Глава 4.ЭКОНОМИЧЕСКАЯКАТЕГОРИЯСТОИМОСТИ

Из принятыхнами математическихфункций следует,что общество(экономика)остаются энтропийнымидо тех пор, покане возникаеттехнологическийпрогресс, приводящийк возрастаниюпотенциальнойотносительнойплотностинаселения.Таким образом,для общества(экономики) вцелом стоимостьограниченатеми видамидеятельностивнутри общества,которые повышаютпотенциальнуюотносительнуюплотностьнаселенияпосредствомвоздействиятехнологическогопрогресса.Другими словами,должным образомопределеннаястоимостьизмеряет негэнтропиюэкономическихпроцессов.

Стоимость,определеннаятаким образом,и работаимеют одно ито же значение.

Работаопределяетсяне количествомзатраченныхусилий, и дажене количествомусилий особогокачества (как,к примеру, вошибочномопределениирабочей силыпо Марксу). Неизмеряетсяона также иколичествомпроизведенныхфизическихтоваров, ценойтруда, ценойпроданныхтоваров и т.д.и т.п. Ни односкалярноеизмерениеработы не являетсяправомочным.Ни одна концепция,которую можноописать припомощи линейныхфункций, в принципене может бытьприемлемой.Работаявляется нелинейнойвеличиной ивыражаетсячерез функциикомплекснойпеременной,которые невозможноупростить илипривести кдругому виду.

Может показаться,что этот подходотличаетсяот точки зренияЛейбница. Напервый взгляд,кажется, чтоэто действительнотак, но по сутииспользуемогометода нет.Ясность в этотвопрос можетвнести обсуждениеработ Лейбница.Вспомним данноенами ранееописание того,как Лейбнициспользовалтермин «работа».

В первом приближенииЛейбниц предполагал,что если определенныйтип производимыхфизическихтоваров являетсяполезным, тообщество будеткрайне нуждатьсяв их производстве.Учитывая это,уровень производстваподобных товароводним работникомслужит приемлемымстандартомдля сравнения.В этих условияхэкономия труда,полученнаяпри помощитепловой машины,являетсянегэнтропийной.Но не количествопроизведенныхфизическихтоваров определяемработу. Притаком подходеработаизмеряетсякак экономиявыполненноготруда. Именноэкономиятруда самапо себе и является«микроэкономическим»эмпирическимкоррелятомэкономическойстоимости.

С этой позицииавторскоеопределениестоимости неотличаетсяни от «лейбницевского»,ни от определенияведущих экономистовамериканскойсистемы, ни отпринципа, понимаемогои более илименее эффективнослужащегобольшинствуменеджеровна производстве,имеющих либоинженерноеобразование,либо эквивалентныйему накопленныйопыт в сферепроизводства.Каждый компетентныйменеджер, скоторым былзнаком авторблагодарясвоему опытуработы в областименеджмента,консалтингаи т.п., соглашалсяс проводимойпрактикойповышенияквалификациинаемных рабочиходновременнос введениемновых технологийи вложениямив основныефонды. Если жев корпорацияхс компетентнымменеджерскимсоставом начинаетдоминироватьпротивоположнаятенденция, тоона являетсярезультатомвлияния финансовыхинтересовУолл-стритаи рекомендаций«Гарвардскойшколы бизнеса»[1].

Различие междулейбницевскимрассмотрениемтермина работаи формулировкамив этой книгесостоит лишьв предложенныхнами дополненияхи уточнениях.Работы Гаусса,Римана и др.,описанные впредыдущемразделе, сделаливозможным болееглубокое пониманиепринциповтехнологии,чем то, которое,по видимому,мог представитьсебе Лейбниц[2].Мы можем считать,что Лейбницодобрил бы нашиуточнения какполностьюсовпадающиес его собственныммнением поданному вопросу.Сегодня мыможем познатьболее глубокоезначение терминаработадо степени,невозможнойпри том уровнеразвития науки,который существовалво временаЛейбница.

Прежде чеммы разовьеми дополнимнекоторые изосновных свойствэтого нелинейногоопределениястоимости,используя вкачестве, примерагипотетическоекомплексноеагроиндустриальноепредприятие,хотелось быотметить некоторыеаспекты, связанныес важностьювведения ииспользованияэтой, «болеесложной», концепции.

Последовательноприближаяськ данной стадиинаших рассуждений,мы постоянноподчеркивалиединство технологиикак главногопредметаэкономическойнауки и технологиис точки зренияоснов математическойфизики. Именноединству уделялосьстолько вниманияведущими кругамиПолитехническойшколы в Парижена протяжениивсего периода1794-1815 гг. Если мыхотим обеспечитьоптимальныетемпы ростаэкономии труда,мы должнырассматриватьее не простокак вопросинвестиционнойполитики, нокак вопростого, какиетехнологиимы можем внедрить.Таким образом,продуманнаяинвестиционнаяполитика должнастать политикойнаучных инвестиций,политикой,направляющейинвестиционныевклады в наукукак таковую.Тому, кто прочтетэту книгу доконца, станетсовершенноясно, что принципытехнологии,в том виде, какмы их здесьопределили,имеют прямоеотношение кнаиболеефундаментальнымхарактеристикамнаучных исследований.Следовательно,наиболее дальновиднаяинвестиционнаяполитикаконцентрируетсяне столько напрактике инвестицийв науку, сколькона инвестициях,позволяющихподтолкнутьоткрытия вопределенныхобластях науки,касающихся,например,фундаментальныхвопросовматематическойфизики, доступныхдля изученияна протяженииближайшихдесятилетий.Учитывая всеэто, необходимодать строгоеопределениеэкономическойстоимости. Дляпринятия долгосрочныхинтегральныхрешений обинвестицияхв науку и ихокупаемостичерез возвратпродукции ввиде физическихтоваров нампотребуетсямера стоимости,равно применимаякак к научнымисследованиям,так и к производственномупроцессу кактаковому. Этамера должнабыть ориентированана фундаментальныепринципы науки(например,математическойфизики) и одновременно,таким же образом,на основныефакторы экономиитруда в производительномпроцессе.

Для нагляднойиллюстрацииизложеннойвыше точкизрения рассмотримследующуюситуацию. Сейчаслучшим вариантомприоритетнойполитики,рекомендованнойтак называемымразвивающимсястранам странамиОЭСР, являютсярекомендацииследовать попути «постепенного»приближения"к уровню технологии,уже достигнутомув ведущих странахОЭСР. Это значит,что в лучшемслучае развивающиесястраны будутмедленноосвобождатьсяот колониальнойзависимости[3],когда они выступаютпрежде всегокак экспортерысырья и открываютсвои таможнидля скудногорациона устаревшихпромышленныхтехнологий,а особенно дляпроизводствазаменителейимпорта различныхпотребительскихтоваров. Жалкимиоказалисьрезультатыподобной политики,особенно дляразвивающихсястран. По причинам,указанным далеев этой книге,ясно, что истиннойцелью политикиэкономическогоразвития должнастать попыткадостиженияи освоениянекоторых изнаиболее развитыхтехнологий,используемыхв настоящеевремя в США,Европе и Японии.

С этой цельюразвивающаясянация должнаопределитьобласти научныхисследований,в которых онасобираетсястать мировымлидером, ирассматриватьэто как долгосрочную,широкомасштабнуюнациональнуюпрограмму.Параллельнодолжны осуществлятьсяразвитие лабораторий,университетскихфакультетови подготовканаучных кадров,а также развитиепромышленнойбазы для внедрениярезультатовнаучной работы.Особое вниманиеследует уделятьразвитиюсоответствующихотраслейстанкостроения.Развитие научнойбазы, станкостроительногосектора и другихэлементовпромышленностидолжно осуществлятьсякомплекснои должно бытьзавершено втечение жизниодного поколенияили даже быстрее.

Отчисленияиз скудныхнациональныхресурсов наэтот зародышбудущеготехнологическогопроцветаниядолжны бытьсбалансированыи согласованыс более традиционными,но тем не менееважными отраслямиэкономики,включая развитиесельскохозяйственногопроизводстваи др. Как пополитическим,так и по различнымпрактическимсоображениямважно, чтобыэти объединенныеусилия привелик ощутимомупрогрессу вуровне жизнипочти всехслоев населения,а также большинстванародов в целом.

Совсем нетрудно представитьсебе ситуацию,когда анархо-синдикалистскиедемагоги изрыгаютпроклятияправительствуи деловым кругам,которые, вкладываясредства вразвитие средствпроизводства,якобы «вынимаюткусок хлебаиз детскогорта» или что-тов этом роде.Для эффективногопроведениясредне- и долгосрочнойполитики развитиястран «третьегомира» необходимопрочное, основанноена полнойинформированности,общественноесогласие. Поддержкатакого консенсусав движении кизбранным целямвозможна лишьпри условии,если обещаниябудут сопровождатьсяреальнымидостижениями.Весьма желательно,чтобы разработкаэкономическойполитики вразвивающихсястранах былаболее научнообоснована,чем в развитых.Это важно, посколькупоследствиясерьезныхошибок здесьболее опасны,чем в другихрегионах мира.Ошибка, котораядля нас означалабы необходимостьотсрочитьвведение каких-либодополнительныхудобств, обернуласьбы в развивающихсястранах серьезнымитрудностямии страданиями.

В то же времяне следуетдумать, чтоинвестицииразвивающихсястран на осуществлениетехнологическогопрорыва являютсяроскошью, чем-товроде выбора,которым можнопренебречь.Без такогопрорыва этинации никогдане покончатсо своей отсталостью.Указанный путьявляется неизбежным,хотя и не легкимв осуществлении.В обоих крайнихслучаях, какдля наиболееразвитой, таки для самойбедной страны,именно экономическаяполитика быстрогороста экономиитруда, благодарянауке в качестведвигателяэкономики,является жизненнонеобходимой.Для этого нужныновые политическиеметоды, стимулирующиевзаимопониманиеученых, вовлеченныхв фундаментальныеисследования,и людей, управляющихэкономикой.

Эту политикуследует рассматриватьв контекстетрех разделовфундаментальныхисследований,в рамках которыхбудет осуществлятьсявесь технологическийпрогресс втечение ближайших50 лет (предполагая,что мы остановимсползание к«новому средневековью»«постиндустриальногообщества»).Слияние фундаментальныхнаучных направленийиз трех различныхобластейестествознанияедва ли являетсянеобычнымсобытием вистории науки.Они сходятсявоедино в тойже областиявлений, которуюмы обсуждалив данной книге.

Вот эти триобласти фундаментальныхисследований:1) самоорганизующаясяплазма оченьвысокой плотностипотока энергии,представленнаяразработкамипо управляемомутермоядерномусинтезу какглавномуэнергетическомуисточникучеловечества.2) Родственнаяпроблема развитие когерентногоизлучения свысокой плотностьюпотока энергии,рассматриваемогокак инструментпроизводстваи средство дляиных применений.Эта областьпредставленаработами посовершенствованиюлазеров иэкспериментамис молекулярнымипучками. 3) Новыенаправленияфундаментальногопрорыва в биологии,очень важной,но не единственнойчертой которыхявляются достиженияв областимикробиотехнологии[4].

В случае дальнейшегоразвития событийбез каких-либонелепых препятствийзначительныепрорывы во всехтрех областяхстанут явлениямикоммерческойи повседневнойжизни уже кконцу этогостолетия. Объединениеэтих трех областейозначало бывозможностьосуществленияуправляемогочеловекоммежпланетногоперелета доконца века, авпоследствиисозданиефункционирующихколоний с земнымклиматом наЛуне и Марсе.

Как исследовательскиеработы, так ипромышленноеприменениеразработок,полученныхв указанныхобластяхестествознания,требуют переходак римановскойфизике, к точкезрения «онтологическойтрансфинитности».Мы нуждаемсяв обществе,которое осознаетзначение этихпринципов иуправляетразвитием своейэкономики,основываясьна них. В любойсфере профессиональнойдеятельностинужны экономисты,которые смогутраспространитьэти основополагающиезнания в своейсреде, а такжев обществе вцелом.

Анализ общественногоразделениятруда в обществе(экономике) в.том виде, в какомон был разработанГенри Кэри идругими [5],приводит наск следующимрасчетнымметодам, предназначеннымдля использованияпри анализевнутреннихвзаимоотношенийпроизводстваи потреблениявнутри нашегогипотетическогокомплексногоагропромышленногопредприятия.С этой цельюмы будем использоватьчасть той самойтерминологии,которая сталашироко известнойблагодарямарксистами др. Однаковсякие другиеопределенияэтих терминов,отличные отприведенныхв этой книге,не имеют отношенияк рассматриваемомувопросу.

Посколькунас интересуетрост потенциальнойотносительнойплотностинаселения, мыдолжны начатьс населения.Учитывая, чтоименно семьяявляется ячейкойвоспроизводстванаселения, мыбудем рассматриватьнаселение впервую очередькак членовсемейств. Далеемы дадим определениерабочей силы,используяпонятие семейства,с учетом еетрудоспособныхчленов и воспроизводстварабочей силывнутри семьи.

Мы дадим определениерабочей силыпосредствоманализа демографическогосостава семьи.Проанализируемсостав семьипри помощивозрастныхинтервалов,а затем используяэкономическуюфункцию. В общихчертах мы разделимвсе семейноенаселение натри основныевозрастныегруппы: 1) моложенижнего пределатрудоспособноговозраста; 2)официальныйтрудоспособныйвозраст и 3) старшетрудоспособноговозраста. Первуюгруппу мыподразделяемна младенцев,детей младше6 лет, детей младшегошкольноговозраста, подростков.Вторая группаделится надесятилетниевозрастныеинтервалы, атретья напятилетние(последнее по соображениямстатистики).Вторую основнуюгруппу разделимтакже на двефункциональныекатегории:домохозяеваи работающие,приняв в качествеоценки то, что"65% от всеготрудоспособногонаселениявходят в рабочуюсилу".

Все семействамы распределимпо двум главнымфункциональнымкатегориямв соответствиис основнымивидами деятельностилюдей. Тот факт,что два членаодного и тогоже семействамогут попастьв различныефункциональныекатегории(работающийили домохозяин),или то, что человекможет переходитьиз одной категориив другую, неимеет в данномслучае значения,поскольку длянас наибольшийинтерес представляетизменениеотносительныхзначенийэтих двухфункциональныхкатегорий, ане незначительнаястатистическаяошибка, вызваннаяиспользованиемхорошего, надежногометода подсчетадля ряда неоднозначныхявлений. Этапервичнаясортировкасемейств выделяетдве следующиекатегориизанятости ихчленов: работающиена производствеи работающиев непроизводственнойсфере.

На данномэтапе нашевнимание обращаетсяк той частирабочей силы,которая состоитиз работниковпроизводства.Все вычислениябудут основанына том, что за100% мы будем братьвсю рабочуюсилу, а не всетрудоспособноенаселение. Всеработникипроизводительногосектора экономикиподразделяютсяна:

участвующих в производстве сельскохозяйственной продукции в широком плане (рыболовство, лесная промышленность);

участвующих в производстве промышленной продукции, также в широком смысле (машиностроение, строительство, горное дело, транспорт, производство и распределение энергии, связь, а также работники, поддерживающие основную промышленную инфраструктуру).

Анализ производствав целом осуществляетсятак же, как ибыло описаноранее в этойкниге. Он начинаетсяс различиямежду двумяпотребительскимикорзинами идвумя группамитоваров (Аи Б). Потокпродукциипрослеживаетсячерез промежуточныепродукты, сырьеи вплоть доестественныхресурсов.

Этот анализпотоков продукцииперекрестносравниваетсясо следующиманализом производствафизическихтоваров в целом:100% «производственной»части рабочейсилы сопоставляетсясо стопроцентнымвыпуском физическихтоваров в обществе(экономике).Эти 100% выпускафизическихтоваров анализируютсяследующимобразом.

Символом Vобозначаетсячасть совокупноговыпуска физическихтоваров, потребляемаявсеми хозяйствамипроизводственныхработников.Это энергиясистемы.

Символом Собозначаютсясредствапроизводства,потребляемыев процессепроизводствафизическихтоваров, включаязатраты наосновнуюпроизводственнуюинфраструктуруфизическогопроизводства.Это включаетзаводы и машины,поддержаниеосновнойэкономическойинфраструктуры,а также учетрасходуемыхматериаловна уровне,необходимомдля работы приполной нагрузке.Сюда входиттолько та частьпроизведенныхсредств производства,которая былаиспользованакак энергиясистемы.

Символ Sозначает валовойдоход (данногокомплексногоагропромышленногопредприятия)S = Т - (C+V), где Т общий выпуск(валовая продукция)физическихтоваров.

Символ Dозначает общиенакладныерасходы. Сюдавходят потребительскиетовары (дляхозяйств, относящихсяк непроизводственнойкатегориирабочей силы)плюс средствапроизводства,потребленныенепроизводительнымикатегориями.Это также энергиясистемы.

Символ S' это чистыйдоход отвыпуска физическихтоваров. S' = S- D. Это свободнаяэнергия.

Если бы мыснизили накладныерасходы (D)системы-предприятиядо должнымобразом определеннойвеличины, тов то же времяопределенныевиды услугимели бы тенденциюк росту либовместе с увеличениемуровня физическогопроизводства,либо с ростомпроизводительноститруда. Например,любая деятельность,принимающаяво вниманиекак практическидействующийуровень технологии,так и темпыдальнейшегоразвития этойтехнологии,определяеттребуемыйминимальныйуровень культурырабочей силы,которая, в своюочередь, связанас необходимостьюобразования.Научное и техническоеобслуживаниепроизводстваи поддержанияпроизводительнойсилы трудачленов семействявляется примеромразнообразиярасходныхстатей бюджета,которые имеютчеткую количественнуювзаимосвязьс удержаниеми ростом производительнойсилы труда.Однако большаячасть накладныхрасходов неимеет никакойфункциональнойсвязи указанноготипа. Тенденция«постиндустриальногообщества»состоит в том,что большаячасть всехотчисленийв накладныерасходы вообщене должна бытьпозволена илиже должна бытьбеспощадноснижена вотносительныхмасштабах. Поэтим причинамв качествекоррелятаотношениясвободнойэнергии системымы должныиспользоватьпараметр S'/(C+V),а не S'/(C+V+D).

Для счетанациональногодохода мыиспользовалиследующиевыражения:

S/(C+V) производительность(в отличие отпроизводительноймощи труда);

D/(C+V) коэффициентзатрат;

C/V капиталоинтенсивность;

S'/(C+V) нормаприбыли.

Данные отношениятребуют следующихусловий: 1) Содержаниепотребительскойкорзины на душунаселениясемейств, занятыхв производственнойсфере, должнорасти как поотносительнойвеличине, таки по качествусодержимогопо мере того,как увеличиваетсякапиталоинтенсивностьC/V и производительностьS/(C+V). 2) Общественнаястоимостьпроизводстваэтой потребительскойкорзины должнанеуклонноснижаться,несмотря натребуемоеувеличениероста как ееколичества,так и качестваее содержимого.3) ПроизводительностьS/(C+V) должнарасти быстрее,чем коэффициентзатрат D/(C+V).

Процедурасчета национальногодохода разделяетнакладныерасходы наглавные функциональныекатегории:экономические,ведомственныеи безвозвратныепотери. Различиямежду ними восновном следующие.

Экономические:различныеслужбы и управленческийаппарат, необходимыелибо для процессапроизводстваи физическогораспределения,либо для. поддержанияи развитиясемейств науровне, соответствующемуровню и необходимойскороститехнологическогопрогресса.

Ведомственные:расходы поправительственной,неэкономическойдеятельности,включая, к примеру,военную, полицейскуюи основныеадминистративныефункции. Расходыкоммерческихи иных неправительственныхучреждений,включая расходыпо продаже(кроме стоимостифизическогораспространения),которые неявляются,экономическими,но которыенеобходимы,посколькусвязаны с поддержкойдеятельностиэтих учреждений.

Потери:расходы насодержаниебезработных,расходы, вызванныеразличногорода уголовнойдеятельностью,а также траты,вызванные любойдеятельностью,которую следуетрассматриватькак безнравственную(если она ещене являетсяуголовной),включая всеформы ростовщичества.

В экономическийраздел входятследующиеслужбы:

Научныеисследования:естественныенауки, включаябиологию,экономическуюнауку и собственноматематику.История иисследованиеновых пространств.Не включаются:психология,социология,антропологияи родственные«логии» такназываемых«общественных»наук, как этопрактикуетсясегодня. В общемслучае политикапросвещения,проводившаясяВильгельмомфон Гумбольдтом(1767-1835) задает приемлемыесферы наукии образования.

Научно-техническиеслужбы, связанныес производствомнепосредственнолибо косвенно через развитиеи поддержкуэлементовосновнойпроизводственнойинфраструктуры,которая формируетнеобходимуюфизическуюсреду дляпроизводстваи физическогораспределениятоваров.

Медицинскиеи родственныеим службыдля обеспеченияжизнедеятельностинаселения.

Образование,построенноена принципах,заложенныхГумбольдтом.

Другие формыуслуг, особеннотяжелый физическийтруд, мало- иполуквалифицированныйтруд в сфереуслуг относятсяк ведомственнымрасходам илидаже безвозвратнымпотерям.

Раздел «управленческийаппарат» вподразделеэкономическихрасходоввключает:

Прямое руководствоработниками.

Руководствои наблюдениеза ходом экономическихпроцессов, накоторых занята«производственная»часть рабочейсилы.

В экономическийраздел не входятследующиепункты:

Расходы попродаже,отличные отрасходов пофизическомураспределениютоваров (входятв Ведомственные).

Финансовоеуправление(включая финансовыеотчислениякак таковые).За исключениемростовщичества(включая земельнуюренту, спекуляциюи т.п.), котороеклассифицированов разделебезвозвратныхпотерь, финансовоеуправленияотносится кведомственнымрасходам.

Хотя правительствошироко представленов разделе"ведомственныерасходы", таего деятельность,которая связанас экономикой(производство,поддержкаосновнойэкономическойинфраструктурыи т.п.) отнесенак рубрикеправительственно-экономическиерасходы ианализируетсятак же, как ичастная экономическаядеятельность.

С самых общихпозиций накладныерасходы анализируютсяпри помощиследующихвопросов: «Какимобразомосуществлялисьрасходы?» и«Почемуони произошли?»(как в категорияхпрямых, так иотносительныхрасходов). Следуетрассмотретьполный переченьнакладныхрасходов какдля деловыхфирм, так и дляэкономики вцелом, в соответствиис применяемымнами методом.Этот анализ,а также оценкавсех статейсчета национальногодохода должныбыть связаныс тем этапомисследования,на которомбазируютсявсе вопросы,затронутыев данной книге.Результатыанализа и выводы,полученныена данном этапеисследования,должны бытьхорошо усвоеныдля их дальнейшегоуточнения иразвития послеокончанияпрограммыобучения, изложеннойв этой книге.

Что касаетсянаучных открытий,сделанныхучеными, то ихнепосредственныйличный вкладв повышениеэкономии трудапрост и ясен.С самого началамы должны проследитьте пути, по которымнаучные и техническиеоткрытия направляютсяв экономическийпроцесс и,воздействуяна него, приводятк тому, что работникипроизводственнойсферы участвуютв переносенегэнтропиив общество(экономику) вцелом. Именнопередача негэнтропиипосредствомпроизводительнойдеятельностии являетсясущностьюэко-комическойкатегориистоимости.Предыдущеерассмотрениесоставныхчастей важнейшихразделов счетанациональногодохода позволяетнам проследитьте связи, которыезаслуживаютпервоочередноговнимания.

Почти в самомконце своегоэссе «В защитупоэзии» ПерсиБ. Шелли вполнеубедительносвязал росткачества ираспространениепоэзии с историческимипериодами, втечение которыхпроисходилозаметное обострениеборьбы за гражданскуюи религиознуюсвободы. Этовполне справедливодля периодареспубликанскогодвижения вантичной Греции,начиная с 599 г.до н.э., когдав Афинах осуществлялиськонституционныереформы Солона.Это справедливои для ЗолотогоРенессансаXV века и трудовДанте Алигьери(1265-1321) и его преемникаПетрарки (1304-1374),которые стоялиу истоков ЗолотогоРенессанса.Так было и вконце XVII века(после 1653 г.), когдаМазарини (1602-1661)и Кольбер (1619-1683)перестраивалиФранцию, и вовремена событий,связанных сВеликим курфюрстомв Пруссии и вдругих частяхГермании. Именнотак это происходилово всей Европедо конца XVIII века,в результатедействий обширноготрансатлантическоготайного сообщества,возглавляемогона протяжении1766-1789 гг. БенджаминомФранклином,пока Венскийконгресс 1815 г.не уменьшилего влияния.Творчествосамого Шеллистало откликомна политическиеи научные события1766-1789 гг. Как отмечалШелли, в такиеисторическиепериоды проявляетсярост способностинаселения к«передаче ивосприятиюглубоких истрастныхзамыслов, относящихсякак к человеку,так и к природе».В относительнонедавние времена,начиная с«Божественнойкомедии»и трактата «Онародной речи»(«De Vulgari Eloquentia») Данте,нелатинскиеязыки в Европепревращалисьв высоколитературныеклассическиеформы, которымистали национальныеязыки Италии,Франции и Англиина протяженииконца XV началаXVII века. Как подчеркивалГумбольдт,уровень развитияязыка нередкоявляется своегорода ограничителеммыслительныхспособностей:личность,ограниченнаябедным местнымдиалектом,обречена наинтеллектуальноеубожество вплане мыслительныхспособностей.Посколькустепень развитиялитературнойречи связанас функциональнымивозможностямисамовыражения,следует отметитьважные особенностиязыка, которыенепосредственнои практическисвязаны с задачамиэкономическойнауки. Особенносильно влияютна способностьоратора выражатьсвои мысли двакачественныхаспекта устнойречи способностьнайти возможностииспользованияпереходныхглаголов (вотличие отименного выделенияидей, свойственныхсуществительным)и умелое использованиесослагательногонаклонения[6].Эти функцииязыка несомненно,а в ряде случаевнепосредственносвязаны с уровнемразвития мыслительныхтворческихпроцессовотдельныхиндивидуумови общества.

Передачанегэнтропиипосредствомтруда работающихявляется однимиз видов передачиидей в платоновскомпонимании этогослова [7].Это не те «идеи»,которые описываюти объясняютявления; скорееэто идеи-катализаторы,которые контролируютпоступки личности,ее практическиедействия попреобразованиюприроды в пользучеловечества.Систематическоеобсуждениевнутренниххарактеристикнаучных идеймы проведемв следующемразделе книги.В этой главемы позволимсебе «позаимствовать»некоторые мыслииз дальнейшеготекста, чтобыполнее раскрытьвопросы, которыенеобходимообсудить здесь.

Именно создание,передача, восприятиеи реализациятех научныхи связанныхс ними открытий,которые представляютна практикепотенциальнуюэкономию труда,являетсянегэйтропийнойособенностьюобщественногопроцесса производствафизическихтоваров. Какраз этот аспектпроцесса производствапозволяет намнайти местостоимостипроизводительноготруда отдельныхличностей: этоаспект личнойдеятельности,которая непосредственноявляется глобальнойпо своим результатам.

Из сказанногоестественнымобразом следует,что стоимостьпроизведённогообществом(экономикой)продукта неможет определятьсячерез суммированиечистых цен(например,«добавленнойстоимости»)при индивидуальномобмене товарамивнутри экономики.Допуская этуошибку, мы приходимк заблуждению,парадоксу,появившемусяв третьем томе«Капитала»Маркса, в главе«Внутренниепротиворечия».Повторноерассмотрениеэтого парадокса,на этот раз спозиций счетанациональногодохода, поможетнам выделитьте эмпирическиехарактеристикипроцессапроизводства,в которых наиболееплотно сконцентрированодействиетехнологическогопрогресса.

Выразимматематическуюфункцию отношениемсвободнойэнергии к энергиисистемы, подставляяS'/(C+V) вместопоказателясвободнойэнергии. Тогдав соответствиис набором условий,принятых ранее,повторныеинвестицииS' повысятвеличину выходапродукции надушу населения,представленнуюкак (C+V). Еслипроцент занятыхв производственнойсфере остаетсяпостоянным(при отсутствиитехническогопрогресса), товозросшаяэнергия системына душу населенияC+V понижаетдолю S', доступнуюдля повторногоинвестированияв последующихпроизводственныхциклах. Такимобразом, можетпоказаться,что по меретого, каккапиталоинтенсивность(C/V) повышается,норма прибылиS'/ (C+V) должнауменьшаться.

Рассмотримгипотетическийслучай, когдасовременнаяэкономика накаком-то этапеначинает следоватьполитике сдерживанияпроцесса вовлеченияновых разработокв проектированиесредств производства.В течение некотороговремени ростэкономикисохранится.Это допустимо,посколькузамена старогооборудованияна новое представлялабы собой достижениясуществующейтехнологиипроизводства(экономии труда).По мере того,как среднийуровень технологиииспользуемыхсредств производстваприближалсябы к технологическомууровню новогооборудования,выгода от повторногоинвестированияначала бы исчезать,и снижающаясянорма прибылиупала бы дотакой степени,что производственныйпроцесс сталбы энтропийным[8].

Рассмотримданный аспектэтого процессаболее внимательно.«Реинвестиции»в средствапроизводствасодержат дваэлемента изсписка счетанациональногодохода: чистуюпроизводственнуюприбыль (S)и стоимостьнакопленныхинвестицийв средствапроизводства(С), выраженныечерез текущуюэнергию системы.Итак, общиеповторныеинвестициив средствапроизводствадолжны бытьпорядка (C+S)в случае, есликоличествозанятых рабочихостается постояннымв течениепоследовательныхциклов.

Обе эти величинымы измерялис позиций уровнятехнологии(экономии труда),при которомбыли произведеныфизическиетовары. Чтоже однако случится,если произведенныесредства производствав процессе ихфункционированияобеспечат болеевысокий уровеньтехнологии(экономии труда),чем технологическийуровень, сущестовавшийпри их создании?Именно здесьнаходитсясекрет парадоксаи суть негэнтропиив производительномпроцессе.Предположим,к примеру, чтоновые средствапроизводствана 5% эффективнее(представляютотносительную5% экономию труда),чем те, что былииспользованыдля их создания.Тогда частьвыхода продукции,описанная какэнергия системыпроизводственногопроцесса, составиттолько 95% количества,предусмотренногопроцедуройсчета национальногодохода. Такимобразом, реинвестированнаявеличина свободнойэнергии становитсяравной (S'+0,05C),а не S. Чембольше отношениеC/V, тем большеотносительноеувеличениевыработаннойсвободнойэнергии.

Негэнтропияв процессепроизводствапринимает формуизмененияхарактераповеденияработающихв производствефизическихтоваров, особенносредств производства.Таким образом,высокий коэффициентотношенияпроизводствасредств производствак выпуску товаровпотребленияявляетсяположительнойхарактеристикойусловий дляразвития экономикипод воздействиемтехнологическихизменений.Оптимальнойполитикой вобласти рабочейсилы являетсяполитика воспитаниявысококвалифицированныхрабочих, способныхвоспринятьи использоватьизменения,вытекающиеиз научныхоткрытий, атакже соответствующаяей политикав областиобразования.Целью образованиядля производственнойдеятельности(в отличие отего другихнеотъемлемыхфункций) [9]есть то, к чемустремился ещеГумбольдт: впервую очередьобразованиедолжно с наибольшейсилой раскрытьприсущие ребенкуи подросткузадатки, специальноеобразованиенужно даватьлишь послеполного завершениясредней школы,а не обучатьучеников среднейшколы специальнымпрофессиональнымнавыкам. Обучениемолодежи недолжно бытьподчиненостандартноймодели поведения,предписываемойтеми нормами,которые ужевыработанык настоящемувремени. Цельюявляется развитиетворческогопотенциаламолодежи всамом широкомплане, предоставлениев ее распоряжениеточных методовэффективногоноваторствавосприятияэтих новацийв форме плодотворногокаждодневногоповедения(например, впроизводстве).

Использованиетепловых машинили аналогичныхизменений,приводящихк интенсификациипромышленнойтехнологии,должно бытьосознано какнеобходимаячерта измененийчеловеческогоповедения,практическихперемен вчеловеческихвзаимоотношенияхс природой вцелом. Экономиятруда, достигнутаяэтими средствами,отражает тотфакт, что научныеоткрытия приводятк таким изменениямв поведении,которые увеличиваютсоответствиемежду деятельностьючеловечестваи законамимироздания.Экономиятруда в процессепроизводствадолжна восприниматьсякак величайшийиз всех научныхэкспериментов эксперимент,который практическиподтвердит(ибо ничто иноене сможет этогосделать) тепринципынаучного открытия,от которыхполностьюзависит авторитетвсех естественнонаучныхзнаний.

Ни одна здравомыслящаянация не допуститотделенияфундаментальныхнаучных исследованийот «прикладнойнауки». Цельюлюбого открытияв фундаментальнойнауке являютсяизменения вприроде посредствомвыпуска физическихтоваров напроизводстве,изменения вотношенияхчеловека сприродой. Вэтом планефизическаяэкономика,экономическаянаука являетсяосновой научныхоткрытий вфундаментальныхобластях знания.Если правильноопределитьсферу деятельностиэкономическойнауки, то онапростираетсяот конкретногонаучного знания,воплощенногов конечнойстадии производства,до новых научныхоткрытий, отнепрерывногораспространениякоторых и зависитпродолжениепроцессапроизводства.

В этом и состоитглавный секретопределениястоимости. Этотсекрет принципыфундаментальногонаучного открытия.





 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх