Послесловие.


Самая большая ошибка лиц читающих историческую литературу и историков - это оценивать современными представлениями события, характер людей прошлых эпох, их поступки, мысли. Представлять Русь такой же могучей и густонаселённой как до переворота 1991 - 1993 гг. Поэтому необходимо сообщить данные о населении России в средневековье. Так в XI в. население России составляло 9 млн. человек. После нашествия татар число жителей сократилось до 1 млн.

Непостижимым кажется, как наши предки сумели сохраниться как нация и создать величайшую Империю на планете. Это было достигнуто величайшим трудолюбием, большой кровью, потом, непоколебимым мужеством, жертвенностью, величайшей мудростью и жизнестойкостью, смелостью, широтою взглядов. Окружённые со всех сторон многочисленными врагами, они не только сохранились как нация, но и сумели создать Империю высочайшей культуры и нравственности - источник духовности для народов всего мира. Множество веков Россия была оплотом мира и стабильности, останавливала алчущих хищниковкак с Запада, так и с Востока.

По данным В.О. Ключевского до половины XIV в. русское население было сбито врагами в междуречье Оки и Верхней Волги. Татары и литва запирали выход из этого треугольника на запад, юг и юго-восток. Оставался открытым путь лишь на север и северо-восток за Волгу.

В конце XV в. Московская Русь имела население всего около 2 млн. человек, живших на территории в 50 тыс. квадратных километров, отрезанная от всех культурных центров мира, лишённая выходов к морям, расположенной в суровом климате и открытой для нападений с востока и запада, севера и юга.

У России в то время было мало шансов выжить. Но Русь не только выжила, но и разбила всех своих врагов, в числе которых были величайшие завоеватели мира, создала крупнейшее государство в мире, объединив 165 народов и племён. За 400 лет Русский народ увеличил свою территорию в 400 раз.

Рост Русского государства, несмотря на беспрерывные войны, которые оно вело со всеми врагами, шёл довольно быстро. В 1480 г. Россия имела только 2,1 млн. людей. (Почти в 5раз меньше Австрии, в 2 раза меньше Англии, в 4,5раза меньше Италии, в 4,5 раза меньше Испании и в 10 раз меньше Франции). Через 100 лет, в 1580 г., Россия имела 4,3 млн. человек.

В 1648г., когда Дежнёв обогнул мыс, носящий теперь его имя, в России было всего 12 млн. жителей, а во Франции 19 млн.

В 1480 г. население Московской Руси ровнялось только 6% (2,1 млн.) самых крупных государств Европы того времени Англии, Германии, Испании, Франции, Австрии и Италии. Но Иван III тем не менее сумел сбросить монгольское иго. В 1680 г. в России проживало 12,6 млн., в 1870 г. 26,8 млн., в 1880 г. 84,5 млн. - в 2,5 раза больше Австрии, Италии, Франции, Англии, в 3 с лишним раза больше Италии и в 4,5 раза больше Испании. А накануне Первой мировой войны Россия имела около 190 млн. населения (130 млн. были русские), а все названные страны имели только 260 млн. жителей. Не будь революции, в 1950 г. Россия имела бы более 300 млн. человек.

Никогда ни Запад, ни Азия не признавали Россию своей. Русский человек всюду и везде чувствовал себя чужим, инородным телом.

Татарское иго длившееся 250 лет остановило развитие России, нанесло невосполнимые потери экономике, населению. Куликовская битва (1380 г.) не покончила с татарским разбоем. Они ещё 2 века терроризировали нашу родину. Уже в 1382 г. из Сарая (Золотая Орда) явился хан Тохтамыш с войском. Он сжёг и опустошил Москву. После опустошительной эпидемии чумы и Куликовской битвы Россия была так обескровлена, что в 1382 г. Дмитрий Донской не мог даже набрать войско против нашествия Тохтамыша.

В 1395 г. Тамерлан разорил Россию до Ельца. В 1408 г. мурза Едигей разорил Россию, дошёл до Москвы, взял выкуп и возобновил уплату дани. В 1439 г. хан Улу-Махмед напал из Казани и разгромил Московскую область; 1445 г. он явился вновь разгромил Московское царство, разбил русских у Суздаля и пленил Великого князя Василия II Тёмного. В 1451 г. последовало нашествие Мазовши. В 1472 г. сарайский Ахмед разбойничал до г. Алексина, а в 1480 г. до Воротынска. С начала XIV в. начинаются набеги крымских татар, они действовали совместно с казанскими. Так в 1521 г., когда Россия была опустошена братьями Махмет-Гиреям крымским и Сип-Гиреем казанским. В 1537 г. казанский хан Сафа-Гирей опустошил весь восток и северо-восток Московского царства (Муромскую и Костромскую земли). В 1552 г. Казань опять была в союзе с Крымом, и крымские разбойники доходят до Тулы. Так татары громили Московское царство с трёх сторон: от Казани, от Сарая и из Крыма. В последний раз Москва была сожжена при Иване Грозном в 1571 г. крымским ханом Давлет-Гиреем и обложена Казы-Гиреем в 1591 г. при царевиче Фёдоре Иоанновиче. Татары жгли, громили и грабили, уничтожали в сражениях храбрейших воинов, заставляли себе платить дань и подарки и развращали Россию страхом, привычкою к грабежу и всяким диким обычаям.

Москва имела все основания считать Казань своим опаснейшим врагом. Казанские татары в союзе с черемисами и мордвою обрушивались изгоном на русские окраины, разоряли жилища пашни, уводили полон. Черемисная война велась без перерыва в русском Заволжье. У России не оставалось выбора или погибнуть, или замирить оружием буйных соседей.

После взятия Казани Иваном Грозным было освобождено 2700 человек; 60 000 пленных вернулось из плена в Казани через Свияжск; и несметное число вернулось на Вятку, Пермь, Вологду. Обще число освобождённых из одной Казани доходило до 100 000. Это означает, что татары искореняли Русь не только грабежом, огнём, мечом, они изводили её рабством плена.

Отрезанная от морей, находясь в суровом климате, задержанная в развитии татарским игом, отдалённая от Запада, осаждённая со всех сторон - шведами, ливонцами, литвой, поляками, венграми, турками, татарами крымскими, сарайскими (Золотая Орда) и казанскими, - Россия веками задыхалась в борьбе за национальную свободу и за веру и боролась за свои реки (торговые пути) и за свободные моря. В этом и состоял её так называемый “империализм”, о котором любят болтать её явные и тайные враги.

В значительной степени именно в силу этого история России - это история почти непрекращающихся войн. История России - это история осаждённой крепости. (С 1055 по 1462 гг., по данным историка С.М. Соловьёва, Россия перенесла 245 нашествий. Причём 200 нападений на Россию было совершено между 1240 и 1462 гг., то есть нападения происходили почти каждый год.

С 1365 г. по 1893 г., за 525 лет, Россия провела 305 лет в войне. Не удивительно, что закалённый в боях, привыкший жертвовать собой русский чаще побеждает, чем жители страны, в истории которых войны играют меньшую роль.

Как же объяснить, что Русский Народ с меньшим населением, живущий в суровом климате сумел побороть всех своих сильных и “культурных” врагов и создать величайшее государство. Объяснить это можно: 1 духом народа; 1. государственной организацией сил этого народа. Изумительной стойкостью и энергией русских и тем, что Московское княжество, а затем царство, как указал И. Солоневич в “Народной Монархии”, “Всегда представляло более высокий тип государства, чем нападавшие на них государства”.

Потому, что “государственная организация Великого Княжества Московского и Империи Российской всегда превышала организацию всех своих конкурентов, противников и врагов - иначе ни Великое Княжество, ни царство, ни Империя не смогли бы выдержать этой борьбы не на жизнь, а на смерть”. “Все наши неудачи и провалы наступали именно тогда, когда нашу организационную систему мы подменяли чьей - либо иной. Неудачи и провалы выравнивались тогда, когда мы снова возвращались к нашей организации”.

Успехи русского национального государства объясняются тем, что Россия всегда имела более лучшую государственную организацию, чем народы Европы. Умением уживаться с покорёнными врагами, необычайной стойкостью Русского Народа и его упорством в борьбе за поставленные цели и, конец тем, что все силы народа в течение всей русской истории всегда дружно поддерживали национальную власть.

“Если бы организационная сторона русской государственности равнялась бы современной ей западноевропейской, то Россия просто-напросто не существовала, она не смогла бы выдержать”.

“Россия падала в те эпохи, когда русские организационные принципы подвергались перестройке на западноевропейский лад. Так удельные наследники Ярослава Мудрого привели к разгрому Киевскую Русь, отсутствие централизованной власти привело к татарскому игу, петровская европеизация привела к крепостному праву (и рождению антинациональной, европейской по духу интеллигенции), ленинское “догнать и перегнать Америку” к советскому крепостничеству. Государственное строительство России в отличии от западного было удачным. Этого не может не заметить самый поверхностный исследователь исторического прошлого Русского Народа. Но, тем не менее, этого упорно не замечали ни иностранные, ни русские историки, за редким исключением. А не замечали потому, что “русскую государственную одарённость Европе нужно отрицать, во что бы то ни стало, вопреки самым очевидным фактам истории, вопреки законам логики. Ибо, если признать успех наших методов действия, то надо будет произвести суд над самими собой. Нужно будет вслед за нашими славянофилами, а потом и за Шпленгиром и Шубартом сказать, что Западная Европа гибнет, что её государственные пути, начиная от завоевания Рима и кончая Второй мировой войной - как начинались средневековьем, так и кончились средневековьем, и, что, следовательно, данный психический материал ни для какой имперской стройки не пригоден по самому его существу. Тогда нужно будет признать, что устроение человеческого общежития, начиная с разгрома Римской империи и кончая Второй мировой войной, несмотря на все технические достижения, было сплошным провалом, и что попытки 15 веков кончаются ныне возвратом к методам вандалов, лангобардов и франков и что лучшего устроения жизни европейских народов нужно ожидать только от России. Но это означало бы отказ от государственной национальной самостоятельности всех племён Западной Европы. Это означало бы признание реакционности и бессмысленности всей политической истории Европы за последние 1,5 тысячи лет: ничего кроме непрерывной резни не получилось. И нет никакого основания предполагать, что что-нибудь получится: те методы завоевания, включения, колонизации и прочего, которые практиковались вандалами и лангобардами 1,5 тысячи лет тому назад - повторяются и сейчас, с истинно завидной степенью последовательности и постоянства”. (И. Солоневич “Народная Монархия”.)

Прав профессор И.А. Ильин, писавший в статье “Мировая политика русских государей”, что “Европе и Америке не нужна правда о России, ей нужна удобная о ней неправда. Европейцам нужна дурная Россия: варварская, чтобы “цивилизировать её по-своему”; угрожающая своими размерами, чтобы можно было расчленить; реакционная - чтобы оправдать для неё революцию и требовать для неё республики; религиозно разлагающая - чтобы вломиться в неё с пропагандой реформации или католицизма; хозяйственно - несостоятельная - чтобы претендовать на её сырьё или по крайне мере на выгодные договоры и концессии”.

Запад использовал любое ослабление России, чтобы совершить агрессию против неё. Так вскоре после нападения татар на Русь объединённые войска римского епископа и Ордена меченосцев захватили северную часть принадлежавших Пскову и Новгороду земель.

В это же время шведский король (отвечая на призыв папы римского о необходимости распространять католичество силой) послал на Новгород сильное войско, которым командовал его зять Биргер.

Плохо пришлось бы северной Руси, если бы Александр Невский не разбил войско, которым предводительствовал Биргер.

Западный мир во всё время татарского ига пытался воспользоваться несчастным положением России. В год нападения Батыя на южную Русь папа Григорий проклял всех новгородцев и призвал к Крестовому походу против Новгорода.

А незадолго до того особыми буллами папа римский запретил католическим купцам продавать в русские земли корабельные снасти, лошадей, разные изделия. Неслучайно советником Батыя был рыцарь святой Марии Альфред фон Штумпенхаузен. После этих предательств у русских сформировалось недоверие к Западу.

Иван III смог создать единое русское национальное государство только благодаря тому духовному и культурному подъёму, который начался вслед за Куликовской битвой. Начался этот подъём усилением интереса у русского общества к национальному прошлому.

Русская культура, начиная с конца XIV столетия, вся пронизана духом любви к русскому прошлому. Русским прошлым увлечены не только русские летописцы, но и живописцы, и архитекторы. Центром этого возродившегося интереса к временам русской независимости является Москва.

В конце XIV века работа московских летописцев приобретает государственный характер. Нуждаясь в идеологическом фундаменте своих действий по собиранию Земли Русской, московские князья стремятся возродить древнюю идею о единстве Русской Земли, которую уже развивают киевские летописцы. Московские митрополиты и Великие Московские князья свозят в Москву отовсюду областные летописи. Московская летопись превращается в общерусскую. Первый общерусский свод летописей был составлен в Москве ещё в 1408 г. Это свидетельствует о созревании мысли о необходимости политического единства Руси.

Усиление интереса к истории сочетается с усилением интереса к памятникам старины. При Дмитрии Донском восстанавливается древняя живопись, бывшая до нашествия монголов в Успенском соборе во Владимире. Реставрируются древние церкви в других городах.

В эту же эпоху создаются различные повести о борьбе с татарами. Генеалогия московских князей доводится до Владимира Красное Солнышко. Москва энергично восстанавливает связь с традициями Киевской Руси.

В это время расцвёл талант замечательного иконописца Андрея Рублёва. Художественные произведения, созданные Андреем Рублёвым и его учениками в тяжёлые времена татарского ига, нисколько не уступают творениям художников итальянского возрождения.

В средневековой России функции современных философов, историков, публицистов, журналистов, художников - формирователей мысли народа выполняли монахи. В. О. Ключевский особенно выделяет три имени: митрополита Алексея, сына черниговского боярина, Сергия Радонежского, сына ростовского переселенца и святителя Стефана, сына бедного причетника из г. Устюга. Они были образованнейшими людьми своего века. Про одного летописец сообщает: “всю грамоту добре умея”, о другом - “всяко писание Ветхого и Нового завета пройде”, третий: “книги гречески извыче добре”.

Это были светочи, вожди русской национальной элиты. (Не говорю интеллигенции. Так как этот термин ввёл в 60-х годах XIX века писатель П. Д. Боборыкин для обозначения грамотных, но необразованных людей - приказчиков, недоучившихся студентов и т.д.

В “Троицком патерике” числится свыше ста учеников св. Сергия, также прославленных народом и причисленных к лику святых. На недосягаемой для современного человека высоте стояла эта “элита” русского национального государства XIV века.

В. О. Ключевский сообщает, что за время 1240 - 1340 гг. возникло менее 30 монастырей, но в период 1340 - 1440 гг. более 150, причём 50 из них основаны учениками св. Сергия Радонежского. Следовательно, не страх, не приниженность и духовная бедность первых после разгрома поколений гнали людей в стены обители, но нарастающее накопление их морально - психических сил. Население преодолело племенную раздробленность, люди стали осознавать себя русскими, (пора и нам, наконец, понять эту истину и осознать себя русскими), и поняли, что под ними Русская Земля! Они народны, национальны и прогрессивны в своём мышлении. Они едины в вере, любви и мышлении. Едины в целях и действиях. Они духовный костяк нации.

Русское иночество XIV - XVI вв. пестро по социальному составу: от князей, бояр, купцов до простых воинов и крестьян. В XV в. Кирилло-Белозерский монастырь уже знаменит богатством своей библиотеки. Спасо-Андрониевский монастырь рождает замечательную школу художников-иконописцев. Из Кирилло-Белозерского источника общественной мысли вытекает мощное течение “Заволжских старцев”, возглавляемое мыслителем Нилом Сорским, стройная система религиозно - морального - общественного мировоззрения

Д. С. Лихачёв в работе “Культура Руси эпохи образования русского национального государства” писал: Русская культура начала XVI в. ближе к чисто народному деревянному зодчеству, а, следовательно, сильнее выражает национальное своеобразие, чем архитектура других стран. Распространение исторических знаний и интерес к родной истории глубже и шире в России в XV - XVI вв., чем где бы то ни было”. В предисловии к этой книге он пишет: “По мере того, как историческая наука отходила от традиционного представления о древней Руси как о мрачной поре культурного застоя, неподвижности, замкнутости и упадка, по мере того, как искусствоведы, археологи, литературоведы обнаруживают новые факты, свидетельствующие о высоком уровне русской средневековой культуры, выясняется и своеобразие отдельных эпох культурного развития Руси. Киевская Русь X - XII вв., Галицко-Волынская Русь XII в., Владимиро-Суздальская Русь XVI - XV вв., Россия XVI в., и русская культура XVII в. представляет каждая в своём неповторимом своеобразии”.

Развитие русской культуры в XI начале XIII в. представляет собой непрерывный поступательный процесс, который накануне татаро-монгольского ига достиг своей наивысшей ступени: в живописи - новгородские фрески, в архитектуре - владимиро-суздальское зодчество, в литературе - летописание и “Слово о полку Игореве”. Татаро-монгольское нашествие внешней силой искусственно затормозило интенсивное развитие древнерусской культуры.

Только исключительно тяжёлым гнётом татаро-монгольского ига можно объяснить ту задержку в культурном развитии Руси, которая наступила в середине в середине XIII в. - с того самого времени, когда как раз особенно интенсивным становится культурное развитие. Западной Европы, защищённой русской кровью от опустошительного урагана с востока.






 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх