ПРАВИЛО 28.

НЕ ВЗИМАЙТЕ ПРОЦЕНТА

О евреях часто думают как о народе ростовщиков. Вспомним Шейлока — очень известный персонаж пьесы В. Шекспира «Венецианский купец». Многие до сих пор верят в то, что занятие средневековых евреев ростовщичеством и высокие проценты с христиан стали причиной антисемитизма [3].

Тора запрещает взимать проценты с евреев, но разрешает поступать так в отношении других людей: «Не бери проценты с брата твоего: ни с серебра, ни со съестного, ни с чего-либо, что можно отдавать в рост. С чужеземца можешь брать проценты, но с брата твоего не бери».

Тора была написана во времена, когда большинство евреев занимались сельским хозяйством. Человек просил взаймы только в случае крайней нужды. Ясно, что категоричный запрет Торы основан, прежде всего, на моральных принципах.

Экономика развивалась, и люди стали занимать деньги, чтобы основать новое или расширить уже существующее дело. Строгий запрет Торы мог замедлить экономический рост. Зачем давать деньги кому-то в долг, если от этого нет выгоды? В еврейском законе появилось понятие «хетер иска» (буквально — разрешение вести дело), которое и сейчас используется ортодоксальными евреями. Кредитор получает гарантированный процент «дохода», даже если предприятие убыточно.

Но не разрешается прибегать к этой узаконенной уловке, если человек просит одолжить денег на предметы первой необходимости: еду, одежду, плату за жилье или обучение. В таком случае необходимо безвозмездно предоставить заем или его часть. Руководствуясь здравым смыслом, дайте столько, сколько сможете, чтобы это не принесло вам существенных убытков в случае невозвращения долга [4].

По всему миру в еврейских общинах есть общества, предоставляющие беспроцентные кредиты. Очень многие люди, пользовавшиеся их услугами, возвращают свой долг.

Безвозмездная помощь тому, кто испытывает серьезные финансовые затруднения, считается, по еврейским традициям, высшей степенью гмилут хесед (добрых дел).


Примечания:



3

Конечно же, то, что евреи давали деньги в долг, не является истинной причиной антисемитизма. Сначала была ненависть к евреям, им запретили заниматься каким-либо ремеслом и принудили стать ростовщиками. Это усилило антисемитизм, но не явилось его причиной.



4

Если деньги не были возвращены, можно посчитать их частью ежегодного взноса на благотворительность. Очевидно, что подобные пожертвования не уменьшают налогов.





 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх