ПРАВИЛО 20.

ЦДАКА - ЭТО БОЛЬШЕ ЧЕМ ПРОСТО МИЛОСТЫНЯ

В Америке можно услышать историю о том, как однажды жена спросила Кэвина Кулиджа, славившегося своей неразговорчивостью, о чем говорил священник на проповеди?

— О грехе, — был ответ.

— А что же он сказал?

— То, что это плохо.

Вы можете спросить, что еще можно рассказать о цдаке, кроме того, что это хорошо. Здесь мы встречаем те же сложности, что и тот священник.

Если мы обратимся к священным книгам иудаизма, то обнаружим, что необходимо сказать еще очень многое.

Прежде всего, цдака — это не просто милостыня. Английское слово «милостыня» происходит от латинского caritas («от сердца») и означает «добровольное пожертвование». Если человек не подает милостыни, его можно назвать «немилосердным», что неприятно, но не дает оснований для наказания в законодательном порядке.

Слово «цдака» происходит от «цедек» (на иврите «справедливость»).

Иудаизм требует, чтобы люди были справедливы в делах. «К правде, к правде стремись», — велит нам Тора. Сотни веков спустя Талмуд учит: «Цдака равна всем заповедям, вместе взятым».

Предоставляя цдаку для бедных, действуешь справедливо; утаивая — совершаешь не только скверный, но и противозаконный поступок. В течение всей еврейской истории, во времена самоуправления еврейских общин, евреи давали цдаку так же, как сейчас платят налоги [2].

Впервые сказано давать цдаку в Торе. Дварим предписывает евреям предоставлять для бедных десятую часть дохода каждые три года и еще часть урожая каждый год. Тора также учит щедрости духа:

«Если же будет у тебя нищий, из братьев твоих... то не ожесточай сердца своего и не сжимай руки твоей перед братом твоим нищим, но раскрывай ему руку свою...». И дабы дающий не уставал от частых просьб бедных, Тора напоминает ему: «Ибо не переведутся нищие на земле, поэтому я заповедую тебе, говоря: раскрывай руку свою брату твоему, беднякам твоим и нищим твоим в стране твоей».

После того, как был разрушен Храм и перестали ежегодно собирать десятую часть доходов для поддержания первосвященников, еврейский закон обязал отдавать эту сумму нуждающимся.

Почему закон четко определяет, какую именно долю дохода жертвовать в пользу бедных? Возможно, потому, что в противном случае люди давали бы меньше, чем необходимо. Действительно, десятки миллионов американцев жертвуют на благотворительность менее трех процентов дохода, многие не делают этого совсем. Хотя и предпочтительнее, чтобы цдака давалась от доброты сердца, ожидание, когда же оно подскажет отдать не менее десяти процентов дохода, может продлиться очень долгое время. По наблюдениям Дэнниса Прагера, Иудаизм учит: «Пожертвуй десятую часть. Если твое сердце последует этому — замечательно. Тем временем, в любом случае, свершается добро».

Предложение: если сейчас вы жертвуете на благотворительные дела менее десяти процентов, попробуйте в этот год отдать на один процент больше (например, если вы жертвовали четыре процента дохода, отдайте пять). Несмотря на то, что сделать это может быть сложно, вы испытаете глубокое удовлетворение, ибо совершили больше добра.


Примечания:



2

Многие исторические документы подтверждают, что сама идея цдаки не только проповедовалась в иудейских книгах, но и широко применялась на практике. Например, в Риме XVII в. еврейская община, в которой состояли всего лишь несколько тысяч человек, поддерживала семь благотворительных обществ, предоставлявших бедным одежду, ночлег и еду. Существовали также специальные организации, помогавшие больным и семьям умерших. Одно общество собирало подаяние для евреев в Израиле, еще одиннадцать — для различной еврейской образовательной и религиозной деятельности.





 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх