• 7.1. Эволюция теории управления трудом
  • 7.2. Влияние теорий управления на природу человека
  • 7.3. Теории мотивации в менеджменте
  • 7.4. Человек и организация
  • Ситуации для обсуждения
  • Тема 7. УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОМ

    Все хозяйственные операции можно в конечном счете свести к обозначению тремя словами: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди.

    (Ли Якокка)

    Люди – общий знаменатель прогресса.

    (Джон К. Гэлберт)

    7.1. Эволюция теории управления трудом

    Одна из важнейших функций менеджмента – сделать эффективными вверенные ему человеческие ресурсы. Существенное различие между предприятиями заключается в том, как в них используется потенциал персонала при достижении поставленных менеджерами целей.

    Выделяют несколько этапов управления трудом, так как методы и средства, используемые при этом, не остаются неизменными.

    Развитие производства потребовало перестройки управления трудом на инновационных принципах, основные факторы и условия перехода к которому можно представить в виде схемы (рис. 7.1).

    В современных условиях инновационный процесс управления трудом становится многогранным, воплощая единство технологических, организационных и социальных нововведений, в ходе которых формируется новая модель развития и использования человеческих ресурсов. В основе этой модели лежит ориентация:

    • на высококвалифицированный персонал, интегрированный в систему производства;


    Таблица 7.1

    Этапы управления

    Рис. 7.1. Перестройка управления трудом


    • непрерывность процесса обогащения знаний и повышения квалификации;

    • гибкость рабочей силы и организации труда;

    • «экономику участия»;

    • делегирование ответственности сверху вниз;

    • партнерские отношения между участниками производства.

    Новые методы организации труда используются как в сфере управления, так и в сфере производства. Инновационный процесс требует инициативного высококвалифицированного работника, глубоко вовлеченного в процесс принятия решений. Эта вовлеченность, способствуя мобилизации творческого потенциала персонала, ведет к ускорению инноваций и росту конкурентоспособности предприятий.

    Новые методы организации труда в сфере управления —

    kvvad отказ от узкой специализации;

    kvvad повышение гибкости использования персонала за счет ротации работников;

    kvvad создание автономных рабочих групп;

    kvvad организация «кружков качества».

    Внедрение новых методов организации труда вполне закономерно сказывается и на изменениях в системе управления «человеческими ресурсами» в соответствии с изменениями внешней и внутренней среды предприятия (табл. 7.2).

    7.2. Влияние теорий управления на природу человека

    Д. Макгрегор в своих работах определил параметры, которые может контролировать менеджер, определяющий эффективность работы подчиненного:

    kvvad получаемое задание;

    kvvad качество выполнения задания;

    kvvad время получения задания;

    kvvad время выполнения задания;

    kvvad средства для выполнения задания;

    kvvad коллектив;

    kvvad инструкция;

    kvvad убеждение подчиненного в вознаграждении за работу;

    kvvad размер вознаграждения за работу.

    Д. Макгрегор показал, что на основе указанных параметров возможно применение двух различных подходов к управлению, которые он отразил в двух теориях – теории «X» и теория «У» (табл. 7.3).


    Таблица 7.2

    Изменения в системе управления человеческими ресурсами


    Таблица 7.3

    Два подхода к управлению


    Свое понимание вопроса предложил У. Оучи, сформулировав теории «А» и «Z», которые во многом характеризовали японскую и американскую модели управления людскими ресурсами (табл. 7.4).


    Таблица 7.4

    Японская и американская модели управления


    Современные подходы к управлению персоналом воплощены в теориях «А» и «Z», хотя в чистом виде эти теории не встречаются.

    В последнее время преуспевающие менеджеры стремятся к полному делегированию полномочий, когда руководитель передает полностью и права и ответственность за принятие решений в конкретном направлении одному из работников предприятия. Наиболее точно концепцию делегирования определяет калифорнийский профессор Д. Стокман (рис. 7.2).

    Важным участком деятельности менеджера, определяющим во многом достижение организацией стратегического успеха, является создание и функционирование эластичных, самонастраивающихся структур, которые называют командой.

    Команда – тщательно сформированный, хорошо управляемый, самоорганизующийся коллектив, быстро и эффективно реагирующий на любые изменения рыночной ситуации, решающий все задачи как единое целое.

    Рис. 7.2. Концепция делегирования Д. Стокмана


    При формировании команды должны быть учтены следующие требования:

    • каждый участник команды обязан во всей полноте осознавать цель, поставленную перед коллективом. Оптимально, когда в формировании и уточнении цели участвует вся команда;

    • команда функционирует как единый организм, причем ответственность за результаты также носит коллективный, а не индивидуальный характер;

    • любой участник команды должен постоянно совершенствовать свою квалификацию, чтобы обладать универсальными, энциклопедическими в своей сфере знаниями, трудовыми навыками. Он должен быть способен в любое время оказать помощь в этом нуждающемуся члену коллектива, постоянно взаимодействовать со всеми членами коллектива. В то же время команда не может диктовать состоящим в ней партнерам свою волю – каждый сохраняет собственную самостоятельность;

    • все члены команды имеют равные права в ее работе, планируя свою личную трудовую деятельность и деятельность всего коллектива, участвуя в формировании плана работы каждого члена команды;

    • подбор участников командного коллектива осуществляется, в первую очередь, по психологической совместимости;

    • обязанности каждого участника команды уточняются, но достаточно гибко. В процессе выполнения плановых заданий распределение функций, как правило, постоянно изменяется;

    • управление командой осуществляется коллективно. За руководителем закрепляются функции координации и представления интересов команды во внешней среде.

    Для совершенствования управления персоналом можно рекомендовать следующие направления работы:

    kvvad улучшение организации рабочих мест;

    kvvad обеспечение более рационального планирования и использования имеющихся служебных помещений;

    kvvad систематическое проведение переподготовки и повышения квалификации всех сотрудников организации;

    kvvad создание условий для стабильной занятости;

    kvvad разработка и успешная реализация различных социально-экономических проблем.

    Американский ученый М. Ле Беф открыл основополагающий принцип менеджмента человеческих ресурсов: «Делается то, что вознаграждается».

    Эффективный менеджмент позволяет определить, что необходимо вознаграждать, чтобы использовать человеческие ресурсы наилучшим образом.

    7.3. Теории мотивации в менеджменте

    Определяющую роль в менеджменте человеческих ресурсов играет мотивация.

    Теории, связанные с потребностями человека, получили название содержательных теорий мотивации (рис. 7.3).

    Кроме содержательных, существуют процессуальные теории мотивации (рис. 7.4).

    Рис. 7.3. Содержательные теории мотивации

    Рис. 7.4. Процессуальные теории мотивации


    Все теории мотивации в основном не противоречат друг другу, а взаимодополняют друг друга.

    Преимущества и недостатки теорий мотивации представлены в табл. 7.5.


    Таблица 7.5

    Анализ теории мотивации


    7.4. Человек и организация

    Взаимодействие человека и организации может быть представлено в виде следующей схемы (рис. 7.5).

    В менеджменте существует два подхода к установлению взаимодействия человека и организации.

    Человек подбирается для выполнения определенной работы или функции:

    kvvad описание работы;

    kvvad определение квалификационных требований;

    kvvad отбор кандидатов по квалификационным требованиям;

    kvvad назначение человека на определенную работу.

    Работа или функция подбирается для человека:

    kvvad изучение возможностей и стремлений человека;

    kvvad закрепление за человеком определенного местав организации;

    kvvad подбор работы, наиболее соответствующей возможностям и месту человека;

    kvvad закрепление работы за человеком.

    Человек выполняет работу в окружении людей и является одновременно исполнителем некоторой роли в организации и членом группы, в рамках которой он действует.

    Группа – относительно обособленное объединение небольшого количества людей (обычно не более десяти), находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени.

    Взаимодействие членов группы базируется на некотором общем интересе и может быть связано с достижением общей цели. При этом группа обладает определенным групповым потенциалом, позволяющими ей вступать во взаимодействие с внешней средой и адаптироваться к возможным изменениям.

    Группы в организации могут быть:

    • формальные – выделяются как структурные подразделения в организации;

    • неформальные – создаются членами организации в соответствии с взаимными симпатиями, общими интересами, увлечениями, привычками и т.п.

    Факторы, влияющие на функционирование группы, – это характеристики членов группы:

    kvvad личностные характеристики человека, его способности;

    Рис. 7.5. Человек и организация


    kvvad образование;

    kvvad жизненный опыт;

    структурные характеристики группы: S коммуникации в группе и нормы поведения;

    kvvad статус и роли;

    kvvad личные симпатии и антипатии между членами группы;

    kvvad влияние друг на друга;

    ситуационные характеристики:

    kvvad размер группы;

    kvvad задачи, решаемые группой;

    kvvad система вознаграждения в группе.

    На современных предприятиях используются различные формы работы в группе.

    – совместное решение частичных задач;

    – автономные и полуавтономные бригады;

    – целевые, проектные группы;

    – «кружки качества».

    Менеджеры признают, что хорошо организованные группы позволяют аккумулировать большой объем знаний, обеспечивают лучшее восприятие и понимание проблем, выявление альтернативных приемов в процессе подготовки и принятия решений.

    Менеджер должен учитывать роль группы в построении работы предприятия, в управлении кадрами, рассматривая каждого работника как:

    –> индивида, обладающего набором определенных характеристик;

    –> специалиста, призванного выполнять определенную работу;

    –> члена группы, выполняющего определенную роль в групповом поведении;

    –> человека, который учится и меняет свое поведение в соответствии с полученными знаниями.

    В деятельности относительно самостоятельных подразделений следует использовать предпринимательский стиль ведения работ.

    Ситуации для обсуждения

    1. В крупных фирмах Запада менеджерами проводится дифференцированная политика трудовых ресурсов: выделяется «ядро» и «периферия». Объясните преимущества.

    2. Около 1 млн «кружков качества» Японии объединяют более 10 млн работников. Почему именно эта форма групповой работы столь актуальна? Сформулируйте принципы организации труда в таких кружках.

    3. Разработайте систему вознаграждения за труд конкретного (условного) предприятия, руководствуясь принципами М. Бефа.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх