Источники и литература

• Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 8045. Оп. 3. Д. 6041, 6044.

• 70 лет полярной гидрографии. СПб., 2003.

• Адмиралтейские верфи. Люди, корабли, годы. 1926 – 1996. СПб., 1996.

• Апальков Ю.А. Корабли ВМФ СССР. Справочник. Т. 1. Подводные лодки. Ч. 1 – 2. СПб., 2002 – 2003.

• Боярский В.И., Дмитриев В.А., Кудинов Н.Н. Пограничный надзор на море. Историко- документальный очерк. М., 2006.

• Василевский А.Н. Новый портовый ледокол // Судостроение. 1960. №1.

• Домашенко Ю. Из опыта эксплуатации ледокола «Добрыня Никитич» // Морской флот. 1964. №2.

• Игнатьев М., Рывлин А. Технико-эксплуатационные характеристики ледоколов типа «Добрыня Никитич» // Морской флот. 1968. №2.

• История отечественного судостроения. T.V. Судостроение в послевоенный период 1946 – 1991 гг. СПб.. 1996.

• Каштелян В.И., Рывлин А.Я. и др. Ледоколы. Л., 1972.

• Кашуба Г. Крабы запретной зоны II Пограничник. 1996. № 11.

• Козлов Ю. Корабль в океане II Застава, в ружьё! Сб. очерков. М., 1980.

• Копытов Ю. Разведчики ледовых морей. Архангельск, 2009.

• Краснов В.Н., Балабин В.В. История научно-исследовательского флота Российской академии наук. М., 2005.

• Кузин В.П., Никольский В.И. Военно-морской флот СССР 1945 – 1991. СПб.. 1996.

• Курганов И. ПСКР «Нева» пр. 97П II Тайфун. 2000. № 5.

• Макеев А.Н., Старшинов В.А. ЦКБ «Айсберг» и развитие арктического флота II Судостроение. 1993. №11-12.

• Морская артиллерия отечественного Военно-Морского Флота. Справочник. СПб., 1995.

• Морские ледоколы и буксирные суда. Справочник. Л.. 1969.

• Мошков Ф. Морская пограничная охрана России: от Петра I до наших дней. Краткий исторический очерк. М., 2003.

• Олигер Б.А., Старшинов В.А., Дикарёв А.Н. Научно-исследовательский ледокол «Отто Шмидт» // Судостроение. 1980. №9.

• Павлов А.С. Военные корабли России 1997 – 1998 гг. Справочник. Вып. 5. Якутск, 1997.

• Павлов А.С. Военные корабли России 2001 г. (с указанием бортовых номеров). Якутск. 2001.

• Пак В.. Семенов В. Ледокол «Отто Шмидт» // Морской флот. 1980. №7.

• Регистровая книга морских судов СССР 1976 – 1977. Л., 1976.

• Смирнов К.Д. Портовые дизель-электрические ледоколы мощностью 3,9 Мвт и их модификации // Судостроение. 1996. №4.

• Смирнов К.Д. Ледокольный сторожевой корабль «Пурга» // Судостроение. 2000. № 3.

• Советское судостроение 1917 – 1967. Юбилейный сборник. Л., 1967.

• Соколов В. Визит, которого не могло быть раньше // Пограничник. 1990. № 10. № 11.

• Спирихин С.А. Суда Северного морского пароходства и полярной гидрографии. Архангельск, 2003.

• «Там, за туманами…» // Пограничник. 2003. № 5.

• Фасолько О. Флагман пограничного флота II Марс. 2006. № 4.

• Oesterle В. Eisbrecher aus aller Welt. Berlin. 1988.

• Ресурсы сети Интернет


Вверху: Пограничный сторожевой корабль проекта 97П «Волга»


Ледоколы проекта 97 и их модификации стали самой массовой серией подобных судов, построенных за всю историю отечественного флота. Изначально они создавались для обслуживания портов (как в Арктике, так и в других регионах). Однако впоследствии на базе ледоколов этого проекта были созданы научно-исследовательские суда и даже пограничные сторожевые корабли. Да и самим «портовикам» доводилось не только вызволять суда из ледового плена, но и совершать дальние океанские переходы, обеспечивать различные задачи военно- морского флота.

Скромные труженики моря, ледоколы проекта 97 покидали строй незаметно. Одни из них продали на слом в «лихие девяностые», другие служат до сих пор. К сожалению, несмотря на то, что история этих судов насчитывает чуть больше полувека, о многих подробностях их биографий информации почти не имеется. Особенно это относится к кораблям военно-морского флота и пограничных войск, находящимся в строю до сих пор. Сведения о них брались из открытых источников и не всегда являются достаточно полными. Также следует отметить и тот факт, что с течением времени изменялось навигационное и некоторое другое

(в частности – спасательное) оборудование гражданских судов. В техническом описании ледоколов указывается состав оборудования на момент постройки судов. Ряд его изменений отмечен в разделах, посвящённых конкретным судам.

Названия многих ледоколов, относящихся к семейству проекта 97, нередко встречаются на страницах книг В.В. Конецкого и других авторов, пишущих на морскую и полярную темы. В полной мере к экипажам «девяносто седьмых» можно отнести строки песни учёного и барда, много лет работавшего в Арктике, A.M. Городницкого (песня посвящена экипажу ледокола другого проекта – «Капитан Белоусов»):

По полям многолетнего льда,
Где рассветы туманные мглисты,
На буксирах ведём мы суда,
Словно в связке в горах альпинисты.
И обратно уходим – туда,
Где сигналит о помощи кто-то,
Постоянные пахари льда,
Моряки ледокольного флота.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх