Агафирсы или Ахтырцы.


Единство праславянского населения на огромной территории подтверждается как ареалом распространения археологической культуры “шнуровой керамики” (она же культура “боевых» топоров”) и культуры “курганных погребений”, связанной с тшинецко-комаровской культурой XV-XIII вв. до н. э., так и более поздними пшеворской и зарубинецкой.

Заслуживает внимания, что, скорее всего, даже на Юге между сколотами и праславянами Подунавья ни территориального, ни этнического разрыва не было. В промежутке между ними лежали земли “таинственных” агафирсов. Но настолько ли они таинственны? Попробуем разобраться с ними как с частным случаем “культурной интеграции”. Геродот доносит до нас греческую версию легенды, по которой Геракл в поисках потерянных быков Гериона прибывает в скифские земли, где встречается с женщиной-змеёй. От неё у Геракла рождаются трое сыновей: Агафирс, Гелон и Скиф. Исходя из легенды, в родстве этой троицы сомневаться не приходится. В этнической принадлежности гелонов и скифов того времени тоже сомнений нет - это праславяне с возможными включениями иных этносов. Ираноязычные скифы-кочевники появятся в здешних местах значительно позднее. Нет сомнения в сколотской версии легенды: суть прежняя, хотя братья носят другие имена, - племена их родственны. Приглядимся к агафирсам внимательнее. Геродот пишет об общности жён у них, обычае наносить на тело татуировку и красить волосы в синий цвет. Последнее возможно только в том случае, если агафирсы светловолосы. Стоит вспомнить Юлия Цезаря, упоминавшего бриттов, у которых был также обычай краситься в синий цвет. Ещё в прошлом веке А. К. Толстой обратил внимание на то, что в Британию заодно с Генгистой и Горсой попал славянский Чернобог. Как мы знаем, боги сами не ходили. Толстой призывал отказаться от формального понимания истоков русской культуры и мироощущения и обратиться к глубинной истории индоевропейских народов.

Но вернемся к агафирсам. По Геродоту, татуировка и плотность рисунка на теле говорили о знатности и социальном положении. В описании русов Ибн-Фадланом, в котором много сходного с геродотовскими заметками по части обычаев, есть такое: “И от края ногтей иного из русов до шеи имеется собрание деревьев, изображений и тому подобного”. Речь, конечно же, о татуировках.

Где мы можем встретить агафирсов ещё? Оказывается, на Делосе, у алтаря Аполлона. “И с шумом алтарь окружают толпы дриопов, критян и раскрашенных агафирсов”, - свидетельствует Вергилий в “Энеиде”, Агафирсы не только участвовали в обрядовых празднествах, посвящённых “пришельцу с севера”, но и делали это совместно с нашим старым знакомым Энеем.

Делались попытки этнически привязать агафирсов к фракийским племенам. Прямо скажем, попытки довольно-таки робкие, но небезосновательные. Вспомним про контакты праславян с Фракией. Вспомним фракийского царя Реза с его войском, защищающим Трою. Вспомним и то, что многие переселенцы из Малой Азии перебирались в новые места на фракийских кораблях, когда те возвращались на родину. И это далеко не все факты наличия связи, родства.

Греки и римляне называют их скифами. У Плиния они показаны сидящими на реке Хезинус (Гусиная). Он называет их также аланами и роксоланами. Таким образом, эти четыре названия для одного племени скифов придумали понтийские греки. Алане - название касты, роксолане - получено из слияния названия племени русов и касты алан.

Русы или агафирсы сидели на реке Хезинус, но по карте Цаннони и указанию историков местность упомянутых агафирсов совпадает с руслом р. Ахтырки. Греческое название реки означает Гусиная. Значит, греки перевели на свой язык только название реки, а римляне переделали слово по-своему в Хезинус.

Агафирсы сидели на реке Гусиной (Ахтырке), их родовое название - россы. По касте они принадлежали к аланам или пастухам. Видовое их название по городу Ахтырке - ахтырцы.






 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх