цель брака. Бездетных супругов обычно жалели, ведь дети считались смыслом жизни у наших предков. И действительно, для кого трудиться, строить, покупать, если нет наследников. Кто в старости будет опорой? Да и в хозяйстве без помощников было не обойтись. Почетом пользовались всегда семьи многодетные, трудолюбивые, дружные. У таких и хозяйства были крепкие, и с трудностями они справлялись легче. И вряд ли кто посмеет обидеть семью, где «один за всех и все за одного».

    В нашем развитом обществе, многодетные семьи скорее редкость, чем норма. Но одного-двух детей молодожены, как правило, планируют родить. И у современных родителей, пожалуй, больше обязанностей, чем у папы и мамы XVIII века. Детей не только надо растить и воспитывать, необходимо дать им достойное образование, помочь выбрать профессию. Раньше считалось что, если отец крестьянин – и сын тоже должен работать на земле, отец рыбак – и наследникам в море ходить. Сейчас в динамично развивающейся России куда больше и интересных профессий, и возможностей их получить.

    У сарматов было принято отдавать детей на воспитание в чужие семьи. Родители, когда ребенку исполнялось три года, подыскивали подходящую семью. Обычно это были дальние родственники. Приемная семья полностью несла ответственность за ребенка, а настоящие родители не могли навещать его. Ребенок возвращался в семью практически совершеннолетним. Такая практика вела к тому, что родные дети воспитывались в разных семьях, а супружеская пара растила чужих детей.

    Кем вырастит чадо, чего добьется в жизни, напрямую зависит от родителей. Ведь известно, что в неблагополучных семьях и дети чаще ступают на «кривую дорожку».

    Непросто бывает порой психологически подготовиться супругам к появлению третьего члена семьи. Ведь иногда они только-только успевают освоиться с особенностями роли жены и мужа, а жизнь уже предлагает новые роли. Первенец в семье появляется обычно в первые полтора-два года супружества.

    И хорошо, если этот малыш желанный, и родители подошли к его рождению осознанно. А если решили просто оставить, раз уж так получилось? Тогда ни в чем не повинное дитя превращается в проблему для вечно неуспевающих то на работу, то в институт родителей. И тогда ребенком, как правило, занимаются бабушки и дедушки.

    Церковь же всегда старалась привить правильное понимание родительского долга своим прихожанам. И дети росли на том, что любить и уважать отца с матерью – их святая обязанность. Потому-то без родительского благословения ничего и не делалось на Руси. А кто же благословит своего ребенка на плохое дело?

    Этика семейной жизни всегда была животрепещущим вопросом в любом обществе. Семья – основа общества. Из нее выходят и правители, и политики, и артисты, и рабочие, и космонавты. Все начинается и заканчивается семьей, символ которой – круг-кольцо. Поэтому, вот уж действительно, «обручальное кольцо – не простое украшение».









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх