Глава8. ЗАРПЛАТА ИНАСЕЛЕНИЕ

Взаимосвязьмежду ростомнаселения ипроизводствомматериальныхтоваров являетсяпредметомобсужденияв третьем томе«Принциповполитическойэкономии»(1840) Генри Ч. Кэри.В четвертойглаве этойкниги мы суммарноописали основныеподкатегориидомашних хозяйстви их членов,необходимыедля расчетанациональногодохода. Мы нехотели бы проводитьобновленнуюпереработкуматериала,рассмотренногоКэри; здесь мыограничим нашевнимание определениемпринципов,которые задаютважнейшуюфункциональнуювзаимосвязьмежду ростомнаселения ичистой зарплатой(или ее эквивалентом)в условиях,технологическогопрогресса.

Как мы ужесказали, в четвертойглаве этойкниги мы рассортироваличленов домашниххозяйств последующимкатегориями подкатегориям:

Неработающая молодежь

Трудовой возраст

Пенсионеры

Младенцы

дети младше 6 лет

подростки

юноши

Рабочая сила

нерабочая сила

Первые 5 лет

вторые 5 лет

третьи 5 лет

старше

Мы разделилидомашние хозяйствав соответствиис видом трудовойдеятельностиработающихчленов этиххозяйств. Мыотметили, чтов попытке подобногоразделениясуществуетнекотораянеопределенность,но подчеркнули,что первичнуюзначимостьимеют именноизменения всоставе занятойрабочей силы,а также то, чтопоследовательныйметод учетапозволит преодолетьпроблемы, связанныес наличиемнекоторыхнеоднозначныхситуаций.

В той же частиэтой книги мыклассифицировалидомашние хозяйстваработников,участвующихв производительномпроцессе, отслеживаяобратные потокипри выпускефизическихтоваров (см.рис.1). Мы замкнулицикл эксплутационныхрасходов наподдержаниеестественныхресурсов,включив основнуюпроизводственнуюинфраструктурув рыночнуюкорзину средствпроизводства,откуда онафактическии возникает.

Мы разделиликатегориинакладныхрасходов прииспользованиирабочей силы(см. рис.2).

Используятолько эти тривида отличий,имеющихся всписках переписи,и применяяпонятия общейматематическойфункции, мыдолжны на основанииэтих принциповинтерпретироватьсуществующиеэффекты, либовозникающиев условияхтехнологическогопрогресса, либоявившиесярезультатомошибочнойполитики (ошибочнойс выбранныхнами позиций).

Рисунок2. Накладныерасходы

Экономические

Ведомственные

Безвозвратные потери

Службы научные

инженерные

образовательные

медицинские

Правительственные

неэкономические

службы

администрация

полиция

военные расходы

Безработица

Нежелательные

финансовое

ростовщичество

земельная рента

спекуляция товарами

преступления

аморальные (легал.)

нефункциональная

роскошь

Управление

производством*

администрация

надзор

Неправительственные

иные службы**

по продаже

финансовые

юридические

Мы начнем сисследованияотношений этихтрех основныхкатегорий другк другу, учитываяизменения вопределенииграниц слоев,отделяющихэти категориидруг от друга.

До тех пор,пока обществотехнологическиразвивается,возраст окончанияшколы (или егоэквивалент)имеет тенденциюк увеличению.Сегодня образовательныетребованияобщественныхшкол для выпускарабочей силытехнологическисоответствующегоуровня находятсямежду 16 и 18 годами(не обращаявнимания наусугубляющеесяухудшениекачествапреподавательскогосостава и учебныхпланов за последние20 лет или околотого, особенноначиная с 1967 г.).Дополнительноеобучение втехническомучилище означаетеще приблизительно2 года. Степеньвыпускникаколледжа формальнозадает возрастокончания учебыв 21-22 года. Выпускнаяуниверситетскаястепень ещеприблизительно4 года. Обучениеспециалистовпосле окончанияуниверситета(в медицине илидля полученияученой степени)занимаетдополнительноот четырех дошести лет. Попричинам, которыемы указали вэтой книге,необходимоевремя, затрачиваемоев учебных заведениях,может бытьсущественносокращено, безухудшениякачества полученногообразованияпри окончаниишколы. Если бымы выкорчевалиобразовательнуюполитику ДжонаДьюи и «дескулеров»*,шедших по егостопам, и восстановилибы классическоеобразованиена принципах,основанныхГумбольдтом,то выпускникисредней школыбыли бы болеекомпетентны,чем сегодняшниеобладателиуниверситетскойстепени бакалавра.Эта программамогла бы включатьзанятия подревнегреческомуи другомуиностранномуязыку уже к 10классу современнойшколы, а такжесместить упорс изученияалгебры наизучениесинтетическойгеометрии(приблизительнов том же классе),что привелобы к глубокомупониманию всехаспектовматематическойфизики комплекснойобласти к моментузавершениясреднего образования.Сегодня большаячасть времениобучения вобщественныхшколах расходуетсяна плохие учебныепрограммы, ещеболее плохиеучебники иужасные учебныепланы, которыеразрабатываютсяпреподавателям,некомпетентностькоторых растетиз года в год.В случае проведенияозначенных,необходимыхдля общеобразовательныхшкол реформвыпускник такойшколы уже овладелбы программой,читаемой сейчасна первом, втором,третьем и следующихгодах обучениястудентов, атакже развилспособностьк обучению,значительнопревышающуюту, которойобладают сегоднястуденты последнихкурсов в системевысшего образования.Это означает,что общее времяобучения, необходимоедля полученияакадемическойстепени, можетбыть уменьшенодо приблизительночетырех лет:сокращая высшееобразованиедо двух лет, ааспирантурумаксимум до2 3 лет.

Было бы ошибкойпредполагать,что накоплениезнаний последовательнымипоколениямилюдей означает,что каждаячасть этогонакопленногобагажа должнабыть проглоченав один присест.Прогресс вобласти фундаментальныхзнаний упрощаетпониманиебольших объемовинформации,при этом развитиезнания сокращаетвремя обучения,необходимоедля овладенияразличнымиобластями наукив должной мере.Этот принципи должен статьосновой дляразработкиучебных программ.

Суммируя всеэто, уже сейчасможно сказать,что возрастокончания школы(в хорошо организованномобществе) неувеличиваетсябесконечно;он асимптотическиприближаетсяк своему максимуму.Вообще говоря,возраст окончанияшколы, за редкимисключением,должен оставатьсявнутри существующегодиапазона в16 25 лет. Однаковнутри указанноговозрастногодиапазона объемнеобходимоговысшего специальногообразованияизменяетсяглавным образомв связи с требуемойквалификациейработников.Итак, мы выясниличто диапазонвозраста окончанияшколы (при условиипроведениянеобходимыхреформ в образовании)не будет изменяться;скорее всего,влияние будущеготехнологическогопрогрессадолжно сдвинутьверхнюю границувозраста окончанияшколы для большинствамолодых людейближе к 25-летнемурубежу по меретого, как технологическийпрогресс будетповышать требованияк занятым напроизводстве.

После того,как мы болееили менее разобралисьс этим вопросом,мы обратим нашевнимание наизменениевозрастногосостава населения,начиная с примитивныхобществ охотникови собирателей.

Основноесоображение,с которым мысталкиваемсяпри рассмотренииданного аспектатехнологическогопрогресса,состоит в том,что взрослая,работоспособнаячасть населениядолжна оказыватьподдержкугруппе школьноговозраста (имладше) вплотьдо окончанияшколы (или еефункциональногоэквивалентав более отсталыхобщественныхформациях).Низкая продуктивностьотсталых обществи низкая продолжительностьжизни делаютдетский трудправилом. Нетолько ростсозидательноймощи трудадействительнотребует увеличениявозраста окончанияшколы (или егоэквивалента),но и само повышениевозраста окончанияшколы невозможнобез ее соответствующегороста.

Определимнаполнениерыночной корзины(для каждогочлена семействамладше выпускноговозраста),необходимоедля содержаниямладенцев,детей и молодыхчленов семействв течение годапри данномуровне рождаемостив этих семействахи при даннойдоле (на душунаселения) врыночной корзинеэтих семейств.А теперь сравнимполученныйрезультат свкладом (надушу населения)в среднюю рыночнуюкорзину, создаваемымтрудом производительныхработниковобщества. Рассмотримвсе это вновьс позиций числапроизводительныхработниковв каждом семействе.

Рассмотримэто вновь спозиций общихрасходов нарасширениевсех инвестицийдля вступленияновых членовв ряды производительнойчасти рабочейсилы, а затем,таким же образом,для входящихв состав рабочейсилы в общем.Мы должны учестьрасходы навсех, переходящихв следующую,взрослую частьнаселениясперва учитываяэти расходытолько для тойчасти молодежи,которая войдетв состав рабочейсилы в общем,а затем, учитываяэти общие расходытолько для тойчасти молодежи,которая пополняетряды работниковпроизводительнойсферы экономики.Какова отдачаобществу отвступленияв трудовойвозраст лиц,пополняющихсостав производительногокомпонентарабочей силы?Мы должнырассматриватьэти вопросыименно так,посколькутолько производительнаячасть рабочейсилы создаетфизическиетовары.

Далее, вычитаяиспользованиефизическихтоваров длянакладныхрасходов, атакже потреблениеэнергии системына само производствофизическихтоваров, проверимежегодныйостаток накаждого занятогов производственнойсфере и на среднеечисло такихработниковв каждом семействе.Далее вычтемто годовоенакоплениерыночной корзиныфизическихтоваров, котороепредназначеновзрослым членамсемейства.Сколько же летработникпроизводственногосектора должен«выплачивать»инвестициидля ежегодноговключения всеймолодёжи данноговозраста всостав взрослойчасти населения?

Таким образом,в гипотетическомслучае, когдапроизводительностьработниковрассматриваетсянеизменной,потенциал«выплаты»определяетсятем количествомлет, в течениекоторых работникбудет работатьэффективно.(Даже при хорошемздоровье приемлемыймаксимумнапряженностифизическихусилий задаетоценочныйверхний возрастнойпредел, послекоторого долголетиеуже не «даетотдачи» дажев случае интенсивноготруда на занимаемомрабочем месте.)Теперь должнобыть ясно, почемупродолжительностьжизни выше70-75 лет (для населения,рабочая силакоторого на50% состоит изработниковпроизводительногосектора) необходимадля удержанияамериканскойэкономики нажизненныхстандартах,считающихсясегодняудовлетворительными.

Если мы формальновыберем 65 летв качествеофициальноговозраста выходана пенсию работающихлюдей, то достигнутыесейчас критериив здравоохраненииприведут кпоявлениюопределенногоколичествапенсионеровв возрасте66-69, 70-74, 75-79, 80 лет и старше.Таким образом,ценой возросшегодолголетияявляются средствана поддержкусуществованияэтих возрастныхгрупп населения,так же как игрупп, не достигшихвозраста окончанияшколы. Мы должны,в соответствиис этим, пересчитатьобщий результирующийвклад на каждогоработающегочеловека всоставе рабочейсилы. Долголетие,здоровье людейи другие необходимыеусловия развитияобщества, включаямедицинскиерасходы, всеэто должно бытьотнесено к«налогам» спроизводствафизическихтоваров, необходимыхдля обеспеченияполной потребительскойкорзины и статейнакладныхрасходов, связанныхс перечисленныминуждами. Этоявляетсяприблизительнымопределениемтермина «необходимыйдоход в зарплатеили его эквивалент».

Снижениезарплаты илиее эквивалентаниже этогонеобходимогоуровня приведетк тем результатамв характеристикенаселения,которые и,подразумеваютсянашими умозаключениями.Попытка снижениязарплат нижеуказанногоуровня (тенденция,наметившаясяв экономикеСША в результатепоследствийсобытий 15 августа1971 г. [1])ведет к ухудшениюусловий жизнидетской и пенсионнойчасти населения,с одновременнымсокращениемобъема и качествамедицинскогообслуживания,предоставляемогокаждому.

Одно из проявленийэтого уменьшениечисла членовсемейства. Этоочевидныйспособ сниженияреальных доходовсреднего семействабез соответствующегоснижения доличленов семействав потребительскойкорзине на душунаселения.Усиление тенденцииотделенияпенсионеровот семействс работающимилюдьми понижаетсредний уровеньсуществованияэтих отдельноживущихпенсионеровниже среднегоуровня работающихсемейств; корочеговоря, расходыурезаются вдвое снижениемвыплат длянаселенияпенсионноговозраста иувеличениемсмертностисреди них. Длялиц моложе 65лет последнеедостигаетсятакже переводоммедицинскихслужб на режим«затраты-выгода».Стоит ли вкладыватьсредства иусилия в этогобольного человека,определяетсяна основанииего налоговыхвыплату взносовна больничноестрахованиев течение оставшихсярабочих лет.

В этом клубкепроблем процесс,принимающийформу паденияуровня рождаемости,в конце концовприводит кэвтаназии*как средипенсионеров,так и серьёзнобольных людейв возрасте от50 до 65 лет.

Тем временемразвиваетсятенденция ксокращениюрождаемостии расширениюпрактики прямойи косвеннойэвтаназии.Снижение рождаемостиза время одногопоколенияприводит куменьшениючисла людей,входящих всостав рабочейсилы. И дажеесли уровеньрождаемостине будет падать,дальше, цепнаяреакция 20 25 летспустя приведетк меньшемучислу входящихв состав рабочейсилы, чем числовошедших всостав рабочейсилы в концепоколения,приведшегок первому падениюрождаемости.Если же уровеньрождаемостибудет продолжатьпадать, то результат,конечно, будетеще намногохуже. Всё это,начиная с падениярождаемостив 1957-1959 годах, описываеттенденции,происходящиесейчас в Америкеи с американскойрабочей силой(и если бы толькос позиций общегоприближения!).

Мы превращаемсяв демографически«старое» общество.Число работающихвсе уменьшаетсяотносительнонеработающихпенсионеров,средний возрастработающихвозрастает,особенно средиотносительноквалифицированныхкатегорийработников.«Старение»среди работниковпроизводственнойсферы, в общем,растет болеебыстро, чемрабочей силыв целом, посколькудоля «производственников»в общем составерабочей силыуменьшается,что связанос увеличениемтой части молодежи,вступающейв жизнь, котораястановитсябезработнойили частичнозанятой в сфереинтенсивного,не требующегоквалификациисервиса. ДемографическиСША и ряд другихведущих«индустриализированных»стран (или, какБритания,«индустриализированныхраньше») являются,на языке демографов,умирающиминациями. Столетияспустя немецкий,к примеру, можетстать «мертвымязыком», и СШАдвижутся сейчасв том же направлении.

Мы должны ещераз подчеркнуть,что доля«производствеников»в составе рабочейсилы являетсявдвойне критической.На самом деле,если мы подсчитаемвсех, кому приходитсяискать сегодняместо работы,то получим дляСША приблизительно25 миллионовчеловек илибольше безработныхна сегодняшнийдень. Посколькунеобходимыйвыход физическихтоваров долженбыть произведентой частьюрабочей силы,которая трудитсяна производстве,то падение доли«производственников»,до приблизительно21 процента в1983 году, вместес тем фактом,что около 25миллионовчеловек такжедолжны учитыватьсякак рабочаясила, приоткрываетнам причинубросающейсяв глаза стоимостнойинфляции, поразившейстрану в последние18 лет. Демографическийподход показываетнам то, что можнопродемонстрироватьи другими методами:экономика СШАфункционируетза пределамиуровня простоговоспроизводствав физическойэкономике ужес 1980 года, а возможнои значительноранее, с 1972-1974 гг.Демографическаякартина простонаиболее ясно,наиболее драматическипоказывает,как и почемуэто происходит.

Положительнойстороной этоговопроса явилосьто, что проведеннаядискуссияподчеркиваетважность полногоудовлетворениянеобходимыхрасходов позарплате (плюсее эквивалент)на душу населениядля минимальновозможной части«производственников»,вовлеченныхв созданиефизическихтоваров, необходимыхлибо как непосредственныйкомпонентрыночной корзиныих семейств,либо как платаза компонентынакладныхрасходовпотребительскойкорзины этихсемейств.Одновременно,с той же целью,компонентнакладныхрасходов вобщей прибылиот производствафизическихтоваров недолжен раститак же быстро,как сама общаяприбыль; сюда,естественно,входят и нуждыпотребительскойкорзины семейств,не относящихсяк «производственникам».

Всё это нельзяосуществитьбез соответствующегобыстроготехнологическогопрогресса вобласти производительныхсил труда (экономиитруда). Это частичнопереносит нашевнимание спервой колонкитаблицы в началеэтой главы навторую.

С позицийсчета национальногодохода, 1) приусловии, чтодостигнутнеобходимый,демографическиопределенныйуровень зарплаты(плюс эквивалент)на душу населенияв семействах,2) S/(C+V) и C/Vдолжны растиодновременно,при относительныхтемпах, задаваемыхобщей математическойфункцией. 3) Этоозначает, чтоотношениезанятых впроизводствесредств производствак занятым впроизводстветоваров потреблениярастет, какфункция роста(S'+rC), где гсоответствуетросту производительностив сфере созданиясредств производстваблагодарятехническомупрогрессу (так,как это былорассмотренов предыдущихглавах книги).4) Все это необходимопретворитьв жизнь несмотряна последствиятехнологическогопрогресса,выражающиесяв необходимостиизменений вдемографическойструктуренаселения,изменений,возникающихпо мере того,как растетнеобходимоекачественноеи количественноенаполнениерыночной корзинына душу населения.

Обращаяськ рис.1, мы видим,что это требуетсоответствующегоснижения доли«производственников»,занятых в добычесырья, и перебросаэтой доли рабочейсилы либо всферу производствасредств производства,либо в сферупроизводствапромежуточныхпродуктов.Этому должныспособствоватьвсемерныеусилия по устранениюдоли безвозвратныхпотерь в накладныхрасходах, контрольза ростомведомственныхнакладныхрасходов иконтроль заэффективностьюроста управленческойчасти экономическихвидов накладныхрасходов.

В это же времяабсолютныйобъем рабочейсилы долженрасти. Технологическийпрогресс приводитк усложнениюразделениятруда припроизводствефизическихтоваров и всвязанных сним секторахэкономики. Этоотражаетсяв виде снижениясреднего возрастаработающих,даже при распространениидолгожительстваи повышениипенсионноговозраста.Это, конечно,требует ростауровня рождаемости,но существуетеще один вопрос,который необходимоучесть, ростсреднего возрастаокончания школыв интервале16-25 лет, чтоозначает ростсоциальныхрасходов навовлечениемолодых людейв состав рабочейсилы, что, в своюочередь, превращаетувеличениепродолжительностижизни в задачупервоочереднойважности, атакже фактическипостепенноподнимаетпенсионныйвозраст (предпочтительнопутем предоставлениявозможностейдля послепенсионнойработы безобязательногоотказа от правана предварительноусловленнуюпенсию). Этизатраты назарплату (плюсэквивалент)должны определятьсяпо мере того,как будет вводитьсяподобная политика.

С точки зренияправительства,последнийвопрос касаетсяналоговойполитики. Втечение большейчасти послевоенногопериода действияправительстваСША привелик падению уровнярождаемостив результатеналоговойполитики. Характерно,что из-за отставанияроста денежныхдоходов иждивенцев-членовсемейств, платящихналоги, от реальныхтемпов инфляции,а также из-заодновременногообложения болеевысокими налоговымиставками [2]неизменной(в долларовомвыражении)суммы дохода,с которогоплатятся налоги,семьи с доходомна уровнеквалифицированныхили полуквалифицированныхработниковпроизводственногосектора экономикиоказалисьнеспособнымипозволить себеиметь достаточноеколичестводетей для поддержкиуровня рождаемости.В этом смыслеможно сказать,что многиемиллионы нерожденныхамериканцевбыли обреченына смерть фактическиещё до того,как они родилисьили, в большинствеслучаев, дажедо того, какбыли зачаты.

Мы должнырассмотретьчистую зарплату(плюс эквивалент)не только насемью, но и врасчёте накаждого еёчлена. Мы должнырассмотретьэти суммы, во-первых,для сложившихсяв семье условий,во-вторых, длятех же семейв условияхнормальногоуровня рождаемости.То что с экономическойточки зренияпредставляетсобой нормальныйуровень рождаемости,должно определятьсяметодами, ужеуказаннымив этой главе.Эти методыпозволяют намопределитьпараметрыдемографическинеобходимогодохода семейства.

Как мы указывалиранее в этойкниге, основываясьна несколькоиной исходнойпозиции, общеенаправлениереформированияналоговойполитики должнобыть определенокак максимальноисчерпывающееналогообложениеростовщичества,при одновременномснижении налоговна исходныйсемейный доходи обеспечении«поощрения»в виде налогово-инвестиционногокредита длябережливыхлюдей, чьи накопленияиспользуютсядля улучшенияпроизводствафизическихтоваров. Наиболееважной характеристикойсемейногодохода, которуюследует учитыватьпри льготномналогообложении,является ростнеоблагаемойналогом суммына каждогозависимогочлена семьи,которая учитываетсяпри расчётеналогов. Минимальноеналоговоеоблегчение,которое можетбыть обеспеченоэтими мерами,должно определяться,как было отмеченотолько что, спомощью учетатребуемогоуровня рождаемости.

Не упускаяиз виду вторуюсхему, рассмотримтретью колонкутаблицы в началеглавы.

В общем случае,темпы, с которыминация создаеттехнологическиедостижения,есть функцияее научнойактивности,т.е. правильногорассредоточенияучёных высокойквалификациии профессионалов,как по научнымнаправлениям,так и по темобластям, гдепроисходитприведениенаучных открытийк форме, пригоднойк использованиюна производстве.Темпы ростатехнологическогопрогрессаявляются впервом приближенииотражениемколичестваученых и связанныхс ними специалистов,занятых внаучно-исследовательскомсекторе, в расчетена 100 тыс. занятыхработников.В настоящеевремя для СШАэта цифра должнастремитьсяприблизительнок 5% всей рабочейсилы, включаятехническийперсонал, нанятыйв помощь профессионалам.

Это приводитнас к политическомувопросу: какэта научно-исследовательскаяактивностьдолжна сочетатьсяс производством?Мы уже обозначилиранее, что выгодаот технологическогопрогрессаувеличиваетсяприблизительнопропорциональноросту капиталоинтенсивности.Мы подчеркивали,что эта зависимостьостается всиле, посколькутехнологическиедостижениянацелены наулучшения впроизводствесредств производства(или на сокращениевремени, необходимогодля производствасредств производстванеизменногокачества). Этоприводит наск особой категориисредств производства к средствампроизводства,используемымдля созданиясредствпроизводства.В общих чертах,обширный секторсредств производства,включая относительнобольшой подсекторстанкостроения,в сочетаниис высокимитемпами обновленияосновных фондовв этом подсектореэкономики идостаточновысокой скоростьюоборота капиталаво всем секторе,коррелируетс высоким уровнемэкономии трудав экономикев целом. В общемговоря, приоритетыдолжны бытьименно такими.

Все это можнопроверить,исходя из другойначальнойпозиции изпринципа технологии.Научно-исследовательскиеработы должнырассматриватьдостиженияв станкостроительномсекторе с двухпозиций: 1) технологическиедостиженияв самих станках;2) технологическиедостижения,переносимыена средствапроизводства,созданные этимистанками, т.е.достижения,присущиетехнологическимусовершенствованиям,заключеннымв станках.

Давайте, например,представимлюбой стандартныйсовременныйстанок, типаиспользуемыхдля резки, выточки,полировки ит.д. Затем изменимпроект этогостанка, сохраняявсе те же принципыдля каждогоего узла, заисключениемнового внедренногокомплекса,который используетлазер, для выполнениятех функций,которые былиосновными дляэтого станкаранее. Вся полнотатехнологическихдостиженийв подобныхустройствахбудет сконцентрированана этом вновьустановленномузле хотя для«перенесения»этого узла, вкотором сконцентрированывсе технологическиеусовершенствования,необходим весьстанок. Тот жепринцип долженнаблюдатьсяи при разделениитруда в производительномпроцессе вцелом. Водопроводчикили механик,не использующийникаких новыхтехнологий,также участвуетв осуществлениитехнологическипередовыхпроцессов.Посколькудействияводопроводчиканеобходимыдля функционированиявсего процесса,то эти действиятакже участвуютв переносетехнологическихдостиженийна производительныйпроцесс в целом.То же можносказать и отех, кто выполняетподобные нововведенияили каким-либоиным способомвносит существенныйвклад в их реализацию(пьет коровьемолоко, естхлопья и т.п.на завтрак).Хотя меню такогозавтрака несодержит никакогоосновополагающеготехнологическогопреобразованиядля составамолока, хлопьеви т.п., оно всеже необходимодля процесса,посредствомкоторого проводитсятехнологическийпрогресс. Такимже образомфермеры и прочиеработники,поставляющиепродукты кобеденномустолу, участвуютв переносетехнологическихусовершенствованийна тот промышленныйзавод, которыйможно представитьсебе в данномслучае. Промышленныетовары, способствующиеэкономии трудав сельскомхозяйстве,включая повышениеурожайности,являютсятехнологическимдостижениемв сельскохозяйственнойэкономии труда,и, следовательно,переносятсяобратно, виндустриальныйсектор экономикипосредствомэкономии трудато есть возвращаютсяв индустриальныйсектор посредствомэкономии труда,вызваннойсозданиемсельскохозяйственнойпродукции. Какдостаточноподробно показалАлександрГамильтон вдокладе Конгрессу«О развитиипроизводства»,второй уровеньпроизводственногопроцесса сместилнекоторые изсвоих трудовыхсоотношенийв пользу индустриальногосектора.

Автомобильныймеханик, выполняющийодни и те жеоперации приремонте двухавтомобилей,находящихсяв одном и томже состоянии,приносит обществубольшую илименьшую экономическуювыгоду в соответствиис относительнойполезностьюработникови пассажиров,пользующихсяэтими машинами.Если автомобильиспользуетсялишь сводником,то труд механикаимеет отрицательнуюстоимость,тогда как работа,выполненнаяпри ремонтеавтомашины,используемойплохо оплачиваемым,но необходимыммалоквалифицированнымпромышленнымрабочим и егосемьей, являетсяв относительнобольшей степенипозитивной,в соответствиис тем вкладом,прямым иликосвенным) втехнологическийпрогресс, создаваемымпроизводственнымпроцессом, вкотором этотработник участвуетили будут участвоватьбудущие работники,молодые членыего семьи.Аналогично,работа механикапо ремонтусредств передвижения,на которыхразъезжаютблагосостоятельныечиновники,получающиедоходы от финансовогоростовщичества,земельной рентыили спекуляциитоварами, имеетотрицательнуюстоимость иотносится ктой же категориинакладныхрасходов, чтои пример сосводником. Все,что потребляетсядомашнимихозяйствамитех, кто живетна доходы отростовщичества,проституции,азартных игри т.п., трансформируетсяв отрицательнуюстоимость, врезультатечасть труда,потребленнаяпроизводствомподобных товаров,превращаетсяв отрицательнуюстоимость.

Любой физическийпродукт, такой,как станок,является отражениемсоциальногоразделениятруда в обществев целом. Продукт,рассмотренныйс точки зренияпроцесса егопроизводства,является отражениемдемографическойситуации вобществе вцелом, егодемографическойхарактеристикой.Все эти связиможно отследитьот продуктавнутри некоегопроизводительногопроцесса вцелом до составанаселениядомашних хозяйств.Соответственно,деятельностькаждого отдельногочеловека вобществе имеетвычисляемое,универсальноезначение длянастоящегообщества и егобудущего вцелом. Этавеличина можетбыть положительной,отрицательнойи нулевой, причёмположительнойили отрицательнойв большей илименьшей степени.Ростовщики,игроки, уголовники,члены наркомафиии т.п. являютсяотрицательнойнагрузкой наобщество вцелом, и обычноэта нагрузкаприблизительнопропорциональнатому уровнюдоходов, которыеони получаютот общества.Точно так жеи члены семейств,зависящих оттаких источниковдохода, имеют,соответственно,отрицательнуюценность какличности внастоящей ибудущей историичеловечествав целом. Это жепроисходитс людьми, чьяобычная общественнаядеятельностьзаключаетсяв сплетнях,лжи, бесконечномобмане, достигающемразмаха вероломногоИуды. Каждыйиз нас являетсяличностьювселенскогозначения,в хорошем илиплохом смысле.

Начиная снаучно-исследовательскойдеятельности,мы должны проследитьпо всему экономическомупроцессу, накаждом этапе,локализованноеизменение втехнологии,входящее какв продукт, таки в его использование,которое и несетв себе этотехнологическоеизменение.Станок, в которомэто изменениеявляется внедреннойхарактеристикой,должен бытьспроектировантак, чтобы перенестирезультат этогоизменения вкачествеусовершенствованнойтехнологиина создаваемыесредствапроизводства,а математическиеопределенияи анализ технологииодни и те жекак для усовершенствованныхстанков, таки для средствпроизводства,созданных сих помощью.Необходимопровести этотанализ болееобобщенно,учитывая участиесредств производствав производственномпроцессе. Замыкаетэтот круг взаимосвязьтехнологическогопрогресса,отслеженногонами в процессеего переноса,с совершенствованиямив экономиитруда в обществев целом. Такимобразом, технологическийпрогресс, измеряемыйв соответствиис поправками,внесённымиГауссом и Риманомв лейбницевоопределениетехнологии(принципа наименьшегодействия), имеетизмеряемую,причинную связьс результирующимитемпами ростасозидательноймощи труда итемпами экономическогороста.

Это и естьсуть методаЛаруша-Римана.

Таким образом,демографическиехарактеристикидомашних хозяйстви измененияв структуреразделениятруда являютсяизменениями,непосредственнокоррелирующимис относительнойстепенью негэнтропииили энтропиипроизводительныхпроцессов вобществе. Растущаяусложненностьобщественногоразделениятруда, требуемаятехнологическимпрогрессом,должна рассматриватьсякак рост разновидностейсингулярностипри негэнтропийномсаморазвитиипроизводительногопроцесса.

Естественнымследствиемэтого являетсято, что сдвигивсего разнообразиядеятельностив обществепредставляютположительныеили отрицательныесдвиги в самойэкономике, также как сдвигив общественныхструктурахсоответствуютнегэнтропийнымили энтропийнымизменениямв социальнойструктуре.Прогнозируяизменения всоставе работающейчасти населенияи в доходах,проистекающихиз принятияпрактическойполитики вобласти налогообложения,кредита и т.п.,мы можем определить,является литакая политикавнутреннепозитивнойили регрессивной.

Нашей задачейсегодня (например,для США) являетсяопределениесоциальногосостава активныхчленов семейств,созданногов результатеследованияполитикеиспользованиянауки как двигателяэкономики.

Пять процентов всей рабочей силы должны быть заняты в научно-исследовательской работе, направляя свою деятельность на овладение

контролируемым термоядерным синтезом и другими направлениями, связанными с самоорганизующейся плазмой очень высокой плотности потока энергии;

когерентным излучением очень высокой плотности потока энергии, включая лазеры и «молекулярные пучки»;

принципами процессов жизни как таковых и фундаментальной революцией в биологии, которая изменит все определения в химии. Эта работа, во всех аспектах научно-технической деятельности, должна отражать достижения как в технологии, так и в фундаментальных положениях всего естественнонаучного знания, достигнутого по трем указанным направлениям.

Целью должно стать как можно более быстрое достижение минимум 50% уровня доли занятых в производительном секторе среди всей, рассчитанной должным образом, рабочей силы. Это должно повысить качество и объем потребительской корзины на душу населения без роста доли производительной части рабочей силы, занятой в производстве и наполнении этой рыночной корзины. Наибольшая часть пополнения производительных работников должна быть направлена в производство средств производства, с относительно большим ростом в сфере станкостроения по сравнению со всей областью производства средств производства в целом. Процентное количество производительного сектора рабочей силы, занятой в производстве второго уровня, должно иметь тенденцию к снижению.

Финансовая политика, включая систему налогообложения, должна быть нацелена на поощрение требуемых изменений в демографических характеристиках населения, отмеченных выше. Сюда входят различные эквиваленты зарплаты, в частности такие, как реформы образовательной системы и создание новых библиотек, музеев и развитие тех сторон культурной жизни, которые согласуются с классической программой общего образования, предложенной Гумбольдтом.

Должен поощряться высокий уровень экспорта средств производства в «развивающиеся страны» и другим иностранным потребителям. Это должно рассматриваться как вклад в экономию труда продуктов, импортируемых из-за рубежа, и как стимулирование высоких темпов роста и обновления основных фондов в станкостроительном секторе и секторе средств производства в целом. Чем выше темпы обновления основных фондов в производстве средств производства (при наличии не менее 5% занятой рабочей силы в областях, указанных в пункте 1.), тем выше темпы технологического прогресса в американской экономике. Возросший уровень обновления, достигнутый при помощи экспорта средств производства, повышает скорость проникновения технологического прогресса во все категории средств производства, созданные для использования как внутри страны, так и за рубежом.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх