• 1. Новеллы жилищного законодательства
  • 2. Порядок введения в действие и переходные положения
  • 3. Соотношение норм Жилищного кодекса РФ с Гражданским кодексом РФ
  • Глава 1. Основные направления развития жилищного законодательства

    1. Новеллы жилищного законодательства

    Действующий в настоящее время ЖК РФ и принимаемые в соответствии с ним подзаконные акты представляют собой новые, основополагающие нормативные документы, формирующие единый, цельный подход законодателя к регулированию жилищных вопросов.

    Важно отметить, что и ЖК РФ, и ФЗ «Об участии в долевом строительстве…» внесли значительные изменения как в сферу создания недвижимости, в область регулирования отношений в строительстве, так и в жилищные правоотношения.

    ЖК РФ в ст. 15 определил объекты жилищных прав – ими являются жилые помещения (изолированные помещения, которые являются недвижимым имуществом и пригодным для постоянного проживания граждан, то есть отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение предназначено для проживания граждан (как и по прежнему ЖК РСФСР). Но теперь допускается использовать жилое помещение для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности гражданам, проживающим в нем на законных основаниях при условии:

    – соблюдения прав и законных интересов проживающих вместе с ними лиц и соседей;

    – соблюдения противопожарных, санитарно-гигиенических, экологических требований к жилым помещениям.

    К жилым помещениям отнесены:

    а) жилой дом, часть жилого дома (индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании);

    б) квартира, часть квартиры (структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении);

    в) комната (часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире).

    Право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных ГК РФ, ФЗ «О государственной регистрации…», ЖК РФ.

    Участниками жилищных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане, юридические лица. Жилищное законодательство регулирует их отношения по поводу:

    1) возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов;

    2) пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда;

    3) пользования общим имуществом собственников помещений;

    4) отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда;

    5) учета жилищного фонда;

    6) содержания и ремонта жилых помещений;

    7) переустройства и перепланировки жилых помещений;

    8) управления многоквартирными домами;

    9) создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов;

    10) предоставления коммунальных услуг;

    11) внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

    12) контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

    Согласно Федеральному закону «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» внесены изменения. После вступления их в действие она гласит: «Не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 г., а также жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения». Данная норма с 1 января 2007 г. также признана утратившей силу. То есть если граждане получили квартиру по договору социального найма до 1 марта 2005 г., и она не относится ни к одной из перечисленных категорий, указанные лица право на приватизацию ее имеют. Но при этом нужно учесть сроки, в которые допускается проведение приватизации – до 1 января 2007 г.

    Таким образом, с 1 января 2007 г. согласно Федеральному закону «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» приватизация квартир будет окончена. После этого с неприватизированными жилыми помещения возможно проведение одной сделки – обмена с соблюдением условий, предусмотренных ЖК РФ.

    После 1 января 2007 г. такое основание приобретения прав собственности на жилые помещения и возникновения соответствующих жилищных прав, как приватизация, прекратится, а в качестве оснований для возникновения жилищных прав и обязанностей будут служить перечисленные в ст. 10 ЖК РФ ситуации. Указанные правоотношения могут возникать:

    1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему (договора купли-продажи, дарения, и т. д.);

    2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей (решение органов местного самоуправления о заключении договоров социального найма с малоимущими гражданами и т. д.);

    3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности (например, о разделе совместно нажитого имущества супругов при разводе и выделении одному из супругов жилого помещения в собственность);

    4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;

    5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;

    6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

    Согласно новому ЖК РФ жилые помещения могут находиться у граждан на праве собственности и на праве найма (социального или коммерческого), у юридических лиц – по праву собственности и аренды. То есть, предусмотрено два вида владения жилым помещением – собственность и найм (или аренда).

    В соответствии с положениями гл. 7 и 8 ЖК РФ собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (в лице действующих от его имени уполномоченного государственного органа или уполномоченного органа местного самоуправления либо управомоченного им лица) вправе передать оговоренной в ЖК РФ категории лиц (малоимущим гражданам, признанным по установленным основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма – жилые помещения муниципального жилищного фонда. Иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях – жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) по договору социального найма жилые помещения во владение и в пользование для проживания.

    Данное положение соответствует нормам ЖК РФ, выделяющим:

    1) муниципальный жилищный фонд (совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям) – из этого фонда происходит предоставление жилых помещений по договорам социального найма малоимущим гражданам, признанным по установленным основаниям нуждающимися в нем;

    2) государственный жилищный фонд (совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности РФ и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам РФ) – из него предоставляются жилые помещения по договорам найма лицам, признанным по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в указанных помещениях.

    Согласно ст. 32 ЖК РФ допускается выкуп жилого помещения у собственника, если земельный участок, где стоит дом, передается для федеральных, региональных или местных властей (если необходимо проложить какие-либо коммуникации, осуществить создание нового объекта капитального строительства и т. д.). Согласно прежнему ЖК РСФСР подобные действия проводились после того, как собственник жилого помещения и проживающие в нем лица отселялись заинтересованным лицом (например, строительной организацией, которой предоставлялся земельный участок для проектирования и дальнейшего строительства многоквартирного жилого дома). При этом со стороны потенциальных отселенцев, имеющих на праве собственности жилой дом под снос, часто проводились следующие действия. В подлежащий отселению жилой дом регистрировались максимальное количество лиц. Никаких ограничений на эти действия со стороны паспортно-визовой службы не было по причине наличия у них конституционных прав согласно ст. 27 Конституции РФ: «каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». Отселяющая организация должна была отселить указанных лиц в соответствии с нормами ЖК РСФСР и только после этого получить право на снос отселяемого дома. Из-за этого затраты на строительство росли прямо пропорционально необходимым затратам на приобретение указанным лицам жилья. С другой стороны, именно за счет строительных организаций проводилось обеспечение жильем лиц, нуждающихся в его предоставлении.

    В настоящее же время должен производиться выкуп на условиях и в сроки, предусмотренные ЖК РФ.

    Собственник или наниматель жилого помещения вправе произвести перепланировку или переустройство жилого помещения. Перечень документов, порядок подачи их в орган местного самоуправления, сроки принятия решения и другие существенные условия четко оговорены ЖК РФ и иного толкования не допускают. Если же перепланировка или переустройство выполнены без соблюдения указанного порядка, КоАП РФ установлена серьезная административная ответственность. А признать совершенные изменения законными можно только по решению суда в случае, если ею не затронуты несущие конструкции дома и не нарушены законные права и интересы иных лиц.

    Одной из новелл ЖК РФ являются нормы, регулирующие правоотношения собственника жилья с бывшими членами его семью.

    В соответствии со ст. 127 ЖКРСФСР право пользования жилым помещением сохранялось за членами семьи собственника даже в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого дома, квартиры.

    Статья 31 ЖК РФ содержит норму права, которая ранее в законодательстве РФ не употреблялась. В соответствии с ней основанием для прекращения права пользования жилым помещением для членов семьи собственника является прекращение их семейных отношений с собственником. То есть бывший член семьи собственника, если иное по взаимному соглашению не будет установлено между ним и самим собственником, теряет право пользования жилым помещением.

    Но при этом содержатся следующие оговорки:

    – если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением;

    – если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, то по решению суда за ним может быть сохранено право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, но на определенный судом срок.

    Кроме того, суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи. Но обязательным условием данного решения суда должно стать наличие алиментные обязательства собственника, подлежащих исполнению. Основанием для подобного решения должно стать заявление указанных членов семьи собственника.

    Также суд своим решением вправе назначить бывшему члену семьи собственника срок пользования жилым помещением. По его истечении соответствующее право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника прекращается. Исключением из этого положения может стать соглашение между собственником и данным бывшим членом его семьи, в котором стороны вправе изложить иные, отличные от предусмотренных решением суда, условия и срок проживания указанного бывшего члена семьи собственника.

    Действует также еще одно важное положение в отношении бывшего члена семьи собственника. Предусмотрены основания для досрочного прекращения права пользования бывшим членом семьи собственника жилым помещением:

    – в том случае, если право собственности на жилое помещение собственника будет прекращено, даже если установленный судом срок проживания бывшего члена семьи не истек, его право пользования жилым помещением прекращается одновременно с прекращением права собственности на данное жилое помещение собственника;

    – если отпали обстоятельства, послужившие основанием для сохранения такого права.

    Данные правовые последствия возможны только на основании решения суда.

    В тех случаях, когда в отношении бывшего члена семьи собственника принято и вступило в действие решение суда о возможности его проживания в жилом помещении, на период его проживания и пользования жилым помещением он имеет права, несет соответствующие обязанности, предусмотренные ЖК РФ (обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме).

    При этом согласно ст. 19 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» действие указанных положений ЖК РФ не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.

    ЖК внес существенные коррективы в такое понятие, как специализированные жилые помещения и в порядок пользования ими. К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся:

    1) служебные жилые помещения;

    2) жилые помещения в общежитиях;

    3) жилые помещения маневренного фонда;

    4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения;

    5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;

    6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами;

    7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.

    В специализированный жилищный фонд входят после вступления ЖК РФ в действие только жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Для использования жилого помещения индивидуального фонда в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения его в установленном порядке к специализированному жилищному фонду.

    ЖК РФ в ст. 110 предоставляет право членам жилищно-строительного кооператива своими средствами участвовать в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Также кроме понятия жилищно-строительный кооператив используется также термин жилищный кооператив, но его члены своими средствами участвуют только в приобретении, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Жилищным или жилищно-строительным кооперативом (судя по отличающимся полномочиям данных юридических лиц, они представляют собой различные организационно-правовые формы) признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме.

    ЖК РФ предоставляет собственникам жилых помещений возможность выбирать способ управления жилым домом. Более того, выбор способа управления стал их обязанностью. ЖК РФ позволяет им выбрать один из трех способов управления многоквартирным домом:

    1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме (согласно ст. 164 ЖК РФ);

    2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

    3) управление управляющей организацией (на основании положений указанной статьи, а также ст. 162 ЖК РФ).

    Необходимо учесть, что в соответствии с п. 9 вышеуказанной статьи один многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

    Орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

    Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве…» устанавливает новые положения, регулирующие правоотношения в сфере строительства (создания) новых объектов недвижимости, а также правоотношения сторон в указанном процессе.

    Указанному закону должно быть уделено особое внимание. Он содержит много положительных моментов: наконец, дана правовая характеристика давно применявшихся на практике договоров участия в долевом строительстве, перечислены его основные существенные условия, предусмотрено обеспечение обязательств со стороны строительной организации и т. д. Он закрепил в законодательстве новый вид договора – договор участия в долевом строительстве. Законодательно определены его существенные условия, стороны, предмет регулирования, специальные основания для предъявления требований каждой из сторон о его расторжении, отказе от договора, уступке прав требований по договору и иные условия.

    При этом нельзя не заметить, и об этом неоднократно высказывались застройщики строительства, что при подготовке указанного закона были максимально учтены интересы дольщиков или участников строительства, но одновременно с этим полностью проигнорированы интересы застройщиков. Таким образом, даже с учетом того факта, что указанный закон придает стабильность отношениям между сторонами долевого строительства, он требует значительных корректировок, в которых должны быть уравновешены права и обязанности сторон договора участия в долевом строительстве, учтены интересы лиц, непосредственно осуществляющих строительство.

    Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве…» регулирует, в первую очередь, отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве (далее – участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства. Объектом долевого строительства, с точки зрения данного закона, является как жилое, так и нежилое помещение, подлежащее передаче участнику долевого строительства после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и входящее в состав указанного многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) также с привлечением денежных средств участника долевого строительства.

    Сторонами же правоотношений по договору участия в долевом строительстве выступают:

    – участники долевого строительства – граждане и юридические лица, предоставившие денежные средства для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве;

    – застройщик – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с ФЗ «Об участии в долевом строительстве…» для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании полученного разрешения на строительство.

    Основанием для возникновения правоотношений согласно ФЗ «О долевом участии в строительстве…» является договор участия в долевом строительстве. По нему (согласно ст. 4 указанного закона) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости. Обязательства сторон являются исполненными в соответствии со ст. 12 Закона:

    – обязательства застройщика считаются исполненными с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.

    – обязательства участника долевого строительства считаются исполненными с момента уплаты в полном объеме денежных средств в соответствии с договором и подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.

    Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве…» регулирует отношения сторон при заключении соответствующих договоров, в них участвует застройщик и участник строительства, и эти отношения не могут строиться на основе членства. Поэтому применять к отношениям по строительству, реконструкции и последующему содержанию многоквартирного дома жилищным или жилищно-строительным кооперативом указанный закон не представляется возможным.

    Таким образом, сферы регулирования указанных документов (ЖК РФ и ФЗ «Об участии в долевом строительстве…») различны, но пересекается они в следующем. В том случае, если лицо участвует в долевом строительстве жилого помещения с целью удовлетворения личных или бытовых потребностей в жилье, на его отношения с застройщиком распространяется ФЗ «Об участии в долевом строительстве…». При этом важно отметить следующее. Кроме предусмотренного указанным законом случая привлечение денежных средств граждан физическим или юридическим лицом с принятием на себя обязательств, после исполнения, которых у гражданина может возникнуть право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, иные варианты допускаются только, если это предусмотрено законодательством РФ о жилищных накопительных кооперативах. То есть, заключение договора участия в долевом строительстве является одной из двух допустимых согласно закону форм приобретения жилья на этапе строительства (второй является приобретение в соответствии с ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»).

    После государственной регистрации указанным лицом прав на объект строительства (в нашем случае – жилое помещение), он становится участником жилищных правоотношений и его дальнейшие действия регулируются ЖК РФ.

    2. Порядок введения в действие и переходные положения

    Жилищный кодекс РФ.

    ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», принятым Государственной Думой 22 декабря 2004 г. и одобренным Советом Федерации 24 декабря 2004 г. с 1 марта 2005 г. был введен в действие ЖК РФ.

    В соответствии со ст. 1 ФЗ от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» ЖК РФ вступил в силу с 1 марта 2005 г.

    В связи с тем, что в некоторых нормативных актах имеются положения, противоречащие новому ЖК РФ, указанные документы одновременно с вступлением его в действие являются утратившими силу. К таким документам, в первую очередь, отнесены непосредственно ЖК РСФСР, Закон РФ от 24 декабря 1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», ФЗ от 15 июня 1996 года № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья», а также ряд подзаконных актов, касающихся порядка введения в действие ЖК РСФСР, содержащих нормы, регулирующие взаимодействие его с иными нормами жилищного законодательства. Такими документами являются: Постановление Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1983 г. «О введении в действие Жилищного кодекса РСФСР», а также соответствующие указы Президиума Верховного Совета РСФСР, законы РСФСР и Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в ЖК РСФСР.

    Те нормативные акты, которые были приняты до введения в действие ЖК РФ и не были названы ранее, должны применяться при условии, что они не противоречат нормам и положениям нового ЖК РФ. Ряд нормативных актов (а именно, акты, изданные Верховным Советом РСФСР, Верховным Советом РФ, Президиумом Верховного Совета РСФСР, Президентом РФ, Правительством РФ, иные акты, принятые органами власти СССР) посвященных рассмотрению вопросов, которые отнесены ЖК РФ к сфере регулирования федеральных законов, действуют до вступления в силу соответствующих федеральных законов.

    В связи с тем, что процесс изменений занимает длительный промежуток времени, до 1 января 2007 г. продолжают действовать некоторые нормы, принятые в период действия ЖК РСФСР. На период с 1 марта 2005 г. и до 1 января 2007 г. указанные акты будут иметь юридическую силу, но их применение с наступлением 01 января 2007 г. автоматически прекратится. К таким документам отнесены:

    – раздел 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» основные принципы и условия приватизации жилых помещений. После 1 января 2007 г. действующей останется ст. 3.1.

    – ряд Федеральных законов о внесении изменений и дополнений в указанный закон.

    С введением в действие ЖК РФ признаются недействующими на территории РФ следующие акты:

    – Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик

    – Постановление Верховного Совета СССР о введении их в действие и Указ Президиума Верховного Совета СССР о порядке введения в действие Основ.

    Необходимо учесть, что указанные документы на территории РФ уже фактически не применяются по причине несоответствия их положений сложившейся в стране политической и экономической ситуации.

    В соответствии с общеправовым принципом законодательные акты не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. То есть, если жилищные отношения возникли до вступления в силу ЖК РФ, он подлежит применению только в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие. Исключения из этого положения должны быть предусмотрены федеральным законом.

    Ряд положений, связанных с предоставлением малоимущим гражданам, нуждающимся в получении жилых помещений по договорам социального найма, также носят переходный характер. В связи с тем, что ЖК РФ предусмотрен новый порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, с 1 марта 2005 г. указанные действия соответствующими органами должны осуществляться в соответствии с положениями ЖК РФ. Указанные нормы вступают в силу с 1 марта 2005 г. в соответствии с ЖК РФ и обратной силы не имеют.

    За теми же лицами, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до вступления в законную силу ЖК РФ 1 марта 2005 г. сохранено право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

    Они могут сняться с учета по общим основаниям, предусмотренными в указанном кодексе для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в следующих случаях:

    – подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

    – их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

    – получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

    – предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

    – выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

    – в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

    Указанным лицам предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений этой части.

    Те правоотношения, которые возникают по поводу пользования жилыми помещениями в качестве общежитий, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и переданных органам местного самоуправления, регулируются нормами раздела 3 названного кодекса. То есть в отношении указанных помещений должны быть заключены договора социального найма.

    Лица, которые уже проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений при условии, что их выселение не допускалось законом до введения в действие указанного кодекса РФ.

    До введения в действие ЖК РФ действовала система по предоставлению определенным категориям граждан льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Данная система базировалась на федеральных законах и иных нормативных актах РФ. Например, ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» в ст. 3 предусмотрены льготы по предоставлению, строительству, оплате жилья и по оплате коммунально-бытовых услуг, в частности установлено освобождение Героев Социалистического Труда, полных кавалеров ордена Трудовой Славы и проживающих совместно с ними членов их семей от оплаты жилья (в том числе от оплаты технического обслуживания и эксплуатации жилья) в домах независимо от вида жилищного фонда. Этот и подобные ему нормативные акты, устанавливающие льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, будут действовать до внесения изменений в соответствующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты. Внесение указанных изменений вызвано тем, что ст. 160 ЖК РФ предусмотрена иная система – компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Таким образом, до принятия указанных нормативных актов будет функционировать прежний порядок предоставления указанных льгот.

    Новые положения Кодекса касаются порядка и правил управления многоквартирным домом. Они содержатся в седьмом разделе ЖК РФ и подлежит применению к отношениям, возникшим из ранее заключенных договоров управления многоквартирными домами. Данное действие законодателя не противоречит общеправовым принципам, в соответствии с которым законодательные акты не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Исключение в данном случае составляют конкретизированные в нормативном акте правоотношения, когда действие закона распространяется на них в прямо предусмотренных ситуациях. Введение в действие указанной главы указанного кодекса представляет собой такой случай.

    С введением в действие ЖК РФ произошли значительные изменения в нормативной базе. Был признан утратившим силу и прекратившим свое действие большой блок правовых документов, были существенно изменены не только порядок и процедура многих действий (связанных, например, с договорами социального найма), но и юридическая терминология. Это повлекло внесение соответствующих изменений в действующие законодательные акты.

    В связи с тем, что ФЗ «О товариществах собственников жилья» признан утратившим силу с 1 марта 2005 г., а отношения, касающиеся вопросов товарищества собственников жилья регулируются нормами ЖК РФ, отсылочные положения, содержащие наименование указанного ФЗ и термин «кондоминиум» исключены из текста ЗК РФ и ФЗ «О государственной регистрации…».

    В часть вторую ГК РФ внесены следующие изменения:

    – п. 3 ст. 672 ГК РФ содержит положения, касающиеся договора социального найма жилого помещения. В соответствии с указанной статьей он заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством и к нему применяются правила ст. 674, 675, 678, 680, п. 1–3 ст. 685 ЖК РФ.

    Требования ст. 681 ГК РФ (Ремонт сданного внаем жилого помещения) на него не распространяются;

    – в соответствии с п. 2 вышеуказанной статьи в ряде статей ГК РФ слова «о норме жилой площади на одного человека» заменены словами «о норме общей площади жилого помещения на одного человека».

    В соответствии с требованиями ЖК РФ в Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» внесены необходимые изменения. Согласно им не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 г. Конкретной категории граждан, а именно, малоимущим гражданам, приватизировавшим жилые помещения, которые являются для них единственным местом постоянного проживания, предоставлено право передать в срок до 1 января 2007 г. принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность. Соответствующие органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять указанные помещения в собственность, заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях. Порядок приема-передачи должен быть установлен в дальнейшем законодательством РФ.

    Несмотря на тот факт, что в содержании ЖК РФ имеется глава, регулирующая организацию, деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов, а также правовое положение членов жилищных кооперативов, действует обязательное для всех юридических лиц указанной формы собственности предписание. Согласно ему данные кооперативы при условии полной оплаты всеми их членами паевых взносов должны в срок до 1 января 2007 года преобразоваться в товарищество собственников жилья. В противном случае они подлежат ликвидации в добровольном порядке или в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц. При регистрации соответствующих изменений указанных юридических лиц они освобождены от уплаты государственной пошлины.

    То есть, срок действия жилищных и жилищно-строительных кооперативов ограничен моментом полной оплаты всеми их членами паевых взносов. И если сейчас срок перерегистрации продлен до 1 января 2007 г., после наступления указанной даты моментом обязательной перерегистрации станет оплата членами указанных кооперативов паевых взносов в полном объеме.

    Собственники помещений в многоквартирном доме в течение года со дня введения в действие ЖК РФ должны выбрать один из способов управления домом (непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией). Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время на основании его решения.

    Если в указанный срок не выбран способ управления домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по выбору управляющей организации. Порядок его действий определен ст. 161 ЖК РФ.

    Новым является положение ч. 4 ст. 3 ЖК РФ. Она предусматривает, что при прекращении семейных отношений члена семьи собственника непосредственно с собственником жилого помещения за бывшим членом семьи собственника не сохраняется право пользования данным жилым помещением. При этом стороны вправе установить иное по взаимному соглашению между указанными лицами. Также предусмотрен ряд случаев, когда за бывшим членом может быть сохранено право пользования жилым помещением на определенный срок на основании решения суда.

    Данная норма закона распространяет свое действие на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при соблюдении следующего условия: в момент приватизации данного жилого помещения и собственник, и член его семьи (впоследствии ставший бывшим) имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим. Данная правовая норма подлежит применению в переходный период, если иное не установлено законом или договором.

    Ряд новелл ЖК РФ касается взаимосвязи земельного участка и многоквартирного дома, расположенного на нем. Земельный участок, на котором расположены в существующей застройке многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, являются общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

    Указанный земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества при условии, что он сформирован до введения в действие вышеназванного кодекса РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Если указанные действия не были произведены до введения ЖК РФ в действие, любое уполномоченное решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Полномочия по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежат органам государственной власти или органами местного самоуправления. После выполнения всех необходимых действий по формированию земельного участка и проведению его государственного кадастрового учета, он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

    Подводя итого сказанному, нужно отметить следующее. При подготовке указанного Кодекса РФ законодателем был проделан большой объем работы по приведению в соответствие с ним всего блока жилищного, гражданского, земельного законодательства РФ. И, так как этот процесс занимает немалый период, в результате были оставлены в силе нормативные акты, соответствующие требованиям времени, начата реформа жилищных правоотношений.

    ФЗ «Об участии в долевом строительстве…» вступает в силу согласно ст. 27 Закона по истечении трех месяцев после дня его официального опубликования (его текст был опубликован в «Российской газете» от 31 декабря 2004 г. № 292). Соответственно, датой его вступления в силу является 1 апреля 2005 г. Существенным для лиц, заключающих договора указанного вида, является следующее его требование. Несмотря на положения ст. 27 о вступлении вышеназванного ФЗ в силу 1 апреля 2005 г., действие его распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены уже после вступления в силу закона.

    Таким образом, можно говорить о том, что на период, пока у строительной организации не истек срок действия разрешения на строительство, положения ФЗ в отношении нее не действуют.

    3. Соотношение норм Жилищного кодекса РФ с Гражданским кодексом РФ

    Ст. 1 ЖК РФ содержит основополагающие начала жилищного законодательства. К ним отнесены такие конституционные права граждан, как право на жилище, на его безопасность, неприкосновенность и недопустимость произвольного лишения жилища, а также необходимость беспрепятственного осуществления вытекающих из жилищных отношений прав, признание равенства участников жилищных отношений, необходимость обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Регулирование жилищных отношений должно осуществляться в целях обеспечения указанных выше прав граждан, которое повлечет укрепление законности в области жилищных отношений. Указанные права являются жилищными правами. Они могут быть установлены или реализованы гражданами в соответствии с жилищным законодательством РФ. При этом права, свободы и законные интересы других граждан не должны нарушаться.

    Можно выделить следующие случаи пересечения области регулирования жилищного законодательства с нормами гражданского или иного законодательства.

    Некоторые вопросы регулируются одновременно и жилищным, и гражданским законодательством РФ. Например, гл. 18 ГК РФ посвящена рассмотрению вопросов права собственности и других вещных прав на жилые помещения. При этом права и обязанности собственника жилого помещения и иных проживающих в принадлежащем ему помещении граждан определены в гл. 5 ЖК РФ.

    Статья 7 ЖК РФ допускается применение жилищного законодательства по аналогии. В случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). Данное положение регулирует возможность разрешения ситуации при возникновении пробелов в правовом регулировании. Аналогия закона – это применение к отношениям, требующим правового регулирования, и при этом не предусмотренным нормативным актом, правовых норм, регулирующих сходные отношения. Аналогия закона в данном случае применяется при рассмотрении ситуаций, когда жилищные отношения не регламентированы ни нормами жилищного права, ни соглашением сторон. Для принятия необходимого решения при наличии конкретных условий допустимо применение и использование закона по аналогии.

    То есть, данное действие допускается при наличии следующих необходимых условий:

    – отношение, по поводу которого возник спор, не урегулировано нормами права или соглашением сторон;

    – имеется нормативный акт, который регулирует сходные отношения и может быть применен к спорному случаю;

    – применяемый нормативный акт не противоречит сути ситуации, к которой он будет применен по аналогии.

    При соблюдении вышеназванных требований для установления прав и обязанностей сторон жилищных отношений применяются понятия общих начал и смысла жилищного законодательства и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости. При отсутствии норм, позволяющих применять аналогию закона (например, ГК РФ), применяются общие начала и принципы права. Данное положение соответствует общим нормам гражданского законодательства, установленным ст. 6 ГК РФ.

    Некоторые вопросы отнесены ЖК РФ к компетенции соответствующего законодательства. В частности, таковыми являются жилищные отношения, связанные с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги. При этом применяется то законодательство, которое регулирует соответствующую отрасль права, но с учетом требований, установленных ЖК РФ. То есть, при этом являются первичными и в обязательном порядке учитываемыми требования, установленные указанным Кодексом.

    Примером могут служить правоотношения, возникающие при строительстве, реконструкции объектов капительного строительства. Они регулируются Градостроительным Кодексом РФ (далее – ГСК РФ) и принятыми в соответствии с ними иным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

    Непосредственно с проблемами ремонта, переустройства и перепланировки жилых помещений связаны нормы гражданского законодательства, регулирующие отношения в сфере бытового подряда (параграф 2 гл. 37 ГК РФ). Кроме того, к договору бытового подряда применимы общие нормы ГК РФ о сделках (например, о форме, недействительности), обязательствах (исполнении, нарушении), договоре (порядок заключения, изменения, расторжения) и иные.

    В определенном ЖК РФ случае подлежит в обязательном порядке применение норм гражданского законодательства. Ст. 18 ЖК РФ является отсылочной и регулирует порядок государственной регистрации прав на жилые помещения. Согласно ей право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных ГК РФ, федеральным законом «О государственной регистрации…», ЖК РФ.

    Статья 131 ГК РФ посвящена рассмотрению вопросов государственной регистрации недвижимости (а жилые помещения также отнесены к этой категории). Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента государственной регистрации (п. 2 ст. 558 ГК РФ). Согласно п. 2 ст. 8 и п. 2 ст. 223 ГК РФ право собственности у покупателя возникает с момента государственной регистрации права, если иное не установлено федеральным законом. В соответствии с п. 1 ст. 551 ГК РФ переход права собственности к покупателю по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации.

    Договор продажи и переход права считаются зарегистрированными со дня внесения записей соответственно о договоре продажи и о переходе права в Единый государственный реестр прав (п. 3 ст. 2, п. 7 ст. 16 ФЗ «О государственной регистрации…»).

    Согласно ст. 4 ФЗ «О государственной регистрации…» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

    Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы, на которое оформлены после введения в действие ФЗ «О государственной регистрации…».

    Приказом Минюста РФ от 6 августа 2001 г. № 233 утверждена Инструкция о порядке государственной регистрации договоров купли-продажи и перехода права собственности на жилые помещения. В ней определены документы, представляемые на государственную регистрацию договора продажи и перехода права, а также требования, предъявляемые к ним; особенности государственной регистрации договора продажи и перехода права, порядок их регистрации.

    В соответствии со ст. 165 ГК РФ, а также ст. 164 ГК РФ несоблюдение требований о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Она считается ничтожной, то есть она недействительна с момента заключения и независимо от признания ее недействительной судом.

    При возникновении правоотношений в сфере строительства жилого помещения и регистрации его в органах, осуществляющих государственную регистрацию, необходимо обратить внимание на следующие моменты. Нужно выделить:

    1) государственную регистрацию договоров об участии в долевом строительстве. На государственную регистрацию договоров участия в долевом строительстве наряду с документами, необходимыми для государственной регистрации, представляются документы с описанием объекта долевого строительства с указанием его местоположения на плане создаваемого объекта недвижимого имущества и планируемой площади объекта долевого строительства. Данное требование об обязательной государственной регистрации применимо к строительным организациям, получившим разрешение на строительство после 1 апреля 2005 г.;

    2) государственную регистрацию права собственности на создаваемый объект недвижимого имущества. Согласно ФЗ «Об участии в долевом строительстве…» право собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства подлежит государственной регистрации. Право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания. Основанием для государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства являются документы, подтверждающие факт его постройки (создания), – разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, и передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства.

    Некоторые ст. ГК РФ в свою очередь являются отсылочными. Для разрешения ряда вопросов, указанных в ГК РФ необходимо обратиться к нормам жилищного законодательства. Статья 288 ГК РФ предусматривает, что перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством. Переводу жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение посвящена гл. 3 ЖК РФ, где определены порядок и условия указанных действий.

    Также в ст. 291 ГК РФ дано общее понятие товарищества собственников жилья (некоммерческой организации, создаваемой собственниками квартир для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и их общим имуществом. При этом раздел VI ЖК РФ «Товарищество собственников жилья», соответствующий по содержанию и смыслу указанной норме ГК РФ, конкретизирует цели, порядок создания и деятельности указанного юридического лица.

    Вопросы найма жилого помещения также рассмотрены и в ЖК РФ, и в ГК РФ. Разделение сфер регулирования указанными нормативными документами состоит в том, что принято выделять два вида договоров найма: социального найма и коммерческого. В ст. 672 ГК РФ есть прямое указание на то, что договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. К такому договору допускается применение правил ст. 674, 675, 678, 680, п. 1–3 ст. 685 ГК РФ. Другие положения ГК РФ, регулирующих коммерческий наем помещений, применяются к договору социального найма жилого помещения, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.

    Таким образом, подводя итоги, необходимо сказать, что в сфере регулирования жилищных отношений приоритетом обладает ЖК РФ и иные нормативные акты, отнесенные к сфере жилищных правоотношений. Данные акты соотносятся с актами гражданского законодательства как специальное законодательство по отношению к общему. То есть его применение должно быть обосновано либо отсылочной нормой жилищного законодательства, либо отсутствием необходимой жилищной нормы права, непосредственно регулирующего спорную ситуацию.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх